Решение большинства проблем в отношениях, работе, управлении эмоциями и стрессом да и в других областях всегда приводит к тому, что нужно что-то менять в себе. Способ мышления, способ действий, убеждения, привычки, характер – набор этих необходимых изменений у каждого свой.

Вы, вероятно, прошли уже огромное количество умных тестов, прочитали интересные книги и статьи, даже знаете, что вам нужно делать, но все «руки не доходят». Хочется, например, научиться расслабляться, но не получается делать упражнения каждый день и два раза в неделю ходить в спортзал. Как же быть и что делать , для того, чтобы этот самосаботаж прекратился и начались регулярные действия, которые и приведут к результатам? Есть восемь самых эффективных способов заняться самоорганизацией.

Для начала вам, конечно, следует определиться, в каком именно направлении вы хотите идти, но никак не начнете. Например, вы давно собираетесь начать бегать по утрам, но никак не начнете делать это каждый день. Хотя оно вам ну просто невероятно надо, так как это для вас – самый лучший способ настроиться на грядущий день и спокойно пережить происходящие в нем трудности и непредсказуемости.

Способ первый: самонаблюдение. В этом случае вы наблюдаете за собой и своим поведением и выявляете закономерности и причины действий, ведущих к негативным последствиям. Также на основании таких наблюдений легче выстроить систему своих целей, качеств и поведенческих привычек, к которым вы на самом деле стремитесь.

Способ второй: адаптируем выбранный план действий под себя. Иначе подстройка — процесс, в ходе которого вы встраиваете новые привычки или действия в свой график жизни, особенности личности и обстоятельства. Например, вы решили заниматься релаксацией, и кто-то вам сказал, что лучше всего выполнять упражнения рано утром. Но ваши биологические часы так устроены, что встав на час раньше и промучавшись с упражнениями, вы целый день чувствуете себя раздраженным и уставшим. Для вас гораздо эффективнее будет, например, изменить время занятий.

Способ третий: материальное и социальное поощрение. Например, если вы неделю питались здоровой пищей или ходили в спортзал, вы можете купить себе приятный подарок. Или же вы можете попросить близкого человека поощрять вас призами, сувенирами или деньгами за каждый выполненный шаг. Суть заключается в том, что материальное и социальное подкрепление повышают ве­роятность повторения данного образа действий. Поощрение должно иметь ценность для вас, тогда оно будет эффективным. Социальное подкрепление – это любая значимая для вас форма признания, награды, поддержки от другого человека, например за каждую пробежку ваша супруга от души вас хвалит.

Способ четвертый: контракт с самим собой или со значимым для вас человеком. Контракт составляется по схеме «если-то». Например, «если я не буду есть жареное всю неделю, то угощу себя мороженым в воскресенье». Если вы привлекаете кого, чье мнение для вас значимо, и заключаете с ним контракт, то такой контракт автоматически становится более значимым, особенно если заключить его в письменной форме и в присутствии какого-то еще третьего лица.

Способ пятый: постепенное освоение отдельных задач в рамках общей большей цели. Этот способ применим тогда, когда вас сложно сразу выполнить все шаги, необходимые для достижения изменений. Тогда вы выбираете какой-то один блок, например, научиться раньше вставать, и занимаетесь какое-то время исключительно им. Блоки-шаги составляются по мере возрастания трудности. Например, если вы хотите начать зани­маться спортом, то вы можете начать с занятий раз в неделю по 20 минут, постепенно увеличивая нагрузку и ее частоту.

Способ шестой: напоминания. Создайте собственную систему напоминаний: заведите ежедневник, делайте заметки на настенном календаре, просите кого-то напомнить вам и т. д.

Способ седьмой: работа в группе. Вы можете найти сообщество или тренинговый центр, клуб, в котором можете заниматься в обществе людей с теми же целями, проблемами и задачами.

Способ восьмой: профессиональная помощь. В зависимости от той задачи, которую вы себе ставите, вы можете выбрать себе специалиста. Это может быть например, психолог, консультант, фитнес-тренер, коуч.

Недавно я писал о самодисциплине – было две довольно подробные и основательные статьи: собственно и . Сегодня – небольшое, но, надеюсь, довольно ценное и неочевидное дополнение, которое поможет научиться себя организовывать чуть лучше.

Когда организуешь себя для какого-то дела, пытаешься ставить цели и достигать их, тебя в той или иной мере осаждают посторонние желания и мысли, зачастую приходится делать то, что не хочется. Любая работа, даже самая творческая по своей сути так или иначе связана и с рутиной.

Или иначе. Есть желание что-то делать (зарядку, вести дневник, учить иностранный язык – и еще неслабая вереница стандартных примеров), но это желание скоро исчезает, человеку не хватает регулярности. Недельку-другую держится – а потом…

У меня такая ситуация была с личным дневником. Я несколько раз начинал его вести – и это продолжалось несколько недель, а потом забрасывал (не было быстрых результатов и обратной связи от читателей, как в случае с блогом). Наткнувшись же через год-два на старые записи, я получал прямо-таки вагон и маленькую тележку ценной пищи для ума, множество возможностей понять и проанализировать себя.

Я хотел вести дневник – пусть даже не всегда было что записывать. С , прости Господи, было все в порядке (человеческим языком говоря: это было мое настоящее желание). Я мог заставить себя делать записи каждый день – но в таком дневнике, как я понимаю, толку немного.

Решение оказалось очень простым. Причем даже не гениально-простым, а именно простым и логичным, до него было легко дойти, если бы правильно ставить задачу.

Я часто записываю свои рабочие размышления на черновике. Так удобнее думается, начертив схемку или выписав в столбик список вещей, которые в это время занимают сознание, гораздо проще принять решение. Я просто стал делать эти записи в ежедневнике, последовательно заполняя его страницы. В итоге я и получил что хотел – материал для самоанализа в будущем. Это получился не совсем дневник, но в данном случае никакой разницы нет.

Зачем я это рассказал?

Затем, чтобы продемонстрировать на простом примере механизм самоорганизации – точнее, способ, который может помочь организовать себя для выполнения дела, которое по каким-то причинам выполняется со скрипом.

Механизм таков:

1. Понять, что конкретно вам нужно. (В моем случае – субъективные записи, помеченные датами)
2. Повертеть головой влево-вправо и найти дело, которое вы делаете просто так, регулярно. (В моем случае – наброски для принятия решений, рабочие размышления)
3. Совместить то, что нужно, с тем, что и так делается.
4. PROFIT!!!

В качестве дела, которое вы делаете просто так, может также выступать:

— проблема, требующая решения
— дело, которое можно делать по-другому
— хобби, которое можно слегка модифицировать
— хобби друга, которое можно слегка модифицировать;)

Короче. Главный совет этого поста, который может помочь вам стать чуть более организованным по жизни:

Чтобы организовать самого себя для выполнения какого-то дела, постарайтесь найти другое дело, так, чтобы можно было убить двух зайцев

(Хотя мне больше нравится такая формулировка: У вас есть проблема? Натравите ее на другую проблему!)))

Подобные «лайфхаки» часто называют . Я бы назвал сегодняшний совет несколько более честно. Например, так: «принцип эффективного мышления». Как-то длинновато, правда, получилось…

Ну да ладно. Переходим ко второй половине статьи. Все вышенаписанное – тоже важно и полезно в плане организации себя, но ради такого совета я бы не стал огород городить пост писать.

На рассмотренном примере отлично выявляются некоторые другие закономерности, о которых тут уже писалось ранее. Поняв это, я лишний раз осознал, насколько все в жизни взаимосвязано, насколько сходны причины у самых разнообразных проблем и неопрятностей . От неумения организовать себя – до увлечения поп-психологией и проблемами с , мотивацией, самодисциплиной.

Судите сами:

— моя изначальная проблема (неумение организовать себя для ведения дневника) была вызвана нечетким представлением о том, чего я, собственно, хочу. Сознание просто скользнуло в привычную, шаблонную сторону – дневник? Дневник!
(а ведь любое развитие может протекать только если разум свободен от шаблонов – или хотя бы усиленно с ними борется)

— можно сказать и по-другому: проблема проистекала из неумения (нежелания?) анализировать удачи и неудачи);

— а можно и так: я пытался делать что-то, чего на самом деле не хотел. Когда заходит речь об организованности и самодисциплине – значит, дело не вяжется с вашими желаниями. Однако я продолжал попытки вместо того, чтобы остановиться и подумать.

Время любит жесткие рамки, поэтому организация и планирование повседневных и рабочих дел является неотъемлемым шагом на пути к успеху. Эффективный тайм менеджмент поможет успевать всегда и везде, не оставлять невыполненных дел на завтра, а также придаст несколько часиков для заслуженного отдыха. 15 простых и эффективных советов решат основную проблему - нехватку времени.

1. Планирование - основной шаг в организации времени

Без четкого планирования эффективность дел будет очень низкой, а часы побегут сквозь пальцы как песок. И планирования в уме тоже не выход, ведь забыть о деле очень легко - это человеческий фактор. Поэтому в помощь вам придет, в первую очередь, обычный блокнот . Главное, чтобы ваши планы и цели были записаны на бумаге. Считайте, что без записи их просто не существует. Спланируйте день заранее. Записывайте в блокнот тезисами список всех дел на день, включая пробуждения, время на умывание и подготовку к выходу из дома. Смотрите записи в блокноте за завтраком и в течение всего дня. Не забывайте записывать новые дела и вычеркивать уже сделаны. Такие записи покажут, что вы успели сделать в течение дня и не провели ли вы свое время впустую, а также повысят эффективность работы на 30%. В конце дня вы сможете с улыбкой взглянуть на обширный список сделанных дел и гордиться собой.

При планировании помогут также календари, записи на рабочем столе в ноутбуке или планшете, заметки и напоминания в мобильном телефоне . Хорошим способом напомнить о важных делах будут цветные наклейки на видных местах, специальные доски для записей и тому подобное. Современные технологии позволяют быстро и просто спланировать свое время и организовать себя с помощью различных онлайн-сервисов и программ. Такими помощниками являются онлайн-органайзеры Evernote, Google Calendar, Todoist, Wunderlist и другие. Эти программы позволяют вести блокноты и календари, размещать записи на рабочем столе ПК или мобильного устройства. С помощью вышеперечисленных программ можно планировать дела, получать напоминания о поставленных задачах и даже позволяют доступ для нескольких пользователей, чтобы вы могли ставить задачи другим.

Для совместной работы и совместного планирования времени в помощь придут таск-менеджеры . Такие онлайн-сервисы помогут ставить, обсуждать и планировать задачи. Таск-менеджерами являются сервисы Wrike, Teambox, Teamer, Podio , Trello и другие. Эти сервисы являются бесплатными и удобными в общем пользовании.

2. Научитесь расставлять приоритеты

Разделите свои дела на категории. Такими категориями могут быть срочные дела, важные дела, дела, которые не подлежат переносу, дела которые могут подождать, и тому подобное. Если хвататься за все и сразу - вы не успеете ничего. Не тратьте драгоценное время на мелочные и ненужные дела. Отмечайте категории дел разными цветами, пометками, чтобы всегда видеть, что нужно сделать, а что можно отложить на другой день. Это второй шаг в планировании времени и организации себя, который в сочетании с первым увеличивает эффективность работы до 40%.

Оригинальным способом избежать хаоса мыслей и расставить приоритеты в делах — это ментальные карты , или как их еще называют «карты мыслей». С помощью таких карт вы сможете графически отобразить свои планы и задачи, расставить их в виде диаграммы, дерева или веток, разместив задания от основных к второстепенным. Вы сможете создать собственную карту для организации времени, распечатать ее и прикрепить на видном месте. Создать ментальную карту можно на сервисах Mindomo, Mind42, Bubbl.us.

Обратите внимание! Составляйте список дел, которые реально выполнить. Не делайте ваше время резиновым и не ставьте себе заоблачных целей. Иначе ваш план будет вгонять вас в депрессию, а он должен мотивировать!

3. Ставьте конкретные цели

Выполнение каждого задания имеет какую-то цель при завершении. Ее нужно конкретно сформулировать. В этом помогут критерии постановки цели системы SMART . Эта система является определенной методикой, которая учит ставить цели и правильно их достигать. Каждая буква названия системы расшифровывается как характеристика цели и рассказывает о том, какой должна быть цель, чтобы ее можно было реализовать. Итак, ваша цель должна быть:

Конкретной (направленной на один аспект из одной области),

Измеримой (чтобы измерять прогресс),

Назначаемой (должна указывать на того, кто отвечает за результат цели),

Реальной (учет ресурсов и возможности выполнения поставленной цели)

Связанной со временем (четко сформирован дедлайн достижения цели).

4. Учтите потребности организма

Прислушайтесь к потребностям своего организма, вычислите собственные биоритмы. Узнайте когда у вас пик эффективности, а когда спад и по отношению к этим биоритмов выполняйте поставленные задачи. Сложные дела выполняйте в пик эффективности, а при спаде энергии и эффективности сможете выполнять легче. Чтобы рассчитать биоритмы собственного организма, не нужны специальные исследования и сложные техники. Просто отследите, когда вам трудно выполнять дела, а когда вы чувствуете прилив энергии и вам легко их выполнять, в какое время суток вам легче это делать. После расчета вы сможете составить режим работы, удобный для вашего организма.

А в конце недели не забудьте взять выходной, чтобы набраться творческого вдохновения и сил для выполнения поставленных задач на начало рабочей недели. Не сидите в офисе круглосуточно, пытаясь сделать больше чем нужно, и больше чем вы можете. Это только займет у вас энергию и снизит эффективность работы.

11. Не отказывайтесь от помощников

Ни один успешный бизнесмен не выполняет все дела самостоятельно, для этого есть секретари и помощники. Если вы можете найти специалиста, который сделает ваше дело качественнее и быстрее - не думайте, а отдавайте ему свою задачу. Это сэкономит ваше время и силы.

12. Не забывайте об автоматизации работы

В наше время немало дел и задач можно автоматизировать с помощью технологий. Начнем с очень простого - проверки электронной почты. Если вы каждый день вынуждены проверять свою «электронку», автоматизируйте задачу - установите программу оповещения о новых сообщениях на мобильный телефон. Так вы всегда будете в курсе новых сообщений, всегда вовремя будете читать важные письма, а также на вашей электронной почте не будут накапливаться непрочитанные письма.

13. Разработайте свой алгоритм действий

Каждый человек выполняет задачи по своей методике, так как ему удобнее и эффективнее. Разработайте собственную методику выполнения задач с учетом всех вышеперечисленных советов, отработайте ее и пользуйтесь ею при ежедневном выполнении поставленных задач.

14. Организуйте систему хранения информации

Если информация, необходимая для вашей работы находится на бумаге - сортируйте ее по папкам, в алфавитном порядке или по отраслям информации. Если же вы обычно работаете с электронными носителями, организуйте их работу. Посчитайте сколько времени у вас занимает поиск того или иного необходимого для работы файла, удаляйте ненужную информацию, сортируйте папки с информацией, укомплектуйте все папки. Это сэкономит время при поиске информации и облегчит вашу работу.

15. Поборите свою лень

Лень - главный враг в работе. Через нее много задач так и остаются невыполненными. Научитесь бороться с этой «черной дырой». Поднимайтесь с постели раньше, беритесь за выполнение заданий утром, выполняйте более сложные задачи в первую очередь и тогда вы быстрее достигнете своей цели.

Многим людям иногда достаточно сложно найти свои, эффективные методы самоорганизации, из-за чего они теряют большое количество драгоценного времени, и не всегда успевают выполнить запланированные дела в срок. Если вы хотите научиться управлять собой и своим временем для скорейшего достижения успеха, то эти 7 советов помогут вам.

  • 1. Безукоризненный порядок на рабочем месте.

То суждение, что творческий беспорядок помогает вам настроиться на рабочий лад – вы должны просто , потому, что на самом деле – это банальная отговорка, которая ворует ваше время и ваши силы. Хаос на столе влечет за собой беспорядок в мыслях, и естественно, что с беспорядком в голове вы не сможете принимать быстро правильные решения.

  • 2. Размышляйте на бумаге.

Этот совет вам поможет максимально понять и даже увидеть ход дальнейших действий. Пишите свои мысли, планы, идеи. Зарисовывайте схемы последовательности, и рассчитывайте все возможные варианты развития событий. В первую очередь это помогает упорядочить и конкретизировать ваши мысли и действия, во вторую очередь – это поможет отмести все лишние шаги в достижении цели, и свести к минимуму риск ошибок и недоработок, так как вы сначала проведете некую «репетицию», с учетом возможных нежелательных итогов.

  • 3. Используйте интеллект карты.

Они помогут быстро и эффективно упорядочить мысли в голове. Помимо этого, карты помогут выработать важную для успеха – расставлять всегда все по своим местам, все решения и действия. Это поможет быстро освоить секреты самоорганизации и максимально результативно использовать свое рабочее время и усилия. Методы самоорганизации- продолжаем.

  • 4. Станьте «жаворонком».

Многие любители растянуть работу на пол ночи, с жаром доказывают, что мол – они «совы», и ночь с вечером – это их время. Дело в том, что перестроить свои биоритмы может каждый человек – это не врожденная особенность. Медиками сегодня уже доказано, что человеческий мозг, наиболее активен именно в утренние часы (об этом знали люди уже давно, вспомните поговорку про тех, кто рано встает). Так вот, независимо от того, кто вы жаворонок, воробушек, сова или журавлик – научитесь вставать пораньше, и через несколько недель дискомфорта вы просто привыкните к новому темпу жизни, а результат не заставит себя ждать – вы будете более продуктивными.

  • 5. .

Вспомните формулу шести «П» — предварительное правильное планирование предотвратит плохие показатели. На то, чтобы распланировать свой завтрашний день вы потратите всего-то 10-15 минут, зато сэкономите несколько часов, которые вы бы потратили в спонтанных и незапланированных действиях. Методы самоорганизации — поставьте перед собой выполнимые задачи, и втисните их в реальные временные рамки. Старайтесь неукоснительно следовать пунктам вашего плана, и даже при возникновении непредвиденных обстоятельств выполняйте хотя бы половину. Начинайте с самых сложных задач, так будет проще выполнять.

  • 6. Очищайте пространство от мусора.

Это касается всего, что может засорять вашу – материальное и временное пространство. Там где есть много лишнего и ненужного, невозможно добиться порядка – а это основное условие успеха. Не обязательно это делать в один день – методы самоорганизации вы можете постепенно избавляться от всего ненужного, начиная с компьютера и рабочего места, и заканчивая личными вещами в квартире.

  • 7. Не бегите от рутины.

Часто мы с большим энтузиазмом беремся за интересные проекты и дела, но как показывает практика – большинство задач, которые необходимо выполнять в жизни, независимо от сферы деятельности, являются скучными и рутинными. Не избегайте этих дел, и не пытайтесь откладывать их на потом – выполняйте немедленно, так вы быстрее добьетесь результата и научитесь получать удовольствие даже от скуки.

Вот и все самые эффективные методы самоорганизации для успешной жизни!

НАТА КАРЛИН

Самоорганизация личности – это процесс четкого регулирования собственного времени, и дисциплины. Чтобы добиться успеха в большом деле, нужно знать его структуру и не забывать про ежедневное планирование своего дня. Нужно не забывать, что ценнее обычного времени ничего не существует. Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе , ответственность и обязательность.

Основы самоорганизации личности

К последнему пункту относится и питание. считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив.

Запомните, что вас никто со стороны контролировать не будет. Каждое действие и мысль вы должны оценить самостоятельно, и принять единственно верное решение.

Самоорганизация личности с научной точки зрения

Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности – студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания .

Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.

Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:

Личностный. Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.
Деятельностный. В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.

В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью , построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.

Интегрированный. В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.
Технический. Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы, и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как , самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.

Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.

Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.

Духовная культура как часть самоорганизации личности

Духовная культура личности складывается из совокупности следующих качеств человека:

Уровня образования;
Религиозных убеждений;
Количества и качества потребностей;
Наличия навыков, умений и способностей;
Желаний, мечтаний и поставленных целей.

Человек не робот, это существо, имеющее душу. Она должна быть способна к сопереживанию, полна оптимизма или пессимизма, доверия или разочарования. Каждая личность должна стремиться к самосовершенствованию, самопознанию, и самоорганизации.

Стремление человека к духовному развитию заложено в нем природой. Поэтому степень самоорганизации напрямую зависит от психологической среды, педагогических условий и возможностей, представляемых к формированию человека на духовном уровне.

Психологи считают, что гуманитарные науки являются основой культурного развития личности. Понимание прекрасного вызывает в человеке те порывы, которые и отличают его от животного. Стремление стать лучше, изменить этот мир, жить по законам и заповедям, прописанным в Библии – все это основы самосовершенствования, ведущие к высотам самоорганизации. Прививаемые человеку с детства духовные ценности становятся для него ориентиров для действий и поступков на протяжении жизни.

Поэтому важно в воспитании подрастающего поколения выбирать правильную последовательность развития в душе ребенка личностных качеств. Родители, как никто другой, знают интересы и пристрастия своего чада. Старайтесь развить в нем эти данные. А школа, давая среднее образование, не должна забывать о том, что души детей – это пластилин из которого вылепить можно все, что угодно.

С одинаковой вероятностью можно создать высокодуховные личности, которые стремятся к самопознанию, самоорганизации и самосовершенствованию. Для этого и направить их мысли и стремления в правильное русло. Или пресечь порывы юных душ в самом начале пути. Это навсегда убьет в маленьком человеке желание даже думать, что в этой жизни все зависит только от него.

20 января 2014