Включение российской системы образования в общеевропейский Болонский процесс диктует новые требования к организации воспитательной работы в вузе - готовить конкурентоспособного специалиста. Решающую роль в этом может сыграть куратор.

Актуальность и значимость воспитательной работы в вузовском социуме в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Сегодня под воспитательной работой понимают чаще всего внеучебную работу, то есть мероприятия, направленные на организацию досуга студентов. Преподаватели сняли с себя ответственность за воспитание студентов, что называется, самоустранились. В то же время закон РФ «Об образовании» устанавливает, что воспитание, наряду с обучением, является одним из компонентов образования, суть которого заключается в развитии личности обучающегося. Следовательно, воспитательная деятельность должна присутствовать не только во внеучебной работе, но и, прежде всего, в учебном процессе. В то же время, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, поскольку, по нашим наблюдениям, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. У многих еще требуют развития социальная и гражданская позиция, коммуникация, творческие способности, самовыражение. Студент продолжает развиваться как субъект учебной деятельности, и его роль как активного участника собственного образования еще не до конца осознана.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии преподавателя не только как транслятора знаний, но и как активного агента воспитания студентов в вузе.

Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым обучающимся. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента. На первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении, и эту функцию могут выполнять уже научные руководители. Таким образом, преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, - это посредник между студентами и сложной структурой жизнедеятельности вуза. Многие учащиеся отмечают, что спорные вопросы по поводу их академических проблем успешнее решает куратор. Он знает группу и отдельных студентов лучше, чем другие преподаватели, читающие учебные курсы в течение одного года или семестра.

Куратор - одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Поэтому, относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и предвидение, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм и находчивость, педагогическая рефлексия.

Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Кураторы могут целенаправленно содействовать процессу культурного роста студентов, формированию определенного опыта в различных ситуациях. Не стоит понимать работу куратора однобоко, как только информирующую и контролирующую. У куратора много функций, но, прежде всего, он наставник, а в современном смысле - менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей.

В соответствии с задачами, которые определяют себе сами кураторы, их можно условно разделить на несколько типов.

  • Куратор-«информатор» - предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.). Он не считает нужным вникать в жизнь группы, считая студентов взрослыми и самостоятельными.
  • Куратор-«организатор» - считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.) В свои обязанности он также включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается включаться в их разрешение.
  • Куратор-«психотерапевт» - очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом. Он очень много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает слишком близкие контакты и рискует эмоциональным истощением, так как круглые сутки предоставлен студенческим проблемам.
  • Куратор-«родитель» - берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы. Решает семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как контролирующий родитель, требующий полного подчинения его решениям. Чаще всего это люди старшей возрастной категории, и в своих отношениях со студентами они ссылаются на свой жизненный опыт.
  • Куратор-«приятель» - заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему нередко не хватает необходимой дистанции для того, чтобы в необходимых случаях предъявить требования. Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль.
  • Куратор-«беззаботный студент» - не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко даже не представляя себе студенческую группу.
  • Куратор-«администратор» - своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости. Выполняет в основном контролирующую функцию, но, в отличие от куратора-родителя, выполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Доминирующие черты каждого из типов исключают оптимальную реализацию всех необходимых функций куратора и усиливают только одну. Кроме того, «психотерапевт» и «родитель» вмешиваются в личную жизнь студентов, что недопустимо и вызывает протест с их стороны в отношении кураторства вообще. «Беззаботный студент» укрепляет мнение других о том, что куратор - это «пустое место», и нет необходимости вводить его обязанности.

Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации вуза, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. На наш взгляд, сегодня остро необходимы механизмы отбора кураторов из общего числа преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности. Для этого необходимо обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном труде.

Работа куратора как вид профессионально-педагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность. Однако основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием нами выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы.

1-й уровень - непродуктивный . Куратор предлагает студентам самим обращаться по интересующим их вопросам, сам не проявляя инициативы и заинтересованности.

2-й уровень - малопродуктивный . Куратор готов помочь обратившимся студентам, готов проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов для разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации.

3-й уровень - среднепродуктивный . Куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций. Но он не стремится пополнять свои знания в этой области, они отрывочны и несистематизированы.

4-й уровень - продуктивный . Куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, понимая необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями. Не выходит за рамки своих формальных обязанностей.

5-й уровень - высокопродуктивный . Куратор сложные ситуации рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он не только постоянно пополняет свои знания с целью их применения, но и творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам организует развивающие ситуации для студентов .

  1. информативная (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой им информации относительно учебных и внеучебных мероприятий);
  2. организационная (предполагает структурирование куратором внеучебной жизни студенческой группы);
  3. коммуникативная (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера);
  4. контролирующая (административная);
  5. творческая (предполагает расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

Эти функции очерчивают и круг обязанностей куратора. Лишь последняя, творческая функция предполагает не столько обязанности куратора, сколько его желание быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна:

  1. надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности их профессионально-личностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;
  2. реальная дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;
  3. куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы;
  4. будущим специалистам должны быть предъявлены эталоны, образцы, задающие планку требований студента к себе, как представителю своей профессии;
  5. должны быть обеспечены реальные условия самооценки для сравнения себя с другими, формирование на этой основе собственных перспектив профессионального и личностного роста;
  6. студент должен видеть и понимать динамику позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития, сам должен оценивать, насколько он приблизился к задаваемому им самим эталону;
  7. должен быть предложен ряд вариантов социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности;
  8. куратору необходимо включить каждого студента в социально-полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов, объединений и отрядов;
  9. должны быть созданы реальные возможности и стимулы для активного взаимодействия будущего специалиста с культурой и искусством, освоения им лучших образцов художественного творчества, постижения культуры.

Формы работы с группой могут быть разными: от насыщенно информационных (беседа, рассказ, час куратора, встречи и т.д.) до коллективных творческих дел различного типа. Место и формы проведения совместного дела способствуют реализации максимума возможностей межличностного педагогического общения.

Для оценки качества участия преподавателей в воспитательной работе нами разработаны показатели, характеризующие участие преподавателя в воспитательной работе. К ним относятся:

  1. кураторство или наставничество (научное руководство);
  2. организация посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, проведение круглых столов и т.п. на уровне группы, курса, факультета, общежития, вуза;
  3. организация для студентов кружков досугового характера, клубов по интересам, научных кружков, научных или предметных олимпиад, секций и проч.;
  4. подготовка студентов для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  5. подготовка студентов, получивших 1-3 места на творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях на уровне вуза, города и области, России, международных;
  6. участие студентов курируемой группы в спортивно-массовых и культмассовых мероприятиях, проводимых на уровне вуза, города и области, России;
  7. участие студентов курируемой группы в организации санитарных и экологических субботников в вузе;
  8. публикации преподавателей в СМИ по проблемам воспитания молодежи на уровне вуза, города и области, России;
  9. участие преподавателя в разработке методических пособий, информационных буклетов по проблемам организации воспитательной работы в вузе;
  10. отсутствие среди студентов курируемой группы случаев нарушения правил внутреннего распорядка вуза, административного правонарушения, уголовного правонарушения;
  11. профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами.

Литература

  1. Образовательные ценности и ориентации воронежских студентов. Под ред. А.И. Верецкой, А.П. Дьякова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 123 с.
  2. Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О.В. Гришаев, М.В. Щербакова. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - 134 с.

Слово «куратор» является довольно-таки распространенным и у большинства людей не возникает вопросов о его значении. Однако далеко не все понимают полноценное значение слова.

Кто такой куратор

Куратор — это человек, назначаемый лицом, занимающим вышестоящую должность/положение, в полномочия которого входит обязанность руководить или управлять той или иной областью деятельности. Кураторы существуют в различных органах, организациях, сферах жизнедеятельности. Например, в сферах образования, здравоохранения.

Куратор в образовании

В высших учебных заведениях (а также в заведениях среднего профессионального образования: техникумах, колледжах) первокурсникам сразу после поступления (1 сентября) назначается куратор. В данному случае он выполняет роль классного руководителя как в школе. Единственное и основное отличие от классного руководителя заключается в том, что куратор имеет обязанности и права в отношении группы студентов, а руководитель — класса школьников.

Куратор осуществляет контроль за учебным процессом, за воспитательной стороной жизни студентов: поддерживает связь с родителями, следит за успеваемостью студентов, организовывает мероприятия и внеучебную деятельность.

Куратор назначается деканом факультета и утверждается ректором и заведующим конкретной кафедры.

Куратор в здравоохранении

Кураторы в сфере здравоохранения назначаются либо главным врачом, либо в порядке обычной очереди (в зависимости от свободного времени врачей). Кураторы, как правило, имеют место в больницах, поликлиниках и даже в санаториях.

В больнице роль куратора выполняет лечащий врач. В лечебное учреждение поступает больной человек, ему назначается узкий специалист (гастроэнтеролог, кардиолог, эндокринолог и другие в зависимости от заболевания человека), которsй следит за ходом развития заболевания, за ремиссией и подъемом признаков болезни, ведет записи в карточке здоровья, назначает лекарства и лечебные процедуры при необходимости.

Современное понятие о кураторе

В 2017 году была не позитивная тенденция среди подростков. В социальных сетях регистрировали группы, в которых посредством участия детей в «квесте», происходили смерти самих участников.

На каждого ребенка назначается куратор, в обязанности которого входят:

  1. Общение с «подопечным» 24 часа в сутки;
  2. Изучение информации о жизни ребенка (обстановка в семье, в школе, в личной жизни)
  3. Выдача новых заданий;
  4. Проверка выполнения заданий;
  5. Психологическое давление.

Разумеется, такое кураторство носит негативный характер и запрещено законом. Ранее не было нормы, которая признавала бы действия таких кураторов и их существование противоправными. В редакции Уголовного кодекса в преддверии Нового года была введена статья, в соответствии с которой кураторы групп смерти привлекаются к уголовной ответственности.

Кто такие кураторы проектов

В организациях для проведения того или иного мероприятия/конференции и т.п. назначается куратор проектов (человек, ответственный за ведение проекта, сбор участников, детализация заявок на участие).

Проектная работа кураторов непостоянная, она носит временный характер. По завершению проекта куратор освобождается от ранее возложенных на него обязанностей. В основном лицо получает за функции куратора доплату или оплату в размере заработной платы или ее части.

Куратор проекта назначается лицом, занимающим вышестоящую должность. Куратор занимает своего рода организационную позицию, поскольку на него возлагаются задания по организации проекта. Касаемо исполнительных функций, куратор отчасти занимается их осуществлением. Исполнительные функции возникают из поручений вышестоящего лица.

Куратор культурной сфере жизнедеятельности

В музеях, картинных галереях, театрах, массовых культурных мероприятиях существуют кураторы. В их полномочия входит организация мероприятия, проведение экскурсий, запись на конкретную выставку посетителей, организация досуга посетителей во время перерывов.

В культурной сфере кураторы назначаются в порядке очередности. Как правило, человек курирует мероприятие, театральное представление, музейную или галерейную выставку единожды.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что куратор — это лицо, наделенное специальными полномочиям вышестоящим руководством. Кураторы в большинстве своем — это фигуры положительные (за исключением кураторов групп смерти).

В понятийном аппарате современного человека должно быть понятие «куратор» несмотря на то, что оно далеко не новое, существует уже очень давно с времен существования Союза Советских Социалистических Республик.

Обязанности куратора НГШ

Куратор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции НГШ в своемклассе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе) и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким - то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

Куратор обязан обеспечивать :

нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);

максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком куратор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

Инициативность, энергичность, жизненная активность.

Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная заторможенность или возбудимость).

Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Способность и готовность делать что-то руками.

Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

Цели работы куратора в первую очередь следующие.

Сформироватькоманду (из кураторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с кураторомв полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном емуклассе,и быть полноценным участником этой команды.

Сформировать детский коллектив (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

Относительно каждого ребенка куратор обязан добиваться следующих целей:

Сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия.

Сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре (выбор между воевать или договариваться – в пользу договариваться; выбор между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»; выбор между принципами и ситуацией – в пользу принципов; выбор между «ради себя» или «ради людей» – в пользу второго; выбор между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности; выбор между великодушием и мщением – в пользу великодушия; выбор между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.).

Сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции.

Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

Сформировать умение чувствовать и сопереживать.

Сформировать познавательный интерес.

Сформировать умение учиться.

Сформировать деятельностную позицию относительно самого себя.

Сформировать деятельностную позицию относительно мира вокруг себя.

Сформировать все внепредметные умения,перечисленные в концепции.

Для достижения вышеуказанных целей куратор должен делать следующее.

I

1. Куратор обязан осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться доверия ребенка к куратору и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

1.1. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:

а) на уроках – надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;

б) на перемене – быть с детьми всегда, когда это возможно;

в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);

г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло;

д) наблюдать за ребенком в процессе его учебной и неучебной деятельности, анализировать его действия и на основании этого анализа корректировать его развитие;

е) искусственно создаватьситуации и использовать естественно создавшиеся ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы развивать личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.).

2. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым родителем, добиваться готовности родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

3. Куратор обязан информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае, если у куратора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно включить в эту ситуацию администрацию.

4. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе и при этом:

а) знать стратегию и тактики преподавателя, его цели и планы на отдаленное и ближайшее будущее;

б) знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях);

в) обсуждать и решать с каждым учителем все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;

г) обсуждать с каждым учителем и координировать с ним свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;

д) строить с каждым учителем совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;

е) передавать учителям необходимую информацию о детях и родителях, получать от них всю необходимую информацию.

4.1. Куратор обязан участвовать в уроке в качестве (в позиции):

а) «идеального ученика» («того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться»), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;

б) «ученика, рефлексирующего свои способы работы»;

в) «непонимающего ученика» (т.е. такого, который не понимает то, что «всем понятно» и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);

г) «восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого» (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);

д) «спорящего с другим взрослым взрослого» (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);

е) «критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого» (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);

ж) «организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)» (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно - управленческой и искусственно - технической позиции);

з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на уроке.

При этом куратор обязан :

а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;

б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой - либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;

б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. В случае возникновения трений и несогласованности следует обсудить ситуацию с администрацией.

4.2. Куратор обязан владеть текущим учебным материалом по курируемым им предметам не хуже, чем средний ученик данного класса (до 9-го класса включительно).

4.3. Куратор обязан знать все задания, которые выполняют ученики по курируемым им предметам (в том числе домашние), и быть способным их выполнить.

4.4. Куратор обязан отслеживать, чтобы до прохождения темыили в процессе прохождения темы учитель-предметник выдал каждому учащемуся список знаний и умений (в том числе и внепредметных), которые он должен освоить при прохожденииданной темы (этот списокдолжен быть и в предметной папке).

4.5. Куратор обязан отслеживать осмысленность заданий (в том числе домашних): ребенок должен понимать, зачем он их выполняет и чему он учится, когда их выполняет.

4.6. Куратор обязан регулироватьобъем домашних заданий, сроки их выполнения и сдачи.

4.7. Куратор обязан обеспечить информированность учеников своего класса о расписании класса и школы, о сроках проведения контрольных, зачетныхработ на текущую четверть и осуществляют контроль его выполнения в рамках своего класса.

4.8. Куратор обязан организовывать самостоятельную работу учеников по подготовке домашнего задания.

5. Куратор обязан составить (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса. В этом плане должно быть зафиксировано, как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны. В частности, куратор обязан получитьот учителя-предметника после каждой контрольной, зачетной и срезовойработы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе ). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

5.1. Куратор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты ученика, фотографии, видеоклипы, наградыи т.п.

5.2. Куратор обязан вести электронное «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не должен быть в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

5.3. Куратор обязан периодически организовывать обследование всех детей своего класса психологом и логопедом и в случае необходимости организовать необходимые занятия с психологом, логопедом или привлеченным специалистом.

5.4. Куратор обязан периодически проводить анкетирование детей в своем классе для получения от них обратной связи по основным вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью в рамках учебно-воспитательного процесса.

6. Куратор обязан развивать в каждом ребенке самостоятельность; все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а куратор должен выступать в роли организатора его деятельности. В частности, куратор должен организовать распределение обязанностей между учащимися класса и их выполнение.

7. Куратор обязан организовывать классныесеминары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, арешение семинара должно быть доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров должны быть выложены в электронном виде в папку класса в локальной сети.

8. Куратор обязан организовывать внеурочные мероприятия для учеников своего класса (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода, согласовывая проведение всех мероприятий с администрацией НГШ. В том числе:

а) организовывать экскурсии в соответствии с нормативами, принятыми в НГШ;

б) организовывать различные мероприятия: праздники, олимпиады, игры, диспуты и т.д.;

в) принимать участие во всех общешкольных внеклассных мероприятиях.

9. Куратор обязан:

– принимать участие в организации,подготовке и проведении всех запланированных общешкольных мероприятий, в которых участвуют ученики его класса;

– обеспечить присутствие учащихся своего класса на тех общешкольных мероприятиях, на которых им рекомендовано быть.

10. Куратор обязан знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций. В частности, куратор обязан:

– следить за правильной осанкой детей (особенно при чтении и письме);

– организовывать своевременное изменение высоты стульев и парт в соответствии с изменениями роста учеников;

– обеспечить расстановку мебели в соответствии с требованиямиСЭС и логикой учебного процесса;

– обеспечить проветривание класса на каждой перемене и во время прогулки;

– следить за нормальной освещенностью рабочей зоны класса.

11. Куратор обязан посещать все общешкольные семинары, которые ему рекомендует посещать администрация.

12. Куратор обязан в случае, когда у какого - либо ученика возникают проблемы с обучением или воспитанием, поднимать вопрособ организации встречи с родителями для подписания индивидуального договора.

13. Куратор обязан следить за тем, чтобы ученики имели пристойный внешний вид, выходили на улицу в одежде, соответствующей погоде и сезону, переодевались после прогулки и занятий спортом, вовремя мыли руки.

14. Куратор обязан следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков. В случае если у учителя - предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, куратор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, куратор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

15. Куратор обязан следить за чистотой и порядком в классе, а также за тем, чтобы все необходимые учебные принадлежности были у учащихся на столах перед началом уроков.

16. Куратор обязан следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой – столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличиеручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

17. Куратор обязан следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали правила поведения как в школе, так и во время выездных мероприятий.

18. Куратор обязан

– знать все нормативные документы школы, касающиеся выполняемых им функций;

– знать и выполнять все решения, принятые нашкольных семинарах и педсоветах.

II

1. Куратор обязан следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков.

2. Куратор обязан следить за состоянием учебников и учебных пособий учащихся.

3. Куратор обязан следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю - предметнику (начиная со 2 - го класса).

4. Куратор обязан следить за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируютфакт выполнения ими заданий.

5. Куратор обязан следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

6. Куратор обязан вести видеосъемку уроков, зачетов, самостоятельных в своем классе по установленному завучем расписанию.

7. Куратор обязан организовать дежурство учащихся в классе.

8. Куратор обязан следить, чтобы все учащиеся своевременно получали домашние задания в соответствии с графиком самостоятельных работ.

9. Куратор обязан совместно с администрацией принимать участие в составлении учебного плана на год и следить за тем, чтобы все учителя придерживались утвержденного плана.

10. Куратор обязан составить график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями - предметниками и следить за его выполнением.

11. Куратор обязан в ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать с администрацией и организовать дополнительные или индивидуальные занятия учителей - предметников с этими учениками.

12. Куратор обязан следить за тем, чтобы уроки в классе начинались и заканчивались со звонком.

13. Куратор обязан во время перемены находиться с детьми.

14. Куратор обязан дежурить на прогулке в соответствии с общешкольным графиком. Куратор обязан оказаться на улице до того, как его дети вышли на прогулку, находиться с детьми, следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школы. Куратор (1 - 5 классов) обязанпомогать организовывать игры, в том числе спортивные,и участвовать в них.

15. Куратор 1 - 5 классов обязан находиться в столовой в то время, когда едят дети его класса.

16. Куратор 1-5 классов обязан постоянно присутствовать в классе во время самостоятельной работы детей. Дежурство кураторов на самостоятельной работе осуществляется согласно графику, утвержденному на семинаре класса. Куратор 6-10 классов не обязан постоянно присутствовать в классе, но обязан организовать проведение самостоятельных занятий таким образом, чтобы в классе была рабочая обстановка.

17. Куратор обязан отслеживать время прихода и ухода детей; в случае опоздания ребенка на урок куратор должен обеспечить написаниеим объяснительной и передачу ее завучу.

18. Куратор должен отслеживать пропуски детьми занятий и вовремя подавать администрации табель посещаемостидетьми школы.

В случае отсутствия ученика в школе куратор обязан:

а) немедленно выяснить, по какой причине ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);

б) ежедневно передавать по E - mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день, а также организоватьрегулярное получение учителями выполненных домашних заданий.

в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не придет на занятия;

г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера);

д) в случае пропусков ребенком школы куратор обязан обеспечить наличие уадминистрации медицинских справок или записок от родителей с объяснением причин пропусков.

е) регулярно информировать родителей о суммарном количестве пропусков и опозданий их ребенка.

19. Куратор обязан заполнять и отслеживать еженедельные табели учащихся класса:

а) в пятницу заполнить недельный табель ребенка до его ухода из школы и выдать его;

б) в понедельник забрать табель у ребенка с подписью родителей;

в) во вторник сдать табели класса на проверку завучу школы;

в) в случае отсутствия подписанного табеляв понедельник куратор должен действовать по следующей инструкции:

– если ребенок забыл табель дома, позвонить родителям и попросить их подвезти или передать подписанный табель;

– если ребенок вернул табель без подписи родителей, позвонить родителям и довести до их сведения недельные оценки (по телефону, факсу, e - mail ’у);

– если ребенок потерял табель, сообщить об этом родителям и вручить им дубликат;

– в случае, если куратор сталкивается с саботажем родителей и их нежеланием подписывать табель, немедленно обратиться к администрации.

20. Куратор обязан следить за правильным и своевременным заполнением классной документации:

а) вовремя заполнять личные дела;

б) вовремя заполнить кураторские страницы в журнале;

в) следить за тем, чтобы учителя предметники вовремя заполняли свои страницы в журнале. В случае если учитель регулярно этого не делает, Куратор обязан довести это до сведения администрации;

г) еженедельно в понедельник выверять расписание классаи немедленно доводить до сведения завучавсе обнаруженные несоответствия;

д) еженедельно составлять индивидуальное расписание каждого ребенка;

е) организовать и отслеживать оформление информационных стендов в классе.

22. Куратор обязан организовать и поддерживать жизненный комфорт и удобства в классе:

а) обеспечить уют и психологический комфорт;

б) придерживаться эстетических принципов.

23. Куратор является материально ответственным лицом и отвечает за состояние техники и оборудования в классе(не допускает их порчи, а если произошла поломка, то немедленно сообщает хозяйственной службешколы).

УДК 378.1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУРАТОРСТВА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

научный руководитель канд. пед. наук

Сибирский федеральный университет

Институт кураторов не является чем-то совершенно новым в сфере образования, скорее это хорошо забытое старое – одним из первых официальных документов российской высшей школы , посвященным кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 году императором Николаем II. В данном документе назывались основные обязанности куратора: «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, в том числе устройстве научных и литературных кружков, учреждений кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».

Говоря о кураторе академической группы, мы обычно имеем в виду преподавателя или сотрудника образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. Вся деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи – поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования , содействие активному участию их в образовательном процессе.

Куратор является ключевым звеном в работе по адаптации студентов первого курса – он объединяет воспитателей всех уровней и воспитанников, он связующий элемент, посредник между администрацией факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.

В российской системе высшего профессионального образования институт кураторов академических групп переживает сейчас труднейший период. Происходит активное осознание необходимости этого важнейшего воспитательного инструмента всеми участниками образовательного процесса и одновременно идет поиск наиболее оптимальных форм его возрождения и функционирования в условиях совершенно недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора, практически полного отсутствия ее методического обеспечения и целевого финансирования.

Положение усугубляется тем, что значительная часть преподавателей просто не хотят выполнять кураторские функции, которые им порой вменяются, как дополнительная общественная нагрузка, или не могут продуктивно решать воспитательные задачи, стоящие перед ними. Все эти проблемы каждый вуз, в котором руководство не только понимает огромную роль института кураторов в воспитании будущих специалистов, но и принимает необходимые ответственные и смелые по нынешним временам решения, связанные с его возрождением и поддержкой, вынужден решать самостоятельно.

Согласно социологическому опросу, проведенному в АФ РГСУ, потребность в кураторе испытывают около 53% студентов-первокурсников. Это мнение сохраняется у 36% студентов старших курсов. Куратор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8%), со здоровьем (4,8%), личные проблемы (4,9%), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8%), приобщиться к общественной жизни факультета (19,1%), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2%), помогает разрешить конфликт с преподавателем (2,8%), улучшить бытовые условия (2,2%). В том случае, если бы не было куратора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 29,6% студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком 12%, было бы сложно в первые месяцы обучения 12% студентов.

Куратор необходим студентам для того, чтобы рассказать об основных требованиях к учебе (14,3%), помочь при составлении курсовых и научных работ (8,8%), знать, что есть преподаватель, неравнодушный к студенческим проблемам (15,5%), познакомить с Уставом университета и другими официальными документами (8,7%). Студенты так определяют куратора: оптимистически настроенный мобильный педагог, который легко ориентируется в ситуациях и гибко реагирует на все нюансы межличностного и межнационального общения. Он умеет планировать работу и достигать не только ближайшие, но и перспективные цели, чутко реагировать на изменения вкусов, интересов студентов.

Качество кураторской деятельности определяется тремя основными факторами:

1. готовность куратора к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики и психологии;

2. наличие, степень организованности и функционирования системы по повышению психолого-педагогической грамотности преподавателей-кураторов и оказанию социально-психологической помощи субъектам воспитательного процесса;

3. уровень обладания преподавателем теми качествами и способностями, которые являются необходимыми для осуществления кураторской деятельности. (http://uovr. *****/curator/history. html)

В настоящее время функции и обязанности куратора определяются уставом каждого вуза в соответствии с действующим законодательством. В некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о кураторе, которые определяют основные направления его деятельности. Основные функции деятельности куратора таковы: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая.

Например, в Казанском государственном университете не все факультеты имеют кураторов, и воспитательная работа ведется или самими заместителями декана по воспитательной работе, или все студенты прикреплены к кафедрам, где воспитательная работа осуществляется под руководством преподавателей.

В МГУ кураторство реализуется на социологическом факультете . Кураторство является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении. На факультете кураторы выполняют роль приводного ремня для всего воспитательного механизма, ибо никто другой теснее них не общается со студенческой массой, не знает о каждом и обо всех вместе. Кураторы – соединительный мостик между администрацией и студенческой массой, проводники воспитательной политики руководства в массах. В чем-то они напоминают пионервожатых или классных руководителей .

На сегодняшний день можно говорить о нескольких «типажах» куратора.

Куратор-администратор своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведёт учёт посещаемости, передаёт студентам требования деканата. Он следит за успеваемостью и посещаемостью занятий, разбирается в причинах, мешающих студенту нормально учиться, принимает меры по их устранению.

Куратор-организатор считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий: творческие вечера, экскурсии, культпоходы в музеи, кино, театр; устраивать встречи с выпускниками факультета; привлекать студентов к работе в студенческих лекторских группах, кружках художественной самодеятельности, в спортивных секциях, в НТТМ, к научным исследованиям кафедр. В свои обязанности он также включает участие в сборах актива группы, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты в группе и старается участвовать в их разрешении.

Задача куратора-воспитателя – способствовать развитию личностного потенциала каждого члена группы или курса. Это выявление их способностей, увлечений и интересов – к научной деятельности , художественному творчеству, спорту, содействие в развитии лидерских качеств и организаторских навыков. Деятельность куратора направлена на воспитание чувства патриотизма, создание в группе атмосферы коллективизма и взаимопомощи , добросовестного отношения к учебе, привлечение студентов к научной и общественной работе . Для поощрения у студентов интереса к знаниям можно проводить тематические вечера, олимпиады, конкурсы. В приемы учебно-воспитательной работы куратора входят личностно-психологические средства воздействия (беседы, лекции, организацию встреч с авторитетными специалистами, с лучшими преподавателями и т. д.), так и жесткие административные (наказания за прогулы, контроль за выполнением учебного графика и т. д.). В некоторых вузах куратор проводит наблюдение за учебным трудом студентов. С этой целью куратор регулярно просматривает групповые журналы. По результатам проверки куратор обычно беседует со студентами, одобряет его успехи в учении, а в случае необходимости указывает на недостатки, помогает найти пути их преодоления и повышения качества учебного труда. Куратор не стесняется посещать те лекции, на которых присутствуют его подопечные, наблюдая не только за поведением студентов, но и за качеством преподавания.

Куратор-социализатор , а это касается, прежде всего, первого курса, выполняет наиважнейшую функцию социально-психологической адаптации новичков в трудовом коллективе социологического факультета. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой социальной системой. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Первый семестр первого года обучения – это период адаптации студента к новой системе образования: теперь он находится не среди 25 одноклассников, а в поточной аудитории, рассчитанной на 100 – 150 человек. Быстрая и успешная адаптация к жизни вуза студентов первого курса является залогом успешности овладения будущей профессией. Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам. При этом содержание работы куратора значительно отличается от работы классного руководителя. Оно определяется, в том числе, и возрастными особенностями студентов-первокурсников. Переход из средней школы в университет – это в определенной мере психологический шок, смена прежних установок, привычного образа жизни, старых знакомых и друзей. Ознакомление первокурсника с традициями и историей факультета , его нынешним состоянием, технологией обучения в университете, обряд посвящения, сплочение первичных ячеек трудового коллектива – учебных групп, приобщение к корпоративной культуре университета, пропаганда политики руководства факультета в студенческой массе – первейшая задача куратора. Куратор разъясняет студентам основные нормы и правила дисциплинированного поведения, которые сформулированы в уставе вуза и директивных документах факультета. Куратор поддерживает контакты с родителями или родственниками студентов, участвует в выработке или принятии решений по персональным делам студентов, представляет студентов к поощрению или взысканию , выступает их защитником и ходатаем перед руководством факультета.

В вузе преподаватели должны относиться к студентам как к партнерам и коллегам, они должны обладать глубоким знанием предмета, широким кругозором, начитанностью и информированностью. Очень важно, чтобы специалист, занимающийся воспитательной работой, любил студентов, уважал в каждом из них личность и верил, что он может помочь в ее совершенствовании. Куратор должен быть знаком с возрастными психофизиологическими особенностями студентов, с особенностями их потребностно-мотивационной сферы, с психологией межличностного взаимодействия и психологией учебной группы. Помощниками куратора курса выступают старосты групп и студенческий актив. Контакт с ними должен быть повседневным и максимально эффективным. На групповых (курсовых) собраниях должны обсуждаться вопросы об отношении к учебному труду, о воздействии на студентов, небрежно относящихся к учебным занятиям. С сообщением об успеваемости может выступать не только куратор, но и староста.

Для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо создание ряда систем по организационному, научно-методическому обеспечению и социально-психолого-педагогическому сопровождению института кураторов академических групп.

Комплексная система поддержки кураторства в вузе, ориентированная на повышение качества подготовки будущих специалистов в целом в условиях современного вуза, будет способствовать повышению эффективности решения и ряда локальных сопутствующих педагогических задач, в частности, задач, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

Куратор – профессиональная роль вузовского преподавателя, связанная с педагогической поддержкой студентов как взрослых обучающихся. Личность студента – целостная самоорганизующаяся система, более устойчивая, чем личность школьника, однако считать личность студента законченной закостенелой формой еще рано, т. к. психосоциальное развитие продолжается. Таким образом, личность студента можно рассматривать как еще нуждающуюся в управлении со стороны педагогов, т. к. многие качества еще продолжают возникать и развиваться, у многих студентов психологический возраст намного отстает от физиологического. Это проявляется в том, что молодой человек не всегда осознает ответственность за собственную жизнь, его не интересуют собственные личностные смыслы, он склонен попадать под влияние других людей.

Следовательно, кураторство предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. Однако на протяжении обучения в вузе эта поддержка может носить разную степень вовлеченности в жизнь студента, т. к. на первом курсе необходима помощь в адаптации, а на последних курсах требуется помощь в научном самоопределении и эту функцию могут выполнять научные руководители. Но студенческая группа, как на первом, так и на последующих курсах, состоит из студентов разного психологического возраста и, следовательно, разного уровня ответственности и в отношении к собственным жизненным выборам.

На сегодняшний день в Сибирском федеральном университете практика запуска такой системы как кураторства только начинается в экспериментальном варианте, в частности в Институте педагогики, психологии и социологии.

С каждым днём всё больше людей слышит слово куратор. Эта профессия становиться всё более актуальной в наши дни и проникает в разные сферы человеческой деятельности. Связано это напрямую с целью, которую этот специалист несёт. «Куратор» – человек, наблюдающий за процессами работы либо иными действиями. Говоря простым языком – это люди, которые следят за работой и стараются помочь, как работникам, так и руководству. Есть аналогичные русские слова — тренер, наставник.

История возникновения

Первая потребность в кураторах появилась в эпоху Ренессанса, когда широкую популярность начали приобретать университеты. В них обучалось всё больше студентов и загруженность профессоров была всё больше и больше. При этом за новыми студентами нужно было присматривать и объяснять им правила поведения, следить за посещением обучающимися библиотек. Профессия прочна закрепилась в образовательной среде, в основном, из-за высокой ценности книг и иных обучающих материалов. В университетах кураторы существуют до сих пор.

В каких областях могут быть кураторы?

В наши дни кураторы появляются почти во всех сферах деятельности, но самые распространённые это:

  • Врачи;
  • Банковские;
  • Инвестиционные;
  • Бизнес;
  • Академические;
  • Политические.

Для примера можно рассмотреть какие функции выполняют представители этого рода деятельности в разных сферах.

Куратор бизнеса

В этом сегменте кураторы просто незаменимы. В основном эту роль берут на себя руководители. Осуществляют некоторые полезные функции:

  • Поддерживают сотрудников, на которых лежит много обязанностей.
  • Сообщают руководителям о ходе выполняемой работы.
  • Обеспечивают сотрудников всем необходимым.

Для выполнения этих задач человек претендующий на должность куратора должен обладать лидерскими и коммуникативными качествами. Иметь возможность в любой момент полностью отдавать себя работе. Он должен быстро и качественно планировать операции и продажи. И самое главное уметь поддерживать командный настрой у работников и стараться повысить их продуктивность. Помимо этого, человек должен быть энергичным и трудолюбивым. Иметь постоянную связь с высшим руководством просто обязательно. Также кандидат должен быть связан с одной из перечисленных областей:

  • Продажи.
  • Операции.
  • Разработка продукции.
  • Маркетинг.
  • Финансы.

Как вы видите кураторы делают реально очень много и являются крайне полезными людьми для эффективного ведения бизнеса. И с этим трудно поспорить.

Куратор в вузе

В области образования данная профессия зародилась и остаётся очень важной до сих пор. Сейчас ни один студент не сможет представить себе жизнь в вузе без куратора. Ведь абсолютно каждый из них знает, что по всем возникшим вопросам, на которые не можешь самостоятельно найти ответ, можно обратиться к куратору своей группы. Этот человек никогда не бросит в сложную минуту, поможет разрешить возникший конфликт с преподавателем, подскажет как найти подход к большинству работников вуза. Это был лишь один вид кураторов, которые работают в вузах.

Помимо него существует еще три категории:

  1. Доносящие информацию до студентов. Они не вмешиваются непосредственно в учебный процесс. Их главная задача – вовремя проинформировать студентов об изменениях в расписании, переносе пар, дат медосмотров и любых иных мероприятий. Наиболее распространённые и о них знает каждый обучающийся.
  2. Организующие мероприятия. Эти люди постоянно занимаются студенческой жизнью вне учёбы. Принимают участие в создании встреч с интересными людьми, экскурсий, студенческих балов и конкурсов. Стараются как можно сильнее разнообразить и наполнить время после пар. Также они ответственны за предотвращение разногласий и конфликтов между студентами.
  3. Куратор психологической помощи. В приоритете решают проблемы личного характера у студентов. Выслушивать проблемы и помогать словом это их работа. Старается стать лучшим другом для каждого студента. Тратит большую часть своего времени на общение.

Несколько примеров кураторства

До недавнего времени в России кураторы были распространены только в образовательном направлении и сфере искусства. Последние кстати стали прародителями бизнес кураторов. В их обязанности входят:

  • Создание общей концепции проекта.
  • Разработка стратегии развития.
  • Сбор группы мастеров под созданную концепцию.
  • Организация условий для реализации проекта.

Из всего этого можно сделать вывод, что куратор – это востребованная в современном мире профессия. Развивается это направление быстро. Стремительно растёт их популярность в различных сферах общества. С каждым днём их количество растёт, а требования к кандидатам становятся всё жёстче. Но несмотря на это, найти место сможет абсолютно любой. Ведь в них нуждаются все, начиная от малого и среднего бизнеса, заканчивая учебными заведениями. Совсем скоро практика кураторства распространится и в российские школы, так как начало уже положено.