Классовая борьба, разгоревшаяся вокруг реформы, заставила правительство изменить свою пер­воначальную программу. Под влиянием нарастающего крестьянского движения значительные слои помещиков стали думать о необходимости «развязаться с крестьянами» посредством выкупной операции. С точки зрения этого нового плана многие проекты губернских комитетов, составленные по старой программе, требовали значительной переработки. Правительство решило взять инициативу в собственные руки и образовало особое вспомогательное учреждение при Главном комитете - редакционные комиссии, создаваемые с целью свести воедино отредактировать заново материалы губернских комитетов В марте 1859 г. редакционные комиссии, составленные из представителей разных ведомств и приглашённых экспертов из среды помещиков, приступили к работе под фактическим руководством Н. А. Милютина.

Как учреждение государственное комиссии старались руководствоваться в своей работе преимущественно мотивами установленного «государственного» порядка, т. е. интересами помещичьего класса и самодержавной власти в целом. Но члены редакционных комиссий - как чиновники, так и приглашённые правительством «члены-эксперты» - были всё же помещиками, представлявшими интересы различных помещичьих групп; поэтому внутри редакционных комиссий продолжалась та же борьба, которая шла раньше в губернских комитетах.

В результате продолжительных прении были отвергнуты проекты безземельного освобождения крестьян, хотя сторонники освобождения без земли были и среди членов комиссий. Земельный надел должен был служить обеспечением не только «быта» крестьян, но и исправного отбывания ими государственных повинностей. Кроме того, наделение крестьян землёй должно было предотвратить образование «класса свободных, но бездомных и безземельных работников», т. е. пролетариата, наличие которого могло бы грозить опасностью для «государственного спокойствия». Сочувственно отнеслись комиссии и к вопросу о выкупе крестьянского надела в собственность, правда, при непременном условии согласия помещиков.

«Государственными» соображениями самодержавия редакционные комиссии руководствовались и при решении вопроса о размерах наделов и крестьянских повинностей. Редакционные комиссии приняли значительно более высокие нормы наделов, чем это предполагалось многими губернскими комитетами. Размеры повинностей были установлены, наоборот, меньшие, чем предполагали губернские комитеты. Помимо мотивов «общественного спокойствия» редакционные комиссии в этом вопросе исходили из того соображения, что крестьяне, чрезмерно обделённые землёю и непосильно обложенные повинностями в пользу помещиков, будут плохими плательщиками государственных налогов.

Те же соображения руководили редакционными комиссиями и в вопросе об административном устройстве крестьян. Было решено не сохранять вотчинной власти, а создать особое крестьянское управление, подчинённое общим административно-полицейским органам. Комиссии мотивировали своё решение тем, что уничтожение вотчинной власти, «кроме непосредственного влияния на будущее благосостояние освобождаемых крестьян», «имеет первостепенную важность и в видах сохранения общего порядка и спокойствия».

В августе 1859 г. первоначальный проект «Положений о крестьянах» был закончен, но затем он подвергся изменению в связи с замечаниями депутатов от губернских комитетов, вызванных в Петербург для ознакомления с трудами редакционных комиссий. Депутатам было предложено представить письменные отзывы на проект редакционных комиссий, притом по каждой губернии отдельно; кроме того, председателю редакционных комиссий Ростовцеву было предоставлено право приглашать их «по своему усмотрению и по мере надобности» на заседания комиссий «для словесных объяснений». Такая постановка дела породила острое недовольство среди вызванных депутатов.

Первая группа депутатов от 21 губернии, уже закончивших составление проектов, не ограничилась резкими нападками на редакционные комиссии, а обратилась к Александру II с адресами, в которых выражала свои пожелания относительно дальнейшего хода крестьянского дела. 18 депутатов заявили, что предложения редакционных комиссий «не соответствуют общим потребностям», и просили разрешить им представить свои соображения относительно окончательных трудов комиссий до поступления их в Главныи комитет. Член Симбирского комитета Д. Н. Шидловский ходатайствовал о созыве под председательством царя «нарочито избранных уполномоченных от дворянства» для окончательного решения крестьянского вопроса. Пять либеральных депутатов во главе с А. М. Унковским указывали, что для окончательного завершения крестьянского дела необходимо провести ряд реформ в области печати, суда и ад­министрации. Адреса депутатов раздражили Александра II: «адрес пяти» Александр признал «ни с чем не сообразным и дерзким до крайности»; депутатам, подписавшим «адрес восемна­дцати», было «разъяснено», что они не должны были «утруждать его императорское величество» и что члены не имели права подавать подобную просьбу за «общим всех подписом». На адресе же Шидловского Александр II написал: «Вот какие мысли бродят в головах этих господ».

В феврале 1860 г. в Петербург были вызваны депутаты от остальных 24 губернских комитетов, которые также представили свои отзывы на проект редакционных комиссий. В это время после смерти Ростовцева председателем редакционных комиссий был назначен известный своим реакционным направлением крепостник министр юстиции граф В. Н. Панин. Домогательства крайних реакционеров нашли поддержку в лице нового председателя комиссий - при окончательном пересмотре проекта нормы земельных наделов для многих уездов были понижены, во многих губерниях повышены нормы крестьянских повинностей, причём было установлено, что размер оброка может быть пересмотрен через 20 лет (разумеется, в сторону повышения).

Реформа в Главном комитете и Государственном совете.

В октябре 1860 г. редакционные комиссии закончили свою работу, и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где в него были внесены ещё некоторые изменения в интересах крепостников; нормы крестьянских наделов для многих местностей были ещё более понижены.

28 января 1861 г. началось рассмотрение проекта в Государственном совете, куда он поступил из Главного комитета для окончательного обсуждения. «Я надеюсь, господа,- сказал на этом заседании Александр II,- что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано». Государственный совет, однако, нашёл, что можно ещё кое-что сделать в этом направлении. По предложению князя П. Гагарина в проект было внесено ещё одно дополнение в интересах крепостников: в тех случаях, когда крестьяне соглашались получить одну четверть нормального надела, он предоставлялся им в собственность немедленно и бесплатно; приманкой «даровщины» крестьяне побуждались брать ничтожные наделы, заслужившие впоследствии название «нищенских», «сиротских» или «кошачьих»

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов. Для обобщения и редактирования этих проектов, в начале 1859 г. принимая во внимание, что «поступающие из Губернских комитетов проекты требуют подробного и тщательного разбора и сличения между собою, дабы, по совокупном обсуждении всех заключающихся в них предположений, составить, на основании высочайше указанных начал, проект общего Положения об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян, с надлежащим применением сего общего Положения к особым условиям разнообразных местностей Империи. По важности, обширности и разнородности предметов сего труда, его императорское величество изволил признать необходимым возложить исполнение оного на особые Редакционные комиссии, составив их из чинов подлежащих ведомств и призвав к участию в работах Комиссий опытных в сельском хозяйстве помещиков разных местностей России» Семёнов Н.П.Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. В 3-х т. - СПб.,1889 - 1889. - Т.1. - Прил.6. - С.784..

Созданные Редакционные комиссии, работали независимо от Главного комитета и Государственного совета «подчиняясь через своего председателя непосредственно императору и представляя “как бы отдельное в государстве временное учреждение”» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.35.. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крестьянскому вопросу. Они должны были рассматривать материалы, присланные из губернских комитетов и составлять проекты общих законов об освобождении крестьян. В сущности, это была одна комиссия, которую возглавил генерал Я.И. Ростовцев. Характеризуя его деятельность, в комиссиях Н.Н.Павлов пишет «Ростовцев был искренне предан нашему делу, настолько, насколько искренность входила в его характер. Мне сдаётся, что преданность его делу была больше преданность воле государя и средство расположения государя, не находившего между своими приближёнными лицами людей, сочувствующих предпринятым им преобразованиям» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.521.. В состав редакционной комиссии вошёл 31 человек. В том числе Н.А. Милютин, Я.А. Соловьёв, Н.П. Семёнов. Среди членов-экспертов был петербургский губернский предводитель дворянства граф П.П. Шувалов, члены губернских комитетов: князь А.А. Черкасский, Ю.Ф. Самарин, А.Д. Желтухин, П.П. Семёнов. Ставший членом-экспертом Ю.Ф. Самарин писал в марте 1859 г. Н.А. Милютину: «Я придаю великую важность этому первому шагу допущения совершенно свободного совещательного элемента в государственном вопросе. Если дело поведено будет удачно и благоразумно, то может приохотить и на будущее время обращаться к этому же способу» Цит. по: Вишняков Е.И. Главный комитет и Редакционные комиссии//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.168. .

Работа Редакционных комиссий началась 4 марта 1859 г. Первоначальное предположение о создании двух Редакционных комиссий, из которых одна должна была составить проект общего положения для всех губерний, а вторая - местные положения для отдельных районов было изменено. В результате была создана одна комиссия, сохранившая старое наименование во множественном числе: «Редакционные комиссии». Комиссии были, по мнению Л.Г. Захаровой «нетрадиционным учреждением не только по своему составу, но и по характеру деятельности. Они использовали гласность как метод государственной практики, её новый инструмент. … Гласность сознательно использовалась для укрепления либеральных сил в стране, для распространения программы реформы» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.34..

Редакционные комиссии подразделялась на четыре отделения: юридическое, административное, хозяйственное и финансовое. В юридическом отделении председательствовал С.М. Жуковский, в административном П.А. Булгаков, в хозяйственном Н.А. Милютин и в финансовом он же. Члены редакционной комиссии распределились между отделениями по собственному желанию.

В первые дни работы Редакционных комиссий члены их должны были представлены императору. Александр II обратился к ним с речью, в которой высказал свои пожелания: «Я желаю только блага России….Я уверен, что вы все любите Россию, как Я её люблю, и надеюсь, что исполните всё добросовестно и оправдаете моё к вам доверие.» Цит. по. Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.143. .

Задача комиссии заключалась в том, чтобы изучить проекты губернских комитетов, составить из них свод и затем выработать из них свой проект общего положения, но кроме того «члены редакционных комиссий должны были принимать во внимание все полезные мысли, разбросанные как в печатных сочинениях по крестьянскому вопросу, так и в рукописных проектах и мнениях» Вишняков Е.И. Редакционная комиссия и “Положения 19 февраля”// Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.313. .

Труды Редакционных комиссий начались с разработки детальных статистических данных о населённых имениях. «Для ускорения обработки массы материала из него воспользовались лишь тем, что относился к имениям, в которых числилось не менее 100 душ крепостных» Энгельман Н. История крепостного права в России. - М.,1900. - С.386 -387.. Хозяйственные условия имений меньшего размера не были приняты во внимание. Только впоследствии по нескольким уездам были обработаны данные об имениях от 21 до 100 душ для сравнения с общими результатами первоначальной работы. «Таким образом, пренебрегли основательностью работы ради большей скорости её выполнения» Там же. - С.387..

Проект реформы, разработанный Редакционными комиссиями, предполагалось широко обсудить с депутатами губернских комитетов, как это было обещано Александром II дворянству ещё летом 1858 г. во время его путешествия по России. Однако в связи с тем, что точка зрения правительства на содержание предполагаемой реформы из-за напряжённого положения в деревне существенно изменилось и находилось в известном противоречии с предложениями, разработанными губернскими комитетами, было решено ограничиться вызовом в Петербург отдельных представителей этих комитетов по выбору правительства.

Депутаты были приглашены, но не в Главный Комитет, а в редакционную комиссию. При этом решено было разбить их на две группы. Это разделение на группы мотивировалось планом работы редакционной комиссии, установленным Ростовцевым. Ростовцев разделил работы комиссии на три периода. «В первом периоде, комиссия должна была, на основании изучения проектов тех губернских, которые ранее других начали и окончили свои занятия, составить вчерне или, как выразился Ростовцев «оболванить» свой собственный проект» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.129 - 130.. Затем вызванные от этих же комитетов депутаты должны были ознакомиться с этим проектом, и предоставить на него свои замечания. Тогда, приняв во внимание эти замечания и изучив проекты остальных губернских комитетов, редакционная комиссия должна была исправить составленный ею ранее проект и пригласить для его обсуждения депутатов всех остальных комитетов. В этом должна была заключаться работа второго периода. В третьем периоде предполагалась «новая переработка, как говорил Ростовцев, может быть ещё не окончательная» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.130.. После окончательной переработки проект должен был поступить в Главный комитет.

В соответствии с этим работу Редакционных комиссий «можно подразделить на три этапа: первый - с марта 1859г. по октябрь1859 г., второй - с ноября1859 г. по май 1860 г., третий - с июня по октябрь 1860 г.

В первый период деятельности Редакционных комиссий «самые резкие прения вызвал вопрос о выкупе наделов» Там же. - С.130.. Комиссии решили, что выкуп должен быть добровольным, т.е. зависеть от воли помещика. Предполагалось, что в течение срочнообязанного периода, за 12 лет, эти добровольные соглашения будут достигнуты. В отношении наделения крестьян землёй Редакционные комиссии заняли позицию, отличную от губернских комитетов. Размеры наделов, установленные комиссиями, более чем вдвое превышал нормы губернских комитетов. «Для нечернозёмной полосы высший надел устанавливался от 3,5 до 8 десятин на душу, в чернозёмной - от 3 до 4,5, в степной - от 6,5 до 12,5 десятин. Размеры оброка, на землю исходя из высшего надела, устанавливались в 8 и 9 руб. и лишь в промышленных районах Московской, Ярославской, Владимирской и Петербургской губернии 10 руб.» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968.- С.112..

К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты, представленные комитетами 20 губерний. К этому времени были приглашены в Петербург депутаты комитетов, проекты которых были рассмотрены в этот период.

«Материалы редакционных комиссий» печатались в 3000 экземплярах и широко рассылались повсюду. Поэтому дворянство имело полную возможность следить за деятельностью Редакционных комиссий. Эта деятельность вызвала недовольство дворянства, так как проект реформы, составленный комиссиями, в связи с изменившейся правительственной программой значительно отличался от проектов губернских комитетов.

Комиссией были отвергнуты предложения комитетов о последующем возвращении (после периода «временнообязанного состояния в 8--12 лет») земель в распоряжение помещиков, были пересмотрены нормы земельных наделов и оброков, снижены оценки усадебной земли, изменены положения о сохранении в том или ином объеме вотчинной власти помещиков в отношении сельских миров. Боязнь массовых крестьянских выступлений вынуждала правительство пойти на большие уступки, чем это было желательно основной массе помещиков. Поэтому предстоящий приезд депутатов и ожидавшаяся с их стороны оппозиция стали серьёзно беспокоить правительство. Под впечатлением этого министр внутренних дел С.С. Ланской по совету Н.А. Милютина, представил царю перед самым прибытием депутатов записку с суровой критикой деятельности губернских комитетов и с указанием на опасность допущения сплоченной оппозиции правительству со стороны депутатов губернских комитетов. В записке подчёркивалось, что депутаты вызываются «для представления правительству тех сведений и объяснений, кои оно признает важным иметь, относительно местных особенностей разных губерний, а вовсе не для разрешения «каких-либо законодательных вопросов или изменения в государственном устройстве» Ланской С.С. Взгляд на положение крестьянского вопроса в настоящее время//. Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Т.1. - СПб., 1889. - Приложение 14. -

С.826.. Эта записка была одобрена императором и в соответствии с ней для депутатов была составлена инструкция, которая низводила их значение до степени простых экспертов, которые должны были отвечать на предлагаемые им вопросы.

В конце августа 36 человек от 21 губернского комитета, так называемые депутаты «первого приглашения», прибыли в Петербург. Это были представители преимущественно нечернозёмных губерний, большинство которых были сторонниками наделения крестьян землёй. Но даже у такого состава проект Редакционных комиссий вызвал большое недовольство, почти все депутаты возражали против установления раз и навсегда определённых повинностей за, предоставляемые крестьянам в «постоянное пользование» полевые наделы, полагая, что при непрерывном возрастании цен на землю подобная мера несправедлива. Часть депутатов от промышленных губерний, требовала обязательного выкупа, часть напротив стояла за возвращение помещику всей земли по истечению срочнообязанного периода. Многие депутаты считали установленные комиссиями наделы слишком высокими, а нормы оброка - слишком низкими. «Различия между их воззрениями и предначертаниями и предначертаниями редакционной комиссии было самое решительное» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882. - С.174.

Во многих губернских комитетах возникло убеждение, что разрешение крестьянского вопроса должно и будет принадлежать дворянству.

К этому времени относится записка М.А. Безобразова составленная в защиту дворянского сословия. В ней автор указывал, что созванные в столицу депутаты не являются выразителями интересов дворянства, так как представляют назначенных губернаторами членов от правительства, заседавших в губернских комитетах. «Обращаясь к обсуждаемому вопросу … полагаю необходимым … собрать в Главный комитет настоящих выборных от комитетов, а не подставных партиями, сим выборным и поручить рассмотрение соображений Редакционных комиссий. Между тем обуздать Министерство внутренних дел и Редакционную комиссию в их самовольных действиях» Безобразов М.А. Записка //Русский архив. - 1888. - Т.3. - С.605.. Далее Безобразов формулировал политические требования дворянства. «Полагаю необходимым прибавить ещё одно замечание, собрание выборных есть природный элемент самодержавия. В нём только оно может освежить свои силы и находит нужный совет … Самодержавие иначе и быть не может, как властью облечённой полным доверием подвластных…» Там же. - С.612 - 613.

По мнению П.А. Зайончковского дворянство, несмотря на различные политические взгляды, добивалось реформ, которые «должны были обеспечить ему участие в управлении государством, что являлось бы компенсацией за потерю вотчинной власти. Либералам это представлялось в виде руководящей роли во всесословных органах местного самоуправления, крепостникам - установлением своеобразной дворянской олигархии, путём ограничения самодержавия «выборными от земли»» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.117 -118..

Во втором периоде деятельности Редакционных комиссий были изучены проекты остальных 25 губернских комитетов, а также были пересмотрены постановления первого периода с принятием во внимание этих проектов. Затем были вызваны депутаты от этих 25 комитетов.

Но прежде чем они прибыли, в положении комиссии произошла крупная перемена: 6 февраля 1860 г. умер Я. Ростовцев. По мнению Г. Джаншиева: «Пока был жив Ростовцев, бесчисленные придворные интриги и чудовищные клеветы, сыпавшиеся на Редакционную комиссию из лагеря высокопоставленных крепостников, были нейтрализуемы влиянием её могущественного председателя» Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. - СПб.,1907. - С.34. .

Председателем Редакционных комиссий был назначен граф В.Н. Панин, «известный своей приверженностью к дореформенному строю и к крепостным порядкам» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.150 -151.. По воспоминаниям Н.Н. Павлова впоследствии Панин «не только не поддерживал комиссий, но старался всячески вредить им, представляя нас людьми вредными…» Павлов Н.Н. Редакционные комиссии 1859 1860 годов. Отрывок из воспоминаний//Исторический вестник. - 1901. - №11. - С.522. .

В середине февраля в Петербург прибыли 45 депутатов от 25 губернских комитетов второго приглашения. Это были представители преимущественно чернозёмных и западных губерний.

Критика проекта разработанного Редакционными комиссиями велась этими депутатами в основном в одном направлении: они стремились сохранить в своих руках всю землю, а также и вотчинную власть над крестьянами. Часть депутатов в своём отзыве на проект административного отделения о крестьянских учреждениях настаивали на том, чтобы во главе волости было поставлено лицо, избираемое дворянами из числа помещиков данной волости, которому бы непосредственно подчинялись все органы крестьянского управления.

Некоторые депутаты увязывали будущую реформу с преобразованиями местной администрации, они указывали, что «Устранение владельческого класса от участия в волостной администрации, может повлечь за собой расстройство всего внутреннего управления» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968. - С.119..

Они также подвергли проект острой критике, смысл которой сводился к недовольству нарушениями прав дворянской собственности. Выражая дворянские настроения, Кошелев писал: «И прежде дворянство было недовольно некоторыми действиями правительства по крестьянскому вопросу, но, по крайней мере, просвещенное меньшинство помещиков стояло на стороне правительства, и сильно ратовало в его пользу. Теперь и этим последним зажат рот, ибо нечего сказать в оправдание власти. Сама она действует почти революционно, от других требует слепого, безответного повиновения» Цит. по: Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.

Вопреки предложениям комиссий об обязательном выкупе земли, консервативная часть дворянства настаивала на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами.

Третий период деятельности Редакционных комиссий был посвящён окончательной кодификации проекта с учётом отзывов депутатов первого и второго приглашений.

С самого начала открытия третьего периода работы Редакционных комиссий граф Панин пробовал убедить большинство членов комиссии отказаться от категорического постановления, что наделы отводятся в бессрочное пользование крестьян. Систему бессрочного пользования упорно защищал Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский и другие. Графу В.Н. Панину так и не удалось добиться своего в этом вопросе.

Изменения проекта в основном касались преимущественно уменьшения размеров надела, увеличения повинностей и установления переоброчки через 20 лет. В связи с понижением размера наделов было произведено перераспределение губерний и уделов по «местностям» великорусских губерний. В чернозёмной полосе это понижение размера душевых наделов выразилось в следующем: «в 2 уездах - на? - 1 десятину, в 25 уездах - на? десятины, в 7 уездах и части 8 уездов - на? десятины. В нечернозёмной полосе понижение было произведено в 73 уездах, из них: на? десятины - в 3 уездах и части 6 уездов, на? десятины - в 21 уезде и части 7 уездов, на? десятины - в 11 уездах и части 2 уездов, на 1 десятину в 3 уездах и части 5 уездов на 1,5 десятины - в 3 уездах и части 1 уезда.» Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.- С.197. Ещё более значительные понижения размера душевого надела было произведено в 11 уездах, а также в Новороссийских губерниях, на Украине и в Белоруссии. Повышение надела в связи с перераспределением по «местностям» было произведено только в 3 уездах чернозёмной полосы и части 4 уездов нечернозёмной.

В то же время были увеличены повинности. Так для всей чернозёмной полосы вместо восьмирублёвого оброка был установлен девятирублёвый. Для имений расположенных в 25 верстах от Петербурга, был установлен двенадцатирублёвый оброк.

10 октября 1860 г. Редакционные комиссии, проработав около 20 месяцев закончили свою работу, и проект реформы был передан для обсуждения В Главный комитет по крестьянскому делу.

К этому времени председателем главного комитета вместо князя А.Ф. Орлова был назначен брат царя великий князь Константин Николаевич, что существенно меняло соотношение сил в пользу либеральной бюрократии.

В проекте комиссий крестьянская реформа делилась на две главные стадии: освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости; превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения. При этом предполагалось избежать последствий «прусского варианта» - сосредоточение земельной собственности вузком кругу владельцев и развитие батрачества. Предпочтительным казался «французский вариант» - создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев. Стремясь избежать революционных преобразований, а реформу провести в русле законных мер: выкуп крестьянами земли в собственность при одновременном сохранении помещичьего землевладения.

В сфере правовых отношений проект предлагал не только уничтожение личной крепостной зависимости, в сочетании с утратой в конечном итоге помещиками вотчинной власти, но кроме того «Создавалось крестьянское самоуправление: волостное и сельское с выборными от крестьян должностными лицами, со сходом» Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861 - 1874 (К вопросу о выборе пути развития) //Великие реформы в России. 1856 - 1874. - М.,1990. - С.36.. Основой этого вариант отмены крепостного права была ставка на инициативную роль монархии в предстоящих преобразованиях.

В Главном комитете проект «Положений» был, подвергнут резкой критике. Самые сильные нападения были на нормы наделов, принятые комиссией и статистические данные на которых они основывались.

В конце концов, проект комиссии прошли через Главный комитет без больших изменений, и 14 января был передан на рассмотрение в Государственный совет.

Александр II был настроен решительно, на открытии заседания Государственного совета, он произносит речь, в которой, указывая н6а необходимость скорейшего разрешения крестьянского вопроса, заявил: «Дальнейшее ожидание может только ещё более возбудить страсти и повести к самым вредным и бедственным последствиям для всего государства вообще и для помещиков в особенности» Цит. по: 28 января 1861 г.//Русская старина. - 1880. - №2. - С.381.

В Государственном совете было принято предложение П.П. Гагарина о «дарственном наделе», которое предусматривало передачу помещиком по взаимному соглашению крестьянам даром четверти душевого надела, что вело к сохранению земельного фонда за дворянством.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Высочайший Манифест, где возвестил, что «крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей». Автором первого варианта Манифеста был Ю.Ф. Самарин, затем он был отредактирован московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Наряду с Манифестом было подписано «Положение 19 февраля о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое включало в себя 17 законодательных актов. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ

комиссии, образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель - Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 - В. Н. Панин. Состояла из 31 человека - чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов - представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март - октябрь 1859 - изучение проектов большинства губернских комитетов и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 - май 1860 - исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль - октябрь 1860 - окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий..., т. 1-3, СПБ, 1859-60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ
  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в России в 1859-60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов-экспертов из поместного …
  • КОМИССИИ
    Комиссии - общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. …
  • КОМИССИИ
    ? общее понятие? см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. …
  • КОМИССИИ
    ПРЕЗИДЕНТСКИЕ - см ПРЕЗИДЕН ТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ПАРЛАМЕНТСКИЕ - см ПАРЛАМЕНТСКИЕ КОМИССИИ …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ДОГОВОР - см. ДОГОВОР …
  • КОМИССИИ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ - в соответствии с регламентам палат Федерального Собрания РФ органы, создаваемые каждой …
  • РЕДАКЦИОННЫЕ
    РЕДАКЦИ́ОННЫЕ КОМИССИИ, гос. учреждение, созд. в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губ. к-тами. Р.к. …
  • КОМИССИИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОМ́ИССИИ ПАРЛАМЕНТСКИЕ, органы, создаваемые парламентом или его палатами для выработки законов, принятия решений и …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ
    (чтения законопроекта) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - предусмотренное законом РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ЧТЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИЕ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА)
    - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или отдельной палате (не путать со стадиями законодательного процесса в целом, одной …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Большом юридическом словаре:
    - предусмотренное Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ПРАВО в Словаре экономических терминов:
    НА ОТВЕТ - право гражданина или организации, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо …
  • ПАРЛАМЕНТСКИЕ в Словаре экономических терминов:
    ЧТЕНИЯ (ЧТЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА) - последовательные стадии обсуждения (рассмотрения) законопроекта в парламенте или его палате. В разных парламентах число чтений колеблется …
  • АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Соловьев) (1846 - 1928), иеросхимонах, преподобный. Память 19 сентября, в …
  • АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий II (Ридигер) (1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси. В миру …
  • ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • ТУРГЕНЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    Тургенев (Николай Иванович) - декабрист, сын масона И.П. Тургенева, родился в 1789 г. в Симбирске, получил образование в Московском университетском …
  • СТАСЮЛЕВИЧ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Стасюлевич (Михаил Матвеевич, родился в 1826 г.) - известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в Санкт-Петербургском …
  • РОСТОВЦЕВ ЯКОВ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ростовцев (Яков Иванович, 1803 - 60) - генерал-адъютант, известный деятель крестьянской реформы. Отец его был директором училищ Санкт-Петербургской губернии. Р. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ в Краткой биографической энциклопедии:
    Р течение XIX века русское государство продолжает процесс своего территориального расширения по направлению к востоку, и все сильнее выдвигает в …
  • ГАЛАГАН ГРИГОРИЙ ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Галаган, Григорий Павлович - общественный деятель (1819 - 1888). Окончив курс в Петербургском университете по юридическому факультету, поступил на службу …
  • 1962.10.16
    Полиция занимает редакционные помещения журнала "Шпигель" после того, как в статье о боевой подготовке в НАТО (10 октября) журнал критиковал …
  • 1962.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Журнал "Шпигель" в статье о боевой подготовке в НАТО критикует слабость западногерманской армии (16 октября полиция займет редакционные …
  • 1860.10.10 в Страницах истории Что, где, когда:
    Окончание работы Редакционных комиссий (с 17 февраля 1859). Редакционные комиссии были образованы для составления систематического свода проектов губернских комитетов. Для …
  • ГЛАВЛИТ в Литературной энциклопедии:
    главное управление по делам лит-ры и издательств, орган Наркомпроса, создан декретом СНК от 6 июня 1922. Стоит на страже политических, …
  • ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    дворянские местные учреждения в России в 1858-59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные …
  • СССР. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
    партия Советского Союза (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС …
  • СССР. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    справки Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с …
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, гражданское …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) — известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПЕРЕДЕЛЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ЗЕМЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о законодательном регулировании крестьянского обычая периодически переделять принадлежащие им земли (о причинах П. — см. Поземельная община) возник при …
  • МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    повинности, которые отправляются каждым крестьянским обществом, сельским или волостным, для удовлетворения внутренних его потребностей. До освобождения крестьян законодательство регламентировало лишь …
  • ДУНАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[чешск., польск., словацк. Dunaj, сербск. Дунав(о) и Дунаj, словенск. D?nava, мадьярск. Drena, тур. Туна, немецк. Donau, в "Песни о Нибелунгах" …
  • ВОЛОСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    В. в древнем русском праве означала, как показывает уже самое слово (волость и власть — одинаково частое словоупотребление в летописях), …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) Самым первым по времени основания археологическим обществом в России было Московское общество истории и древностей, открытое в 1804 году. …
  • УНИВЕРСИТЕТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? В законодательных комиссиях, сменявшихся одна за другой, начиная с царствования Петра I до вступления на престол имп. Александра I, …
  • СТАСЮЛЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Михаил Матвеевич, род. в 1826 г.) ? известный общественный деятель, публицист и историк, сын врача; окончил курс в с.-петербургском университете …
  • ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Российская империя была самой большой в территориальном отношении страной в мире. Среди промышленных регионов особо выделялись Московская, Петербургская, Рижская, Лодзинская, Южнороссийский, Уральский и др. Начинается интенсивное освоение Сибири, Дальнего Востока (Красноярский район, Новониколаевский (Новосибирский) и Владивостокский районы.

В большинстве районов России преобладало сельское хозяйство. В Центральном районе земли не хватало, а за Уралом ее было предостаточно.

Формирование России как имперского государства продолжалось до 1914г. В состав Российского государства в 14г. Вошла Тува. Вхождение различных государств в состав России было мотивировано многими причинами: где из-за этнических связей, где ради спасения от завоеваний. На западе в состав России вошли Прибалтика, Финляндия. В Финляндии был сохранен парламент, законодательство, денежная единица. Прибалтика сохранила свою культуру. В самой России проживало около 2.000.000 этнических немцев.

Ведущим религиозным направлением в России было православие, хотя сохранилось во многих местах и старообрядчество. В Прибалтике, Польше и Финляндии распространен католицизм и протестантство. В Российском государстве предоставлялась свобода любым вероисповеданиям, но ориентация была направлена все же на православие.

Государственный язык в России - русский.

По основным признакам состояния населения, формой правления в России была империя. Она объединила народы, находящихся на разных стадиях развития.

Дворянское сословие. Больше половины дворян считали своим родным языком русский. Дворяне были ведущим сословием. Дворянство различалось на потомственное и личное.

Опорой России было духовенство. Делилось на черное (монаршее) и белое (приходское).

Под городским населением подразумевалось торгово-промышленное население. Делилось на почетных граждан, гильдейское купечество, мещан, купечество, ремесленный и рабочий люд. Самым массовым сословием в России было крестьянское (более 80 % населения).

Важную роль в России играло казачество, насчитывавшее 11 казачьих войск. Казаки несли государственную службу (продолжительность службы 20 лет), за что наделялись земельным паем. Казаки были одной из важных опор государства.

В здании Империи под воздействием развивающихся буржуазных отношений появляются опасные для нее трещины.

Самодержавная монархия имела патриаршее освещение, император считался помазанником божьим. В структуре монаршего правления царь - глава российской церкви. Все члены царской семьи должны быть православными.

Совещательным органом был Госсовет. Задача Государственного совета - подавать императору мнения по вопросам законодательства. Если Госсовет не приходил к единому мнению, монарх имел право принимать решения, руководствуясь правом большинства. Непосредственная власть принадлежала министерствам: министерству внутренних дел, военно-морскому, иностранных дел, министерству просвещения (в начале 20 века в России насчитывалось 430.000 чиновников). Маленькие оклады чиновников способствовали широко распространенному взяточничеству, коррупции.

Судебное устройство основывалось на реформах 60-х годов 19 века. Для судебного процесса была характерна состязательность, демократизм. Но в конечном итоге виновность подсудного лица определялась не судом, а чиновниками.

Основным государственным институтом была армия, которая к тому времени насчитывала 900.000 человек. В России действовала система всеобщей воинской повинности. Неграмотных в армии обучали чтению и письму.

В городах были Городские думы и земства. В сельской местности вопросы решались Миром.

Верховная власть пыталась защитить устои Российской империи - мощная международная политическая система.

На протяжении царствования Александра  Россия не вела войн. Николай , восходя на престол, обещал этому обещанию следовать, но в 14г. Россия принимает участие в Первой Мировой войне. Российское государство искало союзников. Исподволь в Европе начинают создаваться военные блоки: Россия с Францией (затем к этому союзу присоединяется Англия) и будущий Тройственный союз в составе Германии и Австро-Венгрии.

В первые годы 20 века интересы России в большинстве своем были направлены на Сибирь и Дальний Восток. В 1891г. Начинается создание Сибирской железной дороги. Цель создания этой дороги - возможность переброски войск на Дальний Восток для охраны Приамурья и др. областей. Путь в Китай по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал сократился в 2,5 раза после постройки Сибирской железной дороги.

Россия стремилась осуществить экономическое завоевание Китая. В 1898г. Россия арендует у Китая порт Артур. Российские войска по договору с Китаем стали располагаться в Манчжурии.

Экономика России в начале 20 века.

Россия была аграрно-индустриальной страной. Реформы 60-х годов расчистили дорогу для быстрого буржуазного развития. В России появляются первые банки. Россия вступает на путь промышленной и рыночной модернизации. В 7 раз увеличилось промышленное производство.

Происходит стабилизация рубля. Итогом знаменитой реформы Витте-Купера стало то, что в 1914г. Рубль принимают во всех банках мира. Это сделало Россию привлекательным объектом для иностранных капиталовложений.

В первые годы 20 века в России появляются крупные монополии. В конце 19 века введена винная монополия, что принесло казне дополнительно 100.000.000 рублей дохода в год. Урожайность хлеба в России достигла 39 пудов с десятины.

В России насчитывалось около 100.000 помещичьих хозяйств. Новым классом России, который заявил о себе, стал класс буржуа.

В конце XIX века Российская империя считалась могущественным государством в мире с сильной экономикой и устойчивой политической системой. Однако в новом столетии страну ожидала революция и длительная борьба за установление конкретной модели государственности.

В начале XX века в стране происходит засилье разнообразных партий с совершенно разными программами и политическими лидерами. Кто же возглавил будущее революционное движение, и какие партии вели наиболее интенсивную и длительную борьбу за власть?

Основные политические партии страны в начале XX века

Название политической партии и дата ее основания

Лидеры партии

Основные политические позиции

РСДРП (Б) или «Большевики» (дата образования — 1898, дата раскола — 1903 год).

В.У. Ленин, И.В. Сталин.

Большевики особенно ратовали за свержение самодержавия и отмену любых классовых сословий. По мнению лидера партии Ленина, существующая монархическая власть тормозит потенциальное развитие страны, а сословное деление демонстрирует все огрехи царских политических взглядов. Большевики настаивали на революционном решении всех проблем в стране, а также настаивали на необходимости диктатуры пролетариата. В дальнейшем, к убеждениям Ленина прибавилась необходимость внедрения всеобщего, доступного образования и проведения революции во всем мире.

РСДРП (М) или «Меньшевики» (дата основания партии - 1893 год, дата раскола - 1903 год)

Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, П.Б. Аксельрод

Несмотря на то, что сама партия РСДРП раскололась в 1903 году, у двух ее направлений сохранились преимущественно общие взгляды. Меньшевики также ратовали за всеобщее избирательное право, за отмену сословий и свержение самодержавия. Вот только меньшевики предлагали чуть более мягкую модель решения существующих политических проблем. Они считали что часть земель следует оставить государству, а часть раздать народу, что с монаршей властью нужно бороться путем последовательных реформ. Большевики придерживались более революционных и резких мер борьбы.

«Союз русского народа» (дата образования - 1900 год)

А.И. Дубровин, В.М. Пуришкович

Данная партия придерживалась куда более либеральных взглядов, чем большевики и меньшевики. «Союз русского народа» настаивал на сохранении существующей политической системы и укреплении самодержавия. Также они настаивали, что необходимо сохранить существующие сословия, а государственные реформы следует решать посредством последовательных и осторожных реформ.

Эсеры (дата образования - 1902 год)

А.Р. Гоц, В.М. Чернов, Г.А. Гершуни

Эсеры настаивали на актуальности демократической республики, в качестве наилучшей модели для управления страной. Также они настаивали на федеративном устройстве государства и на полном свержении самодержавия. По мнению эсеров, от всех классов и сословий следует избавляться, а землю необходимо передать в собственность народу.

Партия русских конституционных демократов или «кадеты» (дата основания - 1905 год)

П.Н. Милюков, С.А. Муромцев, П.Д. Долгоруков

Кадеты настаивали на необходимости последовательной реформации существующего государственного строя. В частности, они настаивали на сохранении монархии, но преобразовании ее в конституционную. Разделение власти на три инстанции, снижение существующей роли монарха и уничтожение сословного деления. Несмотря на то, что позиция кадетов была довольно консервативной, она нашла широкий отклик среди населения.

Д.Н. Шилов, А.И. Гучков.

Октябристы придерживались консервативных взглядов и ратовали за создание конституционного монархического строя. Для того чтобы повысить эффективность работы правительства, они настаивали на создании государственного совета и государственной думы. Также поддерживали идею сохранения сословий, но с некоторым пересмотром всеобщих прав и возможностей.

Прогрессивная партия (дата основания - 1912 год)

А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков

Данная партия выделилась из «Союза 17 Октября» и настаивала на более революционном решении сложившихся государственных проблем. Считали, что необходимо отменить существующие сословия и подумать над демократическим строе общества. Данная партия имела немного последователей, но все же оставила свой след в истории.

Русская монархическая партия (дата основания - 1905 год)

В.А. Грингмут

Как понятно из названия партии, ее ставленники придерживались консервативных взглядов и настаивали на сохранении существующего государственного строя, делая лишь незначительные поправки. Члены партии считали, что Николай II должен сохранить все имеющиеся у него права, но при этом рассмотреть пути решения экономического кризиса в государстве.

Наличие разнообразных государственных партий, как с резко революционными, так и с либеральными взглядами на будущее страны, напрямую свидетельствовало о кризисе власти. В начале XX века Николай II еще мог изменить ход истории, добившись того, чтобы все названные партии прекратили свое существование. Однако бездействие монарха лишь дополнительно подстегивало политических активистов.

В результате, страна пережила две революции и буквальное раздирание на части со стороны меньшевиков, большевиков и эсеров. Победу в итоге удалось одержать большевикам, но лишь ценой многотысячных потерь, резкого ухудшения экономического состояния и снижения международного авторитета страны.

К началу XX века политическая активность в России достигла своего максимума. Все общественно-партийные организации, существовавшие на тот момент, делились на три основных ветви: социалистические течения, либеральные и монархические. Каждое из течений отражало настроения основных слоев населения.