Современная энциклопедия
Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центр. Азии, Сев. Китая, значительной части Ср. Азии (до р. Амударья). В нач. 7 в. распался на Зап. тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Вост. тюркский каганат… … Большой Энциклопедический словарь
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до р. Амударья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Русская история
Тюркский каганат - ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (по реке Аму Дарья). В начале 7 в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Государство племенного союза тюрок в 552 745 на территории Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии (до реки Амударья). В начале VII в. распался на Западный Тюркский каганат (среднеазиатский; до 740) и Восточный Тюркский … Энциклопедический словарь
- (552 745) гос во, основанное в Центр. АЗИИ племенным союзом тюрок, к рый возглавлялся одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 460 племя… … Советская историческая энциклопедия
- (552 745) государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть жужан (См. Жужане) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз… … Большая советская энциклопедия
Тюркский каганат - (552 745) госуд., основанное в Цент. Азии племенным союзом тюрок, к рый возгл. одним из вождей (хунн) племен Ашиной. Важное место в их обществ. жизни принадлежало воен. делу. Тюрки занимались кочевым скотоводством, охотой. В 545 тюрки… … Древний мир. Энциклопедический словарь
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ, государство - Существовало с IV по VIII век, основано Ашиной. Во второй половине VI века Т.К. в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над Великим шелковым путем. В 576 году тюрки взяли Боспор (Керчь), в 581 г. осадили Херсонес. В начале VII века Т … Топонимический словарь Севастополя
603 704 … Википедия
Книги
- Очерки по истории Казахской ССР , Вяткин М.. В книге представлена общая картина развития казахской национальной государственности с древнейших времен до 21 октября 1868 г. Очерки включают следующие разделы: I. Доклассовое общество на…
- Древние тюрки , Гумилев Л.Н.. Книга посвящена малоизученному периоду мировой истории VI-VIII вв. н. э., когда на просторах Евразии зародилась и расцвела держава древних тюрок - Великий тюркский каганат. Детальный анализ…
§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)
Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в начальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат занимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и заканчивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Господство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Персией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.
Этнический состав населения. Основное население каганата представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена теле (тирек) (общее название многих тюркских племен). Судя по китайским летописным источникам, от названия «теле» впоследствии произошло название «тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди тюркоязычных племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30 племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.
Борьба тюрков за свою независимость. Политическое положение. Об этом в древних летописях говорится: «В 545 году к тюркскому - правителю прибыл посланник китайского императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями. В это время тюркские племена вели борьбу против господства жужаней (авар). Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освободиться от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.
Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для войны с Жужанским каганатом. С этой це-
лью каган Бумынь послал своих людей к кагану Анагую с предложением: выдать дочь за него. Узнав о такой дерзости Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол, осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена, зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)
Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совершил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозоренный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.
I Госле этой крупной победы Бумыню был присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при невыясненных обстоятельствах.
Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай
ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.
В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделенного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и после смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими государствами поддерживал тесные взаимосвязи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политическое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.
После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой степи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жившие у северных подножий Алтая.
Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротивления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальнейших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.
В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную территорию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и превратился в могущественную державу по своему политическому положению.
Хозяйство.
Основным видом хозяйства населения
Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно
размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и
Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у
подножий гор. В этих местах обычно находились обильные водные источники, и
тюрки имели благоприятные условия для проведения зимовки и сохранения
поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида
скота. Животноводческая продукция использовалась для изготовления одежды
(шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике
«Письмена Культегина» встречаются сведения и о городских поселениях. Это
доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю
Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала
переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих
зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием.
Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу
и Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений
зимовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ
современного города Тараз.
Культура. Культура любого народа тесно связана со спецификой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяйство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходимость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землянках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.
Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. Поэтому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвостник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использовали аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вождения верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяйственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это подтверждается и многочисленными находками, найденными при археологических раскопках, во время которых в тюркских захоронениях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.
Археологические раскопки показали, что
тюрки в
V
-
VII
веках тела умерших
сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, захоранивали, позднее, с
VIII века,.умерших уже начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах
захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни
пользовались умершие.
Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потребности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам предков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню свидетельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очищающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных обрядах.
Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы поднимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была присуща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.
1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.
2.Как был создан Тюркский каганат?
3.Каким был этнический состав каганата?
4.С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?
5.Расскажите о хозяйстве каганата.
7.Как развивалась культура в каганате?
8.Каковы причины распада Тюркского каганата?
Вопросы для самопроверки
1.Когда был образован Тюркский каганат?
A. в 542 году D. в 553 году
B. в 552 году Е. в 563 году
C.в 545 году
2.При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?
A.при Бумыне D. при Мукане
B.при Анагуе Е. при Иштеми
C.при Кара-Еске
3.В каком году распался Тюркский каганат?
A. в 552 году D. в 581 году
B. в 545 году Е. в 603 году
C.в 563 году
1. Хуннская держава (209 год до н. э. - ок. 51 год до н. э.) - первое государство, созданное тюрками. Именно их культура стала его основой.
2. Западное государство хунну возникло после распада Хуннской державы. Учитывая реалии того времени, Шаньюй (правитель хунну) Хуханье, посоветовавшись со старейшинами, принял решение стать вассалом Китая.
3. Империя гуннов. Наибольших размеров достигла при царе Скифии и Германии Атилле (434-453 гг. н. э.)
Гунны - преемники хунну. Вторжение гуннов в 70-е годы IV века в Европу привело к «великому переселению народов», имевшему далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как западной Евразии, так и собственно Европы.
4. Государство эфталитов (IV-VI вв.) Это государство, созданное гуннами-эфталитами или «белыми гуннами» занимало обширные территории и включало в себя Согдиану и Бактрию (Средняя Азия), Афганистан и Гандхару (северная Индия).
5. Тюркский каганат (552-603 гг.) - одно из крупнейших в истории человечества древних государств в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Это первое государство, в названии которого официального фигурировало название «тюрки».
6. Аварский каганат (562-823) - государство на территории современных Венгрии, Австрии, Словакии, Хорватии, Румынии, Эстонии, Литвы, Латвии, Сербии, Польши, Украины и части Швейцарии, существовавшее с 562 до 823 гг. Основано аварским каганом Баяном. Одно из самых влиятельных государств мира своего времени, контролировавшее всю Восточную Европу.
7. Хазарский каганат - государство, существовавшее в VII-XI вв. Хазары первыми из тюркских народов, отказались от тиранства - в VIII в. они стали исповедовать иудаизм. Но следует отметить, что приверженцами этой религии являлись только каган и элита, что же касается основных масс населения, то здесь мирно уживались христиане, мусульмане, иудеи и язычники.
8. Уйгурский каганат. Государство, существовавшее 745-847 гг. Это была федерация разных племен, правящей верхушкой в которой были уйгуры. Первое тюркское государство, в котором наметился переход к оседлому образу жизни и развитие земледелия. Соответственно, здесь появились первые города.
9. Государство караханидов существовавшее в 840-1212 гг. После принятия ислама караханиды стали использовать уйгурский алфавит, а тюркский язык был официальным. В связи с этим, в отличие от других тюрко-исламских государств, влияние арабского и персидского языков здесь проявлялось значительно меньше.
10. Газневидское государство существовало в 961-1187 гг. на территории Маварауннахра, севера Индии и Хорасана. Его роль в истории определяется тем, что оно способствовало проникновению ислам в самые глубины полуострова Индостан. Поэтому некоторые историки утверждают, что именно газневиды создали предпосылки для отделения Пакистана и Индии.
11. Сельджукская империя (1037-1194 гг.) соединяла в себе как индоиранские традиции государственного управления, так и тюркские. В соответствии в последними, в частности, вся земля в стране считалась собственностью правителя.
12. Государство Хорезмшахов (1097-1231 гг.) было создано Кутбеддином Мухаммадом Хорезмшахом. В культуре хорезмшахов превалировало иранское влияние, а в искусстве и государственном управлении - сельджукское. Это было последнее сильное государство Средней Азии домонгольского периода.
13. Золотая Орда. Так как на ханской стоянке (orda) шатер правителя был покрыт золотом, то его называли «Золотой ордой». Со временем это наименование перешло на все государство.
14. Государство тимуридов (1370 год - нач. XVI века) было основано эмиром Чагатая Тимуром из рода Барласов. В культурном отношении оно вобрало в себе исламские и персидские элементы, а в военном деле - тюркско-монгольские традиции.
15. Империя Великих Моголов была основана в 1526 году Бабу-шахом и была наследницей тюрко-монгольских традиций. Именно в эпоху моголов были созданы несравненные архитектурные шедевры, вошедшие в золотой фонд мировой культуры. Самый известный из них - Тадж Махал.
16. Османская империя (1299-1922 гг.) занимала обширные территории, включая Восточную Европу, Юго-Западную Азию и Северную Африку.
Государство в культурном отношении испытывало сильное влияние как исламской арабской и персидской культур, так и издавна проживавших на этой земле народов - греков, армян, евреев.
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
«Если ты, тюркский народ, не отделяешься от своего кагана, от своих бегов, от своей родины… ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечально!» — писал Йолдыг-тегин, тюрок из каганского рода, первый известный по имени тюркский автор.
Великое переселение народов коренным образом изменило этнополитическую ситуацию в Великой степи. Уже в I тысячелетии н. э. доминирующее положение заняли тюркские племена. Около 545−547 гг. на территории Великой степи образовалась первая тюркская держава — Великий Тюркский каганат. Создателями были хан Бумын и его брат Истеми.
Говоря о появлении древних тюрок, следует остановиться на происхождении их правящего клана — рода Ашина. Пятьсот семейств этого рода было среди племён, побежденных тобасцами при покорении ими Северного Китая. Слово «Ашина» означало «волк», «А» — это префикс уважения в китайском языке. То есть «Ашина» переводилось как «благородный волк».
Тюркские каменные изваяния в Чуйской долине
Китайцы называли подданных ханов Ашина тю-ку, отсюда и появилось «тюрк». Монгольский суффикс был добавлен, так как в древнетюркском языке все политические термины оформлялись монгольским множественным числом.
Покорив племена вокруг себя, хан Бумын и Иштеми перенесли свою ставку в бассейн реки Орхон, где потом возник город Каракорум.
Тюрки
Власть каганата в эпоху расцвета (правление Мукан-кагана, 553−572 гг.) распространилась на огромную территорию от Дона до Амура и от Енисея до предгорий Тибета. То есть на территории современного Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана. В степях Причерноморья Мукан-каган, сын кагана Истеми и византийской принцессы, воевал в союзе с Византией против Ирана и совершил победоносный поход против Китая в районе Кашгарии и Уйгурии.
Господства над Средней Азией тюрки добились в войне с государством эфталитов, которых сокрушили в 561−687 гг. В то же время данниками тюркской державы стали северокорейские государства Цинь и Чжоу. В ее состав входили богатые оазисы Тохарисан, Чач, Фергана, Хорезм. Наместники кагана собирали дань в городах будущей Хазарии, Крыма, на берегах Черного и Каспийских морей.
Тюркский воин
В каганате была проведена реформа — созданы десять «стрел», десять частей империи по числу главенствующих племен в государстве. Федерация десяти «стрел» стала примером для административных реформ дальнейшего времени — эпохи Саманидов и в более позднее время.
Наследие высокоразвитой материальной и духовной культуры тюрок восприняли многие народы тюркской языковой семьи — татары, чуваши, казахи, узбеки, турки и т. д. Появилась письменность, была создана своя литература, получили распространение мировые религии.
Уйгурская крепость в Туве, конец VIII в. — начало IX в.
Археологами обнаружены уникальные памятники тюркской письменности — рунические надписи-эпитафии. Они наносились на монументальные надгробия вождей и знатных воинов, восхваляли доблесть, мудрость, решительность, счастье и удачи в сражениях. Вот что гласит одна из рунических эпитафий на двухметровой каменной стеле с берега Енисея: «Мои супруги, мои сородичи, — я разлучен с вами, печально, горько! Мои родичи-свойственники! Я — знаменитый Чекюнг-тутук, — о, жаль мне — я разлучился с вами! … Ваш хан ощущает потерю Вас, а Ваши соратники клянут себя в Вашей смертию. Такова была моя тризна. Теперь мы разлучились!».
Кроме того, тюркские рунические надписи говорят о религии древних представителей племени. Их верховным божеством было Небо — Тенгри. Небо несло свет и было соединено с Солнцем. Наряду с Небом тюркская аристократия почитала своих предков — родоначальника Ашина и его супругу волчицу. Несмотря на то, что возникали и распространялись синкретические формы религиозных представления, никаких конфликтов на этой почве не возникало.
Алтайское каменное изваяние
Время Великого Тюркского каганата подошло к концу, когда в 589 году в Китае началась эпоха правления династии Суй, а в самом каганате начались междоусобицы. Одна из надписей говорит о расслоении тюрков в результате усилий китайской дипломатии: «…Табгачам удалось, так тюрков расслоить, что стал каган никем и стал народ ничем…». Правителей подкупали золотом, шелками и другими предметами роскоши. А народ тем временем беднел, государство слабело. И управлять такой территорией без железнодорожного сообщения, телеграфа, авиации было невозможно. По мнению Льва Гумилёва, завоевав огромную территорию, населённую многочисленными и храбрыми народами, тюркские ханы оказались в зависимости от лояльности своих подданных, и особенно это проявилось на западе, где основатели Великого Тюркского каганата оказались в ничтожно малом количестве. В 581 году Великий Тюркский каганат перестал существовать как единое государство — он распался на две части: восточную и западную.
§ 3. Тюркский каганат
В ходе Великого переселения тюркское общество пережило глубокие изменения. Родопле-менной строй, существовавший на протяжении многих тысячелетий, распался, его сменило классовое общество. Появились условия для возникновения первых государств.
Уже упоминалось в I главе о таких государственных образованиях, как гуннский союз в Центральной Азии под предводительством Модэ, Гуннская империя Аттилы, Аварский каганат. Эти образования, возникшие в результате завоевательных походов выдающихся полководцев, не были еще государствами в полном смысле этого слова. На научном языке такие образования называются протогосударственными.
Со временем тюркские племена и народы создали настоящие государства, хотя, конечно, не следует забывать, что это были раннесредневековые государства, не отличавшиеся прочностью.
Одним из них был Тюркский каганат, возникший в 552 году. Создателем этого государства, просуществовавшего до середины VIII века, был Бумын-каган. Центр каганата находился на Алтае. Именно Алтай был местом обитания большого союза племен, принявших название «тюрк» («тукю», «тюркют»).
Тюркский каганат возник, как это бывало и в большинстве других случаев, в результате успешных войн с соседними народами. Алтайские тюрки в 545 году разгромили уйгур, живших к юго-западу от Алтая, а в 551 году - жужаней, кочевья которых находились юго-восточнее. В 60-х годах VI века тюрки завоевали государство Эфталитов в Средней Азии. Таким образом, под властью Бу-мын-кагана, а после его смерти - Истеми-кагана оказались обширные территории Центральной и Средней Азии, Алтая, населенные многочисленны-
ми племенами и народами. В дальнейшем все евразийские степи попали под власть Тюркского каганата. Его восточная граница упиралась в Великую китайскую стену, западная - доходила почти до Крыма.
В отличие от Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии, в Тюркском каганате уже с самого образования возникли раннефеодальные отношения. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство. Вместе с тем возникло и стало развиваться раннее земледелие.
Довольно высокого уровня достигло ремесло. Археологи нашли остатки металлургических горнов, а также изготовленные из бронзы и железа орудия труда и оружие. Важными видами ремесла были обработка шкур, шерсти, выделка кожи.
С конца VII века тюркские правители налаживают чеканку собственной монеты. Центрами чеканки, как и ремесла и торговли, были города. Известны города Тараз, Суяб, Отрар.
Высшим достижением тюркской культуры стало появление письменности. Это была так называемая руническая письменность. Сохранившиеся до наших дней рунические тексты были обнаружены в конце XIX века в долине реки Орхон в Северной Монголии, на могильных камнях советника первых правителей каганата Тоньюкука, последнего правителя Бильге-кагана и его брата Кюль-Тегина. Надписи подробно и ярко повествуют о жизни и подвигах властителей государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.
Значение названных исторических памятников для нас состоит еще и в том, что в них содержится первое упоминание о «татарах». В частности, представители «отуз-татар» (тридцать татар) участвовали в похоронах Бумын-кагана и Истеми-кагана в середине VI века.
Древние тюрки достигли большого мастерства в изготовлении каменных изваяний. Они изображали погибших в боях воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Была развита также наскальная живопись - изображались воины на конях, различные животные: барсы, горные козлы, верблюды и другие.
История Великого Тюркского каганата была заполнена внутренними междоусобицами, внешними угрозами и конфликтами. Во внутренние дела каганата постоянно вмешивались китайские императоры из династии Суй. В результате всего этого уже в начале VII века государство распалось на две части: Западный Тюркский каганат и Восточный Тюркский каганат.
Западный каганат достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына Истеми-кагана. После образования в Прикаспии Хазарского каганата западная граница Тюркского каганата приблизилась к Аральскому морю. Во второй половине VII века значительная часть Западного Тюркского каганата была занята китайскими войсками. Хотя каганат в начале VIII века освободился от чужеземного господства, новые вторжения на
Его земли соседних племен привели к падению государства в 740 году.
Столь же драматической была политическая история Восточного Тюркского каганата. Ему также приходилось вести бесконечные войны с Китайской империей. Длительное время Восточному Тюркскому каганату удавалось сдерживать китайскую агрессию. Большой государственный и полководческий талант в этом противостоянии проявили Бильге-каган (он правил в 716- 734 годах) и его брат Кюль-Тегин.
Падение Восточного Тюркского каганата произошло после 745 года при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина. В том году войска уйгурского хана Моюн-Чуры нанесли тяжелые поражения армии каганата, состоявшей из татар и огузов. По данным, извлеченным из текста на могильной плите Моюн-Чуры, на поле боя сражалось 30 тысяч татар. Эта цифра говорит о многочисленности татарских племен, упоминавшихся в памятниках того времени под названием «отуз-татар» и «токуз-татар» (девять татар).
Документ
Из надписи на могильном камне полководца Восточного Тюркского каганата Кюль-Тегина (умер в 731 году) о народах, прибывших на похороны правителей Тюркского каганата Бумын-кагана и Истеми-кагана (середина VI века): «...Они скончались. [В качестве] плачущих и стонущих [то есть для выражения соболезнования] [пришли] спереди, из [страны] солнечного восхода, народ степи Бекмитской, [а также] табгач [китайцы], тибетцы, авары и Рим [византийцы], киргизы, учкурыканы, отуз-татары, кытай [кара-китаи], тата-быйцы, сколько народов придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были Они».
В целом Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычных племен. Следует подчеркнуть, что Тюркский каганат, в особенности Восточный, среди населения которого были древние татары, является, безусловно, начальной формой государственности татарского народа.
Кимакский каганат
После распада Восточного Тюркского каганата часть татар и других тюркских племен оказались под властью уйгурских ханов. Другая часть переселилась к северо-западу, в район Северного Алтая и Западной Сибири. Здесь в IX веке они создали новый союз племен. Эти события, очевидно, нашли отражение в древнетюркс-кой легенде о Шаде, пересказ которой содержится в книге персидского историка XI века аль-Гардизи «Краса повествований».
Вот о чем повествует легенда.
Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством; младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. После неудачного покушения он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу. Они пришли на место, по которому текла большая река. Здесь было много деревьев и
обилие дичи. На этом месте царевич доставил свой шатер и начал жить-по-яшвать. Каждый день он ходил на охоту, и они питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горностаев.
В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар - их звали Ими, Имак, Татар, Ба-яндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Забрели они сюда в поисках южных пастбищ. Увидев их, рабыня сказала: «Ир-теш», что значит «остановитесь» - отсюда и река получила свое название. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры.
Вернулся с охоты Шад, принес много добычи и приветил гостей. Травы здесь было много, и пришельцы остались со своими табунами до следующей весны. Когда растаял снег и земля вновь оделась в красивые наряды, один из них отправился навестить своих сородичей в татарский лагерь. Когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: враг ограбил, перебил народ. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада, потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...
Именно на базе этих племен в IX веке на Иртыше образовалось новое тюркское государство - Кимакский каганат. Основным населением каганата были кимаки, предки которых под именем йемеков в VII веке входили в Западный Тюркский каганат. Они кочевали тогда севернее Алтая. После распада Восточного Тюркского каганата к ним присоединились татары, кипчаки, баяндары и некоторые другие тюркские племена, что отражено в приведенном выше рассказе.
Кимакский каганат, подобно другим, представлял собой на Рубеже IX-X веков раннефеодальное государственное объединение. Во главе государства стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные князья-беки, их было 12 - иными словами, каганат составляли 12 племенных княжеств. Правители некоторых из них, например кипчакского, носили титул хана. Это означает, что Кимакский каганат был достаточно Крупным раннесредневековым государством.
Столица государства - город Имакия - располагалась на Иртыше. Значительная часть населения каганата, особенно кимаки,
начала уже вести полуоседлый образ жизни и была знакома с земледелием. Средневековые арабские географы сообщают, что кимаки возделывали пшеницу, ячмень и даже рис. Кимакские города были хорошо укреплены, в Имакии имелись большие базары и храмы.
Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Они были вооружены прямыми палашами и слегка изогнутыми саблями, копьями и луками со стрелами. Археологическими раскопками выявлены, кроме оружия, также различные предметы быта, орудия труда и украшения. Среди последних - металлические зеркала, бусы, подвески, орнаментированные бляшки, остатки поясов, конской сбруи.
У кимаков, как и у других тюркоязычных народов, был обычаи ставить каменные изваяния героев-воинов, вождей. Эти памятники отличались простотой, схематичностью.
Кимакское общество знало руническую письменность. Об этом свидетельствуют исторические и археологические источники. На одном металлическом зеркале, найденном в женском погребении в верхнем течении Иртыша, написано, например, такое изречение: «Знатная женщина освобождается от своего [чувства] зависти. Ее счастливый удел наступает...»
Весьма разнообразными, подверженными изменениям были религиозные представления кимаков. Они в массе своей были язычниками. Поклонялись Иртышу, считая, что река - это бог человека. Почитали также огонь, солнце, звезды. Кимаки и кипчаки, по сообщениям арабских географов, занимались астрологией, были сильны также традиции тенгрианства - веры в верховного творца - Тенгри.
В кимакское общество проникали идеи, догмы новых религиозных учений, получивших в это время широкое распространение в Южной и Средней Азии. Речь идет о манихействе и исламе.
Термины
Манихейство -
религиозное учение, основанное в III веке Мани проповедовавшим свою веру в Индии, Персии и Средней Азии!
Это- дуалистическое учение (от латинского «дуалис» - двой
ственность, равноправие двух начал) о борьбе добра и зла, света и
тьмы. Манихейство являлось господствующей религией в соседнем Уйгурс
ком каганате.
Ислам - одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), основанных на единобожии. Провозглашен в VII веке Мухаммедом на Аравийском полуострове (современная Саудовская Аравия). В VII-VIII веках ислам получил широкое распространение в странах Ближнего Востока Средней Азии, Северной Африки.
Кимакский каганат, образованный после распада Тюркского каганата, оставил заметный след в этнической и политической истории татарского народа, прежде всего сибирских татар. Одним из ранних, дозолотоордынских компонентов формирования сибирских татар являются именно кимаки и другие тюркские племена, входившие в Кимакский каганат.
Хазарский каганат
Краткая история хазар с появления их в степях Прикаспия и Северного Кавказа до создания отдельного государства изложена выше. В VII веке хазары вместе с другими тюркскими племенами - болгарами, барсилами, беленджерами, савирами создали крупный союз племенных княжеств, превратившийся в середине того же столетия в государство - Хазарский каганат. К 80-м годам VII века власть каганата распространилась не только на северокавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье, вплоть до Крыма.
В VII веке Хазария вступила в острое и длительное соперничество с Византийской империей и Арабским халифатом. В 731 году хазары нанесли поражение арабам и проникли в Закавказье. Кавказская Албания (нынешний Азербайджан) была вынуждена платить ясак хазарскому кагану. Однако арабы не смирились с этим. В последующих битвах они нанесли поражения войскам каганата. Нависла угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над каганатом. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали арабы.
В результате этих войн значительная часть населения Хазарин ушла на север - в низовья Волги и на Дон. Столица государства была перенесена в город Итиль, расположенный в устье Волги. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и промысловым рыболовством. Они возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.
К концу VIII века хазарские каганы отказались от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.
Хазарский каганат
в X веке (по Л. Н. Гумилеву)
Помогала каганату в этих войнах Византия, стремившаяся распространить среди хазар христианство. Однако каган и его приближенные, желая сохранить самостоятельность государства, отказались принять византийскую веру; они искали иную форму религии. В конце концов они остановились на иудаизме, который принесли в Хазарию евреи, изгнанные в начале VII века из Византии.
Однако иудаизм приняла лишь верхушка хазарского общества; основная масса населения оставалась мусульманами и язычниками, было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар были общеизвестны и вызывали удивление. Сохранилось, например, сообщение о том, что правосудие в каганате вершили семь высших судей: по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник.
Хазария была крупным и сильным раннефеодальным государством Восточной Европы. Многие соседние народы и государства признавали власть хазарского кагана над собой, платили ему дань. Каган по имени Иосиф в одном из своих писем среди этих народов называл восточных славян, волжских булгар, бур-тасов, суваров, черемисов и некоторых других.
Хазарский каганат вел товарообмен со многими странами, вывозил в них крупный и мелкий рогатый скот, меха, невольников, славился продажей так называемого белужьего клея - его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении виноградных вин. Из Руси и Волжской Булгарии привозили мед и воск, дорогие меха и кожи, с Востока - шелковые ткани, пряности.
Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль - один из крупнейших городов Восточной Европы - был столицей Хазарии в VIII-X веках.
Город состоял из двух частей. В западной жили каган и его при-
Сведения ближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в
каменном дворце. Остальные - в глинобитных домах или в юртах.
Восточная часть называлась Хазаран. Здесь жили ремесленники, торговцы и прочий городской люд. Большинство населения составляли мусульмане. Поэтому здесь было много мечетей - соборная мечеть и 30 приходских мечетей, при них были открыты медресе. В городе имелись также христианские церкви, иудейские синагоги.
Главу государства называли хазар-хаканом. Его чтили как бога. Однако непосредственным управлением делами государства он не занимался. Это было возложено на хакан-бека. В иностранных источниках его называли маликом, то есть царем.
В государственном правлении существовала строгая иерархия, присущая восточным деспотиям. Хазар-хакан сидел на большом троне, на высоком месте, а хакан-бек - пониже, с его правой стороны. Каган показывался народу всего три раза в год. При его появлении все должны были пасть лицом к земле, при этом запрещалось взглянуть на него - он подобен солнцу! Из
этого правила даже во время сражения не делалось исключения: битва с обеих сторон прекращалась, а воины каганата падали л иЦ° м к земле. Хоронили кагана также торжественно и таинственно: над его могилой сооружали большой дворец, а тех, кто это делал, потом убивали.
Из книги «Рисаля» («Записка») арабского путешественника начала X века Ахмеда ибн-Фадлана:
«Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то... он не по
казывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в
[почетном] отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя на
зывают хакан-бек... У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл
[Итиль]. Он состоит из двух сторон, - в одной из этих сторон [живут] му
сульмане, а в другой стороне - царь и его приближенные... У мусульман в
этом городе [есть] главная мечеть, в которой они совершают молитву... при
ней- высокий минарет...»
Хазарский каганат прекратил существование в 60-х годах X века. Решающий удар был сделан в 965 году киевским князем Святославом.
Хазария распалась. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии. Земли в Приазовье, на Северном Кавказе, на Дону заняли печенеги, создавшие здесь сильное объединение племенных княжеств.
Распаду Хазарского каганата способствовали, помимо похода Святослава, внутренние междоусобицы и нападения кочевых племен печенегов, торков и других.
Хазарский каганат оставил глубокий след в истории нашей страны.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте Тюркский каганат. Какие народы и племена его населяли? Назовите правителей этого государства.
2. Как образовался Кимакский каганат? Кто такие кимаки и кипчаки? Используйте легенду о Шаде.
3. Расскажите о культуре и религиозном веровании кимаков.
4. Вспомните историю хазар и расскажите об образовании их государства.
5. Какие религии исповедовали хазары? Какова история их принятия в Хазарии?
6. Какие народы и племена входили в состав Хазарского каганата?
7. Объясните, что это значит: отуз-татар, тенгрианство, токуз-татар, манихейство, каганат, дуалистическое учение, бек.
8. Вспомните, какие события произошли в перечисленные ниже годы: 552, 731, 740, 745, 965.
Саманидские
серебряные
монеты X века
булгарского
чекана.
По материалам
Е. П. Казакова
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
§ 6. Образование государства волжских булгар
О древних булгарах мы уже писали выше. В VII веке в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племен. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.
Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году хан Кубрат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное, централизованное государство.
Однако, как это нередко бывало с раннесред-невековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата (по некоторым сообщениям, в 642 году) государство распалось. Под давлением хазар часть болгар, предводительствуемая младшим сыном Кубрата Аспарухом, переселилась на Дунай и основала здесь вместе со славянскими племенами новое государство - Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска (681 год).
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары стали называться «черными». С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар - народов Северного Кавказа.
Еще одна часть болгар в конце VIII - начале IX века переселилась на Среднюю Волгу. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они здесь все вместе или отдельными группами - точных сведений нет.
А вот что побудило их переселиться, сменить свои прежние степные пространства на северную лесостепь - по этому вопросу имеются интересные предположения. Так, С. А. Плетнева считает, что переселение болгар было связано с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь место.
Очевидно, болгары пришли на Волгу и Каму в составе целого конгломерата из тюр-коязычных племен. Вместе с ними переселились барсилы, бе-ленджеры, савиры. Только в исторических источниках X века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, ба-
ренджары, сувары. Относительно сувар есть и другое мнение, не допускающее отождествления их с савирами.
Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу названные племена переселились в полном составе, все без исключения. Значительная часть барсилов, беленджеров, савиров, несомненно, осталась на прежнем месте, составляя солидную долю населения Хазарского каганата.
Факт появления в Среднем Поволжье, на территории примерно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племен подтверждается материалами археологических раскопок. В частности, на территории Татарстана открыты могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевки Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. По мнению Р. Г. Фахрутдинова, форма захоронений и вещи, находимые в могилах обоих регионов, - юго-западного прото-болгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье - повторяют друг друга или же очень похожи.
Вместе с тем в некоторых захоронениях найдены вещи, характерные для угорской группы населения Уральской области. Это говорит о том, что угры заметно вклинились в тюркский мир в период переселения гуннов. Эти угры оказались сильно тюркизированными.
Помимо могильников, в последние десятилетия изучен ряд других археологических памятников, среди них остатки открытых поселений и некоторые городища. Эти памятники дали археологам совершенно новые элементы материальной культуры. Так, среди гончарной и лепной керамики появляются образцы, отличные от керамики юго-западных протоболгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников другого, юго-восточного культурного мира - мира огузов, печенегов, Кипчаков. Отсюда следует, что еще в VIII-IX веках на Средней Волге, кроме болгарских племен, появляются другие этнические Массивы - приуральские тюркизированные угры и чуть позднее - зауральско-приуральские огузо-кипчакские племена. Кроме
того, еще до прихода болгар здесь жили раннетюркские и финские племена.
N. Из «Книги драгоценных сокровищ» арабского писателя первой по-
Цитата
I ловины X века Ибн-Русте:
____________ / «Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями,
на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой... Земля их просторна и обилует лесистыми местами...
Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское [Каспийское] и прозывается Итиль... Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они живут... Болгары делятся на три части: одна часть зовется берсула, другая- эсегел, а третья- болгар: относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же ступени».
Приход болгар, имевших определенный опыт государственности, дал сильный толчок процессам консолидации пестрого конгломерата племен и народов и формирования раннесредневекового государства в Среднем Поволжье.
Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его, стали называть волжскими булгарами.
Понятно, что государство волжских булгар не было создано в один определенный день чьим-либо приказом, а формировалось постепенно. Это был достаточно длительный процесс, в течение которого происходило объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления. Важное место в этом процессе занимал переход от язычества, многобожия к единой вере, основанной на единобожии. Такой верой для волжских булгар стал ислам, получивший в VIII -IX веках широкое распространение в Средней Азии и Закавказье.
Именно с принятием ислама в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках главы государства Волжской Булгарии - хана Алмаса. О нем сообщает в своих «Записках» арабский писатель Ахмед ибн-Фадлан, побывавший в этой стране в составе посольства багдадского халифа в 922 году.
Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к халифу всех мусульман аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха - мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.
Просьба была удовлетворена, и 12 мая 922 года из Багдада в Булгар прибыло посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси при секретаре и переводчике Ахмеде ибн-Фадлане. Послам был устроен торжественный прием. Арабы преподнесли Алмасу дорогие подарки, в том числе Коран и зеленое знамя - символы покровительства багдадского халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу - пятничную молитву, что является исключитель-
Кубрат-хан с сыновьями. Художник Р. Загидуллин
но важным ритуалом в мусульманском богослужении. Через два месяца, собрав всебулгарский съезд, Алмас в присутствии багдадских послов всенародно закрепил официальное принятие ислама.
Принятие ислама имело не только внутриполитическое, но и большое внешнеполитическое значение. Хан Алмас стремился заручиться поддержкой могущественного Багдадского халифата в борьбе со своими опасными соседями, в частности с Хазарским каганатом, которому он должен был платить дань. Эти надежды в основном оправдались: укрепились международные позиции молодого государства, усилились культурные и религиозные связи с арабским Востоком.
§ 7. Территория, население, соседи
Волжская Булгария занимала относительно небольшую территорию. Ее северная граница в X-XI веках пролегала по правобережью Камы, западная - по Свияге, восточная - по реке Шешме, а южные границы достигали Самарской Луки - большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
В XII веке границы государства расширились: на севере - до бассейна реки Казанки, на юго-востоке - до верховьев реки Большой Черемшан, на западе - до бассейна реки Суры. Под контро-
лем Волжской Булгарии оказались значительные территории на юго-востоке. В русской Лаврентьевской летописи, например, говорится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1223 году на реке Яике (Урал).
Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период, в X-XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, баренджаров, суваров в источниках упоминаются еще эсегелы, или эскелы (искилы). Все эти племена были тюркоязычными и стояли на одной ступени общественного развития. С именами некоторых из крупнейших племен связаны названия важнейших городов: Булгара, Сувара.
Известный русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, считал Бу-ляр городом племени билиров. Относительно последних европейские источники сообщают, что часть из них во главе с князем Хасаном в конце X века переселилась на территорию Венгрии и основала там город Пешт - одну из двух частей древнего Будапешта, столицы этой страны.
Тот же Татищев писал о существовании племени чалмата; название этого племени принято связывать о Чулманом - тогдашним названием реки Кама.
В источниках XII-XIII веков население Волжской Булгарии обычно обозначалось одним этнонимом - «булгары». Очевидно, в это время прежние племенные различия исчезли, а в рамках государства сформировалась единая народность - бул-гарская.
В орбите непосредственного политического, экономического и
культурного влияния Волжской Булгарии находились местные племена финно-угорской языковой группы - предки современных марийцев, удмуртов, восточной мордвы-мокши. В такой же
зависимости от булгар оказались и некоторые соседние тюрко- я зычные племена. В первую очередь это маджары, жившие восточнее Волжской Булгарии. Эти племена позднее, уже в период Золотой Орды, участвовали в формировании татарского и баш- к ирского народов.
Волжская Булгария постепенно расширяла свое влияние на север и северо-восток. На расстоянии от 20 дней до одного месяца пути (один день пути равнялся примерно 35 километрам) от булгарской земли на севере жили племена вису. О них сообщают многие восточные путешественники и географы, начиная от Ибн-Русте и Ибн-Фадлана. Арабское название «вису» соответствует «веси» русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, часть же сохранила свое этническое лицо - это современные вепсы, относящиеся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы народов. Ныне вепсов насчитывается около 8 тысяч человек, проживают они в Карелии, частично в Ленинградской и Вологодской областях.
И вот эти племена, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя, признавали над собой власть Волжской Булгарии, платили ей дань. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Йура - это предки современных хантов (остяки) и манси (вогулы).
Помимо сбора дани (десятая чать), булгары еще и просто торговали с этими северными племенами. Торговля носила меновый характер. Дело в том, что товарно-денежные отношения были еще крайне неразвиты. Поэтому проводили натуральный обмен товарами, иными словами - меняли товар на товар, отсюда и название: меновая торговля.
Торговлю с вису и йура нередко называли еще немой. Это потому, Сведения I что северные лесные люди из-за боязни перед иностранными куп-
----------------- / цами не сходились с ними лично, не общались, а торговали «на
расстоянии». Вот как происходила эта торговля. Булгары приезжают в страну йура, оставляют привезенные ими товары на известном месте и удаляются на некоторое расстояние. Подходят люди йура, кладут свой товар и, если находят сделку приемлемой, берут вещи булгарских купцов и уходят, оставив свои на месте. Если же булгарские товары их не устраивают, то они не берут их, просто удаляются и ждут. Приходят купцы, что-то еще добавляют и снова удаляются. Так продолжается до тех пор, пока не совершится обмен товарами к взаимному удовлетворению сторон.
Дальними соседями булгар на западе за финно-угорскими
землями были славянские племена, объединившиеся на рубеже
IX-X веков в раннесредневековое государство - Киевскую Русь.
заимоотношения двух государств на протяжении многих деся-
Илетий были добрососедскими. Лишь в 965 году киевский
н язь Святослав совершил военный поход против волжских бул-
Русь начала IX века и ее внешние связи (по Б. А. Рыбакову)
гар и нанес им поражение. Тогда же он разгромил Хазарский каганат.
В 985 году великий князь Владимир совершил новый поход на Волжскую Булгарию. Судя по всему, ему не удалось одолеть булгарское войско. Между ним и эмиром Волжской Булгарии был заключен мир «на вечные времена». Согласно преданию, они поклялись на чаше с водой, что этот мир будет нарушен не ранее, чем всплывет на поверхность брошенный в чашу камень, а хмель опустится на дно чаши.
После были заключены новые мирные соглашения и договоры между булгарами и русскими, например торговое соглашение 1006 года, по которому купцы обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селениях Волжской Булгарии и Киевской Руси.
Более сложными становятся отношения Булгарии и Руси в XII веке. Об этом поговорим чуть позднее.
§ 8. Хозяйство, ремесло, военное дело
Основным видом хозяйства волжских булгар было пашен ное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Именно эти зерновые культуры указывал арабский писатель первой половины X века Ибн-Русте в своей «Книге драгоценных сокровищ».
Другой араб Ибн-Фадлан, побывавший, как мы уясе знаем, в Волжской Булгарии, подтверждает сообщение своего соотечественника: «Пища булга-ров состоит большею частью из проса и конины, хотя в земле их пшеницы и ячменя родится очень много».
Обратим внимание на последние слова Ибн-фадлана: «пшеницы и ячменя родится очень много». Высокие урожаи зерновых культур были связаны, очевидно, как с хорошими природными условиями, так и с достаточно высокой для того времени культурой земледелия.
Некоторые ученые считают, что в Волжской Булгарии применялась паровая система земледелия. Другие склонны полагать, что ее там еще не было, а был просто перелог.
Перелогом называют такую систему земледелия, когда после нескольких снятий урожаев землю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы. Паровая же система земледелия - это применение севооборота, при котором большая часть пахотной земли обычно занята зерновыми культурами, а плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Оно не занимается посевами в течение всего вегетационного периода. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.