Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

ТЕМА: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа

ЦЕЛЬ: обучающая: познакомить с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам;

развивающая: развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу; развивать логическое мышление;

воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чувство доброты и дружелюбность.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Личные местоимения», карточки для индивидуальной работы

ХОД УРОКА

Ӏ. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

ӀӀ. Проверка домашнего задания

- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Какое было домашние задание?

стр. 53 Упр. 111

С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с местоимением)

Что такое местоимения? (Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет имя или предмет, а только указывает на него)

ӀӀӀ. Мотивация учебной деятельности

Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино».

И вот он начал

Свой рассказ:

Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Вам было понятно, про что говорилось в стихотворении? Объясните почему так сложно было понять стихотворение?

ӀV. Актуализация опорных знаний

Какие местоимения чаще всего повторялись в стихотворении (Он и она). А к какому роду они относятся? (Он относится к м.р., а она – к ж.р.)

Открываем тетради и записываем число и классная работа.

V. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучать местоимения и узнаем на какие группы можно разбить личные местоимения.

В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8.

Работа по таблице.

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1 – е

2 – е

3 – е

он, она, оно

И первое личное местоимение, с которым мы познакомимся, это местоимение, которое считать себя самым главным? (Я)

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

Если я иду с Машей, то, как скажем о себе? (мы). На сколько человек указывает это местоимения? Значит будет относиться ко мн. числу.

Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. И он у нас, значит относиться к ед.числу.

При беседе с Софией и Денисом я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

А что же у нас необычного в 3 лице? (3 лицо ед.ч. имеет род). Давайте скажем, какие местоимения относятся к 3 лицу? (Он, она, оно).

А какое местоимение будет во мн.ч.? (Они).

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

Таблицу заполнили, а теперь выучим правило.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Выполнения упр. 113 стр. 54

- Теперь выполним упражнение 113. Что мы должны в нем сделать?

В каком лице можно определить род? (Определить род мы можем в 3 лице, ед.ч.) Назовите местоимения м.р.? ж.р.? ср.р.?

VӀ. Физкультминутка

Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они

VӀӀ. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114

А сейчас поработаем над упражнением 114. Что мы должны в нем сделать?

Какие местоимения мы вставили в предложения? (ты, вы, я, мы, она)

На сколько лиц, делится личные местоимения? (Местоимения делятся на 3 лица, а также имеют ед. и мн. число)

2. Работа по карточкам

Карточка 1

Выпиши местоимения:

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

Определи лицо и число местоимений.

Карточка 2

Вставьте пропущенные личные местоимения и укажите их лицо и число.

Митя, подбежав к ребятам, спросил: «… куда идёте?» Геннадий ответил: «… торопимся на стадион, там интересные состязания. … пойдёшь с нами?»

Карточка 3

Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.

1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.

2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.

Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы

3. Самостоятельная работа.

- Упражнение 116 сделайте самостоятельно.


Какие личные местоимения вы вставили? (он, она, оно). К какому роду относится местоимение он? Она? Оно? (М.р. – он, ж.р. – она, ср.р. – оно)

VӀӀӀ. Итог урока

Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали про, то что личные местоимения имеют 3 лица и делаться на ед. и мн. числа)

Назовите группу местоимения, про которую мы говорили на уроке? (МЫ говорили про личные местоимения)

Назовите местоимения, которые относятся к 1 лицу? ко 2 лицу? к 3 лицу? (К 1 лицу относятся местоимения – я и мы, ко 2 лицу – ты и вы, к 3 лицу – он, она, оно и они).

ӀХ. Рефлексия

Веселые задачки
Задаю вопросы, кто знает ответ поднимает руку.
1) Первый слог слова – местоимение 2 лица ед.ч., второй слог – звук, который издает лягушка . Вместе – овощ. (Ты-ква).
2) Первый слог – личное местоимение 1 лица ед.ч., остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают человека, который часто жалуется. (Я-беда).
3) Какие два местоимения портят дорогу? Местоимения 1 лица ед.ч. и мн.ч. (Я-мы)

4) Какие два местоимение одинаково читаются слева направо и справа налево? Местоимения 3 лица ед.ч. (Оно)

5) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? Эти местоимения 1 лица мн.ч., 2 лица ед. и мн. числа и 3 лица мн.ч. (Они вы-мы-ты).

Х. Домашнее задание
- Вот и закончился наш урок. Открываем дневники и записываем домашнее задание. стр. 55 Упр. 117.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.