КАК БЫЛА КРЕЩЕНА РУСЬ

Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославича, по инициативе которого Русь в 988 году приняла христианство в качестве государственной религии.

Начало распространения христианства на Руси церковная традиция связывает с именем апостола Андрея Первозванного - одного из учеников Христа, согласно церковному приданию, предпринявшего “хождение на Русь” ещё в первом веке до нашей эры. Достоверные сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX веку. В “Окружном послании” патриарха Константинопольского Фотия 867 году говорится о крещении “русов”, незадолго до этого предпринявших поход на Византию.

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана история его женитьбы на византийской принцессе Анне. Летопись сообщает о том, что в 988 году Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам Константину и Василию, Оказавшись в безвыходном положении, византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку по христианским законам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого принявший решение креститься, потребовал, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Корсуне.

На крещение киевляне начали собираться на Днепр еще на заре. Накануне было объявлено, что на утро назначено крещение. Явиться должны были все – богатые, нищие, рабы. Священники, дьяконы готовились с вечера. Они должны были поститься, чтобы на утро отслужить литургию, а потом с крестным ходом идти на Днепр. Никто, тогда еще не прихожане - не знали, как и что делать. Кто залез в воду по шею, кто по грудь… А когда разреши выйти из воды, то как было отличить крещеного и некрещеного? По ритуалу должны были надеть кресты. Окрестили Киев, Новгород, а затем крещение стало распространяться по Руси.

Вернувшись из Херсона в Киев, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены на куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду.

Итак, история православия берет начало на Руси с Х века. Что же дало Русскому государству принятие христианства? Значение этого события трудно переоценить, с приходом христианства стало очень быстро развиваться огородничество, так как многодневные посты заставляли верующих все больше потреблять овощей. Огромными темпами стало развиваться ремесло, приемы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей.

Но самый главный вклад, это отмена жертвоприношений, в качестве которых нередко выступали люди, а также с приходом христианства на Руси появилось славянская письменность доступная для всего населения.

Но принятие христианства несло с собой не только пользу, но и непредвиденные последствия. Так, например, при крещении Новгорода население встретило посланников Владимира с оружием в руках, заявляя: ”Лучше нам помрети, неже боги наши дати на поругание”. Только после того как киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костер, Новгородцы запросили мира. Восстания происходили не только в Новгороде, но и в других крупных городах.

Со времени св. князя Владимира русская Церковь в течение более 600 лет расширялась и процветала, пребывая в единстве и мире.

Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве. Во главе церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в Константинополь для принятия поставления от греческого патриарха. Киевский митрополит ставил епископов на важнейшие русские города.

Как говорит нам «Повесть временных лет» первым принял крещение Владимир, а было это так. В 988г. Пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий и затворились корсуняне в городе. Но корсуняне крепко сражались с Владимиром. Владимир всё же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал им Владимир: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир приказал войску своёму присыпать насыпь к городским стенам, но те выкрадывали подсыпанную землю,и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали ещё больше, и Владимир стоял.

И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу,так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока».

Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудится это,- крещусь!» И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошёл в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Если крестишься, то получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Отсюда мы можем сделать вывод, что Владимиру пришлась по нраву вера та, поэтому он и согласился креститься. Цари тоже были этому рады, и упросили сестру свою выйти за Владимира замуж. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдёшь, то сделают и нам то же». И принудили её. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и там её встретили с поклоном, ввели в город, и посадили в палате. По божественному умыслу разболелся Владимир глазами и не видел ничего, и переживал из-за этого сильно. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни поскорей, то крестись».

На что Владимир велел крестить себя поскорей. Епископ же корсунский с царицыными попами,огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. И Владимир за это прославил Бога говоря: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился он в Киеве, иные же говорят- в Васильеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так: «Пусть никакие еретики не прельстят тебя, но веруй, говоря так: «Верую во единого Бога отца вседержителя, Творца неба и земли».

Год крещения Владимира, оказывается надёжно обоснованным. А так же день, избранныйдля свершения самого обряда крещения, похоже, был праздник богоявления, день, наиболее подходящий для крещения властелина.

Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным- выбором веры, одухотворившей жизнь народа.

В самом деле, распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, «общенациональной» политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась в в религиозной форме. Сами обстоятельства «выбора веры» Владимиром широко известны и изложены в «Повести временных лет».

В соответствии с версией Нестора, князь, желая понять разные исповидания, отправил своих посланцев в соседние земли и затем принял представителей всех тогдашних учений. Насколько реальны эти подробности, нам не столь важно, ибо куда большее значение имеет приведённая Владимиром мотивировка своего решения креститься по гречес кому обряду.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника- Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.

И так, Владимир крестился сам, крестил своих бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских людей.

Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте»- так увидел летописец то «крещение Руси», тысячелетие которого торжественно отмечает Русская православная церковь. Киевляне начали собираться на Днепр ещё на заре.

Накануне глашатаи объехали город: объявили- на утро назначено крещение.

Явиться должны были все- княжеские слуги громко и внятно передавали слова князя Владимира: «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- да будет мне враг!»

Владимир вроде бы не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую рискнул бы принять княжий вызов… отсюда мы видим, что даже в то время, слово правителя было Закон. Так что летописец записал точно: «И сошлось там людей без числа». Итак, массовое действо, государственный акт, первый церковно-государственный акт в Древней Руси. Священники, дьяконы, дружина князя готовились с вечера. Одни должны были поститься, чтобы поутру отслужить литургию, пока ещё без особого стечения христиан, потом торжественно, крёстным ходом с хоругвями и образами идти на Днепр. Другие отвечали за сбор народа. Княжеское войско, скорее всего отроки, постарались согнать киевлян и раньше назначенного. Пусть лучше постоят, подождут- час не ровен, вдруг князю покажется, что приказ его исполнялся без усердия? То есть князя боялись и одновременно уважали.

Согнали на Подол, под гору. На горке, её потом назовут Владимирской, не пройдёт и девяти веков, встанет на высоком постаменте бронзовый Владимир с большим крестом. Но это потом, потом, а сейчас- толпы на низком берегу под кручей, цепочка охранения- мера необходимая; не то чтобы разбегутся, но так для порядка больше. Прибывают всё новые и новые язычники, согнали сколько могли. По реке тянет ладаном: идёт служба, смуглые чужеземные попы в сияющих на солнце- ох и дорогих- ризах с пением погружают в воду крест… Никто в толпе не понимает ни что с ним будут делать, ни что делать ему самому. Знают только, что загонят в воду. Наконец наверху показалась группа всадников: «Владимир, Владимир!..» Он, наверное, в парадном плаще, по-воински опаясан, при бедре- меч. Не то чтобы нужен был меч на крещении, наряд князя подчёркивает торжественность события. С коня не слез- сверху виднее. Может быть, даже не столько ему виднее, сколько виднее его самого- это важно.

За князем, вплотную, небольшой отряд. Тоже на всякий случай. На этот день отбирали, вероятно, особо: только христиан. И, желательно из варягов: не свои, в случае чего- проще будет.

Дружина особого любопытства не проявляет- эти всякого навидались и только опытным глазом иногда окидывают толпу: может, надо кого конём потеснить, плетью огладить. Но пока порядок. Рядом с князем- могучий Добрыня, умница, военачальник, друг и к тому же родня- брат матери, дядя. На Добрыню во всём можно положиться как на каменную стену. Впрочем, каменной стены ещё нет.

Стену вокруг города сложат позднее, а пока, пока следует признать- ландшафт вовсе не отвечает ни торжественности момента, ни парадности дружины и духовенства на реке. Подол - ещё не город. Бревенчатая крепость, рубленые терема, среди них даже один каменный, княжий; жилые дома, караульни, мастерские, конюшни, амбары-склады, казармы, рынки- всё это наверху, на горе. С Подола виднеется даже верх старой Ильинской церкви- в Киеве издавна немало христиан. Здесь же, на низком берегу Днепра, несколько хибарок вразброс, щепьё валяется, лыко. Наверное, что-то тесали, короба плели под всякий торг купеческий. Дёгтем тянет, где-то ладью смолят, и ладаном - раздули кадила попы греческие. Словом, пора начинать.

Наверное, ходом церемонии распоряжался Добрыня. Дело ответственное, да и нужно ему войти в курс: по весне следующего года Добрыня княжьим посадником отправится крестить Новгород, свою вторую родину… Князь кивнул, и Добрыня поскакал вниз, к попам, распорядился.

По «повести временных лет» всё о чём в ней говорилось, происходило в Киеве впервые. Никто не представлял себе, что и как нужно делать.

Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно окрестить, загнать в реку разом? В какой это момент язычник станет христианином? Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и не понятно…Несомненно- сумятица. Летописец о ней не пишет, но из-за строк текста проглядывает растеренность собравшихся. Кто залез по грудь, кто- по шею, младенцев держат на руках- не держать же их в воде, кто-то и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Неясно. Крестят по греческому обряду в три погружения…

И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда!

Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах».

Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. «Разошлись по домам». Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и не уклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу».

И сказав это, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. А идолов повелел опрокинуть- одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами.

Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, тогда толькооставьте его». Они же исполнили, что им было приказано.

И когда пустили Перуна и прошёл он пороги, выбросило его на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовётся она и до сих пор. Главное же - язычество рушилось в силу менявшихся порядков, рушилось в силу несоответствия своего резко.

Жизнь ставила вопросы, на которые не могли дать ответ ни крылатый пёс Симаргл, ни Мокошь, ни Хорс, ни Сварог и Сварожичи, ни сам могучий Перун… Стоило ли их оплакивыать? Нет наверное, но тем немение уходящую Русь оплакивали.

В рассказе летописи многое примечательно.

Вероятно, именно этот идол пользовался какими-то особыми знаками религиозного внимания, был чтим. Об этом, конечно, можно судить только условно, но почему-то именно над ним одним была проведена такая разоблачительная церемония. Прочих же, как мы знаем, просто изрубили и пожгли. И, наконец видно, что новые христиане Киева полны прежних суеверий: Перуна просто не решились уничтожить, отдали его, так сказать, на волю тех же богов… Обычай древний. Он сохранился и в православии. Старую, негодную, стёршуюся или обгорелую икону не жгли. Считалось, что её можно отнести на рекуи, помолясь, пустить по воде. Жив обычай и в наши дни. Что за странная политика Владимира: создаёт в столице языческий пантеон и всего через несколько лет, то есть буквально назавтра, уничтожает

идолов и крестит Русь? И по другим городам стал ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Казалось бы, и всё. Окрестили Киев, Новгород, далее - это обще известно - христианство распространяли сперва в городах, затем и по всей Руси, растянулось это на десятилетия. Может быть, только к середине ХII века была окрещена основная масса её населения.

Значимость крещения Руси для истории славянских народов нельзя переоценить. Именно оно стало основой культурного развития русского, украинского и белорусского народов.

Крещение Руси как выдающееся событие для всех славянских народов

Крещение Руси - это выдающееся событие в мировой истории. Оно оказало влияние не только на Русь, но и на окружающие ее государства, и изменило ход многих культурных процессов.

Зарождение христианства на восточнославянских землях

Согласно многочисленным историческим источникам, распространение христианства на Руси началось задолго до ее крещения. Крещение Руси, дата которого всеми признается как 988 год, на самом деле началось еще в самом начале нашей эры. Это предсказал апостол Андрей Первозванный, который в первом веке нашей эры путешествовал по русским землям. «Повести временных лет» сообщают об этом так: Андрей со своими учениками плыл в лодке по Днепру и увидел горы и холмы. И он сказал своим ученикам, что на этом месте будет стоять город, осененный Благодатью Божией. И на этих горах он установил крест.

Личность князя Владимира - крестителя Руси

Великий Владимир, князь, крестивший Русь в 988 году, был неординарной личностью. Его бабушка, княгиня Ольга, была окрещена и пыталась уговорить своего сына Святослава принять крещение, но неудачно. Святослав и его дружина так и остались язычниками. А вот внук Ольги Владимир пошел по другому пути. Во многом это было обусловлено тем, что Ольга занималась его воспитанием и сумела внушить ему христианские понятия.

Еще в юности князь, крестивший Русь, не очень придерживался христианских моральных норм. У него было несколько жен, и у всех этих жен были дети. Христианские заповеди о непротивлении злу и запрет убивать своих ближних тоже были в диковинку для языческого властелина, который привык ходить в походы и беспощадно мстить врагам за любые обиды. Он принимал участие в междоусобных распрях на Руси, и именно благодаря этому сел на киевский престол.

Личность того, кто крестил Русь, находилась под влиянием разных культурных традиций. Но после своего тридцатилетия он все же решил принято христианство. Его собственное крещение произошло или в городе Херсонесе (недалеко от нынешнего Севастополя), либо в его резиденции в городе Василев. Сейчас на месте этого поселения находится город Васильков в Киевской области.

Учитывая, что князь Владимир обладал в народе большим авторитетом, народ охотно пошел за князем и сменил веру. Легкость распространения у нас христианства облегчалась еще и тем, что все службы проводились на славянском языке.

Религиозные обычаи славян до крещения Руси

Крещение Руси нельзя считать совершенно новой формой духовной жизни. До него на Руси существовала стройная система языческих верований. И тот, кто крестил Русь, понимал, что совершенно новую и необычную религию привить здесь не удастся. Ведь еще до появления христианства на Руси существовал культ бога Рода, который был небесным богом, правил тучами, вдыхал жизнь во все живое. По сути дела, крещение Руси только подтолкнуло переход славянских народов от политеизма, то есть многобожия, к монотеизму, то есть единобожию.

Выбор религии для славян

Тот, кто крестил Русь, понимал, что стране нужна сильная религия, которая объединит народ, и не будет при этом противна ему. Но какую религию выбрать? О выборе веры князем Владимиром подробно рассказывается в «Повести временных лет».

Понимая, что нужно уходить от язычества и приходить к одной из монотеистических религий, князь Владимир долго размышлял, какую из религий ему лучше взять. Сначала он расспросил волжских болгар, которые к тому времени исповедовали ислам, об их вере. Болгары рассказали ему о том, что их вера запрещает употребление спиртных напитков. Владимир подумал и сказал, что веселье на Руси состоит в питье вина, а поэтому такая религия ему не подходит. Дело в том, что все важные дела обсуждались русской знатью по время пиров у князя, и отказ от распития спиртных напитков выглядел на этом фоне странно.

После болгар к Владимиру пришли немцы. Они были посланы Папой Римским и предлагали Владимиру католичество. Но Владимир знал, что Германская империя всеми силами пытается завоевать славянские земли, поэтому отверг их предложения.

Приходили к Владимиру и иудеи, рассказывали о праведности своей древней веры. Это были хазары. Но Хазарии к тому времени как государства не существовало, и Владимир не хотел принимать религию народа, который не имел своего государства и своей территории.

Самым последним к Владимиру пришел грек, учитель философии. Он рассказал Владимиру об основах православного вероучения и почти убедил его в своей правоте. Князь решил еще спросить совета у своих бояр.

Бояре захотели узнать больше о богослужении в этих верах, и греческое православное богослужение пришлось им по душе больше всего. Русские после рассказали Владимиру, что им очень понравилось в храме в Царьграде. Поэтому и стал поворотным для российской истории 988 год, крещение Руси произошло именно в этом году.

Причины крещения Руси

Существуют разные мнения по поводу причин крещения Руси. Историк Н. М. Карамзин считал, что князь, крестивший Русь, стремился к ее просвещению. Он рассылал по городам и весям Руси священников, которые проповедовали Слово Божие, и люди постепенно изучали христианскую религию. Князь Владимир приказал отобрать у семей знатных людей в Киеве детей и отправить их изучать грамоту, и матери этих детей плакали по ним и голосили. Такой поступок Владимира был продиктован необходимостью развития государства. Для того чтобы правильно вести учет в сельском хозяйстве и в торговле, нужны были люди, умеющие читать и писать.

Историк С. Ф. Платонов считает, что главными причинами крещения Руси были экономические. Тот, кто крестил Русь, хотел, чтобы усилилась роль государства, чтобы государственные традиции возобладали над общинными традициями. К тому же языческая Русь рисковала остаться в изоляции посреди христианских народов, которые не хотели общаться и вести торговлю с язычниками.

Значение крещения Руси

Крещение Руси оказало на страну огромное влияние. Начала развиваться материальная культура. После крещения на Руси развилась иконопись, мозаика, дома стали строиться из кирпича - более долговечного материала, чем дерево. Тот, кто крестил Киевскую Русь, рассчитывал, что христианство изменит суровые языческие нравы. И оказался прав. При христианстве запретили работорговлю и принесение людей в жертву.

Принятие христианства сделало Русь равной другим европейским государствам. Европейцы больше не смотрели на русских как на варваров, а стали вести с ними диалог. Но Русь все равно ощущала себя изолированной, оттого, что христианство в ней было православным и пришло из Византии, а в Западной Европе в это время господствовал католицизм. И тот, кто крестил Киевскую Русь, не знал того, что греческая Византия скоро падет, и поэтому Русь останется единственным православным государством.

Сама Русь получила от христианства еще и письменность. Стали открываться школы, появились рукописные книги, увеличилось количество грамотных людей.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Последствия крещения Руси

После крещения Руси не все были согласны с утверждением власти киевского князя. Отдельные регионы были против, в частности, Новгород. Во главе несогласных стояли волхвы.

Крещение Руси, дата которого приходится на 988 год, дало начало обширному культурному развитию. Были построены множество монастырей, в частности, Киево-Печерский монастырь. В начале 12 века он стал Киево-Печерской Лаврой. В 1037 году начинается строительство Софиевского собора в Киеве. Он строится при поддержке князя.

Мифы о Крещении Руси

Крещение Руси, как любое значительное историческое событие, окружено вымыслами и фальсификациями. Самый известный миф утверждает, что христианство на Руси уничтожило высокоразвитую языческую культуру. Но почему тогда от этой высокой культуры не осталось никаких следов?

Второй известный миф утверждает, что христианство на Руси прививалось насильно, так сказать, огнем и мечом. Но при этом ни в каких исторических источниках нет сведений о том, чтобы происходили массовые убийства русских язычников. Князь Владимир не заставлял креститься непокорные города, такие, например, как Ростов или Муром. При этом большинство горожан воспринимали спокойно крещение Руси, имя князя Владимира - инициатора крещения - воспринималось ими с уважением.

Третий миф говорит о том, что даже после крещения Руси по стране господствовало язычество. Это утверждение в чем-то верно. Языческие волхвы и после крещения управляли народными массами, особенно в селах. На протяжении ста лет после крещения многие еще поклонялись идолам и занимались жертвоприношениями. Окончательное утверждение христианства произошло в 13 и 14 веках, когда русское общество столкнулось с необходимостью объединения перед лицом наступления Золотой Орды.

Без розовых очков псевдоистории. Завтра в Киеве начнет ежегодные ритуальные пояски Московский патриархат. Годовщина крещения Руси - важный праздник в системе псевдорелигиозных и псевдоисторических воззрений, которые положены в основу кремлевской идеологии. Очень важный праздник. Потому что отбери у них Киевскую Русь и Крещение, и останется нынешняя Россия без "сакральных" корней, а кремлевские мудрецы будут вынуждены отсчитывать историю своего государства в лучшем случае от двенадцатого столетия, когда сепаратист Андрей Боголюбский самопровозгласил "Владимирскую Народную Республику", которая вскоре стала улусом монгольских ханов... Не случайно Путин в одном из своих спичей, обосновывающих аннексию Крыма, припомнил "сакральный Херсонес" ...

Конечно по-хорошему "крещением Московского царства" следует считать аж середину века пятнадцатого, когда каган Иван Третий через брак с титульной Византийской принцессой Софией Палеолог присвоил себе герб с двуглавым орлом, до того принадлежавший этому роду, а вместе с ним и павшей империи. Но это уже другая история. И чего еще ждать от страны, где даже первый полет человека в космос был превращен в языческий культ? Нас в данном случае интересует не идеология, а исключительно факт.

Принятие киевскими князьями православного (византийского) христианства в качестве официальной религии правящего рода Рюриковичей, его вассалов и подданных(о "государстве" в десятом веке говорить просто смешно) имело цивилизационное значение, и это невозможно оспорить.

Однако по словам крупнейшего византиниста Федора Успенского " на событиях 988-989 года все еще лежит печать тайны, которые едва ли в состоянии раскрыть историк при современных научных средствах..."

Действительно, слепо верить в версию Нестора, с откровенно фентезийными сценами вроде пресловутого "выбора веры" может лишь человек с религиозным сознанием.

Наиболее незаангажированным на сегодняшний день исследованием этого интереснейшего периода является труд польского историка Анджея Поппэ, опираясь на который мы и попробуем дать читателю сухую выжимку фактов.

1. Объективные причины

Ко времени прихода к власти князя Владимира Рюриковичи, как и многие другие европейские правители, стали тяготиться своим языческим статусом. Причин было несколько. Внутриполитическая - с ростом контролируемых территорий управлять разрозенными лесными племенами, которые молились своим богам и плевать хотели на "божественные" права Великого князя, становилось все сложнее, требовалась единая идеология. Внешнеполитическая - монарх-язычник не мог на равных вести дипломатическое общение с Византией, Римом и Европой, через браки входить в "семью" европейских правителей и ощущал себя аристократом второго сорта, что крайне скверно сказывалась на внешней торговле.

2. Предварительные попытки.

Некоторое время Владимир честно пытался выработать единую идеологию в рамках язычества. Он обустроил капище в Киеве. Не с "пантеоном языческих богов", как писали советские историки, а с богами, которым поклонялись несколько разных племенных союзов славян. Проект оказался провальным, так как у киевлян были собственные боги, а у вятичей-свои, при этом и те и другие чужих просто в упор не видели. К тому же в родоплеменных сообществах приоритет отдавался не общеплеменным, а своим, семейным богам...

Нужно было что-то решать и Владимир дожидался своего часа.
3. Купоны с гражданской войны.

Незадолго до Крещения Руси Византийская империя в очередной раз переживала не лучшие времена. Полководец Варда Фока открыто выступил против вазилевса Василия и объявил себя императором. Армия у Василия была слабее, чем у Фоки и он начал искать союзников среди иноземцев.

Таким образом был заключен договор с Владимиром, благодаря которому он получил в обмен на военную помощь руку родной сестры императора. Владимир отправил в Константинополь экспедиционный корпус, который решил судьбу империи - в битве при Хрисополисе мятежник Фока был разгромлен наголову именно благодаря русичам-варягам и высокие договаривающиеся стороны начали готовиться к торжественной церемонии бракосочетания.

4. Как там наш "сакральный"?

Чрезвычайно интересна здесь судьба собственно Херсонеса - ведь этот крымский полис Владимир осадил вскоре после того как его войска ушли из Византии. Советские историки всегда пытались объяснить это "мощью" Владимира, который якобы, чтобы заставить Василия выполнять свои обещания, развязал с ним войну.

На самом деле это не так. Херсонес, город со старыми сепаратистским традициями, во время гражданской войны принял сторону узурпатора, и потому был просто отдан императором Владимиру в качестве "ценного подарка" с двойной целью - преподать крепкий урок сепарам чужими руками и одновременно дать чужеземным войскам всласть пограбить богатых греков вдали от своей метрополии...

5. Крещение и его последствия.

После участия в гражданской войне международный рейтинг Владимира резко вырос. Ведь в замужестве с византийской принцессой Анной было отказано даже вновь избранному французскому королю, бывшему парижскому герцогу Гуго Капету. Так что Крещение стало вполне логичным последующим шагом великого князя.

Приняв христианство в завоеванном и разграбленном Херсонесе (сакральности тут было не больше, чем в разграблении Рима вандалами) Владимир, получив константинопольского епископа, отправился в Киев.

Масштабы принудительного крещения горожан и, собственно, степень принуждения к обряду - вопрос спорный. Вероятно это все-таки была в большей степени "картинка для послов", чем тотальное насильственное обращение. Здесь следует также учесть, что Подол (именно он был Киевом в то время на самом деле) управлялся собственным Вече и номинально князю не подчинялся, а случаи когда князья рискнули оружно пытались принудить к каким-то действиям киевлян не были зафиксированы ни до ни после, до самого разграбления города тем самым сепаром-Боголюбским...

Так или иначе, но сформировавшаяся к тому времени на Руси феодальная аристократия (князья и бояре(бароны) и служивая знать (дружинники) охристианившись, влились в тогдашний Европейский Союз, причем не через Рим, а через Константинополь.

Сам же процесс христианизации собственно славянских племен продолжался еще сотни три лет.

6. Выводы

"Парадная история" Нестора слабо связана с реальностью.

Христианизация Руси была важным и прогрессивным шагом.

Византийское православие было реальным выбором, так как с католическим Римом у Рюриковичей не было тогда ни крепких связей, ни взаимных жизненных интересов.

Христианство принимало не "государство"(которого к тому времени просто не существовало), а правящий дом и его вассалы.
И главное - возникшее намного позднее Московское царство и его отколовшийся самопровозглашенный Патриархат никакого отношения к Крещению Руси не имеют, и не могут его рассматривать как собственную традицию...

Блог Александра Суркова на Фейсбук

Многих сегодня волнует вопрос: какие реальные последствия имело принятие христианства Русью: что же получила Русь, приняв христианство и отвергнув язычество?

Одни историки придерживаются мнения, что христианство не привнесло ничего положительного, что с князя Владимира, принявшего христианство, началась ориентация России на Запад, и в этом коренная причина многих противоречий в истории отечества. Более того, по мнению некоторых историков, такая система была преждевременной (если рассматривать христианство не только как религию, но и как систему ценностей) для Древней Руси, так как язычество, не завершившее эволюционный виток своего развития, содержало в себе мощный духовный резерв, ждавший своего рас­крытия.

Другая точка зрения сводится к тому, что принятие Древней Русью православной религии, византийского варианта христианства помешало сближению Руси и Европы, отгородило ее от динамично развивающегося западно-европейского мира. Как заметил Пушкин в письме к Чаадаеву, православие, оставив нас христианами, отделило от остального европейско-христианского мира. В то время как другие славянские страны - Чехия и Польша приняли католичество и тем самым вошли в круг европейской цивилизации.

Третья: безусловную заслугу православия видят в том, что Русь, вышедшая из язычества, не стала мусульманской (хотя за сто лет до крещения Руси на восточной границе страны, со времен Волжской Булгарии утвердился ислам). Это тем более важно отметить, так как к этому времени христианская Европа с запада (Испания, захваченная арабами) и юга (север Африки) оказалась окруженной мусульманскими народами. От выбора Киевом религии зависело очень многое, может быть и будущность остальной Европы. Принятие Русью православия облегчило положение самых отдаленных от вес христианских народов, зримо отодвинуло от них воспринимавшееся, как угроза, распространение мусульманства.

Принятие христианства как официальной, государственной религии у большинства народов Центральной, Посточной и Юго-Восточной Европы приходится на IX - первую половину XI в. Христианство принесло славянам новую веру, которая к тому времени охватила уже полмира.

Поскольку христианизация славян шла двумя путями- из Западной Европы и из Византии, то это еще до разделения христианской церкви на католическую и православную определило разную культурную ориентацию христианизируемых славянских земель. Византийское культурное влияние определило формы культуры в Киевской Руси, у болгар, сербов. Западные миссионеры принесли элементы церковной западноевропейской культуры, условно называемой латинской или римской, полякам, хорватам и др,

Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения. Существует болгарская версия распространения христианства на Руси, нашедшая как своих сторонников, так и противников. Существуют серьезные аргументы (среди них - отсутствие упоминаний о крещении Руси в византийских источниках) в пользу того, что первоначальное распространение вероучения, присылка книг - заслуга болгарских священников. На основании косвенных данных можно предположить, что создатель славянской письменности, святой Кирилл, в середине IX века побывал на земле одного из восточно-славянских племен и сумел обратить в христианство около двух сотен семейств. Необходимо подчеркнуть, что славянская письменность была создана в середине IX в. именно для нужд христианизации.

Именно она облегчила возможность быстрого освоения христианского наследия.

Считается доказанным, что бабушка князя Владимира княгиня Ольга в середине X в. была крещена западными миссионерами и даже просила императора Отона I прислать к ней священнослужителей.

Знакомству всего восточнославянского общества с новой религией способствовало и крещение немногих вои­нов, участвовавших в набегах на византийские владения и в торговле с христианами-греками. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70-х гг. IX в.

Случайно ли князь Владимир выбрал православие? Религиозная реформа в какой-то мере была подготов­лена предшествовавшим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Но утверждение, будто Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства, не совсем верно. Владимир был ревностным язычником, и без глубокого внутреннего перелома не смог бы действовать столь последовательно и решительно. Можно предположить, что большое впечатление на князя произвело то (как рассказывает летопись), что в 983 г. в Киеве разъяренная толпа язычников убила одного варяга-христианина и его сына, которого он отказался отдать в жертву языческим богам. Примерно таких же воззрений придерживался М. Карамзин, который свел христианизацию Руси к личной прихоти князя Владимира. На решение и принятие новой веры повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианами государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером.

Политические соображения заключались в том, что язычество не могло создать духовной основы для объединения древнерусского общества и особенно - для создания прочного государства. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру, создав государственный пантеон в виде объединенного культа племенных богов. Жрецы, придумавшие новый пантеон, пытались уменьшить внешнее различие между язычеством и христианством. Но укрепить язычество таким образом не удалось. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец - Сварога, купец - Белеса. В таком прежнем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. Племенные божества не имели никакого отношения к власти князя. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от языче­ства и поворот к принципиально новой религии - единобожию (монотеизму).

Как же происходило крещение на Руси? Обратимся к источнику.

По рассказу летописи многие религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: мусульманскую - от волжских булгар, иудейскую - от хазар, католическую - от немцев, православную- от византийцев. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. Вот как они рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском кафедральном храме св. Софии: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой… Мы знаем только, что пребывает там бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть той красоты, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве…». Послов потрясла именно греческая литургия. Эстетическое впечатление от красоты богослужения стало решающим.

В результате выбора ислам, иудаизм и католичество были отвергнуты, а православный вариант христианства принят как государственная религия. Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода послов, летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы. На деле выбор имел несколько ступеней. Это был выбор между язычеством и монотеистическими религиями: иудаизмом, исламом, восточным (православие) и западным (католичество) вариантами христианства (раскол церквей произошел не в X в., а полувеком позже, в 1054 г.). Выбор, сделанный в конце концов Владимиром в пользу православия, не должен закрывать нам глаза на то, что имелись и другие пути развития, которые отчасти «реализовались впоследствии в форме духовных влияний Востока. Вскоре Владимир крестился сам и крестил киевлян (в 988 или 989). И, несмотря на некоторую смуту в умах, простолюдины пошли за князем и его дружиной, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Было ли это насильственным актом или русский народ принял христианство добровольно - этот спор среди историков не принципиален, так как в XI-XIII вв. существовал синтез старого и нового культов. Киевляне восприняли новую религию без явного сопротивления. Болезненный процесс смены религии облегчало то, что христианство частично имело атрибуты, присущие язычеству (бесы, черти, ангелы). Довольно спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами. Куда большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались, для их покорения потребовалась военная сила. Сходные конфликты возникали и в других городах, где сложились существенные элементы религиозной языческой организации.

И по принятии христианства старые языческие вероплпия не сразу были забыты - на сотни лет в стране сохранилась ситуация «двоеверия», а когда христианские верования сосуществовали с языческими, обряды посвящались одновременно и христианским святым, и языческим богам, праздники воплощали и веру в Хри­пл, и веру в местных богов. Двоеверие в древней Руси (пило не просто особенностью религиозного сознания отдельных людей, это была система взглядов, серьезно ил мявшая на церковную практику. О силе этой традиции говорит то, что до сих пор в России сохранились языческие праздники (Масленница, Ивана Купалы), языче-г к не суеверия (вера в домового, лешего, русалок, кики­мор), ритуалы (украшение церкви на Троицу березоными ветками). Русь в этом отношении отнюдь не была уникальна. Вполне аналогичные явления происходили и и католической средневековой Европе.

Восприятие Русью христианства не было процессом быстрым и легким. Пришедшее из Византии русское православие далеко не сразу освоило премудрости византийской религиозной мысли. Один из ярчайших представителей славянофильства А. С. Хомяков давно обратил внимание на то обстоятельство, что Древняя Русь восприняла только внешнюю форму, образ, а не дух и сущность христианства. Действительно, богословские искания занимали скромное место даже в жизни древне­русских монастырей.

Что же получила Русь, приняв христианство и отвергнув язычество?

Во-первых, принятие новой религии связало русское государство не только с Византией, но и практически со всей христианской Европой, ведь в большинстве наиболее по тому времени развитых стран исповедовалось христианство. Это выразилось и в династических браках, и в расширении торговых контактов, и в установлении союзных и мирных отношений Руси с отдельными державами.

Во-вторых, новая религия способствовала созданию стабильных форм общества и государства. Население оказалось объединенным с помощью новой единой духовной основы, в отличие от язычества, которое разъединяло Русь на части, поскольку почти каждая славянская община исповедовала культ одного из языческих богов. Божественное происхождение княжеской власти, по учению христианской церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, тем самым внушалось послушание и подчинение. (Хотя христианство не знает культа повиновения, присущего исламу.) Христианство включало в себя и общечеловеческие ценности, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе (не убий, не укради, люби ближнего и др.).

Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став православным, он ощутил себя русским. По мере усвоения новой религии сливались в единую древнерусскую народность как славянские, так и неславянские племена. Вырабатывался единый древнерусский язык, вобравший в себя слова и неславянского происхождения.

В-третьих, с принятием христианства происходила нелегкая смена духовных и нравственных приоритетов (при язычестве не запрещалось многоженство, иметь наложниц в разных городах, для христианства же семья - это союз мужа и жены, а дети признавались только в браке). Новая религия вела к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов.

В-четвертых, выбор византийского православия древней Русью в качестве государственной религии опреде­лил особенности развития российской цивилизации. Постепенно в стране складывались те же политические, номюмические, культурные установления, что и в Византии: авторитарная, государственная власть, господствующая над церковью и обществом, преобладание «ду-шсиодительской» функции культуры и религии над рациональным объяснением мира, но одновременно - яростное стремление к воплощению идеала.

В-пятых, христианство значительно повлияло на развитие отечественной культуры. До недавнего времени | южный, противоречивый процесс взаимодействия и обогащения языческой и христианской культур, иоегочнославянских народных и византийских церковных художественных традиций, по существу не получил сколько-нибудь удовлетворительного осмысления. При ном важно избежать односторонности в подходе к проблем е и не говорить только о влиянии церкви на «мирскос» искусство. Церковь способствовала созданию на Руси многих великолепных памятников архитектуры и искусства. Повидимому, благодаря ее связям с Византией, в Киевском государстве появляются мозаики и фрески. Церкви, соборы, которые строились на Руси, сохранили элементы византийской школы зодчества, но вместе с тем обрели и нечто новое, чисто русское, восточно-славянское. Объединение в одно целое двух разнородных художественных традиций породило тот архитектурный образ, который воспринимается как воплощение национальных качеств русского зодчества. Киевская София с ее динамичной, пирамидальной композицией столь же похожа на свой прообраз - константино­польскую Софию, сколь и отличается от него, вобрав и себя черты теремковой архитектуры Руси.

Сразу после принятия Русью христианства в стране возникают первые школы. Эти школы готовят кадры духовенства. Его представители уже в XI - начале XII в. сумели создать великолепные образцы русской литературы, такие, как «Слово о законе и благодати», Память и похвала князю Владимиру», «Повесть временных лет». Получает развитие летописание, бывшее и югом трудов в основном монахов.