Опытом делится наш ветеринарный эксперт Галина.

Однажды зимой…

Из моей практики.

Обычный рабочий день в ветеринарной клинике, за окном зима, вьюга, посетители заходят все в снегу.

И тут появляются две девушки, у одной на руках маленький белый комочек. Нашли котёнка в снегу, на усах и шерсти лёд, не тает даже в тепле клиники!

Проверяем температуру – не улавливается градусником.

Врачи сразу предупредили: даже если попробовать откачать – может не выжить, но девушки решили стоять до конца.

Котёнок был настолько мал, что врачи не сразу смогли поставить ему капельницу. Но в конце концов почти горячий раствор сделал своё дело, и уже через полчаса котёнок начал поднимать голову и барахтаться!

Полное восстановление заняло несколько дней. Поначалу котёнок не мог нормально ходить, а новоиспеченные владелицы кормили и поили его с рук. Но с каждым днём котёнок чувствовал себя всё лучше, и уже через неделю самостоятельно ел за троих и, как ракета, гонял по своему новому дому.

Сейчас он уже, наверное, большой кот и живёт счастливой жизнью. Побольше бы в мире таких добрых людей!)

Как спасти замерзшее животное?

Итак, если вы нашли замёрзшее животное, но не можете отнести его к ветеринару, поступайте следующим образом:

  1. Уложите его у обогревателя, батареи – в любом тёплом месте. Можно попробовать сделать грелки: набрать горячей воды в бутылку или резиновую перчатку и завязать. Приложить их к животному со всех сторон и всё вместе завернуть в полотенце, плед и т.п.
  2. Как немного отогреется – растирать лапы тканью.
  3. Когда начнёт приходить в себя, барахтаться, поднимать голову – можно попробовать напоить пострадавшего небольшим количеством тёплой воды со шприца (ведь вряд ли питомец сможет пить сам). Если не глотает – оставьте, пусть дальше отогревается.
  4. Когда начнёт более-менее уверенно ходить по дому, предложите животному блюдечко с тёплой водой и тёплой мягкой или жидкой пищей (молоко, паштет). Поначалу не давайте много пить и есть – всё небольшими порциями, но каждые 2-3 часа, постепенно увеличивая порции.

Вмерзшие February 4th, 2017

Вот посмотрите, интересный случай. Щука с окунем во рту вмерзла в лед. То ли она подавилась, умерла и потом замерзла, то ли как так получилось?

А вообще частенько разные животные попадают в ледовый плен. Смотрите немного жутковатые кадры под катом...


Сначала посмотрите, как доставали щуку:

Фото 2.

Братья Антон и Алексей Бабич обнаружили невероятную находку в американском штате Индиана. Большая щука вмерзла в лед с окунем во рту. Братья взяли бензопилу и вырезали замерзших рыб из воды, весь процесс сняли на видео. Ролик быстро стал популярным в сети, он набрал более 320 000 просмотров. Люди в комментариях предполагали, как такое могло произойти. Одни считают, что щука охотилась в то время, когда озеро замерзло. Другие предположили, что щука не смогла проглотить большого окуня, подавилась, всплыла на поверхность, потом озеро покрылось льдом.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

В интернете очень много почему то вмерзших лисиц:

Фото 10.

Вот это Несчастное животное вытащили из реки Дунай в Германии после того, как оно провалилось сквозь тонкий лед более недели назад. Лису обнаружил охотник Франц Штиле, он говорит, что это должно стать предупреждением для тех, кто хочет прогуляться по замерзшему Дунаю.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

А вот прозванная в интернете - "летающая лициса"

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Вот несчастная белочка:

Фото 22.

А вот еще тоже необычный случай:

Фото 23.

На Аляске в городке Уналаклит местный житель Джефф Эриксон (Jeff Erickson) обнаружил двух лосей, которые вмерзли в лед реки...

Фото 24.

Животные сошлись в схватке и сцепились рогами, после чего не смогли выбраться из воды и вмерзли в нее. Позже туши лосей извлекли из-подо льда. Фото не для впечатлительных, та как показывают, насколько безжалостной может быть природа.

Фото 25.

Фото 26.

Вот еще буквально месяц назад стая лебедей в Крымы вмерзла в лед.

Фото 27.

В Крыму на озере под Евпаторией несколько лебедей вмерзли в лед, а вся стая оказалась в ледяной ловушке, передает Новости Крыма.

Как сообщают волонтеры, вода у берега озера Сасык-Сиваш полностью забита ледяной кашей, которая препятствует движению лебедей.

“Чтобы вывести стаю из снежной ловушки на чистую воду были привлечены водолазы МЧС. Два лебедя уже замерзли, их окоченевшие трупы были там же, а еще два лебедя обессилели настолько, что выбраться уже не смогли. Их отловили и передали волонтерам для отогрева в тепле”, – сообщили в общественной организации.

Фото 28.

Защитники животных сетуют, что лебеди на озере Сасык-Сиваш нужны только в туристический сезон.

“Тогда о них с удовольствием говорят, проводят конкурсы на лучшую беседку, обещают организацию природного заказника. Сезон проходит, и проходит интерес”, – говорят волонтеры.

Напомним, ровно год назад сообщалось, что знаменитый крымский водопад Серебряные струи обрушился.

Фото 29.

Фото 30.

Так что вот так бывает...

Фото 31.

А вот как спасли вмерзшую кошку

Жители Астаны запечатлели последствия жутких морозов в городе. Судя по видео и фотографиям, которые они выкладывают в Сеть, температура настолько низкая, что дикие и бродячие животные замерзают на ходу. Некоторые ролики на YouTube называются «мороз ниже 50 градусов». «360» связался с научным сотрудником кафедры зоологии МГУ Владимиром Шахпароновым, чтобы узнать, возможно ли такое.

Следующая новость

На одном из роликов видно, что животные стали похожи на чучела — холод был такой сильный, что звери не успели спрятаться и замерзли прямо на ходу.

Один из местных жителей увидел замерзшую кошку.

Другой — собаку.

Еще двое местных обсудили окоченевшего зайца, который застрял в заборе. Они потратили секунд 20 на то, чтобы просто вытащить зверька из забора.

А один из пользователей снял замерзшую птицу, которая пыталась спрятаться в углу какого-то здания.

Судя по прогнозу погоды в Астане, в четверг в городе минус 29 градусов. В пятницу ожидается -27…-30, в субботу -36…-27, а в воскресенье — до минус 22. Однако после холодов синоптики обещают потепление — уже третьего февраля будет минус четыре градуса.

Морозы пришли и в соседний Кыргызстан. Там лед сковал соленое озеро Иссык-Куль, которое никогда не замерзает. В школах отменили занятия до конца января.

По мнению зоолога Владмира Шахпаронова, в действительности такое мгновенное замерзание невозможно, а животные в видео — чучела.

Это, конечно, фейк. Видно, что это чучела. Птичка точно чучело. Дело в том, что процесс замерзания происходит моментально только если жидкий азот кинуть. А так он происходит постепенно. И когда вы мерзнете, вы постепенно теряете силы и засыпаете. Вот так замерзнуть с сохранением позы, в которой лежали, невозможно

— сказал Шахпаронов.

Он отметил, что замерзшее животное можно найти «свернувшимся в калачик». Это помогает зверям больше времени сохранять тепло в сильный мороз. Однако зачастую они не успевают согреться, и их просто находят в такой позе уже мертвыми.

Накануне западные СМИ на якутский Оймякон и удивились, как там не замерзают глаза. В некоторые дни января температура в регионе падала до минут 60 градусов. Иностранцы сделали вывод, что их жалобы на холодную погоду «выглядят довольно глупо».

10 февраля 1893 года Министр финансов России Сергей Юльевич Витте, - ранее министр путей сообщения России, а после Председатель Совета министров, его ещё называют «дедушкой русской индустриализации», - на заседании Комитета сибирских железных дорог предложил организовать железнодорожную паромную переправу, как временную меру, позволяющую до постройки Кругобайкальской железной дороги перевозить железнодорожные вагоны и поезда. После долгих изыскательских работ по поиску места пристаней соединяющих две стороны Байкала и изучению возможностей судостроительных верфей, а так же уже имеющихся паромных переправ, 7 декабря 1895 года Комитет Сибирской железной дороги выделил кредит в 1135000 рублей на постройку паромной переправы, а 30 декабря заключил контракт с английской фирмой «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Компания» в Ньюкасле на изготовление в разобранном виде парома-ледокола без деревянных работ с запасными частями. Стоимость контракта почти 80 тысяч фунтов стерлингов.

Чертежи ледокола «Байкал»

В самом начале предлагали построить паром-ледокол по американскому принципу, как на озере Эри – сделанным из дуба и обшитым стальными листами. По счастью, министр путей сообщения России князь Хилков Михаил Иванович лично приехал на Байкал, ознакомился с условиями судоходства и пришёл к выводу, что более подходящим для Байкала будет судно с металлическим корпусом, которое, учитывая проблемы с доставкой, организацией промышленных мощностей и работ на новом месте по стоимости не намного дороже деревянного.

Сам по себе проект постройки судна был уникален - судостроителям предстояло построить корабль, который должен был колоть очень толстый байкальский лед, иметь корпус особой прочности и к тому же совместить в себе функции ледокола и парома… И англичане постарались. Было сделано все, чтобы обеспечить судну и людям безопасность. Сделали двойное дно, огромное число водонепроницаемых переборок; использовались лучшие марки сталей…

Чертежи ледокола «Байкал»

Сама постройка велась под наблюдением и контролем известного бюро «Veritas». Будущему ледоколу предстояло ломать очень толстый лед, так как Байкал почти 4 месяца в году закован льдом. Для этого обшивка корпуса корабля была сделана из особой кованой стали со стороны форштевня и ахтерштевня. Корпус отличался особенной прочностью.

Шпангоуты внутри ледокола размещались часто и имели в поперечном сечении французскую букву «J». Вдоль ватерлинии по корпусу шел широкий пояс из стальных листов толщиною до 25 мм. Были учтены все приемы, которыми руководствовался доктор Нансен при строительстве знаменитого «Фрама», благополучно перезимовавшего среди полярных льдов. Корпус судна был выполнен из лучшей сименс - мартеновской стали. В трюме многочисленные водонепроницаемые переборки обеспечивали плавучесть ледокола на случай получения пробоин. Дно - двойное, как у тяжелых военных судов.

Доставка из Англии

В июне 1896 года на заводе в Англии была закончена постройка корпуса парома-ледокола после чего «железные части» разобрали и в июле детали начали прибывать в Петербург. Осенью 1896 г. закончили изготовление двигателей ледокола, а в начале декабря они прибыли в Ревель (Таллин).

Самым сложным делом являлась доставка полученного груза массой около 2 500 тон на Байкал. В сентябре 1896 г. первую партию деталей от балтийских берегов по железной дороге доставили в Красноярск. Дальше железной дороги ещё не было. Груз доставляли гужем по Московскому тракту или по рекам Енисею и Ангаре.

Для ускорения строительства железной дороги и доставки частей ледокола на озеро Байкал Министерство путей сообщения решило использовать возможности судоходства рек Енисея и Ангары. Безусловно, доставка грузов по воде была более дешёвой и менее канительной, чем гужевым транспортом. Но оказалось, что в ряде мест на Ангаре требовалось улучшить русло. По расчётам инженера М. В. Чернцова расходы на расчистку русла от порога Стрелки до порога Падун исчислялась в пределах 1 100 000 руб. Следует отметить, что затраты на расчистку реки Ангара намного превысили предполагаемые и составили 1 700 000 руб. Но цель была достигнута. Доставка деталей ледокола по Ангаре позволила начать сборку почти на год раньше предполагаемого срока.

Сборка ледокола

Руководила работой специально учреждённая администрация во главе с корабельным инженером Вацлавом Александровичем Заблоцким. В сборке ледокола принимали участие и английские специалисты под руководством инженера-механика фирмы Армстронга Исаака Ханди.Местом сборки ледокола стало село Лиственичное, расположенное на западном берегу Байкала, где имелась отлогая береговая линия, удобная для стапелей и вспомогательных построек. В тот период именно к Лиственичному планировали подвести железнодорожную трассу, идущую по правому берегу Ангары. В Лиственичном находились пристани крупнейшего байкальского судовладельца А. Я. Немчинова, контора его пароходства и механические мастерские. Это байкальское село было связано с Иркутском телеграфом и даже телефоном.

Сборка ледокола-парома «Байкал» на Лиственичной судоверфи. 1900.

Сборку ледокола производили русские рабочие, привезённые с кораблестроительных заводов Петербурга. Работы начались с 15 января 1898 г. на специально оборудованном стапеле общей длиной в 123,4 м с глубиной в конце стапеля от уреза воды 2,13 м. Поначалу сборка парома-ледокола шла медленно, её качество было низким. Высказывались даже мнения, что вряд ли русские корабелы смогут собрать такую махину. Но с сентября работа по сборке ледокола была значительно ускорена. Администрации удалось привлечь большое количество рабочих, обеспечить более чёткую организацию труда. Была поставлена задача: в навигацию 1899 года ледокол спустить на воду. Среднее число рабочих до спуска ледокола на воду составляло 420 человек ежедневно.

Работники судостроительной верфи на озере Байкал

По своим размерам «Байкал» был вторым ледоколом в России. Первенство держал знаменитый «Ермак», построенный в Англии по идее и по заказу адмирала Макарова в 1899 г. Размеры «Ермака» впечатляли: длина 97,56 м, ширина - 21,64, общая мощность машин - 9 390 индикаторных сил. Это была машина, способная водить морские корабли в тяжёлых льдах.

Технические характеристики парома

Размеры «Байкала» были следующие: длина - 290 фут. – около 89 метров, ширина - 57 – порядка 17,5 метра, общая мощность машин - 3 750 индикаторных сил. «Байкал» выглядел величественно. Паром имел три высокие палубы. На нижней, расположенной сразу над машинным отделением, вдоль оси судна располагались три нитки рельсового пути: центральная и две боковые. Центральный путь предназначался для перевозки тяжёлых пассажирских вагонов и паровозов, чего на боковых путях не допускали габариты. Всего на эту палубу закатывался железнодорожный состав в количестве 25 вагонов.

Ледокол мог брать на борт 200 пассажиров и 850 т трюмного груза. В военное время на нём перевозили 2 500 человек и 250 лошадей. Судно обслуживалось командой до 200 человек, в том числе 21 машинистом паровых котлов.

Эксплуатация ледокола

17 июня 1899 г. в присутствии губернского начальства был произведён торжественный спуск ледокола на воду

Из специально построенной для него вилки на мысе Баранчик «Байкал» отправляется в первый рейс до Лиственичного. В зиму 1900 г. в январе и марте было сделано 22 пробных рейса по направлению к Переемной и Мишихе. Эти бухты располагались на южном берегу озера на расстоянии около 40 вёрст. Часть пробных рейсов проходила во льдах.

Спуск ледокола 17.07.1899. Село Лиственичное

24 апреля 1900 г. «Байкал» вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал на Мысовую. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1 000 пуд. груза. Плата за проезд в каютах первого класса была 2,3 руб., во втором классе - 1,5, в третьем 86 копеек. Почти весь путь проходил по ледовой целине и продолжался 17 час. В обратном направлении «Байкал» вёз пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру паром-ледокол двигался легче и прошёл всё расстояние до Лиственичного за 5 час.

С 17 июля 1900 г. ледокол «Байкал» начинает рейсы по утверждённому расписанию, согласованному с руководством железной дороги. Командиром парома во время испытаний и первых рабочих рейсов был начальник сборки ледоколов Вацлав Александрович Заблоцкий. После него до 1905 г.. «Байкалом» командовал отставной капитан В. И. Петров. С 1905 г. но 1908 г. капитаном парома был И. С. Копченко, не имевший специального образования, но обладавший большим опытом судоходства на озере. В 1908-1918 гг. на ледоколе служил штурман дальнего плавания М. П. Алексеев, остававшийся капитаном до самой гибели парома.

У каждого времени есть свои символы. На стыке двух веков: ХIХ-ХХ в Сибири таким символом становится ледокол-паром «Байкал» — один из наиболее смелых и одновременно чрезвычайно сложных технических проектов.

Об этом говорит тот неподдельный интерес, который проявила мировая общественность к известию о том, что на озере Байкал в Сибири вместо обходной Кругобайкальской дороги планируется ввести паромную переправу. С помощью гигантского парохода, длиной 100 метров, со скоростью до 13 узлов, а при сильных льдах до 8 верст в час, способного перевести целый железнодорожный состав на расстоянии 60 верст. И хотя в истории такой опыт уже имелся — в Америке через пролив двух озер Мичиган — Гурон давно курсировал пароход-паром, но та переправа всего-то в 10 верст. А условия сибирской зимы, свирепствующие ветра? Тем не менее, заманчивой была предполагаемая экономия средств в 8-15 млн. рублей, по сравнению с КБЖД. Подгоняло само время: обострились отношения с Японией, военная компания становилась неизбежной. Политика бежала впереди экономики. И тут, как в песне, мы за ценой не постоим:

Из 12 кораблестроительных фирм заказ получила английская «Армстронг и Ко», взявшая на себя обязательства устроить ледокол по образу легендарного нансеновского «Фрама». Долгий путь пришлось проделать частям судна из Англии к берегам озера Байкал. Доставляли различными способами: водным северным путем, а потом до Енисея и железной дорогой. В Лиственничной, в плавучем доке, в течение полутора лет по частям была осуществлена сборка парома-ледокола. Одновременно осуществлялась постройка сложных портовых сооружений — молов в Баранчиках или порт Байкал и станции Мысовой.

На строительстве портов в Сибири ежедневно трудилось до 1300 человек. О том, насколько это были грандиозные сооружения, говорит такой факт, что пристань в порту Байкал в море выдавалась на 0,5 километра. И на ее изготовление было вырублено 30 тысяч лиственниц.

Вопреки мнению скептиков, что ледокольная переправа не появится ранее 1900 года, уже 17 июня 1899 года состоялся торжественный спуск ледокола-парома «Байкал» на воду: под громовое «ура» 5000 рабочих, чей труд увенчался успехом. Церемония спуска ледокола-парома «Байкал» прошла с присущим русским размахом и щедростью: все присутствующие на празднике пили водку по старинному обычаю, ковшом прямо из бочек, выставленных на берегу щедрыми купцами. Государь-император в присланной телеграмме повелел именовать рожденное на Лиственничной верфи судно «Байкалом». Его грузоподъемность составляла 4200 тонн, на внутренней нижней палубе на трех рельсовых путях мог разместиться целый поезд в 27 товарных вагонов с грузом, а в каютах ледокола-парома «Байкал» — до 600 человек. На второй палубе размещались каюты 1-2 класса, камбуз, столовая, ванна. Посередине — большой «царский салон».

Первый рейс ледокол-паром «Байкал» пошел 24 апреля 1900 года. В этот день в 10 часов утра с двумя паровозами, почтовыми и товарными вагонами, со 160 лошадьми и 500 пассажирами «Байкал» вышел из порта Баранчики и, пробивая 1,5 метровый лед, на скорости 4 версты в час прибыл в Мысовую только через 18 часов. Обратный путь занял 5 часов, и пассажиры были довольны поездкой. С мая ледокол-паром «Байкал» начал совершать регулярные рейсы, занимаясь перевозкой почты, пассажиров, вагонов. Он доставлял срочные грузы, снаряжение и продовольствие в отдаленные места озера Байкал для рыбаков, охотников и рабочих золотых приисков. Пока паровоз в течение полусуток и более тащил состав по Кругобайкальской железной дороге, останавливаясь через каждые 40 кмилометров для заправки углем и водой, ледокол-паром «Байкал» успевал сделать несколько рейсов из порта Байкал до Мысовой или станции Танхой. В связи с военными перевозками, количество пассажиров на борту доходило до 1000. Навигация начиналась в апреле и заканчивалась в середине января.

Впервые в отечественной практике байкальская переправа обслуживалась двумя сигнальными портовыми маяками повышенной надежности, французского производства. Кроме того, в портах Байкал и Танхой были установлены станции беспроволочного телеграфа, которые явились первыми и единственными в то время станциями такого типа в России, передававшие так называемые «ледокольные депеши» о движении парома-ледокола «Байкал». Во время туманов действовала паровая сирена, указывавшая судну направление для входа в гавань.

Есть в истории Байкала одна любопытная страница. Было время, когда ледокол-паром «Байкал» не смог-таки побороть крепкого льда, и вынужден был простоять в гавани, зажатый ледяным панцирем озера. Случилось это в январе 1904 года, когда морозы достигли 42-45 градусов. И поскольку начавшаяся Русско-Японская война на Дальнем Востоке требовала бесперебойной доставки грузов и военной силы, решено было устроить ледовую железную дорогу. Вагоны по рельсовому пути передвигались лошадьми, впрочем, как и паровозы, но последние в разобранном виде: тендер и котел отдельно. Байкальская железнодорожная переправа — самая первая в России, в которой на протяжении 18 лет перевозку осуществляло судно, считавшееся по грузоподъемности на II-м месте в мировой практике судоходства.

После постройки Кругобайкальской железной дороги структура паромной переправы существенно изменилась. В полную силу работал только ледокол-паром «Байкал». Сама переправа успешно работала до тех пор, пока трудился этот богатырь, сравниваемый некоторыми инженерами за свои размеры и технические параметры с такими реликвиями России, как Царь-пушка и Царь-колокол.

Флагман Байкальской флотилии в августе 1918 года, в годы гражданской войны и интервенции во время обстрела на станции Мысовой белочехами сгорел и затонул:

Был ли он поднят и демонтирован или разделил судьбу «Титаника» покоясь на дне озера Байкал? Эту неразгаданную тайну до сих пор хранят Байкальские глубины.

По материалам книги В. Поломошин