Первым космонавтом планеты стал гражданин СССР Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стартовал с космодрома Байконур на космическом корабле-спутнике "Восток-1". В ходе полета, который длился 1 час 48 минут (108 минут), Гагарин совершил один виток по орбите вокруг Земли.

После Гагарина на космических кораблях совершили суборбитальные полеты американские астронавты Алан Шепард-мл. - 15 минут 22 секунд (5 мая 1961 года на Mercury MR-3) и Вирджил Гриссом - 15 минут 37 секунд (21 июля 1961 года на Mercury MR-4).

Первая женщина-космонавт

Первой в мире женщиной, слетавшей в космос, стала Валентина Терешкова (СССР) - 16-19 июня 1963 года она совершила полет на корабле "Восток-6" (2 суток 22 часа 51 минута).

За это время корабль сделал 48 витков вокруг Земли, пролетев в общей сложности расстояние примерно в 1,97 млн км.

Терешкова является не только первой женщиной-космонавтом, но и единственной женщиной, совершивший одиночный космический полет.

Самый молодой и самый старый космонавт на момент старта

Самый молодой - Герман Титов (СССР). В свой первый полет отправился в возрасте 25 лет 10 месяцев 26 дней. Полет состоялся 6-7 августа 1961 года на корабле "Восток-2".

Старейший астронавт - Джон Гленн-мл. (США). На момент старта шаттла Discovery ("Дискавери") 29 октября 1998 года (полет продолжался до 7 ноября 1998 года) ему было 77 лет 3 месяца 11 дней.

Среди женщин самая молодая - Валентина Терешкова (СССР). На момент старта в космос 16 июня 1963 года ей было 26 лет 3 месяца 11 дней.

Самая возрастная - астронавт США Барбара Морган. Отправилась в полет 8 августа 2007 года в возрасте 55 лет 8 месяцев 12 дней. Входила в экипаж шаттла Endeavour ("Индевор"), полет продолжался до 21 августа.

Первый многоместный космический корабль

Первым многоместным космическим кораблем был "Восход" (СССР), на котором 12-13 октября 1964 года (24 часа 17 минут) совершил полет экипаж из трех космонавтов - Владимира Комарова, Константина Феоктистова, Бориса Егорова.

Рекорды в открытом космосе

Первый в истории выход в открытый космос совершил 18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов, выполнявший полет на корабле "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Провел вне корабля 12 минут 9 секунд.

Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, стала Светлана Савицкая (СССР). Выход был совершен 25 июля 1984 года со станции "Салют-7" и составил 3 часа 34 минуты.

Самый длительный в истории мировой космонавтики выход - 8 часов 56 минут - 1 марта 2001 года выполнили американские астронавты Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс с борта Международной космической станции.

Наибольшее количество выходов - 16 - принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. В общей сложности он провел в открытом космосе 78 часов 48 минут.

Среди женщин больше всего выходила в открытый космос Сунита Уильямс (США) - совершила 7 выходов (50 часов 40 минут).

Первая стыковка пилотируемых кораблей

16 января 1969 года осуществлена первая стыковка двух пилотируемых кораблей (проводилась в ручном режиме) - советских "Союза-4" (стартовал 14 января 1969 года; пилот - Владимир Шаталов) и "Союза-5" (15 января 1969 года; экипаж - Борис Волынов, Евгений Хрунов, Алексей Елисеев). Корабли находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

Лунные рекорды

Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969 года, стал американский астронавт Нил Армстронг. Спустя 15-20 минут вслед за ним из посадочного модуля вышел Эдвин Олдрин.

Армстронг пробыл на поверхности Луны около 2,5 часов, Эдвин Олдрин - около 1,5 часов. Каждый астронавт прошел расстояние около 1 км, наибольшее удаление от лунного модуля составило 60 м.

Высадка на Луну была осуществлена в ходе американской лунной экспедиции 16-24 июля 1969 года, в состав экипажа, помимо Армстронга и Олдрин, входил Майкл Коллинз.

Самый продолжительный выход на поверхность Луны (7 часов 36 минут 56 секунд) совершили 12 декабря 1972 года астронавты США Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Входили в состав экипажа Apollo 17 ("Аполлон-17"), полет проходил 7-19 декабря 1972 года.

Первая космическая станция на орбите

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая космическая станция - советская "Салют-1". Запуск был осуществлен с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К".

Станция находилась на орбите высотой 200-222 км в течение 174 суток - до 11 октября 1971 года (была сведена с орбиты, большая ее часть сгорела в плотных слоях атмосферы, часть обломков упали в Тихий океан).

Международная космическая станция является "долгожителем" среди космических орбитальных проектов, она находится на орбите с 20 ноября 1998 года, то есть более 17 лет.

Самый многочисленный экипаж

Самый многочисленный экипаж космического корабля - 9-й полет шаттла Challenger ("Челленджер") с экипажем из 8 астронавтов в октябре-ноябре 1985 года.

Самые длительные полеты

Самый длительный полет (437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд) в истории космонавтики осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 года - марте 1995 года, работая на российской станции "Мир".

Самый длительный полет среди женщин (199 суток 16 часов 42 минуты 48 секунд) принадлежит Саманте Кристофоретти (Италия), которая работала на Международной космической станции с ноября 2014 года по июнь 2015 года.

Наибольшее число людей на орбите

Наибольшее количество человек, одновременно находящихся на орбите - 13, было зафиксировано 14 марта 1995 года. В их числе - три человека с российской станции "Мир" (в это время к ней был пристыкован пилотируемый корабль "Союз ТМ-20"), семь - с американского Endeavour (Endeavour, 8-й полет шаттла 2-18 марта 1995 года) и три - с корабля "Союз ТМ-21" (стартовал с космодрома Байконур 14 марта 1995 года).

Рекордсмены по числу полетов

Мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека на орбите принадлежит российскому космонавту Геннадию Падалке - 878 суток 11 часов 29 минут 36 секунд (за 5 полетов). Был зарегистрирован Международной авиационной федерацией (ФАИ, FAI) в сентябре 2015 года.

По максимальному количеству полетов - 7 - рекордсменами являются американские астронавты Франклин Чанг-Диас (общая продолжительность - 66 суток 18 часов 24 минуты) и Джерри Росс (58 суток 54 минуты 22 секунды).

Среди женщин в космосе наибольшее количество времени провела Пегги Уитсон (США) - 376 суток 17 часов 28 минут 57 секунд (за два полета).

Максимальным для женщин является 5 полетов. Столько летали в космос несколько представительниц США, среди них Шеннон Лусид (общий налет - 223 суток 2 часа 57 минут 22 секунды), Сьюзен Хелмс (210 суток 23 часа 10 минут 42 секунды), Тамара Джерниган (63 суток 1 час 30 минут 56 секунд), Марша Айвинс (55 суток 21 час 52 минуты 48 секунд), Бонни Данбар (50 суток 8 часов 24 мин 41 секунд), Дженис Восс (49 суток 3 часа 54 минуты 26 секунд).

Страны-лидеры по числу полетов

Больше в космос слетало американских астронавтов - 335, на втором месте Россия (включая СССР) - 118 космонавтов (в это число не входит Алексей Овчинин, который и сейчас находится в полете).

Всего с начала пилотируемых полетов, в космосе побывали 542 человека (в том числе 59 женщин) - представители 37 государств (36 ныне существующих и Чехословакии). Еще два человека в настоящее время совершают свои первые полеты: англичанин Тимоти Пик находится на МКС с декабря 2015 года, россиянин Алексей Овчинин - с 19 марта 2016 года.

ТАСС-Досье/Инна Климачева

Советская пилотируемая космическая программа, начинавшаяся с триумфов, во второй половине 1960-х начала давать сбои. Уязвленные неудачами американцы бросили на соперничество с русскими огромные ресурсы и стали опережать Советский Союз.

В январе 1966 года не стало Сергея Королева , человека, который был главным мотором советской космической программы. В апреле 1967 года во время испытательного полета нового корабля «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров . 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин . Последний проект Сергея Королева, лунная ракета Н-1, на испытаниях терпела одну неудачу за другой.

Космонавты, задействованные в пилотируемой «лунной программе», писали письма в ЦК КПСС с просьбой разрешить им полет под свою ответственность, невзирая на высокую вероятность катастрофы. Однако политическое руководство страны так рисковать не захотело. Первыми на Луне высадились американцы, а советская «лунная программа» была свернута.

Участники несостоявшегося покорения Луны были переведены на другой проект - полет на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Пилотируемая лаборатория на орбите должна была позволить Советскому Союзу хотя бы частично компенсировать поражение на Луне.

Экипажи для «Салюта»

Примерно за четыре месяца, что первая станция могла проработать на орбите, планировалось отправить на нее три экспедиции. В состав экипажа номер один вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников , второй экипаж составили Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин , экипаж номер три - Владимир Шаталов, Владислав Волков, Виктор Пацаев . Был и четвертый, резервный экипаж, в составе Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова.

У командира экипажа номер четыре Георгия Добровольского, казалось, шансов попасть на первую станцию, получившую название «Салют», не было никаких. Но у судьбы на сей счет было иное мнение.

Георгий Шонин грубо нарушил режим, и главный куратор отряда советских космонавтов генерал Николай Каманин отстранил его от дальнейшей подготовки. На место Шонина перевели Владимира Шаталова, его самого сменил Георгий Добровольский, а в четвертый экипаж ввели Алексея Губарева .

19 апреля орбитальную станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту. Через пять дней корабль «Союз-10» оправился к станции с экипажем в составе Шаталова, Елисееева и Рукавишникова. Стыковка со станцией, однако, прошла в нештатном режиме. Перейти на «Салют» экипаж не мог, отстыковаться тоже. В крайнем случае можно было отстыковаться, подорвав пиропатроны, но тогда на станцию уже не смог бы попасть ни один экипаж. С большим трудом удалось найти способ увести корабль от станции, сохранив стыковочный узел неизуродованным.

«Союз-10» благополучно вернулся на Землю, после чего инженеры стали спешно дорабатывать стыковочные агрегаты «Союза-11».

Вынужденная замена

Новую попытку покорить «Салют» должен был предпринять экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Старт их экспедиции был назначен на 6 июня 1971 года.

На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.

По традиции, на космодром летели два экипажа - основной и дублирующий. Дублерами были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

СОЮЗ-11«Союз-11» на стартовой площадке. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Это была формальность, поскольку до того момента замен в последний момент никто не проводил.

Но за три дня до старта у Валерия Кубасова врачи нашли затемнение в легких, которое они посчитали начальной стадией туберкулеза. Вердикт был категоричным - в полет отправиться не может.

Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал - если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера дублера Владислава Волкова.

Большинство специалистов, однако, полагало: в таких условиях нужно заменять весь экипаж. Против частичной замены выступил и экипаж дублеров. Генерал Каманин в своих дневниках писал, что обстановка накалилась не на шутку. На традиционный предполетный митинг обычно отправлялись два экипажа. После того, как комиссия утвердила замену, и основным стал экипаж Добровольского, Валерий Кубасов заявил, что на митинг не поедет: « Я же не лечу, что мне там делать?» На митинге Кубасов все же появился, но напряжение витало в воздухе.

Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

«Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Журналист Ярослав Голованов , много писавший на космическую тему, так вспоминал о том, что творилось в эти дни на Байконуре: «Леонов рвал и метал... бедный Валерий (Кубасов) вообще ничего не понимал: он чувствовал себя абсолютно здоровым... Ночью в гостиницу пришел Петя Колодин, хмельной и вовсе поникший. Он сказал мне: « Слава, пойми, я уже никогда не полечу в космос...». Колодин, кстати, не ошибся - в космос он так и не отправился.

6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. Корабль состыковался с «Салютом», космонавты перешли на борт станции, и экспедиция началась.

Сообщения в советской прессе были бравурными - все идет в соответствии с программой, экипаж чувствует себя хорошо. На деле все обстояло не так гладко. Уже после посадки, при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Бортинженер Владислав Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.

На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар, и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией.

Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» («Я решил...», «Я сделал...» и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил: «Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».

«Связь заканчивается. Счастливо!»

Несмотря на все трудности, на сложную обстановку, экипаж «Союза-11» полностью выполнил программу полета. 29 июня космонавты должны были расстыковаться с «Салютом» и вернуться на Землю.

После возвращения «Союза-11» на станцию должна была отправиться следующая экспедиция, чтобы закрепить достигнутые успехи и продолжить эксперименты.

Но перед расстыковкой с «Салютом» возникла новая проблема. Экипажу надо было закрыть переходный люк в спускаемом аппарате. Но транспарант "Люк открыт" на панели пульта управления продолжал светиться. Несколько попыток открыть и закрыть люк ничего не дали. Космонавты находились в сильном напряжении. Земля посоветовала подложить кусочек изоляции под концевой выключатель датчика. Так неоднократно поступали во время испытаний. Люк вновь закрыли. К радости экипажа, транспарант погас. Сбросили давление в бытовом отсеке. По показаниям приборов убедились, что воздух из спускаемого аппарата не выходит и его герметичность в норме. После этого «Союз-11» успешно отстыковался от станции.

В 0:16 30 июня на связь с экипажем вышел генерал Каманин, сообщив условия посадки, и закончив фразой: «До скорой встречи на Земле!»

«Вас понял, условия посадки отличные. На борту все в порядке, самочувствие экипажа отличное. Благодарим за заботу и добрые пожелания», - ответил с орбиты Георгий Добровольский.

Вот запись последних переговоров Земли с экипажем «Союза-11»:

«Заря» (Центр управления полетами): Как идет ориентация?

«Янтарь-2» (Владислав Волков): Мы увидели Землю, увидели!

«Заря»: Хорошо, не торопись.

«Янтарь-2» : «Заря», я «Янтарь-2» . Начали ориентацию. Справа висит дождь.

«Янтарь-2» : Здорово летит, красиво!

«Янтарь-3» (Виктор Пацаев): «Заря», я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.

«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль — сто восемьдесят градусов.

«Янтарь-2» : Ноль — сто восемьдесят градусов.

«Заря»: Правильно поняли.

«Янтарь-2» : Горит транспарант «Спуск».

«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

«Исход полета самый тяжелый»

В 1:35 по московскому времени после ориентации «Союза» была включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты.

Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата, за счет антенны на стропе парашюта.

В 2:05 с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль «Союз-11», спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска.

Врач Анатолий Лебедев , входивший в поисковую группу, вспоминал, что его смутило молчание экипажа в радиоэфире. Вертолетчики вели активный радиообмен в тот момент, пока спускаемый аппарат садился, а космонавты не выходили в эфир. Но это списали на отказ антенны.

«Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти — ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда — голоса экипажа. А тут — хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и… тишина из корабля», - вспоминал медик.

Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Шли минуты, командир группы поиска генерал Горегляд требовал от врачей ответа, но те продолжали попытки вернуть экипаж к жизни. Наконец, Лебедев ответил: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни». Эта формулировка вошла во все официальные документы.

Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Но их отчаянные усилия ничего не могли изменить.

В Центр управления полетами сначала доложили, что «исход космического полета самый тяжелый». А затем, отказавшись уже от какой-то конспирации, сообщили: «Весь экипаж погиб».

Разгерметизация

Это было страшное потрясение для всей страны. На прощании в Москве товарищи погибших по отряду космонавтов плакали и говорили: «Теперь мы уже хороним целыми экипажами!» Казалось, что советская космическая программа окончательно провалилась.

Специалистам, однако, даже в такой момент нужно было работать. Что произошло в те минуты, когда с космонавтами не было связи? Что погубило экипаж «Союза-11»?

Слово «разгерметизация» прозвучало практически сразу. Вспомнили о нештатной ситуации с люком и провели проверку на герметичность. Но ее результаты показали - люк надежен, он тут ни при чем.

Но дело действительно было в разгерметизации. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.

Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.

Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.

Из доклада медицинской службы: «Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения».

Экипаж боролся до конца, но шансов на спасение не имел

Дыра в клапане, через которую выходил воздух, была не более 20 мм, и, как заявили некоторые инженеры, ее можно было «просто заткнуть пальцем». Однако практически этот совет был невыполним. Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.

Но Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев боролись до конца. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. По этим признакам была восстановлена примерная картина последних секунд жизни космонавтов. Чтобы определить место, где произошла разгерметизация, Пацаев и Волков отстегнули ремни и отключили радиоаппарату. Добровольский, возможно, успел проверить люк, с которым были проблемы при расстыковке. Судя по всему, экипаж успел понять, что проблема в вентиляционном клапане. Заткнуть дыру пальцем возможности не было, но была возможность перекрыть аварийный клапан ручным приводом, при помощи вентиля. Эта система была сделана на случай посадки на воду, для предотвращения затопления спускаемого аппарата.

На Земле Алексей Леонов и Николай Рукавишников участвовали в эксперименте, пытаясь установить, сколько времени требуется на то, чтобы закрыть вентиль. Космонавтам, знавшим, откуда придет беда, готовым к этому и не находящимся в условиях реальной опасности, требовалось значительно больше времени, чем было у экипажа «Союза-11». Медики считают, что сознание в таких условиях стало гаснуть примерно через 20 секунд. Тем не менее, спасительный вентиль был частично закрыт. Кто-то из экипажа начал вращать его, но потерял сознание.

После «Союза-11» космонавтов вновь одели в скафандры

Причиной нештатного открывания клапана сочли брак при изготовлении данной системы. К делу подключилось даже КГБ, усмотрев возможную диверсию. Но никаких диверсантов не нашли, и к тому же на Земле не удалось опытным путем повторить ситуацию нештатного открывания клапана. В итоге эту версию оставили окончательной ввиду отсутствия более достоверной.

Космонавтов могли спасти скафандры, но по личному указанию Сергея Королева их использование было прекращено, начиная с «Восхода-1», когда это было сделано для экономии места в кабине. После катастрофы «Союза-11» между военными и инженерами развернулась полемика - первые настаивали на возвращении скафандров, а вторые утверждали, что данное ЧП является исключительным случаем, в то время как введение скафандров резко сократит возможности для доставки полезного груза и увеличения числа членов экипажа.

Победа в дискуссии осталась за военными, и, начиная с полета «Союза-12», отечественные космонавты летают только в скафандрах.

Прах Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронили в Кремлевской стене. Программа пилотируемых полетов на станцию «Салют-1» была свернута.

Следующий пилотируемый полет в СССР состоялся более чем через два года. Василий Лазарев и Олег Макаров на «Союзе-12» испытывали новые скафандры.

Неудачи конца 1960-х - начала 1970-х для советской космической программы все-таки не стали фатальными. К 1980-м годам программа исследования космоса при помощи орбитальных станций снова вывела Советский Союз в мировые лидеры. Во время полетов случались нештатные ситуации и серьезные аварии, но люди и техника оказывались на высоте. С 30 июня 1971 года катастроф с человеческими жертвами в отечественной космонавтике не было.

P.S. Диагноз «туберкулез», поставленный космонавту Валерию Кубасову, оказался ошибочным. Затемнение в легких было реакцией на цветение растений, и вскоре исчезло. Кубасов вместе с Алексеем Леоновым участвовал в совместном полете с американскими астронавтами по программе «Союз-Аполлон», а также в полете с первым венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем .

Россия-СССР стали первой космической державой! И продолжает быть в настоящее время!
Сколько себя помню - все знали имена космонавтов, это были главные герои - как сейчас бы сказали "супермены" - мирного советского времени.
На время полетов прерывались все радио и телепередачи, гениальный Левитан торжественно объявлял о новом полете, потом в газщетах на первых полосах печатали фото новых космонавтов.

Белка и Стрелка тоже полетели задолдго до моего рождения, но я их почему-т о тоже знала.
.
Рутиной полеты в космос тали где-то во второй половине 70-х годов.
До затуханитя интереса последним "всплеском" был "Союз-Апполон". В Омске прямая трансляция стыковки американского и советского кораблей была ночью, я помню ею сквозь сон, меня разбудил двоюродный брат (на 10 лет меня старше), он не спал, очень хотел видеть это историческое событие.

Потом отряд космонавтов пополнялся новыми лицами, космонавтов стало много, уже не все их знали. Более "раскрученными" были полеты с космонавтами из социалистических стран.
Но первых - знали все!

Первые космонавты СССР

Космонавт №1 - Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968)

Юрий Гагарин (1934—1968), лётчик- истребительной авиации, первый космический полёт:
12 апреля 1961 «Восток».
Погиб 27 марта 1968 года в авиакатастрофе.


Похороны Гагарина

Исторический полет Юрия Алексеевича Гагарина состоялся утром 12 апреля 1961 года.
Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур и, облетев один раз вокруг Земли, приземлился в Саратовской области.
Причем, Гагарин катапультировался и приземлялся с парашютом.

Космонавт №2 Герман Степанович Титов (1935 - 2000)

Герман Степанович Титов (1935—2000), лётчик ПВО, один космический полёт: 6 августа 1961 «Восток-2». Покинул отряд космонавтов 17.06.1970.
В дальнейшем работал в институте космических исследований.

Космонавт №3 Андриан Григорьевич Николаев (1929 -2004)

Андриян Григорьевич Николаев (1929—2004), лётчик ПВО, два космических полёта: 11 августа 1962 «Восток-3»; 1 июня 1970 «Союз-9». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №4 Павел Романович Попович (1930 - 2009)

Павел Романович Попович (1930—2009), лётчик ВВС, два космических полёта: 12 августа 1962 «Восток-4»; 3 июля1974 «Союз-14». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №5 - Валерий Фёдорович Быковский (1934)

Валерий Федорович Быковский (1934), лётчик ВВС, три космических полёта: 14 июня 1963 «Восток-5»; 15 сентября 1976 «Союз-22»; 26 августа 1978 «Союз-31». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Космонавт №6 - Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937)

Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.

Космонавт №7. Владимир Михайлович Комаров


Владимир Михайлович Комаров (1927—1967), лётчик-инженер ВВС, два космических полёта: 12 октября 1964«Восход»;
23 апреля 1967 «Союз-1». 24 апреля 1967 Вла димир Комаров погиб во время посадки после выполнения полёта на космическом корабле «Союз-1». (Его дублером в этом полете был назначен Ю.А.Гагарин).
У нас дома есть книжка про Комарова.

12 октября 1964 года в космос полетел первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но также инженер и врач.
Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров.
Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полёта составила одни сутки 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар.

Космонавт №8. Константин Петрович Феоктистов

Константин Петрович Феоктистов (1926 - 2009),лётчик-космонавт СССР, научный сотрудник-космонавт космического корабля «Восход», 8-й космонавт СССР и 12-й космонавт мира, доктор технических наук.
К. П. Феоктистов был первым гражданским космонавтом и единственным в истории советской космонавтики беспартийным, совершившим космический полёт.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в пехоте, был разведчиком. В 1942 г. был схвачен немцами и расстрелян, но остался жив.
Во время Великой Отечественной войны Феоктистов бросил учебу и ушел на фронт. Воевал разведчиком войсковой части. Во время выполнения разведки в городе Воронеж Феоктистов был схвачен немецким патрулём и чудом выжил после расстрела:
После окончания МВТУ в 1949 г. работал в НИИ-1 в группе М. К. Тихонравова, затем в ОКБ-1 (ныне НПО "Энергия").
Участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, кораблей "Восток", "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Прогресс", "Прогресс-М", орбитальных станций "Салют" и "Мир".
В отряде космонавтов с 1964 г. 12—13 октября 1964 г. совершил полет в космос на корабле "Восход-1".

Космонавт №9 Борис Борисович Егоров

Борис Борисович Егоров (1937 - 1994). Врач - космонавт. Совершил один полёт на многоместном корабле "Восход 1" , продолжительностью — 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды.
В дальнейшем работал в институте медико-биологических проблем по проблемам невесомости.
Доктор медицинских наук.

Космонавт №10 Павел Иванович Беляев

Беляев Павел Иванович (1925—1970), лётчик морской авиации, один космический
полёт: пилотировал 18 марта 1965 «Восход-2».

Окончил Ейское военно-авиационное училище летчиков в 1945 году, участник советско-японской войны август- сентябрь 1945 года.
При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой..
Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки «Восхода», чтобы расчистить площадку для приземления вертолета.
Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

Космонавт № 11. Алексей Архипович Леонов.

Первый в мире выход в открытый Космос.
Алексей Леонов (1934), лётчик ВВС, два космических полёта: 18 марта 1965 «Восход-2»; 15 июл я 1975«Союз-19». Покинул отряд космонавтов 26.01.1982.

Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
В 1975 году, 15 -21 июля Леонов совместно с В. Н. Кубасовым совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон»).
А.А.Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых великолепные космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь).

15 апреля - день рождения летчика - космонавта СССР №12 Георгия Тимофеевича Берегового.

Георгий Тимофеевич Береговой родился 15 апреля 1921 года в украинском селе Фёдоровка Полтавской губернии. Детство и юность провел в городе Енакиево. Именно здесь он закончил школу, сделал первые шаги трудовой биографии - электрослесарем на Енакиевском металлургическом заводе, здесь впервые поднялся в воздух, будучи курсантом Енакиевского аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Георгий Береговой был вполне подготовленным летчиком-штурмовиком. Судьба хранила его, хотя в военные годы отважному летчику пришлось неоднократно смотреть смерти в лицо. Он закончил войну Героем Советского Союза.



После войны он успешно окончил высшие офицерские курсы летчиков-испытателей. Он работал летчиком-испытателем СССР, получив в 1961 году звание заслуженного летчика-испытателя СССР, а в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов, несмотря на возраст.
Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз, 26 -30 октября 1968 года - в 47 лет! - совершил космический полет на корабле Союз-3. В полете была первая в истории попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта 1 ноября 1968 награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Прошедший войну без серьезных ранений, он в мирное время едва не погиб: 22 января 1969 г. в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которое ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева. Ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым. Сидевший за рулем водитель был смертельно ранен, а Береговой получил легкие ранения от осколков лобового стекла.
После космического полета генерал-лейтенант авиации Береговой еще долго работал начальником Центра подготовки космонавтов и воспитал целое поколение аргонавтов космоса. Он вышел в отставку в 1987 в звании генерал-лейтенанта. Но продолжил активную общественную работу в качестве депутата Верховного Совета СССР.

Георгий Береговой скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Спасибо за информацию:

С незапамятных времён человечество стремилось летать. Наверное, это было их самое желанное мечтание. Со становлением современной цивилизации, людям захотелось не просто летать, а достичь чарующей мглы космического пространства. И вот наконец-то смогли реализовать желание человечества отправиться в открытый космос!

Первым космонавтом Советского Союза был , чем и вошел навсегда в мировую историю. Подготовка к полёту первого в мире человека длилась чуть больше года и, вот, 12 апреля 1961 состоялся этот исторический момент. Встречали лётчика на Земле, как и подобает, встречать героев отечества. Позднее Гагарин был удостоен многих чинов и наград. Полёт в космос вскоре был повторён космонавтом из США. После этого началась борьба за запуск первой женщины космонавта в космос.

Событием невиданного масштаба был полёт первой девушки советского космонавта . Её путешествие к звёздам началось с того, что к 25 годам она была зачислена в ряды космонавтов и наряду с другими девушками подходила подготовку к полёту на орбиту. Во время обучения руководителями проекта была замечена активность Валентины Терешковы и её трудолюбие, вследствие чего её назначили старшей в женской группе. Всего спустя 1 год подготовки, она отправилась в космическое путешествие, оставшееся навсегда в учебниках истории - первый полёт в открытый космос женщины.

Советский Союз не просто запустил первого космонавта на орбиту, а открыл новую веху в эволюции человеческих технологий и уровне развития человечества в целом. были первыми во всём, что было связано с космонавтикой. Наше государство обладало самыми лучшими технологиями в области космонавтики. Мы были первыми не только в запуске космонавтов. Мировое первенство государство удерживало в дальнейшем и в сфере запуска пилотируемых полётов и работы орбитальных станций.

Нужно отдать должное героям советского союза — космонавтам за их храбрость и преданность своей мечте. Именно они ознаменовали собой начало новой эры человечества - космической. Но не стоит забывать и о тех выдающихся , которые вложили в это дело не только труд и время, но и частицу своей души. Достижения русской космонавтики достойны того, чтобы про них писали в учебниках .

Борис Валентинович Волынов (р. 1934) - советский лётчик-космонавт, дважды удостоившийся звания Героя Советского Союза.

Ранние годы

Родился Борис Волынов в Иркутске 18.121934г. Однако вскоре его мать перевели на другое место работы - в город Прокопьевск Кемеровской области, и вся семья перебралась туда. До 1952 года мальчик учился в обычной средней школе, и уже в юные годы он загорелся мыслью стать лётчиком.

Сказано-сделано: после школы Волынов отправился в Павлодар, в тамошнее военное авиационное училище. Затем он продолжал образование в Сталинградском (ныне Волгоградское) военном авиаучилище. После обучения он служил лётчиком в Ярославле, позже став старшим лётчиком.

Павел Иванович Беляев (1925 - 1970) - советский космонавт номер 10, Герой СССР.

Павел Беляев известен также как спортсмен и участник Советско-Японской войны 1945 года.

Ранние годы

Родился Павел Беляев в селе Челищево, которое в наше время относится к Вологодской области 26.06.1925г. Учился в школе в городе Каменск-Уральский, по окончании которой пошёл работать токарем на завод. Впрочем, через год он решил посвятить себя военному делу, вследствие чего поступил в Ейское военное авиационное училище. Так он стал лётчиком.

Великая Отечественная война к тому времени (1945 год) закончилась, однако на Дальнем Востоке ещё велись военные действия против Японии, и молодой лётчик отправился туда.

Владимир Джанибеков (Крысин) (р. 13.05.1942) - весьма интересный представитель отечественной космонавтики.

Это человек, совершивший несколько рекордов в космических полётах. Во-первых, он совершил рекордное в СССР количество полётов - пять. Космонавт Сергей Крикалёв летал целых шесть раз, но это было уже после развала СССР.

Во-вторых, во всех пяти своих полётах он был командиром. Этот рекорд на сегодняшний момент не превзошёл ни один космонавт мира, а повторил его только Джеймс Уэзерби, да и то лишь в шестом своём полёте, так как в первом он командиром не был. Таким образом, Владимир Джанибеков - самый опытный советский космонавт.


Валерий Кубасов (1935 - 2014) - известный советский космонавт. Он известен как космический бортинженер, а также как участник знаменитой программы «Союз - Аполлон», при которой произвели стыковку космические станции двух «сверхдержав».

Биография

Родился Валерий Кубасов в городе Вязники, что во Владимирской области. Там же он учился в школе. С самого детства он мечтал строить самолёты, поэтому после школы он отправился в Московский авиационный институт. Как и многие космонавты, Кубасов на ранних этапах своей жизни был авиатором.



Светлана Савицкая - летчик испытатель, космонавт, Герой СССР (дважды).

Наверное каждый в мире знает кто такая Валентина Терешкова. Однако и после нее женщины продолжали покорять космос. Как раз следующей, после Терешковой и второй женщиной-космонавтом стала Светлана Евгеньевна Савицкая.

Она была блестящим летчиком, участвовала в двух космических экспедициях, первой, среди женщин, вышла в открытый космос и провела там работы, стала единственной женщиной, дважды удостоенной награды Герой Советского Союза. Но обо всем по порядку.



Виктор Горбатко летчик космонавт СССР, генерал-майор авиации.

Совсем недавно, 17 мая 2017 года, ушел из жизни известный не только в России, но и за рубежом летчик - космонавт Виктор Васильевич Горбатко.

Этот человек за свою жизнь участвовал в трех космических экспедициях, был одним из первых шахматистов, игравший партии между космосом и Землей. Он 21-ый советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Помимо огромного количества советских наград, получил награды пяти стран, а последние 16 лет своей жизни являлся президентом Союза Филателистов России.

Комаров Владимир Михайлович (1927 - 1967) космонавт, дважды Герой СССР, летчик испытатель

Детство и годы обучения

Владимир Михайлович появился на свет 16 марта 1927 года. Рос в небогатой дворницкой семье. С малых лет засматривался на пролетающие в небе самолеты и запускал с крыши дома воздушных змеев. Родной город - Москва.

С 7 лет проходит обучение в 235-й школе, которая в настоящее время носит номер 2107. Окончив там семилетний курс общего образования в 1943, в разгар Великой Отечественной Войны, принимает судьбоносное решение стать летчиком.

Совершил два космических полета и пробыл в космосе 28 суток и чуть более17 часов.

Краткая биография

Родился Владислав Николаевич Волков 23 ноября 1935 года в Москве в семье, все члены которой профессионально занимались авиацией. Его отец был ведущим инженер - конструктором крупнейшего авиационного предприятия, мать работала там же в конструкторском бюро.

Закономерно, что Владислав с детства мечтал об авиации. Окончив в 1953 году московскую школу номер 212, он одновременно поступает в знаменитый МАИ - кузницу советских авиационных инженеров и, в аэроклуб.

Занятия и в институте, и в в аэроклубе проходили очень успешно.

Попович Павел Романович - советский летчик-космонавт номер 4 из первого “гагаринского” отряда, легенда отечественной космонавтики. Дважды Герой Советского Союза.

Краткая биография

Биография космонавта Поповича мало чем отличается от биографии его сверстников. Павел Попович родился в октябре 1929 года в поселке Узин Киевской области на Украине. Его родители были простыми людьми.

Отец Роман Порфирьевич Попович родом из крестьянской семьи, всю жизнь работал кочегаром на местном сахарном заводе. Мать Феодосия Касьяновна родилась в зажиточной семьи, но богатые родственники отказались от нее после ее замужества, и многодетной семье Поповичей пришлось довольно тяжело.

Павел с раннего детства узнал, что такое тяжелый труд - ему пришлось работать пастушком, быть нянькой в чужой семье. Тяжелые годы немецкой оккупации наложили отпечаток на внешности Павла - в 13 лет он стал седым. Но, не смотря на все тяготы послевоенного детства, мальчик рос очень смышленым, пытливым и был круглым отличником.


К большому сожалению, прошлое космонавтики богато не только удивительными взлетами и поразительными достижениями, но и страшными падениями, которые навсегда отпечаталась в памяти всех граждан. Погибшие космонавты – это люди, что рискнули своими жизнями в пользу технического развития, науки и наилучших перспектив на будущее страны. Список погибших космонавтов, взорвавшиеся ракеты или те, которым не суждено было взлететь – все это гордость нашего общества и прошлое, о котором не стоит забывать. Имена этих людей навечно в пепле космического хроноса, они выжжены в воспоминаниях вселенной. Несомненно, большое количество человек мечтают о том, чтобы стать истинными героями для всего человечества, однако, не все готовы пойти на такую смерть, как астронавты.

Двадцатое столетие называют эпохой настоящей технической революции в плане изучения вселенной, именно в этот период первый человек побывал в космическом пространстве. Тем не менее на страницах великой истории и удивительных достижений остались слезы и скорбь о тех, кто погибли в космосе. Фатальными для многих были приготовления к полетам, взлеты ракет, пребывания в пластах атмосферы, неудачные посадки космических кораблей. По общим подсчетам, порядка 360 человек пострадало во время всех этапов отправки ракет. На вопрос о том, сколько космонавтов погибло эксперты отвечают неточно, называя цифры от 150 до более 190 человек.

Герои нашего времени

Очень важно помнить и чтить память, космонавты погибшие в космосе, и во время функционирования разнородных космических кораблей, не забыты. Погибшие космонавты СССР и России - это Владимир Комаров, Юрий Гагарин, . Иностранных астронавтов, которые рискнули своими жизнями ради технического прогресса, тоже немалое количество. Среди них: Эдвард Уайт, Джудит Резник (одна из первых астронавтов-женщин), Илан Рамон, Майкл Смитт, Роджер Чаффи, Майкл Андерсон, Дэвид Браун, Калпана Чавла, Фрэнсис Скоби и многие другие выдающиеся личности. Стоит отметить, что большинство историй, гибель космонавтов из других стран узнать невозможно, так как данные сведенья являются секретными. Тем не менее мы имеем информацию, погибшие космонавты СССР, которую представили далее.

Комаров Владимир Михайлович

Российские астронавты, погибшие в космосе, внесли неоценимое вложение в эволюцию космонавтики своей страны. Таким героем был и летчик-космонавт Владимир Комаров, который родился 14.04.1927 и числился в команде первого в мировой истории экипажа ракеты, более того, был ее командирам. Владимир Михайлович за свою жизнь успел дважды побывать в космосе.

Чтобы ответить на вопрос, сколько погибло космонавтов в СССР, необходимо разобраться в системе полетов. Его первый космический полет на корабле под названием «Восход» был осуществлен 12.04.1964 и продлился сутки, окончившись весьма успешной посадкой. Второе (и по совместительству – последнее) путешествие летчика состоялось через 3 года. Владимир Михайлович погиб в период окончания полета, когда во время спуска ключевой парашют не раскрылся, в последствии чего космическому кораблю было не избежать столкновения с землей – начался ужасный пожар. Гибель космонавта произошла из-за непредотвратимого упущения. Владимиру Комарову как первому в истории погибшему летчику-астронавту установлен мемориал в городе его рождения – Нижнем Новгороде.

Авария «Союз-1»

Данный космический аппарат считается первым пилотируемым в истории Союза ССР. Его запустили на орбиту 24.04.1967, управлением корабля руководил инженер-полковник Владимир Комаров, для которого данное космическое путешествие оказалось последним. Дублёром Владимира Михайловича при подготовке к смертельному полету был Юрий Гагарин.

Миссией «Союза-1» было стыковка с космическим кораблем под наименованием «Союз-2». Впрочем, в связи с рядом технических неполадок «Союз-2» не отправился в космос. После выхода «Союза-1» на орбиту начались неполадки с функционированием солнечной батареи и было решено вернуться на Землю. При спуске, на расстоянии 8 километров от земли, парашютная конструкция отказала, вследствие чего космическому кораблю не удалось избежать удара о землю со скоростью приблизительно 55 м/с. «Союз-1» сгорел почти дотла, останки Владимира Комарова невозможно было распознать. Данную катастрофу называют первой в истории человечества, при которой погиб астронавт.

Гагарин Юрий Алексеевич

Самым именитым астронавтом и заслуженным героем своей страны считается Юрий Гагарий. Он родился 9.03.1934 в городе Клушино. Безусловно, погибшие космонавты – это люди, которые полностью осознавали риск, на который идут, однако их это не останавливало. Такой личностью был и Юрий Алексеевич, который .

Это случилось 12.04.1961 (в этот день отмечают День космонавтики) на космической ракете «Восток» с аэродрома Байконур. Дебютный полет в истории длился 108 минут, после чего космонавты благополучно приземлились в местности Саратовской области в городе Энгельс. Триумф и радость обхватили не только страну, но вышли и далеко за ее границы. Юрия приглашали во множество городов, брали интервью, о нем писали книги и снимали кино – летчик вмиг стал безумно популярным.

Однако долго жить без своего призвания герой не мог и вскоре вернулся за штурвал самолета. Погиб Гагарин 27.03.1968 во время совершения учебного полета. Скандальное известие облетело всю планету, тем не менее точных данных о причинах произошедшего до сих пор нет. В день смерти Юрия Алексеевича объявили траур, первому космонавту поставили множество памятников во всем мире.

Волков Владислав Николаевич

Советский астронавт Владислав Волков был рожден 23.11.1935 в Москве. Параллельно с посещением курсов для начинающих летчиков-спортсменов в Коломенском аэроклубе, он становится одним из команды космонавтов, а уже через пару лет осуществляет свой дебютный полет на корабле под названием «Союз-7», что продлился в сумме 4 суток и 22 часа. В тысячу девятисот семьдесят первом году инженер Волков был на борту космического корабля, чье путешествие было для Владислава Николаевича фатальным. Когда он садился на землю, произошла разгерметизация (это потеря герметичности корпуса либо другой системы летального аппарата) корабля, в следствии чего абсолютно вся команда погибла. Погибшие космонавты СССР были кремировали, при этом разместив их прах в Кремлевской стене.

Добровольский Георгий Тимофеевич

Летчик, астронавт и полковник ВВС Георгий Добровольский родился 1.06.1928 года в городе Одесса. После окончания службы в ВВС СССР, в 1963 году, Георгий стал членом отряда космонавтов. Первый и последний полет героя Союза ССР состоялся на космическом корабле «Союз-11», 6 июня 1971 года, в котором Добровольский участвовал в роли командира. За время полета команде удалось побывать на орбитальной станции «Салют-1» и провести ряд важный научных исследований. Однако, во время возвращения на Землю произошла разгерметизация. Именем Георгия Тимофеевича позже была названа планета № 1789, которую открыли в 1977 году, и начата традиция разыгрывания Кубка Добровольского, который присуждается за наилучший прыжок на батуте.

Пацаев Виктор Иванович

Продолжая давать ответ на вопрос, кто из космонавтов погиб во время полетов, мы переходим к Виктору Пацаеву, герою Союза Советских Социалистических Республик, который был рожден в Актюбинске (территория Казахстана) 19.06.1933 года. Именно Виктор стал первым в истории человеком, которому довелось работать за пределами атмосферы Земли. В Центральном аэрологической обсерватории Пацаев принимал участие в конструировании метеорологических ракет, где и встретил коллег, с которыми ему было суждено встретить смерть (Волков Владислав Николаевич и Добровольский Георгий Тимофеевич). Напомним, что это было фатальное космическое путешествие корабля «Союз-11».

Авария «Союз-11»

В тысячу девятисот семьдесят первом вследствие космического путешествия на аппарате погибло 3 знаменитых астронавта и героя Союза ССР, а именно: Владислав Волков, Виктор Пацаев и Георгий Добровольский. Официальной первопричиной их смерти назвали разгерметизацию спускаемого аппарата при посадке «Союза-11».

Целью данного путешествия была доставка всего экипажа на орбитальную станцию «Салют-1», однако аппарат не смог произвести стыковку по причине неисправности узла для стыковки. Через пару дней началось возгорание и было принято решение возвращаться на Землю, однако осуществить задуманное не удалось. 28 июня корабль стал отделяться от станции «Салют-1» и двигаться в направлении дома, тем не менее связь была утеряна. 30 июня поисковая группа обнаружила погибших космонавтов СССР, различные мероприятия по реанимации не помогли. Позже установили, что Волков, Пацаев и Добровольский умерли от декомпрессионной болезни (наличие пузырьков воздухе в клапанах сердца). Позже инженеры учли большое количество катастрофических недочетов прежних неудачных космических путешествий.

Космонавтика России: актуальные сведенья

В случае, если вам интересно количество погибших космонавтов России, то на сегодняшний день их нет. С момента распада Союза Советских Социалистических Республик и существования Росси как единого государства не было заявлений о крушении космических ракет и погибших в космосе.

Также истории известны случаи погибших не в космосе, людей, которым так и не суждено было взлететь. Одним из таких является , который умер в период подготовительных тренировок. Когда Валентин Васильевич пребывал в судобарокамере на протяжении десяти суток в полном одиночестве, он открепил датчики, миссией которых было докладывать о жизнедеятельности астронавта. Бондаренко аккуратно протер их ватным тампоном, который позже выбросил. Именно он и стал причиной возгорания, предварительно попав в спираль электроплитки. Через 10 часов Валентин Васильевич скончался в Боткинской больнице.

Скорее всего, миссия астронавтов, которые решились шагнуть в космос, была колоссальная. Даже заранее зная свою несчастливую судьбу, большинство погибших в космосе не отреклись бы от космонавтики ни при каких условиях. Тем не менее нам всегда необходимо помнить, ценой скольких жизней проложена дорога к звездам и как много вложили астронавты в нашу науку и светлое будущее.