Конспект экспертного урока

по литературному чтению

проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»

на тему:Восприятие на слух звучащей речи.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Дата:15.09.2017 г.

Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна

Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие гостей урока.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)

Проверка по слайду. (слайд 2)

(На парте).

Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .

Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.

Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).

Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

    Небольшой объем; (слайд 3)

    герои – животные или растения;

    о животных говорится как о людях;

    часто стихотворная форма;

Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?

Басня - это…… (слайд 4)

Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)

Рассказ о И.Крылове (слайд 5)

Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .

Выставка книг. Беседа.

Работа над загадками.

Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.

А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?

Как она летает?

(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев?

(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.

Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи

Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.

Словарная работа. (Слайд 7)

Все ли вам слова были понятны?

Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.

Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

Помертвело - стало безжизненно-бледным.

Вешний - весенний.

Мурава - молодая трава.

Удручена - огорчена.

Вскружить - обмануть.

Поплясать - танцевать.

Физкультминутка.

Самостоятельное чтение басни.

Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.

Анализ басни. (слайд 8,9)

Кто главные герои басни?

Какие черты характера им присущи?

Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

А как вы относитесь к Стрекозе?

Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

А как вы относитесь к Муравью?

Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?

Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?

Почему Стрекоза не получает сочувствия?

Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

Какова мораль данной басни?

VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа у доски.

Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.

МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

трудолюбивый весёлая

хозяйственный беспечная

запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная

Работа с пословицами. (слайд 10)

Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд

Молодцы все справились с заданием.

Физкультминутка для глаз.

Чтение по ролям

Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.

- Чтение по ролям с.41-42

- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)

Выберите и отметьте правильные ответы.

Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.

ІХ. Рефлексия. (слайд 12)

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.

Анализ 2-3 учащихся.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)

Выставление отметок с комментированием.

Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)

Предмет (направленность):

начальная школа.

Возраст детей: 2 класс.

Место проведения: класс.

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения – мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).

2. Постановка темы и целей.

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

1.- Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

2.– Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

в)

Определим тему и цели урока.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

План урока

Инсценирование
Актуализация знаний.
Словарная работа
Чтение басни
Анализ произведения
Парная работа
Групповая работа с пословицами
Групповая исследовательская работа
Творческая работа
-Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.

3. Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

-В басне есть нравоучение?

-Как оно называется?

-Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите...

-Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.

- Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

-Теперь всё понятно?

в) Выразительное чтение басни учащимися.

-При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

Поднимите руку кому понравилась басня.

Что можно сказать о Стрекозе?

Почему она оказалась без корма и жилья?

Какое чувство она вызывает в начале басни?

А в конце?

Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

Кто из героев вам понравился и почему?

Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

-Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

-Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

5. Исследовательская работа (в группах).

Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»

Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

-Чем похожи эти басни?

-Чем они отличаются?

6. Творческая работа

-Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

-Придумай другое окончание басни.

7. Итог урока.

-Чему был посвящён наш урок?

-Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

-Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

-Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

-Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия - «Дерево творчества»

- -За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

9. Домашнее задание (по выбору).

1. Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

2. Проиллюстрировать произведение.

3. Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».

- В каких словах басни заключается мораль?

10. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок литературного чтения

по УМК «Школа России»

Учебник: Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова.

Тема урока : И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Класс: 2 класс

Тип урока:

    Комбинированный.

Цели урока:

    Обобщить знания, полученные о баснях.

    Формирование языковой компетенции учащихся (владение языковыми нормами, обогащение словарного запаса учащихся) ,

Подготовила: учитель начальных классов

Зеленова Ирина Сергеевна

Задачи урока:

Обучающие:

    продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

    обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

    продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

    содействовать формированию интереса к искусству слова;

    содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

    содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

    развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

    развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

    развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер

    презентация по теме урока,

    костюмы Стрекозы и Муравья,

    карточки для работы в группах

Используемые методы и технологические приемы:

    Информационно-коммуникационные,

    сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока.

    Орг. момент.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть.

Пусть это утро несет нам радость общения,

Наполнит наши сердца благородными чувствами.

Итак, мы готовы к уроку чтения.

Мы начинаем наш урок!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Урок литературного чтения

Словно приключение

С книгою везде ты сможешь побывать

И в сказку поверить

И много узнать.

Книга с нами всегда

А вы урок чтения любите?

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб на все вопросы ответить ты смог.

    Актуализация знаний.

Знакомство с темой.

Посмотрите на доску, к произведениям какого автора эти иллюстрации.

(Иван Андреевич Крылов)

Как называются эти произведения?

(«Ворона и Лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська»)

К какому жанру относятся его произведения? Что он писал?

Что такое басня?

(Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки . В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни)

Эти картинки я выбрала не случайно. Мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова.

А девизом нашего сегодняшнего урока будет поговорка:

«Делу - время, а потехе – час»

Как вы понимаете ее смысл?

(Ответы детей)

А теперь прочитайте эту поговорку:

    Ставлю знак ! Кто лучше?

    Ставлю знак-?

    а теперь представьте, что ночь, кругом тишина, прочитайте ее шепотом;

    ночь прошла, наступило утро, прочитайте ее с восклицательной интонацией;

    с ускорением/с замедлением (тихо, громко)

А почему я выбрала именно такой девиз к уроку, мы узнаем позже.

К нам на урок пришли сказочные герои. Отгадайте кто.

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза)

А тему нашего урока вы прочтете на доске, только справа налево. (Тренировка произвольного внимания.)

«йеварум и азокертс»
Да, сегодня я хочу познакомить вас с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова –

«Стрекоза и Муравей»

А) Создание «Дерева предсказаний»

Давайте попробуем описать героев басни, какие характеры будут у них?

Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Б) Работа в парах

У вас на партах лежат карточки, в них написаны слова, которые можно отнести к Стрекозе и к Муравью. Попробуйте совместно в парах за 1 минуту определить, кому, какие слова подходят.

КАРТОЧКА

Красивые

Необычные

Труженики

Беззаботные

Легкомысленные

- Итак , как вы справились с этим заданием.

Какая же в природе перед нами предстает Стрекозы?

Какой Муравей в природе?

Появляются на дереве слова

    о стрекозе: красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Первичное восприятие текста

Давайте проверим правы ли мы.

Не только услышим, но и увидим, что происходило в басне.

(инсценировка) ОСТАНАВЛИВАЮ

Поможет ли Муравей Стрекозе?

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Что можно сказать о наших предположениях? (Сбылись, оправдались)

    Как видите, мы были правы.

Муравей - труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Стрекоза - красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

В) Вывод.

Вы знаете, что в баснях под видом животных, растений или предметов всегда подразумеваются люди и высмеиваются их пороки (недостатки, слабости)

Какого человека мы представим под Муравьем? Стрекозой?

(ответы детей)

ФИЗМИНУТКА.

(Проведет Стрекоза)

    Словарная работа.

В басне встретилось очень много непонятных слов.

    Попрыгунья – та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

    Удручена – расстроена, обижена.

    Нужда – недостаток в чем-то, бедность.

    Кум – обращение к знакомому мужчине.

    Кума – обращение к знакомой женщине.

    Вешние дни – весенние дни.

Объясните, как вы понимаете следующие выражения (Работа с крылатыми фразами – фразеологизмами)

    Оглянуться не успела – прошло очень быстро.

    Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом - везде могла найти еду и место для отдыха.

    И кому же в ум пойдет – никто даже и не подумает.

    Продолжение работы по теме.

А теперь прочитайте самостоятельно басню и подумайте, что автор хотел до нас донести.

(Нельзя лениться, надо думать о завтрашнем дне)

4 Вторичное чтение басни (по времени)

Прежде, чем ответить на ряд вопросов, давайте прочитаем ее еще раз.

(чтение вслух)

Обсуждение басни

Кто из героев басни тебе понравился и почему?
- Справедливо или нет поступил Муравей?

Как бы вы поступили на его месте?

Сочувствуете ли вы Стрекозе?

Вы все правы, молодцы! Теперь нам понятно, почему для высмеивания такого человеческого порока, как праздность, то есть леность и легкомыслие, Крылов выбрал именно стрекозу и муравья.

Так почему же девизом нашего урока стала поговорка «Делу – время, а потехе – час»?

(Ответы детей)

    Подведение итогов.

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

(ответы детей)

    Рефлексия

Урок полезен, все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться.

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

    Оценка детей.(Вербальная)

    Домашнее задание:

    И стр. 107 вопрос №6.

Спасибо за урок!

Урок литературного чтения

Тема урока:

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
-Формировать универсальные учебные действия.
- Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
- Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

    Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).

    Постановка темы и целей.

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

    Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

    Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

в)

Определим тему и цели урока.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

-Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

План урока

Инсценирование

Актуализация знаний.

Словарная работа

Чтение басни

Анализ произведения

Парная работа

Групповая работа с пословицами

Групповая исследовательская работа

Творческая работа

Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.

      1. Актуализация знаний.

    Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

    • В басне есть нравоучение?

      Как оно называется?

      Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите...

    • Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.

    Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

    Теперь всё понятно?

в) Выразительное чтение басни учащимися.

    При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

Поднимите руку кому понравилась басня.

Что можно сказать о Стрекозе?

Почему она оказалась без корма и жилья?

Какое чувство она вызывает в начале басни?

А в конце?

Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

Кто из героев вам понравился и почему?

Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

    Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

    Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

    Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

5. Исследовательская работа (в группах).

Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»

Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

    • Чем похожи эти басни?

      Чем они отличаются?

6. Творческая работа

    Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

    Придумай другое окончание басни.

7. Итог урока.

    • Чему был посвящён наш урок?

      Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

      Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

      Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

      Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия - «Дерево творчества»

    За что ты можешь себя похвалить?
    -За что ты можешь похвалить одноклассников?
    -За что ты можешь похвалить учителя?
    -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

9. Домашнее задание (по выбору).

    Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

    Проиллюстрировать произведение.

3 . Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».

    • В каких словах басни заключается мораль?

10. Работа с выставкой книг.

    • Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.