С. Ушаков. "Тайная вечеря"

Особенный интерес в картине представляет фон, заимствованный Ушаковым из композиции Веронезе "Пир в доме Симона Фарисея". Таким образом, можно сделать вывод о том, что знаменитый иконописец был знаком с творчеством западноевропейских живописцев, а также знал технику так называемого фряжского письма.

Ту же технику мастер использовал и в другой своей работе под названием "Архангел Михаил". Наряду с персонажем-святым, в композиции выведен и образ современника автора, донатора, который, преклонив колени, преподносит дар архангелу.

Творчество Ушакова представлено не только иконами, но и росписью. Он работал над росписями внутренних стен многих церквей и соборов. Кроме того, Ушакову доверяли оформление палат царей и цариц. Он также принимал активное участие в расписывании Георгиевской палаты Кремля и боярских комнат.

В течение двух лет Ушаков занимался оформлением комнат Коломенского дворца. Росписи были представлены самыми разными жанрами: аллегорическими картинами, пейзажами, а также композициями, отражающими реальные исторические события. Потолки, как правило, украшали изображения звезд, солнца и луны.

Как уже упоминалось выше, Ушаков проявил себя и как мастер гравюры.

Он стал первым из современных ему художников-граверов, кто смог верно с анатомической точки зрения отобразить натуру.

Наиболее полно его талант раскрылся в медной гравюре, которая называется "Семь смертных грехов" (1665).

Произведение представляет картину движущегося грешника, который несет в лукошке свои грехи. Олицетворением грехов в композиции являются животные: собака, змея, козел, медведь, лягушка, лев и павлин. Они символизируют собой зависть, скупость, уныние, гнев, гордыню и др.

При этом все герои изображены достоверно, так, как они выглядят в реальной действительности.

Необходимо отметить, что гравюра Ушакова "Семь смертных грехов" носит дидактический характер. Словно живой, предстает перед зрителем грешник, направляющийся к страшному обрыву, со дна которого поднимается огненный столб - символ адского огня.

У художника было очень много учеников. Со временем он открыл собственную живописную школу, в которой учил "писать стенным письмом, самым добрым мастерством". Сохранились сведения о том, что Ушаков был наставником своих подопечных не только в вопросах изобразительного искусства. Он сумел раскрыть перед учениками философскую картину мира, а также помог им узнать о том, каковым же является предназначение искусства, в частности иконописи.

Школа, которую открыл Симон Ушаков, славилась своей демократичностью. Там могли обучаться не только посадские люди, но и крестьяне. Главным критерием при приеме в школу было наличие в человеке дара изображать мир и людей.

Об этом свидетельствует тот факт, что принятым в школу Ушакова однажды оказался крепостной. Мастер смог уговорить боярина Хитрово, фактического владельца художественной мастерской, выкупить у помещика некоего Зиновьева Георгия Терентьевича, который "иконное художество святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством".

Решив оставить в наследство потомкам теоретические наставления по русскому иконописанию, Ушаков начал работать над трактатами, посвященными теории изобразительного искусства. Его первым сочинением стал "Алфавит художества" ("Азбука художества"), в котором он изложил свои знания о строении, пластике и пропорциях человеческого тела.

Другим, не менее ценным теоретическим трудом Ушакова стало "Слово к любо-тщательному иконного писания" (около 1666). Автор предстал в нем истинным любителем искусства русской иконописи. Он говорил о пользе живописи: "Ведь образы живут в памяти, напоминают о прожитом, являются свидетельством прошедших времен, оживляют мертвых… Образы показывают нам, что находится вдали, и одновременно представляют нам то, что находится в разных местах".

Судя по летописным упоминаниям, Ушаков с давних пор лелеял в сердце мечту построить новую художественную мастерскую с просторными и светлыми комнатами. Однажды он послал царю челобитную, в которой сказал о том, что "дворишко малое и в грязи, и хоромишек построить для иконного мастерства и учеников негде".

Видимо, царь откликнулся на прошение знаменитого иконописца. Вскоре на Посольской улице появился дом, который мастер стремился как можно скорее благоустроить. Однако мечте не суждено было сбыться. Боярин Нарышкин, позавидовав живописцу, отобрал у него новый двор со всеми постройками и насаждениями.

Раздосадованный Ушаков вновь обратился к царю с просьбой присмирить слишком деятельного боярина. Однако на этот раз владыка всея Руси остался глух к просьбе иконописца.

Несмотря на занятость общественной деятельностью, Ушаков на протяжении всей своей жизни не оставлял живописи. Одним из его произведений позднего периода является картина-икона под названием "Владимирская, или Насаждение Древа государства Российского". На золотистом фоне автор представляет зрителю мощное Древо. Вокруг него располагаются медальоны с изображениями русских царей, героев и священнослужителей. Древо выходит из Кремля, а у корней его размещена фигура Ивана Калиты. Кремль изображен мастером с особой тщательностью. На стенах его видны изображения членов царской семьи. И в этом Симон Ушаков стал новатором: царскую фамилию впервые изобразили при жизни. Необходимо сказать, что данное произведение произвело необычайно сильное впечатление на современников мастера. Не менее значительной кажется она и сейчас, в самом начале XXI века.

Прокопий Иванович Чирин
(? - 1621/23)

Прокопий Чирин, знаменитый русский иконописец, писал свои произведения по заказу известного российского промышленника Н. Г. Строганова, который славился тем, что не только удачно вел коммерческие дела, но также ценил и искусство.

До сих пор учеными не установлена дата рождения Прокопия Ивановича Чирина. Исследователи утверждают, что долгое время он работал в мастерской иконописи, основанной промышленником Н. Г. Строгановым.

Сохранившиеся до наших дней памятники письменности свидетельствуют о том, что знаменитый мастер-иконописец родился в Новгороде. В период с 1620 по 1621 год он числился в списке царских мастеров Оружейного приказа, т. е. был "царским жалованным иконописцем".

Первые свои произведения Прокопий Чирин выполнил в Строгановской школе иконописи. Так, одной из самых знаменитых икон, написанных Чириным, стало миниатюрное изображение "Никита-воин", работа над которым была завершена к 1593 году. При написании этой изящной иконы мастер использовал специальным образом составленные густые краски. В результате у него получилась картина, выполненная в темных тонах. При взгляде под определенным углом она казалась выкрашенной золотом.

Прокопий Чирин смог умело сочетать в иконе красоту и мистическую возвышенность. А верно найденное цветовое решение картины во многом способствовало созданию яркого образа, а также написанию глубокого по своему содержанию произведения живописи.

Одной из наиболее популярных сохранившихся икон Чирина считается композиция "Иоанн Предтеча". Для автора важно показать не безлюдную пустыню, а тихое и уединенное место, где человек может отрешиться от всего земного и предаться мыслям о внутреннем своем существе и Боге. Последними произведениями, созданными Чириным, были изображения евангелистов, написанные по заказу издателей книг, состоявших на службе при Московском печатном дворе.

П. Чирин. "Богоматерь Владимирская" с праздниками, начало XVII века

Все дошедшие до наших дней работы, созданные Прокопием Чириным, отличаются живым, "говорящим" цветом, изысканной утонченностью художественной манеры автора, а также особенным его вниманием к мельчайшим деталям.

Художник стремится к тому, чтобы создать яркий образ, который сможет взволновать душу зрителя. Фигуры, представленные на иконах Чирина, хрупки и изящны. Глядя на них, создается впечатление, что на земле они существуют только благодаря телу. Не будь его, они тотчас же поднялись в небеса…

Исследователи утверждают, что в творчестве Чирина проявился своеобразный синтез традиций моленных икон, создаваемых византийскими мастерами, и иконописи московских художников последних десятилетий XIV столетия.

Точную дату смерти талантливого иконописца Чирина установить не удалось. Одни ученые полагают, что это могло произойти не позднее 1621 года, а другие утверждают, что знаменитый мастер иконописи скончался в 1623 году. Однако как бы там ни было, он жил и создавал картины, которые волнуют душу и современных ценителей произведений изобразительного искусства.

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Суламифь
Главные герои повести - царь Персии Соломон и его возлюбленная Суламифь. Повесть состоит из двенадцати частей.
Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны. Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел - щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.
Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого - бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные - всех очаровывал царь своею любовью, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Кроме того, разделял царь свое ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника.
Но за что же любили царя сами женщины? Говорили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и черную печаль. Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков - плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.
На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Так было и в этот раз: царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одиночестве на простой деревянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказалась девушка в легком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается ее пением. Неожиданно царь выходит к ней и произносит: Девушка, покажи мне лицо твое! Девушка смотрит на царя, и начавшийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облепляет его вокруг тела. В это мгновение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добавляет, что не заметила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя - Суламифь, и она помогает своим братьям охранять эти царские виноградники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробегает дрожь восторга, а когда он запечатляет на губах сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свое девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома девушки. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда. В шестой части повести автор живописует перед читателем томления Суламифы, ждущей ночью своего возлюбленного. Вечером продала она ювелиру свое единственное украшение - праздничные серьги из серебра ювелиру, и купила у продавца благовоний на вырученные деньги мирру. Суламифь, эта прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладостью мирры, когда будет его касаться ее возлюбленный. Долго она лежала на своем ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось. В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда она добежала до виноградников, счастью ее не было предела: царь ждал ее и протягивал к ней свои руки. Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спрашивает, не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла. В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь. Утром Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом. Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценностями с ног до головы. В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной - священного фаллоса. Жрецы стегают себя плетками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время черное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась черная ненависть, а теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, она задумала зло. Астис подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему стать царем над ней, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идет к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом ее смерть. Неожиданно раздается шорох, и вскочившая с ложа Суламифь, вдруг оказывается пронзенной мечом. Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает…

Главные герои повести - царь Персии Соломон и его возлюбленная Суламифь . Повесть состоит из двенадцати частей.

Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны. Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел - щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.

Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого - бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные - всех очаровывал царь своею любовью, потому что Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Кроме того, разделял царь свое ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника.

Но за что же любили царя сами женщины? Говорили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и черную печаль. Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков - плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.

На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Так было и в этот раз: царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одиночестве на простой деревянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказалась девушка в легком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается ее пением. Неожиданно царь выходит к ней и произносит: Девушка, покажи мне лицо твое! Девушка смотрит на царя, и начавшийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облепляет его вокруг тела. В это мгновение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добавляет, что не заметила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя - Суламифь, и она помогает своим братьям охранять эти царские виноградники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробегает дрожь восторга, а когда он запечатляет на губах сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свое девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома девушки. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда.

В шестой части повести автор живописует перед читателем томления Суламифь, ждущей ночью своего возлюбленного. Вечером продала она ювелиру свое единственное украшение - праздничные серьги из серебра ювелиру, и купила у продавца благовоний на вырученные деньги мирру (ароматическая смола). Суламифь, эта прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладостью мирры, когда будет его касаться ее возлюбленный. Долго она лежала на своем ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось. В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда она добежала до виноградников, счастью ее не было предела: царь ждал ее и протягивал к ней свои руки. Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спрашивает, не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла. В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь. Утром Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом.

Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценностями с ног до головы. В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной - священного фаллоса. Жрецы стегают себя плетками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время черное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась черная ненависть, а теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, она задумала зло. Астис подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему стать царем над ней, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идет к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом ее смерть. Неожиданно раздается шорох, и вскочившая с ложа Суламифь, вдруг оказывается пронзенной мечом. Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает...

Александр Иванович Куприн

«Суламифь»

Главные герои повести — царь Персии Соломон и его возлюбленная Суламифь. Повесть состоит из двенадцати частей.

Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны. Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел — щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.

Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жён и триста наложниц, а кроме этого — бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные — всех очаровывал царь своею любовью, потому что Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Кроме того, разделял царь своё ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника.

Но за что же любили царя сами женщины? Говорили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и чёрную печаль. Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.

На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Так было и в этот раз: царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одиночестве на простой деревянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказалась девушка в лёгком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается ее пением. Неожиданно царь выходит к ней и произносит: Девушка, покажи мне лицо твоё! Девушка смотрит на царя, и начавшийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облепляет его вокруг тела. В это мгновение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добавляет, что не заметила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя — Суламифь, и она помогает своим братьям охранять эти царские виноградники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробегает дрожь восторга, а когда он запечатляет на губах сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит своё девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома девушки. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда.

В шестой части повести автор живописует перед читателем томления Суламифь, ждущей ночью своего возлюбленного. Вечером продала она ювелиру своё единственное украшение — праздничные серьги из серебра ювелиру, и купила у продавца благовоний на вырученные деньги мирру (ароматическая смола). Суламифь, эта прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладостью мирры, когда будет его касаться ее возлюбленный. Долго она лежала на своём ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось. В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда она добежала до виноградников, счастью ее не было предела: царь ждал ее и протягивал к ней свои руки. Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спрашивает, не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла. В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь. Утром Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом.

Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценностями с ног до головы. В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной — священного фаллоса. Жрецы стегают себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась чёрная ненависть, а теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, она задумала зло. Астис подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему стать царём над ней, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идёт к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом ее смерть. Неожиданно раздаётся шорох, и вскочившая с ложа Суламифь, вдруг оказывается пронзённой мечом. Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает… Пересказал Андрей Калашников

Великая Персия при владении царя Соломона стала еще богаче. Царь был сам богат и не скупился, одаривая своих близких и подданных. Серебро стоило в дни его правления, как простой металл. А золотом были украшены щиты его телохранителей. Царь Соломон был не только щедр и добр, но и очень красив. В свои 45 лет он имел нежную мраморную кожу, черные, как смоль, волнистые волосы, алые губы и нежные руки. Соломон очаровывал всех женщин своею любовью. У него была тысяча жен и наложниц. И всем им хватало любви царя Соломона. Даже Савская царица, красивейшая женщина во всем мире и мудростью, уступающей только Соломону, не могла устоять перед царем Персии и тоже делила с ним ложе. Царь мог понимать язык птиц и животных, поэтому очень любил приходить на склон горы Ваал-Гомон, где был разбит царский виноградник и в уединении проводить там время.

Однажды на заре Соломон сидел один на скамье в винограднике и о чем-то размышлял, когда услышал нежный, хрустальный голосок, поющий незнакомую ему песню. Не замечая царя, молодая тринадцатилетняя девушка подвязывала виноградные лозы и пела. Вдоволь насладившись ее пением, Соломон вышел и попросил показать ему лицо. Девушка повернулась к Соломону, и в этот момент шквал ветра плотно облепил платье вокруг ее тела. Соломон был очарован, видя ее, как голую под одеждой и поражен ее красотой. Девушку звали Суламифь и она работает в этом винограднике со своими братьями. Соломон называет себя царским поваром и назначает ей свидание ночью у ее дома.

Суламифь продала свои единственные серьги и на вырученные деньги купила миру. Она натерла свое тело миру, и лежала в своей кровати, прислушиваясь к шагам. Соломон приходит к Суламифь и в эту же ночь признается, что он царь.

Теперь Суламифь живет во дворце. Ее купают в благовониях, одевают в самые роскошные ткани и украшают волосы жемчугом. Целую неделю наслаждаются Соломон и Суламифь друг другом.

Царица Савская Астис, жрица в храме Изиды, прознает, что ее возлюбленный Соломон не приходит больше к ней, так как увлечен юной Суламифь. Астис в гневе, что царь так равнодушен к ней. В Астис давно влюблен начальник стражи Соломона. Она призывает Элиава к себе и требует убить Суламифь, а взамен предлагает ему себя, что он может ею владеть. Элиав без слов врывается в царскую спальню, мечом пронзает Суламифь и убегает. Соломон карает Элиава, отправляет в Египет царицу Астис, а сам очень долго сидит у тела юной Суламифь и никто не знает, что за мысли сейчас посещают царскую голову.