Колокольня, 1784-1789 гг.

Палаты бояр Романовых, XVI-XVII вв., в 1858-1859 гг. реставрированы
Ф. Рихтером

Собор Знаменского монастыря,
1979-1682 гг., арх. Ф. Григорьев,
Г. Анисимов

Корп. служб Знаменского монастыря, середина XVIII в., перестроен в 1856 г., арх. Ф.Ф. Рихтер

Братский корпус, XVII в.

По одной из версий, монастырь был основан царем Михаилом Романовым в 1631 г. в память смерти его матери инокини Марфы. По другой версии, монастырь был основан в 1629 г. в честь рождения сына царя Михаила - Алексея. Посвящение монастыря Знаменью Пресвятой Богородицы было определено тем, что еще в составе Палат Н.Р.Юрьева была устроена домовая церковь (часовня), посвященная этому празднику.

Двор на Варварке был устроен прямым дедом царя Михаила Романова Никитой Романовичем Юрьевым в 1550е гг. после того, как его сестра Анастасия Романовна Юрьева в 1547 г. стала первой женой первого русского царя Ивана Васильевича (будущего Грозного).

В середине XIX в. Палаты бояр Романовых в Знаменском монастыре на Старом Государевом дворе стали одним из первых объектов русской архитектурной реставрации, работы были проведены под руководством архитектора Ф.Ф.Рихтера.

Со стороны двора в верхние жилые этажи здания ведет 2маршевая лестница с разворотом, ведущая на Красное крыльцо под своеобразным средневековым «бочкообразным» щипцом. Нижний служебный ярус палат со стороны двора снаружи расписан под «пирамидки бриллиантового руста». О древности нижнего яруса палат бояр Романовых свидетельствует то, что при реставрации была восстановлена белокаменная кладка помещений нижнего яруса.

В верхнем ярусе Палат бояр Романовых были восстановлены средневековые сводчатые своды на распалубках, своды и частично стены при проведении реставрации были эффектно расписаны растительными орнаментами. В верхнем ярусе палат были восстановлены изразцовые печи различной формы.

Крупные строительные работы были проведены в Знаменском монастыре в 1670е гг., когда главными прихожанами Знаменского монастыря стали родственники первой жены Царя Алексея Михайловича Марьи Ильиничны – Милославские. На средства боярина И.М.Милославского был выстроен новый Знаменский собор. Это достаточно грандиозное сооружение, впечатление от которого несколько снижается тем, что собор расположен в центре двора участка монастыря, то есть значительно ниже трассы ул. Варварки. Собор представляет собой храм, характерный для строительства Москвы второй половины XVII в. Это крупное сооружение на подклете (высоком цоколе), достаточно четко организованное снаружи и представляющее собой вольное подражание Успенскому и особенно Архангельскому соборам Московского Кремля. На уровне основного здания фасады собора разделены на вертикальные зоны (прясла), выделенные приставленными сдвоенными круглыми столбами. Основной объем собора по горизонтали завершен карнизом, над которым над пряслами располагаются декоративные арки - кокошники, в классических храмах русского средневекового строительства соответствующие внутреннему расположению арочных коробовых сводов. Но во второй половине XVII в. русская строительная техника уже позволяла создавать крупные помещения без внутренних опор. Снаружи собор Знаменского монастыря имеет 5 глав на барабанах, но функционально дает верхний свет внутрь собора только центральный барабан, барабаны под главами по углам собора не имеют окон, они чисто декоративные. Украшением собора являются нарядные наличники симметрично расположенных окон. К сожалению, после того, как в 1929 г. монастырь был закрыт, собор лишился своего оформления.

Еще один период проведения крупных строительных работ пришелся на период 1780х гг. в период восстановления Москвы после «Чумного бунта». В этот период с северо-запада от собора были построены Святые ворота со звонницей – крупный объем на высоту спуска от Варварки к территории монастыря, над которым была возведена открытая колоннада для звонницы.

Знаменский монастырь был закрыт в 1929 г., крупные реставрационные работы были проведены в 1960е – 1970е гг. при строительстве гостиницы «Россия» и подготовке к культурной программе Олимпиады-80.

В настоящее время Палаты бояр Романовых и Знаменский собор образуют один из филиалов Государственного Исторического Музея. Одновременно с 1992 г. в Знаменском соборе возобновлено проведение богослужений.
Ансамбль прошел комплекс реставрационных работ при подготовке культурной программы Олимпиады – 80.
В соборе были проведены восстановительные работы при организации прихода в 1991 г.

January 6th, 2017 , 04:05 pm

Село Коломенское, ставшее известным как княжеская и царская вотчина, впервые упоминается в 1336 году в духовной грамоте князя Ивана Калиты. Спустя два века здесь начал складываться уникальный архитектурный ансамбль, привлекающий ныне туристов и ценителей русского зодчества. В первые годы советской власти для сохранения наследия прошлых веков в Коломенском был создан музей, возле исторических зданий появились образцы деревянного зодчества, доставленные из Поморья и Сибири. Коломенское знаменито и археологическими находками в Дьяковом городище - считается, что это было древнейшее поселение на территории нынешней Москвы.



Не одно поколение реставраторов пыталось разгадать тайны Коломенского. За прошедшие столетия ансамбль не раз перестраивался и перед специалистами по сохранению наследия стояла дилемма: то ли законсервировать здания как есть, со всеми поздними наслоениями, то ли приводить к первоначальному облику, избавляясь от «лишних» элементов. Причём в любом случае найдутся оппоненты, критикующие работу реставраторов.

Пётр Барановский, основавший в 1923 году в Коломенском музей русской архитектуры, считал, что зданиям нужно придать первозданный вид. Он зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, удаляя «позднейшие» слои. Поработать ему довелось десять лет, а затем последовал арест с обвинением в утаивании церковных ценностей при сборе экспонатов для Коломенского, а заодно обвинение в попытке покушения на жизнь товарища Сталина. Вернувшись из лагерей, Барановский продолжал работу по сохранению архитектурных памятников в разных городах России. В Москве его стараниями был сохранён от уничтожения Покровский собор на Красной площади, открыт музей в Спасо-Андрониковом монастыре, проведена реставрация Крутицкого подворья.

С 2005 года Коломенское входит в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника http://www.mgomz.ru , в который также включены царская усадьба Измайлово, дворцово-парковый ансамбль Лефортово и усадьба Люблино.


Вход в музей-заповедник со стороны проспекта Андропова. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/94364

Со времён Ивана Калиты село на высоком берегу Москвы-реки приглянулось великим князьям и стало резиденцией правителей земель Русских. Василий III, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, Николай I так или иначе поучаствовали в создании и реконструкции архитектурного ансамбля, а расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича. В 1667-1668 годах для него был возведён великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный дворы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь Государев двор окружён оградой с тремя воротами - Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окружённые высоким тыном.

Наши современники, приезжающие в Коломенское на метро, через Казанский сад выходят к Задним воротам Государева двора. Эти ворота с конца XVIII века служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции. Другое название ворот - Спасские - связано с иконой Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками. С южной стороны к Спасским воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенных в 1680-е годы и использовавшихся для охраны усадьбы (разобраны в XIX веке). Выполненные из кирпича ворота имеют два пролёта: широкий предназначался для проезда обозов и экипажей, а более узкая «калитка» использовалась пешеходами. В 2001-2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация Спасских ворот, а в 2007 году восстановлены Стрелецкие караульни.


Задние ворота. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/94509

Справа от входа в 1667-1668 годах для удовлетворения гастрономических запросов царя Алексея Михайловича и его свиты были построены Кормовой и Хлебный дворцы. Здесь выпекали хлеб, готовили разнообразные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей и хранили припасы. Постройки хозяйственных дворов были возведены одновременно с деревянным царским дворцом Алексея Михайловича в 1667-1668 годах. Каменные здания просуществовали до начала XIX века. В 1815 году постройки разобрали, а кирпич употребили для сооружения стен, примыкающих к Спасским воротам.

Музейные работники раскрыли для обозрения фундаменты хозяйственных построек, погребов и стрелецких караулен, восстановив планировку XVII века. В ходе археологических раскопок обнаружено около 400 артефактов минувших веков, которые стали экспонатами музея.

Государевы ледники сейчас накрыты стеклянным колпаком. Ранней весной эти глубокие каменные погреба набивали москворецким льдом и хранили здесь различные продукты - свежее и просолённое мясо, рыбу, икру, солёные овощи и грибы, сыры, яйца, ягодные морсы.

Дальше по Липовой аллее, в середине Государева двора, находился деревянный дворец Алексея Михайловича. От богатой постройки сохранились лишь рисунки и чертежи, по которым современные строители сделали макет здания в натуральную величину, установив его в южной части музея-заповедника.

Дворец соединялся переходом длиной около пятидесяти метров и шириной около трёх метров с храмом Казанской иконы Божией Матери. В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же была заложена каменная Казанская церковь при царском Коломенском дворце. По другой версии, каменную пятиглавую церковь в Коломенском приказал возвести царь Михаил Феодорович в память об избавлении Москвы от польских интервентов.

Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века. Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол пределов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Согласно упоминаниям, свита царя молилась в помещении трапезной, самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных тронах.

Через Передние ворота можно пройти к набережной Москвы-реки на площадь Вознесения. Передние ворота, построенные в 1671-1673 годах, представляют собой четырёхъярусное сооружение на трёх пилонах с двумя арочными проёмами между ними. Первый ярус, в настоящее время покрытый скатными кровлями, первоначально завершался белокаменной балюстрадами. Над ним было устроено гульбище с выходом из северной стены второго яруса башни. Второй ярус занимала «органная палата», в третьем располагался часовой механизм, а большие «указные круги» (циферблаты часов) размещались на западной и восточной стенах часовой палатки. Четвёртый ярус - восьмерик с арками для звона, причём колокола звонили под управлением часового механизма. Венчал сооружение символ царской власти - двуглавый орёл.

Перед воротами были поставлены по четыре деревянных льва, декорированных шерстью. «Органным устройством», создававшим имитацию львиного рыка, управлял часовой механизм. Создал эту «музыкальную шкатулку» мастер Пётр Высоцкий, который, предположительно, являлся одним из авторов и всего сооружения. В музее находится гиря - единственный сохранившийся элемент того часового механизма.


Передние ворота. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/87403

К Передним воротам примыкают Полковничьи и Приказные палаты, создавая единый ансамбль. С северной стороны располагалась Приказная изба с управляющими хозяйством Коломенского, а с юга - Полковничьи палаты со штабом охранного полка. В ходе реставрационных работ сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, средневековые окна и дверные проёмы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат. Здесь открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».

Здесь же находился Сытный двор, впервые упомянутый в 1680 году. Комплекс двора был построен из большемерного кирпича, перекрыт низкими сводами, имел скромный кирпичный декор и деревянное оформление в виде разнообразных по форме крыш, чердаков, навесов и крылец. В состав двора входили Клюшничьи, Уксусная (Хлебная), Поваренная (Пивоваренная) и Кладовая палаты, ледники, тёплый («Фряжский») погреб, кладовая и сушила. Изначально одноэтажное сооружение со временем обветшало и в 1766-1768 годах подверглось реконструкции с достройкой второго этажа. Над воссозданием исторического облика Сытного двора потрудились несколько поколений реставраторов.

В рамках создания музея деревянного зодчества архитектор-реставратор Пётр Барановский перевёз в Коломенское домик Петра I. Небольшой деревянный дом был построен в устье Северной Двины в 1702 году специально для Петра I, прибывшего в Новодвинскую крепость. В ожидании повторной осады Архангельска, Пётр прожил в домике более двух месяцев, и покинул его только убедившись, что нападения шведского флота не последует. Он провёл это время, наблюдая за строительством крепости и спуском на воду новых кораблей.

Домик Петра собран из готовых венцов и имеет типичное для российских строений устройство: две тёплых, обогреваемых печами клети, объединённые холодными сенями, расположенными в средней части дома. К сеням на главном фасаде примыкает крыльцо, а с противоположной стороны сделан прируб. Основной объём домика поделен в продольном направлении на две неравные части. Более широкая часть представляет собой своего рода анфиладу и выходит на главный фасад. В левой и правой её частях расположены кабинет («светлица») и спальня («почивальня»).

В 1877 году домик Петра был перевезён из крепости в Архангельск, где он стоял, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным футляром, на набережной Северной Двины. Когда над ним нависла угроза уничтожения, Петр Барановский спас памятник деревянного зодчества и в разобранном виде доставил из Архангельска в Коломенское. Оригинальное крыльцо домика не сохранилось, а имеющееся появилось в ходе реставрационных работ. В деревянном крыльце воспроизведены элементы украшения каменных крылец, характерных для XVII века. Дом имеет традиционное двухскатное покрытие с кровлей, составленной из «красного» тёса.

В домике сейчас размещены музейные экспонаты - мебель, холодное оружие, столовые приборы, макеты кораблей, гравюры.

Музей русской архитектуры был основан Барановским в 1923 году. По его замыслу Коломенское должно было стать музеем деревянного зодчества и сюда стали свозить старинные постройки из разных районов Москвы и других городов. Первым экспонатом стала медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, привезённая в 1927 году из бывшего села Преображенское.


Памятный столб-часовня - это белокаменный столб последней трети XIX века, поставленный крестьянами в деревне Шайдорово (окрестности Царицыно) в знак благодарности за отмену крепостного права императором Александром II Освободителем. Во время сноса Шайдорово в 1970-е годы столб перевезли в Коломенское.


Половецкая баба, конец XI-XII веков - надмогильный памятник над курганом половца-кумана.


Челобитный столб находился у главного фасада дворца Алексея Михайловича. Сюда просители приносили жалобы и просьбы, адресованные царю, и здесь же оглашались указы государя. Позднее на столбе появились солнечные часы и в советские годы столб назывался Часовым.


Борисов камень, XII век - гранитный валун, пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины. Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х годах.


Вид Передних ворот со стороны Москвы-реки. На переднем плане - Полковничьи палаты.


Передние ворота. 1913 год: https://pastvu.com/p/5917

Церковь Вознесения Господня в Коломенском была построена в 1528-1532 годах по велению великого князя Василия III. Государь всея Руси молился о наследнике и пригласил итальянского архитектора Петра Франческо Анибале, известного также как Петрок Малый или Пётр Малой Фрязин, для создания величественного моленного храма. Впрочем, достоверно его авторство не подтверждено. Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Проект менялся несколько раз уже по ходу строительства и работы завершились лишь летом 1532 года. Любопытно, что к этому времени княгиня Елена уже родила государю наследника, сына Ивана, прозванного позднее Грозным.

В истории русского зодчества этот шатровый храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Храм высотой 62 метра выполнен из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения.

Начиная с 1886 года эксперты не раз проводили исследования, выявляя ценные архитектурные детали и уточняя датировку изменений, которые произошли со зданием за минувшие века. В 1970-е годы археологи сняли метровый культурный слой вокруг церкви Вознесения и обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. В некоторых публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения», однако это утверждение было опровергнуто.

С 1994 года украшение музея-заповедника Коломенское входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в течение нескольких лет в церкви проводились реставрационные работы. Опасения некоторых специалистов вызывает расположение памятника на оползневом берегу.

В конце XII века в Царской России сформировался Государев Двор. Это определение в Европе изначально определяло круг людей, который обслуживал царскую семью в личной резиденции. Но в России в список людей входила не только прислуга. Получить должность в Государевом дворе - это была привилегия. Так как со временем в нем сосредоточилась вся политическая система управления государством.

Жизнь до Государева двора

С XI века Российское государство все больше становилось обособленным, но стабильно развивалось. Положительной стороной обособленности оказалось экономическое и культурное развитие областей. Население увеличивалось, хозяйство становилось более крепким, города - богаче.

Русские земли между собой объединяли лишь некоторые факторы:

  • князья и бояре признавали власть киевского князя;
  • в областях сохранялась единая религия и язык;
  • контролировалось подчинение норм, описанных в принятом своде законов "Русская Правда".

Причины раздробленности

Владимир Мономах, царствовавший в период с 1113-1125 гг., пытался остановить процесс, но умер. Его сын Мстислав занял престол после смерти отца, но правил недолго, всего 7 лет.

Предпосылкой раздробленности государства стало и переселение народа с тех земель, на которые периодически совершали набеги половцы. Восточные и Юго-западные города Владимир, Суздаль, Галич и Волынь приняли основной поток беженцев на себя.

Князей и бояр, владевших землями, не устраивало подчинение Киеву. Ведь для того, чтобы поддерживать порядок на своих землях, они обладали достаточной властью и были сильны. К тому же местные бояре и княжеская дружина обеспечивали каждого князя необходимой защитой и помощью, поддерживая идею не зависеть от столицы.

Раздробленность Древнерусского государства

Из-за княжеских междоусобиц обороноспособность государства ослабла. В XII - I пол. XIII вв. Древнерусское государство оказалось полностью раздробленным.

К концу XII века самостоятельными, не зависящими от столицы, стали 15 земель. Самими крупными из них были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжество, и Новгородская республика. В 1132 году раздробленность России достигла апогея.

Централизованность государства стала условной. Каждый князь правил на своей земле самостоятельно, учитывая приближенных к нему бояр и дружину - те силы, от которых зависела его власть.

Исторически значимой личностью в тот период был князь Андрей Боголюбский. Он правил во Владимиро-Суздальских землях и вел активную внешнюю политику для присвоения себе титула царя. Но в 1174 году его убили и власть перешла к его брату - Всеволоду Большое Гнездо. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало центром, который в дальнейшем сплотил государство.

Причины возникновения Государева двора

Давайте рассмотрим определение по истории, что такое Государевчфхиио двор. Его возникновение историки относят ко II половине XII века. В него вошли представители княжеской дружины. Но в то время подчинение происходило по принципу "вассал твоего вассала - не мой вассал". Тогда появился Государев двор. Это структура, в которую со временем на основе добровольной подчиненности, вошли бояре, "вольные слуги" и слуги, которые подчинялись "дворскому-мажордому". Со временем количество добровольных вассалов росло.

В XIII-XIV вв. у каждого князя был свой "Государев двор". Это все вассалы, состоящие в структуре: дружина, бояре и их потомков, наемные работники, рабы. Их всех называли дворянами.

Государев двор

В конце XVI века в период правления Рюриковичей в России полностью сформировался Московский Государев Двор. Это была поместная система, в которую вошли выходцы из трех классов: высший и средний составлял резиденцию короля, низший - его слуг.

К высшему классу относились люди, имеющие крупные землевладения. Верхушка этого класса также имела чины в Боярской Думе. Остальные занимали разные должности при дворе: печатник, конюший, спальник, оружничий и так далее. К среднему классу относились кавалеристы, которые призывались на службу в столицу: уездные помещики (дворяне и дети бояр). Общее количество людей со временем достигло 1200. Роль в управлении страной царского двора была большой. Входящие в структуру люди влияли на внешнюю и внутреннюю политику.

Дворцовые чины

Чины Московского Государева двора - это дворцовые и московские должности. В список входили:

1. Конюший - после смерти короля, если у него не имелось наследников, являлся первым претендентом на престол. Ведал табунами и конницей, участвовал в военной и дипломатической деятельности.

2. Дворецкий - прислуживал за столом, заведовал обменом между дворцовыми прислужниками, осуществлял раздачу, межевание, судил.

3. Казначей царского двора хранил ценности и архив.

4. Оружничий - заведовал оружничей комнатой.

5. Постельничий заведовал государевой спальней, личной казной и драгоценностями, канцелярией, парадной одеждой.

Кроме этих должностей существовали чины ловчего, сокольничего, кравчего, ключника, истопничего.

Царский двор состоял и из московских чинов. Они присваивались дворянам, деятельность которых была связана с войском. Это были стольники и стряпчие.

Предпосылкой появления царского двора послужила раздробленность Русского государства. Роль в управлении страной Государева двора была большой. Приближенные к царю люди, занимавшие чины в этой структуре, могли влиять на политическую и экономическую сферы. Что такое Государев двор (определение по истории), рассказала вам данная статья.

Когда-то давно поместья в этом районе имели дворяне, занимающие высокие государственные должности. Теперь купить дом в коттеджном поселке «Государев двор» достаточно просто.

Расположен он в 40 минутах езды от Москвы (49 километров) в окружении леса, на берегу реки Челвенка. Такое соседство предоставляет большие возможности для охоты, рыбалки, походов за грибами и просто пляжного отдыха.

Участки и коттеджи «Государев двор»

В первой очереди строительства 358 участков размером от 6 до 20 соток. Часть их с одной стороны прилегает к лесу, другие - имеют собственный выход к реке. Такой выбор позволяет каждому приобрести участок по своем вкусу. Кроме основного дома можно выбрать и построить беседку, веранду, баню и гараж. Также предоставляются несколько вариантов покрытия дорожек на приусадебном участке.

Сами коттеджи «Государев двор» имеют различные размеры и строятся по нескольким типовым проектам. Дома могут быть выполнены из газосиликатного блока, бруса или дерева. Таким образом, выбор достаточно велик и может удовлетворить запросам самых взыскательных покупателей.

К участкам проведены все основные коммуникации. На территории поселка располагаются трансформаторная подстанция и газораспределительный пункт, площадка для сбора ТБО. Территория огорожена, находится под охраной, въезд осуществляется через два контрольно-пропускных пункта.

Инфраструктура коттеджного поселка «Государев двор»

Новый поселок располагается по Симферопольскому шоссе в непосредственной близости от города Чехов. А значит, жители его имеют прямой доступ к весьма развитой инфраструктуре. Отделения банков, поликлиника, школа и детский сад, торговый центр и фитнес-клуб буквально в 10 минутах езды.

Кроме того, на территории коттеджного поселка «Государев двор» планируются развивать собственную инфраструктуру: торговый центр, детские и спортивные площадки, детский сад. Неподалеку расположатся футбольные поля, теннисные корты и база отдыха. Таким образом, будет все необходимое для комфортной жизни и отдыха на природе.

Государев двор

Вопрос о том, зачем в самый ответственный момент переговоров о мире с Турцией и Крымом понадобился во главе Посольского приказа B.C. Волынский, остается загадочным. Была это дворцовая интрига или попытка царя прикрыться от возможного негодования двора в связи с уступками «агарянам»? Как бы то ни было, Государев двор, первым человеком которого считал себя государь, всегда доставлял ему превеликое беспокойство. Федор Алексеевич пытался и подчеркнуть его значение, выделить среди дворянства, и заставить этот высший слой служилых по отечеству стать истинно служилым, функциональным в меняющемся государстве.

Весь XVII в. московский список знатнейшего дворянства увеличивался и в 1681 г. насчитывал уже 6 385 человек, имевших поместья и вотчины практически по всей территории России (исключая Сибирь). Этот привилегированный слой должен был поставлять высших военных и гражданских чиновников, но, несмотря на свою многочисленность, не исполнял полностью эту обязанность, а в военном отношении сотенная служба московского дворянства была явным архаизмом. Сложность состояла в том, что чиновная система Двора была главной в государстве и продвижение по служебной лестнице, например, военных нового строя, приходилось увязывать с чинами московского дворянства.

Служба представителей московского списка под началом человека, в него не входившего (пусть даже генерала), считалась для дворян унизительной, а получение выходцем из «низов» звания московского дворянина, стольника, думного дворянина, окольничего и наконец боярина нарушало систему «мест» московских фамилий. Даже представители знатнейших родов должны были постоянно следить, чтобы не оказаться на службе ниже того, под которым его родственники никогда не ходили, и тем самым не «утянуть» высоту своих традиционных прав. Поэтому московским дворянам приходилось частенько отказываться от выгодных и престижных поручений и назначений, скандалить на светских и духовных церемониях: вызвать царский гнев и даже быть выгнанным в шею было не так страшно, как унизить род. Наконец, если возвышение одного члена несколько повышало всю его фамилию, то опала могла «понизить» род гораздо скорее.

Федор Алексеевич и его Дума свято исповедовали родовой принцип (особенно активно реализуя его в поместно-вотчинном законодательстве). Так, уже 23 февраля 1676 г. государь указал и бояре приговорили, что за службу отцов, погибших на русско-польской войне (с 1654 г.), землями в вотчину безусловно должны жаловаться дети (№ 631). В то же время само дворянство, из различных соображений нередко посылавшее на службу сына вместо отца, племянника вместо дяди или брата за брата, просило государя изменить указ Алексея Михайловича и жаловать за службу действительно служивших, а не их родственников. 20 марта 1677 г. государь и бояре удовлетворили эти прошения частично: при желании родственников, записанных в службу, но не бывших на ней, жалованье получали они, а не действительно служившие (№ 684).

В том же месяце марте, 12-го числа, Федор Алексеевич именным указом повелел московским дворянам и жильцам, записанным в эти чины из городовых дворян с 1670–1671 гг., нести военную службу с теми городами, откуда они попали в московский список: надо полагать, имеются в виду воеводские разрядные (регулярные) полки. Это охватывало регулярной военной службой изрядное число лиц Государева двора (что стало особенно ясно после военно-окружной реформы). Но прямо покуситься на привилегии московского дворянства государь не отважился: было объявлено, что в городовых (более низких по чину) списках эти лица значиться не будут, то есть свой статус не уронят (№ 683). Как уступку этой категории дворян можно рассматривать указ от 22 августа 1677 г. о неназначении городовых дворян и детей боярских в воеводы, если на то не будет специального царского распоряжения по каждому кандидату лично (№ 704).

Не только служить в регулярстве, но вообще служить московское дворянство приходилось заставлять. 15 января 1679 г. Федор Алексеевич велел объявить с Постельного крыльца стольникам, стряпчим, московским дворянам и жильцам: ему «ведомо», что у них по домам живет немало способных к службе детей и братьев, племянников и свойственников. Всех их государь повелевал представить в чины и записать в полковую службу, угрожая уклоняющимся, что они совсем не получат чинов, а то и будут написаны «с городами» (№ 747). К 17 марта 1679 г. бояре нашли способ привлечь дворян на службу: приговорили, что поместья будут закреплены за отставными дворянами только в том случае, если их дети состоят в службе или они сами вновь начнут служить (№ 754). Речь в первую очередь шла о военной службе, но для московского дворянства она обычно оказывалась парадной и смыкалась с придворным церемониалом, который требовал демонстрировать роскошь и величие Государева двора.

Федор Алексеевич не одобрял театр, но уделял театрализованным придворным действам большое внимание и неукоснительно следил за выполнением придворными актерских функций. Церемонии действительно производили большое впечатление на народ, заблаговременно предупрежденный глашатаями и собиравшийся посмотреть на них огромными толпами, а также на иностранных гостей. Вот, например, как описывал встречу польского посольства под Москвой его участник чех Бернгард Таннер. Взору приезжих представилось «блестящее войско… в разноцветном одеянии, со множеством труб и литавр». Младшие придворные - жильцы - составляли «новый, невиданный дотоле отряд воинов. Цвет длинных красных одеяний был на всех одинаков; сидели они верхом на белых конях, а к плечам у них были прилажены крылья, поднимавшиеся над головой и красиво расписанные; в руках - длинные пики, к концу коих было приделано золотое изображение крылатого дракона, вертевшееся на ветру. Отряд казался ангельским легионом.

Кто не подивился бы на такое чудное зрелище, того по справедливости я счел бы слепым и среди цветущего сада!».

О появившихся следом царских стольниках Таннер рассказывает: «Сознаюсь, что мне не под силу описать как следует убранство их, разнообразие одеяний и прочее великолепие этой вереницы - необычайную их пышность, красу и блеск можно разве вообразить!.. На них ловко сидели красные полукафтанья, а другие, вроде плаща, были накинуты на шею, мастерски вышитые, подбитые соболем; они называют их ферязями. На каждой ферязи на груди по обе стороны виднелись розы из крупных жемчужин, серебра и золота. Они носили эти ферязи, отвернув их у правого локтя и забросив за спину. Блиставшие на солнце каменьями, золотом и серебром шапки придавали еще больше красы этой веренице».

Кони были украшены толстыми золотыми и серебряными цепями, бряцавшими, когда всадники горячили коней; особый звон издавали также конские наколенники и подковы с цепочками. Пересев на свежих коней «в еще более пышной сбруе», всадники эти «начали - удивительно сказать! - не касаясь земли, перескакивать с одного седла на другое, выказывая такую ловкость, что все в изумлении залюбовались на их искусство».

Последовавший далее торжественный прием, как и все такого рода протокольные мероприятия, был тщательно продуман, вплоть до деталей царского облачения. Еще готовясь к венчанию на царство 18 июня 1676 г., Федор Алексеевич проявил большое участие в уточнении деталей этой традиционной церемонии. Помимо серьезных изменений в чине венчания (о которых мы расскажем ниже) царь позаботился приставить более пышную свиту у скипетра, державы и прочих инсигний (дьяков и дворян в золотой одежде), снять слова «в холопстве» из объявления о сборе на Ивановской площади «иноземцев, которые ему, великому государю, служат в холопстве», и дать строгие распоряжения охране.

Стрельцам было указано «людей боярских и иных мелких чинов отнюдь никого не пускать» на Красное крыльцо и в дворцовые переходы, чтоб никто не толпился и не заступал путь главным участникам действа. Так же следовало заблаговременно «выслать из церкви (Успенского собора. - Авт. ) народ, незнатных людей, и очистить» место, «чтобы золотчикам было где стать и от множества народа тесноты великой не было». Стряпчим, дьякам и гостям государь еще 16 июня повелел явиться на венчание в золотых одеяниях - нарушителей следовало гнать с Постельного крыльца, от Садовых дверей и проходных сеней перед Золотой палатой в темный закуток между Столовой и Соборной палатами.

Распоряжения, как должны выглядеть и вести себя «золотчики», делались в царствование Федора Алексеевича беспрерывно, а 19 декабря 1680 г. государь издал сводный указ о торжественной одежде придворных чинов от бояр до дьяков. Ныне и «в предбудущие годы» им повелевалось на великих церковных праздниках являться к выходам либо всем в золотых ферязях, либо в бархатных, либо в объяринных, согласно приложенной росписи трех групп праздников (№ 850). Однако заставить всех выполнять подобный указ было затруднительно. 6 января следующего, 1681 г., распекая стольников, стряпчих и дворян московских за представление к военному смотру самого малого числа дворовых людей «с боем», Федор Алексеевич милостиво похвалил явившихся к крестному ходу на Иордань в золотых ферязях, объявил, что допускает к ходу пришедших в бархате, а надевших объярь или сукно не велит пускать и приказывает им стать подальше, «от тех золотчиков особо» (№ 855).

В октябре 1681 г. вместо старинной длинной одежды (ферязей, охабней, однорядок) Федор Алексеевич приказал всем служилым людям московского списка носить особое платье - короткие кафтаны. Этот указ волей-неволей выполнялся, поскольку в старинной одежде стрельцы не пропускали в Кремль, и вызвал изрядное число откликов. Даже в надгробной эпитафии было упомянуто, что царь «преубыточные для народа одежды переменил». Боголеп Адамов увидел в реформе идейный смысл: «платье народу российскому повелел носить от татар отменное»; а петровские летописцы отмечали, что «сей царь Федор Алексеевич переменил древнее российское платье», «древнюю неудобную одежду» (причем мужчинам и женщинам).

Подобными регламентирующими указами изобильно петровское время, но Федор вынужден был и в этом отношении предвосхитить деяния брата. Еще 26 октября 1676 г. появился именной царский указ с боярским приговором, категорически запрещающий лицам всех чинов являться в Кремль на извозчиках (№ 664). В конце царствования Федор Алексеевич разразился указом, кому сколько по чину и времени года впрягать лошадей в кареты и сани: боярам, в зависимости от случая, от 2 до 6, а спальникам, стольникам, стряпчим и московским дворянам - не более одной лошади в сани, а летом ездить только верхом (№ 902). Зато несколькими месяцами ранее этим младшим категориям придворных было велено не сходить с лошадей и не кланяться в землю при виде боярина - эта честь только для самодержца (№ 875).

Одной рукой Федор Алексеевич практически разрешал дуэли (чуть не в Кремле), ибо освобождал от казни вынужденного обороняться при свидетелях (№ 843), с другой - очень серчал на придворных, толкавшихся в Столовых сенях во время визитов патриарха (№ 790), и издал именной указ о порядке пропуска во дворец стольников и стряпчих, дворян и жильцов, генералов и стольников с посланниками, городовых дворян и т. п., вплоть до денщиков полковников (№ 901).

Из книги Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого автора Анисимов Евгений Викторович

«Государев гнев – посланник смерти» Вероятно, царствование Анны Иоанновны никогда бы не стало историографической «бироновщиной», если бы не было омрачено розысками и расправами над несколькими знатными фамилиями и персонами – Долгорукими, Голицыными, Волынским. Но в

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Слуга государев Оказанное доверие Мончак оправдал сполна. Начиная с 1661 года и вплоть до заключения Андрусовского перемирия калмыкские хошуны ежегодно ходили в дальние походы, как в качестве вспомогательной конницы при русских войсках на малороссийском фронте, так и

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.18. «Дом храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это двор Хобро, Оружейный двор и Тимофеевская (Рыбная) башня в Московском Кремле Следуя описанию Библии, мы продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. ПОСЛЕ Гробниц Давидовых книга Неемии

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

5.Государев полк – конная гвардия царей Было при Иване IV и нечто напоминающее позднейшую петровскую гвардию. "Государев полк" и полк стремянных (конных) стрельцов, представляли собой отборную рать, что была экипирован и вооружен с отменной

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках автора

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Княжий двор и «двор теремный» Игорю в Киеве принадлежал «двор княж». Но здесь он, видимо, останавливался только во время наездов в город. Княжеский замок («двор теремный») находился за пределами Киева, «вне града». Эта постройка была необычным явлением для Восточной

автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

34. Царь Иван Грозный и евразийские инновации. Государев двор, опричнина и холопы - Русскую государственную историю можно отсчитывать от царствования Грозного. Это Big Bang, «Большой взрыв» для русской вселенной.- Контекст мыслей царя Ивана в его свободе обращения с

Из книги Загадочные страницы русской истории автора Бондаренко Александр Юльевич

автора Черная Людмила Алексеевна

Государев чин Понятие «чин» в средневековой культуре было очень емким и насчитывало множество значений (порядок, подчинение, последование, правило, устав, степень, должность, сан, сонм, знамя, значение, время и др.). На первом месте стояло пришедшее из Византии толкование

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Глава четвертая Государев обиход

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.18. «Дом Храбрых» и Рыбарица внутри Иерусалимской стены - это Двор Хобро, Оружейный Двор и Тимофеевская, то есть Рыбная башня в московском Кремле Следуя описанию Библии, продолжаем двигаться вдоль стены, внутри Иерусалимской крепости. После Гробниц Давидовых книга

Из книги Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [ёфицировано] автора Шишкин Владимир Владимирович

Из книги Потемкин автора Болотина Наталья Юрьевна

Глава 9. ГОСУДАРЕВ НАМЕСТНИК Разрыв мужчины и женщины, как правило, приводит к расставанию навсегда, люди прекращают видеться, вычеркивают некогда близких из своей жизни. Бывает и иначе, если их связывают еще и дружеские, уважительные отношения. Екатерина постаралась

Из книги Гарем [История, традиции, тайны] автора Пензер Норман