1 С тех пор, как служба в армии стала всего лишь один год, вместо двух, многолетние понятия, и неформальная солдатская иерархия несколько изменилась. Поэтому, сейчас не все граждане смогут ответить, про нынешние армейские реалии.. Добавляйте нас в свои закладки, чтобы вы смогли вернуться к нам снова. Сегодня мы коснёмся довольно забавного словечка из армейской жизни, это Черпак , что значит вы сможете прочесть немного позже.
Однако, прежде чем вы продолжите, мне бы хотелось порекомендовать вам несколько толковых публикаций по тематике армии. Например, что значит Расплескалась синева ; что означает Щемить , как понять слово Мазанный , что такое Залёт и т. п.
Итак, продолжим, что значит Черпак в армии расшифровка?

Черпак (нов. для тех, кто служит год) - так называют тех, кто прослужил 150 дней


Черпак (устар. для тех кто служил 2 года) - для почётного звания черпака нужно было прослужить 12 месяцев


Сегодня в большинстве воинских частей РФ про неуставные звания имеют представление, но переходы одно в другое, уже не сопровождаются особыми ритуалами, как это было раньше.
Обычно, солдаты просто словесно поздравляют с "получением" очередного неуставного повышения.
Сегодня поговорим о тех из них, что дошли до наших дней.

Запахи

В первые дни в армии, новички являются даже не духами, а ещё только запахами. Если вы думаете, что после того, как вы просмотрели большое количество информации в виде сериалов и фильмов армейской направленности вы автоматически стали духами , то это не верно.
Почему нубов в армии называют запахами? Считается, что эти пацаны пахнут мамкиными блинами и пирожками, которыми они питались на гражданке.

Впрочем, "запах" от "дембеля" практически ничем не отличается, ведь первый одной ногой на гражданке, а дембель уже практически там. В итоге "запахом " новичок станет до присяги, которая будет не позднее 2-х месяцев.

После того, как ты освоился в армии, и наконец принял присягу, ты становишься духом.

Духи в армии

В роли духа боец пребывает от 60 до 100 дней,в течении которых он активно наводит чистоту, и выполняет все пожелания дедушек и дембелей.

Слоны в армии

Наконец настаёт день, когда ты становишься личностью, а именно "слоном ". Это знаменательное событие происходит через 100 дней. Вы конечно спросите, почему "слон "? Что это за прикол такой? На самом деле, здесь смешного мало, как выяснилось, это аббревиатура, которая расшифровывается, как "Солдат Любящий Ох*енные Нагрузки ". Как понятно из названия, в этот период боец занимается активным физическим трудом. Парни пашут изо всех сил, ремонтируют старое железо, таскают вещи на складах, да мало ли работы найдётся для послушной рабочей силы.

Посвящение в слоны довольно мягкое, и взято из прошлой "жизни". Его проводят просто, старослужащий не очень сильно бьёт бляхой по заднице, причём только три раза, что символизирует три прошедших месяца.

Черпаки в армии

Это неуставное звание, каждый боец получает после 150 дней неустанной заботы о своей Родине. Стоит отметить, что этот вид звания присутствует не во всех частях, и порою после слонов сразу идут деды.

Деды в армии

Дедом боец становится, когда из части увольняют всех старослужащих, которые пришли на призыв раньше тебя. Именно тогда, ты расправляешь плечи, и ходишь гордо поглядывая на всех сверху вниз. Этот период на самом деле окажется для вас самым продолжительным по времени, пока не придёт приказ о твоём увольнении в запас.

Вы конечно спросите, как посвящают в дедушки ? Обычно, сам ритуал проводиться только с согласия самого старослужащего, и заключается в нанесении стулом нескольких ударов по мягкому месту. Их количество строго регламентировано, и зависит, (как вы наверное догадались), от того, сколько месяцев человек провёл в армии.

После того, как приходит приказ об твоём увольнении на гражданку, ты превращаешься в великого и ужасного дембеля.

Дембель в армии

По принятой десятилетия назад традиции, каждый уважающий себя дембель заводит себе личного "духа". В наше время многие не курят, но для курящих дембелей имеется один небольшой плюс, точнее традиция, которая скрашивает ожидание.
Каждый день, персональный дух приносит дембелю сигарету, и докладывает по всей форме, утверждённой ещё в незапамятные времена - "Разрешите доложить, сколько дембелю служить". После этого, дембель получает сигарету, на которой написано, сколько ему собственно осталось служить. В этот момент, лицо его начинает лучиться от счастья, и он понимает, что жизнь не так уж и плоха.

В дембелья посвящают достаточно забавной процедурой. Для неё потребуется обычная нитка, и несколько матрацев или подушек, после того, как всё будет подготовлено, начинается экзекуция. Дембель прикрывает своё мягкое место этими персональными средствами защиты, а особо обученный человек начинает хлестать по заднице ниткой, через матрац и подушки. В это время дембель, либо его пристяж в виде персонального духа начинают кричать словно от боли.

Звания солдат:

Запах - до присяги;

Дух - если меньше 100 дней службы;

Слон - от 100 дней службы;

Черпак - от 150 дней (иногда этот пункт отсутствует);

Дед - от 200 дней;

Дембель - от 265 дней службы.

Сегодня старые традиции навечно уходят в прошлое, ведь служить один год, это морально намного легче, чем прежние два года или три в ВМФ . Когда наконец армия РФ станет полностью контрактной, то дедовщина и эти

У солдат в армии - своя иерархия, свои негласные звания и продвижение по служебной лестнице. Дорасти до "деда" - не только отмотать положенные два года службы, но и пройти целый ряд обрядов и посвящений: ведь можно и перед увольнением так и остаться бесправным "духом", если не соблюдать неписаные законы.

Первые полгода в армии солдат - ровным счетом никто. "Дух" бесплотный. "Салага". "Шнурок"... Правда, успешно пройденное "первое крещение" может существенно облегчить жизнь новобранцу. В одних частях этот обряд называют "свечка", в других - "клизма". Суть же этого испытания одна и та же: присягнувшие днем на плацу на верность Родине бойцы ночью в казарме держат суровый экзамен. Со вставленным между ягодиц стручком красного перца они должны тихохонько пролежать всю ночь. Чтобы "дедушек", значит, не разбудить и не потревожить.

Если утром испытуемый продемонстрирует неизвлеченную перчину и сможет ходить, то ему присваивают звание "перца". Если не сможет или, не дай боже, попытается симулировать, то так и останется "духом", удел которого - стирать "дедам" носки и заправлять чужие койки.

Второй обряд посвящения ожидает молодого бойца через полгода службы: "деды" торжественно переводят его в разряд "черепа". Салагу ставят на табуретку посреди казармы или укладывают на кровать лицом вниз. Приспускают штанишки и... всего лишь бьют по мягкому месту солдатской бляхой. По окончании ритуала седалище превращается в сплошную гематому со следами двадцати четырех звезд: "деды" бьют во всю силу - год назад они сами прошли через это испытание. Теперь посвященный обретает новые права и возможности. Он уже сам может шугать "духов" и получает поблажки от старших.

Еще через полгода "череп" становится "черпаком" - таким же манером, но получает уже вполовину меньше ударов, да и не с такой силой. Бьют не бляхой, а половником, заблаговременно утащенным из столовой. Говорят, что эта традиция пришла с флота: у кока были помощники, которых он за различные провинности лупил черпаком чуть пониже спины.

Разменяв полтора года службы, ты становишься "дедушкой" - казарменным полубогом. Можешь сам с молодыми развлекаться от скуки: работой и службой ведь "дед" не обременен. Днем может отоспаться в каптерке, а ночью шутки шутить. Например, "велосипед" посмотреть: спящему солдату вставляют между пальцами ног спички или кусочки ваты и поджигают. Бедолага дергает от боли ногами, а "дедушка" смеется: похоже, будто крутит педали.

Еще "деды" любят "сушить крокодила". Это когда "дух", зацепившись руками и ногами за спинки кровати, зависает над лежащим внизу весельчаком. Тот может и пощекотать, и ногой попинать - "крокодил" должен удержаться, во что бы то ни стало. В противном случае его ждет суровое наказание. Могут сделать "лося" (новобранец сводит ладони на лбу, а "дед" лупит его по "рогам"), могут "дрозда выпустить" (бьют в грудную клетку, иногда ногой). Некоторые "деды" заставляют "духов" "смотреть телевизор". Солдат стоит на полусогнутых ногах, в вытянутых руках держит табуретку, на которой стоит трехлитровая банка с водой. Это и есть "телевизор" (нужно еще пересказывать, что там показывают). "Телепередача" рассчитана на 5-10 минут, но, как правило, больше трех никто не выдерживает. А это чревато "лосем" или "дроздом"...

Есть в армии и мирные развлечения. Чаще всего играют в "дембельский поезд". Всю ночь три молодых солдата обхаживают "дедушку", который якобы едет домой. Один покачивает койку, издавая при этом звуки перестука колес поезда. Второй бегает вокруг кровати с фонариком и веткой, имитируя мелькающий за окном пейзаж. Третий исполняет роль проводницы: поправляет одеяло, взбивает подушку, приносит чай и сигареты, поет колыбельные песни. Если "дедушке" жарко, то его обмахивают газетой, если холодно - укрывают одеялом. Утром пассажира "дембельского поезда" встречают с букетом полевых ромашек и с веселой песней.

Иногда разбуженный чьим-то храпом "дед" открывает "охотничий сезон". Один из молодых солдат получает приказ "убить тигра". Вооружившись подушкой, "охотник" со всеми предосторожностями подкрадывается к храпящему и с громким криком лупит своим "оружием" по голове, после чего прячется под кровать. Уже оттуда следует доклад: "Товарищ "дедушка", "тигр" убит. Разрешите идти спать?.."

В танковых войсках "деды" учат молодых водить по ночам "танки". "Духи" ползают под кроватями с куском танковой гусеницы - траком - и забавно гудят и тарахтят, будто танковый дизелек. Иногда их заставляют устраивать "стрельбы" и "лобовые атаки": со стороны это выглядит забавно.

В десантных войсках весьма популярна игра в "подбитый самолет". Лежащий на койке нижнего яруса "дед" наблюдает за полем "боя", на верхней устраивается сам "самолет". Еще один новобранец "стреляет" из табуретки по верхнему ярусу: "Та-та-та-та...". "Подбит!", - кричит "старик" и пинает ногами сетку с матрацем над головой. "Самолет" стремительно пикирует вниз и при ударе о пол громко кричит: "Бабах!" Стрелок-табуретчик докладывает: "Товарищ "дедушка"! Самолет противника по вашему приказанию сбит. Потерь среди личного состава нет..."

В некоторых частях "шнурков" заставляют по ночам работать "парикмахерами" - делать газонам модные прически. "Ежик" должен быть строго определенной высоты, скажем, 2,3 сантиметра. Солдаты вооружаются линейками, ножницами и расческами: если ошибешься, можно получить новую задачу - чистить плац зубными щетками...

Когда до дембельского приказа остается 100 дней, наступает заключительное посвящение: "деда" переводят в "дембеля". Его заботливо укладывают на кровать и бьют шесть раз по причинному месту... ниткой. Теперь каждый вечер после отбоя кто-то из молодых солдат будет забираться на тумбочку и кукарекать оттуда на всю казарму: "Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи!" Скоро "дедушкам" домой - в обычную жизнь без армейских чудачеств.

Нашел интересную статью про иерархию в Советской армии. Предлагаю Вам посмотреть и вспомнить, какой путь должен был проделать новопризванный "дух" для того, чтобы стать "Дембелем".

А в этом деле нам помогут "старший заяц" Рома Абрамович и "черпак" Виктор Ющенко!)))

1. Солдат только призванный. Срок службы до полугода. Дух, боец, гусь, заяц, слоник, солобон и т.д.

Именно так должен выглядеть боец. Как лидер группы "Ария" Кипелов))

Стрижка только под ноль, или чуть более. Из наград возможен лишь комсомольский значёк "на иголке". Парадка или новая или "обмененная" в добровольно-принудительном порядке со старослужащими.
При принятии присяги возможны послабления. Можно посидеть и перекурить... Примерно как Мише Касьянову)

2. Солдат, отслуживший пол года. Тоже боец, гусила, старший заяц и пр.

Изменений в форме одежды не много, но они есть. Можно расстегнуть крючёк на воротнике, ослабить ремень.
Примерно как Олег Дерипаска на фото... Судя по всему выпускник сержантской школы.

Или как Рома Абрамович. Здесь у него застёгнут крючёк, но шапка говорит красноречиво, что он отслужил минимум пол года или больше. Чем она выше и чем более угловата, тем круче. Обычно в шапке делались надрезы с внутренней стороны, и туда вставлялись картонки (обложки от устава) или куски пластика. В идеале шапка должна быть абсолютно ведрообразной формы)

Судя по кокарде, Рома прослужил не больше года...

3. Солдат прослуживший год. Черпак, череп, кандидат, фазан, годок и т.д.

Здесь наступают радикальные перемены. Этим можно практически всё. Правда тут следует пояснить, что все послабления возможны лишь после официального перевода в черпаки. Это целый ритуал. У каждого бойца есть "свой" дед. Как наставник на производстве. Ночью в казарме происходит священнодействие, когда бойца кладут на табуретки и хлестают ремнём по заднице. Делает это либо "его" дед, либо несколько старослужащих. Хлестают хорошо, с силой, шесть ударов бляхой. При этом тот, кого переводят в черпаки должен кричать "Не еб**т!" Это имеет большое смысловое значение. С этого момента он становится "не**бучим". Т.е. его совершенно не волнуют какие то проблемы бытового плана. Всё ложится на плечи тех, кто прослужил меньше, и ещё прошёл эту торжественную процедуру. Естественно, вся эта процедура сопровождается пьянкой. Ответственным за мат.обеспечение является вновь переведенный в новый статус солдат.

Но, вернёмся к форме...

Теперь наш солдат может ходить с расстёгнутой пуговицей, носить кожаный ремень, который ему обязан передать "его" дед, при чём может носить его сильно расслабив. Он имеет право ушить форму, сделать выточки на х/б и парадке, имеет право загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую "полоской борзости", может обрезать голенища на несколько сантиметров, либо замастырить гармошку. Допускается набивка каблука. Теперь можно носить вшивник - неуставной гражданский свитер под форсенным х/б.
Бляха на ремне должна изменить форму и стать более закрученной, как и кокарда. Воротничёк можно теперь подшивать "стоечкой".

Вообще, годки в армии это самая нарядная и фронтовитая часть солдатского сообщества.
Естественно, эти вольности дорогого стоят, и правильный черпак скорее пойдёт сидеть на губу, чем застегнёт крючёк или возьмёт в руки тряпку, лопату... Разве что если вокруг будут только деды, и перепоручить работу будет некому. Впрочем, тоже не факт. По закону его никто не имеет право принудить работать.
Вспоминаю как приболел и попал в санчасть. А в санчасти был такой порядок, что выздаравливающие должны идти в сторовую с термосами, и приносить пищу на всех больных. Но, надо же такому случиться - среди больных не оказалось ни одного молодого... Три дня никто не ходил за едой в столовую))
Свои бойцы приносили порцухи, и это позволяло не протянуть ноги. На третий день появился молодой воин с температурой 40...и тут же был послан в столовую обвешанный бачками...

Вот типичный черпак. Виктор Ющенко)


4. Солдат, прослуживший полтора года. Дед.

Можно всё. Ремень носится "на яйцах", пуговицы могут быть расстёгнуты хоть все, подшиваться можно чёрными нитками. Работать нельзя категорически. Гонять молодых - тоже моветон. Этим должны заниматься злые черпаки. Все мысли только о дембеле, все интересы - подготовка дембельского альбома и дембельской формы.

5. Дембель. Тот же дед, но после приказа.

Одет демонстративно неряшливо. Ремень деревянный, которые забирается у годка в обмен на свой кожанный. При этом бляха распрямляется полностью. Как и кокарда. Эта категория солдат считает себя как бы гражданскими, и проявляется это, например, в том, что дембель не есть своё масло на завтрак, а отдаёт его молодым.
Строем ходить в общей колонне дембелю уже в лом, и делает он это только в случае крайней необходимости. Носит что попало, почти как "партизан (гражданский, призванный на переподготовку) При этом в каптёрке висит с иголочки дембельская форма с галунами и в бархате, готов дембельский дипломат, альбом и т.д.

Здравствуй свобода! С другой шкалой внешних проявлений иерархии))

Российская армия — это наша защита, огромная военная школа, свой мир, в котором есть свои традиции и законы. В каждой военной общине есть свои армейские традиции , обычаи. Под традициями понимаются общие привычки, нормы поведения, которые передаются от поколения к поколению. Служба в армии для каждого солдата — это отдельный отрезок жизни, не похожий ни на что, и который он будет всю свою жизнь вспоминать.

Армия наполнена своим юмором, своей культурой, о службе в ней вспоминают с гордостью и улыбкой. Сейчас попробуем примерно воспроизвести традиции названий солдат по периодам службы в рядах Российской армии.

С того момента, когда 18-летнего юношу призывают в ряды нашей армии, его называют «запахом». Важная задача «запаха» — полным ходом готовиться к присяге.

Все начинается с духа

После принятия присяги, его принято называть «дух» и такое клеймо над ним висит до полугода. Называют его «духом», потому что он становится похожим на духа, который должен выполнять все приказания старшины, зачастую выполняя грязную работу. Единственный способ моральной разгрузки за это время – это физические упражнения.

По истечению шести месяцев «духи» в армии становятся «слонами» . Между собой армейцы говорят, что только настоящий «дух» может иметь право называться «слоном». То есть надо пройти достаточно специфическую процедуру «посвящения в слоны»: шесть ударов бляхой. Как раз тогда, когда солдат отслужит полгода, приходят новые «духи».

Путь к «деду» очень тяжелый

«Дедам» есть чем заняться, так как пришли новички и надо срочно им показать, что есть к чему, а «слоны» могут заниматься уже более спокойным продолжением своей службы. Так как сейчас служат всего год, то можно было бы уже сейчас закончить наш рассказ званием «дембеля». Но история, на то она и история, чтобы познакомить читателей с ней, и мы расскажем еще немного об армейской иерархии .

Солдат, который отслужил уже полтора года, имеет право называться «черпаком» . «Слоны» должны ухаживать за ними. Но и чтобы стать «черпаком» надо пройти обряд поколачивания черпаками. Ради такого старшие не пожалеют времени и достанут их. Производится всего около двенадцати ударов. Главная задача – следить за «слонами» и «духами» в армии , чтобы те, не отлынивали от работы.

И как страшно бы не звучало, служивые «черпаки» по истечению времени превращаются в «дедов» . И тут не обходится без рукоприкладства! Аж, восемнадцать ударов стула стоит пережить солдатам, чтобы гордо носить звание «деда» в армии . Это звание гордо носят «вояки» , которые входят в интервал службы от полутора лет до начала «стодневки».

И наконец «дембель» . От начала «стодневки», проще говоря – финишная прямая. В первый вечер «стодневки» собираются «деды» и, согласно армейским традициям , за счет кулинарных способностей «духов» балуют себя различными угощениями. То же самое проводится на пятидесятый день до отбытия. Это примерная армейская иерархия . У всех они могут быть разные, у кого-то количество названий чуть меньше, чуть больше. Хочется еще отметить, говоря о традициях, что представитель каждой категории должен подшиваться. Количество и положение стежков зависит от статуса и звания солдата.

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.