Особенность, которая отличает его — очень критическое отношение к окружающему миру. Что бы мы с ним не обсуждали, он всегда встаёт на прямо противоположную точку зрения и начинает ревностно её отстаивать. Как антоним, который имеет противоположное значение к слову, мой товарищ всегда против большинства.

Посещая хоккейный матч, я всегда знаю — мой друг будет болеть против фаворита в матче. И чем неотвратимее становиться проигрыш его команды — тем ревностнее он будет её поддерживать.
Если вдруг разговор касается политики — его позиция, это оппозиция. Оппозиция не только к существующей власти, но и ко всем остальным политическим партиям, т.к. он считает, что всё это части одной адской машины, и что все они «одним миром мазаны», и являют собой части одного большого мирового заговора.

Нашу российскую власть он, вообще не жалует, полагая, что президент и премьер являются либо кадровыми агентами спецслужб нашего потенциального противника, или инопланетянами, прилетевшими на землю с целью установления своего господства над Землёй. Так или иначе — их цель скорейшее уничтожение населения и полное завладение всеми основными нашими полезными ресурсами.

Он очень эмоционален, и всегда его опровергающая всё и вся пламенная речь изобилует всяческими оборотами, а если мы находимся в мужском коллективе, то он не брезгует и «крепкими словечками» в адрес своих оппонентов. В любом деле у него имеется своё собственное «особое» мнение, которое является для него единственно правильным, что делает совместную работу с ним весьма затруднительной, если только его роль в мероприятии не является главенствующей.

Переубедить его практически невозможно. Нельзя сказать, что его позиция полностью деструктивна — порой он действительно, вопреки всем, бывает правым. В эти моменты кажется, что это солнце, а не человек. Но по большей части, неудачи постигают его на жизненной тропе, и с завидным постоянством сама жизнь опровергает его умозаключения. И когда достичь той цели, которую он ставил, становится невозможно, мой друг настолько сильно расстраивается, что мне становиться его искренне жаль. Но он никогда не отчаивается и продолжает идти по жизни по своей альтернативной тропе, усеянной залежами неопределённостей и горами интереснейших открытий, которые он совершает, не подозревая о том, что они уже сделаны кем-то до него.

Мне стало интересно, как можно назвать такое отношение к окружающему миру? И покопавшись в Яндексе я понял, мой товарищ — Нонконформист.

Нонконформизм [от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный] - готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.

Вообще, что называть конформизмом (противоположность нонконформизму, соглашательство с большинством), а что нонконформизмом зависит исключительно от окружения объекта, которого характеризует это определение. Конформизм в одном коллективе может оказаться нонконформизмом в другом — и наоборот. Как алкоголик в среде трезвенников будет нонконформистом, также и трезвенник в группе пьяниц -тоже нонконформист. Всё зависит от среды и количества личностей придерживающихся взглядов, относительно которых высказываются мнения.

Продолжив своё исследование научной литературы, посвящённой вопросу, я обнаружил в ней один интересный психологический факт:"в сущностном плане эта форма личностной активности не просто близка, а, по сути дела, идентична проявлениям конформизма, так как в обоих случаях можно практически с полной уверенностью говорить о зависимости индивида от группового давления, его подчинения большинству", а «Кажущаяся самостоятельность при проявлении нонконформности не более чем иллюзия». Из «Азбуки социального психолога-практика» (Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.)

Нонконформистами можно назвать всех учёных и видных деятелей, которые опережали развитие общества, и потому были им отвергнуты. Галилео Галилей, которого инквизиция заставила публично отречься от своих взглядов, Джордано Бруно, которого спалили на костре за не типичные взгляды для своего времени. Они отличались от людей своими выдающимися интеллектуальными способностями, но, не смотря на это, ничего хорошего для них из этих отличий не получилось.

Так как же нужно разумно относиться к тем, кто всегда «не согласен»?

Любой коллектив без них — это всё равно, что блюдо без приправы — вроде масса есть, а вкус не тот. Но и нонконформист, как пряность без основной еды — один, без общества, ценности особой не представляет. Как и везде, крайние проявления, в данном случае, нонконформизма, социально опасны — маньяки и террористы тоже могут быть в какой-то степени причислены к нонконформистам. Общество, конечно, должно с ними бороться, следуя логике самосохранения. Но, если можно так выразиться, «умеренные» нонконформисты, как мой товарищ, необходимы людям как движущая сила мирового прогресса во всех отраслях человеческого знания. И я надеюсь, если он будет проявлять больше настойчивости, он обязательно станет видным политиком или учёным — успех для такой яркой личности вопрос времени и приложенных усилий.

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

Феномен конформизма

Конформизм в человеческом и групповом сознании проявляется в виде поведенческих изменений, а также в виде убеждений, которые являются ответной реакцией как на мнимое, так и на реальное убеждение. Явление конформизма напрямую связано с отношениями личности и группы. Человек взаимодействует с участниками группы, перенимает от них опыт и обменивается наиболее актуальной информацией. Безусловно, он также попадает под влияние мнений группы, и в данном случае только от него зависит соглашаться с этими мнениями или отрицать их, предлагая свои идеи и аргументированно отстаивая их.

Во многих случаях, если человек соглашается с мнением большинства, то он получает от него одобрение. Этим самым он обеспечивает себе чувство защищенности. Но есть и обратная сторона конформизма: человек может соглашаться с мнением группы из страха быть изгнанным, или просто из-за отсутствия должной квалификации и уровня компетенций по поставленному вопросу. В этом случае, внутренние установки могут подсказывать ему, что мнение неправильно, но внешне он будет соглашаться во всем с участниками группы.

Замечание 1

Конформизм также определяют в качестве некритического принятия индивидом существующего порядка вещей. Он постепенно приспосабливается к нему, адаптируется, отказывается от выработки собственной позиции.

Конформности подвержены не все индивиды:

  • Чаще всего возраст конформистов не превышает 25 лет. Это связано с тем, что до этого момента человек стремится накапливать опыт, перенимает некоторые черты от других участников социальных отношений, но затем может формировать именно свое видение какой-либо ситуации, что в дальнейшем переводит его из статуса конформиста в статус нонконформиста;
  • Женщины, дети и подростки чаще, чем мужчины и люди зрелого возраста становятся конформистами. Это связано с тем, какие роли и статусы они принимают на себя, осознавая, что должны подчиняться или как минимум прислушиваться к мнению более компетентных, старших товарищей, членов семьи или коллег.

Нонконформизм: что это?

Нередко мы сталкиваемся с явлением, когда человек идет против общественного мнения и выстраивает свою позицию. Из-за этого он может столкнуться с недовольством, отвержением и даже с ненавистью со стороны остальных членов группы или организации. Таких людей принято называть нонконформистами.

Замечание 2

Чаще всего, нонконформисты становятся теми самыми новаторами и генераторами идей, которые в дальнейшем ведут за собой всю остальную команду конформистов.

Если человек лидирует в организации или социальной группе, то ему будет предоставлено больше прав и свобод в том, чтобы отклониться от общего поведения и выразить свою точку зрения. вместе с тем, человек должен обладать достаточными компетенциями и знаниями по данной тематике, и в таком случае он заручится большим доверием извне. Но некоторые все же относятся к нонконформистам с недоверием. Это связано с тем, что новые идеи являются очень ненадежными и сомнительными, поэтому люди попросту бояться примыкать к ним.

Исследования показали: сначала к человеку относятся с недоверием, над ним могут в открытую смеяться, его идеи также высмеиваются и отрицаются из-за недостатка обоснованности и в целом реальности их выполнения. Но затем к ним начинают проявлять любопытство, а следом идет бурный восторг и почитание. Такие люди становятся очень известными, но если ознакомиться с их биографиями, то становится понятно, что им пришлось пройти длинный путь, чтобы из малоизвестных и совершенно невостребованных личностей стать легендами.

В некотором смысле нонконформизм следует определять как негативизм, который проявляется в отношении порядков и законов, при том, что в отношениях с себе подобными или просто в отношении к жизненным событиям нонконформист может быть очень позитивным человеком. Внутри себя он прекрасно понимает, что ему следует собрать самостоятельную команду, которая согласиться с его идеями (конформисты) и будет продвигать их в массы. Поэтому качества, которыми обладает нонконформист –дружелюбие, отзывчивость, острая потребность в создании новых идей, стремление овладеть первенством в социальной группе.

Нонконформисты сталкиваются с давлением со стороны конформистов, но если применить к ним должный подход, то они постепенно воспринимают новые идеи и осознают их значимость и целесообразность. Но иногда нонконформисты выдвигают идеи просто назло общепринятым, и с такой установкой они крайне редко добиваются успехов и признания со стороны. «Молчаливое большинство» может давить даже тогда, когда они не высказывают в открытую свое недовольство.

Нонконформисты могут объединяться в отдельные группы – неформальные субкультуры. Каждая из них предлагает свои идеи и принципы жизни, свою философию. К тому же, каждая субкультура отличается своими особенностями во внешнем виде, поведении. Становятся участниками субкультур преимущественно люди подросткового возраста, которые стремятся избавиться от родительского контроля и зависимости, показать свою самостоятельность и желание действовать самому, быть взрослым. Нонконформисты-подростки зачастую выдвигают идеи, которые отказываются поддерживать в обществе, но иногда их идеи доходят до высших органов, и к ним прислушиваются.

Нонконформисты являются такой же полноправной частью общества, что и конформисты. Они предлагают новые идеи, позволяют посмотреть на проблемы под другим углом, ищут нестандартные способы для решения наиболее актуальных проблем. принимать или не принимать их идеи зависит только от самих людей, которые окружат нонконформистов. Среди наиболее популярных личностей, чьи идеи изначально отрицались, а затем стали мировыми брендами – Марк Цукерберг, Павел Дуров, Билл Гейтс, Стив Джобс. Все они изначально предлагали нереальные идеи, которые теперь прославились на весь мир и изменили жизни большинства людей. Без их технологий сегодня невозможно представить свою жизнь.

Человек является социальным существом. Где бы человек ни рос, он всегда идет на контакт с другими живыми существами. Конформизм в своем понятии подразумевает желание человека подчиняться чужим законам и правилам ради установления благоприятных отношений. Противоположностью является нонконформизм – феномен, возникающий в ситуации, когда человек не желает идти на поводу у других лиц.

Человек всегда будет желать быть с кем-то, принадлежать определенной группе лиц, иметь семью. Зачем это человеку? Многие скажут, что человек просто не настолько силен, чтобы противостоять всему обществу. Психологи же скажут, что человек является более разумным существом: зачем идти против общества, если можно в нем приспособиться так, чтобы общество приносило пользу человеку?

Другими словами, одним из факторов, который заставляет человека быть конформной личностью, является стремление достигать своих целей и реализовывать потребности. Вспомним такие ситуации на сайте психологической помощи сайт:

  1. Когда люди утверждают, что без связей невозможно продвинуться по карьерной лестнице, получить хорошую должность. А для установления таких связей человеку нужно соответствовать взглядами и манерами тому обществу, в котором находятся эти полезные люди.
  2. Как мужчина может себя сексуально удовлетворить без женщины?
  3. Невозможно создание семьи без второй половинки.
  4. Дети не выживут, если их не будут растить и воспитывать родители, с которых маленькие люди берут пример и подражают им.

Конформизм является просто формой приспособления человека к тому миру, который был создан людьми. Природа уже дает человеку те механизмы, которые ему нужны для выживания в дикой среде. Но человек создал общество цивилизованное, образованное, культурное, другими словами, мир состоит из придуманных правил, законов, морали и прочих норм, которых должны придерживаться все люди.

Таким образом, адаптированным к обществу человеком называется тот, который усвоил традиции, законы, правила приличия и все необходимые нормы поведения, которые приветствуются среди людей. Неадаптированным, антисоциальным человеком называется тот, кто желает противостоять, устанавливать свои законы, нарушать правила общественности. Это и называется конформизмом или нонконформизмом.

Что такое конформизм?

Простыми словами, конформизм называется приспособлением человека к установленному политическому и социальному строю, в котором он появился и живет. Человек должен принять существующие правила, бездействовать в плане их устранения или изменения, соглашаться с настроением, убеждениями и мнением общества. Сюда же входит отсутствие критики господствующих законов и правил, внутреннее их принятие и следование им, отказ от принятия собственных решений и наличия личной позиции, слепое подчинение и безоговорочное следование принципам государства, коллектива или семьи.

Конформизм предполагает полное принятие человеком всего, что общество от него требует и предлагает ему. Человек при этом не должен думать и рассуждать, критиковать и оценивать. Он должен только принимать, соглашаться, жить по установленным правилам и традициям, совершать те действия, которые от него ожидаются, а не которые он сам решил совершить.

Социальный конформизм

Общество состоит из групп людей, которые бывают малыми, средними и большими, что зависит от количества людей, входящих в них. Конформизм носит социальный характер, поскольку предполагает социализацию человека, из-за чего он будет стремиться к своему подчинению.

Социальный конформизм предполагает некритическое и бездумное следование авторитетному мнению, установленным законам и правилам, стереотипам, шаблонным убеждениям, традициям. Человек может не принимать имеющиеся тенденции, однако должен им следовать, на поступках выражать их. Таким образом, социальным конформизмом называется отказ от собственного мнения, его выражения, а также отсутствие несения персональной ответственности за совершенные действия, поскольку человек выполнял то, что ему говорило общество, а не то, что он решил сам сделать.

Конформизм возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Конформизм становится нужным, когда человеку трудно выполнить какое-то задание либо он просто не знает, как ее выполнить (несведущ).
  2. Степень конформизма усиливается, чем большее количество людей давит на индивида. Человеку легче противостоять отдельному индивиду, нежели группе.
  3. Конформизм нужен тем, кто обладает низкой самооценкой.
  4. Человек готов слушаться тех, кто считается более сильным, авторитетным, профессиональным.
  5. Чем более сплоченный коллектив, тем больше сила конформизма (влияния людей друг на друга).
  6. Если у человека, который обладает своим отличительным мнением и выступающим против, есть хотя бы один союзник, тогда его уровень конформизма снижается.
  7. Конформизм становится сильнее, когда человеку нужно устно изложить свою идею другим людям, нежели в письменной форме.
  8. Чем выше статус человека, чем больше его власть, дающаяся по статусу, тем менее конформным он становится.

Конформизм – это поведение приспособления к группе, когда индивид сознательно отказывается от своего мнения и позиции ради адаптации к группе. Противоположным становится поведение самостоятельное, которое направлено на противодействие натиску группы.

Выделяют 4 типа реагирования:

  1. Внешний (истинный) конформизм – когда человек на уровне поступков принимает мнение общества, но внутренне его не принимает, остается при своем мнении.
  2. Внутренний конформизм – способ приспособления, высокая степень внушаемости. Когда человек соглашается с мнением общества внутренне и начинает с этими правилами жить.
  3. Негативизм – когда человек имеет свое мнение, выражает его, различными способами противиться и аргументирует свою позицию, живет в соответствии со своими желаниями.
  4. Нонконформизм – когда человек становится самодостаточной личностью, которая живет в соответствии со своим мнением и мировоззрением, при этом не старается его навязывать, громко и ярко выражать его. Просто человек живет своей жизнью, никому не мешая и не подчиняясь.

Каждый человек является в той или иной степени конформным, что вполне естественно для удовлетворения своих желаний и потребностей. Однако отдельно выделяют «чистый конформизм» — когда человек полностью живет в соответствии с мнением общества. Он полностью подчиняется всем правилам, законам, придерживается норм. Однако путаница возникает в ситуациях, когда одна и та же модель поведения не приемлема в отдельных кругах. Где-то нужно вести себя вежливо, а в другой группе – грубо. Конформный человек зачастую не является гибким, чтобы быстро перестраиваться, поэтому это значительным образом влияет на его самооценку.

Конформные люди часто чувствуют себя неполноценными, особенно в тех ситуациях, где их модели поведения не срабатывают. Нередко они являются неуверенными в себе и нерешительными.

Конформистами являются все люди, отличается лишь степень их конформности. В некоторых ситуациях данное качество помогает человеку, а в других – мешает. Плюсами групповой конформности являются:

  1. Высокая сплоченность коллектива.
  2. Быстрая адаптация человека в коллективе.
  3. Простота организации общей деятельности.

Минусами групповой конформности являются:

  1. Потеря собственного мнения и способности ориентироваться в незнакомых для себя обстоятельствах.
  2. Способствование формированию тоталитарных групп, сект, массовых убийств, геноцида.
  3. Возникновение предубеждений и предрассудков в адрес меньшинства.
  4. Отсутствие творчества, новизны, развития общества.

Феномен конформизма

Конформизм необходим любому человеку, который рождается хотя бы в малом кругу лиц. В зависимости от степени авторитарности общества, группа может проявлять терпимость или, наоборот, насаждать подчинение отдельному индивиду. Если человек сам желает стать частью определенного коллектива, тогда он вынужденно принимает ее правила, устои, принципы и правила. Если человеку не подходят законы группы, тогда он может ее сменить.

Человек составляет группу, в которую входит, чтобы воплотить с ее помощью какие-то свои цели и потребности, которые самостоятельно невозможно реализовать. Вместе с тем, у группы есть свои цели и деятельность, которая устанавливается главами или всеми членами группы и которым должны подчиняться все.

Следует отличать конформизм от конформности:

  • Конформизм – вынужденное обстоятельство, на которое соглашается человек, чтобы быть просто принятым группой или обществом.
  • Конформность – качество характера, при котором человек априори везде приспосабливается, со всем соглашается, подчиняется и следует мнению других.

Практически все люди вынуждены быть конформными к политике и обществу, в котором они живут. Противоположным явлением является нонконформизм (независимость и самодостаточность индивида). Однако побочным явлением конформизма является негативизм – когда индивид яростно сопротивляется установленным правилам и нормам, навязывает свои идеи, желает подчинить себе.

Человек живет в социуме и у него есть некоторая степень выбора. Группа непосредственно оказывает на человека давление, вынуждая его подчиняться своим рамкам и правилам. Если человек соглашается и подчиняется, тогда он становится конформистом. Если же у него есть свое мнение, которому он желает следовать, живет по своим правилам, которые не согласуются с общественными, тогда это называется нонкорформизмом.

Нельзя однозначно говорить о том, что какая-то модель поведения является единственно правильной. Конформность так же важна, как и нонконформность. Таким образом:

  1. Конформизм – это уступчивость и одобрение.
  2. Нонконформизм – стремление жить в соответствии со своими желаниями и мнением, отстаивание своей позиции.

Итог

Конформизм является важной частью адаптации человека к социуму. Нельзя говорить о том, что данное поведение является отрицательным. В некоторой степени человек должен быть уступчивым, податливым, подчиняемым другим лицам, чтобы с ними взаимодействовать, получать от них желаемое, пользоваться их помощью и получать уважение, одобрение. В свою очередь другие люди тоже становятся конформными человеку.

Нонконформность проявляется в отдельных случаях, когда человек может быть независимой личностью, живущей по своим правилам. Если индивид при этом не нарушает свободу и права других лиц, тогда общество в некоторой степени приемлет его независимость, не мешает ему быть нонконформистом.

Негативное отношение у общества вызывает негативизм – яростное противодействие общественным законам и правилам. В такой ситуации человек нередко совершает деструктивные поступки, преступные действия, которые поддаются уголовному наказанию с целью ограждения людей от неадекватного поведения индивида.

Кто такие нонконформисты? January 2nd, 2014

Ну, это простой вопрос! Если не знаете, - посмотрите в любой энциклопедии. Но мне хотелось бы копнуть немножко глубже. Меня интересует, каким боком это относится к политике, и как там это использовать. Ведь обычно этот термин применяют в связи с политикой, правда?
Сразу на ум приходит образ всеми любимой Валерии Ильиничны Новодворской.
Вот образец нонконформиста! Но так ли это? Надо подумать…

Нет, давайте по порядку. Нонконформист – это не-конформист. А кто такой конформист? Образно говоря, конформист – это тот, кто принимает форму сосуда, в который его залили. Несознательно, или сознательно – в расчёте на какое-то вознаграждение.
А нонконформист, значит, тот, кто имеет собственную форму. «Формой» в данном случае будем называть систему взглядов человека и вытекающее из них поведение в обществе. Сейчас мысленно представьте всю Вашу систему воззрений в виде некоего трёхмерного объекта. У кого-то это будет похоже на сложную скульптурную группу, у кого-то – на творение скульптора-абстракциониста, у кого-то – на кирпич (полагаю, такие эту статью не читают).

Нонконформистов условно можно разделить на четыре категории по двум критериям: «умный» - «не умный», и «активный» - «пассивный» (в политическом смысле, - не подумайте ничего такого). А вот на «честных» и «не честных» нонконформистов делить не будем. Потому что «нечестный» - всегда конформист. Ведь конформисту положена бочка варенья и корзина печенья! Ну, точнее тем конформистам, что в первых рядах. Тем, что сзади, только крошки от печенья достанутся. Но они и тому рады. Правда, бывают фальшивые нонконформисты. Кричат на каждом углу что они – оппозиция. А у самих в карманах варенье, печенье, служебное удостоверение, акции «Кировлеса» и т.п. Но об этих – отдельная тема.

Надо договориться, что критерии «умный» - «не умный», и «активный» - «пассивный» я применяю с известной долей условности. Как и любые термины, - это некоторое упрощение. Но без терминов – никак. Поэтому попрошу к словам не цепляться.

И вот что у нас получилось. Четыре варианта:
1. «Не умный» и «пассивный». Попросту говоря, дурак и неудачник, всегда имеющий собственное мнение. Говорящий шёпотом непризнанный и неизвестный гений уфологии или конспирологии, облучённый подлыми сионистами. Это к примеру. В общем, думаю что всем понятно.
2. «Не умный» и «активный». Это как раз те, о ком я сразу вспомнил. Жертва всевозможных кровавых режимов, узник карательной психиатрии. Неуёмную энергию этих идиотов кто-нибудь обязательно использует. Такой талант не заваляется. Только к реальной политике их на пушечный выстрел подпускать нельзя. Ну да никто и не подпустит. А вот для организации всяческих уличных шоу типа митингов, «путчей» и прочих майдаунов, - как нельзя кстати.
3. «Умный» и «пассивный». Такая как бы «внутренняя эмиграция». К примеру, Вы случайно разговорились с каким-то дедушкой-часовщиком, пока он чистил Ваши часы. И вдруг Вы поняли, что этот человек понимает в жизни и в политической ситуации гораздо больше, чем некоторые министры, депутаты и лидеры партий. Он мог бы быть там. Но неохота. Не модальный тип личности. Не активный. Утешает себя тем, что «зато совесть чиста». Да, в политике легко запачкаться. Но правильно ли это, если ты нужен стране, но сидишь и хранишь «чистоту совести»? Но и от такого человека может быть толк. Он может случайно оказаться чьим-то учителем в жизни, подтолкнуть к поиску истины.
4. «Умный» и «активный». Такие люди нужны Родине! Но вот незадача – они нонконформисты! Придётся разобраться почему.

Согласно Википедии (простите!), нонконформизм, - это стремление индивида придерживаться и отстаивать установки и мнения, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.
Просто – «я всегда против»? Но ещё древние говорили, что всё отрицать так же глупо, как со всем соглашаться. Это не наш случай. Мы говорим про умных.
В этом случае нонконформизм проистекает из того, что жизненный опыт и знания приводят человека к мнению, расходящемуся с общепринятой точкой зрения. Говоря о политике – с позицией власти. Активные нонконформисты попадают в оппозицию к власти. Если они достаточно умные, враг не сможет их использовать против Родины. Конечно, всё возможно, но сделаем такое допущение. Значит, умные нонконформисты – в конструктивной патриотической оппозиции.
Допустим, оппозиция придёт к власти. Значит, нонконформист станет конформистом? Нет! Почему? Потому что он будет протестовать, когда увидит институциализацию тех идей, за которые боролся. Что это значит?

Когда в результате революции, «перестройки» и т.п. в стране меняется общественно-политическое устройство, те, кто вчера был оппозицией, начинают создание новой системы власти и новой системы поддержания, развития и пропаганды тех смыслов, на которых и ради которых они пришли к власти. То есть, «новая метла» создаёт новые органы власти и коренным образом реформирует сохраняемые старые. Неформальные авторитеты из вчерашней оппозиции превращаются в официальные государственные должности. Оппозиционные СМИ становятся государственными (не обязательно номинально, но по сути). Понадобится очень много новых кадров. Всех из вчерашних оппозиционеров не наберёшь. Придётся набирать из конформистов, в том числе из служивших старому режиму. А что делать – конформистов всегда не менее 90%!
Вчерашняя «живая» оппозиция превращается в жёсткую институциированную систему со своими правилами, инструкциями, протокольными мероприятиями, утверждёнными списками лозунгов к празднику (помните?) и т.д. Душа нонконформиста этого не вынесет! Чтобы правильно использовать умных и активных людей на благо общества, надо крепко задуматься как это сделать.

Осмелюсь предположить, что здесь нам поможет предложенная мной выше аналогия. Ещё раз – представьте себе политические убеждения в виде трёхмерного объекта.

Представьте себе, жил-был нонконформист. Был он умным, активным и настоящим патриотом. Как у любого думающего человека его «форма» ежедневно изменялась и совершенствовалась. Каждый день он узнавал что-то новое, приходил к каким-то новым идеям и выводам, отбрасывал то, что признавал заблуждением.
И вот его соратники пришли к власти. И сказали ему, - Твоя «форма» просто идеальна! Нам нужно много новых кадров, но нас мало. Придётся использовать конформистов в больших количествах. Снимем с тебя мерку, и сделаем по тебе литейную форму, в которую будем заливать конформистов. И они будут точь-в-точь как ты. Хорошая идея?

Сделали форму, и отливают новые кадры в индустриальных масштабах. Новые «идеальные» фигуры занимают государственные посты. Управляют экономикой и обороной, поддерживают и транслируют в массы новые смыслы.
Но время не стоит на месте. Ситуация в стране и в мире постоянно меняется. Наш герой постоянно отслеживает ситуацию, всё обдумывает, самосовершенствуется, чтобы быть адекватным новым вызовам. А сделанные раз и навсегда по его образцу конформисты – не меняются. И вот они уже не очень похожи на прототип. Он нервничает. Он говорит своим соратникам, - Надо бы уже вносить изменения в литейную форму. На что ему отвечают что он, конечно, прав, но лучшее – враг хорошего. Сделать новую литейную форму не так просто. Чертежи всякие переделывать, техпроцессы, инструкции. Персонал переучивать, оборудование и оснастку менять. Затратно. А ещё, представь, - начнём новых выпускать, а они со старыми на работе передерутся и всю работу завалят! Очень сложно всё это. Пока не будем. Но в принципе, - ты прав. Мы это сделаем, но позже. Когда необходимость станет очевидной. Когда старые на пенсию начнут выходить, будем постепенно новыми заменять.

Время идёт, мир меняется. Меняется и наш герой. Он по-прежнему адекватен ситуации, но он работает только на своём участке. Несоответствие старой литейной формы новым реалиям уже вопиёт. Он снова идёт к высшим авторитетам, и видит, что часть из них уже заменены на конформистов, сделанных по его образцу десятилетней давности. Они уже на него совсем не похожи. Им уже ничего не объяснишь, - он для них чужой. Они укоренились, подогнали властную и смысловую структуры под свою форму, вросли в них. И ведут страну к катастрофе. А наш герой опять в оппозиции.

Вот такая грустная сказка. Что же делать чтобы так не случилось?
Всего лишь надо правильно работать с кадрами. Надо понимать кого куда можно ставить, а куда – нельзя. «Отлитых по образцу» ни в коем случае нельзя ставить на ключевые должности, в том числе связанные с поддержанием и совершенствованием смысловой системы государства. Они могут быть только исполнителями. Конечно, они будут всеми силами стараться пролезть как можно выше. Туда, где богаче и почётнее. Непросто их будет удержать. Но надо.
Но хуже всего, если кто-то сознательно начнёт наполнять государственный аппарат и смысловую сферу дубовыми карьеристами-конформистами, исходя из предположения, что ими легче управлять.