1. Сирота получает десятки сладких подарков, и ваши конфеты явно лишние

Сироты — это та категория, которая никогда не остается без подарков на Новый год, утверждает Елена Альшанская. «В крупных городах и в учреждениях, близких к крупным городам, сирота получает от 10 до 40 подарков. Кроме того, ребенок посещает в новогоднюю пору от 10 до 20 мероприятий, которые проходят либо в учреждении, либо с выездом. Это какая-то безумная пора. Практически везде его ждут угощения. Кроме того, сладкие подарки всегда включены в бюджет учреждения. Ситуации, когда у них нет денег на такие подарки, отсутствуют с 90-х годов. Если такое внезапно обнаружилось, пишите в наш фонд, будем разбираться. На статье «сироты» пока еще не экономят. Другое дело, что могут воровать или не совсем разумно расходуют средства. Но в любом случае, сладкие подарки заложены в бюджете», — поясняет Альшанская.

От большого количества сладкого у ребенка может развиться диатез или аллергия — воспитатели не всегда могут проследить за тем, как их подопечные потребляют конфеты и шоколад. А если в подарке находятся фрукты, то они могут испортиться. Количество мягких игрушек оказывается просто запредельным. Они начинают валяться по всей комнате, собирая пыль.

2. Дорогие подарки меняют на сигареты

Есть благотворители, которые дарят сиротам дорогие гаджеты — модные наушники, плееры, сотовые телефоны, в том числе iPhone. «После Нового года наши волонтеры приезжают в детский дом, а воспитанники показывают им несколько телефонов, которые им подарили. iPhone, конечно, не новые, но даже старые модели сейчас стоят 20-30 тыс. руб. Дорогие подарки у сирот становятся предметом мены. Что-то дети сразу меняют на сигареты или алкоголь. Что-то у них отбирают старшие, если в учреждении не очень демократические порядки. А педагоги отнимают все у всех», — комментирует Елена Альшанская.

Пользоваться сотовым телефоном ребенок, вероятно, не будет, так как звонить ему просто некому, да и денег нет на оплату мобильной связи.

Если ему вообще разрешат в учреждении разговаривать по телефону.

Дети оценивают подарки по статусу: чем круче, чем лучше. При этом дети отлично обучены улыбаться спонсору, для них улыбка становится способом что-то получить. Саму ценность подарка они не понимают - не ходят в магазины и не видят его стоимость. Дети не знают, сколько должны зарабатывать родители, чтобы сделать ребенку такой подарок.

3. Подарок от незнакомца — это знак не внимания, а жалости

Благодетели считают, что подарком они сделают сиротам приятно, покажут им свое внимание и участие. Однако ребенок не чувствует заботы и внимания в таком подарке, если его принес незнакомый человек, который мелькнул однажды и больше никогда не появится вновь. Подарок в таком формате обесценивается. «Всем понятно — и это даже проговаривается, что приезд спонсоров — это не знак внимания, а знак жалости к статусу сироты. Такой подарок несет в себе совершенно иной социальный смысл, чем подарок, который дарится в семье», — говорит Елена Альшанская. Она добавляет, что когда подростки получают дорогие подарки от чужих взрослых людей, то это развивает у них опасный тип социального поведения. «Через пару лет они выйдут во взрослый мир, который не знают, и при этом у них будет привычка получать подарки от чужих дядь и теть. Сами понимаете, к чему это может привести», — говорит Альшанская.

А вот маленький подарок от знакомого человека - это другая история. Волонтеры ездят к сиротам круглый год, и от них даже небольшой дар будет приятным и душевным.

4. Подарки никак не изменят положение сироты

Компании и граждане ежегодно тратят грандиозные суммы на новогодние подарки для сирот. «Стоимость одного iPhone от 30 тыс. руб. — это стоимость месяца работы (и даже больше) специалиста детского дома. На самом деле понятно, что судьба ребенка от этого подарка не меняется ни на миллиметр. Да, конечно, ребенок вам улыбнулся, увидев этот подарок, обнял, сказал спасибо — вот за эти эмоции вы и платите. Но ребенок остался все так же сиротой», — говорит Елена Альшанская.

Она напоминает, что многие дети в действительности не сироты, у них есть кровные родственники - дяди, тети, бабушки, но они не могут взять к себе этих детей из-за своей бедности, социальной неустроенности.

Родственники не понимают, какие у них есть права, а на местах чиновники не оказывают им никакой помощи. Поэтому и сидят дети в казенных учреждениях, так как никто не потратит 30 тыс., чтобы нанять юриста, няню, помочь семье устроиться на работу или сделать ремонт в их доме. «Распространенная ситуация, когда тетя могла бы взять племянников к себе, но у нее однокомнатная квартира, она целый день на работе, а денег на няню нет. Но на это никто не готов давать денег. Ребенок будет томиться в казенном учреждении, а мы будем его жалеть, но не потратим ни копейки, чтобы он вернулся домой и перестал быть сиротинушкой», — говорит Альшанская

Счастливый итог, если сирот усыновляют. Но сопровождение приемных семей требует работы специалистов, а у детских домов нет психологов, который бы общался с приемными родителями, рассказывал им, как общаться с усыновленным ребенком, чтобы уменьшить число отказов. Выросшие воспитанники детдомов зачастую нуждаются в репетиторах. Уровень образования у них низкий, и даже если они поступили на бюджетное место в вуз, то после первого курса многие вылетают из университета. Услуги репетитора подчас стоят столько же, как и подарок, но в отличие от ненужного гаджета дополнительные занятия действительно способны изменить жизнь к лучшему.

Кому вручать подарок

Сладкие подарки, игрушки и гаджеты можно и нужно дарить малообеспеченным и многодетным семьям, говорит Елена Альшанская. Но даже в этом случае подарки стоит передавать родителям, чтобы уже они вручали их детям. Списки нуждающихся есть в районных управлениях соцзащиты или в синодальных отделах по церковной благотворительности. Либо можно забить в поисковых системах: «помощь многодетным семьям». В каждом городе есть соответствующие благотворительные организации. «Волонтеры в помощь детям-сиротам» также помогают малообеспеченным семьям.

Дарить подарки можно старикам

У них уже нет такой потребности в привязанности - они не дети, которым важно найти значимого взрослого. Подарки для стариков - это знак, что о них еще помнят. Благотворительный фонд «Старость в радость» как раз объявил сбор новогодних подарков для обитателей домов престарелых. Абы что просят не дарить: на сайте фонда есть перечень вещей, которые можно положить в красочный пакет, в том числе открытку, в которой можно немного написать о себе.

В заботе нуждаются и одинокие пожилые люди — соседи по дому. Если поговорить с консьержем в подъезде, то можно узнать, кому из соседей требуется помощь и внимание. «Среди соседей могут быть очень бедные люди, которые не могут позволить своим детям купить хорошие подарки. Есть взрослые с инвалидностью, которые тоже живут изолированно. Но о них никто не вспоминает под Новый год. Все сразу думают о сиротах в детских домах», — подытоживает Альшанская.

13 декабря в Москве состоится масштабная новогодняя благотворительная ярмарка «Душевный Bazar» .

В ней примут участие 74 благотворительных фонда. Их представители расскажут о своих проектах и программах, предложат новогодние сувениры, проведут мастер-классы. Вход на ярмарку и участие бесплатно. Проходить ярмарка будет в павильоне №7 ЦВК «Экспоцентр». Все вырученные средства идут на реализацию социальных проектов и программ организаций-участников.

Поскольку скоро Новый год, и многие захотят подшлифовать свою карму, завалив подарками совершенно незнакомых детей в ближайшем детдоме, я решил показать вам один важный текст. Сразу предупреждаю: в тексте рассказывается, почему так поступать нельзя. И дело вовсе не в этических соображениях (хотя и в них тоже), а в конкретном вреде. Но хватит спойлеров! Сейчас сами всё узнаете.

Поскольку я в деле помощи детям не эксперт, о проблеме вам расскажет профессионал. Несколько лет назад в журнале "Такие дела" вышла прекрасная статья, которая растолковывает, почему экстренное одаривание воспитанников детдомов – это вредно. К сожалению, за эти несколько лет ситуация в России почти не изменилась.

Слово эксперту в области благотворительности, волонтёрства и корпоративной социальной ответственности Анне Пучковой:

" Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не: «Ребята, срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно: «Пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками».

Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине из тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, но это никого не останавливает». Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию. Поэтому сразу хочу сказать: «Да, я тоже очень люблю детей и вообще людей», «Да, я сама тоже кое-что делаю в помощь другим, а именно, посвящаю этому приблизительно 95% своего времени, не считая сна», «Да, я бывала в свое время в огромном количестве детских домов и в одном даже прожила неделю, прямо в группе с детьми», «Да, я имею дело с волонтерами из более чем 20 регионов страны, и там везде точно так же как в Москве». Так что, ребята, давайте вместо фрустрации просто попробуем сделать нашу помощь хотя бы чуть-чуть эффективнее, мы же все именно этого хотим, да?

Итак, почему же все-таки нельзя дарить подарки в детские дома, и что можно сделать вместо этого?

Возьмем, к примеру, идеальную ситуацию, то есть ситуацию, при которой всем детям достались одинаковые подарки, всем поровну, идеальную ситуацию, исключающую вероятность того, что подарки не дошли до детей. Ситуацию, при которой подросток не продал подарок, чтобы купить сигареты или пиво. Или когда подарок не был использован для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство («смотри что у меня есть, а у тебя такого нету»), обычно после этого подарок оказывается либо разбитым, либо украденным, как только хозяин от него отвлекся, и, конечно, это очень плохо и для хозяина, и для того, кто разбил или украл.

Так вот, даже в этой идеальной ситуации (а вы же понимаете, что такого не бывает?), дарить подарки в детские дома, школы-интернаты, социальные приюты и в другие формы государственных сиротских учреждений (подчеркну - особенно государственных) разрушительно для психики ребенка, потому что по статистике за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает около 17 елок и мероприятий и получает около 19 подарков (в Московской области - 25). Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть 26-ми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми? Самое печальное, что готовы…

В ближайшие полтора месяца миллиарды рублей будут потрачены на игрушки, плюшевых мишек, санки, Барби и даже планшеты, телефоны и айподы (да-да, многие дети просят именно это, и многие взрослые им это покупают, хотя сами догадываются, что тут что-то не так)

Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все всё время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то экзальтированные люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама была точно такая же). А потом вдруг ребенку исполняется 18 лет, и… И ничего, к нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%! 90%!

Дети в детских домах (а я подразумеваю в данном случае все государственные виды учреждений подобного типа) живут по правилам созданной еще в начале XX века угрюмой, бесчеловечной и беспощадной системы. Их воспитанников не считают частью общества, и поэтому они ей не становятся. Их считают бедными и несчастными, убогими и обделенными, и только по-настоящему искренние и профессиональные благотворительные фонды бьются над их социализацией, пытаются вернуть им мотивацию жить, стремиться к чему-то и достигать своих целей, наполняют их верой в собственные силы и устраивают их в семьи.

«Ну каждый помогает как может», - часто отвечают мне обиженно на упоминание профессиональных фондов. Нет-нет, я вовсе не против маленькой помощи, и я точно знаю, что КАЖДЫЙ человек может помочь. Но здесь речь не идет о помощи. Я пишу все это именно для того, чтобы объяснить - подарки в детские дома на праздники и без них, а так же куча увеселительных мероприятий на праздники - это не помощь, это вред.

Я приведу пример из собственной практики, когда много лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, вышли из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня просидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?

Ну а что же тогда делать и как помочь, если есть такое желание?

Я обещала в конце позитив, и вот он - вы можете быть не просто нужны, а очень нужны! Например, если вы хотите устроить действительно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так редко предоставляется такая возможность. А еще лучше - посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.

Если вы обязательно хотите вручить кому-то подарок, то есть дети, больные раком, есть дети из малоимущих семей, да и просто те, которые находятся на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть еще пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди, заключенные (о них вообще все забывают) - все они будут рады вашему теплу и вниманию, ваши подарки будут им нужны и приняты с благодарностью.

Ну а если вы хотите что-то сделать именно для детей из детских домов, то мой вам совет - пожертвуйте деньги или станьте волонтером в одном из фондов, которые действительно меняют их жизнь и спасают их:

«Измени одну жизнь» - они находят детям папу и маму, и нет ничего дороже этого подарка.

Один из старейших и профессиональнейших фондов, занимающийся социализацией детей сирот.

«Волонтеры в помощь детям сиротам» - бьются над тем, чтобы сохранить в семье как можно больше детей и не допустить их попадания в детские дома, а также ухаживают за самыми маленькими отказничками от нуля до четырех лет.

«Большая перемена» - системное репетиторство и развитие детей сирот, они помогают им поступить в ВУЗы, найти себя в жизни, обрести самостоятельность и независимость.

На деньги, которые ежегодно тратятся на плюшевых мишек для детей, живущих в условиях концлагеря, эти фонды по-настоящему могут их спасти, вытащить оттуда, защитить, позаботиться о них.

Все, что я описала в этой статье, далеко не ново, и любой эксперт в сфере благотворительности вам скажет ровно то же самое. Многие компании и просто добрые люди уже поняли это и начинают отказываться от системы одаривания и увеселения детских домов, и это не может не радовать.

Тем не менее, заканчивая статью, я также печально смотрю в глаза ее читателям, потому что большинство из них согласятся с ней уже ближе к началу нового года, когда вернутся из детских домов, оставив там очередную дозу подарков…"

Президент благотворительного фонда "Волонтёры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская рассказывает о том, почему не нужно дарить детям из детских домов игрушки и дорогие подарки на Новый год.

Вы думаете, после этого вступления я предложу на выбор письмо Деду Морозу от несчастного Мишеньки 12 лет, который хочет игрушечный трактор (или айфон), или Машеньки 5 лет, которая хочет набор лего, взывая к вашему неравнодушию?

Я действительно призову вас к неравнодушию . И к тому, чтобы очень обдуманно и осмысленно подойти к правильному и прекрасному порыву вашей души, который может принести как пользу, так и, увы, стать дорогой совсем в другую сторону.

Много лет назад моя знакомая удочерила девочку, которой занимался наш тогда ещё только зарождающийся фонд. Девочка была ровно такой, какой изображают на картинках сироток. Она была белокура, голубоглаза, с удивительно открытой улыбкой. Ей было всего пять лет, и внешне она словно была младшей сестрой кудряшки Сью, удивительно открытым и общительным ребёнком, который прожил первые пять лет в условиях постоянно сменяющих друг друга взрослых из числа персонала дома ребёнка. Когда моя знакомая, назовём её Надя, пришла за Катей, та, радостно улыбаясь, открыто и доверчиво вложила свою маленькую ручку в руку будущей приёмной мамы и готова была идти за ней прочь из детского дома в дом настоящий с первой минуты знакомства.

Через несколько месяцев мы встретились с Надей, и она, чуть не плача, рассказывала мне, что эти прекрасная улыбка и моментальная готовность стать дочкой относятся не только к ней. Катя могла в середине пешеходного перехода ускользнуть от Нади, схватить за руку любую незнакомую тётю, идущую в противоположном направлении, и радостно идти с ней дальше. Она обнимала соседок, называла их мамами, садилась на колени и отказывалась уходить домой от любого взрослого, который был ласков или предлагал игрушку или конфетку.

Соседи начали подозревать Надю в том, что она жестоко обращается с ребёнком, всячески жалели сиротинушку, которая тут же откликалась на жалость, поддакивала любым предположениям о своей горькой доле и хотела со всеми идти домой, не к Наде, а к ним. Надя не знала, как стать мамой ребёнку, который не видел никакой разницы между ней и любым прохожим и готов был предпочесть любого незнакомца с конфетой в руке или имеющего неосторожность улыбнуться.

Поведение, которое наблюдала Надя, было не ловкой манипуляцией ребёнка и не специфическими особенностями характера. Это серьёзное расстройство поведения, которое приобретают дети, лишённые заботы конкретного взрослого, живущие в системе сменного коллективного ухода

В медицине этот диагноз называется "расстройство привязанности". Он входит в международный классификатор болезней и требует серьёзного психологического, а иногда и психиатрического лечения.

Расстройства привязанности бывают разных видов. Есть несколько подходов к классификации этих расстройств, но главное в них одно: лишённый нормальных, постоянных и устойчивых отношений со взрослым, который о нём заботится (то есть с родителем), ребёнок испытывает тяжелейший стресс и начинает вырабатывать формы приспособления к искажённой реальности. Например, пытаясь уцепиться за любого взрослого, чтобы в отсутствие постоянного внимания заместить качество количеством и добрать это внимание по крупицам от каждого, кто оказывается рядом. Или провоцирует это внимание агрессией и поведением, которое предсказуемо приведёт к наказанию (зато внимание, зато общение). Или, наоборот, ребёнок закрывается и теряет всякую надежду, он не верит больше в возможность выстраивать отношения со взрослыми и, скорее всего, не сможет выстраивать постоянные доверительные отношения с людьми, когда вырастет - у него их никогда не было.

Дети оказываются в детских домах тогда, когда они теряют семью. Иногда семья отказывается от ребёнка. Да, увы, материнство - это совсем не инстинкт, который стопроцентно включается по факту рождения ребёнка. Это сложный биосоциальный механизм, у которого бывают сбои. Но таких детей, от которых отказались родители, в системе государственной заботы меньшинство. Чаще всего отказ происходит от новорождённого ребёнка, и, если ребёнок здоров, он уходит в семью очень быстро. Основная категория детей в наших детских домах и интернатах - это дети, которых государство посчитало нужным забрать у семьи, потому что та с чем-то не справилась. Иногда это действительно чудовищные истории насилия и пренебрежения. Но точно так же часто это истории про то, как семья не справилась с трудностями и ей никто вовремя не помог.

Ребёнок оказывается в государственном учреждении от большой беды: будь то отказ от него самого дорогого человека или история, когда чужие люди вдруг (для ребёнка) забрали его от людей, которые его любили и которых он любил, хотя они и не умели о нём правильно, с точки зрения государства, заботиться. Это самое страшное, что может произойти в жизни ребёнка

Дальше ребёнок начинает жить в условиях, когда в одном помещении собраны такие же, как он: кто-то пережил дома насилие, кто-то находится в тяжелейшей депрессии, потому что не понимает, за что и почему он оказался здесь. Здесь его жизнь будет строго регламентирована. Помещена в жёсткий график. Лишена свободы выбора буквально до мелочей. Ничего, что происходит в жизни обычного ребёнка в семье и является его возможностью для роста - своей самостоятельности, своего выбора в жизни, - тут не происходит. Идти гулять или остаться дома? Что есть на ужин? Куда пойти учиться? Можно ли пойти на выходные в гости к друзьям (эта опция в принципе отсутствует).

С этого момента начинается поворотная точка судьбы этого ребёнка. Что с ним будет дальше? Вернётся ли он когда-нибудь домой? Заберут ли его другие люди в новую семью? Останется ли он здесь до совершеннолетия? Сможет ли он потом справиться со своей жизнью сам, без опыта семейной жизни, нормальных взаимных отношений, ответственности за свои действия? А если его развитие в условиях стресса и депрессии даст сильную задержку, не пойдёт ли он по пути коррекционных учреждений, потеряв в итоге право распоряжаться собственной жизнью и свободой, если его лишат дееспособности?

А ещё с этого момента у ребёнка появляется риск заработать то самое расстройство привязанности, которое станет его балластом во взрослой жизни, не позволяющим строить нормальные, долговременные отношения с людьми. Сможет ли он чувствовать другого человека. Сможет ли он чувствовать и понимать себя, свои реальные желания, потребности. Сможет ли он доверять кому-то. Сможет ли проводить границу между отношениями с близкими и посторонними? В нашем мире есть чёткая граница между своими и чужими людьми. Есть понимание того, как могут или не могут эти чужие люди входить в жизнь семьи. Ребёнок впитывает это с самого детства. Это знание не даётся нам мистическим образом. Мы учимся.

Дети-сироты тоже учатся. Тому, что с ними с детства нет одного близкого и значимого человека. Что любой чужой может прийти, одарить подарком и исчезнуть навсегда. Что под Новый год этих чужих и мелькающих обычно толпы

Взрослые - это ненадёжные люди. С ними нельзя строить долговременные отношения, они всё равно бросят, предадут или мелькнут и уйдут. Зато от них можно получить материальные блага и научиться испытывать радость от вещей, которые начинают замещать радость от отношений, от общения.

Мы растим одиноких детей, не умеющих полагаться на людей, но умеющих получать радость от обладания вещью. Мы растим детей, которые не могут принять самостоятельно никакое решение (они не имели на это прав в детском доме), но могут легко подчиниться воле малознакомых людей и вступать с ними в доверительный контакт за улыбку и подарок.

Подумайте, что это за образ?

И можно, конечно, принимать в этом участие, усугубляя и так тяжёлую для ребёнка ситуацию. Даря ему не радость, нет. Это иллюзия. У ребёнка, лишённого самого главного - семьи. Живущего в условиях несвободы. Просыпающегося каждое утро в комнате с койко-местом одним из 8 таких же одиноких детей. С неопределённым будущим, в котором никто уже не будет дарить подарки за статус сиротки. Ваш сиюминутный контакт не даст ему ничего, кроме очередного мелькнувшего и пропавшего взрослого. Этого и так полно в его жизни, поверьте. И то, что он чувствует, не замещается вещами. Хотя их количество таково, что ребёнок может научиться ценить вещи больше, чем людей.

Мы сами поняли это не сразу. Двенадцать лет тому назад, когда мы только начинали, нам тоже казалось, что возить машины вещей в детские дома - это значит помогать детям. Сейчас мы понимаем, что это помощь персоналу детского дома (в том числе в поддержке коррупции, позволяющей потратить на другое бюджеты, выделенные на те же сладкие подарки или ремонты). Что для ребёнка важна не обшарпанность стен и одежда с лейблом, а близкие люди, которые у него есть или которых у него нет. Что дорогой плеер никак не повлияет на его жизнь, и в 18 лет ребёнок без семьи, без нормального образования, без навыков жизни в обычном социуме выйдет в мир совсем никому уже не нужный, один.

Самое печальное, что именно в Новый год люди вспоминают о детях-сиротах и тратят огромные бюджеты на помощь им. И если бы эти бюджеты тратились не на конфеты, айфоны и машинки, а на программы поддержки кровной семьи, поддержки приёмных семей, образования и наставничества детей, их сопровождения после выхода - мир бы изменился после одного такого Нового года.

У нас всего чуть больше 100 000 детей живёт в детских домах. Они живут там, потому что их родителям вовремя не помогли. Потому что у детей тяжёлая инвалидность и у семьи, кровной или приёмной, недостаточно поддержки. Живут с очень сомнительными перспективами после выхода. С низким уровнем образования, самооценки, большим страхом мира, который их, скорее всего, не очень дружелюбно примет. И уже не подарит ни Барби, ни айфон. Они выходят без багажа отношений и знаний в мир, который перестаёт воспринимать их как сироток, заслуживающих новогоднего подарка.

Всегда думаю о том, что если бы в один-единственный Новый год люди потратили средства только на системную и правильную помощь, позволяющую ребёнку выйти из детского дома в родную или приёмную семью или же в самостоятельную жизнь с поддержкой, они изменили бы всё.

Но, увы, всё будет как всегда: сотни сборов на подарки для Мишеньки и Машеньки. Судьба которых с куклой и машинкой в руке, стоящих в своём детском доме после ухода очередных промелькнувших взрослых, уже мало кому будет интересна.

Не покупайте улыбку одинокого ребёнка в обмен на вещь. Не делайте это с ним. Нельзя помогать так, как удобно тебе, как хочется тебе. Не думая о последствиях для того, кому помогаешь. Не думая о реальных потребностях тех, кому помогаешь. Тогда это не подарок им. Это подарок себе

Себя ты радуешь и свои желания и потребности удовлетворяешь. Ничего в этом плохого нет, все мы так делаем. Только, пожалуйста, не делайте это за счёт детей-сирот. Им и так достаточно не повезло.

Помогайте со смыслом. С тем, чтобы ваша помощь действительно что-то меняла. Это ведь действительно время чудес. Не разбазаривайте возможность совершить чудо на то, что чудом не является.


Если вы хоть немного знакомы с основными принципами саморазвития, то наверняка вам известно, что лучший способ достичь успеха в том или ином начинании, это медленно, но верно, ступенька за ступенькой, преодолевать путь навстречу мечте. Именно так, по крупицам мы и формируем своё счастье, к которому, как известно, нет коротких путей. Но, согласитесь, тем и заманчивы волшебные таблетки и методики, что они обещают результат в самом скором времени, а при упорном труде результата как правило, толком и не видно. Происходит это потому, что развивая своё бизнес, своё разум или своё тело, вы становитесь другим человеком, накапливаете опыт и то, что раньше казалось вам невозможным, через год будет казаться лёгким, и это нормально. Только вот оборачиваясь назад, всё труднее и труднее различить те шаги, которые вы сделали навстречу судьбе. Именно поэтому всем, кто стремится к развитию себя как личности, рекомендуется такая простая методика, которая получила название «Лестница успеха ».

Её суть проста и незамысловата. Вы просто составляете на бумаге план своего прогресса и с течением времени, добиваясь тех или иных целей, помечаете даты и то, чего вы достигли. Для того, чтобы спланировать такую лестницу для себя, вам необходимо проделать следующие нехитрые манипуляции:

1. Возьмите лист бумаги и начертите по диагонали линию, в одном конце которой отметьте «Начало пути» а в другом «Конечная цель». Конечно, термины могут быть и другими, тут всё зависит исключительно от вашего собственного отношения к делу. В случае с карьерной лестницей это может выглядеть так: Начало пути – Продавец-консультант; Конечная цель – директор магазина.

2. Подумайте, что вам нужно для достижения этой цели: получить образование, заработать денег, найти информацию, развить своё тело или что-нибудь ещё. Пометьте эти цели. Старайтесь отмечать в этой графе только масштабные цели, но они не должны перекрывать собой конечную цель. Так, к примеру, защита докторской диссертации хороша для получения приглашения на преподавание за рубежом, но бесполезна для преподавания в школе.

3. А теперь разбейте их на ещё более мелкие: к примеру, для того, чтобы спортсмену получить титул мастера спорта международного класса в жиме лёжа, ему нужно сначала научиться жать штангу 100 кг, затем больше, получить «Кандидата в мастера спорта», «Мастера спорта», а уже затем прийти к конечной цели. Так же и в любом другом начинании. Заработать миллион за 1 месяц невозможно, и вы должны разбить этот миллион на отрезки, по которым вы будете наблюдать ваш прогресс.

4. Пометьте начальные шаги, которые вам требуется сделать, на пути к вашей цели. Например, вам нужно избавиться от вредных привычек, приучить себя к правильному режиму сна и питания и так далее. Поймите, что невозможно вам оставаться тем же человеком, которым вы являетесь сейчас и добиться больших успехов по определению. Ведь тот вы, кем вы являетесь сейчас, уже достиг своего потолка, читая сейчас эту статью.

5. Оставьте места для побочных целей: курсов повышения квалификации, прочтения книг, а также досуга и хобби. Не считайте, что вы сможете добиться целей, не отдыхая, ведь таким образом вы просто уничтожите себя как личность. Отдых необходим для разгрузки всем, и офисным работникам, и спортсменам и даже фрилансерам.

Это и есть так называемая лестница успеха , которая поможет вам достичь любой цели в самый короткий срок. Её главный плюс заключается в том, что она позволяет наглядно отслеживать ваш прогресс делать заметки, а также постоянно дополнять свои цели по мере перевыполнения или застоя в плане. Эта лестница – своеобразный анализ вашего жизненного успеха, но простая сухая схема на бумаге не была бы столь привлекательной для десятков тысяч людей и следует учитывать ещё некоторые советы по составлению и ведению «лестницы».

Совет №1. Ставьте реальные сроки. Поймите, что стать Арнольдом Шварцнегером или Стивом Джобсом за один год у вас никак не получится. Для таких масштабных целей год, это всего лишь подготовительный период и лестницу вам придётся рисовать на 5 лет.

Совет №2. Ставьте правильные цели. Часто встречается такая ошибка: человек рисует грамотную схему, но ставит конечной целью заработать миллион рублей или выиграть соревнование. Поймите что всё это – лишь промежуточные пункты и конечная цель должна быть более масштабной. Заработать миллион можно для того, чтобы открыть своё дело, а выиграть соревнование для того, чтобы подтвердить спортивную квалификацию и, например, создать собственный канал или курсы.

Совет №3. Адаптируйте свою лестницу под свои возможности. Не всегда можно слёту определить чего вы добьётесь через месяц, но по ходу прогресса вы сможете вывести средние числа, по которым можно будет уточнить не только сроки достижения целей, но и множество иных, на первый взгляд незаметных нюансов. Не перерисовывайте, а просто корректируйте свою лестницу.

Совет №4. Лестница успеха , это всего лишь средство слежения за прогрессом, но, для того, чтобы нагляднее осознавать то, к чему вы стремитесь, можно нарисовать её на ватмане и наклеить фотографии автомобиля, дома, фигуры и прочих нюансов, к которым вы стремитесь. Всё это позволит вам ярче осознавать и визуализировать ваш путь к цели и, как следствие, чётче понимать каждый шаг на пути к ней.

Ну и, в конце концов, хочется добавить, что благодаря такой лестнице вы вряд ли добьётесь мировой известности, но вот привнести в свою жизнь достаток и исполнить все свои приземлённые мечты, благодаря такому приёму очень даже реально!

Областной конкурс «Лесенка успеха» – это образовательный проект, направленный на совершенствование и развитие региональной системы дошкольного образования, ориентированной на решение задач, стоящих перед дошкольным образованием в XXI веке.

Конкурс был учрежден в 2002 году Администрацией Кемеровской области с целью стимулирования непрерывного профессионального и личностного роста педагогов-дошкольников, трансляции лучших образцов педагогической практики, пропаганды инновационных идей и достижений. Он позволяет привлечь общественное внимание к проблемам развития дошкольного образования региона и проблемам детства.

В конкурсе принимают участие педагогические работники дошкольного образования – победители муниципальных этапов конкурса из всех территорий Кемеровской области: воспитатели, учителя-логопеды, руководители физического воспитания, музыкальные руководители и другие.

За годы существования конкурса менялись испытания, порядок проведения, но постоянным остается ориентация на выявление и поощрение талантливых педагогов, повышение социального статуса педагога дошкольного образования и престижа профессии, распространение инновационного опыта лучших педагогов Кузбасса.

С юбилейного 2007 года конкурс «Лесенка успеха» впервые проводился очно в трех номинациях: инновационные образовательные программы, методики и технологии; региональные образовательные программы; методические пособия, учебно-методические комплексы и научно-методические публикации по проблемам дошкольного образования. После этого 12 лучших педагогов, выбранных членами жюри, проводили занятия в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово. Лауреатами конкурса «Лесенка успеха» 2007 года стали С. Н. Пенькова, учитель-логопед МДОУ № 229 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово; Н. В. Мерцалова, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Золотой ключик» Мариинского района; И. С. Епанчинцева, старший воспитатель МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур № 22 «Веснянка» г. Прокопьевска; А. В. Ступак, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 207» комбинированного вида г. Новокузнецка; Е. А. Семёнова, инструктор по физической культуре МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад № 50» г. Полысаево. Победителем конкурса признана Татьяна Владимировна Макеева, воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 16 «Вдохновение» г. Юрги, который был вручен главный приз конкурса – Хрустальная лесенка.

В конкурсе «Лесенка успеха» 2008 года всем участникам необходимо было представить свой опыт работы и провести открытые занятия с детьми, после которых шестерка финалистов показывали мастер-классы на свободную тему. Лауреатами конкурса 2008 года стали Л. В. Енютина, воспитатель МДОУ № 219 «Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников» г. Кемерово; Л. Н. Симонова, старший воспитатель МДОУ детский сад № 9 «Берёзка» комбинированного вида г. Берёзовского; Л. В. Коженова, музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 6 «Берёзка» Топкинского района; Н. Д. Светличная, учитель-логопед МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития № 2 «Сказка» Мариинского района; С. М. Ивкова, учитель-логопед МДОУ «Степановский детский сад» комбинированного вида Новокузнецкого района. Победителем конкурса была признана Ирина Григорьевна Фурменкова, воспитатель МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур № 22 «Веснянка» г. Прокопьевска.

В 2009 году на конкурсе «Лесенка успеха» все участники представляли творческую самопрезентацию по одной из проблем дошкольного образования. Конкурсанты, прошедшие во второй тур, проводили открытые занятия с детьми, давали мастер-классы. Лауреаты конкурса: Е. В. Костюкова, воспитатель детского сада № 249 г. Новокузнецка; И. К. Пестерева, воспитатель детского сада № 35 г. Полысаево; О. А. Танасенко, воспитатель детского сада № 6 «Родничок» Мариинского района; Е. Л. Шлеина, учитель-дефектолог детского сада № 34 «Красная шапочка» г. Междуреченска. Диплом победителя конкурса «Лесенка успеха - 2009» был вручен Елене Владимировне Бурминовой, учителю-логопеду детского сада № 11 «Колокольчик» города Белово.

В 2010 году областной конкурс был знаменателен не только тем, что проходил в Год учителя, но и тем, что впервые в этом году стал этапом Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Лауреатами конкурса «Лесенка успеха» 2010 года признаны О. Ф. Болдырева, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 63 "Лесная полянка" г. Белово комбинированного вида»; Н. Г. Бусыгина, воспитатель МДОУ «Детский сад № 3» пгт Яшкино; О. П. Попова, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-нравственного развития воспитанников» г. Полысаево; Е. В. Смольянинова, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27 "Росинка"» г. Междуреченска. Кемеровчанка Виктория Викторовна Тимофеева, педагог дополнительного образования по хореографии МДОУ № 223 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», стала победителем областного конкурса «Лесенка успеха - 2010». Она достойно представила Кузбасс на I Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России» 16-17 ноября 2010 года в г. Московском Московской области, познакомила коллег из разных регионов России с дошкольным образованием области. По традиции лауреаты и победитель конкурса, руководители первичных профсоюзных организаций дошкольных образовательных учреждений получили премии, а образовательные учреждения - сертификаты для приобретения развивающего оборудования.

В юбилейном X областном конкурсе «Лесенка успеха» 2011 приняли участие 34 лучших педагога дошкольного образования области, на долю которых выпала большая честь и ответственность - защищать личные новаторские идеи и педагогический опыт коллектива своего учреждения. Лауреатами конкурса признаны И. Л. Козловская, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 34 «Красная шапочка» г. Междуреченска; О. К. Скобелева, воспитатель МДОУ комбинированного вида детский сад № 14 «Алёнушка» Таштагольского района; И. В. Суворина, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 7 «Василёк» комбинированного вида г. Осинники; Т. В. Шуварикова, воспитатель МДОУ «Детский сад № 35» комбинированного вида г. Полысаево. Победителем областного конкурса «Лесенка успеха» 2011 года стала Наталья Александровна Подъяпольская, руководитель физического воспитания МДОУ «Детский сад № 43 "Снежинка" города Белово комбинированного вида». На Всероссийском конкурсе 2011 года Н. А. Подъяпольская достойно представила Кемеровскую область и стала победителем в номинации «Активная жизненная позиция».

В 2012 году в порядке проведения конкурса произошли некоторые изменения - появились новые конкурсные испытания: в первом туре - визитная карточка и творческая презентация по одной из проблем дошкольного образования, кроме того, все конкурсанты проводили открытое занятие в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Десятка финалистов, набравших наибольшее количество баллов по результатам первого тура, допускались к участию во втором туре конкурса, где они должны были представить мастер-класс и принять участие в заседании круглого стола по актуальной теме для российского дошкольного образования на современном этапе развития. По результатам всех конкурсных испытаний определились лауреаты и победитель. Лауреатами областного конкурса «Лесенка успеха» стали: Н. А. Берстенева, воспитатель МБДОУ детский сад № 34 «Красная шапочка» комбинированного вида Осинниковского ГО; Н. В. Давыдова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 255» комбинированного вида г. Новокузнецка; Е. Б. Медведева, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4» Анжеро-Судженского ГО с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей; Е. Н. Шарнина, учитель-логопед МАДОУ № 198 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.

В ноябре 2012 года на Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России» Кемеровскую область представлял победитель областного конкурса «Лесенка успеха» 2012 года Василий Иванович Лукьянец, музыкальный руководитель МБЮОУ «Детский сад № 3 Яшкинского муниципального района».

В 2013 году лауреатами конкурса признаны Н. П. Дмитриева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 61» комбинированного вида Новокузнецкого ГО; О. С. Макаркина, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников» Полысаевского ГО; Н. И. Мельник, воспитатель МБОУ «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 2» Промышленновского района; Ю. О. Селиверстова, музыкальный руководитель МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида № 33» Юргинского ГО. Победителем областного конкурса «Лесенка успеха» 2013 года стала Юлия Фёдоровна Мучкина, воспитатель МАДОУ № 33 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» г. Кемерово. Именно она представляла Кемеровскую область на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России» в г. Москве осенью 2013 года.

В 2014 году лауреатами конкурса «Лесенка успеха» стали Р. Н. Степанова, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 51» Ленинск-Кузнецкого ГО, О. В. Журавлева, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 162» комбинированного вида Новокузнецкого ГО, Т. А. Мальцева, воспитатель МБДОУ Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка», Э. Г. Добрынина, учитель-логопед МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик». Победителем признана Ирина Владимировна Стряпина, педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 34 «Красная шапочка» комбинированного вида Осинниковского ГО. В этом же году впервые за всю историю конкурса представитель Кемеровской области, И.В. Стряпина, стала лауреатом Всероссийского конкурса и вошла в десятку лучших педагогов дошкольного образования страны.

В 2015 году произошли некоторые изменения в организации и содержании конкурсных испытаний. Так, конкурсные мероприятия состоят из двух этапов – заочного и очного.

Конкурсные испытания заочного этапа:

- «Интернет ресурс», на котором можно познакомиться с конкурсантом и публикуемыми им материалами;
- «Презентация опыта работы», где участникам необходимо представить инновационный опыт работы по введению ФГОС;
- «Эссе «Моя педагогическая философия», в котором конкурсанты представят мотивы выбора профессии, свою педагогическую позицию, перспективы профессионального развития.

Очный этап включает конкурсные испытания: «Презентация ведущих идей профессиональной деятельности», «Мастер-класс», «Открытое занятие» и «Круглый стол».

Кроме того, для привлечения к событиям конкурса широкой общественности, информационного сопровождения конкурсных мероприятий впервые работал официальный сайт. На сайте были освещены хроника конкурса, организовано Интернет-голосование.

По результатам конкурса «Лесенка успеха» в 2015 году специальный приз в номинации «Лучший Интернет-ресурс» был присужден Скарюпину Геннадию Алексеевичу, музыкальному руководителю МАДОУ «Промышленновский д/с «Радуга».

Специальный приз в номинации «Лучшая презентация опыта работы» был отдан Пауль Ларисе Викторовне, воспитателю МБДОУ Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида №41 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Специальный приз в номинации «Лучшее эссе» получила Привалова Таисия Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Солнышко», Юргинский ГО.

Специальный приз зрительских симпатий по итогам голосования присудили Барковской Рамиле Маратовне, учителю-дефектологу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103 «Лесная сказка» комбинированного вида», Прокопьевский ГО.

Специальным дипломом от жюри «За волю к победе» была награждена Чупина Светлана Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок», Юргинский МР.

Лауреатами стали И.Ю. Борискина, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 180», Новокузнецкий ГО, С.С. Капустина, воспитатель МАДОУ №163 «Центр развития ребенка – детский сад», г. Кемерово, Н.В. Коренькова, инструктор по физической культуре МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик", О.Н. Табатчикова, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 9», Ленинск-Кузнецкий ГО.

Победителем признана Марина Викторовна Бирюкова, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 11 «Дельфин» комбинированного вида, Топкинский МР. Марина Викторовна достойно представила Кемеровскую область на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России», который прошел в г. Мытищи осенью 2015 года.

По результатам конкурса «Лесенка успеха» 2016г. специальный приз в номинации «Лучший Интернет-ресурс» был присужден И.А. Васильевой, воспитателю МАДОУ № 219 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.

Специальный приз в номинации «Лучшая презентация опыта работы» был отдан Н.В. Астаниной, воспитателю МБДОУ № 11 «Одуванчик», Мысковский ГО.

Специальный приз в номинации «Лучшее эссе» получила Л.В. Аникеева, воспитатель МБДОУ "ДСОВ № 20" Анжеро-Судженский ГО.

Специальный приз зрительских симпатий по итогам голосования присудили Д.С. Сысоловой, воспитателю МБДОУ «Промышленновский детский сад № 5». 447 голоса она набрала за время голосования на сайте.

Гришанова Н.А., победитель 2016 г.

Специальным дипломом от жюри «За волю к победе» была награждена Е.Н. Фролова, воспитатель МБДОУ детский сад № 61 Киселевский ГО.

Лауреатами стали Н.М. Кречетова, воспитатель МК ДОУ «Детский сад № 225», Новокузнецкий ГО, Е.А. Степочкина, музыкальный руководитель МАДОУ «Терентьевский детский сад», Прокопьевский МР, Н.В. Фалилеева, логопед МБДОУ «ДСКВ № 7 Дарование», Юргинский ГО, Т.И. Хабарова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 100 «Незабудка», Прокопьевский ГО.

Победителем признана Гришанова Наталья Анатольевна, музыкальный руководитель МБДОУ Ижморский детский сад № 2. Наталья Анатольевна достойно представила Кемеровскую область на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России», который прошел в г. Санкт-Петербург осенью 2016 года.

2017 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом экологии. Дети – это цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода. И выращивать их должны садовницы. Лучшие педагогические фитодизайнеры, ухаживающие за редкими и уникальными, талантливыми и прекрасными цветами показали все свое мастерство.

По результатам всех конкурсных испытаний был определен победитель, лауреаты и призеры в специальных номинациях.

Специальный приз в номинации «Лучшее эссе» был присужден Королевой-Граф Олесе Владимировне, воспитателю МБДОУ № 16, Ленинск-Кузнецкий ГО.

Специальный приз в номинации «Лучший Интернет-ресурс» был отдан Кропотовой Татьяне Юрьевне, воспитателю МБ ДОУ "Детский сад № 157", Новокузнецкий ГО.

Специальный приз в номинации «Лучшая презентация опыта работы» получила Курилова Анна Евгеньевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад № 33 "Росинка", Осинниковский ГО.

Специальный приз зрительских симпатий по итогам голосования присудили Ведищевой Елене Владимировне, учителю-логопеду МБДОУ № 52, Полысаевский ГО. За время голосования на сайте конкурса она набрала 914 голосов.

Специальный приз «За волю к победе» был отдан Зотовой Елене Сергеевне, воспитателю МБДОУ "ДС № 5", Анжеро-Судженский ГО.

В число лауреатов вошли: Кель Надежда Андреевна, воспитатель МБОУ "Металлплощадская СОШ", Кемеровский МР, Семенчук Ирина Александровна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 14 "Орешек", Топкинский МР, Зубцова Татьяна Юрьевна, воспитатель МАДОУ "Тяжинский детский сад № 3 "Золотой ключик", Тяжинский МР, Шароглазова Кристина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Искитимский детский сад «Аистенок», Юргинский МР.

Победителем признана Попова Юлия Александровна, учитель-логопед МАДОУ №2 "Лучики", Киселёвский ГО, которая представит Кемеровскую область на всероссийском этапе конкурса осенью 2017 года.

Пожелаем конкурсантам удачи! И пусть победит сильнейший!