Самые интересные факты об Атлантическом океане :

1. Атлантический океан — второй по величине океан нашей планеты после Тихого океана.

2. Интересный факт об Атлантическом океане — это то, что его современное название произошло от имени титана — Атланта, героя греческой мифологии, который держал на своих плечах небосвод. Ранее же этот океан назывался Западным. Первым мореплавателем, пересекшим Атлантический океан, был Колумб.

3. Атлантида - материк, по легенде существовавший в древности на территории Атлантического океана. Согласно преданию, в результате изменений на планете он ушел под воду вместе со всеми жителями. Официально Атлантида считается выдуманной Платоном в качестве образа порочности людей.

4. Одна из красивейших «достопримечательностей» Атлантического океана — это огромная подводная дыра, которая находится в центре атолла Белизского барьерного рифа и является незабываемым зрелищем для всех, кто видел ее. Название ей дали из-за резкой границы темной и светлой воды. Кажется, что глубина в центре чаши многокилометровая, но на самом деле она составляет около 120 м.

5. Атлантический океан всегда привлекал путешественников и исследователей. Одним из таких смельчаков является Джонатан Трапп, который в ближайшее время намерен преодолеть 4020 км в одиночку, повиснув на связке из 370 воздушных шаров, наполненных гелием. Перелет через Атлантику – это вызов для воздухоплавателей на протяжении десятилетий. Пять других желающих погибли, пытаясь осуществить такую попытку, и никто не пересек Атлантику, прицепившись к связке воздушных шаров.

6. Интересный факт, что по подсчетам исследователей количество океанической воды в Атлантике примерно равно количеству воды во льдах Антарктиды.

7. На севере Атлантики находится самый большой на планете остров Гренландия. Самый далекий остров на Земле тоже находится в Атлантическом океане. Это остров Буве, который с мысом Доброй Надежды разделяют 1600 км.

8. В Атлантическом океане есть море, не имеющее береговых границ, — Саргассово. Его границы очерчивают только океанские течения.

9. Бермудский треугольник, с которым связано множество загадок и легенд исчезновения кораблей и судов, находится в Атлантическом океане.

10. По мнению некоторых ученых, Атлантический океан стремительно «стареет» и вскоре может исчезнуть с лица Земли. Группа исследователей из Австралии обнаружила на дне океана быстро формирующиеся зоны субдукции. Обычно именно они являются признаком «старения». Ученые не исключают того, что в их образовании повинно давно уже «умирающее» Средиземное море. Это кажется весьма удивительным - ведь, согласно общепринятой точки зрения, данный водоем является достаточно молодым.

Обычно новые океаны рождаются тогда, когда континенты разрываются на части, а из разломов изливается горячая магма, которая застывает и превращается в океаническую кору. Именно таким образом появился на свет Атлантический океан, когда в мезозойскую эру суперконтинент Пангея раскололся на южный материк Гондвану и северный - Лавразию. И наоборот, старые океаны умирают в тот период, когда континенты сталкиваются, и океаническая кора под их давлением погружается обратно в мантию. Таким образом исчез вышеупомянутый Тетис - Африка и Индия приблизилась к Евразии, совершенно не оставив место водному бассейну, прежде разделявшему эти континенты.

Бушующая морская стихия издавна привлекала мореплавателей, путешественников и просто искателей приключений. Без тени сомнения они отправлялись в опасный путь, преследуя самые разные цели. Одними двигало желание исследовать неведомые края, другие искали доказательства научной теории, третьи пытались обуздать мощь океана, чтобы заполучить немного славы.

Когда век первооткрывателей и романтиков начал близиться к своему концу, их место заняли спортсмены и экстремалы, мечтающие установить мировой рекорд или пытающиеся таким образом привлечь внимание общественности к глобальным проблемам.

Бросить вызов стихии в 1998 году решил попробовать и Бен Лекомт. Тогда 31-летний француз замахнулся на, казалось бы, невозможное - переплыть вплавь без вспомогательных средств Атлантический океан.

Спустя 73 дня Бен достиг намеченной цели, став первым человеком, пересекшим вплавь Атлантический океан.

В большое плавание Бен планирует отправиться в ближайшее время из Токио. Завершится заплыв в Сан-Франциско. На основе предыдущего опыта покоритель океанов уже составил распорядок своего дня: 8 часов в день он будет плыть и 16 часов отдыхать на дрейфующей рядом лодке.

Если бы не прошлое достижение, вероятно, многие сочли бы Бена психом. Но прошлый опыт вселяет надежду, что у этого парня все получится. Заплывом Бен планирует привлечь внимание мировой общественности к проблеме загрязнения океанов. Деньги, полученные от спонсоров и собранные с трансляций, он собирается направить в экологическую организацию.
.

МУЛУЛАБА /Австралия/, 31 мая. /Спец.корр. ИТАР-ТАСС Павел Ваничкин/. Российский путешественник Федор Конюхов достиг побережья . Таким образом, он сумел пересечь в одиночку на весельной лодке Тихий океан без заходов в порты и посторонней помощи. Следующим проектом российского путешественника станет перелет на воздушном шаре вокруг Земли...

От берегов Чили до Австралии

Конюхов стартовал 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили) в 09:15 утра по чилийскому времени, преодолел на лодке под названием "Тургояк" свыше 17 тыс. км и финишировал в городке Мулулаба (штат Квинсленд) в 13:13 по времени восточного побережья Австралии. "Тургояк" имеет длину 9 метров, ширину 1,8 метра, вес ее сделанного из углепластика корпуса составляет 250 кг, вес с полной загрузкой - 850 кг.

Как сообщило из Лондона Международное общество океанских гребцов, Конюхов осуществил путешествие за 160 дней. По данным общества, прежнее лучшее достижение пересечения Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составляла 273 дня.

Такой результат показал английский 52-летний гребец Джим Шекдар, стартовавший 29 июня 2000 года из перуанского порта Ило. Джим также шел на Австралию и финишировал 30 марта 2001 года на острове Норд Страдброук (North Stradbroke).

Изначально Конюхов планировал пересечь Тихий океан за 200 дней и ночей. Как сообщалось, чтобы пересечь океан, путешественник должен был сделать 4 млн гребков.

Перелет вокруг Земли

"Земля пока еще не очень твердая", - сказал ступивший на берег Конюхов корр. ИТАР-ТАСС. Его самые первые шаги действительно были слегка неуверенными, однако буквально через несколько мгновений он уже смог идти без посторонней помощи.

После триумфального финиша, отвечая на вопрос о планах на будущее, Конюхов сообщил, что задумал совершить беспосадочный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Стартовать он намерен в Австралии, лететь с запада на восток примерно вдоль 40-й широты и финишировать опять-таки в Австралии. Вместе с тем путешественник категорически отказался говорить, когда это может произойти. "Я уже более 40 лет путешествую, - напомнил Конюхов. - Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали".

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, о трудностях во время пути, Конюхов сказал: "Сначала было трудно, а потом еще труднее". "Главная трудность именно такого рода испытания состоит в его монотонности, - продолжил рассказ путешественник. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. - С другой стороны, я шел с божьей помощью - все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения.

С благополучным завершением

Направил Конюхову приветствие, которое зачитал посол РФ в Австралии Владимир Морозов, принимавший участие во встрече российского путешественника в городе Мулулаба. Встречать знаменитого российского путешественника на пляже города собрались около пятисот человек - его друзья, местные жители, приехавшие туристы, журналисты.

"Рад поздравить вас с благополучным завершением экспедиции "На весельной лодке через Тихий океан", - говорится в приветствии президента. - За этим уникальным походом внимательно следили ваши коллеги, ученые и эксперты, члены Русского географического общества, любители морского дела из многих стран. Благодаря мужеству и стойкости, неординарным человеческим и профессиональным качествам вы выдержали непростые испытания, покорили водную стихию".

"Сегодня можно с уверенностью сказать - первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно. А вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Желаю вам всего наилучшего и исполнения новых планов", - сообщается в приветствии президента.

63-летний священник Русской Православной Церкви Федор Конюхов является первым в мире человеком, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного (трижды), Южного, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). Конюхов стал первым россиянином, сумевшим выполнить программу "Семь вершин мира" - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Ему удалось пересечь теперь уже два океана на весельной лодке. В 2002 году он в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке "УРАЛАЗ", установив мировой рекорд - 3 тыс. морских миль за 46 суток.

Экстремальный эксперимент, поставленный французским врачом Аленом Бомбаром, доказал, что возможности человеческого организма действительно бесконечны. В одиночку этот легендарный человек переплыл Атлантический океан, поддерживая свои силы лишь тем, что пошлет ему океан. На протяжении всего путешествия Алан не ел и даже не пил обычной пресной воды, но в итоге сумел достичь заветного берега.

Ален Бомбар был дежурным врачом в госпитале Булони, когда туда привезли 43 моряка - жертв кораблекрушения у мола Карно. Никого из них спасти не удалось. Ален корил себя за то, что ничего не смог для них сделать. Он начал собирать информацию о кораблекрушениях. Выяснилось, что во всем мире в таких катастрофах ежегодно гибнет около 200 тысяч человек. Из них 50 тысяч успевают перебраться на спасательные шлюпки и плоты, но все равно через какое-то время умирают мучительной смертью. И 90% жертв погибает в течение первых трех дней после кораблекрушения. Бомбар писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».
И он решил пересечь Атлантический океан на крошечной надувной лодке. Без воды и еды – чтобы доказать, что человек в состоянии выжить после кораблекрушения.

Но перед этими полгода Ален провел в лабораториях Океанографического музея Монако. Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы.
Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Бомбар долго искал себе спутника, даже давал объявления в газетах. Но письма приходили от самоубийц («прошу взять меня с собой в плавание, ведь я уже трижды неудачно пытался покончить собой»), сумасшедших («я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь») или не слишком умных читателей («предлагаю испытать вашу теорию на моей семье, для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено»).
В конце концов отыскался безработный яхтсмен, панамец Джек Пальмер. Бомбар никак потом не упрекнул его, но после двух недель пробного плавания из Монако до острова Мальорка, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, Джек Пальмер передумал и просто не пришел к отплытию. И Ален Бомбар поплыл через Атлантику в одиночку.

Свою лодку он назвал «Еретик». Это была туго накачанная резиновая плоскодонка длиной 4 м 65 см и шириной 1 м 90 см с деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне. Двигался «Еретик» при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 м. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным. Ни удочек, ни сетей он с собой не взял принципиально, решил сделать из подручных средств, как и положено потерпевшему кораблекрушение. Он привязал к концу весла нож и загнул кончик, получился гарпун. Когда он загарпунил первую корифену-дораду, то добыл и первые рыболовные крючки, которые сделал из рыбьих костей.
В первые же ночи Бомбар попал в шторм. На резиновой лодке активно сопротивляться волнам невозможно, можно было только вычерпывать воду. Черпак взять с собой он не догадался, поэтому использовал шляпу, быстро обессилел, потерял сознание и очнулся в воде. Лодка полностью наполнилась водой, на поверхности остались лишь резиновые поплавки. Прежде чем лодка оказалась на плаву, он вычерпывал воду два часа: каждый раз новая вода сводила на нет всю его работу.
Едва шторм утих, лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но через полчаса налетевший шквал сорвал новый парус и унес вместе со всем крепежом. Пришлось Бомбару зашивать старый, да так и идти под ним весь путь.

Считается, что без воды человек может прожить не более 10 дней. Бомбар лишь на 23-й день плавания смог напиться пресной воды, попав в полосу проливного дождя. Как он выживал? Употреблял морскую воду. «Увы, больше пяти дней подряд морскую воду пить нельзя, - уточнял Ален. - Это я говорю как врач, иначе можно загубить почки. Надо делать перерыв как минимум в три дня. А потом этот цикл можно повторять».
В эти три дня Бомбар добывал воду из рыбы. Бомбар резал мясо на мелкие кусочки и отжимал жидкость с помощью рубахи. Получалась жижа из жира и сока, противная на вкус, но пресная. С крупной рыбой проще: на ее теле можно делать разрезы и сразу пить сок. Чтобы избежать цинги, мореплаватель ежедневно питался планктоном - он богат витамином С. «Достаточно было бросить за борт обычный носок на веревке, чтобы в течение дня добыть в общей сложности две столовые ложки планктона, - уверял Бомбар. - В отличие от сырой рыбы он недурен на вкус. Ощущение, что ешь лангустов или креветок».
Бомбар отказался от непромокаемой спецодежды. На нем были обычные брюки, рубашка, свитер и куртка. Француз считал, что он и так великолепно экипирован. Ведь когда корабль тонет, человек обычно не успевает подумать о своем гардеробе. Уже на второй день после отплытия, промокнув насквозь, Бомбар обнаружил, что даже влажная одежда сохраняет тепло тела. Так родилось еще одно правило: «Потерпевший кораблекрушение не должен снимать одежду, даже если она промокла».

Через шестьдесят пять дней плавания Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Он похудел на 25 кг, уровень эритроцитов и гемоглобина граничил со смертельным, у него было выявлено серьезное расстройство зрения, ногти на пальцах ног выпали, вся кожа покрылась сыпью и мелкими прыщами. Организм был обезвожен и предельно истощен, но он достиг берега. На его лодке остался неприкосновенный запас продуктов, сохранность которого была официально засвидетельствована по окончании эксперимента – он так и не притронулся к НЗ.
Он написал книгу "За бортом по своей воле".
Потом он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».

Географическое положение Атлантического океана

Атлантический океан самый молодой, хотя по разме­рам занимает второе место в мире. Он довольно соленый, несмотря на то, что по сравнению с другими океанами при­нимает больше всего речных вод. Атлантический океан очень теплый, хотя в отдельных его частях температура воды снижается до -1,8 °С. Только он имеет море без бере­гов, воды которого одни из самых прозрачных в Мировом океане. Именно в Атлантике движется самое теплое и одно из самых сильных морских течений планеты.

В географическом положении Атлан­тического океана много общего с Тихим. Он также имеет огромные размеры, его площадь - 91,7 млн км 2 . Как и Тихий, Атлантический океан вытянут в меридиональном направлении. Его центральная часть расположена в экваториальном поясе, а крайняя северная и южная находятся в противоположных полушариях - в холодных полярных широтах (рис. 30).

По сравнению с Тихим на Атлантический океан больше влияет суша, поскольку он примерно в два раза уже, чем Тихий. Влияние материков особенно ощущается в морях и заливах Атлантики , распо­ложенных в основном в Северном полушарии. Некоторые моря, как напримерСредиземное , заходят на тысячи километров в глубь суши.

Атлантический океан омывает берега около 70 стран четырех конти­нентов - Евразии , Африки , Северной и Южной Америки . Неслучайно в Атлантике проходят морские пути, по которым перевозят больше грузов, чем по любому другому океану. Для улучшения морского сооб­щения с Тихим океаном был сооружен Панамский канал . Суэцкий канал соединяет Атлантический океан с Индийским

История открытия и освоения Атлантического океана

На побережье Атлантического океа­на издавна находились многочисленные государства Европы. И евро­пейцы на протяжении многих веков плавали водами Средиземного моря. Однако на просторы собственно Атлантического океана первыми вышли (через Гибралтарский пролив) финикийцы , умелые и отваж­ные мореплаватели. Именно они проложили морской путь на север к Британским островам. Известны были им также и южные широты этого океана. На запад финикийцы плавали в Атлантическом океане до Азорских островов.

Важные научные исследования поверхностных вод были проведены во второй половине XVIII в., когда американский ученый Б. Франк­лин составил первую карту самого сильного теплого течения Атланти­ки - Гольфстрима .

Вопреки давнему знакомству мореплавателей с Атлантическим океаном, первые точные сведения о его глубинах появились лишь в начале XIX в. Их получили известные английские полярные исследо­ватели Джон Росс и его племянник Джеймс Росс. Однако наиболее значительных успехов достигла первая океанографическая экспе­диция на английском судне«Челленджер» в 1870-х годах. Ей удалось открыть Северо-Атлантический и Южно-Атлантический хребты , самый глубоководный желоб Атлантики - Пуэрто-Рико и др. Материал с сайтаhttp://worldofschool.ru