Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еще одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша.

Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуемо - ударяет гувернера, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны.

Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединенные размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. УМ за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сестрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остается несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесет ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов.

Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

  1. Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят со-бытия в начале повести «Отрочество».
  2. Глава «Гроза» описывает конец весны — начало лета. Это описание до деталей точ-но. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы — и кра-ски, и запахи, и звуки: «…в мокрых кус-тах слышно хлопотливое движение ма-леньких птичек, и из середины рощи ясно

    долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах березы, фиалки, прелого листа, сморчков, черемухи…» Все это в средней полосе России обычно происходит в конце мая — начале июня.

  3. Очень точное и поэтичное описание грозы со-держит ряд картин. Используйте их последователь-ность для рассказа о грозе:облака сбираются в одну большую, мрачную тучу; туча приближается, и «вся окрестность принима-ет мрачный характер»;гремит гром, и сверкают молнии, но пока еще нет дождя; «дождь как из ведра»; дождь кончается: «обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы».
  4. Вот один из вариантов такого рассказа.

    «Весенняя гроза Сначала на небе не было ни облачка, но вдруг появилась большая темно-лиловая туча и стала — без ветра! — догонять нас. В ней часто вспыхивают молнии и слы-шится слабый гул.

    Но вот туча приблизилась и раздался гром. Наконец облака закрыли все небо, и за ними скрылось солнце. «Вся окрест-ность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». «Молнии вспыхива-ют как будто в самой бричке».

    Наконец «ослепительная молния, мгно-венно наполняя огненным светом всю ло-щину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровож-дается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес ру-шится над нами».

    И только после этого начинается «косой дождь как из ведра». Однако скоро он ста-новится мельче и, наконец, прекращает-ся. Снова светит солнце. Радостное чувст-во охватывает путников».

    Варианты таких пересказов-описаний могут быть различными. В такой пересказ каждый ученик может включать свои вос-поминания или пользоваться текстом по-вести Л.Н. Толстого.

  5. Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передает такая концовка?
  6. Для того чтобы передать ощущения, которые испытал Николенька, можно вспомнить несколько последних реплик:

    «- Любочка! Катенька! — кричу я, по-давая туда несколько веток черемухи, — посмотрите, как хорошо!

    Девочки пищат, ахают; Мими кричит, чтобы я ушел, а то меня непременно раз-давят.

    Да ты понюхай, как пахнет! — кри-чу я».

  7. Как вы объясните, что лучшие описания при-роды у разных писателей связаны с ее грозными яв-лениями? Напомним: вы недавно читали описание зимнего бурана, а теперь познакомились с блестя-щим описанием весенней грозы.
  8. Писатели воссоздают то, что особенно удивляет или занимает не только их, но и всех людей. Бури, смерчи, цунами, урага-ны мы видим и на картинах, и в описани-ях художественных произведений. Писа-тель не может не заметить ярких явлений природы: они и удивляют, и в то же время часто привлекают своеобразной, пусть и мрачной красотой. Кроме того, что они волнуют писателей и художников, появ-ляется искреннее желание понять причи-ны, вызывающие стихии. Поэтому худож-ник часто является одновременно и твор-цом художественного произведения, и исследователем.

  9. Вспомните стихотворения, которые посвяще-ны ярким природным явлениям. Прочтите их на-изусть. Сходна ли «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева с описанием грозы в повести Л. Н. Толстого? Если есть сходство, то в чем оно?
  10. В «Весенней грозе» Ф. И. Тютчева изо-бражено то же природное явление, о кото-ром рассказывает Л. Н. Толстой. Но в сти-хотворении гроза весела и задорна, она не пугает, а только радует. Оба мастера худо-жественного слова описали одни и те же этапы этого бурного явления природы: от начала, «раскатов молодых», до возвра-щения солнца, которое — опять! — золо-тит все вокруг. Но у Ф. И. Тютчева это ве-селый праздник природы, а у Л. Н. Толс-того — грозное, но величественное явле-ние, после которого природа опять полна сил и радости.

  11. Найдите в тексте главы Гроза примеры эпи-тетов, метафор, гипербол и сравнений. Какое из ху-дожественных средств ярче всего помогает предста-вить грозное явление?
  12. Страшно-мрачная сторона гори-зонта; галки с растрепанными кры-льями; оглушительный треск грома, что, кажется, весь свод небес ру-шится над нами; косой дождь… лил как из ведра; все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком; оси-новая роща… как бы в избытке счас-тья…

    Описание весенней грозы наполнено ху-дожественными приемами, которые помо-гают представить и даже пережить то, что описывает автор. В описании самых на-пряженных минут грозы более всего запо-минаются гиперболы, помогающие пред-ставить себе масштаб потрясения тех, кто наблюдает это явление природы. Материал с сайта

  13. Опишите свои впечатления от ярких явлений природы, которые вам пришлось наблюдать.
  14. Чаще всего ученики описывают грозу, поскольку все, конечно, ее не раз видели и пережили, а также потому, что в своем рассказе можно использовать приемы и даже целые выражения из текста Толс-того.

    Смерч

    Я внимательно смотрел на границу во-ды и неба — прямо на границе Черного моря — у самого горизонта. И вдруг уви-дел черную точку, которая возникла на самой этой границе. Вскоре черная точка увеличилась и поднялась над водой, но те-перь это был высокий столб, который упи-рался в небо. Он стремительно мчался в сторону нашего берега, и, казалось, скоро захватит нашу пристань. Нам повезло — направление ветра изменилось, и мы уце-лели».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое описание явлений природы
  • л н толстой гроза эпитеты метафоры сравнения
  • толстой отрочество сюжет гроза скачать
  • сочинение по главе гроза толстой отрочество
  • отрочество гроза найти олицетворение

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо - ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Повесть «Отрочество» Льва Николаевича Толстого стала второй книгой в псевдоавтобиографической серии автора.

Она была напечатана в 1854 году. В ней описываются моменты, происходящие в жизни обычного подростка того времени: предательство и смена ценностей, первые любовные переживания и так далее. Итак, Лев Толстой, «Отрочество»: краткое содержание произведения.

Перемены в душе Николеньки после переезда в Москву

Как только Николенька приехал в Москву, он ощутил, что не только мир вокруг него изменился, но и он сам тоже. Мимо него не проходят ни слезы бабушки, горюющей после смерти дочери, ни ожесточение старшего брата Володи. Николенька завидует его внешней красоте, стараясь убедить себя в том, что внешность никак не влияет на личное счастье. Наш герой ссорится с братом, но находит в себе силы простить его. Все свои мысли Николенька прячет глубоко в своей душе. Он считает, что обречен на одиночество. Так описал главного героя Лев Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого приведено в этой статье, отражает не только часть событий, проходивших в жизни юного автора когда-то, но и его помыслы и думы.

Расставание с дедом Карлом Иванычем

Однажды братья нашли свинцовую дробь и имели неосторожность играть с нею. Об этом тут же стало известно их бабушке.

Та, в свою очередь, обвинила в халатности деда Володи и Николеньки Карла Иваныча. Результатом ссоры взрослых стало их решение взять в дом гувернера для воспитания мальчиков. Николенька очень сильно переживал по поводу того, что теперь ему придется очень редко видеться с дедом. Несмотря на то, что характер у Карла Иваныча был нелегкий, он по-своему любил детей и внуков и старался научить их жизни. В XIX веке написал свою повесть Толстой («Отрочество»). Краткое ее содержание вряд ли сможет передать всю полноту ощущений и переживаний взрослеющего мальчика. Времена меняются, а мы легко узнаем в этих взглядах подростка того времени свои собственные мысли.

Переживания и ожесточенность Николеньки

После того как в доме появился француз-гувернер, все изменилось. Отношения Николеньки с ним не складывались. Порой он и сам не понимал, почему в нем столько агрессии и ожесточенности вызывает этот человек. Однажды он даже ударил гувернера. Когда Володя пытается узнать у него, что же с ним случилось, Николенька отвечает, что все ему стали вмиг отвратительны. Следующая выходка юного отрока - это попытка проникнуть в портфель отца. При этом он ломает ключ, и об этом сразу же становится всем известно. Николеньке грозят розгами и запирают его в темном чулане. С нашим героем случаются конвульсии. Его укладывают на кровать и дают возможность как следует выспаться. После сна Николенька встает здоровым. Очень ярко описал главного героя автор Толстой. «Отрочество», краткое содержание которого вполне позволяет проследить цепочку событий, приведших к возникновению этой непонятной болезни, не теряет своей актуальности и в наши дни.

Влияние друга Нехлюдова на взгляды юного Николеньки

Вскоре Володя поступает в университет. Николенька искренне радуется этому. Ему до поступления в это учреждение остается несколько месяцев. Наш герой прилежно учится и готовится сдать экзамены на математический факультет. У него появляются приятели: студент Нехлюдов и адъютант Дубков. Николенька все чаще беседует с Нехлюдовым.

Ему близки его взгляды, направленные на создание нового общества. Отныне наш герой считает, что исправление человечества - это его призвание. С этого момента, как ему кажется, начинается его новый жизненный этап. «Отрочество» Толстого, краткое содержание которого мы рассматриваем, является отражением мыслей и стремлений молодежи тех лет. Здесь можно проследить, как кардинально меняются взрослеющего человека. Читая это произведение, приходишь к мысли, что каждая эпоха по-своему воздействует на людей.

В позапрошлом веке написал Лев Толстой «Отрочество». Краткое содержание произведения дано в этой статье. В главном герое, может быть, многие узнают себя в юности. Поэтому я рекомендую прочесть произведение в оригинале.

Отрочество

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознает всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Еше одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убежден в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречен.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернером.

Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернером-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведет себя непредсказуем....