Россия… Как велика она, как многолика! Величаво раскинула свои просторы от Дальнего Востока до Украины, от Ледовитого океана до Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Велика и красива Россия!
Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью.
Кубань - уникальный регион. Здесь каждое время года не только имеет свое очарование, но и важность для благосостояния жителей края. Ученики 2 "А" класса разделились на четыре группы и подготовили презентацию времени года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.



Осень на Кубани.

Распустила рябина косы,
Золотые склонила пряди.
Проплывает неслышно осень
В хороводном своём наряде. Виталий Бакалдин .

В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая. Деревья долго сохраняют зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни – в ноябре.

Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце на небе поднимается не так высоко и меньше нагревает землю.
Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые.

На Кубани первые посиделки начинались с «Осенин» (14 ноября). Этот праздник именовался «Кузьма-Демьян - ремесленники, курятники» (в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна - покровителей плодородия, супружеского счастья и защитников кур). Это старый русский народный праздник, праздник урожая. Тяжелая страда позади. Хлеб убран, лен надерган. Начинаются долгие зимние посиделки, во время которых не только пряли, ткали, вышивали, но и пели песни, рассказывали сказки, разгадывали мудреные загадки, иногда работа перемежалась играми и танцами.

Зима на Кубани.


Степь запряталась в снегах,
Иней вздрогнул на ветвях:
Молодой Мороз в станицу
Лихо въехал на санях. Владимир Нестеренко.


Зима приходит на Азово- Кубанскую низменность с севера. Дуют северные и северо- восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго – западные ветры, со стороны Черного моря, приносят дожди вперемешку со снегом, и зима сменяется дождливой осенью.

В предгорной полосе зима сравнительно теплая. На Черноморском побережье, к югу от Туапсе, ее почти не бывает. В Краснодаре средняя температура января 2 градуса ниже нуля, а на Черноморском побережье 5 градусов выше нуля. Но иногда температура воздуха повышается до 15 градусов тепла. Всю зиму в теплицах выращивают овощи, фрукты, раннюю рассаду.
Зимой солнце поднимается еще ниже, чем осенью. Дни становятся совсем короткими. 22 декабря день длится всего 7 часов, а ночь – 17 часов.

Труженики села готовятся к весне. На поля вывозят удобрения, ремонтируют сельскохозяйственные машины, очищают семена к посеву.

Красная Поляна (г. Сочи) является центром пешеходного туризма горнолыжного спорта. Недавно построена канатная дорога. К Зимним олимпийским играм 2014года в Сочи будет построен ледовый дворец.
Но лучше всего о нашей кубанской зиме расскажет стихотворение «Южная зима» новороссийской поэтессы Валентины Минаковой.

Первый снег мы долго ждём,

Ранним утром, ночью, днём,

Только чуда не видать,

Солнце жаркое опять.

Что за диво, вот беда,

Где метели, холода?

Лыжи, санки и коньки

Заскучали от тоски.

Покатиться б на коньках,

И снежки лепить в руках,

И промчаться бы стрелой,

С горки нашей ледяной.

Только кажется всё сном:

Дождик льётся за окном.

Надо ехать на Эльбрус,

Там зимы остался вкус.

Весна на Кубани..


Снег растаял – и в полях
Празднично, просторно.
Рада рыхлая земля
Золотистым зёрнам.
Небеса без облаков
Стали голубее,
Разговоры тракторов –
Громче, веселее. Владимир Нестеренко.



Весна в крае начинается рано, в феврале уже чувствуется ее приближение. Первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов, а иногда температура падает до 10- 13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

В апреле обычно устанавливается теплая погода, в конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам.

На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

Лето на Кубани..


На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной, сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей? Татьяна Голуб.


Лето на Азово- Кубанской низменности жаркое, в горных районах - умеренно теплое. Наступает оно на равнинах в начале мая, а в горах – в июле.

Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 8 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Самый длинный день – 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди кратковременные, иногда сопровождаются грозами, и вслед за ними быстро наступает ясная погода.

Самый жаркий месяц – июль. Температура воздуха поднимается до 30 – 35 градусов. На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком, дующим с моря.

В июне некоторые растения еще цветут, другие – уже дают плоды. Цветут – ежевика, арбузы, мак, подсолнечник. Созревают – черешня, вишня, малина. В июле созревают абрикосы, алыча и ранние яблоки. В августе на полях и в садах начинается массовый сбор урожая.

Времена года глазами кубанских поэтов

Цели:1) познакомить с особенностями времён года на

небесная синь –

васильки…

Виталий Бакалдин

(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)

Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину,

Над хуторами

тополя.

Кронид Обойщиков

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил.

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

Иван Варавва

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет...

Татьяна Голуб

Это фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.

(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)

Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?

Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.

А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?

Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.

Приметы

Будет дождик или нет -

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Значит, дождь пойдёт опять –

Нужно зонт с собою взять.

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок –

Тут никто не ошибётся:

Будет солнечный денёк.

А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:

Если пахнуть сильно стала

Под твоим окном сирень,

Кошка стенку искромсала,

Петухи орут весь день,

Если ласточки летают

Низко-низко над землёй,

Я теперь уж точно знаю:

Хлынет дождик ливневой…

В народе известны и другие приметы дождя:

«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».

« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,

« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »

- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Зима.

Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!

Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом , и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.

Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:

Как хорошо под снегопадом!

Какая свежесть и тепло!

В лесу, высоком и косматом,

Как в сказке бабушки, светло…

Снежная баба

Бабу снежную вчера

Мы слепили у двора.

До чего ж она была

Симпатична и бела!

Мы приладили ей чёлку,

В руки сунули метёлку,

Улыбалась всем она

Аж до самого темна.

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом,

И от бабы - вот так да!-

Не осталось и следа!

Татьяна Голуб

Первый лёд

От январской первой стужи

Поутру замёрзли лужи.

Возле школы есть одна –

Всем понравилась она.

Быстро очередь растёт –

Все хотят проверить лёд.

А я плохо прокатился -

На спине вдруг очутился.

А за мною мчится Женя:

«Не задерживай движенье!»

«Поднимайся,-крикнул Вова,-

Я хочу проехать снова!»

Это место обойти

Никто и не пытается,

Даже строгий завуч наш

Тоже тут катается .

Кронид Обойщиков

А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?

Объясните пословицу:

« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»

Весна.

Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!

И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.

В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:

...На первый взгляд невзрачные,

сады ещё прозрачные,

ещё не зацвели...

В полях ещё томление

распаханной земли.

А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:

"Гам, где обрывы тенистые

Солнечным бликам родня,

Вербные дети пушистые

Разом увидят меня...

У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.

Льют зарю, к порогу подойдя...

Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.

С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

Объясните пословицу:

« Весна – утро года. »

Лето.

Все времена года хороши и красивы по-своему.

Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!

На Кубани много лета,

много хлеба,

Словно дыня,

закатилось солнце в небо.

Как гусыни,

стаи белых облаков.

Кронид Обойщиков

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром.

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Татьяна Голуб

А над Кубанью тополя

И вётлы в три обхвата.

И всё поля, поля, поля.

До самого заката.

Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъем

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом – щедрая земля

С восхода до заката.

Антонина Баева

Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.

В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-

Восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.

На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.

Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...

Осень.

Стоит пшеница по Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зелёный парус тополей.

Шумят хлеба...

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!..

Иван Варавва

В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.

Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.

Итог занятия.

Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.

Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.

Выставка книг кубанских поэтов.

Тема: «Писатели Кубани о родной природе»

Цели:

1 .обучающие - познакомить учащихся с биографией Вараввы, Обойщикова, Голуб; раскрыть содержание темы урока

2. развивающие - продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи, позновательный интерес

    воспитательные - воспитать любовь к природе,детской книге, воспитание речевой культуры учащихся Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

- Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок, на котором мы расскажем о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с творчеством писателей о природе Кубани.

В качестве эпиграфа я выбрала высказывание А.Н. Ткачева “Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”

Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена…

2. Подготовка к первичному восприятию стихотворения И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»

Ребята, я приглашаю вас отправится дорогами кубанских поэтов изучать чудеса и очарования края. Начнем Ивана Федоровича Вараввы. И.Ф. Варавва родился на Кубани в ст. Староминской. После окончания школы отправился на фронт добровольцем, где был ранен. Однако, война принесла в личную жизнь писателя не только беды. Именно во время войны Иван Федорович берет в руки перо и начинает писать. Более подробно мы остановимся на стихотворениях о природе, а именно «На хуторе нашем вишневом »

2.1. Первичное восприятие

О чем говорится в стихотворении?

Какую композиционную особенность вы заметили?

Чем заканчивается стихотворение?

2.2. Вторичное восприятие с элементами анализа

Чем на хуторе вишневом украшали сорочки, подолы, рубах рукава?

На что похожа одежда в этом хуторе?

Отчего весной дорога бела?

Словесное рисование

3. Подготовка к восприятию стихотворения Т. Голуб «Главный запах»

Родилась и выросла на Кубани. В шестнадцать лет тяжело заболела. Болезнь приковала к постели и сделала талантливую поэтессу инвалидом. Но это не помешало ей заняться свое литературной деятельностью. Так было написано 8 стихотворных сборников. Среди них «Хлебное дерево»

В которое было помещено стихотворение «Главный запах»

3.1. Первичное восприятие

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

- Кто запомнил, чем же пахнет на Кубани?

3.2. Составление партитуры

- С какой интонацией будем читать стихотворение начиная со слов Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…

- Какой паузой сопровождается интонация перечисления?

- Каким знаком препинания оканчивается перечисление? Какая здесь будет пауза?

Выразительное чтение фрагмента

- Прочитайте предложения, вынесенные на слайде. Какой она должна быть?

- Как необходимо произнести слово «слышали»? Почему? (слово-обращение, необходимо его логически выделить)

- Как следует прочитать слово «пшеница»? (мелодично, спокойно) Хоровое произношение слова

Хоровое чтение фрагмента

Выразительное чтение стихотворения

4. Подготовка к первичному восприятию стихотворения К. Обойщикова «Кубань – земля такая»

К. Обойщиков родился в Ростовской области в 1920 году. Школьные годы прошли на Кубани. В 4-ом классе появляются первые стихотворения о природе родного края

4.1. Первичное восприятие

Выразительное чтение учителя.

Проверка первичного восприятия

Какое настроение у вас вызвала стихотворение?

Как изменилось ваше представление о Кубани?

4.2. Вторичное восприятие

Чтение стихотворения учащимися.

Создание диафильма и рассказа к нему

Деление класса на 4 группы. Графическое рисование

Изобразите отрывок и подпишите титры, для создания диафильма «Моя Кубань », опираясь на прочитанные стихотворения. Составление рассказа о природе Кубани, отпираясь на полученный диафильм.

5. Викторина знатоков творчества кубанских писателей

«Кубань – земля Т. Голуб

такая»

«Главный запах» И. Варава

«На хуторе к. Обойщиков

нашем вишневом»

2.Чем «пахнет» солнце на Кубани?

3. Бесценный домашний подарок

4. В какое время года на хуторе вишневом дорога бела

5. На что похожа одежда на хуторе вишневом

6. Вспомни как можно больше запахов Кубани

«Главный запах »

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Кубань – земля такая

Кубань – земля такая: Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет- В ней слава боевая

И поле оживает. И слава трудовая

И гром земной плывет, Цементом скреплены.

И землю плуг срезает, Цветет в Новороссийске

Как масло. Священная земля.

Круглый год И, словно обелиски,

Здесь что-то засевают, Застыли тополя.

И что-то убирают, Кубань – земля такая:

И что-нибудь цветет. От хлеба золотая,

Кубань – земля такая: Степная сторона.

От края и до края Гостей она встречает,

Две Дании войдет. И душу открывает,

Омытая морями, Прозрачную до дна.

Укрытая в леса, Казачка огневая,

Пшеничными полями Красива, молода,

Глядится в небеса. Кубань – земля такая:

А снежные вершины – Однажды приласкает -

Как волны седины, Полюбишь навсегда!

Как мудрость старины.

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

к заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Приезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Красивые люди живут,

На хуторе нашем вишневом

Оркестры на свадьбе зовут.

И хлопцы подруг зазывают,

И сами выходят на круг,

под вишнями вишни срывают

С горячих рассерженных губ.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный драгоценный подарок –

весну на рубахе принес.

5.Итог урока

Разработка урока по кубановедению

Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна

Класс: 2.

Тема: « Растительный мир Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира

Краснодарского края;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога

отчего дома;

учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением растений; гербарные папки, сообщения детей о растениях.

Ход урока.

1. Организационный момент,

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня край изучать,

Будем растения запоминать

2. Сообщение темы, целей урока .

Сегодня на уроке мы должны ответит на вопрос: «Каков растительный мир Кубани».

3. Актуализация знаний.

На территории края произрастает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из растений настоящие старожилы . Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Давайте посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что в разных природных условиях растут разные растения. Обратите внимание: северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

4.Знакомство с разнообразием растений.

На доске рисунок с изображением степи.

Степи.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зелёную, то бело-жёлто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, ромашку, зверобой и другие растения.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах, распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

А) Сообщения детей.

Отгадайте, о каких растениях идет речь:

Был цветок золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто… (одуванчик)

(рассматриваем в гербарии одуванчик)

Где можно встретить этот цветок?

На что похожи одуванчики?

А сейчас послушайте рассказ об одуванчике.

1.Сообщение приготовлено учеником.

ОДУВАНЧИК

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет её любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.

Народные приметы : У одуванчиков есть одна очень удивительная способность. Они могут предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду корзиночки раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили давно: глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится; на лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

Б) В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

Почему можно говорить, что это стихи о мать-и- мачехе?

(Цветы жёлтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелёк.)

Рассматриваем гербарий.

Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похоже на маленькое солнышко.)

2. Сообщение ученика.

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, похожее на одуванчик, но меньшего размера.

В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачеха. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизмененные листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и- мачехи происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля.

В) Только тронь -

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (крапива )

(рассматриваем гербарий)

3. Сообщение ученика.

КРАПИВА.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шелк. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Эльза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?

В старые времена, когда люди верили в ведьм, русалок, водяных, крапиву использовали как верное средство после нечистой силы.

Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Таблетки и порошки спрятаны в стеблях и листьях крапивы. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами.

Б)

Рассмотрите подготовленные вами растения. Обратите внимание на органы растений. Перечислите их. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель, наличие цветов или плодов).

В ) Много полезных растений выращивают на полях. Какие это растения?

Это: пшеница, рожь, гречиха, подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза.

«Главный запах» Т.Голуб.

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах.

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Почему пшеничный запах Т. Голуб назвала главным запахом на Кубани? (ответы детей).

«Хлеб идет!» - на Кубани все – от мала, до велика – понимают важность этих простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почетное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев прополка – все это важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы, и днем и ночью гудят в поле комбайны, мчаться по дорогам края машины, груженные тяжелым золотым зерном. Нельзя упустить ни дня, ни часа: Хлеб идет!

1 . Практическая работа. Работа с гербарием.

Ребята, посмотрите, какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани.

Обратите внимание на стебель, корни, листья, зерна, посчитайте зернышки. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель – соломина, наличие зерен). А чем отличаются эти растения?

Отличаются по высоте, по форме зерна, у овса зерна не в колоске, а в метелке.

2 . Работа на индивидуальных карточках.

Задание 1. Допиши предложение:

На полях Кубани выращивают:_____________________________________

З адание 2 .Теперь вам надо соединить стрелками, что из чего получают.

МАСЛО РОЖЬ

ПШЕНО КУКУРУЗА

ХЛОПЬЯ «ГЕРКУЛЕС» РИС

МАННАЯ КРУПА ПОДСОЛНЕЧНИК

МУКА ПРОСО

РИСОВАЯ КРУПА ОВЕС

ПШЕНИЦА

ЯЧМЕНЬ

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

2. Лесостепь, степь.

По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя – в лесную зону. Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника (лещины), кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30 процентов дубрав, свыше 80 процентов буковых и примерно 90 процентов каштановых насаждений России.

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, терн. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки.

3. Горы.

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. Осенью на буке созревают небольшие съедобные орешки, содержащие в себе много масла. За буковыми лесами начинаются хвойные, состоящие из кавказской пихты, ели, сосны.

Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок.

Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска – кустарника нет и в помине. (по Ю. Дмитриеву)

Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами.

Еще выше – альпийские луга. Сурова здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, ты смело можешь наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4 – 15 сантиметров в высоту.

А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

4. Черноморское побережье .

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клен, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью – пицундская сосна.

В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы.

Многие породы деревьев очень ценны, например тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тысяч лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.

В лесу еще есть очень много различных растений, но среди них есть такие без которых лес обойтись не может.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращаются в перегной, то есть плодородную почву.

Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.

4. Итог урока.

Наше небольшое путешествие подошло к концу, я надеюсь, оно доставило вам большое удовольствие, расширило познание о растительном мире края.

5. Домашнее задание по выбору:

1. Нарисовать растение и подготовить о нем рассказ.

2 . Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома (орнамент – это рисунок, детали которого повторяются).

6.Рефлексия.

Если все мои заданья

Ты освоил без труда,

Если было интересно,

А не скука-маята,

Напиши на этой строчке:

Я, ____________ молодец!

Имя

И беги гулять скорее,

На сегодня все, конец!

Урок гражданина.

Тема: «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

    Формировать представления учащихся о жизни Кубани в довоенные годы; о жизни кубанцев во время Великой Отечественной войны; продолжить знакомства с государственными символами России, Краснодарского края.

    Развивать познавательный интерес, речь учащихся, мыслительные способности, память, внимание, расширять кругозор.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, станице, воспитывать патриотизм.

Оборудование:

Карта Краснодарского края, символика России и Краснодарского края, информационный материал, выставка книг, плакаты, грампластинки «Там на Кубани».

Ход урока:

    Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас отдохнувшими. Что интересного произошло с вами летом? А у кого из вас летом был день рождения? Сколько лет вам исполнилось? Как вы думаете, кому или чему может быть 215 лет? (ответы детей)

— Действительно, такой возраст может быть у деревьев, книг, предметов быта. А в этом году такая дата у центра нашего Краснодарского края, города Краснодара. Он был основан в 1793 году.

    Вводная часть.

Объявление темы и цели урока.

— Наша малая Родина-Кубань, имеет древнюю и богатую историю.

О чудесном нашем крае.

Будет разговор, о прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

Задачей этого урока является краткое знакомство с историей нашего края.

Сегодня вспомнить мы должны

События в истории края.

Затем, чтоб выдающихся людей

Вы на уроке этом не забыли.

Кто любит край и город свой родной,

Знаком с его историей в деталях.

Сегодня речь пойдет-

О дорогой для нас Кубани.

III . Основная часть.

— Ребята, вам не кажется, что в классе появился необычный, приятный аромат. Что он вам напоминает?

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сладкой, спелою клубникой, огурцами, ежевикой.

Разогретой лебедой, мятою и резедой.

Щедрым дождиком грибным и укропом молодым.

Грушей в розовых накрапах,

А какой же главный запах?

— Кубанское лето начинается рано, и в мае оно не такое, как в сентябре…

Май – хороший месяц, жгуче зелена в мае Кубанская степь, а станицы выбелены цветущей акацией, белым – белом днем и даже ночью. Густ и стоек запах распустившихся акаций.

Июнь — зеленый месяц. Зелень буйствует, зелень кричит в июне. Голубое небо и зеленая, сплошь зеленая степь – это первые признаки влажного кубанского июня.

К концу месяца меняется окраска степи, спеют хлеба, на подходе – июль . Желтый июль, главный месяц здешнего года. Июль – золотой кубанский месяц. Когда кипит работа на полях, воздух пропитан пылью, что и небо кажется запыленным. Пыль, шум, движение – это признаки большого хлеба. Слава хлеборобам Кубани!

А еще август

На Кубани каждый летний месяц не только имеет цвет, но и пахнет по-своему. Май пахнет акацией и зеленой травой, влажный июнь – клубникой и укропом. Июль – поспевающим хлебом. Август — грушами, яблоками, дынями, виноградом.

— Давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная земля Кубани.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой, все что хочешь, делай:

Масло, простоквашу, вкусную кашу,

Творожок на пирожок,

Ешь да пей, друзьям налей, да коту не пожалей.

Вырос в поле дом, полон зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

Он рекой в комбайны льется,

Белым золотом зовется.

Славит он станицу нашу,

Любят кушать эту кашу.

Желтый Антошка вертится на ножке,

Где солнце стоит, туда и он глядит.

Гроздья спелые висят,

Это вкусный ……. .

— Сейчас мы пройдемся по страницам истории …

(книга «Родная Кубань» — основные события истории Кубани)

Путешествия по датам.

В 1792 году делегация казаков попали на прием к Екатерине с войсковым прошением, которое было удовлетворено. Казачьему войску были подарены земли между Кубанью и Азовским морем. (Демонстрация портрета Екатерины II ).

В 1793 году был основан город Екатеринодар, в честь Екатерины II .

(Книга «Родная Кубань» — стр. 65-66.)

Основателем города был З.А. Чепега. А.А.Головатый в 1793 году привел на кубанскую землю большой отряд казаков. Как только Антон Андреевич появился в Екатеринодаре, сразу принялся за его обустройства. Казаки называли батьками – атаманами Чепегу и Головатого. Город Екатеринодар исполнял роль крепости. (Демонстрация портретов Чепеги и Головатого).

Звучит гимн казаков.

IV . Физминутка.

Великая Отечественная война коснулась и Кубани. 25 июля 1942 года – начало битвы за Кавказ. Кубанцы мужественно защищали родную землю, но отбросить врага не удалось. На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора… Активную борьбу вели партизанские отряды, их было всего 86. Фашисты хотели превратить Кубань в житницу Германии. Изгнание фашистов с Кубани началось зимой и весной 1943 года. Полное освобождение Кубани от немецких захватчиков состоялось 9 октября 1943 года.

— Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Мы живем с вами в Краснодарском крае. Наш край, также как и город, Краснодар, имеет свой герб. Это государственный символ нашей малой Родины. Давайте внимательно рассмотрим его. В изображении герба каждая деталь имеет свое значение. На зеленом щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества. Лазоревые знамена, окружающие его, пожалованы нашим предкам за мужество и военную службу. Буквы «РФ» на верхнем знамени и двуглавый орел, венчающий крепость, означают, что наш край входит в состав Российской Федерации.

Герб города Краснодара восходит к тем временам, когда центр края называли Екатеринодаром. Казаки назвали город, основанный на Кубани, в честь императрицы Екатерины II , которая даровала им эти благодатные земли. Герб Екатеринодара – щит, обрамленный зеленой полосой со звездами. Количество звезд соответствует количеству станиц, окружающих Екатеринодар. Щит разделен на 4 части: 1 и 3 – двуглавый орел – означает, что государство покровительствует казакам. 2 и 4 – знамена, символизирующие заслуги казаков в войнах. В середине красный щит с вензелем царицы Екатерины. Сверху щит венчает корона в виде городской стены.

Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды и отдельные лица. Город Славянск н/ К тоже имеет свой герб.

— Какой же флаг на Кубани?

Флаг нашего края тоже имеет свою историю. 5 декабря 1918 года было объявлено о создании Кубанского края. Процесс организации собственной армии вызвали необходимость законодательного оформления герба, флага – атрибутов независимого государства. 10 февраля 1919 года утвердили законодательной Радой флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх цветов 1: 2: 1 .

Существовали две версии трактовки цветов флага, в настоящее время установлена одна версия: синий – иногороднее население края, малиновый – казачье население, зелёный – черкесское население.

При Советской власти забыли о флаге, и в 1995 году флаг Кубани был восстановлен. Торжественное поднятие флага впервые за долгие годы состоялось 1 июня 1995 года у здания Законодательного Собрания края. Через 3 месяца был установлен праздник — День поднятия флага Краснодарского края, который отмечается 1 июня.

Слово «гимн» образовано от греческого « гимнос» — восхваление, торжественная песнь.

Звучит гимн Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Кубань – это наша малая Родина. Россия – это наша Родина. (знакомство с символикой России).

—Знакомство с законом « О мерах безопасности и безнадзорности несовершеннолетних детей по Краснодарскому краю».

V . Заключительная часть.

Краснодарский край – один из наиболее успешно развивающихся регионов России. Кубань, конечно же, давно не только «житница» и «здравница». Она все в большой степени оправдывает еще одно бытующее в народе определение: жемчужина России. И мы с гордостью можем сказать, что мы живем на Кубани, что это наша малая Родина.

Литература:

1. «Наша Родина» — сборник Краснодарского края; издательство 1976 год.

2. «Отеческая земля»! Сборник, составители В.Круник, В.Аверинов. М.: Детская литература, 1988 год.

3. «Педагогический вестник», №3, 2003 год.

4. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. М: Просвещение, 1993 год.

5. «Заря Кубани». Символика Краснодарского края, №93, 1999 год.

6. Т. Голуб. Сборник стихотворений.

7. «Родная Кубань» (страницы истории) книга для чтения. Под редакцией профессора В.Н.Ратушняка, ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2003 год.

8. «Флаг Кубани». «Заря Кубани», 1999 год, № 108 от 14 09. стр. 3.

9. Государственные атрибуты Российской державы.

10. «История Кубани XX век: очерки». (А.М.Авраленко, А.В. Баранов, Ю.Н. Богданов и др.) Краснодар, образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования 2000».

11. Войсковой гимн Кубанского казачества, как памятник народной души. Краснодар, «Советская Кубань».

12. «Милая моя Родина: повести, рассказы А.Твардовского». – М: Молодая гвардия, 1985 год. (Библиотека юношества).

13 История Кубани в рассказах и иллюстрациях. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2003 год.

14. В.Н.Ратушняк «История Кубани».

15. Закон о безнадзорности детей по Краснодарскому краю.