Урок гражданина.

Тема: «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

    Формировать представления учащихся о жизни Кубани в довоенные годы; о жизни кубанцев во время Великой Отечественной войны; продолжить знакомства с государственными символами России, Краснодарского края.

    Развивать познавательный интерес, речь учащихся, мыслительные способности, память, внимание, расширять кругозор.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, станице, воспитывать патриотизм.

Оборудование:

Карта Краснодарского края, символика России и Краснодарского края, информационный материал, выставка книг, плакаты, грампластинки «Там на Кубани».

Ход урока:

    Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас отдохнувшими. Что интересного произошло с вами летом? А у кого из вас летом был день рождения? Сколько лет вам исполнилось? Как вы думаете, кому или чему может быть 215 лет? (ответы детей)

— Действительно, такой возраст может быть у деревьев, книг, предметов быта. А в этом году такая дата у центра нашего Краснодарского края, города Краснодара. Он был основан в 1793 году.

    Вводная часть.

Объявление темы и цели урока.

— Наша малая Родина-Кубань, имеет древнюю и богатую историю.

О чудесном нашем крае.

Будет разговор, о прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

Задачей этого урока является краткое знакомство с историей нашего края.

Сегодня вспомнить мы должны

События в истории края.

Затем, чтоб выдающихся людей

Вы на уроке этом не забыли.

Кто любит край и город свой родной,

Знаком с его историей в деталях.

Сегодня речь пойдет-

О дорогой для нас Кубани.

III . Основная часть.

— Ребята, вам не кажется, что в классе появился необычный, приятный аромат. Что он вам напоминает?

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сладкой, спелою клубникой, огурцами, ежевикой.

Разогретой лебедой, мятою и резедой.

Щедрым дождиком грибным и укропом молодым.

Грушей в розовых накрапах,

А какой же главный запах?

— Кубанское лето начинается рано, и в мае оно не такое, как в сентябре…

Май – хороший месяц, жгуче зелена в мае Кубанская степь, а станицы выбелены цветущей акацией, белым – белом днем и даже ночью. Густ и стоек запах распустившихся акаций.

Июнь — зеленый месяц. Зелень буйствует, зелень кричит в июне. Голубое небо и зеленая, сплошь зеленая степь – это первые признаки влажного кубанского июня.

К концу месяца меняется окраска степи, спеют хлеба, на подходе – июль . Желтый июль, главный месяц здешнего года. Июль – золотой кубанский месяц. Когда кипит работа на полях, воздух пропитан пылью, что и небо кажется запыленным. Пыль, шум, движение – это признаки большого хлеба. Слава хлеборобам Кубани!

А еще август

На Кубани каждый летний месяц не только имеет цвет, но и пахнет по-своему. Май пахнет акацией и зеленой травой, влажный июнь – клубникой и укропом. Июль – поспевающим хлебом. Август — грушами, яблоками, дынями, виноградом.

— Давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная земля Кубани.

Белая водица всем нам пригодится.

Из водицы белой, все что хочешь, делай:

Масло, простоквашу, вкусную кашу,

Творожок на пирожок,

Ешь да пей, друзьям налей, да коту не пожалей.

Вырос в поле дом, полон зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

Он рекой в комбайны льется,

Белым золотом зовется.

Славит он станицу нашу,

Любят кушать эту кашу.

Желтый Антошка вертится на ножке,

Где солнце стоит, туда и он глядит.

Гроздья спелые висят,

Это вкусный ……. .

— Сейчас мы пройдемся по страницам истории …

(книга «Родная Кубань» — основные события истории Кубани)

Путешествия по датам.

В 1792 году делегация казаков попали на прием к Екатерине с войсковым прошением, которое было удовлетворено. Казачьему войску были подарены земли между Кубанью и Азовским морем. (Демонстрация портрета Екатерины II ).

В 1793 году был основан город Екатеринодар, в честь Екатерины II .

(Книга «Родная Кубань» — стр. 65-66.)

Основателем города был З.А. Чепега. А.А.Головатый в 1793 году привел на кубанскую землю большой отряд казаков. Как только Антон Андреевич появился в Екатеринодаре, сразу принялся за его обустройства. Казаки называли батьками – атаманами Чепегу и Головатого. Город Екатеринодар исполнял роль крепости. (Демонстрация портретов Чепеги и Головатого).

Звучит гимн казаков.

IV . Физминутка.

Великая Отечественная война коснулась и Кубани. 25 июля 1942 года – начало битвы за Кавказ. Кубанцы мужественно защищали родную землю, но отбросить врага не удалось. На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора… Активную борьбу вели партизанские отряды, их было всего 86. Фашисты хотели превратить Кубань в житницу Германии. Изгнание фашистов с Кубани началось зимой и весной 1943 года. Полное освобождение Кубани от немецких захватчиков состоялось 9 октября 1943 года.

— Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Мы живем с вами в Краснодарском крае. Наш край, также как и город, Краснодар, имеет свой герб. Это государственный символ нашей малой Родины. Давайте внимательно рассмотрим его. В изображении герба каждая деталь имеет свое значение. На зеленом щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества. Лазоревые знамена, окружающие его, пожалованы нашим предкам за мужество и военную службу. Буквы «РФ» на верхнем знамени и двуглавый орел, венчающий крепость, означают, что наш край входит в состав Российской Федерации.

Герб города Краснодара восходит к тем временам, когда центр края называли Екатеринодаром. Казаки назвали город, основанный на Кубани, в честь императрицы Екатерины II , которая даровала им эти благодатные земли. Герб Екатеринодара – щит, обрамленный зеленой полосой со звездами. Количество звезд соответствует количеству станиц, окружающих Екатеринодар. Щит разделен на 4 части: 1 и 3 – двуглавый орел – означает, что государство покровительствует казакам. 2 и 4 – знамена, символизирующие заслуги казаков в войнах. В середине красный щит с вензелем царицы Екатерины. Сверху щит венчает корона в виде городской стены.

Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды и отдельные лица. Город Славянск н/ К тоже имеет свой герб.

— Какой же флаг на Кубани?

Флаг нашего края тоже имеет свою историю. 5 декабря 1918 года было объявлено о создании Кубанского края. Процесс организации собственной армии вызвали необходимость законодательного оформления герба, флага – атрибутов независимого государства. 10 февраля 1919 года утвердили законодательной Радой флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх цветов 1: 2: 1 .

Существовали две версии трактовки цветов флага, в настоящее время установлена одна версия: синий – иногороднее население края, малиновый – казачье население, зелёный – черкесское население.

При Советской власти забыли о флаге, и в 1995 году флаг Кубани был восстановлен. Торжественное поднятие флага впервые за долгие годы состоялось 1 июня 1995 года у здания Законодательного Собрания края. Через 3 месяца был установлен праздник — День поднятия флага Краснодарского края, который отмечается 1 июня.

Слово «гимн» образовано от греческого « гимнос» — восхваление, торжественная песнь.

Звучит гимн Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Кубань – это наша малая Родина. Россия – это наша Родина. (знакомство с символикой России).

—Знакомство с законом « О мерах безопасности и безнадзорности несовершеннолетних детей по Краснодарскому краю».

V . Заключительная часть.

Краснодарский край – один из наиболее успешно развивающихся регионов России. Кубань, конечно же, давно не только «житница» и «здравница». Она все в большой степени оправдывает еще одно бытующее в народе определение: жемчужина России. И мы с гордостью можем сказать, что мы живем на Кубани, что это наша малая Родина.

Литература:

1. «Наша Родина» — сборник Краснодарского края; издательство 1976 год.

2. «Отеческая земля»! Сборник, составители В.Круник, В.Аверинов. М.: Детская литература, 1988 год.

3. «Педагогический вестник», №3, 2003 год.

4. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. М: Просвещение, 1993 год.

5. «Заря Кубани». Символика Краснодарского края, №93, 1999 год.

6. Т. Голуб. Сборник стихотворений.

7. «Родная Кубань» (страницы истории) книга для чтения. Под редакцией профессора В.Н.Ратушняка, ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2003 год.

8. «Флаг Кубани». «Заря Кубани», 1999 год, № 108 от 14 09. стр. 3.

9. Государственные атрибуты Российской державы.

10. «История Кубани XX век: очерки». (А.М.Авраленко, А.В. Баранов, Ю.Н. Богданов и др.) Краснодар, образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования 2000».

11. Войсковой гимн Кубанского казачества, как памятник народной души. Краснодар, «Советская Кубань».

12. «Милая моя Родина: повести, рассказы А.Твардовского». – М: Молодая гвардия, 1985 год. (Библиотека юношества).

13 История Кубани в рассказах и иллюстрациях. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар 2003 год.

14. В.Н.Ратушняк «История Кубани».

15. Закон о безнадзорности детей по Краснодарскому краю.

КАРТОТЕКА СТИХОВ, ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ О КУБАНИ

СТИХИ

ЖАТВА

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле - подбери с земли,

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно.

Б. Токмакова

КОЛОС

Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зёрен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Е. Трутнева

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Потрудиться - так и хлеба поесть.

ЗАГАДКИ

Весною - травкой шелковистой,

Летом - нивой золотой,

Ну а зимнею порою -

Аппликацией, игрою,

Сухая очень, ломкая,

Зовут её ...

(Соломка)

Не море, а волнуется.

(Поле)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колосок)

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Варвара Бардарым.

Г.Краснодар

БОГАТА ВЕСНА ЦВЕТАМИ, ТРАВАМИ.

ВЕСНОЙ

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет

Т. Голуб

ОДУВАНЧИКИ

Я бегу, а у дороги

Одуванчики стоят.

Ну такие недотроги:

Дунь - и к небу полетят.

В. Бардадым

ПОДСОЛНУХИ

Это не зонтики ,

Это не солнышки,

Это на ножках зелёных

Подсолнушки.

Греют на солнце

Подсолнухи спины,

Осенью зёрен

Подарят корзины.

Т. Голуб

ОДУВАНЧИК

Одуванчик золотистый

Превратился в шар

Пушистый.

Ветерок слегка

Подул,

Пух куда-то

Упорхнул!

Где пушинка

Упадёт,

Там на следующий Год

Одуванчик расцветёт!

Т. Голуб

***

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил,

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

И. Варавва

***

Высокие травы-муравы,

растёте вы, травы, на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют-желтеют ромашки,

Краснеют нарядные маки,

как в новых одеждах казаки.

И словно разливы реки,

небесная синь - васильки...

В. Бакалдин

ЛУЧШАЯ ПОРА НА КУБАНИ-ЛЕТО!

***

У лета в корзине

Арбузы и дыни,

Черешни и сливы,

Подсолнух - на диво!

В лесу на опушке

Кукуют кукушки,

Кукуют кукушки

На весь белый свет.

И кажется, это

От щедрого лета,

От доброго лета

Сердечный привет

Т. Голуб

***

На Кубани много лета, много хлеба.

Словно дыня, закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни стаи белых облаков.

К.Обойщиков.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом - щедрая земля

С восхода до заката.

Т. Голуб

***

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной сладкою клубникой,

огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб

КОЛОСОК

Наступил уборки срок,

Строен, крепок, невысок

В золотом пшеничном поле

Каждый колосок.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

…Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке – поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом- щедрая земля

С восхода да заката.

Т.Голуб

ОСЕНЬ

Осень, осень... Огненная птица.

Лист багряный в воздухе кружится.

Падая у ног моих, шуршит.

Словно шепчет мне он: «Не спеши.

Посмотри вокруг, как все прекрасно:

Россыпь трав и щебетанье птиц.

Радости как будто нет границ!..»

К. Обойщиков

***

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

В. Нестеренко

СЕНОКОС

Здравствуй, сенъ-сенокос

Что с собою ты принёс?

Жаркий труд людей умелых,

Разговоры острых кос.

Расскажи-ка, сенокос,

Что ещё с собой принёс?

Ароматы трав сушеных

И сверканье звонких рос!

Сено-сено-сенокос!

А хорош ли твой укос?

Накосил бурёнкам сено -

Вот какой огромный воз!

В. Нестеренко

***

Зима пришла непрошено,

Наутро запорошила

Все улицы снежком.

Привет, пора весёлая!

Готовь быстрей коньки,

А рядом с нашим садиком,

Растут снеговики.

В. Нестеренко

***

Снег блестящий,

Снег хрустящий

Заметает наш порог,

И зовёт гулять звенящий,

В степь летящий ветерок!

Т. Голуб

ЗИМА

Опять деревья побелели

И ветер с севера подул.

Опять поют в полях метели...

Устав от лета, пруд уснул.

Сады покрылись сединою,

Снежок рассыпчатый хрустит.

Сосульки виснут бахромою,

И солнце льдинкою блестит...

Т. Голуб

ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ

Будет дождик или нет -

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки у

Значит, дождь пойдёт опять

Нужно зонт с собою взять.

***

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок -

Тут никто не ошибётся,

Будет солнечный денёк.

Тема: «Писатели Кубани о родной природе»

Цели:

1 .обучающие - познакомить учащихся с биографией Вараввы, Обойщикова, Голуб; раскрыть содержание темы урока

2. развивающие - продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи, позновательный интерес

    воспитательные - воспитать любовь к природе,детской книге, воспитание речевой культуры учащихся Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

- Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок, на котором мы расскажем о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с творчеством писателей о природе Кубани.

В качестве эпиграфа я выбрала высказывание А.Н. Ткачева “Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”

Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена…

2. Подготовка к первичному восприятию стихотворения И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»

Ребята, я приглашаю вас отправится дорогами кубанских поэтов изучать чудеса и очарования края. Начнем Ивана Федоровича Вараввы. И.Ф. Варавва родился на Кубани в ст. Староминской. После окончания школы отправился на фронт добровольцем, где был ранен. Однако, война принесла в личную жизнь писателя не только беды. Именно во время войны Иван Федорович берет в руки перо и начинает писать. Более подробно мы остановимся на стихотворениях о природе, а именно «На хуторе нашем вишневом »

2.1. Первичное восприятие

О чем говорится в стихотворении?

Какую композиционную особенность вы заметили?

Чем заканчивается стихотворение?

2.2. Вторичное восприятие с элементами анализа

Чем на хуторе вишневом украшали сорочки, подолы, рубах рукава?

На что похожа одежда в этом хуторе?

Отчего весной дорога бела?

Словесное рисование

3. Подготовка к восприятию стихотворения Т. Голуб «Главный запах»

Родилась и выросла на Кубани. В шестнадцать лет тяжело заболела. Болезнь приковала к постели и сделала талантливую поэтессу инвалидом. Но это не помешало ей заняться свое литературной деятельностью. Так было написано 8 стихотворных сборников. Среди них «Хлебное дерево»

В которое было помещено стихотворение «Главный запах»

3.1. Первичное восприятие

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

- Кто запомнил, чем же пахнет на Кубани?

3.2. Составление партитуры

- С какой интонацией будем читать стихотворение начиная со слов Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…

- Какой паузой сопровождается интонация перечисления?

- Каким знаком препинания оканчивается перечисление? Какая здесь будет пауза?

Выразительное чтение фрагмента

- Прочитайте предложения, вынесенные на слайде. Какой она должна быть?

- Как необходимо произнести слово «слышали»? Почему? (слово-обращение, необходимо его логически выделить)

- Как следует прочитать слово «пшеница»? (мелодично, спокойно) Хоровое произношение слова

Хоровое чтение фрагмента

Выразительное чтение стихотворения

4. Подготовка к первичному восприятию стихотворения К. Обойщикова «Кубань – земля такая»

К. Обойщиков родился в Ростовской области в 1920 году. Школьные годы прошли на Кубани. В 4-ом классе появляются первые стихотворения о природе родного края

4.1. Первичное восприятие

Выразительное чтение учителя.

Проверка первичного восприятия

Какое настроение у вас вызвала стихотворение?

Как изменилось ваше представление о Кубани?

4.2. Вторичное восприятие

Чтение стихотворения учащимися.

Создание диафильма и рассказа к нему

Деление класса на 4 группы. Графическое рисование

Изобразите отрывок и подпишите титры, для создания диафильма «Моя Кубань », опираясь на прочитанные стихотворения. Составление рассказа о природе Кубани, отпираясь на полученный диафильм.

5. Викторина знатоков творчества кубанских писателей

«Кубань – земля Т. Голуб

такая»

«Главный запах» И. Варава

«На хуторе к. Обойщиков

нашем вишневом»

2.Чем «пахнет» солнце на Кубани?

3. Бесценный домашний подарок

4. В какое время года на хуторе вишневом дорога бела

5. На что похожа одежда на хуторе вишневом

6. Вспомни как можно больше запахов Кубани

«Главный запах »

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Кубань – земля такая

Кубань – земля такая: Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет- В ней слава боевая

И поле оживает. И слава трудовая

И гром земной плывет, Цементом скреплены.

И землю плуг срезает, Цветет в Новороссийске

Как масло. Священная земля.

Круглый год И, словно обелиски,

Здесь что-то засевают, Застыли тополя.

И что-то убирают, Кубань – земля такая:

И что-нибудь цветет. От хлеба золотая,

Кубань – земля такая: Степная сторона.

От края и до края Гостей она встречает,

Две Дании войдет. И душу открывает,

Омытая морями, Прозрачную до дна.

Укрытая в леса, Казачка огневая,

Пшеничными полями Красива, молода,

Глядится в небеса. Кубань – земля такая:

А снежные вершины – Однажды приласкает -

Как волны седины, Полюбишь навсегда!

Как мудрость старины.

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

к заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Приезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Красивые люди живут,

На хуторе нашем вишневом

Оркестры на свадьбе зовут.

И хлопцы подруг зазывают,

И сами выходят на круг,

под вишнями вишни срывают

С горячих рассерженных губ.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный драгоценный подарок –

весну на рубахе принес.

5.Итог урока

Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.

Задачи :

-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;

Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;

Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;

Способствовать запоминанию слов;

Совершенствовать интонационную выразительность речи ;

Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.

Методы и приёмы :

Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»

Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .

Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .

Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент

Приветствие гостей

Звучит Гимн Кубани

Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)

Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)

Как называется человек который пишет музыку (композитор)

Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)

2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»

Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.

О чем пишут поэты в своих стихах ?

А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »

Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .

Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »

Как называется стихотворение ? (Главный запах )

Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )

О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)

С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)

С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)

Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)

Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)

Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)

Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .

Накрапах – накрап – природные пятна на груше.

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Упражнение «Повтори без слов»

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород мы пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идем вперед

Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед

Ароматную сорвем.

И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.

На салат мы соберем.

Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»

Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед

Очень, очень вкусные. кистями круговые движения

И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя

С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места

5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»

Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.

6. Игра «Передай волшебную палочку»

Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .

7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!

Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.

Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.

Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.

Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.

Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.

Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

Времена года глазами кубанских поэтов

Цели:1) познакомить с особенностями времён года на

небесная синь –

васильки…

Виталий Бакалдин

(Бешмет – верхняя одежда у татар, кавказских народов, казаков)

Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину,

Над хуторами

тополя.

Кронид Обойщиков

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил.

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

Иван Варавва

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет...

Татьяна Голуб

Это фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек - и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.

(Фрагмент - отрывок текста, художественного или музыкального произведения.)

Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?

Выполните иллюстрацию к одному из отрывков.

А умеете ли вы определять погоду по народным приметам?

Если нет, внимательно послушайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.

Приметы

Будет дождик или нет -

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Значит, дождь пойдёт опять –

Нужно зонт с собою взять.

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок –

Тут никто не ошибётся:

Будет солнечный денёк.

А вот отрывок из стихотворения «Толи снег, то ли дождик» Кронида Обойщикова:

Если пахнуть сильно стала

Под твоим окном сирень,

Кошка стенку искромсала,

Петухи орут весь день,

Если ласточки летают

Низко-низко над землёй,

Я теперь уж точно знаю:

Хлынет дождик ливневой…

В народе известны и другие приметы дождя:

«Вода на реке пенится - завтра пойдёт дождь ».

« Воробьи в пыли купаются - к дождю»,

« Вечером небо бледно-жёлтое - к дождю. »

- Расспросите старших - родственников, знакомых - о том, какие народные приматы им известны. Запишите в тетради известные вам приметы дождя, ветреной или солнечной погоды. Нарисуйте иллюстрации. А чтобы получился настоящий календарь, вы можете сделать в нём главы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Зима.

Кубанская зима редко дарит нам сугробы, снегопады, сосульки... Не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка-зима решит погостить у нас подольше, сколько же радости приносит она ребятам!

Зима приходит на Азово-Кубанскую равнину с севера. Дуют северные и северо - восточные ветры. Холодный воздух, продвигаясь с севера на юг, успевает прогреться. Смешиваясь с местным теплым воздухом, холодный воздух еще более нагревается, поэтому зима в крае мягкая, неустойчивая, малоснежная, с частыми оттепелями. Юго-западные ветры со стороны Черного моря приносят дожди вперемежку со снегом , и возвращается дождливая осенняя погода. Иногда бывают грозы.

Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба:

Как хорошо под снегопадом!

Какая свежесть и тепло!

В лесу, высоком и косматом,

Как в сказке бабушки, светло…

Снежная баба

Бабу снежную вчера

Мы слепили у двора.

До чего ж она была

Симпатична и бела!

Мы приладили ей чёлку,

В руки сунули метёлку,

Улыбалась всем она

Аж до самого темна.

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом,

И от бабы - вот так да!-

Не осталось и следа!

Татьяна Голуб

Первый лёд

От январской первой стужи

Поутру замёрзли лужи.

Возле школы есть одна –

Всем понравилась она.

Быстро очередь растёт –

Все хотят проверить лёд.

А я плохо прокатился -

На спине вдруг очутился.

А за мною мчится Женя:

«Не задерживай движенье!»

«Поднимайся,-крикнул Вова,-

Я хочу проехать снова!»

Это место обойти

Никто и не пытается,

Даже строгий завуч наш

Тоже тут катается .

Кронид Обойщиков

А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями?

Объясните пословицу:

« Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.»

Весна.

Весну называют утром года. У нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая кубанская красавица!

И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.

В стихотворении Виталия Бакалдина «Весеннее» она только приближается:

...На первый взгляд невзрачные,

сады ещё прозрачные,

ещё не зацвели...

В полях ещё томление

распаханной земли.

А в стихотворении Вадима Неподобы «Вербное утро» весна уже вступает в свои права:

"Гам, где обрывы тенистые

Солнечным бликам родня,

Вербные дети пушистые

Разом увидят меня...

У Ивана Вараввы («Утро после дождя») кубанская весна предстаёт во всей своей красе:

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны.

Льют зарю, к порогу подойдя...

Весна в крае начинается рано: в феврале уже чувствуется ее приближение. Однако первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 6 градусов, а иногда температура воздуха падает до 10-13 градусов мороза. Вторая половина месяца обычно теплая. В марте зацветают в приречных лесах подснежники и фиалки, пробиваются к свету молодые побеги крапивы, лопуха, одуванчика.

В апреле обычно устанавливается теплая погода. В конце месяца цветут вишни, яблони, сирень. Иногда бывают резкие похолодания, приносящие большой вред садам. В начале мая цветет белая акация.

С приходом весны на гнездовья прилетают многочисленные пернатые друзья: скворцы, ласточки. На полях начинаются сельскохозяйственные работы: пахота, сев.

Объясните пословицу:

« Весна – утро года. »

Лето.

Все времена года хороши и красивы по-своему.

Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето!

На Кубани много лета,

много хлеба,

Словно дыня,

закатилось солнце в небо.

Как гусыни,

стаи белых облаков.

Кронид Обойщиков

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром.

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Татьяна Голуб

А над Кубанью тополя

И вётлы в три обхвата.

И всё поля, поля, поля.

До самого заката.

Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъем

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом – щедрая земля

С восхода до заката.

Антонина Баева

Летом длинные солнечные дни и короткие теплые ночи. Солнце всходит рано, в полдень поднимается высоко и сильно греет. В 9 часов вечера в конце июля еще бывает светло. Конечно, вы помните, что самый длинный день - 22 июня, он длится 17 часов 30 минут. Дожди идут редко, они кратковременны, иногда сопровождаются грозами. Вслед за ними быстро наступает ясная погода.

В сухую и жаркую погоду, которую приносят восточные и северо-

Восточные ветры, вы, наверное, любите купаться в речке или море. Особенно в июле, ведь он самый жаркий месяц. Температура воздуха поднимается до 30-35 градусов, а иногда бывает и выше.

На Черноморском побережье жара днем смягчается ветерком (бризом), дующим с моря.

Лето - не только самая красивая и благодатная пора. Это время уборки урожая. Хлеб - общая забота кубанцев. И жители станиц, и горожане -все стремятся помочь хлеборобам вовремя убрать пшеницу, не потерять ни колоска...

Осень.

Стоит пшеница по Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зелёный парус тополей.

Шумят хлеба...

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!..

Иван Варавва

В северной половине края осень начинается в конце сентября. Обычно она продолжительная и теплая: деревья долго сохраняют свой зеленый, а затем золотистый наряд. Они постепенно сбрасывают свои листья. Каких только красок нет у золотой осени! У тополя, яблони и груши листопад начинается в октябре, у белой акации и вишни - в ноябре.

Осенью заметно короче становятся дни. В начале октября в 7 часов вечера уже темнеет. В середине дня солнце поднимается не так высоко и меньше нагревает землю. Переход к зиме незаметный, постепенный, лишь в конце ноября начинаются заморозки.

Осенью убирают подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу, пашут поля под озимые. С высоких гор дикие животные спускаются в широколиственные леса, где усеивают землю осыпавшиеся дикие груши, яблоки, орехи, каштаны, желуди. Эти плоды поедают медведи, кабаны, барсуки и другие животные. Они готовятся к зиме.

Итог занятия.

Конкурс на лучшее сочинение о красоте природы родного края.

Выставка рисунков, фотографий о природе Кубани.

Выставка книг кубанских поэтов.