Спор деревьев.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит: «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: « Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни желуди; свиньям на потеху: а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой покачивает: « Погодите, - говорит, - похваляться, вот придет зима, и будете вы оба голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было: я им и печки топлю, и избы строю».

1. объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста:

молвила-_________________________________________________________

2. Найдите в тексте и впишите:

Сравнения________________________________________________________

Эпитеты____________________________________________________________

3. Произведите фонетический разбор слова листья :

____________________________________________________________________

4. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический разбор:

________________________________________________________________

Помогите пожалуйста!

Галина Писклова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Спор деревьев»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии .

Воспитатель : Писклова Г. А.

Тема : «Спор деревьев »

Приоритетная область – экология

Цели : уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т . д.)

Продолжать учить классифицировать растительный мир леса.

Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека.

Интеграция образовательных областей

Чтение художественной литературы :

Цели : познакомить с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникация : закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб-дубовый)

Учить составлять короткий рассказ по картине.

Развивать речь.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к природе, развивать эмпатию.

Материалы к занятию : аудиозапись «Времена года» , картинки деревьев и образцы листочков с этих деревьев , картина «Осень в лесу» , рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Методы и приемы :

1. Рассматривание.

2. Описание.

3. Оживление.

4. Чтение.

5. Беседа.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Загадка : Дни стали короче, длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(осень)

Воспитатель. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте подойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья , кусты. Какие еще приметы осени вы увидели?

(ответы детей)

Послушайте еще одну загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(лес)

Воспитатель : Сейчас я расскажу вам рассказ о лесе.

Закройте глаза и представьте картину, которую нарисовал художник (ставит на мольберт картину «Осень в лесу» ) Откройте глаза. Похожа эта картина на ту, которую представили вы?

Чем похожа?

Чем отличается?

Что вы на ней видите? (ответы детей)

А хотите попасть в этот лес? Закройте глаза, а отнесет вас туда волшебный ветерок.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету :

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый

Старый лист газетный

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена

Ветер, деток унеси –

В лесу осеннем отпусти.

Выставляются картинки деревьев : березы, клена, рябины, дубы, липы, ели. Вокруг них разбросаны листочки, дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И Чайковского «Осень» из цикла «Времена года» . Приземляются в лесу

Воспитатель :

Разгадайте новую загадку :

Весной веселит

Летом холодит

Осенью питает

Зимой согревает

(дерево )

Игра «Собери листочки к своему дереву »

Пока звучит музыку, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Воспитатель спрашивает какой у кого лист. Дети отвечают : березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, липовый.

Воспитатель : послушайте еще загадки

Не загадка это даже

Сразу назовем

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем.

(дуб)

Стоит дерево

На дереве-мячики :

Летом- зеленые,

Осенью - румяные.

(яблоня)

Хоть колюча, а не елка

Подлинней ее иголки

А кора тонка, красна,

Та красавица- (сосна)

Однажды эти деревья поспорили между собой , а о чем, вы узнаете, послушав рассказа писателя К. Д. Ушинского «Спор деревьев » .

Чтение рассказа

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду собой : кто из них лучше. Дуб говорит :

Я всем деревьям царь ! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила :

Не хвастай много, дубище, ты велик и толст : зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает :

Погодите, -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю.

Воспитатель :

Назовите героев сказки

Так о чем спорили деревья ?

Чем хвастался дуб?

Что говорила яблоня?

Что рассказывала сосна?

Кто же из деревьев важнее ?

Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Хорошо-плохо» .

Затем произносятся «магические слова»

«Полон лес и загадок и чудес» и дети оказываются в детском саду.

Итог занятия .

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

К.Д.Ушинского.

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

1.Речевая разминка.

а) - Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам - но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

Вер-хуш-ка – верхушка

По-го-ди-те – погодите

Го-ле-нё-шень-ки – голенёшеньки

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

вып иты – выл иты

Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

выпиты, а вылиты?

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

4.Самостоятельное чтение.

Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

5.Открытие нового.

Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

(вывешивается иллюстрация)

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(вывешивается иллюстрация)

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

А на каком дереве растут яблоки?

(вывешивается иллюстрация)

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

8.Итог урока.

Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

9.Обобщение учителя.

Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

Цели и задачи урока:

  • продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
  • способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
  • синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
  • совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

  • портрет писателя К.Д. Ушинского;
  • выставка книг писателя;
  • оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
  • папки по чтению;
  • индивидуальные задания;
  • компьютер, магнитофон;
  • календарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).

II. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” - пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).

Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.

Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).

Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.

А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.

Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.

А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.

Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).

Истина – ложь. (1-0)

  1. Два козлика встретились на тропинке – 0
  2. Мужик вез дрова – 0
  3. Девочка взяла у брата юлу – 1
  4. Козлики пошли вместе гулять – 0
  5. Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” - 1
  6. Сено – сухая трава – 1
  7. В рассказе о детях герои – два брата – 0

Проверка работы (ответ) 0010110.

А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).

Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).

Спор деревьев.

Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?

Вот дуб и говорит: ….

Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.

Я всем деревам царь.

Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.

Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою...

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.

Предположения учеников.

Погодите, - говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.

Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.

Определяем жанр произведения.

Работа с текстом.

Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.

Работа в группах – придумать свой конец рассказа. (По одному человеку от каждой группы заслушать).

III. Итог урока.

Подведем итог урока. Какие проблемы решали. Чему научились.

Отметки. Спасибо за активную работу.