Предмет: математика (алгебра).

Класс: 9 (общеобразовательный).

Учебник: Алгебра: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. Под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2012.

Продолжительность: 45 минут .

Цель: отработать знания о свойствах элементарных функций и умение раскладывать квадратный трехчлен на множители.

Задачи:

· образовательные :

Обобщить знания о свойствах элементарных функций;

Закрепить умение раскладывать квадратный трехчлен на множители;

· воспитательные :

Вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

Воспитывать у учащихся любознательность и положительную мотивацию к учению;

Воспитывать коммуникативную культуру общения;

· развивающие :

Развивать познавательный интерес и логическое мышление;

Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной;

Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Тип урока: урок обобщения с дидактической игрой «Крестики-нолики».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Игра «Крестики-нолики», набор крестиков и ноликов.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы закрепим знания о свойствах функции и умения, связанные с разложением квадратного трехчлена на множители. Наш урок будет проходить в форме всем вам известной игры «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды: I вариант и II вариант. В ходе жеребьёвки одна из команд-вариантов получит название «крестики», а другая - «нолики».

II. Активизация ранее изученного материала
Тот из вас, кто первый верно ответит на поставленный вопрос получает «крестик» и вопрос снимается. А если вы отвечаете неверно или допускаете ошибку, то вам выдается «нолик» и возможность ответить переходит к другому ученику.

Вопросы:

 Дайте определение функции.

 Какую переменную называют аргументом?

 Какую переменную называют функцией?

 Что понимают под значением функции?

 Что называется областью определения функции?

 Что называется областью значения функции?

 Что называется графиком функции?

 Что представляет собой график линейной функции?

 Что представляет собой график прямой пропорциональности?

 Что представляет собой график обратной пропорциональности?

 Дайте определение функции, возрастающей в промежутке.

 Дайте определение функции, убывающей в промежутке.

 Приведите пример возрастающей функции.

 Приведите пример убывающей функции.

 Дайте определение квадратному трехчлену.

 Как разложить квадратный трехчлен на множители?

 Всегда ли можно разложить квадратный трехчлен на множители?

Подсчитаем количество «крестиков» и «ноликов» у I варианта, потом у II варианта. У какого варианта больше крестиков, та вариант-команда будут «крестики», а другая - «нолики».

III. Обобщение изученного материала

Как и в обычной игре «Крестики-нолики» у нас есть поле с 9 ячейками. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или, если ни одной из команд это не удалось, то победа присваивается команде, поставившей на поле 5 своих знаков.

При проведении игры должны соблюдаться следующие правила:

Тот ученик, кто первый справился с заданием, свое решение представляет у доски. Если решение выполнено верно, то на месте задания выставляется знак варианта-команды, а если решение выполнено с ошибкой, то знак команды противника.

Только отвечающему у доски предоставляется возможность выбрать следующее задание.

Каждый имеет право только один раз предоставлять свое решение у доски.

Все верные решения заданий должны быть занесены в тетрадь.

1) Розыгрыш права выбирать задание: Восстановите запись...

2) Игра «Крестики-нолики» : (презентацию скачать с сервера )

IV. Итог урока

Подвести итоги игры. Учащимся, отвечающим у доски, выставляются оценки за урок.

V. Домашнее задание

Составить сценарий игры с соседом по парте, придумав новые задания.

VI. Рефлексия

Обсудить с учащимися урок:

Какое задание было наиболее интересным (неинтересным, сложным, простым)?

Что нового вы узнали на уроке?

Литература:

1. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев и др.]; под ред.С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2012.

2. Ганенкова И.С. Математика 8-9 классы: многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов. - Волгоград: Учитель, 2008.

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. - М.: «Просвещение», 1990.

4. Математика. Игровые уроки. 5 - 9 классы / Авт. - сост. О.В. Бощенко - Волгоград: «Учитель», 2004.

Контрольная работа № 1

ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 1 «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»

ВАРИАНТ 1

3 Сократите дробь .

g

5. Сумма положительных чисел а и b равна 50. При каких значениях а и b

1 Дана функция . При каких значениях аргумента ? Является ли эта функция возрастающей или убывающей?

2 Разложите на множители квадратный трехчлен:

3 Сократите дробь .

4. Область определения функции f – отрезок . Найдите нули функции, промежутки возрастания и убывания, область значений функции.

5. Сумма положительных чисел с и d равна 70. При каких значениях c и d их произведение будет наибольшим?

Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция»

ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция»

ВАРИАНТ 2

а) значение у при х = 0,5;

б) значения х , при которых у = – 1;

в) нули функции; промежутки, в которых y > 0 и в которых y

г) промежуток, на котором функция возрастает.

2 Найдите наименьшее значение функции .

1 Постройте график функции . Найдите с помощью графика:

а) значение у при х = 1,5;

б) значения х , при которых у = 2;

в) нули функции; промежутки, в которых y > 0 и в которых y

г) промежуток, на котором функция убывает.

2 Найдите наибольшее значение функции

3. Найдите область значений функции , где .

4. Не выполняя построения, определите, пересекаются ли парабола и прямая . Если точки пересечения существуют, то найдите их координаты.

5. Найдите значение выражения

Контрольная работа № 3
ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 3 «Уравнения и неравенства с одной переменной»
ВАРИАНТ 2

1. Решите уравнение:

а) ; б) .

2. Решите неравенство:

5. При каких значениях т уравнение имеет два корня?

1. Решите уравнение:

а) ; б) .

2. Решите неравенство:

3. Решите неравенство методом интервалов:

4. Решите биквадратное уравнение

5. При каких значениях п уравнение не имеет корней?

6. Найдите область определения функции .

7. Найдите координаты точек пересечения графиков функций и .

Контрольная работа № 4

ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

ВАРИАНТ 2

2. Периметр прямоугольника равен 28 м, а его площадь равна 40 м 2 . Найдите стороны прямоугольника.

4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения параболы и прямой .

5. Решите систему уравнений

1. Решите систему уравнений

2. Одна из сторон прямоугольника на 2 см больше другой стороны. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 120см 2 .

3. Изобразите на координатной плоскости множество решений системы неравенств

4. Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности и прямой .

5. Решите систему уравнений

Контрольная работа № 5 «Арифметическая прогрессия»
ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 5 «Арифметическая прогрессия»
ВАРИАНТ 2

1. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии , если и .

2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической прогрессии: 8; 4; 0; … .

3. Найдите сумму шестидесяти первых членов последовательности , заданной формулой .

4. Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии , в которой и ?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 3 и не превосходящих 100.

1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии , если и .

2. Найдите сумму двадцати первых членов арифметической прогрессии:

– 21; – 18; – 15; … .

3. Найдите сумму сорока первых членов последовательности , заданной формулой .

4. Является ли число 30,4 членом арифметической прогрессии , в которой и ?

5. Найдите сумму всех натуральных чисел, кратных 7 и не превосходящих 150.

Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия»
ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 6 «Геометрическая прогрессия»
ВАРИАНТ 2

1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии , если и .

2. Первый член геометрической прогрессии равен 2, а знаменатель равен 3. Найдите сумму шести первых членов этой прогрессии.

24; –12; 6; … .

4. Найдите сумму девяти первых членов геометрической прогрессии с положительными членами, зная, что и .

5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(27); б) 0,5(6).

1. Найдите шестой член геометрической прогрессии , если и .

2. Первый член геометрической прогрессии равен 6, а знаменатель равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой прогрессии.

3. Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии:

– 40; 20; – 10; … .

4. Найдите сумму восьми первых членов геометрической прогрессии с положительными членами, зная, что и .

5. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную десятичную дробь: а) 0,(153); б) 0,3(2).

Контрольная работа № 7


ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 7

«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
ВАРИАНТ 2

1. Сколькими способами могут разместиться 5 человек в салоне автобуса на 5 свободных местах?

2. Сколько трехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр 1, 2, 5, 7, 9?

3. Победителю конкурса книголюбов разрешается выбрать две книги из 10 различных книг. Сколькими способами он может осуществить этот выбор?

4. В доме 90 квартир, которые распределяются по жребию. Какова вероятность того, что жильцу не достанется квартира на первом этаже, если таких квартир 6?

5. Из 8 мальчиков и 5 девочек надо выделить для работы на пришкольном участке 3 мальчиков и 2 девочек. Сколькими способами это можно сделать?

6. На четырех карточках записаны цифры 1, 3, 5, 7. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно положили эти карточки в ряд одну за другой и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится число 3157?

1. Сколько шестизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 5, 7, 9 без повторений цифр?

2. Из 8 учащихся класса, успешно выступивших на школьной олимпиаде, надо выбрать двух для участия в городской олимпиаде. Сколькими способами можно сделать этот выбор?

3. Из 15 туристов надо выбрать дежурного и его помощника. Какими способами это можно сделать?

4. Из 30 книг, стоящих на полке, 5 учебников, а остальные художественные произведения. Наугад берут с полки одну книгу. Какова вероятность того, что она не окажется учебником?

5. Из 9 книг и 6 журналов надо выбрать 2 книги и 3 журнала. Сколькими способами можно сделать этот выбор?

6. На пяти карточках написаны буквы а, в, и, л, с. Карточки перевернули и перемешали. Затем наугад последовательно положили эти карточки в ряд одну за другой и открыли. Какова вероятность того, что в результате получится слово «слива»?

Контрольная работа № 8 «Итоговая»
ВАРИАНТ 1

Контрольная работа № 8 «Итоговая»
ВАРИАНТ 2

В которой были рассмотрены функции в составе которых имеется квадратный трёхчлен. Задания на нахождение точек максимума (минимума) или на вычисление наибольшего (наименьшего) значения функции.

Недавно меня попросили рассказать и показать каким образом такие задания можно решить по стандартному алгоритму, то есть через производную. Сразу скажу, что такой подход к решению нерационален, требует больше времени и он «неудобен». Привожу его для вас (чтобы знали).

Рекомендую посмотреть статью « » , также помните, что функций нужно знать наизусть, в теме производной без этого никак нельзя. Также необходимо понимание того, что такое сложная функция, в указанной выше статье имеется видео.

Рассмотрим задачи:

Найдите точку максимума функции

Сначала определим, при каких х функция имеет смысл (найдём область определения функции). Так как подкоренное выражение есть число неотрицательное, то решаем неравенство:

13 + 6х – х 2 ≥ 0

*Как решается квадратное неравенство подробно можно посмотреть .

Данные корни разбивают ось х на три интервала.

Проверим при каких значениях х неравенство будет верным. Подставим из каждого интервала любое значение х в неравенство:

Значит решением неравенства будут являться все значения х принадлежащие интервалу (включая границы):

* Приближенно полученные выражения равны:

Область определения данной функции найдена.

Вычислим производную функции. Это сложная функция:


Найдем нули производной:

Дробь равна нулю тогда, когда её числитель равен нулю, значит:

6 – 2х = 0

х = 3

Полученное значение х входит в область определения и разбивает её на два отрезка. Определим знаки производной на каждом из них (подставим выборочно любые значения в выражение производной), например 2 и 4:


Получили, что в точке х = 3 производная функции меняет свой знак с положительного на отрицательный, а это означает, что данная точка есть точка максимума.

Ответ: 3

Комментарий: представленное решение – это полное, математически грамотное решение, то есть такое как должно быть. О чем я? Дело в том, что для составления «полной картины», в первую очередь необходимо найти область определения. Конечно, можно поспорить. Дело в том, можно сразу находить производную, затем её «нули» и далее установить имеет ли функция значение при этом х. Затем определить знаки в «соседних» точках и станет понятно является ли эта точка точкой максимума (или минимума). Да, можно и так.

Кто проанализировал все типы таких примеров из единого банка заданий ЕГЭ по математике, тот справедливо может сказать, что достаточно вообще найти нули производной, полученное (целое) значение х и будет являться искомым. Согласен! Но понимать суть всего процесса решения «от и до» необходимо.

Если в подобном задании на ЕГЭ будет стоять вопрос о вычислении наибольшего (наименьшего) значения, то оно будет в точке х, полученной при решении f ′(х) = 0 , то есть в «нуле функции».

Найдите точку максимума функции у =log 7 (–2 – 12х – х 2 ) + 10.

Вычислим производную функции, используем формулу производной логарифма и производной сложной функции:


Найдем нули производной:

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда её числитель равен нулю:

– 2х –12 = 0

х = – 6

Данное значение обращает подлогарифмическое выражение в положительное:

–2 – 12∙(–6) – (–6) 2 = 34

то есть оно принадлежит области определения функции.

Определим знаки производной в «соседних» точках, например возьмем точки –7 и –5:


Получили, что в точке х = – 6 производная функции меняет свой знак с положительного на отрицательный, а это означает, что данная точка есть точка максимума функции.

Ответ: –6