Как организовать авиамодельный кружок
в школе и летнем лагере?

учебные программы
авиамодели собственного производства



Суперпредложение
для вашего лагеря!

– Комплект в лагерь на 100 чел. "Авиамоделирование для лагеря"
Выжимка всего лучшего!
– Комплект под ключ "Авиамодельный кружок 1 года обучения"
– Комплект под ключ "Авиамодельный кружок 2 года обучения"
– Комплект на 15 чел. "Авиамодельный кружок - программа на 3 года"
– Комплект на 15 чел. "Авиамодельный кружок - программа на 4 года"


Цена: 30 000 руб.


Организуем у Вас Авиамодельный кружок в школе, лагере для начинающих под ключ. Комплект для лагеря - программа 10-15 чел.

В коробке (комплект на 15 чел. для начала работы)
ВЫ КУПИТЕ:

– Наборы заготовок авиамоделей - 145 шт. нашего производства!
– Учебные программы для авиамодельных кружков, инструкции по ТБ.
– Книга, методики по организации массовых мероприятий - выставки, авиамодельные соревнования, фирменные авиамодельные дипломы
– Плакаты по Авиамоделированию, значки Юный Авиамоделист.
– Специалист вам больше не нужен! Вы знаете с чего начать!




Авиамодельный
кружок

в каждую школу!


Нагрудный значок Юный Авиамоделист
Значок Авиамоделист можно купить у нас отдельно по запросу. Значок Авиамоделист вручают кружковцам по итогам авиамодельных соревнований и выставок.
Руководитель авиамодельного кружка вправе наградить нагрудным знаком Юный Авиамоделист за активное участие в жизни авиа кружка по окончании учебного года или лагерной смены.

Настенные плакаты по Авиамоделированию
Купить Плакаты по авиамоделизму для оформления мастерской, моделки KЮТ, аудитории, школьного класса.
Авиамодельные плакаты по аэродинамике можно купить у нас отдельно написав заявку на почту или в форме обратной связи. На авиамодельных плакатах представлены - Физические основы полета авиамоделей, расчет профилей, расчет винтов. На плакатах представлены - Конструкции и устройство планеров, авиамодельных двигателей, виды авиамоделей, классификация авиамоделей.
С плакатами по авиамоделированию вы изучите свойства воздуха, числа Рейнольдса, закон Бернулли и др....

Наш Учебник и методические материалы по Авиамоделированию
У нас в комплекте Вы получаете рабочую программу по Авиамоделированию.
Методички и шаблоны массовых мероприятий.
Инструкции по технике безопасности.
Методику по организации учебного процесса по авиамоделированию и урокам Технологии.
Вы получите разработанные нами подробнейшие инструкции по проведению занитий и теоретический материал.

Вы получите наши фипменнве авиамодельные дипломы и грамоты для награждения
- Наши эксклюзивные дизайнерские дипломы, грамоты по авиамоделированию и благодарственные письма.
- Наши Авиамодельные грамоты разработаны по спецзаказу профессиональным дизайнером.
- Нашими фирменными дипломами по авиамоделированию награждают не только кружковцев, но не стыдно награждать почетных гостей, спонсоров, начальство из администрации!

Вертолет "МУХА" - Летающая авиамодель вертолета для начинающих
- набор для детского технического творчества. ЦЕЛЬ: научиться проектировать и изготавливать воздушный винт для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или электромотора.
Пропеллер (воздушный винт) на палочке - рейке. Авиамодель оформляют выжиганием и раскрашиванием. Ось вертолета зажимают между ладонями, резким скользящим движением раскручивают лопасти и отпускают. Вертолет взмывает вверх, поднимается на высоту 1-5м. и возвращается к пускающему.




Бумеранг "ЧИНГАЧГУК" - Набор авиамодели для начинающих (вертолет)
Бумеранг возвращается точно в руки! Данная авиамодель - это не готовая к полету игрушка, а набор заготовок для творчества. Ребенок должен сам изготовить, собрать, оформить и запустить бумеранг. Оформлять выжиганием. В комплект входят наполовину спрофилированные заготовки лопастей бумеранга, инструкция.



Воздушный змей "ПАРУС" - Летающая авиамодель для начинающих
- набор для детского технического творчества и мастер-классов.
Собирается с помощью скотча. Воздушный змей в виде прямого паруса, очень устойчив при полетах на большую высоту. Каркас модели из тонких реек приклеивается к обшивке. Воздушный змей предназначен для начинаюших авиамоделистов. В комплект входят хвосты, рейки, пленка, заготовка рогульки, нить-уздечка, инструкция.


Планер - катапульта на резинке "СТРИЖ" - Метательная авиамодель на резинке
- набор для детского технического творчества и мастер-классов Сделай САМ.
Собирается с помощью клея ПВА. Авиамодель способна выполнять фигуры высшего пилотажа: бочка, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, вертикальный взлет с продолжительным планированием. Авиамодель запускают с помощью резинки, зацепляя ее за рейку в передней части, подобно рогатке.


Планер - катапульта на резинке "ВОРОН" - Метательная авиамодель на резинке
- набор для детского технического творчества и мастер-классов для начинающих Сделай САМ.
Отличается от авиамодели "Стриж" дизайном птицы. Авиамодель более сложная в изготовлении, т. к. имеет искривленные контуры. Более высокие аэродинамические качества авиамодели способствуют более качественному полету. Авиамодель способна выполнять фигуры высшего пилотажа: бочка, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, вертикальный взлет с продолжительным планированием. Авиамодель запускают с помощью резинки, зацепляя ее за рейку в передней части, подобно рогатке.




Метательная авиамодель планера "МАЛЫШ" - Металка для начинающих
- набор для детского технического творчества и мастер-классов для начинающих.
Мальчик должен сам собрать авиамодель, оформить и запустить. Готовую авиамодель запускают толчком руки вдоль горизонта (или вверх) с холма. При аккуратной сборке авиамодель пролетит 15-20 метров. Продолжительность полета 15-30 с. Размах крыла 350 мм, площадь крыла 1,8 кв.дм, масса 10 г.



Метательная авиамодель планера "ЮНИОР" - Спортивная авиамодель - металка
- набор для детского технического творчества и мастер-классов Сделай САМ.
Школьник должен сам собрать авиамодель, оформить и запустить. Разработпна для городских соревнований. Готовую авиамодель запускают толчком руки вдоль горизонта (или вверх) с холма. При аккуратной сборке авиамодель пролетит 15-20 метров. Продолжительность полета 15-30 с. Размах крыла 500 мм, площадь крыла 3 кв.дм, масса 20 г.

Схематическая авиамодель планера "СУПЕР ЧЕМПИОН" - авиамодель (схемка) для соревнований
- С моделью можно выступать на городских и областных соревнованиях. Готовую модель запускают с рук или затягивают на леере длиной до 50 м в любую погоду. Модель выгодно отличается совершенным крылом, имеющим нервюры с выпуклым профилем и мягкую обшивку. Нервюры из деревянного шпона, реечки и обшивка из пленки. Продолжительность планирования с леера высотой 50 м около 60-90 сек. Конструкция авиамодели повышенной жесткости и прочности, разрабатывалась для участия в авиамодельных соревнованиях. Неоднократно занимала призовые места. Размах крыла 900 мм, несущая площадь 8,5 кв.дм, масса 110 г.




- набор для детского технического творчества.
Авиамодель схематического самолета с резиновым двигателем на кручение, воздушным винтом, с нервюрами из деревянного шпона, реечками и обшивкой из пленки. Размах крыла 900 мм, несущая площадь 8,5 кв.дм, масса 110 г.

Авиамодельная выставка

Как организовать выставку технического творчества, авиамоделей кружковцев со стендовой оценкой качества изготовления и оформления.
Оформленые руками мальчишек альбомы чертежей и эскизы окраски авиамоделей.



Оформление авиамоделей в вашем кружке: так будет!

Мальчишки начнут увлекательный и поучительный процесс раскраски собственных авиамоделей!





Один из вариантов проведения выставки:

Выбирается жюри из участников, четное число - рекомендуем четыре члена жюри. Пятый - решающий голос педагога или приглашенный авторитетный член жюри (например девочка).
Авиамодели в произвольном порядке выкладывают на демонстрационный стол.
Из всех участников, каждый раз выбирается самая привлекательная авиамодель. Критерий - это ответ на вопрос: "Какую авиамодель я бы купил в первую очередь из всех оставшихся?"
Каждый раз выбирают лучшую авиамодель из оставшихся, и раскладывают на другом столе в порядке убывания качества.
Таким образом формируется список в порядке убывания качества, а соответственно занятое место.
В случае равенства голосов жюри, решающее слово остается за педагогом или приглашенным авторитетным членом жюри (например девочка).

Критерии оченки авиамоделей для начинающих:
1. Качество и аккуратность изготовления авиамодели.
2. Замысел и качество оформления (раскраски) авиамодели.

Возможно проведение раздельных оценок дизайна и качества изготовления авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае места, занятые авиамоделью на каждом этапе суммируются. Авиамодель, набравшая минимальную сумму мест по всем этапам, получает более высокое место в общем зачете.



Перед открытой презентацией вы будете оформлять протокол проведения выставки в авиамодельном кружке технического творчества и вывешивать его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Как организовать настоящие авиамодельные соревнования в кружках технического творчества для начинающих!
Ваш лагерь получит полноценные кружковые авиамодельные соревнования со стендовой оценкой качества изготовления и оформления авиамоделей.




Упражнение 1. Ставятся ворота (две стойки-лыжные палки на ширине 3 м) на расстоянии 5 м. Необходимо в них попасть.
Упражнение 2. На одной прямой ставятся двое ворот: первые – через 5м, вторые – через 10 м (коридор). Дальние ворота смещают в любую сторону на несколько метров. Необходимо отрегулировать авиамодель так, чтобы она с определенным виражом пролетела через первые и вторые ворота.

Желательно провести несколько попыток запусков авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае результаты, полученные авиамоделью при каждой попытке суммируются. Авиамодель, набравшая максимальный результат по всем попыткам в сумме, получает более высокое место в итоговом зачете.



После соревнований необходимо оформить протокол проведения авиамодельных соревнований в кружке авиамоделирования для начинающих и вывесить его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Работа по Проектам

Вы начнете РАБОТАТЬ ПО ПРОЕКТАМ (школьные уроки "Технологии").
В вашем лагере мальчики смогут оформить и зашитить школьный ТВОРЧЕСКИЙЙ ПРОЕКТ авиамодели.
Творческий проект мальчика - начинающего кружковца может состоять из:


1. Пояснительная записка (описание проекта авиамодели, чертеж планера, техпроцесс-технология изготовления самолета, эскизы окраски и оформления планера, технико-экономическое обоснование и расчет себестоимости изготовления авиамодели, протоколы участия в выставке моделей и авиамодельных соревнованиях с указанием занятого места и др.)
2. Сама авиамодель самолета.
3. Чертеж планера. Возможно оформление альбома чертежей и эскизов окраски авиамоделей.
4. Технологический процесс (технология) изготовления авиамодели.
5. Эскизы окраски планера (три варианта: милитари, спортивный, декоративно-художественный флора-фауна).
6. Эмблема авиамодельного кружка (эскиз медали, грамоты).
7. Иллюстрированная инструкция по технике безопасности (можно в стихах).
8. Протоколы участия авиамодели в выставке и авиамодельных соревнованиях с указанием занятого места.
9. Награды-грамоты-дипломы (если есть).
10. Оформленная в письменном виде речь мальчика на защиту ПРОЕКТА.
11. Выступление - зашита ПРОЕКТА мальчиком-учеником перед аудиторией кружковцев-сверстников.

Вы получите полноценные утвержденные инструкции по ТБ при работе в авиамодельных технических кружках.
Кроме того, ваши мальчишки сами будут участвовать в создании таких инструкций!

Инструкции - это весело!



Учебная образовательная программа кружка начального авиамоделирования. С чего начать "Авиамодельный кружок в школе и летнем лагере"







ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Вопросы техники безопасности. Демонстрация полетов авиамоделей.

ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИСТА
Значение инструмента в творчестве авиамоделиста. Нож-основной инструмент авиамоделиста. Виды ножей. Правила и приемы безопасной и удобной работы ножом.

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ
История развития бумажных змеев. Китайские змеи. Практическое использование воздушных змеев (радиоантенны, метеорология). Угол атаки и подъемная сила воздушных змеев. Функциональное назначение и выбор стиля окраски. Видимость, различимость далеко удаленной модели. Оформление моделей.
Плоские и коробчатые воздушные змеи.
-Изготовление различных видов воздушных змеев "Парус" , "Звезда" , "Классик" .
Проведение соревнований на больший угол подъёма змея над землей (проверка аэродинамических качеств воздушного змея).

МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ И БУМЕРАНГОВ
Работа воздушного винта. Создание силы тяги. Вектор тяги. Основные элементы вертолета, их название и назначение. Тянущие и толкающие винты. Соосные винты (вращающиеся в противоположные стороны). Винты изменяемого и неизменяемого шага. Реверсивные винты (изменяют направление вектора тяги). Несущий и рулевой винты вертолета.
-Изготовление простейшего вертолета "Муха" .
С вертолетом "Муха" рекомендуется проводить игры-соревнования на дальность полета, высоту взлета или точность приземления модели со стендовой оценкой качества ее изготовления и оформления.
-Изготовление Бумеранга . Организация показательных выступлений на лагерных праздниках.
-Изготовление авиамодели вертолета с резиномотором.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

ПЛАНЕРЫ
Безмоторные летательные аппараты. Принципы полета.
-Изготовление простейших планеров из бумаги.

МОДЕЛИ РАКЕТОПЛАНОВ
Понятие ракетоплана (гибрид ракеты и планера). Основные элементы присущие ракете. Основные элементы присущие планеру. Органы управления.
-Изготовление авиамодели ракетоплана с прямыми (упрощенными) формами крыла "Стриж" .
-Изготовление авиамодели ракетоплана с криволинейными (повышенной сложности) формами крыла "Ворон" .
Конструкция ракетопланов позволяет выполнять и изучить следующие фигуры высшего пилотажа:
-Полет по прямой.
-Мертвая петля.
-Бочка.
-Полет с креном вправо или влево.
-Свободное планирование на продолжительность полета.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ МЕТАТЕЛЬНЫХ ПЛАНЕРОВ С ГОТОВЫМ ПРОФИЛЕМ
Принцип создания подъемной силы крыла. Профили крыла. Подъемная сила профиля.
Понятие о парящих полетах. Воздушные потоки. Восходящие и нисходящие потоки. Причины возникновения воздушных потоков. Рельеф местности и его влияние на образование воздушных потоков. Парение планера в восходящих потоках воздуха.
-Изготовление авиамодели метательного планера "Малыш" , "Юниор" . С авиамоделями рекомендуется проводить игры-соревнования с разбивкой на два этапа- с оценкой качества изготовления и оформления авиамодели:
-Соревнования на продолжительность полета.
-Соревнования на дальность полета.
-Соревнования на точность полета через ворота.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ
Приспособления для взлета планера. Способы запуска планеров с помощью леера, амортизатора, автолебедки и самолета.
Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Угол атаки крыла.
-Изготовление авиамоделей схематических планеров "СУПЕР Чемпион" .
Проведение тренировочных полетов. Практическое изучение правил запуска авиамоделей планеров. Регулировка авиамодели.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

Резиномоторная авиамодель самолета "РЕЗИНКА"
Устройство схематической модели самолета. Технология ее постройки. Правила запуска схематических моделей самолетов.
Двигатели и движители, применяемые на самолетах. Понятие о типах двигателей, используемых в авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Устройство и действие резинодвигателя. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Возникновение подъемной силы и силы тяги. Силы, действующие на самолет и модель в полете.
Воздушный винт - движитель модели. Понятие об устройстве и действии воздушного винта. Технология его изготовления. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении. Методы расчета и технология изготовления воздушных винтов.
-Изготовление резинового двигателя (резиномотора).
-Изготовление схематической авиамодели самолета с резиновым двигателем "РЕЗИНКА" .
-Изготовление воздушного винта.
-Вычерчивание авиамодели в натуральную величину.
Проведение тренировочных полетов. Практическое изучение правил запуска авиамоделей самолетов. Регулировка авиамодели.
Проведение соревнований на продолжительность полета.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ И ВЫСТАВКА РАБОТ КРУЖКОВЦЕВ
Подведение итогов работы авиамодельного кружка для начинающих за лагерную смену. Оформление экспонатов для выставки. Выставка работ кружковцев. Показательные запуски авиамоделей. Награждение самых активных кружковцев золотым нагрудным знаком "Авиамоделист".


Дополнительные материалы и оборудование, необходимые для организации авиамодельного кружка для начинающих в школе и летнем лагере

Карандаши простые 10 шт.
Резинки стирательные 5 шт.
Линейки 10 шт.
Ножницы 2 шт.
Бумага писчая 100 листов
Бумага чертежная формата А3 20 листов
Иголки канцелярские 1 упаковка
Кнопки канцелярские 1 упаковка
Скрепки для бумаги канцелярские 1 упаковка
Фломастеры 2 упаковки
Скотч разный 5 шт.
Ножи канцелярские 10 шт.
Кисти разные 10 шт.
Клей ПВА-М 0,5 кг.
Клей Момент, Титан 1 шт.
Нитки №10, 20 2 катушки
Лобзик 5 шт.
Пилки для лобзика 20 шт.
Напильники разные 10 шт.
Шкурка разная 1 кв.м.
Прищепки бельевые 10 шт.

ВАША ВЫГОДА - работа по франшизе! - организовать уже разработанный кружок авиамоделирования по нашему шаблону:

  • Поставьте руководителем авиамодельного кружка начинающих студентов - даже ДЕВУШЕК (мы всему научим),
  • кружок авиамоделирования для начинающих быстрее начнет работать в полную силу без раскачки, а это в условиях короткой лагерной смены очень важно,
  • не нужно искать учебную программу и материалы под нее (все есть в нашей коробке),
  • большой интерес и привлекательность для мальчишек и девчонок - в наших кружках охотно занимаются даже девочки! Благодаря простоте авиамоделей, ярким упаковкам наборов для творчества и начального авиамоделирования!
Франчайзинг, как форма организации кружковой деятельности, позволяет снизить требования к квалификации педагога, и ускоряет организационный процесс. Обычная проблема в руководителе кружка исчезает! Не нужен высококвалифицированный педагог-спортсмен-мужчина. Берите любую студентку!
Вам нужно просто попробовать!

Образовательный прект развития детского технического творчества "СДЕЛАЙ САМ".
(социальный франчайзинг* для летних лагерей)

*- для справки: Франчайзинг - бизнес-модель, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) предварительно разработанную готовую технологию ведения бизнеса.


"Школа кружковода "Сделай САМ" г. Ижевск является организатором и учредителем ПРОЕКТА франчайзинга по возрождению спортивно-технических кружков для начинающих - авиамодельные, судомодельные, кружки НТМ, технические мастер-классы для мальчиков в Удмуртской республике.

Наша идея социально-значимого ПРОЕКТА франчайзинга спортивно-технических кружков детского творчества состоит в следующем:

Попытка возродить спортивно-технические секции, организовать кружки начального авиамоделирования технического творчества в Клубах Юных Техников (КЮТ). И начать этот социально-значимый ПРОЕКТ со школ и летних лагерей, организовать тиражирование простейших технических "КРУЖКОВ ПОД КЛЮЧ" в одной коробке для скорейшего начала их работы.


Выгода работы по франшизе (покупка АВИА кружка в коробке под ключ):

Такая форма организации кружковой деятельности (франчайзинг) позволяет снизить требования к квалификации педагога, и ускоряет организационный процесс. Это сейчас самая главная проблема - за мизерную зарплату высококвалифицированные педагоги-спортсмены-мужчины работать не будут.
  • можно поставить руководителем авиамодельного кружка начанающих студентов - ДЕВУШЕК или юношей значения не имеет (мы всему научим),
  • технический кружок быстрее начинает работать в полную силу без раскачки, а это в условиях короткой лагерной смены очень важно,
  • не нужно высасывать из пальца учебную программу и материалы под нее (все есть в одной нашей коробке),
  • простота организации массовых мероприятий "под копирку",
  • большой интерес и привлекательность для мальчишек, и не только для них - в наших кружках охотно занимаются даже девочки! Благодаря простоте моделей, ярким упаковкам наборов для творчества и мастер-классов!


КЛЮЧЕВОЙ ВАЖНЕЙШИЙ МОМЕНТ: в сентябре, после лета в наших лагерях, в несколько раз вырастает поток заинтересованных, мотивированных и подготовленных нами в лагерях мальчишек (детский золотой фонд КЮТ), целенаправленно стремящихся записаться в стационарные спортивно-технические кружки в клубах юных техников (КЮТ) после наших лагерных смен!
Задача КЮТ - не растерять этих мальчишек. Уже не начинающих, а профи! Постепенно усложнять образцы авиамоделей и учебные образовательные программы.
Высокая социальная значимость образовательного проекта развития технического творчества "Сделай САМ".

Занимаясь педагогической деятельностью на протяжении нескольких лет, мы разработали комплект учебных образовательных программ для авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих, методических материалов и наборов заготовок для изготовления авиамоделей, и организации технического творчества детей в авиамодельных кружках Клубов юных техников и учреждениях дополнительного образования г. Ижевска и Удмуртской Республики.

Одним из направлений нашей работы является организация и обеспечение кружковой деятельности в летних оздоровительных лагерях педагогами дополнительного образования, наборами заготовок для детского технического тварчества и мастер-классов, кружков авиамоделирования и методических материалов.

Учитывая обычные трудности с поиском квалифицированных педагогов дополнительного образования на должности руководителей технических кружков (авиамодельных, судомодельных кружков НТМ), мы взяли на себя труд по подготовке и обучению таких специалистов.

Опыт нашей работы показывает, что наиболее эффективной для школы и лагеря является кружковая деятельность, ОРГАНИЗОВАННАЯ ПО НАБОРАМ для детского технического творчества. Наборы заготовок Сделай САМ, предназначенные для мастер-классов, содержат все необходимые материалы для изготовления авиамоделей.

Мы разработали пособия, методички и учебные образовательные программы, позволяющие привлекать в качестве руководителей кружков авиамоделирования и мастер-классов для начинающих студентов без опыта работы и непрофильных специалистов.

В нашей учебной образовательной программе ВЫ ПОЛУЧИТЕ наборы заготовок авиамоделей для авиамодельного кружка, отработанные многолетним опытом в кружках детского технического творчества, как в клубах юных техников, так и в условиях школ и летних лагерей.

Отзывы-характеристики наших студентов:

ПРЕДЛАГАЕМ прямо сейчас заключить договор на поставку КОРОБОК-КОМПЛЕКТОВ наборов для детского технического творчества, авиамоделей и методических материалов для начинающих педагогов и школьников!

ОТЧЕТ о работе наших авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих за прошедший летний сезон в Удмуртской республике
(на условиях франшизы для летних лагерей)

Отзывы-рекомендации:

В Удмуртской республике летом, на условиях социальной франшизы, в летних загородных лагерях нами была организована работа технических авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих в возрасте от 7 до 14 лет по основным направлениям:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В КРУЖЕ
«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ»

(Авиамодельный кружок)

Материал подобран в соответствии с типовой программой трудового обучения учащихся 1-4 классов. Изделия расположены в порядке усложнения. Содержание материала предполагает формирование у младших школьников опыта творческой деятельности в области самолетостроения.

В настоящее время более остро ставится задача по подготовке не простых исполнительных рабочих, техников, инженеров, а творчески думающих, действующих людей. В связи с этим развитие технического творчества выдвигается на передний план общей подготовки учащихся.

Основная задача данного дидактического материала – это формирование опыта творческой деятельности по моделированию и конструированию в области самолетостроения. От изделия к изделию возрастает сложность технологии изготовления отдельных деталей и моделей в целом. В работе приводятся примеры постановки творческих задач перед учащимися, даны три примерных плана занятий кружка. Для изготовления моделей используются материалы, доступные для работы младших школьников: бруски, рейки, тонкая фанера, бумага, проволока, пенопласт, жесть и т.д.

Предварительную проверку данная работа получила на занятиях в кружке «Начальное техническое моделирование» в школе № 23 города Москвы.

На вводном занятии кружка очень важно сразу заинтересовать детей. Поэтому на ряду с интересным рассказом (беседой), необходимо на первом занятии с учащимися изготовить несложную интересную модель. И очень важно, чтобы эта модель получалась у всех, и главное, чтобы эта модель хорошо полетела с первого запуска. На наш взгляд всем этим требованиям отвечают две модели – это «Пчелка» (рис.1) и простейший вертолет (рис. 2)

«Пчелка» (рис. 1)

На заготовке из тонкой бумаги размером 80x70 мм разметить крылья 1 и прорезать их. Свернуть заготовку в цилиндр и склеить. Крылья 1 отогнуть. К передней части прилепить кусочек пластилина 2. Разукрасить корпус модели по своему усмотрению.

Регулируется «Пчелка», как обычный планер: если кабрирует, т.е. задирает нос, прибавить кусочек пластилина, если пикирует – убавить.

Простейший вертолет (рис. 2)

Винт 1 вырезается из тонкой бумаги. Фюзеляж – спичка 3 расщепляется, и вставляется винт 1. Для прочности место соединения промазать клеем. Груз 4 – это кусочек пластилина. Лопасти 2 отгибаются, и модель готова к запуску. Модель запускать с высоты /из окна, балкона/, Если модель попадет в сильный восходящий поток, то она может двигаться вверх.

Для второго занятия предлагается простая, но интересная модель самолета. Работа над этим самолетом позволит выявить уровни общей подготовки учащихся и уровни творческой активности.

Самолет «Ту-144» (рис. 3)

Для изготовления самолета /рис. 3, б/ нужно взять лист ватмана размером 100x150 мм. Сложить лист пополам и произвести разметку согласно чертежу (рис, 3, а).

Выполнить надрезы для получения элеронов 4. По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 3. Кабина 2 (она не груз для центровки) образуется из усов 5. Один ус необходимо сложить гармошкой, а второй смазать клеем и обмотать вокруг гармошки. Фюзеляж 1 между крыльями 3 можно склеить. Регулировать полет нужно элеронами 4.

Перед учениками можно поставить творческие задачи на доконструирование этого самолета. Одной из таких задач может быть задача на доконструирование киля (хвоста) самолёта. На рис. 3 предложены варианты решения этой задачи. В первом случае (рис. 3, в) киль изготовили дополнительно и вклеили в готовый самолет. Во втором варианте (рис. 3, г) берется вся заготовка на 10 мм длиннее.

Вторую творческую конструкторскую задачу можно поставить на изменение конфигурации крыла. Один из вариантов показан на рис. 3, в.

Самолет (рис. 4)

Для модели нужно взять лист плотной бумаги размером 260x115 мм. Сложить лист пополам, произвести разметку или обвести трафарет. Ножницами вырезать заготовку по контуру.

По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 1 и закрылки 2.

Для центровки на носу самолета укрепить большую скрепку или несколько маленьких. У самолета должен быть легкий планирующий полет.

Самолёт «Длинноносик» (рис. 5)

Этот самолет капризен в полете, поэтому его нужно точно выполнять по чертежу. По штрих-пунктирным линиям отогнуть горизонтальные рули 2 и закрылки 3. Для прочности часть фюзеляжа 1 можно склеить. Самолет с высоты поднятой руки может красиво планировать 10-12 м.

Планер со сменными крыльями (рис. 6)

У планера один общий фюзеляж 1 – пустой стержень от шариковой ручки. Полоску газетной бумаги обернуть вокруг стержня, промазывая клеем. Получится бумажная трубочка 3, которая должна передвигаться по фюзеляжу 1, но не очень свободно. К трубочке приклеить вырезанное из ватмана крыло 2. Сделать еще одну трубочку 4 поменьше и приклеить к ней стабилизатор 5 и киль 6. Когда клей просохнет, запустить модель. Если она задирает нос, передвинуть крыло ближе к хвостовому оперению, а если круто пикирует, – ближе к носу.

Трубочек можно заготовить заранее много. Изготовить крылья и хвостовые оперения различной конфигурации (рис. 6, б, в, г). В результате получится планер со сменными крыльями.

Истребитель (рис. 7, 8)

Эта кордовая модель хорошо летает и может даже выполнять фигуры «высшего пилотажа». Все детали самолета размещаются на листе ватмана размером 300x210 мм (рис. 7, б).

Чтобы сделать конусообразный фюзеляж 1, нужно свернуть заготовку 1 в конус. Квадрат 150x150 мм послужит заготовкой для двух крыльев 2. Для этого разрезать заготовку по диагонали на две части, каждую заготовку перегнуть пополам (рис. 8, а), разметить (рис. 8, б), отогнуть лепестки 6 крепления к фюзеляжу, склеить кромки и отогнуть закрылки 7 (рис. 8,в). К готовым крыльям 2 приклеить элероны 5 (рис. 8, г). Из заготовок 3 и 4 выполнить киль 3 (рис. 8, д) и шасси 4 (рис. 8, е). Приступить к сборке самолета. Разделить основание конуса фюзеляжа 1 на четыре равных части. Приклеить по разметке крылья 2 киль 3 и шасси 4. Носовую часть истребителя укрепить конусом из цветной бумаги.

Чтобы имитировать пламя ракетного двигателя, нарезать шесть полосок из красной тонкой бумаги размером 150x3 мм, связать их с одного конца ниткой, пропустить внутри корпуса модели и закрепить в носовой части.

Правильно сделанная модель плавно планирует, если ее запускать рукой

Для изготовления кордовой модели привязать к передней кромке крыла на расстоянии 25-30 мм от фюзеляжа нитку длиной 1,5-3 м. Раскрутить самолет за нитку, отрегулировать элеронами его полет.

С двумя истребителями можно устроить воздушный бой.

Биплан (рис. 9)

Модель обладает хорошими летными качествами, даже если она будет выполнена не по размерам. Поэтому изготовление этой модели предлагается учащимся в виде творческой задачи, где они должны сами выбрать свою конфигурацию деталей. На рис. 9 приведен пример, однако как было сказано выше, вариантов модели может быть много.

Общие требования к модели – это материал ватман или тонкий картон размером 280x210 мм, на нос крепится груз.

Детали: 1 – крыло; 2 – два киля; 3 – стабилизатор; 4 – шасси.

Модель не терпит резкого запуска, биплан плавно опускается по пологой траектории. Изменив углы наклона закрылков, можно заставить модель делать виражи.

Истребитель-перехватчик (рис. 10, 11)

Детали самолета: 1 – обтекатель; 2 и 4 – детали фюзеляжа; 3 – Фонарь; 5 – крыло; 6 – кили; 7 – стабилизатор; 8 – гребни; 9 – турбины.

У детали 4 (рис. 11) линии сгибов проведены лишь на 2(3 длины заготовки: кормовая часть фюзеляжа должна быть овальной. Заготовку обтекателя 1 свернуть в конус. Чтобы обтекатель лучше приклеился к фюзеляжу, на детали 2 нужно сделать прорези. При изготовлении фонаря 3, чтобы он лучше получился, нужно заготовку накатать на карандаш. Более красивый фонарь можно сделать из пенопласта.

Собирается модель в такой последовательности. Сначала склеиваются обтекатель 1 и передняя часть 2 фюзеляжа. Собранный узел вклеивается в деталь 4. Затем в фюзеляж вставляются на клею турбины 9, приклеиваются крылья 5, кили 6, стабилизаторы 7, гребни 8. В последнюю очередь устанавливается фонарь 3.

Центровка готовой модели производится разными способами. Один из них – это с помощью клея, лучше эпоксидного. Клей наносится ЕЕ деталь 1 в несколько слоев. Засохшая корка клея предохранит модель от повреждений при столкновении с препятствиями.

Модель истребителя можно оснастить пилонами и шасси.

Ракетоплан (рис. 12)

Квадрат ватмана со стороной 100 мм (рис. 12, а) сложить так, чтобы получилась крестообразная заготовка (рис. 12, б). Получившиеся двойные плоскости нужно склеить для прочности.

Для получения киля 3 и шасси 4 ножницами обрезать плоскости, как показано на рис. 12, г. Вырезать крылья 1 (рис. 12, в).

На крыльях выполнить элероны. Варианты выполнения элеронов приводились выше (см. рис. 3, 5, 8, 9). Для получения закрылков 2 концы крыльев отогнуть по штрих-пунктирным линиям.

Для центровки самолета нужен СОСНОВЫЙ брусочек 5 размером 15x8x4 мм. Один его конец заострить, и привязать к нему ниткой крючок 6 из стальной проволоки диаметром I мм. Нитку предварительно смазать клеем. На другом конце сделать крестообразный надрез. В этот надрез вставить носовую часть бумажной заготовки (рис. 12, д), также предварительно смазанную клеем. Самолет запускать с катапульты, он взлетает метров на десять, а затем планирует.

Истребитель, взлетающий с катапульты (рис. 13)

Материалы: липовый или сосновый брусок 220x25x25 мм, фанера толщиной 2 мм для крыла 2 и 1 мм для хвостового оперения, проволока, мелкие гвозди, клей, авиамоторная резина.

Фюзеляж 1 изготовить по чертежу. В задней части фюзеляжа сделать два взаимно перпендикулярных пропила. В горизонтальный пропил вставить на клею стабилизатор 3, а в вертикальный – киль 4.

Крыло 2 установить з выпиленный в фюзеляже паз на клею и гвоздиках. Из проволоки согнуть пусковой крючок 5 (он же служит амортизатором при посадке (и укрепить его снизу в носовой части фюзеляжа. Модель покрасить.

Катапульта 6 (рис. 13) – это резиновая нить, сложенная вдвое и прикрепленная к деревянной рукоятке. Сечение нити 4x1 мм, длина 500x600 мм.

Запускать модель нужно против ветра. Чтобы ока хорошо летала, на ней не должно быть перекосов крыла и хвостового оперения. Если модель задирает нос, нужно вбить спереди 1-2 мелких гвоздика.

Этапы развития советских ракет-носителей (рис. 14)

1. Двухступенчатая ракета-носитель, выводившая на орбиты первый, второй и третий искусственный спутники.

2. Ракета-носитель, с помощью которой были запушены первые автоматические станции «Луна». Установленный на двухступенчатой ракете дополнительный блок с ЖРД (жидкостный реактивный двигатель) позволил ей достичь второй космической скорости.

3. Ракетно-космическая система «Восток» тога имели дополнительный блок с ЖРД, что позволило увеличить вводимый на орбиту груз, и осуществить первый полет человека р космос.

4. В четырех ступенчатой ракетно-космической системе «Молния», предназначенной для исследования ближайших к Земле планет, вместо дополнительного блока с ЖРД установлены третья и четвертая ступени. С помощью этой ракеты-носителя бы: осуществлен первый запуск межпланетной станции «Венера».

5. Трехступенчатая ракетно-космическая система, в которой дополнительный блок с ЖРД заменен мощной третьей ступенью. Это позволило запускать ка орбиту двухместный космический корабль «Восток».

6. Ракетно-космическая система «Союз», предназначена для создания долговременных орбитальных станций и обеспечения сменности экипажей на них.

Космическая ракета (рис 15, 16)

Разметить и заготовить детали корпуса 2, 3, 5, носовой части 1, четырех больших стабилизаторов 6 и четырех маленьких 4 (рис. 16). Написать на корпусе ракеты слово «Союз» («Пионер», «Восток» и т.д.). Приклеить деталь 1 носовой части к детали корпуса 2 (рис. 15, б/) с помощью надрезов. Вклеить последовательно детали 3, 5 (рис. 15, в, г). Подготовить к склеиванию стабилизаторы 4, б: сложить их пополам, отогнуть боковые стороны квадратов, склеить кромки. С помощью клапанов приклеить стабилизаторы к корпусу в два ряда (рис.15,д).

Ракеты подобной конструкции можно сделать действующими. Для этого из бумаги изготавливается полая трубка диаметром 25 мм, длиной 260 мм. Трубку вставляют в корпус ракеты до конца и сильно дуют в нее. От потока воздуха модель взлетает.

Бумажный космодром (рис. 17)

Принцип действия всех моделей одинаков: для запуска используется духовая трубка 1 из картона или плотного ватмана. Модель нужно насадить на трубку и резко дунуть в другой конец – можно просто ртом, но лучше использовать для этого насос «грушу» (насос можно заменить полиэтиленовым пакетом).

Самая простая модель изображена на рис. 17, а. Склеенный из ватмана самолет 2 устанавливается на ложементы 4 носителя 3, надетого на стартовую трубку 1. Самолет должен быть отрегулирован, он должен при броске рукой плавно планировать.

Вторая модель (рис, 17, в) – одноступенчатая ракета.

Пример изготовления дан на рис. 15. Диаметр трубки 1 должен быть на 2-3 мм меньше диаметра корпуса ракеты 4. Прямоугольная платформа 2 и башня обслуживания 3 могут быть выполнены из бумаги или вырезаны из пенопласта.

Модель космического аппарата многоразового использования изображена на рис. 17, б. Сначала нужно выполнить самолет 1.

Примеры самолетов давались выше (см. рис. 3, 5, 7, 12), но к ним необходимо добавить упор 2, с помощью которого самолет будет удерживаться на ложементах 3 ракетоносителя 4.

Воздушно-космический самолет 1 нужно подвесить в ложементах 3 на разгонкой ступени 4. Рули 5 отогнуть так, чтобы после старта разгонная ступень начала разворот в горизонтальное положение, неся на себе самолет. В верхней точке траектории разгонная ступень отделится и упадет, а самолет будет плавно планировать.

Воздушные шары (рис, 18)

Воздушный шар – это простейший "»реактивный двигатель». Используя его можно создать различные модели, примеры показаны на рис. 18.

Модели из спичек (рис.19, 20)

Для изготовления самолетов нужна тонкая бумага и спички (очищенные от серы). Для регулировки моделей понадобится пластилин.

Модель (а) выполняется согласно чертежу (рис. 19). В заготовке для крыльев сделать отверстия, в них вставляется спичка (фюзеляж).

Модель (б) не имеет хвостового оперения, и она очень капризна в запуске. Но хорошо отрегулированная модель плавно планирует (рис. 19).

У модели (в) слегка отгибаются кверху не только консоли, но и носик крыла. Чтобы вставить киль, нужно распилить спичку сзади (рис. 19).

Модель (г) будет хорошо летать только после правильной регулировки (рис. 19).

Модель (а) не нуждается в большом количестве пластилина, сама спичка выступает в качестве груза. Киль вставляется в расщепление спички (рис. 20).

Модель (б) (рис. 20) напоминает модель биплана (см. рис.9).

Модель (в) проста в изготовлении и хорошо летает (рис. 20).

Модель (г) своеобразна по строению и хорошо летает (рис.20).

Все выше приведенные модели просты в изготовлении. Изготовив их, ученик может перейти к изготовлению таких же моделей, но в увеличенном виде. Для этого понадобятся другие материалы и некоторые изменения в конструкции.

Резиномотор на спичке (рис. 21)

Изготовление резиномотора: спереди и сзади в спичке-фюзеляже сделать небольшие углубления, в них потом встанут передний подшипник винта 1 и задний крючок 2 (рис. 21, б). Подшипник 1 и задний крючок 2 выполнить из мягкой проволоки диаметром 1 мм. Проволоку обмотать ниткой и места соединения промазать клеем БФ-2. Винт 3 (рис. 21, б) выстругать из рейки 45x6x4 мм. Строго по центру винта пропустить ось 4 (рис. 21, а) из проволоки. Конец оси 4 загнуть крючком 5 для резиномотора. Резиномотор 6 (рис. 21, б) сделать из двух ниток, вытянутых из бельевой резинки.

Для запуска резиномотор закручивать на 100-200 оборотов.

Этот резиномотор можно ставить на все ранее предложенные модели. Но регулировка этих моделей будет другая.

Примерный план вводного занятия

Тема. Вводное занятие. Изготовление модели «Пчелка» (рис. 1).

Цель. Заинтересовать школьников работой по моделированию в области самолетостроения. Ознакомить учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасности труда.

Оснащение занятия . Выставка работ по техническому творчеству. Раздаточный материал: шаблоны модели «Пчелка».

Материал для работы: Тонкая цветная бумага, клей, пластилин. Инструменты и приспособления ножницы, линейка, карандаш. Содержание. Беседа о развитии самолетостроения, о достижениях советского народа в данной области, (например: Этапы развития советских ракет-носителей, (см. стр. 21, рис. 14). Рассказ о работах кружковцев прошлого учебного года, показ работ. Предварительное планирование работы на новый учебный год. Ознакомление учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда.

Практическая работа: при изготовлении модели «Пчелка», внимание детей надо обратить на правильность выполнения надрезов для изготовления крыльев. Если работа производится ножницами, надрезы нужно выполнять предварительно сложив заготовку вдвое так, чтобы разметка крыла разделилась пополам.

После склеивания необходимо отрегулировать полет модели используя пластилин.

Подведение итогов занятия. Показ готовых моделей в действии. Коллективное обсуждение моделей по выявлению допущенных ошибок при изготовлении. Обсуждение предложений учащихся по улучшению конструкции.

Примерный план занятия

(середина учебного года)

Тема. Изготовление самолета «Биплан» (рис. 9).

Цель. Формирование опыта творческой деятельности: закрепление умения переносить полученные знания на прошлом занятии в знакомую ситуацию.

Оснащение занятия. Готовый образец модели биплана.

Материал для работы: лист ватмана или тонкого картона размером 280x210 мм, клей, цветная бумага, пластилин, канцелярские скрепки.

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка.

Содержание. Беседа о летательных аппаратах данного типа.

Практическая работа: чтобы получить два одинаковых киля 2, разметку производить на одной заготовке, затем сложить две заготовки вместе и вырезать. (Данная операции может быть представлена в виде творческой задачи).

Подведение итогов занятия. Соревнование готовых моделей. Обсуждение всех представленных вариантов бипланов.

Примерный план занятия

(конец учебного года)

Тема. Изготовление модели с резиномотором (рис. 21).

Цель. Формирование опыта творческой деятельности: самостоятельное изготовление новой модели.

Оснащение занятия. Небольшая выставка готовых моделей.

Материал для работы: бруски, тонкие рейки, проволока, картон, ватман, тонкая цветная бумага, пластилин, мелкие гвозди, нитки, клей.

Инструменты: кусачки, круглогубцы, набор надфилей, ножовка, маленький рубанок, ножницы, линейка, карандаш.

Содержание. Беседа о самолетах на резиномоторах, их особенности, общие требования.

Практическая работа: самостоятельная работа над эскизом. Самостоятельная работа над моделью.

Подведение итогов занятия (занятий). Демонстрация моделей в действии. Соревнование однотипных моделей. Обсуждение каждой конструкции модели.

Авиамоделирование... Красивое слово, ассоциирующееся с небесами, полетом, свободой, юностью, фантазией! Культовое занятие советских школьников 1920-1930-х годов не теряет своей популярности и сейчас. Какой мальчик не хочет смастерить своими руками самолет, аэроплан, вертолет — да так, чтобы его модель смогла взмыть ввысь! Но нужно быть готовыми к тому, что от первых шагов в области авиамодельного спорта до волнующего момента первого запуска может пройти немало времени. Почему?

Как правило, сначала необходимо познакомиться с основами конструирования и моделирования, то есть с теорией, пренебречь которой ни в коем случае нельзя. Нужно также научиться работать с материалами, необходимыми для создания модели, изучить их свойства и особенности. Не обойтись и без изучения двигателей, чтобы понять принцип их действия. Потом можно приступать к разработке собственного летательного устройства. Многие ребята, создавшие их, участвуют в различных соревнованиях городского, областного и всероссийского масштаба.

Научиться всем тонкостям авиамодельного спорта под руководством опытных педагогов можно в городских кружках, дворцах и домах творчества, мастерских. Ребята, освоившие авиадело, успешнее занимаются в школе математикой, физикой, черчением, развивают в себе внимательность, ответственность, творческие способности, создают прекрасный задел для поступления в специализированные училища, колледжи и вузы.

Авиамоделирование: от простого к сложному

Если говорить простым языком, то главная цель обучения в кружке авиамоделирования - создание модели, максимально похожую на реальный летательный аппарат, которая полетит. Но прежде чем это реализовать, ребятам нужно научиться многому: конечно, ни один педагог не потребует создать сложный прототип летательного устройства на первых же занятиях. Опытный руководитель сначала дает задания, которые могут показаться совсем банальными: например, создать модель из бумаги. И это - только после необходимого «введения» в курс дела. Со временем можно предложить сделать модель «летающее крыло». Для ее создания нужна простая потолочная плитка. Преимущество такого самолета в том, что он сам может раскрыться и полететь, если ребенок все сделал правильно. При этом важно не спешить - ни детям, ни педагогу и понимать, что только поступательное движение может привести к развитию нужных навыков.

Виды авиамоделей. Нитки в техническом творчестве

На кружке по авиамоделированию после изготовления простейших моделей из бумаги ребята пробуют сделать модель-схему «летающее крыло» из потолочной плитки. Подобная модель удобна тем, что складывается пополам. На улице вы можете растянуть резинку и запустить ее вверх. Конструкция раскроется и воспарит без каких-либо усилий со стороны юного конструктора. Следующая задача - соорудить метательный планер. Это уже более сложная модель, когда ребята осваивают дерево. Зачастую после «апробации» такой модели ученики пробуют свои силы в первых городских соревнованиях. Именно на них дети должны научиться правильно запускать модели в воздух. И только после этого воспитанники кружка авиамоделирования приступают к схематической модели самолета. Так для юных авиамоделистов наступает переломный момент, определяющий, будут они в дальнейшем заниматься этим видом технического творчества или нет. Если простейшие модели осваивались за пару уроков, то с самолетом одни из учеников могут совладать за месяц, другие - за полгода. И дело все в том, что на занятиях добавляется новый и крайне важный элемент - сматывание деталей нитками. Проделывать операцию сматывания нужно плотно-преплотно, промазывая нитки клеем. Работа требует такого качества, как умение кропотливо и терпеливо делать монотонную работу. Нитки соединяют детали во всех других работах. Они также нужны при ремонте конструкций. Поэтому без навыка сматывания на занятиях не обойтись. Бывает, что дети из-за этого бросают занятия, но для тех, кто с честью выполнил операцию «Нитки», авиамоделирование остается делом жизни или интересным хобби даже во взрослом возрасте.

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные - как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

Максим Посыпай

преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом - воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке - потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира. В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные - это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра - кордами) и радиоуправляемые.

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал - полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее - неважно.

Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление - то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека - пилот и механик)

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма - 0,4 миллиметра. Кажется - ерунда, но скорость «съедается». Первое время - это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт - и самолёт полетел.

Следующая модель - модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх - он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования - дети учатся его правильно запускать.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция - сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать - в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы - им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался - почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься - свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош - здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик - то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст - я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели - и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

О чувстве материала

Я сам - выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова - и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

Школа этому не учит

Я считаю, что любой технический кружок - это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» - она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр - это одна и та же математическая операция.

Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции. Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии - например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований. Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать - будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас - сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей - фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать - без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения.

Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.