Считает что Леонтьев не пытался подкрепить свою догадку фактическими данными. Анализ культуры рязанско-окских могильников и древностей Волго-Клязьминского междуречья второй половины I тыс. н. э. достаточно определенно демонстрирует невозможность их генезиса. Отличаются также, погребальная обрядность, комплексы женских украшений, и керамические материалы .

Согласно «Повести временных лет», в 859 году мерян обложили данью варяги . В конце IX века - начале X века меря принимала участие в военных походах Олега , в том числе на Киев . Последнее упоминание мери как отдельного народа имеется под 907 годом , когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград . Тем не менее есть отдельные упоминания и позднее: «mirri» в «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum » Адама Бременского (), вероятно, пользовавшегося более ранними источниками.

Начало слияния с восточными славянами относится к - вв. Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества . Меря входила в состав населения, восстававшего в и против насаждения христианства и феодальных порядков. Процесс ассимиляции растянулся на столетия. Когда в XIV в. Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, нарицаемые меря» (Житие).

Одним из первых археологов, исследовавших мерянские памятники в середине XIX века , был граф Уваров . Раскопав значительное количество курганов, содержавших мерянские украшения и бытовые предметы, он определил их как мерянские. При раскопках вокруг озера Неро были обнаружены Сарское городище (племенной центр мери) и 19 селищ , принадлежавших мерянам. Указанные поселения располагались на склонах возвышенностей коренного берега озера, занимая берега ручьёв и рек Сара, Устье , Которосль в пределах досягаемости друг от друга. Другое гнездо мерянских селищ расположено вокруг озера Плещеево. Одно из селищ расположено около озера Савельево (южнее Плещеева озера на 40 км). С меньшей плотностью памятники мери расположены по течению реки Нерли Клязьминской , в окрестностях Ярославля и в Костромской области вплоть до Галича Мерьского , где, возможно, существовал центр мери.

В настоящее время истинных потомков летописного народа мери, по-видимому, не существует. Название «меря» известно практически только из летописи «Повесть временных лет ». Нет данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами . Существует умозрительная версия, что слово «меря» и самоназвание проживающих на западе Марий Эл современных горных марийцев , звучащее приблизительно как «мяры», представляют собой однокоренные слова. Наиболее близкими мере по происхождению являются мари , затем мурома и мордва (эрзя), в меньшей степени - весь (вепсы). Эта группа племён, включавшая в себя в том числе и население, оставившее памятники типа Безводнинского могильника, сформировалась во второй пол. I тысячелетия н. э. в результате движения балтов из верховий Оки вниз по течению, вплоть до левобережья Волги, в ходе которого они смешались с проживающими там финноязычными племенами.

По данным археологических раскопок и ориентировочно по данным обширной дославянской топонимики этих мест, меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам, вепсскому , мордовским (эрзянскому и мокшанскому).

Археологическая культура

Процессы, происходившие в третьей четверти I тыс. н.э. в междуречье Волги и Клязьмы исследовались в работах А. Е. Леонтьева . В культуре второй половины I тыс. н.э. не прослеживается связей с предшествующими дьяковскими древностями. В третьей четверти первого тысячелетия формируется иное культурное образование, связанное с появлением нового населения. Увеличивается численность населения, в хозяйстве ведущую роль занимает земледелие. Леонтьев выдвинул предположение, что пришлым населением являлась финноязычная меря, что стало основанием для названия культуры «мерянской». Вопрос происхождения этого населения Леонтьев оставляет открытым, высказав предположение, что миграция могла происходить из района культуры рязано-окских могильников .

Археологические наблюдения, по замечанию Седова, доказывают акцентологические исследования, согласно которым восточно-великорусские говоры междуречья Волги и Оки составляют особую четвертую группу . Согласно выводам исследователей, «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского; этнос носителей этого диалекта представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток» .

Как замечает Седов, меря, которая участвовала в призвании варягов и походах Олега , было уже не поволжско-финским племенем, а населением из Ростовской земли, сформировавшимся в условиях славянско-мерянского симбиоза . Эволюция культуры, быта и экономики при перерастании мерянской культуры в древнерусскую была поступательной, без резкого слома .

Роль мери в формировании русского этноса

Культура

Меря были носителями древней и развитой культуры, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Существуют предположения, что племя меря являлось наследником дьяковской культуры .

Предполагают, что основа хозяйства мери - пашенное земледелие. Впрочем, ни пахотных орудий, ни зерен археологи на мерянских селищах и городищах не обнаружили. Среди занятий мери можно выделить также скотоводство, огородничество, охотничий и рыболовный промысел. Среди ремёсел были наиболее развиты: кузнечное, бронзолитейное и косторезное.

Этноопределяющими для мери являются топонимы, содержащие форманты -бол или -скол , такие как Шурскол, Пужбол (Пушбол), Большая Брембола , Малая Брембола , Яхробол, Искробол, Шачебол, Пачеболка (Пачебол), Ракоболь (Ракобол), Ружбол, Деболовское (Дебол), Толгоболь (Толгобол). С некоторым сомнением к этому ряду можно отнести и московское название Шабол(-овка). Похожие названия (с переходом О в А) сохранились на территории Марий Эл : Ардембал, Отымбал, Яктерлюбал, Шарембал. На территории современной Владимирской области находятся населённые пункты Кинобол, Кибол, Шихобалово (Шихобал). Мерянское происхождение у названий рек Сара, Векса, селения Сулость и в названиях ряда других населённых пунктов Ярославской и соседних с ней областей.

Мерянская топонимика частично расшифровывается на базе марийского и других родственных финно-угорских языков .

Современные меря

В современной России в последние годы появилось этнокультурное движение, которое пропагандирует среди русского населения Верхнего Поволжья возрождение этого народа. Современные меряне имеют свои интернет-сайты «merja.org» , «Merjamaa - Мерянь Мастор» , «Меряния» и др., где представлены национальные герб, флаг и гимн ; участвуют в дискуссиях на финно-угорских сетях («Уралистика» и др.). Темы, связанные с народом меря и современными «мерянами», периодически поднимаются на эрзянских ресурсах (например, на Интернет-портале «Эрзянь ки» , в газете «Эрзянь Мастор » и др.). Часть информации на «мерянских» сайтах представлена также на эрзянском языке, на котором написан и «мерянский гимн » . Некоторые историки и этнографы (М. Фасмер , Т. С. Семёнов, С. К. Кузнецов, Д. А. Корсаков) считают, что прямые потомки летописного народа меря - костромские марийцы («ветлужские марийцы», «межаки»). .

Никаких доказательств, что современные «меряне» являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Однако, «современные меряне» аппелируют к части 1 статьи 26 Конституции РФ , согласно которой каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Жизни современных «мерян» посвящены литературные произведения современных писателей: повести Дениса Осокина (Аиста Сергеева) «Овсянки» и Алекса Авардина (Авардень Сандра) «Костромские каникулы» . В 2010 году режиссёром Алексеем Федорченко был снят художественный фильм «Овсянки» , героями которого являются представители древнего народа меря, сохранившиеся, по версии авторов фильма, до наших дней. Нравы и обычаи древнего летописного народа , представленные в фильме, являются художественным вымыслом и не основаны на исторических документах и иных научно установленных фактах.

С начала XXI века стали широко распространяться околонаучные утверждения о том, что современный русский народ, якобы, по своему происхождению является преимущественно финно-угорским, а не славянским, а славянский язык и культуру лишь воспринял извне , что пытаются подкрепить результатами масштабной генетической экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы , передающихся из поколение в поколение по мужской линии практически без изменения. Однако, эти утверждения (как правило из разряда жанра фолк-хистори) являются политически ангажированными и не подтверждаются наукой , что позволяет большинству филологов, антропологов, генетиков и историков, занимающихся проблемами финно-угроведения и истории восточно-славянских племён, утверждать, что с научной точки зрения такое мнение является бездоказательным.

См. также

Примечания

  1. Матвеев А. К. К проблеме расселения летописной мери // Известия Уральского государственного университета. 1997. № 7. С. 5-17.
  2. Этнологическая история Поволжья по новейшим литературным данным//ИОАИЭ, 1911. т. XXVII, Вып. 1, С. 1-36.
  3. Валентин Васильевич Седов СЛАВЯНЕ. Историко-археологическое исследование. . - Москва: Языки славянской культуры, 2002. - 145 с. - ISBN 5-94457-065-2
  4. Летопись Ярославля: 1010-2010. СПб.: ИД «Морской Петербург», 2007. 360 с.; ил.
  5. Леонтьев А. Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. 1996.
  6. Зеленин Д. К. Восточные славяне. Кто они?. - М .: Эксмо, 2012. - С. 14. - 399 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-699-56962-5
  7. Матвеев А. К. К проблеме расселения летописной мери // Гуманитарные науки. Выпуск 1. 1997. № 7.
  8. Третьяков П. Н. К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э. Материалы и исследования по археологии СССР №5. - Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1941.
  9. Бадер О. Н. Древние городища на Верхней Волге // Материалы и исследования по археологии Верхнего Поволжья. Материалы и исследований по археологии СССР № 13. - М.-Ленинград: изд-во Академии наук СССР, 1950. - С. 90-132.
  10. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - М .: Языки славянской культуры, 2002. - С. 389.
  11. Седов В. В. Славяне. - С. 390.
  12. Леонтьев А. Е. Археология мери: К предыстории Северо-Восточной Руси. Археология эпохи великого переселения народов и раннего средневековья. Выпуск 4. - М .: Институт археологии РАН, 1996.
  13. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - С. 390-391.
  14. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - С. 391.
  15. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - С. 393.
  16. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - С. 394.
  17. Дыбо В. А., Замятина Г. И., Николаев С. Л. Основы славянской акцентологии. - М ., 1990. - С. 157-158.
  18. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. - С. 397.
  19. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации по данным Всероссийской переписи населения 2002 года
  20. Ткаченко О. Б. Сопоставительно-историческая фразеология славянских и финно-угорских языков. Киев: Наукова думка, 1979.
  21. Виноградов Н. Н. Галивонские Алеманы. Условный язык галичан (Костромской губернии).
  22. Смирнов Ю. М. Еще более загадочная нерева // Домовой. 1992. № 1. С. 34-36.
  23. Янин В. Л. , Алешковский М.X. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы) // История СССР. 1971. № 2. C. 32-61.
  24. Пёусти О. Столицы финно-угорского мира. Неиллюстрированная интернет-версия, Osmo Pöysti, 2001-2004 года, Куру, Финляндия
  25. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь / Отв. ред. Р. А. Агеева. - 2-е изд. - М .: Русские словари: Астрель: АСТ, 2002. - С. 283, 287, 304. - 512 с. - 5000 экз. - ISBN 5-17-001389-2
  26. «О мерянском возрождении»
  27. «Русские - это ассимилированные восточные украинцы и финно-угры»
  28. "База данных "Характеристика 70 народов мира по 8 гаплогруппам Y хромосомы ""
  29. «Русские»
  30. «Поскреби русского найдёшь поляка»
  31. «Русские гаплогруппы (ДНК-генеалогия)»
  32. В. В. Бунак. Некоторые вопросы этнической истории.// Происхождение и этническая история русского народа. Тр. Ин-та этнографии АН СССР.1965.т.88.

Ссылки

  • Карта расселения народов Европы в IX веке. УНПК Орловский Государственный Технический Университет
  • Uralistica - Финно-угорское сообщество - Uralistica. the world of finno-ugric and samoyed peoples
  • Портал «Меряния» посвященный истории и культуре народа Меря. (публикации на русском языке)

Ме́ря - древнее финно-угорское племя, жившее на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, а также частично на землях современных Московской, Вологодской и Костромской областей.

Впервые народ меря под названием мерен упомянул в VI веке готский летописец Иордан, описывая события IV века.

В русских летописях есть упоминания о племени меря, относящиеся к IX – началу X вв. «Повесть временных лет» сообщает: «на Ростовском (Неро) озере меря сидит и на Клещине (Плещеевом) озере меря же», а также, что в 859 году варяги обложили данью меря. Народ меря принимал участие в военных походах Олега. Последнее летописное сообщение 907 года свидетельствует, что племя меря было в составе войска князя Олега, идущего на Царьград. Больше в письменных источниках упоминаний о меря нет.

Но есть еще сведения, полученные в результате раскопок. Благодаря им известно, что меряне были носителями древней и развитой культуры. Это были земледельцы, скотоводы, огородники, охотники и рыболовы. Знали меряне и ремесло. Среди ремёсел особенно были развиты у них кузнечное, бронзолитейное и косторезное.

Племя говорило на мерянском языке, родственном языкам соседних поволжских финно-угорских племён, преимущественно марийскому.

Во что верили эти люди? Они поклонялись священным животным. Находки небольших бронзовых идолов, талисманов – «оберегов», изображающих тотемических животных (особенно коня, утку, медведя) говорят об этом.

Раскопки свидетельствуют, что вторжение варягов в мерянские земли носило мирный характер. Нет следов военных столкновений. Скорей всего, варяги и не стремились завоевывать этот народ. На землях меря они создавали опорные пункты для налаживания и расширения торговых связей с югом.

В IX-XI вв. точно так же, мирно, здесь расселились славяне. Они сорвались с родных земель, спасаясь от притеснений князей и бояр. Славяне шли сюда с севера, из новгородских земель, и с юга, с Верховьев Днепра и Волги. Это были мирные люди, которые хотели просто выращивать хлеб и разводить скот. И они пришли в мирный край. Земли вокруг было достаточно, и славяне расселились по соседству с меря.

Славяне принесли сюда свою культуру, своих богов, и эти боги не отрицали мерянских идолов. Люди мирно уживались друг с другом, точно так же мирно сосуществовали и боги. Постепенно произошло слияние этих народов. Археологические раскопки показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.

Сильное киевское княжество все больше распространяло свое влияние на этот край, а Киев к тому времени стал христианским. Вместе с княжеской властью сюда пришло христианство. Но с христианской религией все обстояло иначе. Она начисто отрицала другие верования и других богов. Это означало для жителей края отказаться от того, чем жили и во что верили они и их предки. Распространению христианства резко противодействовали жрецы местных культов, а это древняя магия и древняя сила.

Не стало больше мира в этом крае. Жители поднимались на восстания, противодействуя насильной христианизации, убивали киевских миссионеров.

Что произошло при этом с древним племенем меря? О нем перестали упоминать летописи, исчезли следы существования меря в раскопках более поздних периодов. То ли они отказались принять новых богов и ушли из этого края, то ли смирились и полностью утратили свою самобытную культуру? Память о самых древних жителях этого края осталась в названиях рек, озер, населенных пунктов.

По данным исследований, с этнографической карты России исчезли 13 народностей. Причиной тому стали разные исторические, политические и социальные события. Малые народы теряли свою самобытность, покидали родные земли, смешивались с основной массой русского населения.

Почему народы исчезают? Древние народы, оставшиеся лишь в далекой истории, – заволочская чудь, меря, мурома – имеют схожую причину своего исчезновения. Это ассимиляция представителей этих племен с другими народностями. Многие из них, являясь изначально язычниками, принимали христианство, осваивали быт и традиции славян. Как следствие, терялась самобытность, древняя культура.

Чудь заволочская

Эта народность оставила яркий след в фольклоре и народном творчестве. Столь необычное название люди получили от того, что их речь казалась славянам непривычной, чудной. Чудь встречается во многих сказаниях того времени, о представителях этого народа слагали легенды. Их считали кем-то вроде волшебников. На территории России можно найти Чудское озеро, Чудской берег, несколько деревень и поселений с названием Чуди.


Долгое время этот народ связывали с финно-угорскими племенами, поскольку чудь упоминалась на территориях их проживания. В русском фольклоре существуют предания о древнем народе чудь, не желающим принимать христианскую веру, который покидал свои земли и скрывался в лесах. Много говорят о чуди жители Республики Коми и Прикамье. Они довольно точно описывают внешность, называя их смуглыми, темноволосыми, вспоминают о необычном языке и обычаях. Говорят, что чуди жили в лесах, в землянках, где часто погибали, не соглашаясь сдаваться захватчикам. Существует легенда, что многие из них даже погребли себя заживо.
Часть ученых-этнографов находит связь этого народа с народами манси, часть – с народами коми.

Меря

Этот народ относят к древнему финно-угорскому племени. Они жили на землях, расположенных в центральной части России. В преданиях и летописях о них осталось множество упоминаний. Меря – данники готского царя в произведениях историка Иордана, они же – часть дружины князя Олега в «Повести временных лет».


Этот народ стал инициатором одного из самых крупных крестьянских восстаний, поводом для которого стал охвативший всю суздальскую землю голод в 1024 году. Большинство Мери случившееся бедствие восприняли как наказание от небесных сил, за то, что среди них проповедуют христианство. Люди организовали бунт, но он был подавлен Ярославом Мудрым, а зачинщиков жестоко покарали.
На основе исследований ученых, был восстановлен родной язык меря, который стал диалектом финно-угорского языка. Большая часть упоминаний об этом загадочном народе исчезла еще во времена Петра I, но при этом находятся люди, считающие себя потомками меря. В большей степени это жители Верхнего Поволжья.


Реконструкция костюма народа меря

Мурома

Согласно «Повести временных лет», мурома жили в Муроме. Название переводится как «возвышенное место у воды», что вполне можно отнести к географическим особенностям их места обитания. Мурома отнесены к неславянским народам. Ученые, исследовавшие древние захоронения, не смогли отнести муромов ни к одной из этнических групп – они могли быть частью финно-угорского племени, меря или мордвы.
До нашего времени дошла информация о том, что мурома были соседями с высокоразвитой культурой. У них было качественное оружие, оригинальные ювелирные украшения. Все их изделия отличались высоким качеством и разнообразием форм. На головах они носили специфические украшения, созданные из конских волос, полосок кожи, бронзовой проволоки. Интересно, что аналогов этих украшений не нашли ни у одного племен того времени.


Реконструкция костюма народа мурома
Славянская колонизация этого народа была бескровной, основывалась на взаимовыгодных торговых взаимоотношениях. Мурома – первый мирно ассимилированный народ, который исчез со страниц истории.
Голядь
Этот народ отнесен историками к балто-язычным племенам. Голядью их называли славяне, сами же они величали себя галиндами. Согласно древним летописям, представители этого народа составляли внушительные части войск славянских князей.


Голядь, реконструкция
Голядь были вытеснены славянами в XV веке, в момент освоения новых земель и строительства городов московскими князьями. Имя это народа навсегда закреплено на карте России. На ней можно найти деревни с одноименным названием, речку Голяданку. Потомки этого племени смешались со славянскими переселенцами, перестав существовать как отдельная народность.

Камасинцы

Этот немногочисленный этнос – часть южной группы самодийских народов, родственной современным ненцам, селькупам, энцам. В летнее время камасинцы кочевали по горным плато, занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Зимой – спасались в защищенных от холода и ветра долинах рек, где были организованы их стойбища.


Камасинцы
Со временем рядом с ними появились русские переселенцы, с которыми камасинцы поддерживали тесные хозяйственные отношения. В конце XIX столетия в племени произошел олений мор. Это подтолкнуло камасинцев сменить основной род деятельности и заняться земледелием, как их соседи – русские. Общение становилось более тесным, переплетались обычаи, интересы, создавались смешанные браки. Большинство камасинцев со временем забыли свои традиции, обряды и даже родной язык.
В числе исчезнувших народов России также значатся весь, керкеты, моторы, половцы, меланхлены, мещера, угры, эвремейсы. Они давно стали частью истории, сведения об их образе жизни, традициях, языках можно лишь найти в исследованиях ученых. Каждый из этих народов отличался самобытностью, имел свой жизненный уклад и традиции.
Если не предпринимать никаких мер, то к канувшим в лету народам в скором времени могут присоединиться новые. Сейчас исчезновение грозит хантам, манси, эскимосам, чукчам, каюрам, корякам, вогулам, нганасанам, ненцам, нивхам, селькупам, кетам, тофаларам, ительменам, долганам, удегеям. Их численность составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.

Испытывают сильное влияние пьяноборских племён , которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.

Меряне занимали промежуточное географическое положение между местами обитания прибалтийско-финских (весь , вепсы), волжско-финских (мурома , мещера , мари) и урало-финских [ ] (пермь) народностей, проживая на территории современных Тверской , Владимирской , Московской , Костромской , Ярославской , Вологодской и Ивановской областей России до славяно-кривичской колонизации их земель в -XI веках .

Меря впервые была упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием меренс (merens) как данник короля готов Германариха . Исследователи в меренс видят финно-угорское племя меря . Позднее сведения о мере можно найти и в русских хрониках. Согласно летописи «Повесть временных лет », меря располагалась в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). По предположению А. Е. Леонтьева , в VI веке мерянские племена переместились из района средней Оки (культура рязано-окских могильников) на север. При этом В. В. Седов считает, что Леонтьев не пытался подкрепить свою догадку фактическими данными. Анализ культуры рязанско-окских могильников и древностей Волго-Клязьминского междуречья второй половины I тыс. н. э. достаточно определённо демонстрирует невозможность их генезиса. Отличаются также погребальная обрядность, комплексы женских украшений и керамические материалы .

Согласно «Повести временных лет», в 859 году мерян обложили данью варяги . В 882 году меря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск , Любеч , Киев . Последнее упоминание мери как отдельного народа имеется под 907 годом , когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград . Тем не менее есть отдельные упоминания и позднее: «mirri» в «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum » Адама Бременского (), вероятно, пользовавшегося более ранними источниками.

Начало слияния с восточными славянами относится к - вв. Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества . Меря входила в состав населения, восстававшего в и против насаждения христианства и феодальных порядков. В Истории о Казанском царстве упомянут черемисский (марийский) народ, который жил в Ростовской земле . Автор называет их остяками . Как сообщает летописец, они убежали от русского крещения и поселились в Болгарской земле и Орде .

В «письме брата Юлиана о монгольской войне» впервые упоминается Меровия (Merowiam), которая наряду с несколькими языческими царствами была завоёвана татарами . По мнению С. А. Аннинского Меровия находилась к северу от реки Волги , между реками Унжа и Ветлуга . Л. Н. Гумилёв считает, что эти страны были захвачены в 1235 году . Н. В. Морохин предполагает, что в Меровии есть два этнотопонима, указывающих на проживавшую в этих местах мерю - Маура , Мериново . .

Последний раз меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века Протасием, игуменом Чухломского монастыря, о событиях 2-й половины XIV века . Когда в XIV в. Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере , там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря» .

По данным археологических раскопок и ориентировочно по данным обширной дославянской топонимики этих мест, меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам, вепсскому , мордовским (эрзянскому и мокшанскому).

В настоящее время истинных потомков племени мери, по-видимому, не существует.

Этноним

По всей видимости, название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри », что означало «человек». Очень похоже называют себя и ныне существующие близкие мерянам народы - «мари » - марийцы, «морт-коми » - коми (зыряне), «морт-уд » - удмурты (вотяки), «морт-ва » - мордва . Существует ещё умозрительная версия, что слово «меря» и самоназвание проживающих на западе Марий Эл современных горных марийцев , звучащее приблизительно как «мяры», представляют собой однокоренные слова.

На возможную связь этнонимов меря и мари указывал ещё М. А. Кастрен . Долгое время считалось, что марийцы - это отступившие на восток под натиском славян меряне. Между тем, по мнению А. К. Матвеева , фонетически переход e ~ a , произошедший бы при таком развитии событий, из волжско-финских языков необъясним. Б. Коллиндер и П. Хайду считают оба этнонима древними заимствованиями из языка степных индоиранских культур. Фонетическое различие при этом могло произойти уже в языке-источнике: ср.-перс. mērak ‎ ‘молодой человек’, др.-инд. máryah ‘молодой человек, юноша’, авест. marya- ‘юноша’.

Мифология

Исследователи отмечают совпадение исторического мерянского ареала с распространением почитаемых «синих камней » . Этнограф А. Альквист предположила, что название «синий» у культовых камней мерян связано с именем Укко , верховного божества грозы финской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta) , который в мифах часто представал в одежде синего цвета . Почитание часто встречающихся на «синих камнях» углублений в виде «следов» и «чаш», а также скапливающейся в таких углублениях талой и дождевой воды, вероятно связано с культом предков .

Археологическая культура

Одним из первых археологов, исследовавших мерянские памятники в середине XIX века , был граф Уваров . Раскопав значительное количество курганов, содержавших украшения и бытовые предметы, он определил их как мерянские. При раскопках вокруг озера Неро были обнаружены Сарское городище (племенной центр мери) и 19 селищ , принадлежавших мерянам. Указанные поселения располагались на склонах возвышенностей коренного берега озера, занимая берега ручьёв и рек Сара , Устье , Которосль в пределах досягаемости друг от друга. Другое гнездо мерянских селищ расположено вокруг озера Плещеево. Одно из селищ расположено около озера Савельево (южнее Плещеева озера на 40 км). С меньшей плотностью памятники мери расположены по течению реки Нерли Клязьминской , в окрестностях Ярославля и в Костромской области вплоть до районов позднейшего русского города Галича Мерьского и Галичского озера , где известен круг памятников датируемых второй половиной I тысячелетия - началом II тысячелетия и торгово-ремесленным центром на городище Унорож .

Процессы, происходившие в третьей четверти I тыс. н. э. в междуречье Волги и Клязьмы исследовались в работах А. Е. Леонтьева . В культуре второй половины I тыс. н. э. не прослеживается связей с предшествующими дьяковскими древностями. В третьей четверти первого тысячелетия формируется иное культурное образование, связанное с появлением нового населения. Увеличивается численность населения, в хозяйстве ведущую роль занимает земледелие. Леонтьев выдвинул предположение, что пришлым населением являлась финноязычная меря, что стало основанием для названия культуры «мерянской». Вопрос происхождения этого населения Леонтьев оставляет открытым, высказав предположение, что миграция могла происходить из района культуры рязано-окских могильников .

Как замечает Седов, меря, которая участвовала в призвании варягов и походах Олега , было уже не поволжско-финским племенем, а населением из Ростовской земли, сформировавшимся в условиях славянско-мерянского симбиоза . Эволюция культуры, быта и экономики при перерастании мерянской культуры в древнерусскую была поступательной, без резкого слома .

Археологические наблюдения, по замечанию Седова, доказывают акцентологические исследования, согласно которым восточно-великорусские говоры междуречья Волги и Оки составляют особую четвёртую акцентную группу праславянского языка .

Роль мери в формировании русского этноса

Произошла ли ассимиляция, вытеснение и миграция, неспровоцированное вымирание или истребление мери? Свидетельства об организованной, массовой вооружённой борьбе между местным населением и пришельцами отсутствуют. Археологические раскопки во многих местах показывают сосуществование в один и тот же период славянской и финно-угорской культур в одних и тех же поселениях тех веков.

Этнический состав бывшей земли меря по результатам переписи 2002 г. показывает подавляющее преобладание русских . Ныне доказать существование «чистокровных» меря среди нынешнего населения этого региона России едва ли возможно. Более того, население указанного региона (Ярославская , Костромская , Ивановская области и окружающие их прилежащие части соседних областей) не сохранило в своей исторической памяти процесс ассимиляции и встречи славян с меря.

Версия о якобы серьёзном влиянии финских племён и народностей, в частности мери, на складывание русского этноса вызывала серьёзные сомнения и возражения у ряда учёных. Русский историк Николай Костомаров пишет, что роль мери в призвании варягов связана в основном с тем, что она находилась под властью славян, то есть находилась в подчинённом и зависимом от них положении. По мнению Костомарова, на это указывают славянские названия городов, которые были главами этих земель, раннее образование славянских княжеств, что было возможно только при наличии широкого присутствия на этих землях славянского этнического элемента. Также в пользу немногочисленности мери говорит раннее её исчезновение из хроник .

С мнением Костомарова соглашается известный русский и советский этнограф Д. К. Зеленин . В своей работе «Принимали ли финны участие в образовании великорусской народности?» он указывает на тот факт, что говорить о массовом обрусении финнов невозможно, так как они существуют и по настоящее время. В частности он соглашается с мнением Кастрена о том, что меря была или тождественна марийцам, которые носят самоназвание мари или близкородственна с ними. А разделение этого народа на меря и черемис, описанных Нестором в «Повести временных лет » он объясняет современным разделением марийского народа на горных и луговых марийцев , из которых первые, как и меря, выступали союзниками, а вторые противниками русских княжеств. Он также указывает, что часть жителей Ростовского княжества, несогласная с христианизацией, переселилась за его пределы, что согласуется с информацией из летописей о языческом фанатизме местных меря, которые доходили до убийства христианских священнослужителей. Зеленин считает, что «мирная» колонизация русскими северо-восточных земель - всего лишь красивая легенда некоторых историков. Столкновения с финскими племенами периодически происходили, и им приходилось уступать территории славянам и уходить на новые места жительства. Он отмечает и тот факт, что диалектология и этнография не находят в общевеликорусском говоре и быте сколько-нибудь значительных финских элементов .

К подобным выводам и приходит русская антропологическая экспедиция под руководством антрополога В. В. Бунака . Бунак объединил русских, проживающих в Костромской, Вологодской, Кировской и северной части Нижегородский области, в вологдо-вятский антропологический тип, и сделал вывод о том, что этот тип имеет, несмотря на некоторые региональные особенности, ясное отличие от местных восточно-финских народов, и в целом имеет очевидное сходство с другими антропологическими русскими группами , в частности с ильменским типом. На бывшей территории проживания мери - в Ивановской, Владимирской и западной части Нижегородской областей, находятся ещё два русских антропологических типа. Восточный верхневолжский тип отличается от западного верхневолжского более тёмной пигментацией глаз и волос. Клязьминский русский тип отличается от северо-западного ильменского в основном только более тёмной пигментацией глаз и волос, более сильным ростом бороды и более прямыми контурами носа. С финскими типами эти типы не сравнивались ввиду незначительного отличия от прочих русских типов .

Предположения о генетической принадлежности

Останки мерян никогда не исследовались на ДНК.

Согласно генетическим исследованиям аутосомных генов современных жителей России, марийцы вместе с чувашами и казанскими татарами формируют отдельный «генетический полюс», который не оказал влияния на генетику русских, что может говорить о том, что меря не оставила следа в русском генофоде, в случае её генетического родства с марийцами. Либо генетика мери была схожей с генетикой славян, подобно генетике эрзя и мокши , которые входят в балто-славянский генетический полюс .

В ходе проводившихся генетических исследований Y-хромосомы было изучено 4 популяции русских Ярославской области - собственно русские, а также русские этнографические группы - сицкари , кацкари и мологжане . Русские Ярославской области и кацкари входят в общий кластер центральных и южных русских, украинцев и белорусов . Близость к финно-угорским популяциям характеризуемая субвариантом N1a1a1a1a2-Z1936 гаплогруппы N-M178 незначительна. Это позволило исследователям выдвинуть гипотезу о заселении этих мест в основном в результате Ростово-Суздальской славянской миграции, а не Новгородской. Генофонд сицкарей отличается генетическим своеобразием. Частоты гаплогрупп сицкарей имеют некоторое отличие как от славянских, так и от финно-угорских популяций, что может говорить о долгом самостоятельном существовании этой группы. При этом результаты исследований сицкарей опровергают гипотезы о происхождении этой популяции от монголо-татар и карел . Исследование мологжан показало, что в их генофонде представлен субвариант N1a1a1a1a2-Z1936 (в тексте статьи приведено устаревшее наименование этой ветви N3a4-Z1936 номенклатуры ISOGG, использовавшееся до 2008 года) гаплогруппы N-M178 с частотой 26%, который характеризует в основном финно-угорское население, что может говорить о серьёзном финно-угорском пласте в генофонде мологжан - предположительно мерянском. Это позволило исследователям выдвинуть гипотезу о высокой частоте субварианта данной гаплогруппы у мерян .

Лингвистика

Учёные-лингвисты предполагают, что меря говорили на мерянском языке , который был близок к языкам соседних поволжских финно-угорских племён - марийскому , эрзянскому , мокшанскому , а также прибалтийско-финским языкам . Никаких серьёзных научных данных, подтверждающих существование собственной мерянской письменности, нет. Язык вымер. С XIX в основным источником информации для его исследования была местная субстратная топонимия, распространенная на территории исторических мерянских земель .

Согласно новейшим достижениям сравнительной лингвистики, восточно-великорусские говоры междуречья Волги и Оки входят в четвёртую акцентную группу: «диалекты этой группы ввиду сугубой архаичности их акцентной системы не могут быть объяснены как результат вторичного развития какой-либо из известных акцентологических систем, а должны рассматриваться как наиболее раннее ответвление от праславянского ; этнос, носитель этого диалекта, представляет, по-видимому, наиболее ранний восточный колонизационный поток славян » . Доказательством весьма раннего расселения славян на «мерянской» территории и достаточно долгого отсутствия здесь двуязычия является фактическое отсутствие в великорусских говорах Волго-Клязьминского междуречья финно-угорских лексических заимствований, в отличие от ситуации на Севере, где эти заимствования в русских говорах широко распространены .

В популярной литературе бытует мнение, что имя меря (иногда произносившееся и как неря ) сохранилось до наших дней в некоторых топонимах , например озеро Неро близ Ростова , две реки Нерль , город Нерехта в Костромской области, река Нерская в Московской области или озеро Нерское в Солнечногорском районе Московской области, а также реки Нерехта (приток Клязьмы) в Ковровском районе Владимирской области, Нерехта (приток Солоницы) в Костромской области, Нерская на востоке Московской области и Нерга в Ярославской области. Существует также множество деревень под названием Неря. В Ивановской области есть Нырское озеро и река Ныра. В древнем Новгороде был Неревский конец , наряду со Славенским (от ильменские словене). Однако, по мнению лингвистов и историков, корень нер- не имеет никакого отношения к этнониму меря. Данные топонимы образованы от древней основы нер-/нар- , широко распространённой в гидронимии севера Евразии: Нарев , Нара , Нарочь , Нярис , Нерусса и др. (ср. лит. nara «поток») .

На протяжении последних двух столетий разными исследователями предпринимались попытки обнаружить остатки мерянского языка в говорах местного русского населения. Особый интерес представляли тайные языки местных торговцев. Например, историк Н. Н. Виноградов в своей работе «Галивонские Алеманы . Условный язык галичан (Костромской губернии)», исследовав этот говор, соглашается с мнением Даля , что этот язык является ни чем иным, как местным вариантом офенского языка купцов и торговцев, широко распространённого по всей России, и не имеет никакого отношения к мерянскому языку .

В наши дни киевский лингвист О. Б. Ткаченко опубликовал ряд работ, в которых он пытается доказать, что кацкари (этнографическая группа русских, живущая в 80 селах и деревнях Мышкинского района Ярославской области - также прямые потомки летописного народа меря . Он предпринял попытку реконструировать некоторые особенности исчезнувшего языка и выдвинул гипотезу, что кацкий говор сложился под влиянием местного финно-угорского субстрата, также несёт в себе несколько десятков слов, происходящих из мерянского языка . Оппоненты Ткаченко указывают на крайнюю затруднительность каких-либо реконструкций, учитывая почти полное отсутствие фактического материала и оттого безнадёжность поставленной задачи, умозрительность и шаткость всех теоретических построений.

В художественной литературе и кинематографе

Жизни современных «мерян» посвящена повести Дениса Осокина (Аиста Сергеева) «Овсянки» . В 2010 году режиссёром Алексеем Федорченко был снят художественный фильм «Овсянки» , героями которого являются представители древнего народа меря, сохранившиеся, по версии авторов фильма, до наших дней. Нравы и обычаи древнего летописного народа , представленные в фильме, являются художественным вымыслом и не основаны на исторических документах и иных научно установленных фактах.

Меря упоминается в стихотворении Александра Блока «Русь моя, жизнь моя»: «Чудь начудила, да Меря намерила / Гатей, дорог, да столбов верстовых…».

См. также

Примечания

  1. Меря // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия / Глав. ред. В. Л. Янин . - М.: Большая российская энциклопедия , 2000. - Т. 3. К-М. - С. 559-560.
  2. Матвеев А. К. Субстратная топонимия русского Севера и мерянская проблема // Вопросы языкознания . - 1996. - № 1. - С. 3-23.
  3. , с. 6.
  4. , с. 393.
  5. Восточная Европа и славяне в I тысячелетии " Восточная Европа и славяне в V-VIII вв. - Национальный атлас России
  6. Виктор Рагозин . «Волга». Атлас, том 2 «От Оки до Камы»: С-Пб, 1880
  7. , с. 51-52.
  8. , с. 60-61.
  9. , с. 145.

Ни для кого не секрет, что русский народ - не полностью славянский. В нас течет кровь и финно-угорских, и балтийских племен. Порой русских, пытаются оскорбить этим: например в риторике украинских националистов есть распространенный тезис, что русские, мол, не славяне, а «мошканцы узкоглазые». Отчасти это так, но для любого здравомыслящего человека такие вещи не могут быть оскорбительными. Богатство нашей страны в ее многонациональности, а богатство русского народа - в его разнообразной генетике.

В самом начале существования русского государства, под властью Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств жило очень много неславянских племен. Некоторые из них стали народами и существуют сегодня, например водь, веспы, карелы, эстонцы. Другие же полностью ассимилировались и растворились в русском народе. Одним из самых крупных исчезнувших финно-угорских племен было меря.

Кто такие меря

Этот небольшой миролюбивый народ к середине 1 тысячелетия н.э. расселился на обширных лесных территориях, на которых сейчас расположились Московская, Ивановская, Ярославская, Владимирская, Вологодская Костромская области. Племенным центром меря считается Сарское городище, которое археологи обнаружили на озере Неро, что в Ярославской области. Представители этого народа жили земледелием и скотоводством. Религия меря была основана на почитании природы. Как и многие другие финские народы, меря поклонялись священным рощам и особым камням. Многие исконно русские города - Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, Углич, Плёс, и, возможно, даже Москва, выросли из мерянских поселков.  По развитию культуры меря почти ни в чем не уступали соседним славянским племенам кривичей и вятичей, кроме одного: они не умели воевать. Поэтому когда во второй половине 1 тысячелетия на землях меря стали появляться славяне, более опытные и агрессивные, меря пришлось покориться.На землях меря славяне селились сами, а земли других финно-угорских народов, например, марийцев, ставили в вассальную зависимость. Именно поэтому меря постепенно слилась с русскими, а ее ближайшие восточные родственники - мордва, марийцы, развились как отдельные этносы.

У нас нет свидетельств того, что славяне истребляли мерю, да и судя по всему этого не было. Русь изначально строилась как сообщество разных племен, и ни о каком предвзятом отношении одних народов к другим речи быть не могло. В IX веке меря платили дань Новгороду и участвовали в походах Олега на Царьград. Когда Русь стала православной, многие меря сопротивлялись христианизации вплоть до XIV века. Возможно, на этом этапе мери досталось от русских - христианизация изолированных поселений порой проводилась агрессивно. После XIV века никто из летописцев уже не упоминал мерю как отдельный, реально существующий этнос.

След меря в истории русского народа

Меря основали много городов, которые мы привыкли считать исконно русскими. Суздаль, Владимир на Клязьме, Переяславль-Залесский, Углич, Плёс, и, возможно, даже Москва, выросли из мерянских посёлков.   Город Галич под Костромой в древности назывался Галич-Мерьский - до того, как стать форпостом Владимирского княжества на северо-востоке, этот город был поселением меря. Много других топонимов этого региона мерянские. Например все, что заканчивается на -га и -ва:  Москва, Ветлуга, произошли от мерянских слов на водную тематику. Подмосковный Талдом - это "дубовый дом" по-мерянски, а название реки Дубны не связано с дубами, оно произошло от мерянского слова, обозначавшего болота. Таких мерянских топонимов в центральной, исконно русской части России очень много. Напрямую с меря связаны топонимы с корнем нер-: озеро Неро в Костромской, реки Нерская и Нерехта в Московской области. Кстати, еще один популярный топоним, особенно часто встречающийся в московском регионе - мещера, это название очень похожего на мерю близкородственного ей народа, который разделил ее судьбу и тоже влился в состав русского народа.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д.  Порой сложно сказать точно, из какого именно финно-угорского языка позаимствовано то или иное слово, но, вполне возможно, что многие из них мерянские. Что до генетики, то здесь судить сложно. Невозможно провести генетические исследования меря и сравнить их гены с русскими. Однако с антропологической точки зрения, у многих русских, особенно у северо-восточных популяций, присутствуют черты уральской расы, к которой принадлежали меря и другие финно-угорские народы. Раскосыми глазами, широкими скулами, которые встречаются у многих из нас, мы обязаны нашим финно-угорским предкам. Меря и другие народы этой семьи слились с русскими и обогатили наш генофонд. Русские потомки племени меря живут по всей России. Но их историческая родина - Залесский край, северо-восточные княжества Руси.