Цели:

  • Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
  • обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.

Оборудование:

  • глобус,
  • рисунок-схема “Круговорот воды в природе” ,
  • 12 стаканов с водой,
  • цветные палочки,
  • термос с горячей водой,
  • 10 ч. ложек,
  • 12 сахаринок,
  • одеколон,
  • зеркальце,
  • тарелка со спичками,
  • 10 стаканов,
  • банка с водой.

Ход занятия

Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус- это модель Земли.)

А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, объясняют)

Правильно, дети, глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

(Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…..)

Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода:моря, океаны, реки, озёра)

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

Почему? (Дети объясняют)

А что вы знаете о воде? Какая она?

Кому нужна вода?

Зачем вода нужна растениям?

А как они её получают?

Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

Правильно, пресная вода- это вода без солей. А в морях,в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, по- этому.люди берут воду из подземных скважин- артезианскую, родниковую -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют)

А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

А как вода поступает в реку?

Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей)

Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)

Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками.встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

Ребята, а какие вы знаете свойства воды?

Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1 . Вода -жидкая.

(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

Вывод: - Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

Опыт 2. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы(в пробирку, стакан, блюдце)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать,почувствовать запах.

Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.

Опыт 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.

Вывод: У воды нет вкуса,но вода может приобретать вкусы других веществ.

Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце, видны капельки воды (зеркальце запотело)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 7. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 8 . Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка, а каком - нет. Почему?

Вывод: Вода - прозрачная, а молоко - нет.

Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами” . Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках?

Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.

Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, водунужно беречь и беречь природу на нашей планете!

(Чтение стихотворений детьми)

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

Лейсан Ермолаева

Цели :

1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе .

2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды .

3. Умение работать парами.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа :

1. Беседа о глобусе.

2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное) .

3. Опыт «Таяние льда» .

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

4. Опыт «Испарение воды » .

Наберем в тарелку немного воды , отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды . Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

5. Опыт «Превращение пара в воду» .

Взять термос с кипятком. Открыть его , чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды , показать их детям.

Материалы и оборудование : Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды , презентация «Круговорот воды в природе » (слайды) . Для проведения опыта с водой : термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный материал на каждого ребёнка : одноразовые стаканчики с водой и без воды , марля, цветные карандаши, раскраски.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель : Что это такое?

Дети : Это глобус.

Воспитатель : А что такое глобус?

Дети : Это модель Земли.

Воспитатель : А какой формы наша планета – Земля?

Дети : Круглая .

Воспитатель : Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети : Голубого.

Воспитатель : А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети : Это вода (моря, реки, океаны) .

Воспитатель : Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока : разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель : На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети : Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель : Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус) . Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель : А в каких состояниях встречается вода в природе ?

Дети : В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды .

Физкультминутка :

Воспитатель : А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой , как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.


Воспитатель : А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды .

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды .

Воспитатель : Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе .

Показываются слайды «Круговорот воды в природе » .


Воспитатель : Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель : А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт : В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель : Во что превратилось наше облако?

Дети : Дождь.

Воспитатель : Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Дети : Круговорот воды в природе .


Воспитатель (вновь показывает глобус) : Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон , сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды , которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?

Дети : Пресную.

Воспитатель : Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе) . Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети : Она грязная.

Воспитатель : Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.

Опыт : Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.


Воспитатель : Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?

Дети : Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды . Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь.

В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Раздать детям раскраски «Круговорот воды в природе » . В процессе разукрашивания прочитать стихотворение :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить .

Откуда берется дождик и куда девается летом вода в ручьях? Вам наверняка задавал подобные вопросы ваш малыш, а если нет, то еще обязательно задаст. Вы то знаете, что во всем виноват круговорот воды в природе. Но как объяснить такую сложную тему маленькому ребенку? Ведь он и слушать не захочет скучные речи про сложные физические механизмы испарения и конденсации... А вот сказку ваш малыш послушает с удовольствием. Поэтому будем объяснять в форме сказки. Сказка про маленькую капельку - путешественницу. А дело было так...

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали.

День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.

«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к земле.

Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька.

Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды!

Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»

Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька.

Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька.

В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

После прочтения сказки нужно уточнить, что в мире постоянно миллиарды маленьких капелек то и дело испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают, и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.




АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Расширение кругозора детей Практическое применение знаний, умений, навыков ребенка во взаимодействии с окружающим миром Ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Для него всё впервые: откуда вода в реке? Как дождь попал на небо? Почему падают снежинки? Куда исчезают сугробы? Почему лужи на асфальте быстро исчезают? Где встречается вода в природе? И т.д.











Этапы реализации исследовательского проекта Организационный этап Определение проблемы, темы исследованияпедагог Выбор группы участниковпедагог Знакомство с новыми формами работыпедагог, родители Разработка планапедагог Привлечение специалистовмуз. руков. Сбор материаловпедагог Составление проектапедагог


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Собрание по реализации проекта Формирование проблемы, цель исследования Вхождение в проблему Игровая ситуацияВживание в игровую ситуацию Занятия с включением проблемных ситуаций Принятие проблемы Создание лабораторий Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Создание папки передвижки «как научить ребенка быть исследователем». -осознание поставленной цели; - овладение различными способами решения поставленных задач; - способность предвосхитить результат, основываясь на своем опыте. -Поиск различных средств достижения цели. Создание эмблемы. Подбор музыкальных произведений. Выставка «Кому нужна вода?» Девизы о воде. Домашнее задание. Составление рекомендаций. Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Помогает в решении задачи -Объединение детей в рабочие группы. -Формирование специфических знаний, умений, навыков. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире (Круговорот воды в природе). Планирует деятельность Организует деятельность Физкультминутки Чтение рассказов, сказок Внедренческий этап


Этапы реализации исследовательского проекта Деятельность педагогаДеятельность детей Использование элементов театрализации-Объединение детей. -Формирование знаний, умений. -Обогащение и расширение представлений об окружающем мире. Экскурсии Сочинение сказок Ведение «дневничков ученых» Пословицы о воде Наблюдения Коллективные работы Подвижные игры Внедренческий этап










Приложение 1 1.Рассматривание узоров на стекле (рассказать детям, что такое явление бывает только в морозное время. 2.Проведение подвижных игр «Снег и ветер». 3.Наблюдение за небом (хмурое, серое, ясное). 4.Загадывание загадок. 5.Наблюдение за первым снегом. 6.Чтение стихотворения Сурикова «Снег». 7.Аппликация «Падает снег». 8.Разучивание с детьми танца «Снежинки». 9.Игра «Узнай звуки природы». Январь 1.Рисование «Снегопад». 2.Наблюдение «Какой снег и сколько его на участке». 3.Загадывание загадок про зиму и снег. 4.Рисование «Снежинки».


Февраль 1.Наблюдение за сосульками. Вода (декабрь) 1.Целевая прогулка к водоёму. Январь 1.Наблюдение 1: «Делаем цветные льдинки». 2.Наблюдение 2: «Какие цветные льдинки». 3.Наблюдение 3: «Как лед превращается в воду». 4.Наблюдение 4: «Теплая и холодная вода». 5.Наблюдение 5: « Как снег превращается в воду». 6.Занятие «Кому нужна вода?» 7.Задание детям на выходные дни: - выяснить дома, кому и зачем нужна вода; -понаблюдать, как мама использует воду в хозяйстве; -время от времени посматривать на кран – не течет ли вода зря; -во время купания поиграть с водой, придумать разные игры 8. Выяснение у детей, что их мама делает с водой. Где дома надо много воды: для мытья посуды, приготовления пищи, стирки белья, уборки.


Весна Март 1.Целевая прогулка на аллею: обратить внимание на изменившийся вид (появились проталины, небо стало ярко – голубое, солнце пригревает). 2.Рассматривание иллюстраций о весне. 3.Ознакомление детей с поговорками. 4.Наблюдение за потеплением, предложить потрогать нагревшуюся на солнце одежду. 5.Рассматривание термометра, наблюдение за тем, как изменяется утренняя и дневная температура. 6.Чтение детям рассказа Л. Толстого «Весна пришла». 7.Чтение стихотворения «Весенняя песенка». 8.Рисование «Весеннее солнышко».


Приложение ВОДА 1.Наблюдение за дождем из окна. 2.Загадывание детям загадки про дождь. 3.Чтение стихотворения П.Синявского «Про дождь». 4.Наблюдение на участке за лужами. Обойти их и убедиться, какие они большие. Лужи долго не высыхают. Дать детям задание проследить, где раньше высохнут лужи – в тени или на солнце. Спросить, почему так происходит. 5. Целевая прогулка на реку Сылва. Посмотреть какие изменения произошли. 6.Проведение опыта с водой (прозрачная, без вкуса) 7.Проведение инсценировки «Кто как от дождя спасается»


Предварительная работа 1.Театрализованные игровые занятия с детьми: «Снежинки», «Сосульки», «Снеговичок», «Снежинки и сосульки», «Забавные истории», «Добрая вода». 2. Аппликация- мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали». 3. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» (зимнее окошко). 4. Аппликация «Избушка ледяная и лубяная». 5. Рассматривание альбома «Кругом вода». 6. Аппликация с элементами рисования «Сосулька на крыше». 7. Аппликация обрывная (по замыслу) «Живые облака». 8. Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик». 9. Лепка объемная «Наш аквариум». 10. Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя» 11. Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях». 12. Рисование: «Идет дождь», «Снеговик», «Светит солнышко», «Деревья в снегу». 13.Аппликация « Лодки плывут по реке». 14. Лепка «Рыбка»


Занятие Беседа о снеге (с включением логических задач) Сообщение детям сведений о свойствах снега: снег состоит из снежинок; снежинки от тепла тают; из мокрого снега можно лепить; сухой снег рассыпчатый, из него лепить нельзя. Цель занятия: Помочь детям установить причинные зависимости: от тепла снег тает; если воду вынести на мороз, то она замерзает. Методы и приемы: снег в теплой комнате, вода на морозе. Показать картинки и изобразить в движениях снежинки. Занятие Беседа о зиме Рассматривание картин.



Образовательная область: познание.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательское.

Тип непосредственно-образовательной деятельности: интегрированная.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Словарная работа: объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей Полину М., Костю С., Аню М. формировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.

Предшествующая работа : разучивание физкультминутки, народных изречений о воде, чтение рассказов и сказок о воде, рассматривание иллюстраций и просмотр слайдов «Круговорот воды», отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: для каждого ребенка баночки баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупы по количеству детей, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.

Литература:
1. От рождения до школы : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2010. - 235 с.
2. Рыжова Н. А. Наш дом - природа. - Москва, 2001. - 115 с.
3. Савенков А. Н. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников - Москва, 2007. - 211 с.

Методические приемы:
- рассказ воспитателя о воде;
- использование мультимедиа;
- вопросы к детям;
- сюрпризные моменты;
- рассказ ребенка по схеме «Круговорот воды в природе»;
- рассказ о значении воды;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- художественное слово (загадки);
-физкультминутка под музыкальное сопровождение «Путешествие капельки»;
- анализ.

Интеграция с образовательными областями:
«Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в ученых. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода - самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше - познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово - вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей ). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Воспитатель: Без воды не сделать очень много простых, обычных дел, вода ничем незаменима.
Много ее - беда!
Мало ее - беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже вода.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем проводить опыты.
Ребята, как вы думаете, вода - это какое вещество, жидкое или сыпучее. А как это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт. Возьмем самую узкую баночку и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в самую широкую баночку (Потом пробует другой ребенок).
Теперь скажите, что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Дети: Вода принимает разную форму сосуда. Вода - это жидкость.
Воспитатель: Скажите, песок - это жидкость?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте на подносе сделать кучки на песке и воды. Значит, вещества эти разные. Вода - жидкость. Песок - сыпучий: лежит себе кучкой и не собирается рассыпаться ( убрать подносы , поставить другие) .
Итак, мы определили первое свойство воды - это жидкость. Как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы убедиться, что вода бесцветная, возьмем два одинаковых стакана. В одном находится вода, в другом молоко. Фломастерами нарисуем на листе бумаги какой-нибудь предмет. У каждого на столе рисунок с фигурой, дорисуйте его, чтобы получился какой-нибудь предмет. Поставим на картинку стакан с водой. Рассмотрим сверху свою картину. Что вы увидели?
Дети: Рисунок (солнышко….).
Воспитатель: А теперь поставим на то же место стакан с молоком. Что мы обнаружим?
Дети: Рисунка не видно.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Через воду рисунок виден, а через молоко не виден.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки» (Дети одевают шапочки - «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки).
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
(Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод).
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.

Звучит музыка. Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Ручейков должно быть несколько. Затем, по команде воспитателя, ручейки соединяются вместе. Река впадает в океан, дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает:
- Капельки, пора возвращаться домой. Появляется солнышко.
Дети кружаться по-одному, возвращаются к тучке. тучка просит рассказать о том, что они сделали на Земле. мама тучка выслушивает все ответы детей:
- Я полил леса, поля, луга.
- Я умыл землю.
- Я полил растения и цветы.
- Я полил деток, которые гуляли по улице.
- Я напоил животных.
- Я нечаянно попал в лужу….

Воспитатель: Молоды, садитесь, пожалуйста, на свои места. Я расскажу вам одну историю. Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?
- Светка! - крикнул он сестре. - Ты мою воду вылила?
- Нет! - ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?
Дети: Испарилась, превратилась в пар.
Воспитатель: Еще одно свойство воды - она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое - сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар - это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Воспитатель: А сейчас рассмотрим схему «Круговорот воды». Узнаем, как путешествует вода над землей.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!

Воспитатель: Куда же девается дождевая вода? / ответы детей /. Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Вот еще одно свойство воды - она испаряется.
Ребята, любую ли воду можно пить? А талую воду можно пить? Сравним талую воду и воду из-под крана. Предлагаю вам рассмотреть воду через лупу. Что вы увидели? Даже самый белый чистый снег грязнее воды из-под крана.
Чистый снег - грязная талая вода, не пригодна для питья человеку.
А что можно делать с талой водой? талой водой хорошо поливать растения. Давайте польем наши цветы.
Ребятки, вы убедились, что талая вода не пригодна для питья. В талой воде много микробов, которые могут нанести вред нашему здоровью. Значит, снег нельзя есть.
Для того, чтобы вы не болели, из кипяченной воды я сделала витаминный чай. какие витаминные чаи вам известны?
Дети: С мятой, шиповником, из лекарственных растений.
Воспитатель: Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети: Шиповник, крапива, ромашка, мята, мелисса, мать-и-мачеха, липовый цвет, зверобой…
Воспитатель: Кто знает, как приготовить травяной чай?
Дети: Заваривают крутым кипятком и дают настояться.
Воспитатель: А из какой лекарственной травы мой чай, вы должны догадаться, когда попробуете его.
Дети пробуют витаминный чай и называют, из какой лекарственной травы он заварен.
Дети: Из мяты.
Чаепитие
Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Дети: Опыты.
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.

Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
Название: Конспект для старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 125 «Дубок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Месторасположение: г. Чебоксары Чувашская Республика