ИСТОРИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Готы. Гунны. Авары. Болгары. Хазары.

КИММЕРИЙЦЫ
До образования единого Древнерусского государства, основные исторические события происходили на Северном побережье Чёрного моря, где первым народом, о котором до нас дошли письменные свидетельства, были киммерийцы. Этническое происхождение киммерийцев до сих пор вызывает в науке споры. Большинство учёных, в том числе таких авторитетных как М.И. Ростовцев и В.Г. Вернадский относят киммерийцев к Индоевропейской языковой семье, а некоторые историки даже видят в них этнических предков славян. Но существуют и другие точки зрения, например А. Б. Башмаков считал киммерийцев предками Черкесов, которые, как известно, входят в состав Северокавказской языковой семьи. Однако, судя по арийскому типу лица киммерийцев, и фракийским именам их царей, первое мнение кажется ближе к истине.

В период своего расцвета, который пришёлся на VIII в. до, н.э. киммерийцы контролируют огромную территорию от Днестра до Керченского пролива, ведут победоносные войны на Кавказе с государством Урарту, и в Малой Азии с Ассирией. Но скифское нашествие уничтожило государство киммерийцев. О том, как это произошло в своём труде «История» подробно рассказывает Геродот. Привожу его рассказ полностью: «Кочевые племена скифов обитали в Азии, когда массагеты вытеснили их военной силой скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя, цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом, ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех погибших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной ».

Киммерийцы, покинувшие свою страну, разошлись по двум направлениям: киммерийцы, обитавшие на территории современной Кубани, заняли южный берег чёрного моря в районе Синопы. Племена же жившие в Крыму и Южной России, по заводному побережью Чёрного моря дошли до Фракии, где объединилась с фригами и ещё в течение полувека совершали набеги на малоазиатские страны: Фригийское царство, Мидию, Ассирию, Магнезию, Ефес.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической арены, Основная часть их была истреблена в многочисленных войнах, другая ассимилирована скифами и северокавказскими племенами синдов. В итоге память о их историческом существовании осталось в названиях Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив), поселения Киммерик, Киммерийской переправы и Киммерийского вала.

СКИФЫ
Киммерийцев с Северного Причерноморья вытеснили скифы-загадочный народ неясного этнического происхождения. Официальная историческая наука признаёт иранское происхождение скифов. Но многие известные историки прошлого и настоящего, такие как В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, А.Д. Нечволодов, Д.Я. Самоквасов, В.Н. Дёмин видят в скифах предков восточных славян, наконец, есть учёные как, например американский историк Ньюман, которые отождествляют скифов с монголами. Выше перечисленные точки зрения пытался объединить известный эмигрантский историк В.Г. Вернадский: «Каждая из этих теорий - писал он - должна иметь в себе, по крайней мере, зерно истины, поскольку представляется вероятным, что во многих случаях под именем скифы подразумевались племена различного этнического происхождения. Правящая скифская орда, возможно, была иранского происхождения, некоторые второстепенные могли состоять из угров и монголов, и таким образом не исключено, что другие группы известные под именем скифов - как например Скифы пахари были протославянского происхождения» .

Основным источником по истории скифов служит знаменитый труд Геродота, в котором содержится много ценных сведений о жизни скифов. Так Геродот сообщает, что скифы не были единым народом, а делились на множество отдельных племён, к которым Геродот относит сколотов, аллазонов. каллипидов, саков, невров таков далеко неполный список скифских племен, приведённый Геродотом. Из «Истрии» Геродота мы знаем, что основным занятием скифов были война и скотоводство, но были и земледельческие племена, которые выращивали хлеб на экспорт в Грецию, к таковым он относит Боресфенитов живущих по Днепру (греческое название Днепра Борисфен). Господствующим племенем были сколоты – царские скифы, которым подчинялись все остальные скифские племена. О религии скифов Геродот сообщает, что основными богами, которым скифы молились, и приносили по праздникам в жертву животных, были Папей, Ани, Гойтосир, Агримпаса, Фагимасад. При этом Геродот отождествлял Папея с Зевсом громовержцем, Апи с греческой богиней земли Геей, Гойтосира с Аполлоном, Агримпасу с богиней любви Афродитой, Фагимасад отождествлялся Геродотом с Посейдоном.

Что касается военной истории скифов то, вытеснив Киммерийцев, они заняли огромную территорию, которую Всемирная история определяет от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона. Однако, этим не ограничились и вторглись в Малую Азию, подчинили своему влиянию Мидию, Сирию и Палестину. Их господство в Азии по свидетельству Геродота длилось двадцать восемь лет, пока Мидийский царь Киоксар не напоил скифов на пиру и не перебил многих из них. После этого скифы были вынуждены покинуть Азию и вернуться обратно в причерноморские степи. Но самой выдающейся победой скифов. Был разгром персидских войск царя Дария, который в 512 Г. до н.э, как полагает Геродот хотел наказать Скифов за их вторжение в Азию.

Безраздельное господство скифов в северном Причерноморье продолжалось до конца III в. до, н.э. С этого времени их из южнорусских степей начинают вытеснять сарматы. Под их давлением скифы отступили в Крым, и организовали, новое государство столицей которого стал Неаполь. Это новое скифское государство просуществовало до второй половины 3 в. н.э. Потом оно было разгромлено готами и больше не возродилось. После поражения нанесённого готами скифы утратили свою этническую самостоятельность, и сошли с исторической арены.

САРМАТЫ
Начиная с III в. до н.э. из причерноморских степей скифов начинают вытеснять родственные им по языку и культуре, обитающие за Днепром сарматы. Как и скифы, сарматы не были единым народом, а делились на множество разных племён. Основными сарматскими племенами были: аланы, аорси, роксоланы, сираки, языги. Вытеснив скифов, сарматы заняли пространство, которое Большая Советская Энциклопедия определяет от р. Тобол на Востоке и до Дуная на Западе. Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство, но были и земледельческие племена выращивающие злаки, лён, лук, чечевицу. У сарматов дольше, чем у других племён сохранялись пережитки матриархата. Женщины сарматки, так – же как и мужчины стреляли из лука, скакали на лошади, носили ту – же одежду, что и мужчины, принимали активное участие в общественной жизни. Известен сарматский обычай, по которому женщина не имела права выходить замуж, пока не убьёт хотя – бы одного врага. По этой причине многим женщинам не удавалось выйти замуж до конца своей жизни.
Шестьсот лет сарматы господствовали в южнорусских степях пока их оттуда в III в. н. э. не вытеснили готы. Господство сарматов на юге России не принесло ничего хорошего этому региону и его населению. Академик Б. А. Рыбаков писал по этому поводу: «Новые хозяева степей сарматы вели себя совершенно иначе, чем скифы: если со скифами на протяжении пятисот лет славяне более или менее мирно сосуществовали, и у нас нет данных о серьёзных враждебных действиях, то сарматы вели себя агрессивно. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян и отодвинули зону земледельческих посёлков к северу» .

Приблизительно с IV в. н.э. часть сарматских племён вместе с готами и гуннами включается в великое переселение народов. Другие сарматские племена, не принимавшие участия в этом процессе, постепенно ассимилировались со славянскими и северокавказскими племенами. Так постепенно сарматы растворяются среди других народов.

ГОТЫ
Первоначально, восточногерманские племена готов проживали на южном побережье балтийского моря, в устье р. Вислы, но рост населения и нехватка плодородных земель в конце III в. н.э. заставили готов сняться с насиженных мест, и отправиться на поиски более плодородных земель. Двигаясь на юго-восток, готы постепенно достигают северных берегов чёрного моря, и к концу III в. н.э. уже заселяют всё северное Причерноморье.

Следует отметить, что готы разделились на две большие ветви. Это разделение если верить историку Иордану произошло случайно, когда готы переправились через Днепр по мосту в районе современного Киева с левого берега на правый, мост неожиданно рухнул и готы, таким образом, невольно оказались разделёнными на две части.

Готы успевшие перейти реку, осели в низовьях Днестра и прозвались вестготами (западными готами). Они совершали набеги на владения Римской империи. В результате этих набегов в 418 г на территории Западной Римской империи в Южной Галлии ими было основано первое варварское королевство, столицей которого стал г. Тулуза. Однако завоевав значительную часть Испании, вестготы были постепенно ассимилированы местным населением Римской Империи.

Готы не успевшие пересечь реку и оставшиеся на левом берегу Днепра заняли территорию от низовья Днепра до устья Дуная и стали называться остготами (восточными готами). Наивысшего могущества остготская держава достигла в середине четвёртого века при короле Германарихе. Германариху не только удалось утвердить свою власть над всеми восточными племенами готов, но и множеством племён германского, славянского, финско-угорского происхождения: антов, венедов, герулов, склавинов, весь, мордву, мерю, пермь, чудь. Но 375 г. Германарих потерпел сокрушительное поражение от гуннов и не в силах с этим смириться покончил с собой. После его смерти восточный союз гуннских племён приходит в упадок и постепенно прекращает своё существование.

ГУННЫ
В 160 г. н.э. в причерноморских степях римским историком Дионисиями Периегетом были отмечены новые выходцы из Азии. Гунны - кочевой народ тюркского происхождения. Хотя также высказываются мнения о монгольском, угро-финском, славянском происхождении гуннов. Но, несмотря на раннее появление гуннов в Причерноморье их массовое передвижение на Запад начинается только с 70-х гг. 4 в. н.э. Подчинив сначала своей власти на Северном Кавказе аланов, гунны перешли, затем Дон и нанесли поражение готскому вождю Германариху. С этого момента начинается так называемое «великое переселение народов». «Именно гунны - писал по этому поводу Г.В. Вернадский - начали «великое переселение народов» как оно было названо. Аланы были первыми, кто испытал последствия гуннского натиска, а за ними вскоре последовали герулы, бургунды и готы. Отступление этих народов перед наступающими гуннами вылилось в свою очередь в движение других германских племён с их собственных мест…» .

Наивысшего могущества государство гуннов достигло в середине пятого века при царе Атилле (434-453) , при нём в гуннский союз племён входили анты, остготы, герулы, гепиды и многие другие племена. Покорённые народы платили гуннам дань и участвовали в предпринимаемых гуннскими вождями военных походах. Окрылённые военными успехами Гунны вторглись в Галлию входящую в то время в состав Римской империи, но в 451 г. потерпели поражение на Каталонских полях от объединённых сил римлян, вестготов и франков под руководством римского полководца Аэция. Это поражение нанесло сильный удар по гуннской державе. Положение усугубилось после смерти Атиллы в 453 г. Его сыновья начали меж собою борьбу за власть. А после ещё одного поражения в 455 г. гуннская империя распалась.

Господство гуннов пагубно сказалось на развитии всей Южной Руси. «Гунны не принесли с собой ничего кроме опустошений, массовых убийств, грабежей и тяжёлой дани наложенной на подвластные народы. В причерноморских степях завоеватели дотла уничтожили земледельческую культуру, стёрли с лица земли островки оседлости и земледелия, которые существовали в зоне северо-западного Причерноморья и на нижнем Днепре. Сильно пострадали от гуннов и оседлые поселения лесостепи, особенно в её южной части» .

АВАРЫ
С владычеством гуннов в южнорусских степях было покончено, но вторжение кочевников на этом не прекратилось и в середине шестого века на смену гуннам приходят новые кочевники авары (Повесть временных лет, называет, их обрами). Ими в южнорусских степях был создан известный Аварский каганат, власти которого после долгой и упорной борьбы были вынуждены подчиниться племенные союзы антов и дулебов. Покорённые славяне облагались тяжёлой данью. Летопись сохранила тяжёлые воспоминания о господстве аваров. Однако, непрекращающаяся борьба восточнославянских племён привела в конечном итоге к свержению власти хазарского каганата в восьмом веке.

«Аварский каганат сыграл отрицательную роль в истории славянских племён. Аварское государство тормозило развитие производительных сил славянских племён систематически, подрывая их данями и поборами искусственно ограничивая распространение передового по тому времени хозяйственного уклада – оседлого земледелия. В борьбе с кочевниками-аварами славяне несли тяжелые потери».

ХАЗАРЫ
После болгар хозяевами южнорусских степей стали хазары. В VI в. они заняли территорию Северного Кавказа, Нижней Волги и Нижнего Дона. Им удалось подчинить своей власти южнорусские племена полян, северян, радимичей и вятичей. Хазары создали обширное государство, во главе которого стоял правитель Каган. Поэтому государство созданное хазарами получило название Хазарского каганата. Столицей каганата стал город Итиль на Нижней Волге. Основными видами деятельности хазар были кочевое скотоводство и торговля. Официальной религией Хазарского каганата стал ислам, но были также иудеи и христиане. Книга Велеса сохранила тяжелые воспоминания о хазарском господстве. «А хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань и брали и детей и жён и очень зло били и творили зло». Во второй половине девятого века Святослав нанёс тяжёлое военное поражение Хазарскому каганату и Каганат прекратил своё политическое существование.

События, происходившие в древности, на территории Руси оказали большое влияние на исторические условия, которые в итоге привели к возникновению Киевского государства, так как именно в этот период формируется славянский этнос, хозяйственный быт, закладываются основы восточнославянской культуры. Словом создаются предпосылки образования государства.

Геродот. История. М.: 2006. С. 238-239.
Вернадский В. Г. Указ соч. С. 74.
См. Всемирная история в 24 томах. Т 4. М.: 1999. С. 233.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М.: 2004. С. 35.
См. Вернадский В.Г. Указ соч. С. 139.
Каргалов В.В. Русь и кочевники. М.: 2008. С. 9.
См . Каргалов В.В. Указ соч. С. 1 5.
Цит. по кн. Асова. А.И. Славянские боги и рождение Руси. М.: 2000. С. 374.

Самым серьезным потрясением для человеческой цивилизации в начале I тысячелетия стало так называемое «Великое переселение народов». Что же послужило причиной этого процесса? Гигантские племенные образования – аланы, герулы, бургунды, готы и некоторые другие – были вынуждены уйти с обжитых мест под ударами кочевников-гуннов в 70-е годы IV века н.э. Пожалуй, наиболее драматичным эпизодом этой истории явилось столкновение гуннов с державой готского короля Германариха.

Первое столкновение готов с гуннами

В IV веке король остготов Германарих, объединив различные германские племена и племена, обитавшие на северном побережье Черного моря, создал огромное государство, точные данные о размерах которого отсутствуют. Известно лишь, что раскинулось оно на всем пространстве степей Приазовья и южной России между Доном и Днепром, и включало в себя также Северное Причерноморье. Процессы становления готской государственности в 70-е годы IV века были прерваны вторжением кочевников-гуннов. В результате разгрома племенного объединения Германариха в движение пришли огромные народные массы – сначала остготы и союзные им племена, потом вестготы и многие другие народы. В ходе бесконечных войн и переселений вестготы достигли Испании, а остготы – Италии, где и основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест. Вот как рассказывает о вторжении гуннов в восточный Крым готский историк Иордан:

«…Охотники из этого племени, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое [до тех пор] считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез…»

Гунны и преодоление Керченского пролива

Необходимо отметить, что рассказ о проникновении гуннов в Крым в погоне за оленем (коровой или ланью), безусловно, имеет характер легенды. Этот сюжет можно встретить у многих других историков эпохи раннего средневековья. Здесь заметны отголоски античного мифа о возлюбленной Зевса Ио, обращенной ревнивой богиней Герой в корову и гонимой оводом. В трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» можно найти следующие слова Прометея, обращенные к Ио:

Ты выйдешь к перешейку Киммерийскому,
К воротам узким моря, безбоязненно
Пересечешь теснину Меотийских вод,
И вечно среди смертных славной памятью
Об этой переправе будет имя жить –
«Боспор» – «Коровий брод».

Интересно, что в трагедии античного драматурга полностью отражаются крымские реалии: Киммерийский перешеек, «теснина Меотийских вод» (т.е. Керченский пролив) и Боспор (коровий брод – др. греч.). О возможности пересечь замерзший Керченский пролив неоднократно писали историки как античного, так и раннего нового времени. Н.Ф. Федосеев на основании данных археологических и письменных источников пришел к выводу о том, что в античное время Боспор Киммерийский можно было преодолеть по мелководью не только в зимнее, но и в летнее время.

Дальнейшее продвижение гуннов в Европу

Итак, легенда, уходящая корнями вглубь греческой мифологии, отражает реальный факт вторжения гуннов в Крым около 375 года н.э. Несмотря на точное указание места перехода гуннов из Азии в Европу, в Крым прошла, по-видимому, лишь малая (южная) волна гуннов, подчинивших себе восток и север полуострова и оттеснивших готов на юго-запад Таврики – таково было древнейшее название Крыма.

Наводя ужас на цивилизованную Европу, гунны опустошили Сирию и Каппадокию, напав также и на Восточную Римскую империю. Во время правления знаменитого Аттилы (434–453 гг. н.э.) гуннская держава достигает наибольшей мощи, однако уже в 451-м году гунны и их союзники остготы терпят поражение в битве на Каталаунских полях, а после смерти Аттилы и разгрома гуннов в 454 году на реке Недао в Паннонии (римская провинция, ныне – территория Венгрии, Австрии, и ряда балканских государств) гуннский союз племен распадается.

Второе столкновение гуннов с готами

Вскоре после этого в Крыму происходит второе столкновение гуннов с готами. По сообщению Прокопия Кесарийского, после смерти гуннского царя один из его сыновей по имени Утигур вместе со своим племенем решил возвратиться «домой» в Приазовье. Дорогу им преградили проживавшие там готы:

«Недалеко от Меотийского Болота [т.е. Азовского моря] они встретили так называемых готов-тетракситов. И сначала готы, устроив преграду из своих щитов, решились отражать их нападение, полагаясь на свою силу и на крепость своих позиций; они ведь были самыми сильными из всех тамошних варваров… Но потом… они вступили друг с другом в переговоры, с тем, чтобы, соединив свои силы вместе, совершить переход…»

Где именно произошло второе столкновение готов с гуннами точно неизвестно. Ученые предполагают, что это могло произойти во второй половине V века либо в узком месте Керченского полуострова между Феодосийским и Арабатским заливами, либо в районе Перекопского перешейка. Одним из важнейших результатов столкновения, стало дальнейшее разделение готов. Часть из них – готы-тетракситы – ушла на азиатскую сторону Боспора, другие их собратья решили остаться в юго-западном Крыму.

Можно заметить, что военные столкновения гуннов с готами развивались по-разному. Если во время вторжения в Крым в 370-е годы победа была однозначно на стороне гуннов, то во время так называемой «Битвы народов» на Каталаунских полях 451 года, закончившейся разгромом гуннов, различные готские племена были как на стороне гуннов, так и на стороне их противников римлян. Последнее столкновение гуннов и готов, произошедшее в восточном Крыму во второй половине V века н.э., закончилось «ничьей» и мирным союзом двух народов.

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

В середине III века в Крым переселяются готы. «Готами» назывался союз германских племен. Среди них были племена острготов (остготов), везеготов (вестготов), герулов, боранов, карпов и других. Прародина готов находилась на территории современного Скандинавского полуострова. Какие причины побудили готов начать продвижение на юг, в точности неизвестно. Высказывают предположения об изменении климата Скандинавии, о возрастании численности населения полуострова, скудные почвы которого не могли прокормить ставших многочисленными готов. В любом случае в I в. н. э. готы переселяются на южный берег Балтийского моря, а к середине III в. они заняли огромные территории от Нижнего Дуная на западе до Днепра на востоке.

Граница между владениями готов и Римской империей проходила по Дунаю. В 250 г. огромная армия готов переправилась через реку и обрушилась на провинции империи. Так началась серия кровопролитных войн между германцами и римлянами. Союзниками готов в этих войнах выступали различные племена и союзы племен, например, сарматы. Для спасения важных балканских провинций римляне были вынуждены задействовать все резервы. На помощь дунайским армиям были переброшены, в частности, легионеры, составлявшие гарнизоны Херсонеса и Харакса.

Таким образом, позиции империи на Крымском полуострове были серьезно ослаблены, чем не преминули воспользоваться готы. Варвары, участвовавшие в событиях на Дунае, вскоре появились в Крыму. С собой они принесли захваченные в сражениях с римлянами трофеи. Один из варваров закопал у современного с. Долинное Бахчисарайского района 119 римских серебряных монет, серебряную фибулу и стеклянный сосуд. По каким-то причинам он так и не вернулся за своим имуществом, и только в 1971 г. при прокладке нового русла р. Качи, клад был извлечен на поверхность земли. Самые последние монеты из клада датированы 251 г., т. е. в Крыму готы появились в этом году или несколько позже.

Поздним скифам не удалось оказать готам достойного сопротивления. Их поселения были разрушены, а жители перебиты или захвачены в плен. Затем готы напали на Боспор. Некоторые боспорские города понесли от варваров серьезный ущерб. Не помог даже ловкий ход царя Рескупорида IV (242/243 — 276/277 гг.), взявшего в соправители Фарсанза, вероятно, вождя одного из живших поблизости иранских племен, заключившего с боспорцами антиготский союз.

Готы пришли на Боспор отнюдь не в поисках земель для поселения. Варвары хорошо понимали стратегическое значение этих мест: отсюда можно было совершать походы против богатых городов и провинций, находившихся на побережье Черного моря. Для таких походов весьма пригодился бы боспорский флот, потому что своего у готов не было. Германцы силой принудили Рескупорида предоставить им корабли вместе с командами. Вероятно, у боспорского царя просто не было другого выхода — победить готов самостоятельно он не смог, а на помощь Рима рассчитывать было нельзя. Так Боспор стал базой, откуда на протяжении третьей четверти III в. германцы совершили ряд набегов на римские провинции.

Целью первого похода (255/256 г.) стал богатый город Питиунт в Восточном Причерноморье. Осада крепости не принесла ожидаемых результатов, и готы, разграбив неукрепленные окрестные поселения, вернулись на Боспор. Через год они совершили новый поход, захватили Питиунт и другие близлежащие города. В 264 г. готы на кораблях достигли южного берега Черного моря, отсюда совершили молниеносный переход в глубь Малоазийского полуострова, опустошили римские провинции Каппадоккию и Вифинию и вернулись на Боспор с богатой добычей. В 268 г. жившие в Крыму готы поучаствовали в организованном коалицией различных германских племен, обитавших в Северном Причерноморье, походе против римских провинций на западном берегу Понта. В результате этой экспедиции были опустошены огромные территории и разграблены десятки городов. В 276 г. готы отправились в новый поход, на этот раз снова против малоазийских провинций. Однако теперь им противостояли отборные отряды римской армии. В сражении с ними варвары были разбиты. Довершил разгром возвращавшихся на Боспор готов царь Тейран (275/76 — 278/79 гг.). Ему удалось восстановить Боспорское царство в прежних пределах и наладить дружественные отношения с Римской империей. В это же время римские императоры нанесли несколько поражений дунайским варварам и таким образом ликвидировали готскую угрозу. Теперь римляне получили возможность возобновить свое военное присутствие на Крымском полуострове. В конце III в. в Херсонесе вновь появляется римский гарнизон. Потерпевшие поражение в борьбе с империей готы расселились в Северном Причерноморье и Крыму.К началу войн с Римом готы были язычниками. Они поклонялись различным божествам, олицетворявшим силы природы. Верховным богом был повелитель грома и молнии Тор. В III в. среди населения Римской империи быстро распространялось христианство. Во время походов в Малую Азию германцы захватили множество пленных, в числе которых были и христиане. От этих пленных новую религию восприняли и крымские готы. Через некоторое время понадобилось упорядочить деятельность церкви в их владениях. С этой целью в 400 г. патриарх Константинопольский, знаменитый Иоанн Златоуст, принял решение создать отдельный церковный округ — епархию. Первым епископом готов стал Унила.

Постепенно христианское вероучение распространилось и среди жителей Боспора и Херсонеса. Вероятно, не последнюю роль в этом процессе сыграли контакты с христианами-готами. Первая христианская община возникла на Боспоре в первой четверти IV в. Когда в 325 г. в мало-азийском городе Никее для решения спорных богословских вопросов был созван первый Вселенский собор, в нем принял участие и представитель боспорских христиан епископ Кадм. В V в. христианство было уже официальной религией Боспорского царства: изображения креста помещали на надписях царей и высших государственных чиновников.

В Херсонесе первые христиане столкнулись со значительными трудностями. В течение IV в. большая часть населения города оставалась язычниками. В христианство переходили в основном представители городской верхушки, рассчитывавшие получить за это различные привилегии от покровительствовавших христианам византийских властей. В 381 г. епископ Херсонский, Эферий, участвовал во втором Вселенском соборе в Константинополе. Попытка крестить жителей города насильственным образом была предпринята при императоре Феодосии I (379-395гг.). Этот император стремился обратить в христианство все подвластное ему население. Поэтому когда преемник Эферия, Капитон, начал искоренять в Херсонесе язычество, большую помощь оказали ему присланные императором в город войска. По легенде, для того, чтобы доказать правоту христианского вероучения, Капитон вошел в горящую печь и вышел оттуда невредимым. Пораженные язычники тут же приняли решение креститься, правда, не вполне понятно, что в большей степени побудило их к этому решению, ведь пока Капитон совершал свое чудо, византийские солдаты взяли в заложники детей херсонеситов. Легенды о жизни и деятельности первых христиан Херсонеса гораздо позже, в VII или VIII в., были переработаны и легли в основу так называемых «Житий епископов Херсонских». Память о «подвиге епископа Капитона» сохранилась среди жителей города. При раскопках Херсонеса обнаружены остатки храма VI в., построенного над печью для обжига извести, в которую, как считали херсонеситы, входил Капитон. Окончательно христианство утвердилось в городе в конце V-VI вв., в первую очередь благодаря усилиям византийской администрации.

Во второй половине IV в. правитель остроготов Германарих объединил различные племена и основал обширное государство, получившее название «державы Германариха». В ее состав входили многочисленные племена варваров, обитавших в Северном Причерноморье, в том числе и жившие в Крыму германцы. Просуществовало новое объединение очень недолго, уже в середине 70-х гг. IV в. готы потерпели поражение в борьбе с пришедшими с востока гуннами.

Гунны сформировались в степях, расположенных к западу и северу от границ Китая.

В I в. н. э. начинается миграция гуннов на запад, а к 70-м гг. IV в. они достигли пределов Восточной Европы. Гунны принадлежали к монголоидной расе и говорили на одном из языков тюркской группы. Основой хозяйства гуннов было кочевое скотоводство, немалая роль отводилась военной добыче.

Появление гуннов в Европе стало началом эпохи Великого переселения народов, эпохи, когда огромные массы варваров стали массово вторгаться в пределы Римской (позднее — Византийской) империи в поисках мест для поселения. Гунны стали катализатором этого процесса. Их нашествие в Европу вызвало своеобразный «эффект домино» — одни варвары начинают сгонять других с обжитых мест. Вот что писал по этому поводу современник: «... А о каких огромных сражениях и о каких представлениях о сражениях мы узнали! Гунны восстали на аланов, аланы на готов, готы на тайфалов и сарматов. Даже и нас [римлян] ... сделали... изгнанниками из отечества, и нет конца...».

Легкая кавалерия гуннов наводила ужас на современников. Гунны принесли с собою новые типы оружия и снаряжения, новую (вернее, хорошо забытую старую) тактику ведения боя. Каждый взрослый мужчина был воином, всегда готовым к битве, поэтому подготовка к войне не занимала у гуннов много времени. Внезапность нападения позволяла гуннам заставать врагов врасплох. В битву они вступали клинообразным строем и, если обратить противника в бегство сразу не удавалось, использовали притворное отступление, чтобы завлечь врага в засаду. До начала рукопашной схватки гунны издали осыпали противника градом стрел. Они принесли в Европу лук нового типа, склеенный из нескольких кусков дерева и усиленный дополнительными костяными накладками. Такая конструкция лука позволяла поражать цель на очень больших расстояниях и использовать крупные и тяжелые наконечники стрел, пробивавшие любые доспехи. В ближнем бою сражались метательными копьями, мечами и арканами, которыми опутывали врага, лишали его подвижности, сбрасывали с коня или сбивали с ног.

Сам внешний вид гуннов (на фото), их характерный для монголоидов облик изумлял европейцев. Не случайно популярностью пользовалась легенда о том, что гунны были потомками колдуний, изгнанных из одного готского племени, и вступивших в связь с болотными духами. Недоумение вызывал образ жизни кочевников, не имевших «даже покрытого тростником шалаша», вечно двигавшихся по степи вслед за своими большими стадами. Христианские писатели с отвращением описывали религию гуннов — идолопоклонников, которые, если им надо было получить предсказание относительно будущего, приносили в жертву животных и гадали по внутренностям или по положению прожилок на обскобленных костях. Все эти факты и привели к тому, что в средневековой литературе сложилось очень своеобразное представление о гуннах как о свирепых, безжалостных, невежественных язычниках, у которых не было родины, государственной власти, представлений о чести и бесчестии, а само слово «гунны» стало нарицательным.

Гунны пришли в северопричерноморские степи двумя путями. Одна их группа двигалась вдоль восточного и северного берега Азовского моря. По пути они столкнулись с жившими на берегах Танаиса (Дона) аланами. Многие аланы пали в сражении, а остальные были вынуждены заключить с гуннами договор и присоединиться к ним. Следующей жертвой гуннов стало государство Германариха. По легенде, готский вождь покончил с собой, убедившись в том, что сражение с гуннами проиграно. Племена остроготов подчинились гуннам, сохранив своих племенных вождей и внутреннее самоуправление, но обязавшись во всем поддерживать кочевников во внешней политике и предоставлять им союзное войско. Везеготы бежали на запад, переправлялись через Дунай и поселились на территории Римской империи.

В то время, как одни гунны устанавливали свое господство в северопричерноморских степях, другие занялись завоеванием Крыма. Перебравшись через Керченский пролив (говорят, что путь им показал то ли бык, преследуемый оводом, то ли спасавшаяся от охотников лань), они, не вступая в сражение, покорили Боспорское царство. Вероятно, силы боспорских правителей были в то время ограничены, а потому они предпочли признать верховенство гуннов и уплатить им дань. Население предгорного Крыма оставило обжитые места и бежало в труднодоступные горные районы. Возможно, некоторые из крымских алан присоединились к гуннам. Большая часть полуострова обезлюдела и стала местом кочевий гуннского племени альциагиров.

Херсонесу удалось избежать опасности, причем немалую помощь городу оказала Римская империя, выделившая деньги на ремонт городских стен. В течение V в. римляне расселяют на подступах к Херсонесу готов и алан, заключивших с Римом союз и обязавшихся охранять город в обмен на землю и периодическую денежную помощь. Таких варваров римляне и византийцы называли «федератами». Вероятно, императоры прекрасно понимали стратегическое значение Херсонеса и не хотели терять свой последний форпост в Северном Причерноморье.

В середине V в. вождь Аттила объединил многочисленные племена гуннов и их союзников и объявил войну Риму. В нескольких сражениях римляне были разгромлены, но в 453 г. Аттила внезапно умер. Вскоре после этого его держава распалась, и многие гунны предпочли вернуться в Северное Причерноморье. В Крым переселилось племя утигуров.

Византийские императоры не оставляли надежды постепенно восстановить свое влияние на Крымском полуострове. Для достижения этой цели использовали различные способы — от подкупа гуннских вождей и стравливания различных племен между собой до пропаганды христианства. С точки зрения византийцев варвары, принявшие новую религию, автоматически становились подданными империи. Поэтому регулярно отправлявшиеся в кочевья гуннов миссионеры пользовались покровительством византийских властей. Один из таких проповедников убедил принять христианство и стать вассалом императора Юстиниана I (527 — 565 гг.) вождя гуннов, живших на Боспоре, по имени Горд. К тому времени Боспорское царство уже не существовало — вероятно, в конце концов, оно было уничтожено гуннами.

Посетившему Константинополь Горду была оказана большая честь — сам император стал его крестным отцом. Затем Горд отбыл на родину. В боспорских городах (разумеется по согласованию с гуннским вождем) были размещены византийские войска. Заключение договора с империей вызвало недовольство многих влиятельных гуннов, в особенности жрецов, опасавшихся того, что правитель-христианин не будет считаться с их авторитетом. Был составлен заговор, к которому примкнул и брат Горда. Поводом к выступлению стала попытка гуннского вождя уничтожить языческих идолов. Убив Горда, гунны напали на боспорские города, разрушили их, а византийских солдат перебили. Узнав об этих событиях, Юстиниан отправил на Боспор части регулярной имперской армии. Гуннов прогнали, Боспор вошел в состав Византии.

При Юстиниане I положение Византии в Крыму чрезвычайно усилилось. Император прекрасно понимал, что распри между самими гуннами способны защитить северные рубежи Византии едва ли не лучше, чем самые надежные крепости и отборные войска. Поэтому он не гнушался подкупать гуннских вождей и натравливать одно племя на другое. В результате ему удалось обезопасить свои владения в Крыму от нападений варваров. В 70-х гг. VI в. в степях Северного Причерноморья появляется новое объединение кочевников — восточных тюрок, или тюркютов. Уцелевшие в усобицах гуннские племена быстро смешались с тюркютами.

Энциклопедия «Достопримечательности Крыма»

Ссылки

Глава третья
Гуны, Готы, Галлы

Оттолкнемся в анализе от скифов.
Кто такие скифы? Билык:
“Загляньмо до словника вже згадуваного київського еллініста Поспіміля. Там усі слова, що мають у собі корінь “скіф”, означають дуже близькі поняття: “скіф-ропос” - похмурий, сердитий; “скіфрадзо” - бути похмурим, сердитим, сумним; “скіфропадзо” - дивитися сердито, похмуро чи сумно.”
“Латинською мовою “суворі” означає “severi”, корінь із цих трьох звуків “с-в-р” ”…
“Царство скіфів було царством северів, яких ми за правилами сучасної фонетики й літературної мови тепер звемо сіверянами. Сіверяни тримали своє військо на південних кордонах країни - на схід від Дніпра, бо вся Лівобережна Україна була споконвіку сіверською землею,..”
Серьезность, молчаливость, углубленность в глазах… Глубина Льдов… Северность… Полюс Северный, Норманы… Северы… С-В-Р… Левый берег Днепра вплоть до Океана… Угрюмость…
Отмечай: черта Свера - угрюмость, серьезность, глубина…
Далее, Иван Билык:
“…стародавні кельти прийшли на острови Великобританії з надр Великої Скитії (шотландці й досі називають себе “скотами”, а це щось та має означати; згадаймо хоча б Геродотових “сколотів”.”
Шотландцы (смотри их костюмы и друидические обычаи!!!) - “скоты”. “Скот” - КХОТ - ГОТ. “Сколот” - КХОЛ - ГАЛЛ. И далее:
“А відомо, що одне зі скіфвських племен у добу Протагона звалося галатами. Приблизно так іменували римляни й давніх населенців теперішньої Франції - галлами. А чи не можна сказати, що до цього ж кореня належить і “галичани”? Адже ж саме цим ім’ям називає й наш Нестор сучасних йому французів “галичанами”.”
Галичина, галлы Франции… Добавлю поляков и правобережных украинцев… Также аланов-волынян. Аланы - олланы - кхолланы. Иван Билык:
“Лишаються нез’ясованими олани…
…Волинь, очевидно, була поселенням військового стану слов’ян, своєрідним античним козацтвом, яке охороняло креси землі, тому користувалося самоуправлінням і не підлягяло ні податкам, ні данині, ні якимось іншим повинностям. Це засвідчує й Амміан: “Рабству не підлягали ці так звані алани, бо всі вони благородної крові.”
Флавій стверджує їхню етнічну приналежність: “Алани належать до скіфських племен і живуть побіля Танаїса й Меотідського озера.”
Благородная кровь оланов-кхоллов…
Ниже это объясню. Далее:
“…Лукіан: “Мова і одяг - це і в аланів, і в скіфів однакове. Різне в них тільки волосся.” Тобто стрижка… Амміан… називає аланів гарними людьми із світлим волоссям, вони високі на зріст, швидкі й стрімкі, але мають грізний вигляд, який лякає інших, бо в погляді в них похмурість і затамована лють. Алани майже нічим не відрізняються од гунів, може, хіба, трохи стриманіші.”
У аланов - та же серьезность, глубина и решительность во взгляде и действиях. Отмечено - страшнее гунов(!). Что значит - решительнее и смелее в боях. Потому их и считали чистой кровью Белых, не облагали налогами и поселяли как пограничников на окраинах земель Руси. (Позже - косачество - козачество - казачество).
Вольницы, вольные, Волыняне…
Волость Косацкая…
Вольность, Волость, Воля - КХОЛЯ-КХОЛ.
Основное слово - КХОЛ!
Кхолоты-сколоты.
Итак, давайте систематизировать, но прежде - еще одна цитата:
“Говорячи про землі, підвладні скіфам, Геродот каже: головних племен тут чотири: скіфи царські, скіфи-орачі, скіфи хлібороби, та скіфи-скотарі.”
Царские скифы: клан воинов(?).
Скифы-ории: клан старейшин(?).
Скифы-хлеборобы: клан вольных(?).
Скифы-скотоводы: клан Ремесленных(?).
Последняя цитата вносит неясность, потому на нее трудно опираться. Но кое-что можно заключить из вышеисследованного: царские - управляли, были администраторами; ории - старейшины, берегли дух Предка, орали “змиевы валы”, определяли кордоны и судили народ; хлеборобы и скотоводы были хозяйственниками.
Есть же уже и более утвердительные заключения. Итак, в древнейшие времена славян называли гиперборейцами. Затем - скифами. В начале нашего тысячелетия летописцами более всего описывались ГОТЫ, ГУННЫ и ГАЛЛЫ. Вот же и Истина!
Эпоха Тельца. Испокон чистокровными и постоянными были сколоты, славянские племена, которые не ели мясной пищи, не убивали животных и занимались земледелием. Имели Слово - речь мягкую, но Сильную, Магическую. Их название - от КХОЛ, что значит основной, изначальный, главенствующий. В этих племенах было единоженство, матриархат. Городищем правил Дед, Старейшина, как рассудитель. Ежегодно избирался Воевода, администратор. В домах же правила Жена. Жили на правобережье Днепра. Левобережье занимали славяне-сиверы, которые были в большинстве охотниками и ели мясную пищу, но приносили жертвы растительные, как и племена сколотов. Но… Из среды сивров выделились особо угрюмые и сильные племена, которые приносили кровавые жертвы (даже человеческие), также всячески насиловали женщин. Из-за такого размха кровавых жертвоприношений, также в связи с насилием мясоедов-мужчин над растительноядными женщинами произошло “непринятие” спермы мясоедов растительноядными славянками. Возник поголовный мор… Болезни… Эпидемия охватила огромные территории сивров и сколотов…
Да-да, Рама! Рама вывел часть сколотов из берегов Днепра на Кавказ, в Турцию и Иран, затем в Индию.
Со временем белые славяне Рамы начали возвращаться на родные земли, неся с собой Новую Культуру, которую Рама внес в Азию. Вот вам и гуны (силы, гуны в Индии), или цы-гуны, цы-гане…
Конники в кольчугах и овчинах…
Белые, возвращающиеся из Индии, Турции, Ирана, Грузии…
В народе, когда хотят зло выругать, говорят - “скот”. Даже слово “ругань” исходит от корня “руга”, “рога”. Эпоха Тельца. Вспомни игру в быка, которого разбивают палицей, или корриду тореадоров. Скот - рога… Мясоед, приносящий кровавые жертвы. Одевавшийся в шкуры животных и носивший Рога на голове.
КХОТ - ГОТ: Охотник, непостоялец, мясо, кровавые жертвы и узурпация женщины.
КХОЛ - ГАЛЛ (основа, начало): Земледелие, зерна, сура, жертвы растительные, единоженство, постоянство, верность дому и традициям.
КХОН - ГУН (сила, энергия, огонь): воители, овцеводы (козы), допустимость многоженства и наемничество в армии.
Вот и повелось: в центре - славяне землепашцы, мастера, постоянные и верные люди; с одной стороны за них (за власть над ними) борются ГОТЫ - ВАРЫ, с другой - ГУНЫ.
Вот Вам, Дорогие, и вечная вражда ГОТОВ и ГУНОВ, и их вечное единство…
Они борются за своего меньшего постоянного брата Иванушку…
Два брата враждуют… Третий - их заложник…
Германо-славяне… Кхерты (Готы) и Кхоны (Гуны)…
Забыв о том, что когда-то все были сколотами, единых три брата отца Таргитая…