План-конспект занятия (старшая группа) на тему : «Первоцветы »

Конспект занятия по экологии в старшей группе. Тема : «Первоцветы ». Цель: Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство...

Nsportal.ru > План-конспект занятия

Конспект на тему :Весна, первоцветы

«Весна, первоцветы ». (конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации и художественному творчеству в старшей группе).Развивающие: 1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия .

Infourok.ru > Конспект на тему:Весна,

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы ».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.- А вы любите первоцветы ? За что? Весна: Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные...

Maam.ru > Конспект интегрированного

Конспект комплексного занятия «Первоцветы » для... - Маам.ру

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы » (для детей старшего дошкольного возраста). Цель: расширение представлений о весенних изменениях, происходящих в. живой природе (появление первоцветов ) через разные виды деятельности.

Maam.ru > Конспект комплексного

Конспект занятия Растения весной. Первоцветы - внеурочная...

Конспект занятия Тема : Растения весной. Первоцветы . Цель: Закрепить представления детей о весне, весенних месяцах. Формировать знания детей о крымских весенних цветах-первоцветах , о необходимости их охраны. Расширить представления о взаимосвязи...

Kopilkaurokov.ru > Конспект занятия Растения

Конспект экологического занятия на тему "Раннецветущие..."

Инфоурок › Экология ›Конспекты Конспект экологического занятия на тему "Раннецветущие растения первоцветы ".Тема : «Раннецветущие растения – первоцветы ». Цель: Формировать представления детей о первоцветах (подснежниках), особенностях их строения...

Infourok.ru > Конспект экологического

Конспект занятия "Весенний первоцвет " скачать

Конспект . Ознакомление с окружающим миром. На тему : «Весенний первоцвет » для детей старшей и подготовительной группы. Хисматуллина Т.А., воспитатель. Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.

Uchitelya.com > Конспект занятия "Весенний

Конспект урока на тему «ПЕРВОЦВЕТЫ »

Скачать к уроку начальной школы Конспект урока на тему «ПЕРВОЦВЕТЫ ».Назовите первоцвет , соком которого раньше сводили бородавки? (чистяк). Перечислите ядовитые раннецветущие растения (калужница, чистяк, печёночница, ветреницы, ландыш).

Doc4web.ru > Конспект урока на тему

Конспект занятия тему ...

65-school.ru > Конспект занятия в старшей

Конспект интегрированной НОД "К первоцветам в гости"

Multiurok.ru > Конспект интегрированной

Конспект занятия первоцветы -вестники весны

EduContest.net > Конспект занятия

Конспект внеурочного занятия "Первоцветы "

2014. Тема занятия : Первоцветы , изготовление магнита - сувенира. Тип занятия : «открытие» нового знания.4. Здоровьеформирующая: - создать благоприятные условия на уроке для сохранения здоровья школьников: организовать.

Metod-kopilka.ru > Конспект внеурочного

Занятие «Первоцветы »

Викторина «ПЕРВОЦВЕТЫ ». Какие цветы весной расцветают первыми?(мать и мачеха). У какого растения окраска венчика цветков вКакой первоцвет у китайцев обязательное украшение в новогодние праздники? Нарцисс. Как называется декоративный первоцвет ...

Xn--j1ahfl.xn > Занятие

Конспект непосредственной образовательной деятельности на...

(Первоцветы ) - Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им!(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы . Ребёнок от лица цветка рассказывает...

Doshkolnik.ru > Конспект непосредственной

Конспект урока « Первоцветы »

Конспект урока « Первоцветы » (материалы этого занятия могут применены на уроках занятиях первоцветах ? (На доске вывешивается тема урока , как серединка цветка.

Studydoc.ru > Конспект урока «

Конспект урока по экологии на тему «Первоцветы »

Дата публикации: 2017-04-10 Конспект по экологии «Первоцветы » Бродовская Юлия Анатольевна Цель: знакомство с первыми весенними цветами.Конспект по экологии «Первоцветы ». Знакомство с первыми цветами.Ход занятия .

Konspekteka.ru > Конспект урока по экологии

Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему ...

Занятие на тему «Весна» в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема занятия : «Помощники весны».Цель занятия : знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами , редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны...

Ped-kopilka.ru > Конспект занятия в старшей

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе по...

Использование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром информационных технологий в виде презентаций вызывает у дошкольников большой интерес к окружающемуОбогащение словаря: медуница, ветреница. Активизация словаря: первоцветы . Ход занятия .

Xn--i1abbnckbmcl9fb.xn > Конспект комплексного

Конспект занятия по экологии по теме - К первоцветам в гости

Ход занятия . 1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези.Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут.

Doshvozrast.ru > Конспект занятия по

Конспект интегрированного занятия «Юный эколог»...

Botana.biz > Конспект интегрированного

Конспект урока « Первоцветы »

Конспект урока « Первоцветы » (материалы этого занятия могут применены на уроках природоведения в начальных классах, на занятиях экологическогоНо я сначала хочу узнать, что вы знаете о первоцветах ? (На доске вывешивается тема урока , как серединка цветка.

Studydoc.ru > Конспект урока «

Первоцветы конспект занятия в старшей группе ЗПР

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе детей с ЗПР. Тема :" Первоцветы " Педагогический замысел: уточнить и расширить представления детей о первых весенних цветах (подснежник - пролеска, мать-и-мачеха, ландыш, примула - баранчики...

SchoolFiles.net > Первоцветы конспект

«Весенние цветы». Конспект занятия для детей старшего...

Активизировать словарь детей по теме «весенние цветы». Развивать умения и навыки детей в рисовании в технике «рисование по мокрому».Словарная работа: первоцветы , путешествие, щебечут, чудесная, Красная книга, медуница, сон-трава, гусиный лук, ветреница.

PlanetaDetstva.net > «Весенние цветы». Конспект

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

«Первоцветы ». Познание:Расширять представления детей о растительном мире.Оборудование и материал:музыкальный центр,диски с музыкой по теме :«поющая вода»;макеты деревьев:береза,клён,дуб, ель;цветы подснежники на каждого ребёнка внутри с сюрпризом...

Конспект занятия

Тема: Растения весной. Первоцветы.

Цель: Закрепить представления детей о весне, весенних месяцах. Формировать знания детей о крымских весенних цветах-первоцветах, о необходимости их охраны. Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений. Развивать логическое мышление, память, познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе

Оборудование: репродукции картин художников о весне, фотографии первоцветов, мультимедийная презентация «Первоцветы», стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, кроссворд, компьютер.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Отгадайте загадку.

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт по полю, на реку, и по снежку, и по цветку. (весна)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Отгадайте загадки о весенних месяцах и соотнесите отгадки с репродукциями картин расположенными на доске.







1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел (апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Первый месяц весны – март. В народе его называют зимобор. Это ещё не настоящая весна, а предвесенье.

Что вы знаете о месяце марте?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, появляются первые проталинки. Но в марте зима ещё не раз напоминает о себе. Нередко тёплую погоду сменяют заморозки, пролетает снежок. Поэтому и говорят, что у марта крутой характер, он улыбается и плачет, но это всё временное явление. Март берёзовым веником зиму выметает. С мартовским теплом пробуждаются деревья, начинается сокодвижение. В земле корни вбирают в себя влагу из оттаявшей почвы. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволу к веткам, наполняют собой почки, а те надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть и развернуть первую зелень.

Посмотри: на ветках почки,

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех –

Убегает с поля снег.

Он спешит, а им потеха,

Почки лопнули от смеха.

Второй месяц весны – апрель. Водолей – так называют в народе апрель, месяц полых вод и бурного ледохода.

Что вы знаете о месяце апреле?

Уже чувствуется весна. Апрель настоящий весенний месяц. В полях повсюду уже сошел снег. Шумят потоки воды. Лёд посинел, надулся, весь растрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках». В голубой вышине зазвенела песня жаворонка.

Третий месяц весны – май. В народе май называют самым цветущим месяцем.

Что вы знаете о месяце мае?

Земля с каждым днем становится всё наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. В воздухе пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, весенними цветами. Повсюду – от зари до зари распевают птицы. Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Выберите правильные утверждения о весне:

Стало холодно;

Растаял снег;

Птицы улетели в теплые края;

Солнце светит редко;

Распустились листья;

Стало теплее;

Выпал снег;

Начался прилёт птиц;

Солнце светит чаще;

Начался листопад.

Весной зелёное царство просыпается и преподносит нам свои первые дары. Напоённая талой водой, тёплыми весенними дождями, земля надевает зеленой платье с пестринками нежных первоцветов.

ΙΙΙ. Сообщение темы: сегодня на занятии мы поговорим о крымских весенних растениях - первоцветах, о необходимости их охранять и беречь.

ΙV. Основная часть.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке

И серёжки распустились на осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы, посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво капли крупные смолы.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Что ещё кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины)

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А ещё их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми и розовыми. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.

Встречают первыми весенние рассветы

И пробуждают тягу к жизни вся и всех

Бутоны нежные – цветочки-первоцветы,

Когда сойдёт с полян поднадоевший снег.

Демонстрация фотографий с изображением первоцветов. (Приложение 2)

Какие из этих первоцветов вам знакомы? (Ответы детей).

На цветочных коврах весеннего леса выделяются своей прелестью голубые пролески, золотистые монетки мать и мачехи, восхищает своим непостоянством медуница.

Как вы думаете, почему эти растения зацветают первыми так рано весной?

Растениям для роста и цветение необходимо питание. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, который расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот поэтому весной, как только сойдет снег, растение готово выпустить яркий цветок.


луковица клубень корневище

Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Большую роль играет весеннее тепло. Для растений, цветущих в это время в лесу достаточно тепла, потому что листьев на деревьях ещё нет, и в солнечные дни лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

В Москве еще во всю метут метели.

Но, словно февралю наперекор,

У нас, В Крыму, подснежники успели

Уже украсить склоны южных гор.

Рассеявшись по балкам, косогорам,

Со всех сторон зимой окружены,

Они спешат поведать нам о скором

И верном приближении весны.

Снежную корку раздвинули пролески,

Глянь - на поляне букетик неброский,

Примулы солнечной светлые проблески,

Лука гусиного мелкие блёстки.

Низко в овраге кружки мать-и-мачехи,

Смелый цветок не боится морозов,

И сквозь травинок иссохшие пальчики

Крокус пробился, сиренево-розов. (Ю. Поляков)

У нас в Крыму растет очень много замечательных первоцветов. Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

О каком весеннем цветке говорится в загадке?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (подснежник)

Первый весенний цветок в наших крымских лесах – подснежник складчатый, он один из первых извещает о приходе весны. Называется так, потому что начинает расти еще в феврале под снежным одеялом.

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики белеют.

Это ведь подснежники,

Нету их милее!

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете. (А.Прокофьев)

На что похож подснежник? (на небольшие колокольчики)

Какого цвета лепестки? (лепестки белые, снаружи удлиненные, а в середине покороче с зелёным пятнышком)

Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Правда, похоже? Немцы - снежным колокольчиком. А на латыни растение именуется галантусом, «молочным цветком» – крымский подснежник складчатый является одним из самых крупных разновидностей галантуса, высота цветоносов - 30 см, а цветки диаметром до 3 см благоухают великолепным ароматом. Его сине-зеленые листья действительно имеют складчатую форму.

Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска. Появляется она одной из первых. Стебелёк её тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.

Тают снега холодные

Ранней весной в лесу

Вновь проснулись пролески

Голубую раскинув красу.

Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко-синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его – «сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звездочкой. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Листки у пролески похожи на листья подснежника – удлиненные, ярко-зелёные. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. В Крыму произрастают пролеска двулистная и пролеска сибирская.

Желтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звездочки гаснут. Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, через год весной они прорастут, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и дикие и домашние. Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчел и шмелей.

Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.

Лук гусиный чуть дрожит,

От ветерка качается,

Шлет с тобою нам привет,

Озябнуть не пугается.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

На подстилочке лесной

В конце марта под сосной

Будто бы заплатка –

Расцвела хохлатка.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. В Крыму можно встретить Хохлатку Маршалла и Хохлатку Пачоского.

Любопытная легенда связана с названием растущих в Крыму хохлаток. Цветки их напоминают кучерявые, хохлатые чубчики со шпорцами. А появились эти цветки на земле якобы так: летели как-то в вышине жаворонки, да что-то не поделили между собой, подрались. Бились так, что растеряли свои перьевые чубчики с голов и когтистые шпорцы с ног. Попадали шпорцы и чубчики на землю и проросли цветами хохлатками. Цветки хохлатки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро и уже через несколько дней вместо цветков виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и на землю высыпятся черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи. Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год. Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих наземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. От прорастания семени до образования взрослого растения, способного цвести проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Это необычное растение называется мать-и-мачеха. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство – мать-и-мачеха. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на стройных ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Удивителен этот цветок. Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру закрывается. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти чудесные цветки раскрытыми, в пасмурную погоду цветки закрываются. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов.

У апреля первенцы цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Ранней весной пчёлы и шмели собирают с цветов мать-и-мачехи сладкий сок нектар и пыльцу. Мать-и-мачеха растение многолетнее. Увянут по осени листья, но в земле останется очень толстое и длинное корневище с богатым запасом питательных веществ. Корневище расположено неглубоко в земле. Весной, как только прогреется верхний слой почвы, из цветочных почек корневища развиваются цветочные побеги и появляются шарики-пуховки, как у одуванчика, только поменьше. После увядания цветов уже из других почек корневища вырастают новые побеги с большими зелёными листьями. Мать-и-мачеха очень ценное лекарственное растение, листья её сушат, заваривают как чай, и пьют от кашля при простуде. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Это растение легко определить среди других цветов, потому что оно особенное.

Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Это цветки разного возраста: молодые - розовые, зрелые - фиолетовые и старые - синие.

Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых-опылителей: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара. Медуница – полезное растение. Оно не только украшает лес, кормит первых насекомых, но и лечит людей.

Это прозвище недаром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдете, не забудьте

Медунице поклониться.

Нежные фиолетовые цветы фиалки поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса: пению птиц, шелесту молодых листьев. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья у фиалки похожи на маленькие раскрытые ладошки. Фиалки растут между деревьями и кустами. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди их очень любят.

Как только природа ожила,

Уже из-под снега весна

Лиловых фиалок дарила

Как символ любви и добра.

Фиалка скромна и невинна,

Изящна своей красотой,

И запах ни с чем не сравнимый,

С зелёною сочной листвой. (Цветова Т.)

Этот первоцвет называется Прострел, но в народе его ещё называют Сон-трава, потому что поникшие головки создают впечатление, что эти цветы безмятежно спят и видят сладкие сны. Сон-трава, как «спящая красавица» просыпаться не торопится, лишь насладившись вдоволь солнечным светом, весенним теплом эти большие сиреневые бутоны раскрываются. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают и листья и стебель и даже наружную часть цветка. Именно они защищают цветы от холода.

Среди весенних цветов, украшающих лес, сон-трава один из самых красивых. Синие, фиолетовые, сиреневые, белые, желтые цветки сон-травы, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.

Трудно бывает весенним цветам, когда неожиданно возвращаются морозы. Но Прострелу они не страшны, серебристые волоски, как шуба прикрывают его от холодов, а цветок закрывается и поникает. Создается впечатление, что цветки по-настоящему засыпают. В Крыму сон-трава начинает цвести в апреле. Распустившиеся цветки, как правило, теряют свой пушок, и напоминают древние колокола, раскачивающиеся под порывами ветра.

Чуть солнце сильней пригревает

Чуть радостно луг запестрел,

Навстречу весне раскрывает

Свой венчик лиловый прострел.

Проходят одна - две недели,

Подули свежей ветерки,

И смотришь, уже облетели,

Опали его лепестки …

Стоит он с верхушкою голой,

Как память счастливой поры,

И вместо головки веселой

Торчат лишь седые вихры.

Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.

Этот цветок известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуются прелестные желтые цветки, собранные в букетик и напоминающие связку золотых миниатюрных ключиков.

Смотришь на эти желтые, весёлые цветы – и кажется, что этими самыми ключиками и отпирает весна двери теплу и солнцу. Раньше говорили: появился первоцвет весенний – появились ключики от лета.

Он улыбкой нежной

Озарил весь свет.

Всему миру шлёт привет

Золотистый первоцвет.

Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Растение славится лекарственным действием.

Горицвет весенний или адонис – один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы.

Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. В Крыму растет в степях и лесостепях, на опушках леса, на открытых склонах, среди кустарников, любит солнце. Цветы горицвета красивы, особенно весной, когда почти вся природа окрашена ещё в серые тона. Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные желтые цветки. Венчик каждого цветка состоит из 15-20 блестящих, продолговатых, мелко зазубренных на концах лепестков. В самом начале цветения на молодом растении распускается только один цветок – на верхушке стебля. Стебель в это время невысокий 10-15 см. Пройдет немного времени, он вытянется, разветвится и на каждой ветке тоже распустится по цветку. Старые растения похожи на пушистый кустик. Зацветает горицвет впервые на девятый-двенадцатый год жизни. Полного развития растение достигает к годам 40-50. Продолжительность жизни предположительно составляет не менее 150 лет, при этом корневища его почти не разрастаются, все растение возобновляются семенами. Много лет развивается горицвет весенний, а уничтожают его нередко за одну минуту!

Не менее прекрасным представителем крымской флоры является крокус или шафран.

Весенние крокусы распускаются во второй декаде апреля, заранее выпуская листья, которые максимального развития достигают уже после цветения. После созревания семян, к середине июня, листья отмирают. Под землей к этому времени уже сформировалась новая клубнелуковица с запасом питательных веществ. В Крыму произрастает 4 вида шафранов – крокусов. Шафран крымский отличается белыми, лиловатыми снаружи цветками с более темными жилками. Цветет с конца февраля до середины апреля. Обладает тонким приятным запахом. Все крымские крокусы декоративны и объявлены заповедными

Весна опять свои показывает фокусы!

На чуть оттаявшем лоскутике земли

Сквозь чернозём, полупрозрачной стайкой,

Крокусы!

Пустили стрелки. И внезапно - расцвели!

Миниатюрные тюльпанчики и лилии

Короткий стебель прикрывают и листки.

Горят кострами красно-розовые с синими,

А в нежно-снежных, будто светят лепестки!

О каком цветке эта загадка?

Белые фонарики на зелёной ножке

Я весною встретила на лесной дорожке. (ландыш)

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят белые душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цвете он только от 7 до 10-13 лет, поэтому не следует рвать ландыши, пусть растут в лесу и радуют всех своей красотой.

Летом, когда цветы отцветут, вызревают плоды ландыша – красные ягоды, они ядовиты. Цветки и корневища обладают лечебными свойствами.

Все наши крымские первоцветы нуждаются в охране. Давайте будем их беречь!

Физминутка

Наши тонкие цветки

Выпускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Рассказывать о наших крымских первоцветах можно очень много и

долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

Какой цветок вам понравился больше всего?

О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации?

У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие?

А сейчас давайте поиграем в игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили

названия весенних цветов.

Дидактическая игра «Собери и назови цветок». (Приложение 3)

Перед вами конверты с разрезанными картинками, на которых изображены первоцветы. Сложите картинку и назовите свой цветок. Если растение имеет два названия назовите оба. (задание выполняется парами)

Упражнение «Назови ласково»

А теперь попробуйте назвать своё растение ласково, например:

Подснежник – подснежничек

Фиалка – фиалочка

А сейчас давайте разгадаем кроссворд о первоцветах.

1. Снежно-белый, меленький вылез на проталинке.

Снега не пугается, солнцу улыбается. (подснежник)

2. Я знаменита не цветами, а необычными листами:

То твёрдыми, холодными, то мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)

3. Фиолетовый цветок и пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (прострел)

4. Горел в траве росистой фонарик золотистый,

Потом померк, потух и превратился в пух. (одуванчик)

5. Желтый, белый, голубой; на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились … (крокусы)

6. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (медуница)

7. Цветочки золотые, листики резные,

Весною расцветает, природу украшает (горицвет)

8. Из-под снега появились, солнцу, ветру удивились,

Будто облако с небес, синевой окрасив лес (пролеска)

9. Вот сиреневый цветок, словно птичий хохолок

И резной листочек тонкий стебелёчек. (хохлатка)

10. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (ландыш)

Сегодня на занятии мы познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денёчком природа будет радовать нас и появятся новые цветы. С нетерпением ожидают красавицу весну люди. Ждут новых встреч с природой. Кто-то просто любуется красотой, а кто-то отнимает у неё самое яркое – первые весенние цветы. Возвращаясь домой, некоторые люди несут целые охапки первоцветов. Да, букет красив, но, постояв в вазе несколько дней, цветы поникнут и умрут, а некоторые завянут ещё до того, как их поставят в воду. Поэтому лучше любоваться цветами в естественной среде – на поляне, в лесу. Цветы – символ прекрасного, но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Экологическая задача

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый из вас сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты леса или поля не останется и следа, если там побывает группа любителей «скромных букетиков». Запомните, выросший в лесу или в степи цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями. Имеем ли мы право сорвать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать»

Что мы можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить?

Не рвать самим и не давать рвать другим;

Посадить первоцветы в саду и ухаживать за ними;

Будем только зарисовывать и фотографировать первоцветы;

Не будем ловить насекомых, они опыляют первоцветы, способствуют

созреванию семян;

Не будем покупать букетики весенних первоцветов;

Будем рассказывать взрослым и детям о необходимости охранять и

беречь первоцветы;

Будем составлять букеты только из цветов, выращенных человеком;

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

V. Подведение итога занятия.

О каких цветах мы сегодня говорили?

Когда зацветает подснежник, пролеска?

Когда цветет ландыш?

Чем интересен прострел Сон-трава?

Как нужно относиться к первоцветам?

Расскажите своим родным и знакомым всё, что вы сегодня узнали о

первоцветах.

Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не

будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.

Домашнее задание: нарисуйте понравившийся цветок-первоцвет и принесите для оформления альбома «Крымские первоцветы».

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад№7 общеразвивающего вида


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной группе – «Первоцветы»

Разработала: воспитатель Махотина Л.В.

Анна 2014г.

Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны.


Задачи: учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы. Сформировать представления детей о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представления о различных частях растения и их функциях, о сезонном развитии растения . Развивать связную речь детей. Учить четко, выразительно читать стихи. Активизация словаря: первоцветы, пыльца, нектар. Пользоваться для изображения цветов различными материалами.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов, наблюдения на прогулке, знакомство с различными способами изображения.

Материалы к занятию:

Полумаски цветов, комплект карточек «Одуванчик», воск, гуашь, штампы, фломастеры, тени, помады, мелки, зубные щетки, кисти, трафареты, шаблоны.

Ход занятия: 1 часть.

маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

пусть лежат под снегом сонные луга,

пусть на спящей речке неподвижен лед,

раз пришел подснежник, и весна придет.

Тюльпаны – улыбка весны,

ни где не увидишь такой красоты.

Красные, желтые, пестрые, бордовые,

Необычно яркие, пестрые, лиловые.

Нарциссы расцвели на нашей клумбе

Такие ранние и дивные цветы.

Весна своим теплом их согревает

И землю украшать им доверяет.

Ландыш:


Распустился ландыш в мае,

В самый праздник, первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

Одуванчик:

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг,

Какая красивая клумба у нас с распустившимися весенними цветами, давайте мы с вами потанцуем вместе с цветами (звучит музыка, дети идут хороводом)

К сожалению, жизнь цветов недолговечна, часто люди срывают цветы, топчут их, не задумываясь, что губят красоту…

Я шла однажды по дороге

И вдруг нашла букет.

Лежали сорваны цветы,

И стало мне их жалко,

И стало грустно мне…

Цветы уже увяли, поникли стебельки

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, что слышу цветочков слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

Почему цветы стонали? Если бы цветы умели говорить, что бы они сказали?

Ответы детей.

Что мы можем пообещать цветам?

Дети читают стихи.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты…

Воспитатель: В Красной книге написано «Не сорви! Не истреби! Не затопчи!» Это наказ людям : стереги, дай вырасти, и ты станешь богаче не только лесами, лугами – но и душой! Давайте, дети, беречь нашу природу!

Ответы детей.

Конечно, бледно-зеленым, т.к трава весенняя молодая нежно-зеленого цвета. Подумайте и выберите себе материал для работы. (звучит музыка, дети тонируют бумагу)

А пока ваши полянки подсыхают, мы с вами поиграем . Отгадайте-ка мою загадку:

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Что это? (ответы детей)

Дети: одуванчик.

Сейчас я расскажу одну историю, а вы мне поможете.

Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял снег на голой земле появились длинные резные листочки. (поставить карточку №1,где изображены листики одуванчика) Дети, а из чего появились листочки? (ответы, пригласить ребенка, чтобы он пошел и поставил карточку №2)

А почему весной тает снег и все начинает расти? (ребенок прикрепляет карточку №3-солнце)

Что еще есть у одуванчика, кроме листьев? На тоненьком стебельке распускается? Когда мы нюхаем одуванчик, то нос у нас становится желтым , почему? Как вы думаете? В цветах есть порошок, он мелкий как пыль, поэтому он и называется пыльца, а еще в цветах есть сок – нектар, его очень любят пчелки, прилетят пчелки попить его, испачкают лапки в пыльцу, потом перелетит на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушистыми парошютиками. Вот и постарел наш одуванчик, вместо желтого стал белым, для чего же ему эти парошютики? Да это семена. Подует ветер разлетятся семена по всему белому свету, а потом упадут на землю и лежат эти семена в земле всю зиму , а весной пригреет солнышко, семена одуванчика дадут корень, а корень даст росток, и ранней весной, вновь зажелтеет наш лужок желтыми одуванчиками (проводится подвижная игра «Одуванчики»)

Наши полянки уже подсохли, а теперь, ребята, вы нарисуете на них красивые цветы, разные-разные, голубые, красные, синие, желтые весенние цветы. (дети рисуют, самостоятельно выбирая материал для изображения. В конце занятия уточнить способы и методы изображения. Дети рассказывают о выбранном материале . Похвалить всех детей за творчество, воображение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему: «Первоцветы»

Воспитатель:

Л. А. Андреева

с. Чунояр

2015г

Цель : расширение знаний детей о первоцветах.

Задачи:

Обучающие

Научить находить связь между цветущими растениями и насекомыми;

Развивающие:

Закрепить представления детей о первоцветах, умение определять их по описанию,

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Обогащение словаря

Мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, первоцветы, галантус, гиацинт, нарцисс, нектар.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «физическое развитие».

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Материал и оборудование: Презентация, проектор, ноутбук, карандаши, бумага.

Ход занятия:

Этап закрепления знаний. Все сообщения иллюстрируются слайдами презентации. «Зима сменяется весною»

Зимние дни миновали,

ночи короткими стали

солнышко с неба ясней,

луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою

Лёгкою дымкой скользят

Галки, вороны стадами.

Сядут на крыше рядами,

Вербы над тыном склонилась,

Вся расцвела распушилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое где обтаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

/С.Дрозжин./

Сейчас я вам загадаю загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

На слайде зашифрована тема сегодняшней беседы. Давайте попробуем ее расшифровать.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Они первыми появляются из-под снега.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерший, чуть живой

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез…Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть,

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты дружок!

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

З. Александрова

Почему эти растения зацветают первыми? Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья? На эти вопросы мы и найдем сегодня ответ. В природе ничто не происходит "просто так". Если что-то имеет в ней место, значит, этому есть свои причины.

Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днём сильно пригревает яркое лучистое солнце, торопливо бегут ручьи, а ночью земля стынет. Зелёное царство просыпается, и подносит нам сои первые, хотя и скромные на вид дары.

Вернемся к нашим первоцветам и зададим себе вопрос: "зачем они цветут так рано весной?". Для начала вспомним, что растениям для нормальной жизнедеятельности необходим солнечный свет. Именно на свету в зеленых органах растений происходят процессы фотосинтеза, когда из неорганических веществ (воды и углекислого газа) образуются органические вещества - углеводы, которые потом растения используют для своего развития. Таким образом, достаточное количество солнечного света является необходимым условием нормального развития растений. Вся жизнь растений проходит в постоянной борьбе за свет. Приходилось ли вам бывать в апрельском лесу? Давайте заглянем. Обратите внимание на то, каким светлым он кажется в это время года? Деревья и кустарники еще не оделись листвой, ничто не мешает солнечному свету беспрепятственно проникать до самой земли. Именно это обстоятельство и является основной причиной того, что многие виды растений "выбрали" для своего цветения это время года. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. В это время года, однако, еще довольно прохладно, и раннецветущим растениям пришлось приспосабливаться к этому (вспомним, что, например, степным и пустынным растениям в избытке хватает и тепла и света, но им приходится бороться за драгоценную в тех условиях влагу). Для того, чтобы получить преимущество в одном, живым организмам приходится жертвовать преимуществами в другом.

"Прозрачность" свободного от листьев весеннего леса различные виды растений используют по-разному. Низкорослые насекомоопыляемые растения в это время года привлекают первых насекомых яркими цветками. Кто заметит их цветки в сумраке летнего леса? Сейчас же, когда нижние ярусы леса хорошо освещены, здесь лучше всего заметны желтые, голубые и розовые цветки.

Они отличаются необычайной "торопливостью"- появляются на свет тотчас же после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую после появления на свет они уже цветут, а еще через две-три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют и полегают на землю, а затем надземная их часть засыхает. Происходит все это в самом начале лета, когда, казалось бы, условия для жизни лесных растений самые благоприятные - достаточно тела и влаги. Но эти цветы имеют свой особый "график развития", не такой, как у многих других растений. Они всегда активно развиваются - растут, цветут и плодоносят - только весной, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова.

Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Мать и мачеха .

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха. Большие пушистые снизу листья, появляются в середине лета, а весной, стебли на которых сидят цветы, покрыты небольшими чешуйками, это недоразвитые листья. Лечебные свойства.

Листья используют в медицине как отхаркивающее средство, входят в состав грудного и потогонного сборов.

Прострел раскрытый, или сон-трава (Pulsatílla pátens)

Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Вначале цветки поникшие, потом прямостоячие. Пока цветок не вполне раскрылся, хорошо видно, что снаружи он бело мохнатый от длинных оттопыренных волосков. Эта пушистая "шубка" предохраняет бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание своей красивой сине-фиолетовой окраской. Так окрашены листочки простого околоцветника, похожие на широкие лепестки (их обычно бывает шесть). Внутри цветка заметны многочисленные желтые тычинки и очень много мелких пестиков. Когда цветение заканчивается, красивые листочки околоцветника опадают по одному, тычинки засыхают, а из кучки пестиков образуется рыхлая пушистая головка, чем-то напоминающая одуванчик. Это - группа плодиков. Каждый из них снабжен длинным тонким отростком, покрытым волосками. Отрываясь от растения, такие плодики легко переносятся ветром.

Как и многие другие, сон-трава является ядовитым растением. Она содержит разнообразные вещества, которые являются ядами и находят широкое применение в медицине для лечения сердечно-сосудистых заболеваний.. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.

Численность прострела раскрытого продолжает сокращаться. Причиной тому служит рубка сосновых лесов, неумеренный сбор растений людьми на букеты, а зачастую и на продажу.

Чтение легенды . Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к лешему. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

Первоцвет весенний (Prímula véris)

ПРИМУЛА

Цветём мы раньше всех,

зовёмся первоцветами

И просим нас не рвать,

не составлять букетами.

Мы жизнь свою короткую

в лесу хотим прожить:

Порадоваться солнышку

и дождичка испить,

В родном лесном уюте

свой обрести покой

И снова с вами встретиться

будущей весной.

Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Стебель мягко опушенный или голый, иногда красноватый, железистый. Листья образуют прикорневую розетку молодые с краев завернуты на нижнюю поверхность пластинки, морщинистые. Цветки ярко-желтые душистые, собраны в зонтичное соцветие, поникшее на одну сторону Цветет с апреля по июнь. Плод - коробочка. Растет на умеренно сухих, каменистых почвах: в широколиственных лесах, полянах и на лугах. Лекарственное растение, известное еще с 16 века. Собирают цветы и корневище. Лекарственное сырье обладает медовым запахом и сладковатым вкусом, корневище - ароматом аниса.

Медуница неясная (Pulmonaria obscura Dumort)

Соцветия медуницы формируются еще под снегом. Сразу же после хода снега появляются ее короткие стебельки с яркими заметными цветками.

Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. За медовую дань в раннем лесу это растение и названо медуницей. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Собраны цветки в конце стебля в соцветие завитки. Медуница – это цветок загадка. В состав лепестков медуницы входит красящее вещество антоциан, которое в зависимости от среды меняет окраску. Если в клетках цветка среда кислая, цветки красные, если щелочная – цветки фиолетовые, а если нейтральная – грязно-синие.

Ветреница дубравная (Anemone nemorosa) Многолетнее растение,10-25 см в высоту, с толстым корневищем. Растет в лиственных лесах, кустарниках, на лугах. Встречается у нас редко. Белые цветки из 6 лепестков и околоцветником из 6-8 листочков. Ее родственница.

Ветреница лютиковая (Anemone ranunculoides L).

Ветреница лютиковая остается пока одним из самых распространенных наших первоцветов, хотя встречается уже не везде. Растет она в лиственных и смешанных лесах. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три сильно рассеченых листа, которые направлен в разные стороны; еще выше - тонкая цветоножка, которая оканчивается цветком. Цветки ветреницы ярко-желтые, немного напоминают цветки лютика, из пяти лепестков.

Ветреница быстро разрастается по лесу, долго не выдерживая на одном месте. Ветреница - ядовитое растение. Содержащиеся в нем вещества действуют на сердце. Листья ветреницы используют в медицине как потогонное и усиливающее действие почек и легких, средство.

А сейчас нам пора размяться.

Физминутка весенняя .

На слайде.

Хохлатка плотная (Corydalis solida)

Цветет в апреле-мае в наших лесах и кустарниках. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Ее сиреневые цветки собраны в плотные цилиндрические кисти,имеют приятный запах и богаты нектаром. Иногда встречаются растеньица с белыми цветками.

Цветение хохлатки непродолжительно. Через несколько дней на месте цветков уже образуются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются черные блестящие семена. Всю жизнь остается на одном и том же месте. У нее нет ни корневищ, ни ползучих подземных побегов, которые бы могли распространяться в стороны. Клубеньки хохлатки представляют собой небольшие желтоватые шарики, величиной с вишню. Здесь хранятся запасы питательных веществ, в основном крахмала, необходимые для быстрого развития побега на следующую весну. Каждый клубенек дает начало одному растеньицу. На конце клубенька располагается крупная почка, из которой впоследствии вырастает хрупкий стебелек с сиреневыми цветками.

Хохлатка очень уязвима. Зацветает растение лишь на 4-5 год после прорастания семян. Клубенек у хохлатки довольно слабо сидит в земле и очень легко выдергивается даже при незначительном усилии. Поэтому очень много растений погибает при сборе на букеты. Это привело к тому, что хохлатка практически исчезла в наших пригородных лесах. Во многих областях она включена в список охраняемых растений, сбор ее на букеты запрещен.

Пролеска сибирская (Scilla sibirica)

Наиболее широко распространенный неприхотливый вид пролески. Широколинейные листья стянуты на верхушке в виде колпачка. Луковица образует до 4 цветоносов, они не очень прочные и иногда полегают.

Бутоны появляются одновременно с листьями. Цветки поникающие, по 1-4 на концах цветоносов, сине-голубые, иногда белые, розовые, ярко-синие. Форма с белыми цветками цветет на 10-17 дней позже. Пролеска сибирская цветет с середины апреля-начала мая в течение 15-20, иногда 25 дней.

ПРОЛЕСКИ

Ю. Краснокутский

Пролески, как малые дети,-

Весны голубые глаза.

Как можем мы их не заметить,

Они по особому светят,

Об этом нельзя не сказать.

Проснутся, как прежде, в апреле

Среди прошлогодней листвы,

Где сыростью пахнет и прелью,

Под птичьи весёлые трели,

Нежны и немножко просты.

Под цвет голубым небесам

На мир удивлённые взглянут;

Их нет по тенистым лесам,-

Такая земная краса

Цветёт на открытых полянах.

Но если в апреле морозы -

Последний удар по весне,

Пролески, не чуя угрозы,

Роняя горючие слёзы,

Ложатся, как звёзды, на снег.

Чистяк весенний (Ranunculus ficaria)

Он цветет по кустарникам, лиственным лесам и лесным опушкам, на низинных лугах.

За лето вся надземная часть его отмирает, а в почве остается шишковидно-утолщенные клубневидные корни. В средние века, во времена войн, голода и неурожая их даже употребляли в пищу. Молодые весенние растения (до начала цветения) содержат довольно много витамина "С" и поэтому их можно использовать как приправу к весеннему салату. Тем не менее, чистяк, как и другие представители семейства Лютиковых, является ядовитым растением. Если молодой чистяк еще пригоден в пищу, то позднее, с началом цветения, он приобретает горьковатый вкус и становится ядовитым. Однако бобры, например, охотно поедают чистяк без вреда для себя.

Гусиный лук желтый (Gagea lutea)

Он растет по лесам, лесным оврагам, кустарникам, встречается в парках. Желтые звездчатые цветы гусиного лука широко раскрываются (как на этом фотоснимке) лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.

Гусиный лук относится к луковичным цветам. Его луковичка достигает размеров вишни и покрыта бурой оболочкой. Обычно луковичка одна, иногда у основания материнской луковички образуется 1 или 2 луковички - детки.

Кандык сибирский

Ценное декоративное растение, один из наиболее ярких и декоративных видов рода. Введён в культуру. Особую ценность представляет раннее цветение кандыка, сразу после таяния снега, когда других цветущих видов немного, в равнинных районах Южной Сибири этот период начинается с середины апреля. Очень холодостоек. На ночь и во время похолоданий кандык закрывает цветки, после восхода солнца, если температура поднимается выше 0 °С, растение вновь раскрывает цветки. В случае дружной тёплой весны кандык быстро отцветает. И наоборот, если весна холодная и затяжная, цветение отдельных растений может продолжаться свыше двух недель. Ранний медонос. Активно посещается пчёлами и шмелями.

Луковицы съедобны, раньше массово заготавливались местным населением некоторых регионов Южной Сибири.

Луковицы поедаются также дикими животными, например, кабанами.

Внесен в «Красную книгу России»

ОДУВАНЧИК

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос тот цветочик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Почетным «гостем» в саду может быть одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale).

Одуванчик – целебное и пищевое растение, все его части имеют ценность.

Первые нежные листья одуванчика идут в салаты.

Также соцветия одуванчика могут быть использованы для приготовления целебных напитков.

Одуванчик относится к растениям-защитникам сада: опытные садоводы используют настой из одуванчика в борьбе с насекомыми-вредителями.

Морозник.

Очень декоративное вечнозеленое растение, ценится не только за крупные цветки, но и за красивые рассеченные листья. Может зимовать под снегом, не вымерзает даже в самые суровые зимы. Цвести начинает ранней весной, прямо из-под снега появляются цветки, которые сохраняются на растении до полугода. Цветки в зависимости от вида бывают и белыми, и розоватыми, с желтым оттенком, всех оттенков красного и бордового, почти до черного, но особенно ценятся сорта с цветками помеченными мелкими крапинками. Высотой морозник бывает от 30 см. до метра.

Ландыш.

В России - на всей Европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Ландыш растёт в лиственных и сосновых, а также смешанных лесах, на опушках и полянах. Особенно хорошо развивается в пойменных дубравах, на богатой почве при хорошем увлажнении.

На нетронутых местообитаниях разрастается очень широко. Теневыносливое растение.

Ландыш давно культивируют.

Охранный статус

В природных местообитаниях ландыш интенсивно уничтожается, особенно вблизи крупных населённых пунктов, из-за вытаптывания во время сбора цветков и лекарственного сырья. Плод - оранжево-красная шаровидная ягода 6-8 мм в поперечнике, содержащая одно или два почти шаровидных семени. Ягоды долго сохраняются на растении.

Ландыш и одуванчик появляются уже в мае.

«Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

«Береги цветы».

Что вы видите на этом слайде? Что обозначает каждая картинка, под номером 1,2,3?

Как вы думаете, почему надо беречь первоцветы? Почему нельзя их собирать? (Первые медоносы; источники лекарственных средств; сохранение целостного почвенного покрова; положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди скрывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Закрепление полученных знаний

Почему цветы, которые мы сегодня увидели и вспомнили, называют первоцветами?

Почему эти растения зацветают первыми?

Почему чаще всего у них первым появляется цветок, а затем листья?

Чем они полезны людям и насекомым?

Давайте проверим, как вы запомнили названия некоторых из первоцветов.

  1. Чистяк весенний.
  2. Прострел или подснежник (сон трава).
  3. Ветреница.
  4. Первоцвет (примула).
  5. Мать и мачеха.
  6. Медуница.
  7. Хохлатка.
  8. Гусиный лук.
  9. Пролеска.
  10. Кандык.

Какие из первоцветов рассмотренных сегодня мы не назвали? (Одуванчик, ландыш, морозник).

Игра

Предлагается детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: « Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – «Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону. Меняются команды местами. Чья команда больше угадает.

Продуктивная деятельность. Рисование подснежника.