Этот прекрасный и трудный возраст - 10-11 лет.

Четвёртый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребёнка. Четвероклассники - выпускники начальной школы. Это очень непростой возраст. Психологи выделяют возраст 7-10 лет как младший школьный, а 11-15 лет - как подростковый. Таким образом, возраст 10-11лет находится как бы в подвешенном состоянии, то есть ребёнок ещё не подросток, но уже и не младший школьник. Всё перемешано здесь, и поэтому девочки, а потом и мальчики становятся частично неуправляемыми, что характерно для подростков, а с другой стороны - 10-11- летние дети чрезвычайно пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

Ключевым событием психофизического развития 10-11-летнего возраста является половое созревание. С этой точки зрения наши четвероклассники - несомненно, подростки. Это очень влияет на их поведение - проявляется бунтарство, конфликтность. Локально-капризной называют учёные эту первую стадию подросткового периода. Резко усиливаются негативные проявления в домашнем поведении, например, грубость по отношению к маме, и в то же время вне семьи - благовоспитанность и доброжелательность. В школе это неровность в усердии, низкий уровень внимательности, большая отвлекаемость, забывчивость. Детям этого возраста свойственна крайняя эмоциональная нестабильность в связи с физиологией - рассогласованы темпы роста и развития различных функциональных систем организма. Происходит замена учебной деятельности как ведущей (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность - общение.

К сожалению, мы, взрослые, часто упускаем этот возраст, не становимся другом своему ребёнку. Впоследствии многие родители расплачиваются за это острейшими социальными проблемами зрелого подросткового возраста: высокий процент беременности 14-15летних девочек, расцвет подростковой преступности, наркомания, подростковый суицид. Учёные прослеживают ростки этих негативных проявлений и находят их именно в 10- летнем возрасте. Вот поэтому сейчас нам с вами надо быть особенно внимательными к нашим детям.

Резко возрастает зависимость от компании сверстников. Особенно это касается тех детей, чьи родители слишком авторитарны, или, наоборот, излишне снисходительны к негативным проявлениям в поведении своего ребёнка.

Легче протекает этот период в семьях, где царят тёплые отношения, где ребёнок чувствует любовь всех близких в сочетании с доброжелательной требовательностью. В таких семьях существуют традиции, все знают свои простые обязанности и всегда придут на помощь.

Дети легко поддаются чужому влиянию, особенно старших подростков, чтобы и самому казаться взрослым. Поэтому родителям надо стремиться стать ребёнку другом, чтобы ваше место не занял подросток из подворотни. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Научите его, что в случае любых неприятностей, что бы с ним не произошло - надо бежать домой. Здесь и только здесь тебе помогут, спасут, поймут и пожалеют. Пишите друг другу записки со смешными словечками, а не просто «вымой посуду, подмети, вынеси мусор и т.п.» Активно выслушивайте ребёнка, переспрашивайте, то есть всеми силами выражайте заинтересованность его проблемами. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает вам. Используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подробные беседы о школе. Сидит целыми днями за компьютером - попросите научить играть и вас. Попробуйте поболтать с ним на его языке, а потом незаметно от игр перейдёте на действительно важное и нужное.

Все конфликты старайтесь решать мирным путём. Не надо ссориться. Чаще всего родителей раздражает, что ребёнок не может сдержать себя. А он и вправду не может! Нет у него для этого физиологической основы, особенно у мальчишек. У мальчиков формируется активная воля, которая базируется на процессах возбуждения и движет их на поиски новых ощущений, впечатлений, приобретения опыта. Девочки более сдержанны, так как у них лучше развиты процессы торможения. Поэтому будем учитывать физиологию своего чада, и сначала посчитаем до десяти, а потом начнём «разбор полётов». Конечно, наказание - неотъемлемая часть воспитания. Но это не месть за то, что ребёнок посмел меня ослушаться. Наказание - это наказ, и значит, необходимо объяснить, а может быть, даже и показать, как надо было поступить. Нужно продемонстрировать, что наказание - это родительский долг: «Мне тяжело тебя наказывать, но я должна.» Наказание - это лишение удовольствия. Но самое тяжёлое - это лишение общения. Игнорирование ребёнка применяйте очень осторожно, некоторых детей это может серьёзно травмировать. Но в любом случае оставайтесь ребёнку другом. Рассказывайте ему о своих переживаниях в этом возрасте. Старайтесь говорить откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребёнком. Даже если чего-то не знаете или не понимаете, не стесняйтесь говорить ему об этом.

Не следует употреблять выражения:

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз тебе нужно повторять!

О чём ты только думаешь!

Ты такой же, как твой… - Отстань, некогда мне!

Почему Лена такая, а ты…

Желательно говорить:

Ты у меня самый умный (красивая).

Как хорошо, что ты у меня есть!

Ты у меня молодец!

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал! Научи меня.

Спасибо тебе. Я тебе очень благодарна.

Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась.

Праздность - враг детства. Плохо, если ребёнок целыми днями предоставлен сам себе. Постарайтесь, чтобы ваши дети посещали музыкальную школу или спортивные секции, или ещё какие-то дополнительные кружки. Во-первых, это развитие интеллекта, во-вторых, это развитие волевой сферы - организованность, воля, соблюдение режима дня. Ребёнок может быть погружён в такие занятия, которые позволят ему проявить свою смелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Ещё в старину говаривали, что «деловая пора ума даёт, а на безделье дурь в голову лезет». Тот, кто пассивно проводит отдых, откровенно бездельничая, впоследствии расплачивается снижением показателей своего интеллекта.

Трудность 10-11-летнего возраста усугубляется и тем, что у детей начнётся новый этап жизни-переход в среднее звено. Несколько учителей вместо одного, и у каждого свой характер, свои требования, свой подход к делу. Возрастает темп работы, изменяются требования к оформлению работ, появляются новые дети, другой учебный кабинет - всё по-новому. Помощь и внимание родителей в это время особенно важна. Познакомьтесь с новыми учителями. Вы должны знать учителей вашего ребёнка не только в лицо, но и по имени-отчеству, так же как и они вас. При этом постарайтесь, чтобы, завидя вас, они улыбались, а не белели лицом от гнева. Просите совета учителей при возникновении проблемы. Для подростков учитель - уже не непререкаемый авторитет. В адрес учителя могут звучать критические замечания ("вредный историк"). Важно обсудить причины недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.

У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам - одни дисциплины нравятся больше, другие - меньше. Предпочтене тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными особенностями ребёнка. А если у ребёнка никаких особенных предпочтений не обнаруживается? Психологические исследования показыают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразличен ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребёнка, и необходимо поддерживать. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить знания, полученные в школе, к домашней деятельности. Например, рассчитать необходимое количество ингридиентов для приготовления блюда, метраж обоев, перевести со словарём с английского языка рецепт и т.д. Любит фильмы - подарите книгу, по которой был поставлен фильм. Глядишь - и приобщится к чтению.

Несмотря на кажущуюся взрослость, дети нуждаются в ненавязчивом контроле со стороны родителей, так как они ещё далеко не всегда могут сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.Будьте ребёнку другом - и всё у вас получится.

Воспитание мальчиков — сложный процесс и психология в этом деле играет не последнюю роль. В древние времена воспитание детей было направлено на выживание, именно поэтому мальчики были выносливыми и смелыми. Их с первого года жизни учили владеть оружием и переносить любые трудности. Каждая вторая семя была многодетной, и за всеми детьми уследить не получалось. Малыши раньше становились самостоятельными от отсутствия воспитания. От 6 и до 12 лет, воспитание было делом отца.

Сегодня, мамы воспитывают в мальчиках, в первую очередь, послушание и терпимость. Они ставят за цель воспитать сильного мужчину, но получается в точности до наоборот.

Почему так происходит? Все дело в том, что психологически мальчики кардинально отличаются от девочек. Они видят мир по-другому, и если мать подстраивает сына под свое виденье, она подавляет в нем мужскую сущность.

Как уже говорилось в наших статях, в воспитании мальчиков, отец играет большую роль и является предметом для подражания. К сожалению, темп жизни не позволяет много времени проводить вместе с ребенком и малышу не хватает внимания папы. Чтоб это компенсировать, в 10 лет он начинает искать внимание других мужчин (дедушки, дяди), но эти примеры могут оказаться нехорошими.

Отец должен прививать сыну правильные понятия и принципы. Это возможно, лишь в том случаи, если папа был с ребенком с первого года, и малыш уважает его. У дошкольников формируются черты характера и привычки, именно в этот период воспитание отца будет, уместным.

Вместе с этим ищут и читают:


Постарайтесь поддерживать и подбадривать ребенка, помогать ему, преодолевать препятствия.

Важно! Ни в коем случаи не ругайте ребенка за неудавшуюся попытку помочь, ведь он искренне хотел принять участие в делах отца, а в результате понял, что инициатива наказуема.

Для того чтоб ваш маленький герой вырос настойчивым и уверенным в себе, мальчика нужно привлекать к мужским занятиям, не отбирая у него молоток, во избежание последствий. Лучше проследить за деятельностью ребенка и заслуженно его похвалить, чтоб он чувствовал свою значимость.

Мать часто и безосновательно хвалит малыша, тем самым проявляя свою безусловную любовь, сын привыкает к этому и перестает стараться. Похвалу отца нужно заслужить и по пустякам радовать малыша теплыми словами не стоит, но значительные достижения должны поощряется. В маленьком возрасте это может быть даже проявление выносливости в подъеме на горку.

Чем больше вы позволяете парню делать самостоятельно (немного помогая ему), тем быстрее он научиться и поймет, что многое может, без постороннего вмешательства.

В 10–12 лет мальчики ищут лидера среди своего окружения и лучше, чтоб отец до этого времени, стал авторитетом для парня. Несомненно, это кропотливая и трудная работа, на протяжении всего детства, но хорошее воспитание того стоит.

Чрезмерная опека матери


Многие мамочки стараются защитить свое чадо от всего на свете, они контролируют каждый шаг мальчика с первого года и запрещают ему буквально все. Впоследствии жалуются, что ребенок боится спать в своей комнате или не может пройти через темный коридор. Ничего удивительного в этом нет, ведь постоянно подавляя его стремление к исследованиям, мать не дает ребенку понять истинную опасность.

Мальчику нужно пространство для проявления смелости и терпимости. Не стоит бежать к малышу при первом его падении. Обратите внимание, если малыш заплачет, он нуждается в вашей поддержке и ее необходимо ему дать. Если же парень не станет капризничать, стоит его похвалить и указать на его терпение к боли и выносливость. Неоправданную жесткость воспитания тоже применять не стоит.

Чрезмерная опека матери – распространенное явление. Мама боится за свое чадо (особенно если сын единственный ребенок в семье) и хочет уберечь его здоровье. Все же за этим скрывается эгоизм, ведь воспитывая сына для себя, мать лишает его силы воли. В результате парень страдает в школе от более сильных обидчиков и к тридцати годам живет с матерью, без каких-либо стремлений. Есть и другой сюжет, более сильные по характеру мальчики взбунтуются, и мать будет, не в состоянии с ними справится. И попытки отца исправить ситуацию будут тщетны. Психология мальчиков отличается от девочек и мама не должна навязывать парню свои идеалы.

Для того чтоб сын был истинным защитником в будущем и стремился к лидерству, матери нужно позволить малышу принимать решения самостоятельно. Пусть это будет выбор штанов на улицу или блюдо на завтрак, но он почувствует, что его мнение учитывают. Он должен рассчитывать на свои силы и в разных ситуациях со сверстниками.

Важно! Не стоит пугать ребенка жуткими монстрами или чудищами, которые скрываются в темноте и придут, если он будет плохо себя вести, ведь от этого парень не будет проявлять смелость, а лишь перестанет заходить в темные комнаты или потребуется консультация психолога.

Мамы и бабушки часто балуют дошкольников, вместо того чтоб воспитывать выносливость, они позволяют валяться весь день на диване за просмотром мультфильмов. Это плохо скажется не только на самодисциплине парня, но и на его физическом развитии. Мама должна приучать парня к активному времяпровождению и здоровым физическим нагрузкам, учитывая его возрастные особенности. Он не научится выносливости без регулярных занятий спортом.

В 10–12 лет парни будут доверять матери и показывать свою любовь лишь при правильном воспитании. Теплые отношения будут результатом умеренных ограничений и возможности проявить себя. Мужчина 12 лет будет уважать маму, и благодарить ее, ведь вместо запретов, она способствовала его достижениям.

Видео: Аспекты воспитания сына

Воспитание мальчика без отца


Воспитание мальчиков и особенности матери, которая растит сына самостоятельно, заставляет ее посещать психолога с проблемами в воспитании. Им требуется консультация, когда сыну уже 12 лет, и они не в состоянии с ним справится. В этом возрасте изменить что-то сложно, ведь фундамент заложен и многие привычки сформированы.

Начинать задаваться вопросом воспитания в одиночку стоит с ранних лет, или с того момента, как отец покинул вашу семью. Помимо развода, мальчики остаются без отца вследствие его смерти, что и так наносит им большую травму. И теперь роль обоих родителей ложится на хрупкие плечи женщины.

Помимо того, что матери нужно зарабатывать деньги для семьи, так еще и уделять внимания домашним делам. Времени остается невероятно мало, но ребенку необходима забота и внимание.

Важно! Первое, следует понять, что без мужчины, воспитание самодостаточного и уверенного в себе парня невозможно. Это должен быть другой близкий член семьи или тренер.

Постарайтесь привлечь дедушку или дядю к воспитанию малыша, или хотя бы иногда проводить с ними время. Естественно, они не заменят отца, но смогут компенсировать мужское внимание. Не стоит перелаживать свои обязанности по дому на мальчика. Естественно, вам трудно, и стоит поощрять его инициативу в этом, но не заставлять.

Дошкольников можно отправить на разноплановые секции, в которых преподает мужчина или с исключительно мужским коллективом (бокс, футбол). Подберите занятия, учитывая особенности малыша. Там мальчик научится выносливости и взаимодействию с другими ребятами, определит свое место в коллективе. Парню в 5 лет нужно выплескивать много энергии, и не стоит запрещать ему, весело носится по дому и кричать в свободное время.

Достижения для мужчин безумно важны в любом возрасте и будь это малыш 3-го года жизни или 12 лет, получая похвалу за успех, они стремятся к большему. Спорт поможет реализовать это желание, но матери необходимо интересоваться всем, что делает ребенок. Постарайтесь выучить игроков его любимой команды, если это футбол или запомнить основные правила и название ударов, если это тхэквондо.

Главное, искренне радоваться его умениям и ездить на соревнования, чтоб парень видел вашу заинтересованность. Для мальчиков не менее важно всеобщее признание, они обожают внимание и заслуженную похвалу. Матери нужно способствовать этому в первые годы. Дошкольников с третьего года жизни можно привлечь к простому физическому труду (помочь принести тетрадки воспитательнице или подать стул девочке). Также стоит воспитывать из мальчика джентльмена, который с удовольствием уступит девочке или пропустит ее вперед. В 10–12 лет это отразится и на отношении к маме, ведь она тоже женщина и заслуживает внимания.

Разумеется, все мальчики разные и при их воспитании стоит учитывать главные особенности. Не стоит игнорировать советы психолога в трудных ситуациях, ведь не всегда ребенок спокойно относится к уходу отца и ему необходим, профессиональный подход.


В 10-11 лет ваш отпрыск уже не маленький, но еще не подросток. Это очень непростой период, как в развитии человека, так и в отношениях между ребенком и родителями. В этом возрасте меняется не только детская психология, но и физиология.

Примечательно, что период перед половым созреванием, а именно 10-11 лет, протекает не у всех одинаково: кто-то справляется самостоятельно, причем неплохо, а кому-то необходима помощь психолога, который поможет пережить этот непростой период.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ У РЕБЕНКА 10-11 ЛЕТ

Каждый родитель должен знать, какие именно физиологические изменения затронут его отпрыска.

Во-первых, в 10-11 лет происходит ускорение роста, нередко дети становятся "долговязыми" из-за резкого роста скелета и конечностей. Во-вторых, увеличивается масса мышц, которые, однако, еще не способны вынести длительного напряжения. Поэтому важно контролировать время физической нагрузки и отдыха.

В-третьих, становятся все более заметны внешние признаки половой принадлежности (округление таза у девочек, изменения во внешнем виде половых органов и т.д).

Очень многие дети начинают комплексовать в связи с изменениями, происходящими в их теле, отсюда появляется замкнутость, раздражительность и нежелание слушать взрослых.

ХАРАКТЕР РЕБЕНКА В 10-11 ЛЕТ

В характере ребенка также наблюдаются изменения, порой не в лучшую сторону: дети часто отвлекаются от учебного процесса, ведут себя вызывающе, остро реагируют на малейшее замечание. При этом, на выполнение домашних заданий школьнику теперь требуется больше времени, и причина этого кроется вовсе не в их объеме.

Родители должны быть готовы к тому, что вот-вот ребенок начнет бунтовать против их контроля, да и вообще против всего, с чем раньше соглашался. Стоит где-то перегнуть палку или, наоборот, дать слабину, и потеря родительского авторитета не за горами.

Особенность возраста заключается в том, что мнение сверстников (да и чужих взрослых) для ребенка становится важнее родительского. И теперь девочка будет популярной кокетке из класса, а не маме. Поэтому, если вы начинаете открыто критиковать друга или подругу ребенка, будьте уверенны - ваш вчерашний малыш сделает все с точностью наоборот из чувства противоречия.

Поэтому, критиковать друзей ребенка необходимо очень деликатно без всяких запретов. Если вам не нравится кто-то из сверстников, достаточно обратить внимание отпрыска на отрицательные качества его друга, которые не совсем соответствуют возрасту или нормам поведения.

Не стоит пытаться силой привязать ребенка к себе, придется смириться с тем, что ваш "маленький медвежонок" теперь все больше будет отдаляться от вас. Но и пускать ситуацию на самотек тоже не стоит и лишать чадо даже маленькой доли контроля. Все проблемы необходимо решать с помощью переговоров, а не угрозами и агрессией. Научите ребенка сотрудничать со взрослыми, тактично высказывать свое мнение, не испытывая перед ними страх. Ведь, именно в этом возрасте закладывается основа будущих отношений между вами и ребенком и вряд ли вам лет через пять захочется столкнуться с еще большими проблемами.

10-11 лет - возраст, в котором очень легко попасть под влияние "дурных людей", поэтому обращайте внимание на малейшие изменения в поведении вашего ребенка. Ведь, лучше предотвратить беду, чем потом упрекать себя в бездействии.

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

    дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

    совершенствование головного мозга и нервной системы;

    рефлексия, анализ, внутренний план действий;

    качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

    развитие нового познавательного отношения к действительности;

    ориентация на группу сверстников своего возраста;

    неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

    нервно-психическая ранимость ребенка;

    неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

    развитие познавательных потребностей;

    развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

    изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

    раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

    развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

    формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

    развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

    становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

    развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

    усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.