Отрочество
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша.
Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны.
Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…
До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов.
Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.
- Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят со-бытия в начале повести «Отрочество».
- Очень точное и поэтичное описание грозы со-держит ряд картин. Используйте их последователь-ность для рассказа о грозе:облака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принима-ет мрачный характер»;гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя; «дождь как из ведра»; дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы».
- Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?
- Как вы объясните, что лучшие описания при-роды у разных писателей связаны с ее грозными яв-лениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестя-щим описанием весенней грозы.
- Вспомните стихотворения, которые посвяще-ны ярким природным явлениям. Прочтите их на-изусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?
- Найдите в тексте главы Гроза примеры эпи-тетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из ху-дожественных средств ярче всего помогает предста-вить грозное явление?
- Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.
Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точ-но. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и кра-ски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кус-тах слышно хлопотливое движение ма-леньких птичек, и из середины рощи ясно
долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи…» Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.
Вот один из вариантов такого рассказа.
«Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слы-шится слабый гул.
Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрест-ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». «Молнии вспыхива-ют как будто в самой бричке».
Наконец «ослепительная молния, мгно-венно наполняя огненным светом всю ло-щину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровож-дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру-шится над нами».
И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он ста-новится мельче и, наконец, прекращает-ся. Снова светит солнце. Радостное чувст-во охватывает путников».
Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои вос-поминания или пользоваться текстом по-вести Л.Н. Толстого.
Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:
«- Любочка! Катенька! — кричу я, по-давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!
Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз-давят.
Да ты понюхай, как пахнет! — кри-чу я».
Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага-ны мы видим и на картинах, и в описани-ях художественных произведений. Писа-тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ-ляется искреннее желание понять причи-ны, вызывающие стихии. Поэтому худож-ник часто является одновременно и твор-цом художественного произведения, и исследователем.
В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изо-бражено то же природное явление, о кото-ром рассказывает Л. Н. Толстой. Но в сти-хотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера худо-жественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвра-щения солнца, которое — опять! — золо-тит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это ве-селый праздник природы, а у Л. Н. Толс-того — грозное, но величественное явле-ние, после которого природа опять полна сил и радости.
Страшно-мрачная сторона гори-зонта; галки с растрепанными кры-льями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес ру-шится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; оси-новая роща… как бы в избытке счас-тья…
Описание весенней грозы наполнено ху-дожественными приемами, которые помо-гают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых на-пряженных минут грозы более всего запо-минаются гиперболы, помогающие пред-ставить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы. Материал с сайта
Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толс-того.
Смерч
Я внимательно смотрел на границу во-ды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг уви-дел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но те-перь это был высокий столб, который упи-рался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уце-лели».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- краткое описание явлений природы
- л н толстой гроза эпитеты метафоры сравнения
- толстой отрочество сюжет гроза скачать
- сочинение по главе гроза толстой отрочество
- отрочество гроза найти олицетворение
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо - ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.
После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»
Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...
До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.
Повесть «Отрочество» Льва Николаевича Толстого стала второй книгой в псевдоавтобиографической серии автора.
Она была напечатана в 1854 году. В ней описываются моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.
Перемены в душе Николеньки после переезда в Москву
Как только Николенька приехал в Москву, он ощутил, что не только мир вокруг него изменился, но и он сам тоже. Мимо него не проходят ни слезы бабушки, горюющей после смерти дочери, ни ожесточение старшего брата Володи. Николенька завидует его внешней красоте, стараясь убедить себя в том, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Все свои мысли Николенька прячет глубоко в своей душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого приведено в этой статье, отражает не только часть событий, проходивших в жизни юного автора когда-то, но и его помыслы и думы.
Расставание с дедом Карлом Иванычем
Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность играть с нею. Об этом тут же стало известно их бабушке.
Та, в свою очередь, обвинила в халатности деда Володи и Николеньки Карла Иваныча. Результатом ссоры взрослых стало их решение взять в дом гувернера для воспитания мальчиков. Николенька очень сильно переживал по поводу того, что теперь ему придется очень редко видеться с дедом. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был нелегкий, он по-своему любил детей и внуков и старался научить их жизни. В XIX веке написал свою повесть Толстой («Отрочество»). Краткое ее содержание вряд ли сможет передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, а мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени свои собственные мысли.
Переживания и ожесточенность Николеньки
После того как в доме появился француз-гувернер, все изменилось. Отношения Николеньки с ним не складывались. Порой он и сам не понимал, почему в нем столько агрессии и ожесточенности вызывает этот человек. Однажды он даже ударил гувернера. Когда Володя пытается узнать у него, что же с ним случилось, Николенька отвечает, что все ему стали вмиг отвратительны. Следующая выходка юного отрока - это попытка проникнуть в портфель отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же становится всем известно. Николеньке грозят розгами и запирают его в темном чулане. С нашим героем случаются конвульсии. Его укладывают на кровать и дают возможность как следует выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал главного героя автор Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого вполне позволяет проследить цепочку событий, приведших к возникновению этой непонятной болезни, не теряет своей актуальности и в наши дни.
Влияние друга Нехлюдова на взгляды юного Николеньки
Вскоре Володя поступает в университет. Николенька искренне радуется этому. Ему до поступления в это учреждение остается несколько месяцев. Наш герой прилежно учится и готовится сдать экзамены на математический факультет. У него появляются приятели: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николенька все чаще беседует с Нехлюдовым.
Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества - это его призвание. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. «Отрочество» Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений молодежи тех лет. Здесь можно проследить, как кардинально меняются взрослеющего человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему воздействует на людей.
В позапрошлом веке написал Лев Толстой «Отрочество». Краткое содержание произведения дано в этой статье. В главном герое, может быть, многие узнают себя в юности. Поэтому я рекомендую прочесть произведение в оригинале.
Отрочество
Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.
Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером.
Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.
С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуем....