Контрастные берега

Невский - единственный район в городе, который располагается на двух берегах Невы. Они не похожи между собой, а раньше юные жители правого и левого берегов нередко даже дрались между собой.

Невский всегда был важным логистическим центром Петербурга: в XVIII веке отсюда начинался Шлиссельбургский тракт на Архангельск, а сейчас район пронизывают разнообразные железнодорожные пути. Есть у Невского и свои рекорды. Например, в послевоенное время именно здесь был построен первый в стране квартал с хрущевками. А еще тут находятся самый длинный проспект, самый длинный мост и самое высокое жилое здание в городе.

Интересно, что в 1930-е годы, когда генплан Ленинграда подразумевал перенос центра города на юг, даже в этом районе начали возводить архитектурно привлекательные здания. Вместе с тем за годы существования Невский сохранил и атрибуты старого города: здесь есть усадьбы, крупные заводы и церкви, вокруг которых издавна росло жилье.

За последнее десятилетие район сильно преобразился: выделились зоны, объективно удобные для жилья, появилось много торговых центров, ожидается реновация старых кварталов.

Правый берег:

«Проспект Большевиков» -«Улица Дыбенко»

Необитаемое прошлое

В XVIII-XIX веках здесь жили немецкие колонисты. Есть версия, что историческое название этой местности - «Веселый поселок» - появилось как дословный перевод оригинального немецкого наименования LustDorf. Однако существуют догадки, будто топоним возник из-за привязанности к выпивке русских заводских рабочих, которые в то время тоже здесь селились. Еще один вариант - на образ места повлияло поведение цыган, таборы которых нередко буянили на правом берегу Невы. В любом случае точное происхождение названия сейчас установить тяжело.

В период Великой Отечественной войны местным немцам пришлось покинуть территорию, и она пустовала несколько десятилетий. Жилье здесь начали строить только в конце 1960-х годов. Это были дома с отдельными квартирами для пролетариата. После коммуналок поселенцы были рады даже маленькой отдельной площади. Тогда эта часть района была настоящей окраиной: лес вплотную подступал к новым домам, отчего жильцы чувствовали себя первооткрывателями диких земель.

Метро сюда провели лишь в 1985 году, до этого Веселый поселок был почти отрезан от города. В центр ходил один-единственный автобус, очереди на который даже высмеивали в сатирических журналах.

Динамичное настоящее

Сегодня этот микрорайон полностью изменился. Транспортное сообщение хорошо развито, есть прямой выезд на КАД, рядом с метро «Проспект Большевиков» возводятся высокие кирпично-монолитные дома.

Молодежь из других городов воспринимает это место с чистого листа как современную застройку. Главная точка притяжения здесь - Ледовый дворец.

Неподалеку проходит граница с Красногвардейским районом. Пара километров через железную дорогу, и вот вы оказались у Ладожского вокзала или торгового центра «Июнь», которые уже не принадлежат Невскому. Визуально этот переход отследить не всегда удается, так как панорама не меняется.

Станция «Улица Дыбенко» менее популярна для выбора жилья: жилищный фонд здесь состоит в основном из панельных хрущевок. Но строительство новых зданий тоже идет. Например, в конце 2014 года был сдан жилой комплекс «Аврора», в котором предусмотрено больше двух тысяч квартир. Местные шутят, что номер квартиры в этом ЖК можно выбирать по своему году рождения.

На улице Белышева возводится жилой квартал «Невская галактика» со своей инфраструктурой: школой, детскими садами, детскими площадками и зелеными участками для прогулок. Первые этажи будут предназначены для коммерческих помещений.

Забавно, что на правом берегу района есть парк Есенина, хотя поэт ни разу здесь не бывал. Это народное название было дано из-за обилия берез в парке. В парке Строителей внимание привлекает церковь Петра Апостола с высокой колокольней.

Октябрьская набережная: встреча с Невой

В современном облике она была сооружена в 30-е годы XX века. Набережная значительно удалена от метро, пешком от обеих правобережных станций добираться до нее проблематично - только наземный транспорт. Ближайшие к набережной жилые здания - это хрущевки, сталинки и панельные девятиэтажные здания. Большая площадь занята промышленными предприятиями, особенно в историческом районе Уткина заводь. Вместе с тем здесь сохранились красоты былых времен: загородная усадьба полковника А. И. Чернова конца XIX века и водонапорная башня в неоготическом стиле. Также на Октябрьской набережной работает причал.

Сегодня самое привлекательно место для жилья на набережной - жилой комплекс «Ласточкино гнездо» рядом с Большим Обуховским мостом: 12 разновысотных корпусов на 700 квартир, паркинг на 1000 автомобилей, два детских сада, две школы, оздоровительный комплекс, спортивные площадки и клумбы. Дом окончательно сдан в марте 2015 года. Большая часть квартир в нем, как можно понять из названия, - однокомнатные.

С левым берегом Веселый поселок соединяет Володарский мост. На другом берегу недвижимость еще более разнородная. Рассмотрим подробнее несколько локаций.

Левый берег:

«Елизаровская»

Параллельно Октябрьской набережной с левой стороны Невы идет проспект Обуховской обороны. Между прочим, его длина - 11 км. Это самая длинная магистраль в городе, по протяженности она превосходит даже парадный Московский проспект.

При Петре I здесь стала активно развиваться промышленность: появились чугунно-литейный и кирпичный заводы, ткацкая и катушечная фабрики. Уже в 1920-е годы остро встал вопрос о жилье для рабочих, и в районе появились жилмассивы из двух-трехэтажных домов с арочными проемами: на улице Ткачей, а также между проспектом Елизарова и улицей Ольги Берггольц. К ним прилагалась фабрика-кухня на проспекте Обуховской обороны. Палевский жилмассив сохранился лучше всех, а в 2000-е годы в нем также были отремонтированы фасады домов, поставлены стеклопакеты. Интересно, что внутри есть квартиры с отдельным выходом на улицу. Поблизости находится небольшой Палевский сад, где местные жители часто гуляют с детьми.

  • Книжная ярмарка во Дворце Культуры им. Крупской

ДК имени Крупской тоже появился в районе в 1920-е годы вместе с жилмассивами. Сейчас он работает круглый год и шесть дней в неделю, кроме понедельника. Но направление деятельности изменилось: с 1992 года здесь торгуют книгами и канцтоварами, проходят встречи с писателями и мастер-классы. Книголюбы знают, что здесь можно найти раритетные издания по низкой цене и пообщаться со знающими продавцами.

«Ломоносовская»

В окрестностях этой станции метро можно изучать историю советского строительства. Ведь здесь есть и двух-трехэтажные «немецкие коттеджи» (их строили пленные немцы в 1940-е годы), и популярные сталинки, и хрущевки, и современные дома. К тому же, как оказалось, Невский район - поле для экспериментов. В 1930-е годы Ивановская улица стала застраиваться привлекательными зданиями с тонкими почти готическими колоннами, что было нехарактерно для спального района. В то время считалось, что центр города вскоре будет перенесен на юг, к Московской площади. А значит, и соседние районы должны соответствовать парадному уровню.

Местные сталинки стоят на Ивановской улице и улице Бабушкина вплоть до бульвара Красных зорь. В отличие от недвижимости Московского района здесь квартиры стоят куда дешевле. В 1990-е даже прошел бум на «Невские» сталинки с просторными дворами. Здесь же появилась и первая в стране хрущевка (на улице Полярников). Также тут, как и в центре, встречаются квартиры с восьмиугольными комнатами.

В этих краях есть знаковые места:

  • Императорский фарфоровый завод

Предприятие работает с XVIII века, и местный фарфор впечатляет даже зарубежных гостей. На заводе есть галерея современного искусства и музей, проходят мастер-классы по росписи.

  • Парк «Куракина дача»

В XIX веке землей здесь владели князья Куракины. Сегодня тут есть пруд, яблоневый сад, каштаны, кусты жасмина и акации, много птичьих гнезд на деревьях. К концу 2016 года должна завершиться масштабная реконструкция парка, чего местные жители ждали очень долго. Она включает ремонт мостов, установку фонарей и восстановление сливной канализации.

  • Парк имени Бабушкина

Этот парк тоже известен еще с XIX века. Сейчас здесь работают аттракционы и крытый ледовый каток. Стараясь привлечь сюда горожан для семейного отдыха, организаторы назвали место «Парком Сказок».

  • Воспоминания о водном транспорте

Одно из главных изменений последних лет в этом микрорайоне - демонтаж речного вокзала и гостиницы при нем в 2012 году: город признал их устаревшими. Теперь на их месте уже построен 25-этажный жилой комплекс с несколько ироничным теперь названием «Дом у речного вокзала». А обеспечение туристических водных маршрутов взял на себя причал в Уткиной заводи.

«Пролетарская»-«Обухово»

Рядом со станцией метро «Пролетарская» находится один из самых знаменитых заводов в городе - Обуховский сталелитейный. С XIX века он был передовым предприятием страны, участвовал в международных промышленных выставках и получал высшие награды. На нем выпускали двигатели для самолетов, снаряды и мины. Также завод красив с архитектурной точки зрения. Раньше на его месте стояла Александровская мануфактура, в проектировании которой участвовал шотландский архитектор А.Я. Вильсон. Многие постройки мануфактуры сохранились, но были дополнены новыми кирпичными зданиями завода.

Обухово - транспортный узел: мимо проходит Октябрьская железная дорога. Здесь построены кировки и хрущевки, есть и брежневки с просторными кухнями. Это самое дешевое жилье в районе. Новостроек здесь нет в силу не самого удобного расположения и отсутствия инфраструктуры.

Неподалеку от железнодорожной станции «Обухово» находится Кладбище «Памяти жертв 9-го января», где покоятся родственники многих коренных жителей этого микрорайона. На кладбище, кроме захоронений, есть старообрядческая церковь, часовня, памятник жертвам Кровавого воскресенья и несколько дотов. Правда, формально эта территория относится уже к Фрунзенскому району.

«Рыбацкое»: есть ли жизнь за КАД

Еще при Петре I здесь появилась Рыбацкая слобода. Тут росли фруктовые сады и процветало деревянное зодчество. До сих пор сохранились названия улиц в честь коренных жителей - крестьян. Однако в 1980-е годы все местные постройки, согласно Генплану Ленинграда, были снесены, и в Рыбацком выросли новые панельные здания. Сказалось выгодное расположение: в отличие от правого берега здесь есть прямой выход к воде со стороны жилых кварталов. Кажется, что в этой части района берега Невы меняются местами. Теперь слева - высокие новостройки, справа - лесопарк. С недавних пор тут построен самый высокий в городе жилой комплекс «Князь Александр Невский»: 35 этажей, 19 лифтов OTIS, фитнес-центр, кафе и магазины. В ЖК есть как квартиры-студии, так и двухуровневые апартаменты. Поблизости должны быть построены крупные комплексы «Петр Великий» и «Екатерина Великая». Пока эти постройки находятся в стадии проекта.

Усть-Славянка: масштабное освоение

Этот поселок вдалеке от метро ждет судьба Рыбацкого: 52 здания из имеющихся 54-х будут снесены. На их месте компания «СПб. Реновация» построит жилой комплекс Gutenborg с поликлиникой, несколькими детскими садами, школами и магазинами. Неизменным останется дом поэта Слепушкина, который относится к памятникам архитектуры. Пока главный вопрос к этому проекту - как будет решена транспортная доступность. Учитывая, что эта часть района находится на окраине города, отсюда тяжело выехать даже на автомобиле. Единственный путь в другие районы - Шлиссельбургский проспект. Но Смольный уже разрабатывает план развития транспортного сообщения за КАД. Также известно, что от Рыбацкого до Усть-Славянки будет продлена трамвайная линия.

Коммерческая недвижимость

Всего в районе есть около 40 бизнес-центров. Но среди них пока нет ни одного центра класса A. Компенсируют этот недостаток масштабные замыслы:

  • На проспекте Обуховской обороны строится технопарк «Ингрия», в котором появятся два бизнес-инкубатора, 17 бизнес-центров, университет, гостиница, детский сад и даже жилые корпуса для сотрудников компаний-партнеров.
  • На «Пролетарской» рядом с продолжением улицы Чернова будет построен новый бизнес-центр «Тайм» в виде двух башен. Рядом с ним планируется организовать остановку водных маршруток до центра города.

Инфраструктура

Наиболее интенсивно в Невском районе развивается индустрия развлечений (особенно на правом берегу Невы). Здесь уже есть около 30 торговых и развлекательных центров. Особенно выделяются современные ТРК «Штрих-Код» и «Лондон Молл». Оба они отличаются продуманным архитектурным решением: «Штрих-Код» выглядит в соответствии со своим названием, а проект «Лондон Молла» разрабатывало британское архитектурное бюро. В обоих ТРК расположены более ста магазинов, кафе и кинотеатры.

На улице Коллонтай должен появиться новый ТРК большой площади: с автодромом и роллердромом, бильярдом, настольным теннисом и другими популярными услугами. Он будет принадлежать холдингу, в который входит MazaPark (развлекательный центр во Фрунзенском районе, крупнейший в нашей стране). Также в районе более 20 детских игровых и развивающих кружков.

На хорошем уровне спортивная инфраструктура: в наличии фитнес-центры, сеть бассейнов «Атлантика», детские спортивные школы, секции хоккея и фигурного катания, дайвинга, легкой атлетики, художественной гимнастики, бокса и восточных единоборств. На Российском проспекте - на территории Яблоновского сада - построен спортивный комплекс хоккейного клуба СКА с двумя ледовыми полями. Наконец, на проспекте Большевиков стоит Ледовый дворец.

Не отстает и медицинское обслуживание: целых два роддома, городская Александровская больница, психоневрологический институт имени В. М. Бехтерева, более 10 поликлиник, частные медицинские центры.

Транспорт

Самые оживленные магистрали района на правом берегу - Октябрьская набережная, Российский и Дальневосточный проспекты, проспект Большевиков, улица Дыбенко. На левом - проспект Обуховской обороны, длинные улицы Седова и Бабушкина. В районе есть несколько мостов:

  • Берега Невы соединяет Володарский мост . Подъезды к нему со стороны Ивановской и Народной улиц часто осложнены пробками.
  • С Фрунзенским районом Невский связывает надземный Сортировочный мост (он же Невский путепровод).
  • В Красногвардейский район ведет железнодорожный Финляндский мост .
  • Большой Обуховский (Вантовый ) мост соединяет Невский со Всеволожским районом Ленинградской области. Это самый длинный мост в Петербурге.

Отсюда удобен выезд на КАД. Дорога до центра города занимает не более 20 минут без пробок. От станции метро «Проспект Большевиков» до «Чернышевской» ходят автобусы. Наземный транспорт едет также во Фрунзенский, Красногвардейский, Калининский районы.

Резюме

В Невском районе заметна колоссальная разница между дореволюционным прошлым, советской реальностью и сегодняшним днем. Если вы хотите понять, как выглядели окрестности 30-50 лет назад, самостоятельная прогулка почти ничего не даст. Многое снесено, заброшено или используется по-новому. Так что нужно общаться с коренными жителями и запастись краеведческими справочниками. К Невскому приходится приглядываться более пристально, искать его лицо более дотошно, чем может показаться на первый взгляд.

Если оценивать Невский без оглядки в прошлое, у него есть потенциал для того, чтобы стать комфортным спальным районом. Уже сегодня это самое популярное место в городе с доступным жильем. Как и в Красногвардейском районе, «серый пояс» здесь нужно переоборудовать под жилую и деловую застройку. В этом ключе по-новому сможет заиграть и выход к Неве - появится еще больше видовых квартир на последних этажах. А это уже привилегия. Ведь в Красносельском, Приморском и Василеостровском районах домов с видом на залив совсем немного. В центре города или на Крестовском острове видовые квартиры стоят баснословных денег. А здесь недвижимость намного доступнее.

Образование

В районе почти 100 детских садов и около 60 школ. Наиболее сильные из них:

  • Школа № 345.
  • Гимназия № 498.

Правда, стоит отметить, что даже имеющихся садиков хватает не всем семьям: очереди стоят по несколько лет.

Правый берег Невы

Правый берег Невы

Исторический район в восточной части Ленинграда, к югу от Малой Охты, ограничен на севере линией соединительной ветки Октябрьской ж. д., на востоке р. Оккервиль, на юго-востоке границей города. В XIX - начале XX вв. П. б. Н. - промышленная окраина; в 1830-40 х гг. здесь открыты писчебумажная фабрика Варгунина и суконная фабрика Торнтона, вокруг них возникли рабочие посёлки. В 1918-22 в южной части района построена электростанция «Красный Октябрь» (ТЭЦ 5), в 20 х гг. - фабрика технических сукон (вместе с бывшей фабрикой Торнтона входит в состав Тонких и технических сукон комбината имени Э. Тельмана) и Невский химический комбинат, бывшая фабрика Варгунина реконструирована (ныне фабрика имени Володарского). В 20-30 х гг. сооружён жилмассив для рабочих ТЭЦ 5 (архитекторы Г. Д. Гримм и В. А. Альванг), в конце 30 х гг. - набережная П. б. Н. (ныне Октябрьская набережная) и Володарский мост. В 60 х гг. застроен район Народной улицы и улицы Новосёлов (руководитель проекта - архитектор Д. С. Гольдгор), в 1968 началось строительство на территории бывшего Весёлого посёлка. Продолжением Центральной дуговой магистрали на П. б. Н. стал проспектом Большевиков. В 1979 на Невском воинском кладбище (Дальневосточный проспект, 2) открыт мемориальный комплекс «Невский мемориал» (архитекторы Д. С. Гольдгор, А. В. Аланне, А. П. Изотов, Л. Г. Могилевский).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .


Смотреть что такое "Правый берег Невы" в других словарях:

    - [невиновный] прил., употр. наиб. часто Морфология: прав, права, право, правы; правее 1. Правым называют того, кто не имеет за собой вины. Разберись, кто из них прав. | Чувствую себя правым. 2. Фраза Досталось и правому и виноватому употребляется… … Толковый словарь Дмитриева

    1. ПРАВЫЙ, ая, ое. 1. Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. П. глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала. П ая перчатка; п. сапог (предназначенный для правой руки или ноги). Деревня осталась по правую… … Энциклопедический словарь

    правый - I ая, ое. см. тж. правые, право 1) а) Расположенный в той стороне, которая противоположна левой. Пра/вый глаз. П ое ухо. Стрельба на правом фланге. В правой части зала … Словарь многих выражений

    ЗАНЕВСКАЯ СТОРОНА - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    ПРОЛЕТАРСКАЯ ПУСТЫНЯ - Правый берег Невы … Словарь Петербуржца

    Координаты: 59°50′35″ с. ш. 30°57′11″ в. д. / 59.843056° с. ш. 30.953056° в. д. … Википедия

    - (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над …

    I (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Весёлый посёлок» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Весёлый посёлок Примерная карта Весёлого посёлка Город: Санкт Петербург Административный район города … Википедия

Книги

  • Университетская набережная , Соловьева Татьяна Алексеевна. Вместе с петербургским историком Татьяной Соловьевой мы продолжаем интереснейшие прогулки по Санкт-Петербургу, начатые с набережных левого берега Невы - Дворцовой, Английской и…

Жилой комплекс «Правый берег» возводится в поселке имени Свердлова, во Всеволожском районе Ленобласти. Застройщиком комплекса комфорт-класса является компания «Ленстрой».

ЖК «Правый берег» состоит из трех монолитных корпусов переменной этажности - от 4 до 25 этажей. В комплексе запроектированы квартиры-студии, 1, 2 и 3-комнатные квартиры площадью от 27,32 до 148,95 кв. м. Высота потолков – 2,55 м. Большинство квартир оснащено балконом или лоджией с холодным остеклением. В квартирах на верхних этажах предусмотрены террасы площадью до 59 кв. м. Все квартиры предлагают вид на Неву.В некоторых трехкомнатных квартирах имеется гостевой санузел. Квартиры передаются покупателям без отделки.

Собственная инфраструктура ЖК «Правый берег»

Первые этажи ЖК «Правый берег» используются под коммерческие помещения: магазины, службы быта, салоны красоты и кафе. В каждом парадной комплекса установлены лифты фирмы OTIS и созданы помещения для консьержей.

Проект комплекса предполагает строительство полузаглубленного паркинга на 80 машиномест и открытых парковок на 200 машиномест. На придомовой территории комплекса появятся пешеходные дорожки, детские площадки и спортивная площадка.

Окружение и транспортная доступность

ЖК «Правый берег» строится в поселке имени Свердлова, на правом берегу Невы. Комплекс находится на самой границе Петербурга и Ленобласти, в 9 км от КАД. Транспортная доступность обеспечивается автобусами и маршрутными такси, которые следуют до станции метро «Ломоносовская». Время в пути – от 30 минут. Однако в первую очередь комплекс рассчитан на покупателей, имеющих свои автомобили.

На территории поселка имени Свердлова работают детские сады, школа, торгово-развлекательный центр, поликлиника, аптеки, магазины и многое другое. В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, торговый комплекс и детский сад на 280 детей.

Выбралась сегодня в ещё один район, который давно собиралась исследовать. Для меня Правый берег всегда был одним большим "белым пятном", как и Север. Но если в последнее время, в основном благодаря тому, что я работаю на севере города, эти места стали слегка приоткрываться мне, то Правобережье по-прежнему "терра инкогнита". Хотя в своё время я прочла немало книг, посвящённых Питеру и его истории, о Правобережье там говорилось вскользь и чуть ли не скороговоркой.
Собственно пешая часть маршрута у меня была короткой - небольшой отрезок Октябрьской набережной от Володарского моста до Промзоны на Октябрьской наб.104.
Кому интересно - прошу под кат)))

Итак, вернувшись, я подняла источники, порылась в книгах и в сети. И вот что узнала.
Ещё во времена Великого Новгорода на Правом берегу Невы существовало несколько поселений, границы которых сейчас определить довольно трудно. Земли эти в конце Х века отходят к Спасскому Погосту Водской пятины, а потом к Орешковской волости всё того же Великого Новгорода. Первые достоверные сведения о существовавших на Правом берегу Невы селениях относятся к 1500 и 1573 годам. Это так называемые переписные и Обыскные книги. По ним взимались подати в казну. Деревушки были маленькие - 2-3 двора, что было довольно обычным явлением в те времена. Нередко деревни состояли и из одного двора вообще. Так в переписной книге знаменитой боярыни Морозовой упоминается более 700 деревень, большинство из которых были однодворными. Это для примера. Итак, Правый берег Невы в XVI веке имел такие деревни:
Дубок Верхний - в начале современной Октябрьской набережной.
Рог - Примерный адрес Октябрьской набережной
Марковская (по шведской карте 1676 года - Marskie - by) - на территории современного грузового речного порта;
Борисковичи - на Неве (Boreskowitz - by по карте 1676 г.) - на месте современной территории комбита тонких и технических сукон им.Тельмана (Октябрьская набережна, 50).
Глезнёво (Classdoba) - у Володарского моста, а также несколько деревень в устье реки Утки.
Деревеньки были населены русскими, занимавшимися хлебопашеством и рыбной ловлей. Однако после того, как в 1617 году по Столбовскому миру эти земли отошли к Швеции, русское население покинуло эти места, а ни их место шведы переселили финнов. Потому что вдруг обнаружили, что захватили огромные территории, на которых практически никто не живёт. Русские, правда, в Приневье остались, но их количество сократилось. К тому же русское православное население шведы всячески третировали и дискриминировали по религиозному признаку, так что многие бежали в Россию и поток беженцев не иссякал. Но задержались шведы в этих краях недолго - в 1703 году Пётр Первый взял Ниеншанц и на вновь отвоёванных землях основал Петербург. В 1711 году Правобережье включили в состав Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (с 1708 по 1710 года губерния именовалась Ингерманландской). Через полвека, согласно указу Екатерины II, Правый берез оказался разделённым между Петербургским и Шлиссельбургским уездами. В 1848 году участок севернее Новосаратовской колонии до Малой Охты был включён в состав Полюстровской волости Санкт-Петербургского уезда. Такое положение сохранилось до 1917 года.

С 30-х годов XIX века властями осуществлялись попытки установить пожарный, санитарный и полицейский надзор над окраинами города. Но только 8 июня 1871 года комитетом Министров утверждено решение, по которому в окрестностях города, поделённых на 4 полицейских участка - Шлиссельбургский, Петергофский, Полюстровский и Лесной была образована постоянно действующая пригородная полиция.
С того момента жители Правого берега впервые смогли официально сказать, что живут в окрестностях Петербурга.
Тогда же появилась общая для всех здешних селений нумерация домов по набережной (или дороге) Правого берега Невы. По переписи тех лет на всём участке, включая Новокаратовку, насчитывалось 211 домов, почти сплошь - деревянных. Но на хозяйственное обустройство новых территорий у властей денег не было. А положение на пригородном Правом берегу было таково:
- освещение практически полностью отсутствовало.
- дорог хороших не было, единственная приличная дорога на протяжении 3 вёрст была в Новосаратовке (её можо вдеть и сейчас).
- отсутствовала железная дорога.
- каменных строений было мало. Таким образом вопрос о присоединении Правого берега к городу в хозяйственном отношении был забыт на долгие годы.
Под названием Правый берег в разные годы существовало от 3 до 7 селений, чёткой границы между которыми не было. Помимо вышеупомянутых, существовали:
-Клочки
-Киновия Александро-Невского монастыря
-Весёлый Посёлок
-Малая рыбацкая слобода (гнилая Рыбацкая слобода)
-Сосновка
- Уткина Заводь
- Новосаратовка
Это предыстория. нынешний Правый берег входит в состав Невского района Санкт-Петербурга. Река Нева делит Невский район на две части - Левобережную и Правобережную. Левобережная часть издавна была более устроена и заселена, она лучше была связана с центром города - от Александро-Невской Лавры по нынешнему проспекту Обуховской обороны, называвшемуся тогда Шлиссельбургским трактом, ходил паровик. Что и не удивительно. Исторически левый берег Невы начал заселяться раньше. На левом ее берегу находятся исторические местности Щемиловка, Смоленское, Белевское поле, Александровка, Мурзинка, Усть – Славянка, Рыбацкая. На правом берегу Невы расположены Веселый Поселок, Сосновки, Станция Нева, Уткина заводь.
(Источник - http://www.peterburg.biz/nevskiy-rayon.html#ixzz460oaQbQR)
Правый берег был глухими выселками. Мостов через Неву не было. Сейчас их четыре:
-Мост Александра Невского;
-Финляндский железнодорожный мост;
- Володарский;
-Вантовый, или Большой Обуховский.
Кроме Вантового все остальные мосты разводные. Плюс метро. Правобережная линия открылась в конце 80-х годов ХХ века. Хотя застраиваться Правый берег Невы начал уже в 20-х годах прошлого века, по Генеральному плану 1925 года. Согласно ему на правом берегу должны были располагаться жилые районы, а левый берег должен был оставаться промышленным. Первый участок набережной (от Финляндского железнодорожного моста до Володарского моста) был построен в 1932-1939 годах. В 1957-1959 годах соорудили ещё один участок - до ГЭС-5 «Красный Октябрь» (сейчас - Правобережная ТЭЦ).
Всё это время магистраль носила название набережной Правого берега реки Невы. Однако в 1973 году её переименовали в честь Октябрьской революции.
Так что цель моего путешествия - жилой городок на Октябрьской набережной - это памятник того времени.
Однако, начну по порядку.
на метро я решила не ехать, а потому вышла на Краснопутиловскую улицу, села на 72 автобус, доехала до пл. Конституции, где пересела на 27 троллейбус. Когда-то этот маршрут ходил и по Краснопутиловской тоже -от Круглой пл., но потом какие-то умники его сократили. И теперь он ходит от пл. Конституции. Это один из самых длинных троллейбусных маршрутов в Питере. Он связывает почти все южные районы - Кировский, Московский,Фрунзенский и Невский. Идёт он до ст. Нева - до виадука на Народной, от которого начинается Мурманское шоссе. на 27 я переехала Володарский мост и вышла сразу за ним. Моей целью был, как я уже сказала, жилой городок на Октябрьской набережной.
Идти решила дворами - по набережной слишком шумно и пыльно. За современными жилыми домами мне попалась вот эта церковь

"Отлично!" - подумала я, - "Зайду-ка! Заодно узнаю, что это за храм!"
Но меня ждало разочарование. Церковь оказалась не действующей, на куполах не было крестов, а я это не заметила сразу. Да и территория вокруг неё была огорожена.

Прекрасное здание в псевдорусском стиле. Адрес - Октябрьская наб.72. И только придя домой я с удивлением узнала, что это вовсе не храм, а особняк А.В. Чернова!!! Построен в в 1891-1893 годах, архитектор А. И. фон Гоген при участии А. И. Кузнецова. Вот те раз! А посмотреть - ну церковь и церковь...

Вокруг здания расположен обширный парк. Попасть на территорию, насколько я поняла - невозможно, к тому же она охраняется собаками. В свободное от охраны время собаки ловят ворон. И довольно успешно. Как раз, когда я изучала через решётку особняк, собаки трепали пойманную ворону.
Придя домой, я пошерстила интернет и вот что мне удалось узнать про этот особняк:
Второе название - усадьба Сосновка. В настоящее время в здании расположено некое НПО "Даймонд". Усадьбу со всех сторон окружают современные жилые дома. Больше мне ничего выяснить не удалось, так что буду благодарна за дополнительные сведения.
А я двинула дальше.
Шла, как уже говорила, дворами. По набережной слишком шумно и пыльно. А вот дворы - чистые и довольно тихие. Дома в основном - панельные пятиэтажки 70-80-х годов.

Разгромленный детский садик. За ним, собственно, и начался жилой городок. Официальный адрес - октябрьская наб. 90-96. Жилмассив для рабочих ГЭС №5. Она же Правобережная ТЭЦ.
Построен в в 1926-1927 гг. Архитекторы Г.Д.Гримм и В.А.Альванг. Типичный памятник архитектуры конструктивизма, популярного в 20-первой половине 30-х годов ХХ века.

Покраска домов восстановлена историческая, характерная именно для конструктивизма. Хотя балконы не совсем конструктивистские.

Не знаю, как там внутри, но дворы чистые, возле домов детские площадки, много детей, рядом с домами стоят хорошие машины, в окнах стеклопакеты.


Вид на Неву.

Общий вид городка навевает ассоциации со Скандинавией. Я по ней поездила и вобщем знаю тамошний архитектурный стиль. Да и конструктивизм у скандинавов тоже в почёте был, только назывался функционализм.

Набережная. Впереди по ходу видны кубические корпуса ТЭЦ, она же ГЭС-5 (что означает "Государственная электростанция", а вовсе не "гидроэлектростанция"), для рабочих которой и был построен городок. Кто сейчас там живёт - не знаю. Возле набережной ошвартованы пассажирские теплоходы - там Речной порт. Впереди виден Вантовый мост.

Чуть дальше по набережной - красивая башенка в средневековом стиле. Возможно - водонапорная башня. Хотя некоторые источники утверждают, что это - пристрельная башня Александровского завода, который находился на другой стороне Невы. По ней настраивали прицелы орудий. Вот умели раньше даже самые утилитарные вещи делать красиво!


За башенкой стоял вот такой особнячок, видимо, административный корпус какого-то предприятия, снова навеявший мне мысли о Скандинавии.

Рядом была автобусная остановка, где я села на автобус №4, доехала до м. "ул. Дыбенко" и на метро вернулась домой.

В книге Петра Сорокина история Невского региона рассматривается в широком территориальном и временном контексте - от ледникового периода до современности. Одним из центральных эпизодов в ней является Невская битва 1240 г. в устье реки Ижоры, неразрывно связанная в сознании народа с образом Александра ­Невского - святого покровителя Санкт-Петербурга. Многие исторические события, происходившие на Неве в эпоху викингов, во времена Крестовых походов на Балтике и Северной войны 1700-1721 гг., оказались малоизвестны или забыты. А эти места помнят Александра Невского, Петра Великого, Александра Меншикова, ­Екатерину ­Великую и последнего российского императора Николая II. Забытыми оказались и многие памятники. Все это нашло отражение на страницах предлагаемой читателю книги. Исторические документы, многие из которых ранее не публиковались, дополняются в книге данными, полученными в ходе археологических исследований автора. Издание иллюстрировано фотографиями, гравюрами, рисунками, планами и картами. Оно рассчитано на всех интересующихся историей Невского края и России.

496 руб


Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное.

96 руб


Издание посвящено первому зодчему Петербурга.
Книга, основанная на обширных данных кандидатской диссертации автора, повествует о знаменитых сооружениях Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость с собором, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры и др.), а также о первых звеньях его планировки.
Книгу можно использовать в качестве путеводителя по историческим местам.

212 руб


Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим.

66 руб


Санкт-Петербург. История и архитектура

Предлагаем вашему вниманию богато иллюстрированный альбом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА.
На свете немного найдется городов с такой удивительной судьбой, какая выпала Санкт-Петербургу, блистательной северной столице: он был создан могучей волею одного человека, Петра Великого. Городу было суждено родиться и вырасти на приневских землях, до XI в. входивших в Водскую пятину Великого Новгорода, занимавшего север Великой Русской равнины. Невские берега издавна привлекали шведов, стремившихся обосноваться в этих краях надолго, и потому важной частью общерусского дела считалось удержание новгородских границ, препятствующих шведской колонизации.

710 руб


Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга. Этот великий город на Неве представляет собой уникальный музей - собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным.
На страницах этой книги любознательный читатель найдет ответы на сотни самых разных вопросов об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга. Книга может использоваться в качестве учебного пособия в школах при подготовке к занятиям по истории города, краеведению, литературе. Она незаменима и как источник информации о Санкт-Петербурге для любого российского читателя, желающего ближе познакомиться с одним из красивейших городов мира.

355 руб


По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты

Северная столица очень любима и часто посещаема российскими и иностранными туристами. Прибыв в город на Неве, все они следуют приблизительно по одним и тем же маршрутам: в обязательном порядке гуляют по Невскому и Дворцовой площади, посещают Петергоф и Эрмитаж, любуются Исакием и Медным всадником, обязательно фотографируются у «Авроры»... Гостям в первую очередь стремятся показать самые красивые места города. А ведь в Петербурге еще так много проспектов и улиц, переулков и площадей, которые не относятся к так называемому парадному Петербургу. Автор приглашает читателей пройтись вместе с ним по тихим, малоизвестным, «по теневым, по непарадным» улицам города. Поверьте, они того заслуживают.

541 руб


"Строгий, стройный вид..."

Книга об архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков: о наиболее значительных памятниках - шедеврах архитектуры, о великих зодчих - Растрелли, Ринальди, Кваренги, Львове, Росси и других