Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.

Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.

Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.

Погребальный комплекс

Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза - это не только археологический памятник, но и религиозный.

Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу и многие туристы считают его одним из самых красивых.

Немного исторических фактов о загробной жизни

В невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.

Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь - это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.

Право на бессмертие

Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.

Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.

Правитель Египта Хефрен

Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.

В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.

Священное плато

Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.

Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.

Пирамида, ставшая канонической

Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.

Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.

Что включал заупокойный комплекс?

Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.

Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.

В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много - менее 0,01 процента.

Что находится внутри пирамиды?

Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, - несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.

Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.

Гробница жреца и его родственников

Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.

Многочисленные статуи фараона

На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.

Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.

Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.

Самое известное изваяние из диорита

Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.

Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.

Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе

За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора - главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.

Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.

Мировой шедевр

Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.

Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?

Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.

Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса

Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.

Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона

Стражник пирамид

Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.

Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.

У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.

Загадки, волнующие ученых

Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.

К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.

А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.

Исходящая от изваяния энергия

Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.

На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.

Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…

Наиболее знаменитым ансамблем пирамид были и остаются пирамиды, сооруженные в Гизе для фараонов IV династии - Хуфу, Хафра и Менкаура, или, как называли их греки - Хеопса, Хефрена и Микерина. Все три пирамиды имеют аналогичную конструкцию, но разные размеры. Самая большая из них - Хеопса (высота равняется 146,52 м, длина основания - 233 м.), была построена первой. При постройке пирамид соблюдался целый ряд религиозных, астрономических и геодезических условий, и место - Гиза, было выбрано не случайно. «Некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом, скрывалось солнце».

Три пирамиды ориентированы по сторонам света, вершины юго-восточных углов пирамид находятся на одной линии, а центры первых двух расположены на одной диагонали. «Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении».

При строительстве пирамид все было обдумано до мельчайших деталей. Архитектором пирамиды Хеопса (Хуфу) история называет племянника фараона Хемиуна. Он предложил новое решение для постройки пирамид. Вместо мелкой каменной кладки, использованной Имхотепом при постройке пирамиды Джосера, были взяты крупные известняковые блоки, отесанные и плотно пригнанные друг к другу. Всего 2300000 блоков весом 2,5 т каждый, отдельные блоки весят до 30 т. Держатся они посредством собственной тяжести. «Высота самого большого, первого ряда кладки основания пирамиды Хеопса равна 1,5 м., второго - 1,25 м., третьего - 1,2 м., четвертого 1,1 м., высота последующих колеблется от 90 до 65 см. Чем выше поднимаются ряды, тем меньше становятся блоки. У вершины высота блоков равна 55 см». Внутри пирамиды кладка была сплошной, кроме коридоров и погребальной камеры. Пирамиды Хеопса и Хефрена снаружи были облицованы отполированными известняковыми плитами и выглядели гранеными кристаллами на фоне ярко-голубого египетского неба и желтых песков. (На облицовку пирамиды Хеопса потребовалось 115000 плит длиной 1,5 м. До нынешнего времени облицовка частично сохранилась только на пирамиде Хефрена).

По свидетельству Геродота пирамиду Хеопса строили 20 лет, а дорогу для доставки камней с каменоломен - 10 лет, на строительстве было занято 100000 человек.

Вход в пирамиду, находящийся с северной стороны, был тщательно заделан после захоронения. Коридор от входа вел к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Камера была ориентирована по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира, гробница должна была вписываться в орбиту космоса. «При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавший требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего царя) и строго конструктивного решения».

Ансамбль пирамиды включал в себя различные сооружения, среди которых два заупокойных храма, помещения для священных лодок и другие. Замечательны эти храмы тем, что в них впервые в истории египетской архитектуры появляются отдельно стоящие опоры - столбы, в храме Джосера были только полуколонны и пилястры.

Рядом с пирамидой Хеопса была выстроена пирамида преемника Хеопса - Хефрена, ее высота 143,3 м, а длина стороны основания - 215,25 метров. Вторая пирамида по конструкции подобна первой, только погребальная камера расположена ниже основания. «В ансамбль пирамиды входят 2 храма: верхний и нижний, объединенный проходом в единый комплекс». Интересен нижний храм, состоящий из нескольких залов, один из которых - Т-образной формы - многоколонный (гипостильный), уставлен квадратными в сечении гранитными столбами. Красиво естественное сочетание материала - темно-розового гранита колонн, светлого алебастрового пола и статуй фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоявших вдоль стен. В древности к каждой из 16-ти колонн были прислонены статуи фараона, высеченные из диорита, алебастра и желтого шифера. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее в Каире. Синтез архитектуры и скульптуры, с преобладанием архитектуры свойственен египетскому искусству, в ансамбле пирамиды Хефрена он выразился особенно сильно. Недалеко от пирамиды находится так называемый Большой сфинкс. Огромная фигура льва с лицом фараона Хефрена, высеченного из цельной скалы, приставлены только лапы и голова. Сфинкс значительно пострадал от времени, поверхность его испещрена неровностями, трещинами, утерян нос, но внешний его образ не потерял от этого величественности, особенной строгости и красоты.

Уже пирамида преемника Хефрена - Микерина (зодчий Дебхен), была меньшей по размерам, высота ее достигала 62 м., окончена она не была в связи со смертью фараона. При ее строительстве применяли большие блоки камня, а также кирпич-сырец и дерево. Скромные размеры пирамиды Микерина, ее неоконченность свидетельствуют об упадке культового строительства, следовательно и об ослаблении власти фараона, его деспотии и всего Египетского государства. Непроизводительный, вынужденный труд сотен тысяч египтян сильно подорвал экономику Египта. Уже сын Микерина, фараон Шепсескаф, ограничился строительством кирпичной мастабы для себя. Никогда позднее не возрастал и не расцветал так культ фараона и мощь Египетского государства. После смерти царь считался покровителем Египта, ему воздавали божеские почести, но это не спасло гробницы от разорения. Несмотря на то, что пирамиды являлись настоящими крепостями со множеством тайников, перекрытий и ложных дверей, пробраться в пирамиду было сложно, все входы тщательно замуровывались, - это не останавливало грабителей. Все три великие пирамиды достались в руки археологам уже разграбленными, саркофаги были пусты, мумии фараонов украдены. И это при почитании и обожествлении царей, которое было в Египте. Удивительно противоречие - богобоязненный трепет, уважение традиций и религии, но и попрание их.

Пирамиды V династии уже не имеют столь внушительных размеров, как знаменитая гизехская группа. Но возрастает роль заупокойных храмов. Увеличиваются их размеры, «на стенах помещаются рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя и его победы над врагами».

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире - типичная царская гробница этого времени. Ее высота 49,6 м. Погребальная камера находится на уровне земли, вход с северной стороны. Интересен заупокойный храм, включавшийся в ансамбль этой гробницы. В одной из зал, в портале и перистильном дворе использовалась колоннада с капителями в форме пучка пальмовых листьев, капитель раскрашивали зеленым, ствол - коричневым, базу - черным, словно изображая землю. А потолок над ними делали ярко-синим с золотыми звездами, словно изображая ночное небо. Пальмовидные колонны потом получили большое распространение. Кроме пальмовидных, в храме представлены другие «растительные» колонны, с капителями в виде стилизованных папирусов и лотосов. Колонны здесь играют роль опор, «они несут потолок галереи вокруг центральной части перистильного двора - зала, открытого сверху. Полихромное декоративное оформление интерьеров храма довершали раскрашенные рельефы на его стенах».

Погребения фараонов VI -ой династии - Тети, Пепи I, Меренра, Пепи II состояли из пирамиды и окружавших ее дворцов и храмов. Пирамиды были не высоки, до 70-ти метров. Планировка всех гробниц одинакова, что связано с обрядом, предписывающему каждому ритуальному действу особое помещение. В отличии от более ранних пирамид, не имевших рельефов и надписей на своих стенах, внутренние помещения пирамид VI -ой династии покрыты текстами и изображениями. Причем в каждой зале или коридоре были записаны те молитвы и заклинания, которые читались при обряде захоронения фараона. Таким образом становится ясным назначение каждого помещения.

Гробница частных лиц во время V -ой, VI -ой династии - это мастаба, но она претерпела ряд изменений с начала Древнего царства.

В эпоху Раннего царства мастаба имела лишь помещения для саркофага, и весь обряд захоронения, чтения заупокойных молитв проходил под открытым небом. В период III -ей династии появляется крытая молельня, мастаба начинает увеличиваться, стены внутренних помещений покрываются рельефами. Типичной, хорошо сохранившейся мастабой начала Древнего царства является мастаба зодчего Хесира.

Мастаба V -ой династии - это уже достаточно объемное сооружение с множеством внутренних помещений, включавших несколько залов, кладовых, коридоров. «Мастаба начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре представляет собой типичный пример гробницы знатного вельможи V -ой династии. Она состоит из вестибюля, центрального зала, окруженного колоннами, и подсобных помещений». Стены гробниц покрывают рельефами, воссоздающими земную жизнь покойных. Хорошо сохранилась мастаба вельможи Ти (V -я династия) в Саккаре. Вход ее украшен двухколонным портиком, стены покрыты расписными рельефами, сохранившими свой первоначальный цвет. Изображали рельефы самого вельможу, его жену, детей, слуг, сцены его земной жизни. Тут находятся знаменитые рельефы: «Сцены охоты на Ниле», «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку». По этим изображениям можно воссоздать картину земной жизни египтянина.

Кроме пирамид, заупокойных храмов и мастаб, во время V -ой династии начинают строиться храмы, посвященные богу солнца Ра.

Биография

В 1960-х годах, занимаясь исследованиями в области военной кибернетики, создал теорию рефлексивных игр. Согласно Джонатану Фарлею, математику из Стэнфорда , занимающемуся прикладными исследованиями по проблеме национальной безопасности , теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр , широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны. Как утверждал сам Лефевр, его рефлексивный подход позволяет в определённых ситуациях переиграть противника, следующего стратегии теории игр.

В настоящее время В. А. Лефевр работает с мозговым центром CADS по проблемам, связанным с «войной с терроризмом ». Руководство этой организации утверждает, что смогло точно предсказать последовательность целого ряда палестинских терактов.

Научные взгляды

Человек: методология исследования

При этом ключевой особенностью человека и подобных ему существ для Лефевра является обладание рефлексией и совестью . Рефлексия - это способность субъекта осознавать, наблюдать себя (своё сознание - свой внутренний опыт, свои мысли), а также иметь представление о внутреннем опыте других субъектов, включая и их собственные представления о других субъектах. Помимо способности к рефлексии, «наша специфическая особенность состоит не столько в том, что мы очень умны, сколько в том, что мы обладаем совестью», то есть «способны оперировать с категориями „добро “ и „зло “ и при некоторых обстоятельствах обладаем свободой выбора».

Для описания рефлексивных взаимодействий между людьми, в которых субъекты могут многократно отображаться в сознаниях друг друга, а также для построения модели субъекта, обладающего совестью и способного к акту свободного выбора, Лефевр разрабатывает формальный язык , используя подобные алгебраическим обозначения и формулы.

Алгебра совести

Известность принесла Лефевру его теория двух этических систем, изложенная в книге «Алгебра совести» (1982). Теория основывалась на абстрактной модели бинарных отношений, содержательная интерпретация которой в области этики оказалась следующей. Возможны две этические системы: представители одной воспринимают компромисс между добром и злом как зло, представители другой - как добро; соответственно, первые склонны к эскалации конфликтов, вторые - к их разрешению, к компромиссу. Кроме того, представители первой системы отличаются коллективизмом , а второй - индивидуализмом . К первой системе Лефевр отнёс Советский Союз , ко второй - США (следует помнить, что теория возникла на историческом фоне Холодной войны , уже после эмиграции В. Лефевра в США).

Космический субъект

Лефевр рассматривает человека как неслучайное явление в Космосе, как «неотъемлемую часть Вселенной, порождение и участника космологического процесса», естественную и необходимую его часть (так называемый «сильный антропный принцип »). Стремясь вписать сознающего субъекта в физическую картину мира, Лефевр (наиболее систематически - в книге «Космический субъект», 1996) строит картину Вселенной, которая, по его признанию, «не является научной в строгом смысле этого слова» .

Лефевр обнаружил, что формальная модель субъекта , обладающего совестью и способного к рефлексии, описывает также определённый термодинамический процесс - последовательность тепловых машин . Это служит для Лефевра подтверждением того, что сознание представляет собой «вид существования термодинамических характеристик нейронных сетей , проводящих вычислительные процессы», подобно тому как температура газа связана с движением составляющих его частиц. Это также позволяет построить термодинамическую модель субъекта, уподобляющую его цепочке тепловых машин, и вывести из этой модели психофизические законы Фехнера и Стивенса . С помощью этой же математической модели Лефевр объясняет некоторые другие психофизические закономерности ; выводит из неё случаи проявления пропорции золотого сечения в результатах различных психологических экспериментов и в статистике ; объясняет природу музыкального строя (натуральных интервалов) ; сущность медитации .

Лефевр полагает, что построенная им формальная модель описывает не только человека, но и любого субъекта, который может существовать в Космосе . Он также предполагает, что «материальной основой совершенных космических существ могут быть магнитно-плазменные образования, родственные магнитосферам звезд и планет» - потоки плазмы , структурированные магнитным полем . Из этого, а также из того, что в основе совести и натуральных музыкальных интервалов лежат сходные алгебраические структуры, Лефевр делает вывод, что для обнаружения внеземных разумных субъектов следует искать музыкальные структуры в потоках доходящих до нас космических сигналов .

Смысл существования космического субъекта состоит в удлинении цепочки последовательных рефлексивных актов, надстраивающихся друг над другом («субъект обладает образом себя, который, в свою очередь, обладает образом себя и т. д.»), - что в физических терминах, с точки зрения термодинамической модели субъекта, означает его стремление стать вечным двигателем . Это, в частности, объясняет, почему мы не наблюдаем признаков разумной жизни во Вселенной («парадокс Ферми »): чем более развит субъект, чем ближе он к состоянию вечного двигателя - тем меньше он выделяет энергии вовне, стремясь минимизировать её потерю.

Поскольку космический субъект стремится существовать вечно, его задачей становится борьба с тепловой смертью Вселенной . Лефевр рассматривает сценарий эволюции Вселенной, при котором в период, предшествующий формированию галактик , вещество во Вселенной распределено неравномерно, так что это грозит гравитационным коллапсом . Для спасения Вселенной магнитно-плазменные космические субъекты должны выбрасывать материю из облаков галактик вовне, чтобы распределить её в пространстве более равномерно. Предположим, что такая деятельность субъекта требует от него «колоссальных усилий и жертв и, более того, может привести к гибели»; и что для спасения Вселенной достаточно деятельности 1 % субъектов. Каждый субъект обладает исчерпывающим знанием о Вселенной и знает о существовании других субъектов, хотя из-за огромных расстояний наладить общение друг с другом субъекты не могут. Тогда, следуя категорическому императиву , «каждый субъект с беспредельной честностью бросает жребий, в котором альтернатива „участвовать“ появляется с вероятностью 1/100, а „не участвовать“ с вероятностью 99/100». Так моральный принцип превращается в физический закон. Следование этой стратегии позволяет космическим субъектам осуществить Большую коррекцию и предотвратить гибель Вселенной. Этой деятельностью космических субъектов, по мнению Лефевра, можно объяснить наблюдающуюся активность квазаров и радиогалактик .

Примечания

Библиография

  • Исходные идеи логики рефлексивных игр // Проблемы исследования систем и структур. Мат-лы к конференции. - М., 1965.
  • О само-рефлексивных и самоорганизующихся системах // Там же.
  • Элементы логики рефлексивных игр // Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. - Л., 1966.
  • Конфликтующие структуры . - М., 1967.
  • Системы, сравнимые с исследователем по совершенству // Системные исследования. - М.: Наука, 1969.
  • Психографика // Рефлексия. - М.: Когито-центр, 2003.
  • Algebra of Conscience . Dordrecht: Reidel, 1982.
    • Алгебра совести . - М.: «Когнито-Центр», 2003. - 426 с. - ISBN 5-89353-094-2
  • Формула человека . - М., 1991.
  • От репрезентатации рациональности к репрезентации свободы воли // Психологический журнал . 1994. № 15.
  • Космический субъект . - М.: Ин-кварто, 1996.
  • Дилемма заключённого и рефлексивная модель // Рефлексивное управление. - М.: Институт психологии РАН, 2000.
  • Рефлексия: [Сборник] . - М.: Когито-центр, 2003. - 496 с. (ISBN 5-89353-053-5)
  • Слыть миротворцем - или быть им?

Ссылки

  • Математика социальной этики: Рефлексивная теория и Дилемма заключённого - вводный обзор теории рефлексии (как применение к теме «Война и терроризм») на Эконофизическом блоге
  • Диссертация В. А. Лефевра - биография В. А. Лефевра на Center for Advanced Defense Studies

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Математики СССР
  • Психологи США
  • Психологи России
  • Родившиеся в 1936 году
  • Родившиеся 22 сентября
  • Психологи по алфавиту
  • Математики по алфавиту
  • Московский логический кружок
  • Русские эмигранты третьей волны в США

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
  • Донелайтис, Кристионас

Смотреть что такое "Лефевр, Владимир Александрович" в других словарях:

    Лефевр, Владимир Александрович - (р. 22.09.1936) философ, психолог, математик; канд. психол. наук. Род. в Москве. Окончил заочно механико матем. ф т МГУ. Канд дисс. защищена в 1972. С 1969 по 1974 работал в Центральном экон. матем. ин те. В 1974 эмигрировал в США. Работает в… … Большая биографическая энциклопедия