Муниципальное образовательное бюджетное Учреждение Лицей №6

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Конспект урока

по литературе на тему

« Личность А.А.Блока

и его творчество. Романтический мир раннего Блока»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

высшей категории Исанова И.Г.

Мелеуз, 2015

Цели урока

Обучающая:

1) познакомить учащихся с биографией поэта А.А.Блока, с темами и мотивами его творчества;

2) выявить влияние философии В.С.Соловьева на раннее творчество поэта (на цикл «Стихи о Прекрасной Даме»);

3) определять основную проблематику лирических произведений; мотивы творчества поэта;

4) определять понятия «Серебря ный век», понятия «символизм», «символ», «мотив», «лирический герой», «звукопись», «цветовая гамма» .

Развивающая:

1)совершенствовать умение (анализ и систематизация материала)

    определять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения,

    определять роль пейзажных зарисовок;

2) совершенствовать умение составлять характеристику героя ; выявлять характерные особенности, роль и место героя в си стеме образов, авторскую оценку;

3) совершенствовать умение (развитие мышления)

    самостоятельно формулировать цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью;

    корректировать свою деятельность;

    вырабатывать критерии оценки и определить степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. анализировать лирическое произведение;

    определять его принадлежность к одному из лирических жанров;

    выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы ;

    работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности ; выдвигать гипотезу,

    структурировать материал,

    подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции ;

    извлекать информацию из несплошного текста (иллюстрация, таблица, схема)

    пользоваться всеми видами чтения;

    готовить и представлять проекты;

4) совершенствовать умение (развитие речи)

    работать в группах;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

    слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    владеть монологической и диалогической речь;

    владеть техникой выразительного чтения;

    задавать вопросы.

Воспитывающая:

    воспитание любви к русской классической литературе;

    воспитание любви к прекрасному (эстетических вкусов);

    воспитание самостоятельность, творческую активность учащихся.

Оборудование

    Проектор.

    Компьютер.

    Видео-презентация «Жизнь и творчество А.А.Блока».

    Видеоролик «Имя твоё – птица в руке».

    Стихотворения А.А.Блока « «Я, отрок, зажигаю свечи…», « Вхожу я в тёмные храмы».

    Раздаточный материал: таблицы для анализа стихотворений, карточки для рефлексии.

План урока

    Организационный момент.

    Личность А.А.Блока и его творчество. Романтический мир раннего Блока:

а) видеоролик «Имя твоё – птица в руке»;

б) видео-презентация «Жизнь и творчество А.А.Блока»:

Просмотр работы;

Анализ представленного материала;

в) «трилогия вочеловечения»: деление творчества поэта на книги и циклы;

г) влияние философии Вл.Соловьева на взгляды символистов (проверка домашнего задания);

3. Анализ стихотворений А.А.Блока « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», «Я, отрок,

зажигаю свечи…», « Вхожу я в тёмные храмы» (по группам):

а) определение мотива в стихотворении, восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем;

образ лирического героя; символы;цветовая гамма; звукопись;

б) обобщение и систематизация собранного материала; соотношение собственных выводов с мнением ученых.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание. Выставление оценок.

Ход урока

Блока я считаю не только величайшим

поэтом первой четверти XX века, но и

человеком-эпохой, то есть самым

характерным представителем своего

времени.

Анна Ахматова

Учитель. Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра! (В.Брюсов)

Серебряный век… Когда мы произносим эти слова, то в нашем воображении возникают ассоциации.

Какие ассоциации у вас вызывают эти слова?

Ученики. Серебряный век – это блеск, яркость, сияние, звон, хрусталь, бокалы, хрупкость, утонченность, бряцанье, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, блики, дымка, волшебство, шепот, голоса, тайна…

Учитель. Вот на таких ассоциациях построено стихотворение М.Цветаевой, ярчайшей представительницы поэтов Серебряного века. В нем зашифровано имя поэта, о творчестве которого у нас на уроке пойдет речь.

(Просмотр видеоролика, подготовленного учеником. Читается стихотворение М.Цветаевой «Имя твое - птица в руке…»)

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим - сон глубок.

Учитель. Александр Александрович Блок. С его творчеством мы будем знакомиться на последующих уроках. Каждый раз, начиная изучение новой темы, мы следуем определенному алгоритму.

- Скажите, в какой последовательности мы это делаем?

Ученик. Сначала мы знакомимся с биографией писателя или поэта, затем говорим об особенностях творчества, о его периодизации, читаем и анализируем произведения (определяем круг тем и проблем, затронутых автором; рассматриваем особенности характера героев, сюжетную линию, композицию произведения и т.д.)

Учитель. Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ученик. Мы, скорее всего, познакомимся с биографией А.А.Блока, особенностями его творчества как поэта-символиста и начнем анализировать его стихотворения.

Учитель. В самом деле, разговор об А.А.Блоке мы начнем с его биографии. Сегодня представляют свой проект Печеникина, А.СабитовР., Сазонов Н., Санкина А.

Ученик. Мы решили кратко рассказать о жизни поэта в виде видеофильма-презентации. Представляем нашу работу на ваш суд.

(Показ видео-презентации).

Учитель. Оценим работу ваших одноклассников по трем критериям:

1) отбор материала (содержание);

2) умение выступать (представлять работу);

3) эстетическое оформление.

Ученики высказывают свою точку зрения на представленную работу. Выставляются три оценки.

Учитель. Просмотрев видео-презентацию о жизни А.А.Блока, скажите,

- Что вас удивило в личности поэта?

- Чем он вам запомнится?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы)

Учитель. Сколько бы мы ни говорили о личности А.А.Блока, но больше всего запоминаются его стихи:

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет…»

« Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив…»

« Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне и́збы серые твои,
Твои мне песни ветровы́е -
Как слёзы первые любви!..»

« Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи…»

« О, я хочу безумно жить :

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!»

Все свое творчество сам А.А.Блок назвал «трилогией Вочеловечения»: «Таков мой путь

теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и … - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души» . В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: "Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах".

Он разделил свою поэзию на 3 тома, 20 лирических циклов («стран души»).

1 КНИГА (1898-1904).Теза

Циклы: "Ante Lucem" (До света), "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья"

2 КНИГА (1904-1908). Антитеза

Циклы "Пузыри земли", "Ночная фиалка","Разные стихотворения",

"Снежная маска","Город", "Фаина", "Вольные мысли"

3 КНИГА (1907 – 1916 ). Синтез

Циклы: "Страшный мир" , "Возмездие" , "Ямбы", "Итальянские стихи","Разные стихотворения", "Арфы и скрипки" , "Кармен" ,"Родина", "Соловьиный сад","О чем поет ветер".

Как вы понимаете, мы должны разобраться с каждой книгой творчества А.А.Блока и посмотреть, как от книги к книге как меняется лирический герой. Почему каждый том имеет свое специфическое название?

Каждая книга имеет свои темы, особенных героев особую символику, цветовую гамму, ритмику стиха. Нам это нужно будет увидеть, почувствовать, понять.

Начнем мы с домашнего задания. На предыдущих уроках состоялся разговор о трех основных литературных направлениях поэзии Серебряного века: символизме, акмеизме и футуризме. Затрагивали вопросы о философии и эстетике этих течений, их особенностях. Подробнее рассматривали символистов, говорили о группировках (младших и старших символистах), об их поэтических вечерах. Остановились на чертах, философских установках и мировоззрении поэтов данного направления. На символистов имел большое влияние Владимир Сергеевич Соловьев русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Вы должны были найти, какие основные черты символизма как литературно-философского направления наметил В.С.Соловьев.

Ученики. По мнению В.С.Соловьева, для символизма характерны

    поэтика намека и иносказания»

    эстатизация смерти как бытийного начала;

    знаковое наполнение обыденных слов;

    апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность;

    стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

    отношение к слову как многосмысленному посланию, как к семантически трудно переводимой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;

    глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;

    изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

Из учения В.С.Соловьева символисты взяли культ Души Мира, Вечной Женственности; Жены, обличённой в Солнце. Только она может спасти мир от катастрофы. Любовь к миру открывается через любовь к Женщине.

Учитель. А.А.Блок увлекался учением В.С.Соловьева, кроме этого он был влюблен в Л.Менделееву. Все вместе дало толчок для создания одного из самых красивых и загадочных циклов в творчестве поэта – «Стихи о Прекрасной Даме». Обратите внимание, что Прекрасной и Даме пишутся с большой буквы.

- Как вы думаете почему?

Ученик. Это знак уважения, преклонения перед женщиной.

Учитель. Прекрасная дама, дама сердца. Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена?

Ученик. Рыцари Средневековья.

Учитель. Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари Средневековья посвящали им свои подвиги, писали стихи, воспевая их красоту и духовное совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены таинственностью, мистическим содержанием, а средством выражения выбирали символы, знаки. Посмотрим, какие символы и знаки использовал А.А.Блок, когда говорил о своей возлюбленной – Любови Дмитриевне Менделевой.

Переходим собственно к анализу стихотворений этого цикла. Перед вами пять стихотворений из данного цикла.

- Как вы думаете, прочитав их, что мы можем понять об особенностях данного цикла?

- Что мы должны, в первую очередь, рассмотреть?

Ученики. Важным представляется образ героя, образ героини, символика.

Учитель. Соединив именно эти составляющие, мы увидим поэтический мир А.А.Блока.

Каждая группа будет работать над стихотворением и анализировать его по следующим критериям: мотив; символика, цветовая гамма, звукопись; образ Прекрасной Дамы; образ лирического героя. (Каждой группе раздается карта-таблица, которая заполняется примерами и выводами)

***

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

***

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озарённый,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

(25 октября 1902г.)

***

Имеющий невесту есть жених;

а друг жениха, стоящий и внимающий ему,

радостью радуется слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

(7 июля 1902г.)

Предположительное заполнение таблицы

Название

«Вхожу я в темные храмы»

«Я, отрок, зажигаю свечи»

«Предчувствую Тебя»

Год написания

25 октября 1902 г.

7 июля 1902 г.

4 июня 1901 г.

Мотив

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери.

Центральный мотив стихотворения - мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой.

Мотив - преданное поклонение лирического героя Ее образу - чистому, прекрасному, женственному, вечному.

Христианские мотивы.

Мотив - тревоги ожидания, предчувствие перемен и одновременно боязни встречи с возлюбленной.

Эпиграф

Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключается зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

Особого внимания заслуживает эпиграф. Он дает понять, что с приходом любви человек вырывается из повседневности, любовь делает человека лучше, возвышает его, хоть порой и порождает страх и смятение.

Символы

Храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством.

«Темные храмы» - это символ любви. «Храмы» - это божественное, в то же время, эпитет «темные» означает что-то неизведанное, загадочное, таинственное и манящее. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) подчеркивают непорочность, чистоту Героини. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.

Ещё огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. А любовь – тайна, нечто совершенное, неземное.

Символ крушения – «подозрение», «падение горестное» и «смертельная мечта».

Цветовая гамма

Преобладающий цвет – золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды). Этот цвет является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. Золотой цвет несет тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия.

Оттенки темно-красного («В мерцании красных лампад…») несут в себе трагичность, жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови.

Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя.

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.

Звукопись

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг.

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота.

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.

Акцент на звонком «р» придает выразительность, торжественность

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем

Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

У неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая.

Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.
Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…».

Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Образ Прекрасной Дамы нематериален и материальна одновременно: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но лирический герой искренне верит в возможность её земного воплощения.

Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.

У Неё нет имени, каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя.

Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е.
в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление ЕЁ передано
возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя
мечты».
Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение
перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса.
Прекрасная Дама - идеал женщины, который не совместим с действительностью.

Лирический герой

Лирический герой находится в состоянии ожидания, он трепещет, волнуется, сомневается, та ли это женщина, которую он искал, Сначала он даже боится всей силы, красоты и гармонии, однако затем, говорит, что «привык к этим ризам», то есть свыкся с ее божественностью и совершенством, и теперь это его уже не пугает, он верит («Но я верю: Милая – Ты»), во всеобъемлющую женственность, нежность. Лирический герой - не просто влюбленный, а Человек вообще, стремящийся к слиянию с Душой Мира, то есть к достижению абсолютной гармонии

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик.

Мечта лирического героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Он обожествляет возлюбленную, это видно по написанию местоимения "Ты" и по невозможности жизни без нее: "О, как паду - и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!"
и одновременно боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.

Возможность соединить земное и идеальное ставится героем под сомнение.

(Ученик из каждой группы выразительно читает стихотворение, группа представляет свою точку зрения по выдвинутым критериям)

Учитель. Проанализировав три стихотворения А.Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», мы приблизились к пониманию символизма как литературного направления, окунулись в мир ранней лирики А.А.Блока. Пришло время обобщения.

(Ученики обобщают собранный материал, систематизируют, делают выводы).

Учитель. Посмотрим, как литературоведы характеризуют цикл «Стихов о прекрасной Даме» и скорректируем свои выводы.

«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановые. Они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви (чувства к Л.Менделеевой). Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».

(Мнение ученых проецируется на экран или написано на доске. Учитель читает.)

Мотив. Ожидание Встречи с возлюбленной – встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом, сменяется сомнениями, боязнью крушения любви, нарастают настроения несовместимости земного и небесного.

Символы . Храм, церковь, лампады, свечи. Они подчеркивают ритуальность происходящего так же, как живописная палитра, состоящая из белого, алого и золотого цветов.

Звукопись. Многопланова. От нежных, светлых, теплых «а», «о», «е» до звонкого «р», передающего торжественность.

Прекрасная Дама .Безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви героя. Она – «Дева», «Заря», «Величавая Вечная жена», «Святая», «Ясная»…

Герой . Влюбленный рыцарь, смиренный отрок, готовый к самоотречению.
Их любовь . Это слияние земного и небесного, приближение человека к высшему благу – гармонии, абсолютной солидарности. Через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно прозреть её небесную природу.

(Ученики высказываются, насколько их мнение совпало с мнением ученых.

Учитель дает положительную оценку работе учащихся.)

Учитель. Рефлексия. Подведем итоги урока. Вы узнали о жизни А.А.Блока, каким он был человеком. Познакомились с ранним периодом творчества. Теперь, как в импрессионизме, отойдем немного назад и увидим «картинку» урока в целом. Задание выбирайте сами.

Задание 1. Заполнить карточку

А.А.Блок – это__________(Можно определить оценочным словом)

(Самый загадочный и непостижимый поэт)

Поэтический мир раннего творчества поэта – это -_______(Можно подобрать ассоциативный ряд)

(Тайна, мистика, блики, мерцание, божество, неземная красота)

Прекрасная Дама - это ___________________________(Можно описать эпитетами)

(Совершенство, «чистейшей прелести чистейший образец», недосягаемая, неуловимая,

желанная, роковая женщина)

Лирический герой – это __________________________ (Можно описать эпитетами)

(Рыцарь без гнева и упрека, всегда любящий, всегда ждущий, преклоняющийся перед своей возлюбленной)

Задание 2.

Написать синквейн на тему «Стихи о Прекрасной Даме». (Можно о любви лирического героя к Прекрасной Даме)

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Задание 3. Написать в Твитторе: Что бы написал А.Блок после того, как закончил цикл «Стихов о Прекрасной Даме». (Когда поэт закончил поэму «Двенадцать», в своем дневнике он написал: «Сегодня я – Гений»)

(Чтение нескольких работ, остальные собираются учителем для оценивания)

(Выставляются оценки за работу на уроке)

Учитель. Кому на сегодняшнем уроке, по вашему мнению, можно выставить оценки?

(Ученики анализируют уровень деятельности одноклассников на уроке.)

Домашняя работа. Как меняется лирический герой в цикле «Распутье»?

Блок Александр Александрович был рожден в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.

За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

В те времена разводы были редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви: за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха. Менять фамилию сына на свою или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком.

Свои детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.


Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла Саше произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и ее юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времен. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, ее образ, запечатленный в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.


В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

Начало творчества

Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет он взахлеб читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.

Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью именитому отечественному ученому . Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью и страстью. Любовь Дмитриевна также стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.


Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».


Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.

В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплета были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.

Революция 1905-1907 годов

Революционные события стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Стихи о любви отошли на второй план.

Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.

Тогда же Блок, который, боготворя свою жену, не отказывался от возможности питать нежные чувства к другим женщинам, воспылал страстью к Н.Н. Волоховой, актрисе театра Веры Комиссаржевской. Образ красавицы Волоховой вскоре заполонил философские стихи Блока: это ей поэт посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная Маска», с нее списывал героинь пьес «Песня Судьбы» и «Король на площади».

В конце 1900-ых годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения простого народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую, глубоко личную индивидуальность.

Отказ от символизма

1909 год был очень сложным для Александра Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены Людмилы. Тем не менее, внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил своему сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на крупных творческих проектах.

В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из книги «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».


Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.

В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.

Октябрьская революция

Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда , Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский и многие другие вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.

Личная жизнь

Первая и единственная жена Блока – Любовь Менделеева, в которую он был безумно влюблен и которую считал своей настоящей судьбой. Супруга была для писателя поддержкой и опорой, а также неизменной музой.


Однако представления о браке у поэта были достаточно своеобразные: во-первых, он был категорически против телесной близости, воспевая любовь духовную. Во-вторых, вплоть до последних лет своей жизни Блок не считал зазорным влюбляться и в других представительниц прекрасного пола, хотя его женщины никогда не имели для него такого значения, как жена. Впрочем, Любовь Менделеева также позволяла себе увлекаться другими мужчинами.

Дети у супружеской четы Блоков, увы, не появились: ребенок, родившийся после одной из немногих совместных ночей Александра и Любови, оказался слишком слаб и не выжил. Тем не менее, у Блока осталось достаточно много родственников как в России, так и в Европе.

Смерть поэта

После Октябрьской революции происходили отнюдь не только интересные факты из жизни Александра Александровича. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.

В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей.


Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание поэта совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.


Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил свои записи и принципиально не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Долгое время ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако своего подтверждения эти слухи не нашли.

Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия нашего народа.

Л.А. Колобаева

В последнее время все чаще говорят о драматизме поэзии - говорят критики, историки литературы, поэты. М. Алигер, отвечая на анкету «Вопросов литературы», сказала: «...Блок научил меня тому, что сила и выразительность поэзии заключается прежде все­го в ее драматизме…».

Эта мысль вряд ли верна относительно поэзии вообще, но верна в отношении к Блоку.

Острейшее ощущение трагически непримиримых противоречий жизни присуще уже лирике второго тома собрания его стихотворений и заполняет собой стихи третьего. Образ «бездны разорванной в клочья лазури» - символ «разорванного» сознания, раздвоенной человеческой личности, теряющей себя во внутренней вражде противоположных стремлений, когда разум презирает чувства, а страсти смеются над разумом и долгом и ставят им ловушку.

Все это как будто совсем не похоже на то, что обещала поэзия Блока вначале. Однако это не так. Такими символами является не только Прекрасная Дама, но и Дон-Жуан (потом к ним добавится наиболее значительный - символ Куликова поля, Родины). Их смена, столкновение и внутренняя связь полны смысла. Вдумаемся в него.

Однако уже несколькими годами позже, на следующем этапе своего пути (1904-1908) поэзия Блока стала поэзией разуверений. Встреча поэта с живой реальностью в эпоху первой русской революции, в момент, когда социальные, классовые, политические противоречия российского общества были раскалены до взрыва, пока их не разрешившего, разбудила поэта от его «розовых снов», расколов идеальную цельность его личности и миросозерцания. На лирику Блока после «Стихов о Прекрасной Даме» можно смотреть под углом зрения разных проблем - стихийности, эстетства, уклонения от «пути» и т. п. И все эти и подобные обольщения Блок действительно узнал и прошел. К тому же в творчестве Блока этого периода можно отчетливее увидеть теперь и искушение «нигилизмом», духом отрицания и иронии.

Высокие идеальные начала жизни - те, которым Блок поклонялся прежде, - обесцениваются в глазах Блока, кажутся ему лживыми или бессильными, ничтожными: «некого любить», нечему «служить», не во что верить, некому даже «изменять» (как он скажет позже, в 10-е годы: «...нет счастья, нет измен...»). Ироническое мирочувствование (во второй период его творчества) грозит стать сплошным, закрывающим весь его горизонт, хотя Блок и сопротивляется этому. «Кривая» усмешка в художественном мире Блока появляется даже в картине неба, окрашивает собой природу:

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск.

(Характерен этот прозаический, даже технизированный образ «диска», заменяющий традиционно-поэтическую «луну».)

Художественный образ у Блока этого периода - образ реальный и в то же время призрачный, зыбкий, мерцающий, образ двуликий. Причем если раньше, в «Стихах о Прекрасной Даме», подобная символистская двуплановость образа была мистически возвышающей (в видимом, земном, человеческом поэту нужно было прозреть чудо, нечто бесконечное и безусловное), то теперь она, напротив, развенчивающая, горько-отрезвляющая, ироническая. Его поэзия движима отныне желанием уличить Город в его «безысходных обманах», в фальшивой жизненной игре, когда люди и вещи стано­вятся оборотнями:

Здесь ресторан, как храмы, светел,
И храм открыт, как ресторан...

Иронией и страданием одновременно, чувством «сораспятия» (по выражению Л.И. Тимофеева) переполнены пронзительные блоковские диссонансы, входящие в его лирику в эту пору, образы-парадоксы, соединяющие то, что не может и не должно соединяться, сочетания-кощунства, свя­тотатства, по существу неожиданно и убийственно точные - «кадило» становится «зловонным», красный фонарь публичного дома облачается «ризой»:

Там, на скале, веселый царь Взмахнул зловонное кадило, и ризой городская гарь Фонарь манящий облачила!

Ища по-прежнему «бесконечно красивых», желая безграничного добра, лирический герой в человеческой личности встречает лишь половинчатость - получувства, полукрасоту, получистоту, полусилу. Кошмарным видением преследуют его образы человеческой неопределенности - не белого, не черного, не молодого, не старого – образ «стареющего юноши»:

И в дождливой сети - не белой, не черной - Каждый скрывался - не молод и не стар.

В лирически пережитой, прочувствованной до дна духовной половинчатости обособленной личности, в приговоренное ее на «полусуществование» Блок угадал опаснейшую болезнь века, и поэтическое ее выражение стало одним из самых значительных открытий его психологической лирики.

Спасение Блока от «нигилизма» и эстетства (а они почти всегда рядом) заключалось не только в романтическом максимализме, безмерности его требований к действительности, но прежде всего в том, что Блок всегда помнил об истоках своей поэзии: знал о существовании единственной любви, безусловного идеала и цельности личности, - изведал всю силу «памяти об отчизне», как, символически обобщая, он все это называл. Недаром характернейший для зрелого Блока структурный тип лирического стихотворения - это исповедь о таком состоянии, когда сквозь переживаемое сейчас, в настоящем, прорывается (глухо, подавленна или непосредственно, в полный голос) - укором, сожалением, болью или надеждой - «напев» этой памяти. (Именно так построены стихотворения «Утро в Москве», «Когда-то гордый и надменный...», «Все, что память сберечь мне старается...», «Я вижу блеск, забытый мной...» и многие другие.)

Поэтический дон-жуанизм Блока весьма настойчив и своеобразен. Но нужно иметь в виду не только прямое обращение поэта к образу Дон-Жуана (в стихотворении «Шаги командора», 1910-1912 гг.; в поэме «Возмездие» и др.), но и косвенное - в широком контексте любовной лирики поэта, многообразно варьирующей ситуацию дон-жуанства.

Дон-Жуан является в литературе рубежа веков не только у Блока. Можно назвать такие произведения, как «Дон-Жуан. Отрывки из ненаписанной поэмы» К. Бальмонта (1898), «Отвергнутый Дон-Жуан. Драматическая трилогия в стихах» С. Рафаловича (1907), критические и историко-литературные статьи «Тип Дон-Жуана в мировой литературе» Бальмонта (1903), «Дон-Жуан» графа Алексея Толстого. Историко-литературный этюд» Маргариты Соломон (1907) и др.

Это не просто случайность. Хотя можно было смеяться, как это делал автор «Возмездия», над старомодностью и неуместностью Дон-Жуана в нынешнем веке, его загадка явно задевала Блока и его современников.

Символ Дон-Жуана приходится кстати в кризисные моменты жизни - жизни человеческой личности и общества - в пору «распутий». Когда каждому предстоит выбор и решение, но решение дается слишком трудно, оно еще не принято, и потому в мифе о Дон-Жуане необычайно притягательной становится бесконечность стремлений и возможностей, неспособность смириться с неизбежной односторонностью всякого решения.

К. Бальмонт пытается романтизировать в своем Дон-Жуане именно это - вечный мятеж страстей, нескончаемый любовный поиск - поиск красоты. Преодолеть временность, конечность каждого конкретного человеческого чувства, продлить его «миг», по Бальмонту, невозможно, да и не нуж­но. Поэтому мудрость состоит в том, чтобы уметь свободно отдаться переходам, переменам чувств. Под стать Дон- Жуану в его лирике и женская суть (а в ней тайна самой жизни), символизированная образом женщины «с прочь глядящими глазами», образом «змеиной неверности». Изменчивость, многообразная игра форм жизни и есть высшая ее поэзия и красота, утверждает К. Бальмонт.

Но драматизм Дон-Жуана - разрушающая и разрушительная энергия характера - осмыслен в его поэзии крайне поверхностно. В герое «Отрывков из ненаписанной поэмы» мы видим отнюдь не страдание от невозможности найти в реальности желанный высший образец красоты, но скорее упоение процессом вечной чувственной игры. В конечном счете бальмонтовский Дон-Жуан (если его брать широко - как личность определенного типа во всей его лирике) даже не тот, за кого его выдает автор. И в этом, разумеется, причина художественной слабости образа. Однако в нем есть и некоторый объективный художественный смысл. Полная психологическая непредсказуемость, неожиданность проявлений бальмонтовского героя выражает не столько неудержимую стихию чувств, сколько самолюбивое желание личности такую «стихийность» в себе культивировать. «Любить? - Любя, убить - вот красота любви...»; «Приблизься: тебе я всю правду скажу, /А может быть, только ужалю...»; Но согрею ль я другого или я его убью,/ Неизменной сохраню я душу вольную мою...». Такова логика всех маленьких «дон-жуанов» нашего века, «дон-жуанов»-коллекционеров, когда - в эпоху рационализма - эмоциональная стихия мельчает, в качестве редкости дорожает в цене и потому иногда симулируется, изображается личностью.

Художественная суть образа Дон-Жуана в поэзии К. Бальмонта - по замыслу «трагедия эстетизма» - в действительности не трагедия, а мелодрама самовлюбленности и самоутверждения индивидуалистической личности.

Блоковский же Дон-Жуан поистине глубок и трагичен. Трагическое начало, губящее других и гибельное для него самого, акцентировано. Стихотворение Блока о Дон-Жуане недаром названо «Шаги Командора». В легенде о вечном любовнике поэтом выделено именно это - не прелесть обольщения и любовной игры, не ликование страсти, а час расплаты, возмездия, ужас приближающейся встречи с Командором, со смертью. Перед нами Дон-Жуан не обворожительный, не всепобеждающий, даже не смелый и не свободный, а охваченный страхом:

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Однако еще более важно другое. О противоречиях этого мирового литературного типа однажды (тем же Бальмонтом) было верно замечено: «Не то отталкивает нас в Дон-Жуане, что он любил многих женщин, а то, что он смешал любовь с обманом». Блоковский же Дон-Жуан поражает нас тем (и в этом его глубокая, хотя и трагичная человечность), что в нем - в отличие от всех мировых «дон-жуанов» - нет ни тени фальши. Он гибнет и губит, но не обманывает. И он сам - главная жертва. Весь отдаваясь любовному «пожару», «игре трагических страстей», он всегда готов к самоотдаче, к самоказни, к тому, чтобы безжалостно выдать себя на пытку. Так, жестоким самосудом звучит последняя строфа «Унижения» (1911):

Ты смела! Так еще будь бесстрашней!
Я - не муж, не жених твой, не друг!
Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце - острый французский каблук!

Художественная неповторимость и притягательность блоковского Дон-Жуана еще и в том, что в хмелю страстей он верен думе о любви навсегда, не развенчал ее, живет воспоминаниями о ней и все измеряет ею: «Разве это мы звали любовью?» (Курсив Блока.- Л. К.). Как ни парадоксально, его Дон-Жуан в своей сокровенной глубине остается рыцарем Прекрасной Дамы, бесконечно от нее далеким, но внутренне нераздельно с ней связанным. И в этом парадоксе поэт прозревает одну из действительных духовных драм своей эпохи (драмы, пожалуй не знавшей до XX в. такого размаха!) - разделение личности на «внутреннего человека» и «внешнего» - того, кто еще удерживает «в уме», про себя, высокие желания чего-то цельного, гармонического, устойчивого, и - того, другого, реализующегося в действиях, в жизненной практике, каждый день уступающего прихоти случая и в итоге разбитого на куски.

Так, в любовной лирике Блока, даже в пределах «дон-жуанского» ее мотива, просматривается складывающаяся в его творчестве концепция трагической личности, трагического гуманизма. Поэт признает неизбежность и правоту свободы, «мятежа» чувств, даже «произвола» личности и одновременно - необходимость принятого ею высшего, надличного «закона», но пока не в состоянии их примирить.

И в каждом сердце, в мысли каждой -
Свой произвол и свой закон...

В 10-е годы поэт создает образы огромной художественной силы, образы трагического одиночества личности. Особенно выделяется среди них стихотворение «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...», отмеченное самим автором как «очень важное». Образ сильной личности предстает в облике женщины-«кометы» - свободной, «ничьей» и отверженной. При всем таинственно космическом, вселенском колорите стихотворения, запечатленная в героине женственность далека от Вечной женственности Прекрасной Дамы. Мы угадываем здесь реальную, вполне земную женскую судьбу, близкую к судьбе тех русских женщин, которые (подобно прототипу героини стихотворения актрисе Л.А. Дельмас) уже тогда искали творческой активности, дерзали войти в искусство, в театр, в общественную жизнь. Это женственность той, что посмела стать самостоятельной и независимой, за что и наказана, обречена на трагическое одиночество.

Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!

Именно в самозаконности личности, не ведающей «орбит», источник ее неизъяснимой прелести, но и ее вины:

Здесь - страшная печать отверженности женской
За прелесть дивную - постичь ее нет сил...
И в зареве его - твоя безумна младость...
Всё - музыка и свет: нет счастья, нет измен...
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен . (Курсив Блока. - Л. К.)

Личность права, ступая на свой, никем не вычисленный, опасный, даже неправильный путь. Это, по Блоку, бунт против неправого устройства всей жизни: «Все так ужасно, что личная гибель, зарывание своей души в землю - есть право каждого. Это - возмездие той кучке олигархии, которая угнетает весь мир». Но человеку не миновать и тяжкой расплаты за свой «произвол», уклонение от «орбит».

Оправдывая первое - спонтанную волю личности к жизни «в полную меру», вплоть до соблазна «вседозволенности», проклятой Достоевским, Блок, конечно, не может на этом остановиться. Вновь и вновь в его лирике возникает сопротивление эгоцентрическому беззаконию личности и поиск смиряющего его высшего, надличностного начала, приобщающего к всеобщему, мировому, народному.

Трагическим пафосом насыщены стихи Блока о счастье - такие, как «И вновь - порывы юных лет...» (1912), «Миры летят. Года летят...» (1912), «Ты жил один! Друзей ты не искал...» (1914).

В авторе этих стихов - в отличие от многих поэтов-модернистов, как пошлость презревших надежду человечества на счастье, а также в отличие от связанных с этой средой философов-идеалистов типа Н. Бердяева или С. Булгакова - нет ни тени интеллектуалистского высокомерия в отношении к эвдемонизму.

И тем не менее в стихах Блока несомненна отчаянная горечь отрицания личного поиска счастья:

И вновь - порывы юных лет,
И взрывы сил, и крайность мнений...
Но счастья не было - и нет.
Хоть в этом больше нет сомнений!
Пройди опасные года.
Тебя подстерегают всюду.
Но если выйдешь цел - тогда
Ты, наконец, поверишь чуду,
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило...

Объяснение всего этого не только в мысли Блока, созвучной идее Лермонтова, о гордом отказе личности от блаженства невечного, преходящего: «не можем сохранить Неумирающего счастья...».

Блоковское отрицание «счастья» глубже, трагичнее. Счастье виновно не только в своей слабости, временности, но в том, что на нем в этом «страшном мире» непременно лежит тень эгоистического начала, инстинкта обладания, присвоения и обособленности - печать принципа «мое!». Подлинная духовная зрелость, свобода личности и состоит в готовности отказаться от самовластного «мое!» и принять необходимое «наше», связь с миром:

И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь.

В отношении к счастью лирического героя А. Блока выражена вся трагическая раздвоенность личности. С одной стороны, горечь «несбыточной мечты», а с другой - неотступное вопрошание «сердца» все о том же, о счастье, и возвращение на круг надежды.

Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - который раз?

В художественном постижении подобного упрямства, непримиримости человеческой души, твердящей о счастье вопреки «годам», «мирам», «придуманным причинам», Блоком-гуманистом открыт некий, пусть еще неразгаданный, но вечный, непреложный и правый ее «закон».

Одной из вершин трагического гуманизма А. Блока стал его «Соловьиный сад» (1915).

Нужно во многом пересмотреть толкование «Соловьиного сада», ставшее у нас привычным. Неверно усматривать смысл поэмы в идее однозначного торжества долга - возвращения героя к трудной, но достойной, трудовой жизни. В действительности это поэма с непримиримым конфликтом и трагическим исходом.

Все произведение пронизывает пафос несогласованности двух жизненных начал, двух путей бытия - жизни на скалистом берегу, жизни вечного работника, терпящего все тяготы мира («зной», тесноту, обездоленность, скуку и однообразие существования), и «сада» счастья, с его символами изобильной красоты («лишних роз»), услады искусством, любовной страстью. Сюжетное движение поэмы в сложном взаимодействии этих «краев». Между ними не только разительное несходство и чуждость, но и тайна неизъяснимой тяги друг к другу, словно между двумя берегами: когда стоишь на одном, манит другой, противоположный. Именно так происходит с героем: когда он на своем трудном пути, его соблазняет соловьиный напев, когда же в «соловьином саду», он слышит зов моря и к нему возвращается.

Но почему так происходит? В чем Блок видит причину блужданий героя? Причина его бегства из «сада» - не разочарование. Напротив, «соловьиный сад» лучше, краше самой мечты героя:

Чуждый край незнакомого счастья
Мне открыли объятия те,
И звенели, спадая, запястья
Громче, чем в моей нищей мечте.

«Чары» соловьиного сада навсегда захватывают душу героя, ему не забыть этого «края».

Не случайно также беззвучию скалистого берега (до заключительных частей поэмы) противостоит звучность «соловьиного сада». В «саду» «не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы...», «кто-то тихо смеется», раздается «сладкая песнь», сама любовь переливается в звуки - в звон спадающих запястий. И все это соединяется в образ «звенящего сада». Многозвучность его - символ полноты, радостного разнообразия жизни.

Но в каждом из этих миров есть и своя крайняя односторонность, своя «вина». Это, с одной стороны, безрадостность, суровость, однообразие существования, символизированного, в частности, образом бесконечного повторения, круговращения пути работника с осликом:

Донесем до железной дороги,
Сложим в кучу, - и к морю опять...

А с другой стороны - замкнутость «соловьиного сада», его эгоистическая огражденность от «дольнего горя», рождающие «сиротство» души героя.

Потому в нем и пробуждается тяга назад, к морскому простору, который теперь, к финалу, уже озвучен и так мощно, что в «шумах прилива», в «рокотании моря» глохнет «соловьиная песнь». И тем не менее возвращение героя на круги своя, к суровому долгу, труду и самообузданию, - не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Ибо это потери действительных, необходимых человеку благ - свободы чувств, счастья любви, наслаждения искусством, красотой, многообразием жизни.

В поэме выражена идея трагической несовместимости этих двух «берегов» жизни. Сущность индивидуального и социального российского бытия в эту пору преломлялась у Блока, по его собственным словам, в «трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего...»: действительности и искусства, народа и интеллигенции, политики и духовного творчества.

В поэме слышится также общечеловеческий философский вопрос: «наслаждение или долг?» (если использовать формулу экзистенциалистской философии Киркегора). И ответ остается дилеммой: «или - или...».

Жизнь личности «меж двух огней» Блок стремится художественно осознать и в историческом аспекте. В поэме «Возмездие» духовный облик и «родовая» история героя, дворянского интеллигента, отмечена печатью «двоеверья». В таком «двоеверьи» смешались преданность национальной «старине» («живая память старины») с нигилизмом («то нигилист в косоворотке...»). И подчеркнем: подобное - родовое, так сказать, - свойство Блок оценивает с удивительной социальной прозорливостью, приближаясь к горьковской оценке общественной и духовной «промежуточности» русского интеллигента-либерала, с его зависимостью от двух традиционных в нашей истории авторитетов - веры в народ и, условно, в «доброго царя».

Подобное состояние «меж двух огней», абстрагируясь в романтическом сознании Блока, превращается у него в черту русской истории вообще, в черту национального характера.

Где же и в чем ищет Блок разрешения опутывающих жизнь противоречий? Что для него может быть «достойного» в этом «страшном мире», в реальной российской действительности эпохи между двух революций? Довольство «сытых»? Проклятье каторжного труда? Могущество бездушной техники? Довольство мещан всех рангов было изобличено поэтом еще в дни пятого года («Сытые»). «Жалкая» сила технического идола - погоня за «рекордом»- развенчана им в «Авиаторе» («И жалкий мировой рекорд!»). Не спасает современную личность и «бред любви», потому что страсть отделилась от любви, стала всего лишь «черствой чувственностью» (выражение А. Белого), чувством зимним, вьюжным, не греющим душу, отнимающим у человека свободу и «память об отчизне».

Но Блок не был бы Блоком, если бы остановился перед этим - перед неразрешимостью «человеческой задачи». Поэт - в «вечном бою» с самим собой. С трагической концепцией личности и трагическим гуманизмом, с «Соловьиным садом» спорят другие его произве­дения, и прежде всего стихотворный цикл «Родина» (1907-1916). Здесь брезжат просветы, намечаются выходы из тупиков.

Цикл стихов «Родина» был создан напряжением творческой воли поэта - устоять перед отчаянием в «страшном мире», не отдать ему на поругание самого святого («Как не бросить все на свете, не отчаяться во всем...»). Художественная мысль А. Блока здесь поистине бесстрашна. Поэт пытает себя последними вопросами и пределами - смертным часом (такова ситуация «Последнего напутствия») и воспоминанием об утре человеческой жизни («Снится - снова я мальчик...»); тишиной уединенного «старого дома» и желанием слиться с «тысячью жизней», с ветром истории; постылой очевидностью («Грешить бесстыдно, непробудно...») и сказкой и «снами» души.

Оригинальность блоковского подхода к патриотической теме состоит не только в многоаспектности, «полифоничности» ее рассмотрения. Художественное сознание Блока синтетично - это мышление противоположностями: образный поток движется как бы по множеству меридианов от полюса к полюсу, в стремлении охватить всю сферу целиком.

Однако исследователи нередко не­вольно недооценивают целостность замысла, когда выдвигают в качестве главных одни стихотворения - «Россия», «Русь моя...», «На поле Куликовом», «Новая Америка», «Коршун», - те, что прямо связаны с темой Родины, - и отодвигают на второй план, словно не замечают, другие - «Ветер стих, и слава заревая...», «Сны», «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...» и пр. - те, что кажутся слишком личными, частными.

Известно, что в строе блоковских стихов о Родине образы «Русь моя» и «Жена моя» - всегда близко, всегда рядом. Вдумываясь в это, понимаешь, что подобная близость - больше, нежели поэтическая аналогия, метафора, выражающая страстную интимность патриотического чувства Блока. Эти две любви - к единственной женщине и к единственной на Земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости, которые, по Блоку, имеют общую природу, некие общие законы. И та, и другая любовь драматичны, в каждой свое неизбежное страдание, свой «крест», и поэт «бережно» несёт его через всю жизнь:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...

Драма той и другой любви имеет, в глубине своей, и какие-то общие пути исхода, разрешения. Исход зависит от умения связать начала и концы бытия, понять его как целое. И один человек, и вся страна, оглядываясь назад, на прошлое, могут найти в критически» моментах своей истории - моментах крайнего напряжения и возвышения духа, как Россия в памяти о Куликовом поле, - надежду на прорыв трагического круга противоречий, на разрешение неразрешимого: «и невозможное возможно...».

Возвращаясь к минувшему, к памяти - индивидуальной и исторической, - А. Блок ищет подтверждения своих надежд на будущее. Реальная их опора для поэта прежде всего народный характер. Своеобразие народного характера видится А. Блоку в его трагическом «отсвете», отражающем великие трудности русского исторического пути, его «вечного боя»:

От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть...

Ключевые слова: Александр Блок, русский символизм, поэты серебряного века, критика на творчество Александра Блока, критика на стихи Александра Блока, анализ стихов Александра Блока, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века

А лександр Блок написал свои первые стихи еще до гимназии. В 14 лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в 17 - ставил пьесы на сцене домашнего театра и играл в них, в 22 - опубликовал свои стихотворения в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы». Создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы, автор критических статей, Блок стал одним из самых известных поэтов Серебряного века.

Юный издатель и драматург

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Блок - старший, - был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать Александра - дочерью ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались. В 1883–1884 годах Александр Блок жил за границей, в Италии - с матерью, тетей и бабушкой. Официально брак родителей Блока был расторгнут Синодом в 1889 году. Тогда же мать повторно вышла замуж - за офицера гвардии Франца Кублицкого-Пиоттуха.

Мать поэта Александра Блок. 1880. Варшава. Фотография: wikipedia.org

Александр Блок с матерью и отчимом.1895. Петербург. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в детстве. Фотография: poradu.pp.ua

В 1891 году Александра Блока отдали сразу во второй класс Введенской гимназии. К тому времени мальчик уже пробовал сочинять - и прозу, и стихи. В 1894 году Блок начал выпускать журнал «Вестник», и в его литературной игре участвовала вся семья. В редакцию входили два кузена, троюродный брат и мать. Бабушка Елизавета Бекетова писала рассказы, дедушка Андрей Бекетов иллюстрировал материалы. Всего вышло 37 номеров «Вестника». Помимо стихов и статей, Александр Блок сочинил для него роман в стиле Майн Рида: он выходил в первых восьми номерах журнала.

В 1897 году Блок отправился с матерью в Германию, в курортный город Бад-Наугейм. Здесь он впервые по-настоящему влюбился - в жену статского советника Ксению Садовскую. Блоку на тот момент было 17 лет, его возлюбленной - 37. Поэт посвятил Садовской стихотворение «Ночь на землю сошла. Мы с тобою одни», которое стало первым автобиографическим произведением в его лирике.

Их встречи были редкими: мать Блока была категорически против общения сына со взрослой замужней дамой. Однако страсть юного поэта не оставила и в Петербурге, где он несколько раз встречался со своей дамой сердца.

В 1898 году Александр Блок окончил гимназию, а в августе того же года поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юриспруденция молодого поэта не привлекала. Он увлекся театром. Почти каждые каникулы Блок проводил в имении деда - Шахматово. В соседней усадьбе Боблово летом 1899 года он ставил спектакли - «Бориса Годунова» , «Гамлета» , «Каменного гостя» . И сам же в них играл.

Стихи о прекрасной даме

Александр Блок и его жена Любовь Менделеева. Фотография: radiodacha.ru

Андрей Белый. Фотография: lifo.gr

Спустя три года Блок перевелся на историко-филологический факультет. Он начал знакомиться с петербургской литературной элитой. В 1902 году он подружился с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским. Валерий Брюсов поместил стихи Александра Блока в альманахе «Северные цветы».

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой - Прекрасной Даме блоковской любовной лирики. Они были знакомы на тот момент восемь лет, около пяти лет Блок был влюблен. Вскоре в «Северных цветах» вышел цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - название для него предложил Брюсов.

В 1904 году в Москве Блок познакомился с Андреем Белым (Борисом Бугаевым), который стал его «заклятым другом»: Белый был влюблен в Любовь Менделееву. Блок боготворил и превозносил жену, гордился их духовным родством. Однако это не мешало ему регулярно заводить романы - с актрисой Натальей Волоховой, оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. С Андреем Белым поэт то ссорился, то вновь мирился. Они критиковали друг друга, взаимно восхищались творчеством и вызывали друг друга на дуэль.

В 1905 году Россию потрясла первая революция. Она отразилась и в творчестве Александра Блока. В его лирике появились новые мотивы - вьюги, метели, стихии. В 1907 году поэт закончил цикл «Снежная маска», драмы «Незнакомка» и «Балаганчик» . Блока публиковали в изданиях символистов - «Вопросы жизни», «Весы», «Перевал». В журнале «Золотое руно» в 1907 году поэт начал вести критический отдел. Спустя год вышел третий блоковский сборник - «Земля в стихах».

Общество ревнителей художественного слова

Александр Блок в роли Гамлета. 1898. Боблово. Фотография: drug-gorod.ru

Любовь Менделеева в роли Офелии. 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898. Боблово. Фотография: liveinternet.ru

В 1909 году у Александра Блока умер отец и приемный сын - Любовь Менделеева родила его от актера Давидовского. Чтобы восстановиться после потрясений, поэт с женой уехали в путешествие по Италии и Германии. По впечатлениям из поездки Александр Блок написал цикл «Итальянские стихи».

После публикации цикла Блока приняли в «Академию стиха», она же - «Общество ревнителей художественного слова». Его организовал при журнале «Аполлон» Вячеслав Иванов, также туда входили Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов.

В 1911 году Блок снова отправился в путешествие за границу - на этот раз Франция, Бельгия и Нидерланды. Во Франции поэту не понравилось.

«Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) - невылазная грязь, прежде всего - физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции».

Александр Блок

В этом же году вышел его очередной стихотворный сборник - «Ночные часы». Спустя год Александр Блок дописал пьесу «Роза и Крест» и составил из пяти своих сборников трехтомное собрание стихотворений. Еще при жизни поэта его переиздали дважды. Блок писал литературные и критические статьи, выступал с докладами, читал лекции.

В конце 1912 года Александр Блок взялся переписывать «Розу и Крест». Он закончил ее в январе 1913 года, в апреле читал в Обществе поэтов и лично Станиславскому. В августе драму напечатали в альманахе «Сирин». Однако поставили пьесу нескоро - лишь через несколько лет во МХАТе .

В декабре 1913 года Блок лично познакомился с Анной Ахматовой - она пришла к нему с визитом, принеся с собой блоковский трехтомник. Первые два тома поэт подписал «Ахматовой - Блок» , в третий вписал заранее подготовленный мадригал, который позже вошел во все сборники его стихотворений - «Красота страшна - Вам скажут» .

В 1916 году Блока призвали на службу, табельщиком в инженерную часть Всероссийского союза. Войска базировались в Белоруссии.

«Я озверел, полдня с лошадью по лесам, полям и болотам разъезжаю, почти неумытый; потом - выпиваем самовары чаю, ругаем начальство, дремлем или засыпаем, строчим в конторе, иногда на завалинке сидим и смотрим на свиней и гусей».

«Искусство и революция»

Александр Блок, Федор Сологуб и Георгий Чулков. 1908. Фотография: wikipedia.org

Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917. Фотография: arzamas.academy

Отношение к революции у Блока с течением времени менялось. Сначала он принял ее с восторгом, от эмиграции отказался. Блока взяли работать в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» - на должность редактора. В начале 1918 года поэт написал поэму «Двенадцать» и «Скифы» . Его статьи вышли отдельным сборником - «Искусство и революция». Блок делал доклады в Вольной философской ассоциации, готовил к переизданию свою трилогию, был членом Театрально-литературной комиссии и редколлегии издательства «Всемирная литература».

В феврале 1919 года Блока арестовали по обвинению в связи с левыми эсерами. Однако через два дня отпустили - стараниями Анатолия Луначарского. В августе того же года вышел новый сборник стихов - «Ямбы», а Блока назначили членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса. Он много работал, сильно уставал. В одном из писем поэт писал: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…» Здоровье Блока ухудшалось. Однако он продолжал писать и выступать, в 1920 году подготовил сборник лирики «Седое утро». 5 февраля 1921 года появилось стихотворение «Пушкинскому дому» , а 11 февраля в Доме литераторов на вечере, посвященном Пушкину, Блок произнес знаменитую речь «О назначении поэта».

Весной 1921 года Александр Блок просил визу для лечения за границей, но ему отказали. Дальше разыгрывалась драма с огромным количеством действующих лиц, в центре которой оказался смертельно больной поэт. 29 мая Максим Горький написал Луначарскому письмо о необходимости выпустить Блока в Финляндию на лечение. 18 июня Блок уничтожил часть архивов, 3 июля - несколько записных книжек. Луначарский и Каменев выхлопотали разрешение на выезд 23 июля. Но состояние Блока ухудшилось, и 29 июля Горький вновь написал прошение - чтобы жене Блока позволили сопровождать его. 1 августа документы были подписаны, но Горький узнал об этом только спустя пять дней. Было поздно: утром 7 августа Александр Блок умер в своей квартире в Петрограде. Поэта похоронили на Смоленском кладбище.

«Ты твердишь, что я холоден,
замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой».
А.А. Блок, 1916
«С раннего детства проявлял он нервность, которая выражалась в том, что он с трудом засыпал, легко возбуждался, вдруг делался раздражителен и капризен... Одной из его главных особенностей, обнаружившихся уже к семи годам, была какая-то особая замкнутость». (Бекетова, 1990, с. 213, 224.)

«При первой встрече с Блоком всех поражала неподвижность его лица.: Это отмечено многими мемуаристами Лицо без мимики». (Блок, 1980, с. 105)
«...Всегдашнее Сашино "нормальное" состояние - уже представляет громадное отклонение от простого человека, и в том - было бы уже "болезнь". Его смены настроения - от детского, беззаботного веселья к мрачному, удрученному пессимизму, несопротивление, никогда, ничему плохому, вспышки раздражения с битьем мебели и посуды...» (Блок 1980, с. 185.)
«Александр Александрович всегда страдал от холода. Это была зябкость, свойственная нервным людям. Зимой вообще Александру Александровичу жилось гораздо труднее, особенно в темное время - в октябре и ноябре: темнота его удручала и сильно действовала ему на нервы. Это легко проследить по его стихам, написанным в это время года». (Бекетова, 1990, с. 180.) «Эпилептический припадок произошел в возрасте 16-ти лет. Помимо эпилептического припадка имели место приступы психических эквивалентов... В 1911 году у поэта наступает период разочарования в своих мечтах и ожиданиях. Врач констатирует резкую неврастению и лечит его спермином. С мая 1911 года начинается сильная длительная тоска и период запоя. До 1916 г. в личной жизни поэта ничего особенного; продолжается мистическое настроение, тоска и пьянство... С 1918г. творчество Блока обрывается. Поэт делается замкнутым, им все больше овладевает тоска и мрачность, появляются признаки тяжелой болезни. Врач Пекелис, лечивший Блока, был поражен сходством болезни поэта с болезнью его матери. Мы помним эпилепсию у матери Блока, прогрессирующее эпилептическое изменение ее личности. В
апреле 1921 г. поэт уже тяжело болен: начал "омрачаться его рассудок"... Физическая конституция поэта соответствует эпилептической личности: диспластик гипогенитального типа. С самого начата творчество поэта принимает мистически-религиозное направление. Преобладающий мотив его стихов - таинственные дали, чувство гибели мира, грядущей катастрофы... Блок страдал эпилепсией, гл. обр., в форме психоэпилепсии. Шизоидный элемент личности, отмеченный еще с детства, к концу жизни проявился ярче: последние годы Блок стал замкнутым, апатичным и угрюмым. Эти шизоидные черты отразились и на символическом характере творчества поэта». (Минц, 1928, с. 48, №-53.).
«Блок аккуратен до болезненности. У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он все, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки; он читает все декреты, те, которые хотя бы косвенно относятся к нему, вырезывает, - сортирует, носит в пиджаке... Блок патологически аккуратный человек. Это совершенно не вяжется с той поэзией безумия и гибели, которая ему так удается. Любит каждую вещь обвернуть бумажечкой, перевязать веревочкой, страшно ему нравятся футлярчики-коробочки... Все, что он слышит, он норовит зафиксировать в записной книжке - вынимает ее раз двадцать во время заседания, записывает (что? что?) и, аккуратно сложив и чуть не дунув на нее, неторопливо кладет в специально предназначенный карман (Чуковский, 1991, с. 115, 124.)
«Семейная жизнь Блоков в немалой степени была экспериментом по проверке идей Вл. Соловьева о сверхчеловеческой любви, отвлекающейся от плотского начала - экспериментом, давшим удручающие результаты. Начавшись с философского отрицания сексуальных отношений во имя "белой любви" и практического их избегания Блоком, супружество с годами превратилось в серию взаимных измен и тяжелый конфликт между женой и матерью поэта... Психоаналитик Ю. Каннабих ставил в апреле 1917 года Блоку диагноз "нейрастения" и, конечно, предлагал лечение». (Эткинд, 1993, с. 14.)

Характеристика личности Блока, личность блока