Культура при Екатерине ІІ

Екатерина обладало гибким умом, твердой волей, большой целеустремленностью и редким трудолюбием. Уже в 15 лет она читала Плутарха, Цицерона, Платона, Вольтера, Монтескье. Она оставила 20 томов своих сочинений: интересные автобиографические записки; несколько пьес, политические памфлеты; статьи для журналов; многочисленные письма (Вольтер, Дидро)

Екатерина интересовалась изданием «Энциклопедии» (издавалась во Франции с 1751 по 1770 гг., выпущено 11 томов текста и 17 томов иллюстраций), важнейшие статьи из которой были переведены на русский язык, т.к. идеи французских просветителей-энциклопедистов Вольтера, Дидро, Руссо и др. были очень популярны в передовых кругах русского общества второй половины ХVІІІ века. Русские вельможи Воронцов, Голицын, подобно французским знатным лицам, считали за честь переписываться с французскими мыслителями. Екатерина также не только читала их работы, но и состояла с ними в переписке (Вольтер, Дидро). Переписка с Вольтером началась в 1763 г. и окончилась лишь в 1778 г., когда Вольтер умер. Он называл ее не иначе, как «северная звезда». Особенно благосклонно царица относилась к Дидро. Она не только помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, но и купила за 50тыс. франков его библиотеку, возвратив ее Дидро в пожизненное пользование.

Екатерина по-своему трактовала идеи французских мыслителей, ища в них оправдания абсолютизма и крепостничеству. Напуганная народным движением Пугачева, а позже - революцией 1789 г. во Франции «просвещенная» императрица стала открыто проводить политику укрепления феодальных порядков. Приехавший в 1772 г. в Петербург Дидро так и не смог договориться с Екатериной об издании «Энциклопедии».

Западноевропейское Просвещение было характерным результатом раннебуржуазного, демократического развития стран, продвинутых в социально - экономическом и политическом отношениях. Эпоха Просвещения в этих странах пришла на смену классицизму или Реформации, которым, в свою очередь, предшествовало Возрождение. В России же Просвещение, начавшееся реформами Петра Ị, заместило собой вялое Средневековье, осложненное в ХVІІ в. заимствованным на Западе и плохо переваренным барокко. Поэтому русская культура ХVІІІ в. не знала и не могла знать знаков буржуазно-демократического развития:

Ни прав и свобод, дарованных всем гражданам общества;

Ни системы детализированных законов, включая Конституцию;

Ни самостоятельности различных слоев населения;

Ни массового распространения наук, искусств, образования.

Идеи западного Просвещения на русской почве не могли обрести реальности, и были обречены оставаться «чистой теорией». Кроме того, культурная политика Прсвещения, проводимая «верхами» общества, не могла не отличаться от культурной политики, проводимой западным «третьим сословием» в интересах, по крайней мере, достаточно широких демократических масс. И содержание, и направленность, и цели, и результаты одного и другого варианта Просвещения были, безусловно, различны:

- просвещение «сверху », притом в государстве, сохранившего феодальную систему, неизбежно былоклассово-избирательным . В России оно тяготело к функционированию повертикали .

- просвещение «снизу» (буржуазное общество) тяготело кидеям равенства, социальной справедливости, всеобщности, доступности. НаЗападе оно тяготело к функционированию погоризонтали .

Все это чрезвычайно ограничивает возможности реализации просветительской программы в России как таковой, да и саму концепцию Прсвещения в контексте русской культуры исказило до неузнаваемости:

1) дарование Екатериной ỊỊ новых «вольностей» дворянству было органически связано с усилением социального гнета и крепостничества;

2) апология «просвещенной монархии» была не более чем парадный фасад (украшенный западной либеральной риторикой и символикой) все того же восточного абсолютизма.

В центре культуры Прсвещения стоит Слово , и все споры шли вокруг него.

Возможности взаимодействия крестьянской и дворянской культуры в России 18в. значительно осложнила система крепостного права . Реформы Петра не только не затронули крепостничества, но и открыли новые возможности использования труда крепостных на благо государства. На крепостном труде были основаны:

Горное дело; - строительство;

Промышленность; - флот;

Армия; - промыслы.

Крепостная интеллигенция выступает как феномен русской культуры. Ее можно рассматривать как своеобразный сплав народной и дворянской культуры. Сам термин«крепостная интеллигенция» впервые появился в статье Е.Летковой «Крепостная интеллигенция», опубликованной в журнале «Отечественные записки» (Санкт-Петербург, 1883, №11 (ноябрь), с.157-198). Из среды крепостных были актеры (М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, Е.С.Семенова, П.И.Ковалева-Жемчугова, Т.В.Шлыкова-Гранатова), художники (И.П. и Н.И.Аргуновы, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов), архитекторы (династия Аргуновых, А.Н.Воронихин), поэт Т.Шевченко, композитор А.Л.Гурилев, историк М.П.Погодин.

Сам факт существования крепостных художников, музыкантов, актрис, архитекторов, получивших образование и обучавшихся мастерству за границей, но при этом не перестававших быть собственностью помещика, был социальной несправедливостью и нарушением принципов гуманизма и свободы творчества, лежавших в основе культуры Прсвещения Зап. Европы. В то же время вне крепостничества как своеобразной формы меценатства в России 18в. было невозможно становление и развитие: -театра; - оркестров роговой музыки;- балета; - домашних портретных галерей; - дворянских усадеб как архитектурных ансамблей и садово-паркового искусства.

Все эти виды и формы искусства являются неотъемлемыми атрибутами русской дворянской культуры 18 - 19 вв.

Россия 1730-1760гг. характеризуется дальнейшим процессом обмирщения в культуре. Продолжает формироваться новый тип общественного сознания, неразрывно связанный с существенными изменениями в социально-экономической, политической и идейно-философской жизни общества. Уже в Петровское время стали складываться социально-политические условия и идейно-философские основы, способствующие зарождению классицизма .

Формирование классицизма в русской культуре происходило значительно позже, чем в европейских культурах, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Русские деятели культуры исходили из опыта зарубежных предшественников. Это, естественно, привело к определенной общности многих сторон эстетики русского классицизма с эстетическими принципами европейского классицизма (французского в первую очередь).

Эта общность во многом определила и содержание, и форму русского искусства этого периода. Ему также будут присущи:

1) нормативность;

2) жанровая регламентация, близкая к сформулированной в «Поэтическом искусстве» Буало (границы жанра были строго очерчены и имели только присущие ему признаки):

а) «высокие» жанры (главными персонажами здесь были монархи, полководцы, мифологические и исторические персонажи):

В литературе - трагедия, эпопея, ода

В живописи - историческая картина

б) «низкие» жанры:

В литературе - комедия, сатира, басня

В живописи - портрет, пейзаж, натюрморт

3) рассудочность;

4) абстрактность и условность в конструировании художественного образа (формируется новый тип героя -гражданина , патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы, всегда подчиняющего личные интересы общему благу. Герой всегда верен своему долгу служения государству и обществу);

5) признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на твердых законах общественного порядка.

Образование

При Екатерине ỊỊ происходят изменения в Академии художеств . Внутренняя политика Екатерины, по сравнению с ее предшественниками, более либеральна. Не имея лично никаких прав на престол, она рано поняла, что нужно привлечь на свою сторону гвардию и широкие круги передового дворянства, а также прогрессивное мнение Европы. Отсюда во многом следовала политика «просвещенного дворянства». Создав Воспитательное училище при Академии художеств и реформировав ее, Екатерина распорядилась о широчайшей информации в России и за границей. Она же позволила себе, не опасаясь слова «свобода», посвятить здание Академии художеств «свободным художествам». Привилегии, которыми она наградила художников, их материальная зависимость, казалось, надежно держали всех в рамках отпущенной «свободы», а кроме того, демонстрировали всему миру, что деятельность просвещенной монархии направлена на «отеческое попечение» о развитии свободных художеств. Ярчайшим подтверждением служат события1765г . , так называемаяинаугурация - торжественное открытие Академии художеств в присутствии Екатерины и наследника, точнее - ее отражение и осмысление современниками. Организаторы празднеств действовали с большим размахом. Было приглашено множество гостей. Инаугурация широко освещалась в русской печати. В связи с инаугурацией Ломоносов приготовил речь. Но смерть помешала произнести ее. Помимо высокопоставленных гостей в празднике приняли участие люди разного социального положения, даже привратники, писари, краскотеры, кастелянша, трубочист. Не говоря уже об академиках: А.Ф.Кокоринов, Н.Жилле, В.И.Баженов, Ф.Рокотов, пенсионеры - А.Лосенко и И.Старов. Примечательно, что после инаугурации Академия была открыта для посетителей. Подобное практиковалось и в более ранние годы. Екатерина отправляет в отставку Шувалова, а на его место во главе Академии поставилаИвана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), который стал при Екатерине чем-то вроде министра просвещения. Он был незаконнорожденным сыном князя Трубецкого. Бецкой родился в Швеции, где его отец находился в плену, образование получил в Дании. До 40 лет жил за границей, преимущественно в Париже, где познакомился со многими французскими энциклопедистами. Он увлекся их идеями и предложил Екатерине реформу образования.

Он мечтал создать «породу людей, свободных от недостатков общества». Его педагогические идеи строились на утопических принципах, сформулированных французскими просветителями: формирование «идеального человека» возможно в условиях максимальной его изоляции от порочной социальной среды (Ж.-Ж.Руссо). Эти утопические планы отвечали пожеланию императрицы, ее широковещательным словам. Но одновременно и соответствовали утопическим надеждам просветительски настроенной части русского общества. Передовые дворяне в России, подобно западноевропейским просветителям, верили, что воспитание юношества является одной из важных задач. Такие условия были созданы в Воспитательном доме Академии художеств. Мероприятия по перестройке Академии художеств, создание Воспитательного училища были поддержаны в передовых общественных кругах и сразу же нашли отклик.

Впервые проблема современного изобразительного искусства стала предметом серьезного, глубокого разговора. «Залп» речей на инаугурации и трактатов 1764-1766 гг. явился фактом именно общественной жизни. О них знали многие, о некоторых писали газеты, информируя о торжествах в Академии художеств. Особенно важны сочинения Ломоносова иСумарокова . Оба выступали с утверждением классицизма в изобразительном искусстве. В связи с задачами архитектуры оба пишут о Петербурге, сравнивая его с Москвой. Ломоносов говорит о своеобразной национальной ценности древней столицы. Оба восхищаются Петербургом. Для Ломоносова это прекраснейший город в настоящем. Сумароков, скорее, склонен видеть его будущее. Интересно, что Сумароков коснулся вопроса о древних корнях в русском искусстве: «А лица государсия еще и до времен Петровых были изображаемы: да и почитание икон и изображения духовных историй того требуют» (Сумароков А.П. Указ.соч. Ч.ΙΙ. М., 1781, с.310). Здесь он выступает опять-таки единомышленником Ломоносова, который специально интересовался искусством Древней Руси и еще в 1760 г. подал в Академию наук представление«О посылке живописца для снятия копий с древних живописных изображениях» в разных городах и монастырях, предполагая, что копии будут полезны учащимся «живописному и резному художеству». Идеи просветительства сближают авторов, но лишь до известных границ. В «Речах» заметно различие позиции дворянского просветителя Сумарокова и представителя демократической интеллигенции Ломоносова. Сумароков был человеком, понимавшим естественное природное равенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство людей, однако это не мешало ему признавать социальное неравенство сословий естественным, закономерным и справедливым.

Убежденный на собственном опыте в одаренности русского народа, Ломоносов всю жизнь и всеми средствами пытался способствовать развитию образования, безо всякого сословного ограничения. Он приветствовал идею создания Воспитательного училища при Академии художеств, видя в нем (и справедливо) школу для разночинцев, людей в общем униженных, большинство из которых, не будь государственного содержания, так и остались бы без какого-то ни было образования.

Начало 1760-х гг . - в Петербурге действовали2 Академии художеств :

1757 - «шуваловская», формально числившаяся при МУ,

1725 - возникла при АН, в основном обслуживала ее нужды. Служившие там люди отнюдь не были расположены поддерживать вновь созданное учреждение, лишавшие их обеспеченного места. Из документов известно о достаточно напряженных отношениях между двумя «лагерями».

Ломоносов принадлежал к числу сторонников ликвидации Академии художеств при АН. Он энергично боролся, доказывая в официальных документах необходимость создания специализированной Академии художеств. В этом случае Ломоносов и Сумароков были союзниками.

В Воспитательное училище при АХ набирали мальчиков 5-6 лет. Ученики, полностью оторванные от внешнего мира, воспитывались в Училище, а затем в Академии (в общем, около 15 лет). Их не отпускали ни домой, ни в город без веской на то причины и специального увольнительного свидетельства.

Набор проходил раз в 3 года. Наиболее одаренным из старших учеников разрешали посещать специальные художественные курсы, т.е. Академию. В методике преподавания большую роль играл живой пример педагога. Профессора лепили и писали с учениками одну и ту же модель.

Жизнь учеников в Училище была нелегкой:

Подъем в 5 утра; - кормили плохо;

Занятия - 7-11ч - гулять отпускали редко;

13-15ч - за малейшую провинность секли розгами,

17-19ч оставляли без еды, сажали в карцер.

Одним из немногих развлечений был театр, созданный по инициативе Бецкого. Он дал распоряжение ректору Академии архитектору Кокоринову соответствующее распоряжение. Силами учащихся были поставлены пьесы Сумарокова, Мольера, показывающиеся в праздничные дни.

Но Академия имела и систему поощрения лучших учеников. Все работы нумеровались по порядку: лучшей присваивался №1, худшей - последний номер. Экзамены по специальности проводились раз в 3 года, самых способных награждали Большой или Малой медалью (серебро). По окончании Академии, получившие эти медали, допускались до конкурса на получение Большой и Малой медали (золото), дающих право на трехгодичною поездку за границу. Пенсионерство предполагало «усовершенствование в искусствах» . Пребывание за рубежом оплачивалось Академией. Пенсионерами в разное время были Баженов, Шубин, в 19в.- Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, К.Брюллов и др.

Ездили в основном в Италию и Францию. Пред отъездом ученики получали от Академии письменное «наставление», в котором в высокопарной форме давались советы быть экономными, благоразумными, указывалось место пребывания, сроки пенсионерства, размеры жалования. От учащихся требовалось регулярно докладывать в Петербург о своих занятиях. Кроме рапортов ученик должен был вести Журнал об осмотре достопримечательностей, который каждые 4 месяца отправлялся в Россию.

Пенсионеры получали рекомендательные письма русскому представителю за границей, ректорам иностранных Академий художеств, художественным авторитетам с просьбой принять участие в судьбе русских художников. Среди авторитетов того времени были:

Философ Д.Дидро;

Знаменитый французский живописец, директор Королевской Академии живописи и скульптуры (Париж) Ф.Буше;

Граф И.И.Шувалов, которому и принадлежала идея пенсионерства (он в тот период жил в Италии).

Прибыв на место, пенсионер поступал в распоряжение наставника (так называемого комиссара), который помогал молодому человеку освоиться в чужой стране, следил за его поведением, не всегда похвальным (нередко молодой человек, вырвавшийся после стольких лет «заточения», пускался «во все тяжкие»). За границей пенсионеры делали зарисовки памятников архитектуры, делали копии старых мастеров. В Академии художеств до сих пор существуют два зала - Рафаэлевский и Тициановский,- где висят копии произведений этих художников, выполненные выпускниками Академии 19в.

По возвращении в Россию пенсионер, успешно выполнивший программу поездки, удостаивался звания академика. Высшим же званием считалось профессорское, дававшее право на руководство классами участие в работе Совета Академии.

Академия пользовалась покровительством императорского двора и вельмож. Ее почетными членами были:

Известный любитель искусств и меценат А.Строганов;

Фаворит Екатерины Григорий Орлов.

Смольный институт

Этот институт был создан по инициативе Бецкого в 1764г. Первоначально он размещался в Смольном монастыре (отсюда его название). Девушки из знатных дворянских семей получали здесь приличное по понятиям того времени образование:

2-3 иностранных языка; - астрономия; - литература;

Физика; - рукоделие; - математика;

Музыка, - рисование; - танцы;

История; - стихотворство; - география.

Экономия; - вязание;

Система воспитания включало в себя три направления:

- на первом месте - религиозное воспитание

- на втором - нравственное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»:

Кротость - скромность

Учтивость - великодушие

Благонравное поведение

- на третьем - физическое:

Соблюдение гигиенических мер

Прогулки на свежем воздухе

Здоровая пища.

Воспитание в Смольном было выше того, которое получали девицы в частных домах и пансионах, - оно было ориентировано на человечность и развитие. Выпускницы Института умели читать, переводить, учить детей, выращивать сад и ухаживать за ним. Многие из них помогали крестьянам, лечили их, учили их детей.

Обучение продолжалось 9 лет, девочек набирали в 5-6-летнем возрасте. Существовало 3 ступени (по 3 года), ученицы каждой возрастной группы носили платья определенного цвета:

Младшие - кофейного с белым передником («кофейницы»);

Средние - голубого («голубые»);

Старшие - зеленого, но называли их «белыми», т.к. им разрешалось устраивать балы, на которые они надевали платья белого цвета.

Был в Смольном свой любительский театр, спектакли которого имели невиданный успех и ставились не только в стенах института, но и при дворе. Смолянки принимали участие во многих придворных празднествах.

Система воспитания в Смольном строилась на уже известных принципах, исповедуемых Бецким: формирование «идеального человека» в условиях максимальной изоляции. Поэтому даже свидания смолянок с родителями были крайне ограничены. В результате они оказывались совершенно оторванными от жизни. Но далеко не все современники были в восторге от «инкубаторского» воспитания девушек. В обществе ходили шутки, будто выпускницы Смольного могли спросить: «Где же те деревья, на которых хлеб растет?»

Российская Академия наук (РАН )

«Свобода через просвещение» - таков был девиз одной из первых русских женщин, внесшей вклад в развитие российской науки, Екатерины Романовны Дашковой (1744 - 1810) .

1782 г . - Дашкова становится президентом Петербургской Академии наук, которая находилась в плачевном состоянии:

Типография запущена,

В университете всего около 40 студентов,

Отсутствие средств на счетах.

Менее чем через год Дашкова повысила оклад всем профессорам (в конце учебного года им выплачивали еще по 200 рублей) и открыла 3 новые кафедры (математика, геометрия, естественная история). Одно из направлений АН во время президентства - издание карт России, поскольку границы провинций никогда не были четко обозначены.

1783 г . - по совету Дашковой, бывшей уже президентом Петербургской Академии наук, основана Российская академия , образцом для которой служила отчасти Французская академия. На нее было возложено «определить правила орфографии, грамматики русского языка и поощрить изучение русской истории». Академия издала словарь в 6 томах в 1786-1799гг., он включает в себя 43257слов, второе издание вышло в 1840-1850гг. Российская Академия пользовалась такой славой, что знаменитые литераторы и дамы высшего сословия - не только княгиня Дашкова, а также Державин, Фонвизин, Княжнин, граф И.Шувалов - желали быть сотрудниками в составлении Академического словаря. Сама Екатерина ΙΙ редактировала «Дополнительные примечания» к первому тому.

Член Российской академии с 1789г. А.И.Мусин - Пушкин открыл «Слово о полку Игореве» (1800г.) С 1775г. он начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории, ему удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение» Владимира Мономаха и др.

За 11 лет руководства Дашкова многое сделало для РАН:

Построила 2 здания РАН,

Вложила 49 тысяч в Воспитательный дом при РАН.

Журналистика

Екатерина сама обращается к журналистике, стремясь с помощью нового средства подчинить русскую общественную мысль.

1769г . - началось издание журнала «Всякая всячина ». Официально издателем считался секретарь императрицы Г.В.Козицкий, но всем было известно, что за его спиной стоит Екатерина. Журнал был объявлен сатирическим.

Желающим выпускать журналы разрешалось не открывать своих имен. Вслед за «Всячиной» действительно появились:

- «И то и се» М.Чулкова,

- «Трутень» Н.И.Новикова,

- «Адская почта» Ф.Эмина.

Большинство из них вскоре прекратило свое существование. В 1770г. остались лишь «Трутень» и «Всячина».

Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) был типичным представителем Просвещения. Обращение к сатирическим журналам было связано с уверенностью в том, что именно сатира способна бороться с пороками общества. Он инициировал издание 3 сатирических журналов:

- «Трутень» (1769 - 1770) - издавался небольшими книжечками, состоял из:

Статей в форме писем,

Стихотворений,

Эпиграмм, направленных главным образом против общих недостатков того времени.

Печатались, например, объявления следующего содержания: «Молодого русского поросенка, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и который, объездив с пользою, вернулся уже совершенною свиньей, желающие смотреть могут его видеть безденежно на многих улицах сего города». В нем высмеивались молодые люди, отправляющиеся в Европу для получения образования, но научившиеся там лишь носить европейское платье.

- «Живописец» (1772) - название журнала не связано с изобразительным искусством: в те времена под словом «живописать» подразумевалось «описывать, давать характеристику». Направленность этого журнала была такой же, как и у «Трутня». Но Новиков стал допускать и критику крепостного права, поэтому журнал быстро закрыли.

- «Кошелек» (1774) - журнал был слабее предыдущих, но более резкий. Его быстро закрыли.

Новиков понимает, что бороться с пороками при помощи сатиры, бесполезно. Он начинает заниматься историческими изысканиями. Он начинает издавать:

Памятники древнерусского законодательства,

Летописи,

Родословные,

- «Сокровища русских древностей» (описание монастырей, церквей, городов, монет, гербов и пр.).

1775 г . - становится масоном. К масонству тогда относились по-разному:

Одни видели в нем возможность обзавестись полезными знакомствами,

Другие - развлечение.

Новиков серьезно отнесся к масонству, прочитал много книг. Его представления о долге гражданина перед обществом, просветителя соединились с идеями масонства. В этот период ему поступает предложение из Москвы от Михаила Хераскова (масон), который был куратором Московского университета (МУ), возглавить типографию при университете.

1779 г . - Новиков перебирается в Москву. Благодаря подвижнической деятельности Новикова и его товарищей по масонской ложе:

Многие талантливые молодые люди получили возможность учиться в МУ за государственный счет (например, Н.М.Карамзин) и обеспечивались работой,

При МУ были открыты:

Педагогическое училище, поскольку в России не хватало хороших педагогов,

Переводческое училище (русской литературы создавалось не так много, поэтому большая часть издаваемых сочинений была переводной).

1775 г . - он издает философский журнал «Утренний свет », где большое место занимали вопросы нравственного воспитания. Новиков старался донести новейшую культуру до низших сословий:

Поднял «Московские ведомости»,

Довел число подписчиков до неслыханной в тот период цифры 4 тыс.,

Усовершенствовал русскую типографию,

Основал новые книжные лавки,

Издал ряд обозрений и книг для семейного чтения.

Но его высказывания по-прежнему оставались резкими. Екатерине ІІ не нравилась и масонская деятельность Новикова. Особенно императрица разгневалась, узнав, что великий князь Павел Петрович, тоже решил стать масоном и вступил в переписку с друзьями Новикова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Кто ты Екатерина? Происхождение, детство, юность. Восшествие на престол. Первые годы царствования. Внутренняя политика Екатерины II. Манифест, указы, осуществление реформ. Восстание под предводительством Пугачева. Просвещенный абсолютизм.

    реферат , добавлен 29.04.2002

    Детство, образование и воспитание, восшествие Александра на престол. Внутренняя политика императора, реформа высших органов управления, попытки решения крестьянского вопроса, финансовая реформа. Внешняя политика, войны против Наполеоновской империи.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Детство и юность будущей императрицы. Екатерина - опасная соперница Елизаветы Петровны. Работоспособность, сила воли, целеустремленность. Формирование государственных территорий, закрепление границ. "Золотой век" России.

    реферат , добавлен 26.01.2007

    Общая характеристика эпохи "просвещенного абсолютизма". Детство и юность Екатерины, восшествие на престол и начало царствования. Брак с Петром III, забота о благе страны и народа. Просвещенный абсолютизм Екатерины II, законодательная деятельность.

    реферат , добавлен 06.04.2011

    Происхождение, воспитание и образование Екатерины Второй. Жизнь будущей императрицы в России до вступления на престол. Характер и образ правления царицы. Отношение Екатерины к религии и крепостному праву. Внутренняя и внешняя политика Российской империи.

    презентация , добавлен 04.07.2014

    Детство, образование, воспитание внука императрицы Екатерины II Александра I. Причины ранней женитьбы. Портрет жены - Елизаветы Алексеевны. История отношений с Нарышкиной. Заговор и убийство отца, восшествие на престол. Внешняя политика Александра I.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    История жизни императрицы Всероссийской Екатерины II. Воспитание и образование императрицы, независимость ее характера. Вступление на престол, первые годы правления. Литературное движение при Екатерине II. Смерть императрицы после 34-х лет правления.

    В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.

    Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

    Примеру императрицы следовали ее приближенные. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению.

    Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). В губернских городах возникают главные народные училища, а в уездных - малые училища. В Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове при содействии государыни и попечении общественности предполагалось учредить университеты.

    В царствование Екатерины русское правительство впервые ставит своей целью насаждение в стране общего образования (а не только технического и специального; Петру Великому школы нужны были для того, чтобы готовить артиллеристов и навигаторов). Екатерина провозгласила намерение воспитывать "новую породу людей" (деятельным сотрудником Екатерины в деле образования был генерал И. И. Бецкой). В самом начале своего царствования Екатерина положила начало женскому школьному образованию: в 1764 г., в Санкт-Петербурге, при Воскресенском монастыре, было учреждено учебное заведение для "воспитания благородных девиц" (Смольный институт). В 1764 г. опубликован "Устав народным училищам в Российской империи"; согласно этому уставу в городах России должны были быть учреждены "главные" (в губернских городах) и "малые" (в уездных городах) народные училища.

    Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была озаботиться подготовкой лекарей, было учреждено также несколько специальных школ (в частности, кадетских корпусов).

    Примечательно и то, что при Екатерине организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина собственным примером положило начало проведению вакцинации. Когда императрица привила себе оспу, то в ответ на восхищение придворных возразила, что "она только исполнила долг, потому что пастырь обязан полагать жизнь свою за свое стадо".

    Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. В 1765 г. По инициативе Екатерины было учреждено Вольное экономическое общество, которое ставило своей главной мыслью исследование о положении сельского хозяйства в России и выпустило длинную серию своих "Трудов" (частью очень ценных). При Екатерине началась научная работа в области русской истории; с одной стороны, производилось собирание и издание исторических источников, с другой, обсуждался и оценивался общий ход исторического развития России (труды Миллера и Шлецера, князя М. М. Щербатова и Болтина). Академия наук в это время стала издавать русские летописи.

    Из русских писателей наиболее выдающимся был поэт Державин и сатирик Фонвизин. Сама Екатерина была писательницей (хоть и не первоклассной); она же предприняла издание журнала "Всякая всячина" для воздействия на современное общественное мнение. Одновременно с ее журналом возникло несколько независимых журналов, которые иногда вступали с ним в оживленную политику.

    Главным идейным влиянием, под которым находились в екатерининскую эпоху образованное дворянство и зарождавшаяся "разночинная" интеллигенция, было влияние французской "просветительной" литературы с ее проповедью "естественных прав человека", свободы и равенства.

    Екатерина не только терпимо, но и сочувственно и покровительственно относилась к либеральным идеям и просветительной деятельности. Лишь, в конце царствования, встревоженная и напуганная событиями французской революции Екатерина пыталась остановить дальнейшее распространение "вольнодумства". Книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", изданная в 1790 г. и содержавшая яркий протест против крепостного права, была конфискована, а ее автор сослан в Сибирь. Как сказала Екатерина о Радищеве после: "Бунтовщик хуже Пугачева". В 1791 г. "типографическая компания" Новикова была закрыта, а сам он заключен в Шлиссельбургскую крепость.

    И также, 2 ая половина 18 в. характеризовалась значительным подъемом российской культуры, чему, безусловно, способствовала Екатерина, настойчиво стремившаяся предстать в глазах Европы просветительной правительницей, покровительницей музыки. При ней в России получили достаточно широкое распространение драматический и музыкальный театры. В Петербурге театральные труппы существовали при Шляхетском корпусе; в Москве - при университете и Воспитательном доме. В 1783 г. в Петербурге появилась первая театральная школа. Любительские и профессиональные театры возникают в Туле, Харькове, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске и в других городах. В репертуаре этих театров значились пьесы Бомарше и Мольера, а также трагедии, драмы и комедии русских авторов Сумарокова, Фонвизина, Княжнина, Крылова. Большое распространение получили крепостные театры, принадлежавшие крупным вельможам (среди них известным был театр графа Шереметьева в Останкине).

    На подъеме находилась и музыкальная культура. Россия знакомилась с достижениями европейской музыки. В Санкт-Петербурге и Москве гастролировали известные иностранные музыканты, исполнявшие произведения Моцарта, Гайдна, Генделя и других композиторов. И сама русская национальная опера с успехом соперничала с итальянской и французской. И также высокой степени совершенства в екатерининскую эпоху достигло русское изобразительное искусство, пронизанное идеями гуманизма и патриотизма (выходцы из простого народа В. Баженов и М. Казаков). Их творчество - это наиболее яркие образцы русского классицизма.

    Екатерина II продолжала традиции Петра Великого, приглашая в Россию наиболее известных европейских зодчих, таких как Растрелли, Камерон, Росси, Кваренги, Фальконе, внесших огромный вклад в русскую культуру. Символом Санкт-Петербурга стал знаменитый памятник Петру I, созданный Этьеном Фальконе.

    Время Екатерины II - это расцвет градостроительства в России. При ней осуществлялась планомерная застройка Петербурга - "Северной Венеции" - и строительство новых городов: Николаева, Екатеринослава, Одессы, Севастополя и других городов. Большой размах получило строительство загородных императорских дворцов: Петергофа с его величественным каскадом фонтанов, Царского Села, Павловска, Гатчины.

    Особенных успехов также достигла живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий). История правления императрицы Екатерины II - история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Из Екатерины не получился "мудрец на троне": в России не ослабили самодержавие и крепостное право, во многом они даже усилились. Но в те же десятилетия была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию из наспех сколоченного государства Петра I в европеизированную державу. Армия и флот доставили немало славных побед России. Историки неоднозначно оценивают екатерининскую эпоху: в то время просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой.

    Екатерина II стала основоположницей общероссийской образовательной системы и инициатором первой вакцинации. Но самое главное, чтоимператрица заставила уважать и считаться с мощным Российским государством.

    Развитие науки, образования и здравоохранения при Екатерине Великой

    Екатерине II потомки обязаны развитием образовательной системы, при ней была создана сеть городских школ, открыты училища. Особенно императрица уделяла большое внимание образованию женщин, поэтому был создан Смольный институт благородных девиц. Таким образом, уже тогда была заложена общероссийская система образовательной школы. Также были основаны типографии, библиотеки, анатомический театр, ботанический сад, физический кабинет, открыта обсерватория и архив. В 1783 году была создана особая Российская академия наук, деятельность которой должна была быть посвящена изучению языка и литературы.

    Во время её правления значительно увеличилось количество печатной продукции, кроме того, императрица подписала указа о возможности заводить "вольные" типографии. Была открыта публичная и платные библиотеки.

    Таким образом, при Екатерине II произошло формирование национальной культуры, включающей в себя многовековые достижения русского народа.

    При Екатерине II были созданы дома для беспризорных детей - там они учились, получали образование и воспитание.

    Императрица не обошла вниманием здравоохранение, по её указу в стране была введена прививка от оспы. Кроме того, Екатерина II решительно взялась за борьбу с эпидемиями, теперь профилактика и борьба с ними входили в круг обязанностей Сената. В стране стали открываться больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты.


    Сословная политика императрицы

    При Екатерине II дворянство получило максимальное количество прав и привилегий. В 1785 году императрицей были изданы две грамоты, закрепляющие особое положение "благородного" дворянства, а также определяющее правовое положение различных слоёв городского населения и привилегии купечества. Несмотря на это среди дворянства росло имущественное неравенство: так некоторые его представители быстро обогащались, в то время как другие нищали.

    Однако положение крестьянства, составляющего 95% населения, в екатерининскую эпоху было плачевным. Количество крепостных крестьян достигло 90%, их положение можно было сравнить с рабским. Причём во времена правления Екатерины II был издан ряд указов, который ухудшал без того плохое положение крестьян. Таким образом, общество было разделено на две части - высоко привилегированное дворянство и не имеющие прав, но имеющие обязанности крестьянство.

    Однако, несмотря на сословную политику Екатерины II, в историю Отечества она вошла как русская патриотка, создательница могучей и великой державы.

    Магазин "Русь Великая" предлагает ознакомиться с коллекцией "Вашему Величеству", многие изделия которой являются копией уникальных произведений искусств, хранящихся в Государственном Эрмитаже (бывшей зимней резиденции российских императоров).

    Происхождение

    Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая)1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

    Детство, образование и воспитание

    Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем.Figchen - происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

    В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля)1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы - Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

    Высказывания о Екатерине II

    Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, - пишет он о Екатерине II, - должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику “просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

    "Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали", - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество составляли характерную черту эпохи, которую потомки стали называть "екатерининской". Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых.

    Развитие культуры и искусства

    Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д"Аламбером.

    При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

    Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.

    Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений - записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка» (1771-1772), эссе и т. п., участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 г. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».