«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

Меню статьи:

Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

Глава вторая: Предсказание убитого монаха

Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


Глава третья: Жестокое наказание

На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


Глава четвертая: В роли няньки

Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

Глава пятая: Голован отдает ребенка

Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

Глава шестая: Дуэль

Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

Глава седьмая: Пленник у татар

Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


Глава восьмая: Просьбы о помощи

Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

Глава девятая: Освобождение из плена

Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

Глава десятая: Перемены к лучшему

Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

Глава одиннадцатая: В трактире

Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

Глава тринадцатая: Цыганка Груша

Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

Глава четырнадцатая: Разговор с князем

Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

Глава пятнадцатая: История князя

Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

Глава девятнадцатая: на войне

Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

Глава двадцатая: Монах

Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова

3.7 (73.33%) 3 votes

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Сначала он едва не погиб в аварии, потом лишился барской милости и согрешил, украв коней у хозяина. За грех он толком ничего не получил и, сделал фальшивые документы, нанялся в няньки к поляку. Но и там он долго не задержался, снова нарушив господскую волю. Потом в бою за коня он случайно убил человека, и во избежание тюрьмы уехал жить с татарами. Там он работал врачом. Татары не желали его опускать, поэтому насильно пленили, хотя там он обзавелся семьей и детьми. Позже пришлые люди принесли фейерверки, ими герой отпугнул татар и сбежал. По милости жандармов он, как беглый крестьянин, оказался в родном имении, откуда его выгнали, как грешника. Потом он три года прожил у князя, которому помогал выбирать хороших коней для армии. В один вечер он решил напиться и промотал казенные деньги на цыганку Грушу. Ее же полюбил и выкупил князь, а позже разлюбил и прогнал. Она попросила героя сжалиться над ней и убить, он столкнул ее в воду. Потом он пошел вместо единственного сына бедных крестьян на войну, совершил подвиг, приобрел чин офицера, пошел в отставку, но не смог устроиться в мирной жизни, поэтому пришел в монастырь, где ему очень понравилось. Вот, про что написана повесть «Очарованный странник».

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он - патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина - это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание Очарованный странник

По дороге к Валааму по Ладожскому озеру на корабле встретились несколько путников. Когда судно причалило у Корелы, пассажиры поехали на лошадях, рассуждая о том, зачем неугодных людей так далеко ссылать, если есть такие пустынные места, где апатия одолевает всякое свободомыслие. Одного из них звали Флягин Иван Сверьяныч . Одет он был в послушничий подрясник и с виду был похож на настоящего богатыря. Он уверял своих спутников, что является знатоком всех лошадей и всю жизнь погибал, но по воле Божьей никак не мог погибнуть. Затем он стал рассказывать историю своей жизни.

Был Иван Северьяныч родом из Орловской губернии. Он с детства жил на кучерском дворе и рано пристрастился к лошадям. В одиннадцать лет он уже стал форейтором, хотя физически был пока слаб. Как и любой форейтор, он стегал по дороге кнутом тех, кто становился у него на пути. Однажды по дороге в монастырь он так убил старика-монаха, спавшего с возу. Граф, у которого он служил, уладил это дело, но ночью Ивану во сне явился этот старик и корил его. При этом он сказал Флягину, что тот «обещанный» Богу сын, оттого будет много раз погибать, но так ни разу не погибнет, пока не придет настоящая погибель. Вот тогда он и пойдет в чернецы. С этими словами монах и исчез.

Вскоре граф со всей семьей поехали в Воронеж. В селе Крутом ему опять привиделся этот монах, но Иван слушать его не стал. Когда они проезжали через опасный обрыв, где погибло немало людей, с ними приключилась беда. Лопнул тормоз, а лошади понеслись к обрыву. Иван спрыгнул с козел и всеми силами затормозил экипаж. Граф с графиней и их дочерью чудом остались живых. Ивану, которого прозвали Голован, они обещали подарить все, что он захочет. Но он дурак попросил только гармошку. С тех пор он был в милости господ. Однажды он отрубил хозяйской кошке хвост за то, что она таскала у него голубей. За это его приказали сечь, а затем отправили в сад бить камешки молотком.

Это его так расстроило, что он хотел было покончить с жизнью. Но и тут ему не повезло. Веревку, которую он приготовил для смерти, обрезал цыган. С ним он и ушел от графа, но по дороге расстался и пошел в «няньки» к маленькой дочке одного барина. Там он тоже долго не задержался. Вышло так, что он подрался с офицером-уланом и разгневанный хозяин погнался за ним. Отослали его без паспорта прочь, и пришлось ему идти по степи, где проходят татарские торги коней. Там ему понравился один красавец-конь, из-за которого он не выдержал и запорол одного татарина до смерти. Как и полагается его отвели в полицию, но он и оттуда сбежал. Тогда татары поймали его и оставили у себя лекарем.

Много лет он прожил у татар, даже женился несколько раз и имел много детей. Но он своих жен «Наташ» и детей «Колек» не любил, так как были они «некрещеными». Иван уже совсем потерял веру попасть домой. Через некоторое время в степи появились русские миссионеры, но Ивана с собой брать не хотели. Когда одного из них убили, Иван похоронил его по православным обычаям и сказал, что «азият» надо насильно превращать в христиан. Сам он переоделся в огненного бога Талафу и крестил татар. Далее, по дороге ему встретились русские, пьющие водку, но они его «беспаспартного» прогнали. Побывав в Астрахани в остроге, он вернулся, наконец, домой.

Там он устроился по конской части, помогал выбирать хороших лошадей. Его взял к себе на работу один князь. Иван Северьяныч периодически напивался, перед этим оставляя деньги у князя. После продажи красивой лошади Дидоны он отправился в трактир, где встретил человека, которому «бросить пить христианские чувства не позволяли». Пытаясь освободить Ивана от пьянства, он чрезвычайно споил его. За ночь он перемещался из одного трактира в другой и случайно познакомился с прекрасной цыганкой Грушенькой . Все деньги он спустил на то, чтобы послушать ее пение. Хозяин Ивана и сам немало денег потратил, чтобы выкупить ее из табора.

Поначалу она ему нравилась, а потом у него остыли чувства, а Груша теперь мучилась ревностью. Князь вскоре собрался жениться, а несчастную Грушеньку хотел выдать за нелюбимого Ивана Северьяныча. Более того, он хотел ее отправить в изгнание. От всего этого у Груши сил больше не было жить дальше. Она стала просить Ивана убить ее одним ударом в сердце, иначе она сама хотела на себя руки наложить. При этом добавила, что если не умрет, то станет «самою стыдной женщиной». Иван Северьяныч колоть ее не стал, а велел молиться и потом спихнул с крутого обрыва в реку.

По дороге обратно он узнал, что крестьянских сыновей забирали в армию. Прикинувшись крестьянским сыном, он попросился на войну, хотел найти быструю погибель. Перед отъездом он отдал все свои деньги в монастырь, как вклад за Грушину душу. На войне он мечтал погибнуть, но остался невредим. Тогда рассказал он про Грушину убийство, но доказательств нет, оттого никто ему не поверил. Вскоре его отправили домой с орденом святого Георгия и рекомендательным письмом. Сначла он недолго работал в адресном столе, потом подался в актеры. Но и там он долго не задержался. Ему выпала роль демона, а как раз была Страстная неделя. Играть такую роль было грех, тогда ушел он в монастырь.

Монастырская жизнь ему была по душе. Там и лошади были, и жизнь в послушании. Однажды ему явился бес в женском образе. После этого он стал усердно молиться, остались только маленькие бесы. Одного беса он зарубил топором. Как потом оказалось, это была корова. После очередной такой выходки посадили его в погреб, где у него открылся дар пророчества. Но и монастырь не стал для него последним пристанищем. Теперь на корабле он отправлялся молиться в Соловки. Внутренний голос предвещал ему скорую смерть и отправлял на войну, а за свой народ и умереть было не жаль.

Путешественники плыли на корабле по Ладожскому озеру. На одной пристани на борт поднялся человек огромного роста. Судя по одежде, он готовился уйти в монастырь или уже был монахом. Мужчина производил впечатление доброго и простодушного человека. Но было видно, что жизнь он прожил, отнюдь, не легкую и много повидал на своем веку. Путешественники завязали с ним беседу.

Назвался мужчина Флягиным Иваном Северьянычем. Сказал, что много совершил путешествий. Собеседники попросили нового знакомого поведать о своей жизни и приготовились слушать истории о странствиях Ивана Северьяныча.

Глава вторая

Появился Флягин на свет в Орловской губернии. Родительская семья была из крепостных, в подчинении графа. Отец Ивана Северян служил кучером при дворе, поэтому сын, можно сказать, вырос в конюшне. С детства Иван узнал о лошадях абсолютно все.

Мальчик подрос и тоже стал выполнять обязанности кучера. Однажды, когда он вез графа, на узкой дороге ему не захотела уступить путь чья-то повозка. В ней спал старый монах. Флягин, пытаясь обогнать воз, нечаянно ударил монаха кнутом по спине. Тот спросонья потерял равновесие и упал на землю. Монах попал под колеса и был раздавлен насмерть.

Делу хода не дали, но в ту же ночь погибший священник явился молодому кучеру во сне. Он смотрел на Флягина с укоризной и напророчил ему несчастную жизнь. Это пророчество звучало примерно так: Иван будет много раз находиться на краю гибели, но сможет избежать быстрой смерти, а потом острижется в монахи.

Пророчество убитого стало сбываться уже через несколько дней. Повез Флягин графа, а у подножия крутой горы у повозки отказали тормоза. Лошади, что были впереди, упали в пропасть, но задних кучер смог удержать. Графа он спас, а сам улетел куда-то вниз. Остался Иван жив лишь чудом – упал на глиняную глыбу и съехал с нее, словно на санках.

Глава третья

В скором времени завел Иван у себя в конюшне пару голубей. У птиц постоянно вылуплялись птенцы, но их повадилась есть местная кошка. Как-то Флягин изловил ее, высек кнутом и отрубил хвост.

Кошка эта оказалась графской. Когда господин узнал, что кучер сделал с животным, то послал к Ивану свою горничную. Та выругала кучера и дала ему пощечину. Флягин такой обиды не стерпел и выгнал женщину грязной метлой. За это Ивана сильно избили и отправили на нудную работу. Ему нужно было, стоя на коленях, бить камушки для дорожек графского сада.

Иван так измучился на этой работе, что решил повеситься. Пошел он в лес, надел петлю на шею и прыгнул с дерева. Но тут внезапно появился цыган и перерезал веревку. Он предложил Флягину бежать от «графьев» и вместе красть коней. Не хотелось Ивану заниматься воровством, но другого выхода у него не оставалось.

Глава четвертая

В ту самую ночь, когда Иван повстречал цыгана, они вместе украли из конюшни двух лучших лошадей, а затем сбыли их в Карачеве, куда поехали. Но подельник Ивана оказался хитрым и выделил Флягину из всей суммы всего лишь рубль. А обставил это дело так, что он – профессионал, а Иван только учится воровскому ремеслу.

Понял Флягин, что цыган «нагрел» его, и ушел от конокрада. Сделал Иван через писаря отпускной вид с печатью, на что истратил последние деньги, и поехал в Николаев. Там он устроился на работу к одному барину. Жена того господина сбежала от мужа со скупщиком лошадей, бросив маленькую дочь. Вот и вверил барин свою девочку Флягину, приказал опекать ее.

Иван водил ребенка к морю, поил козьим молоком. Но как-то раз вновь приснился Флягину убитый монах и сказал, что нужно идти дальше, много еще испытаний ждет Ивана впереди. В этом же сне увидел Флягин широкую степь и диких коней.

А на морской берег стала часто приходить сбежавшая барыня. Она просила Ивана отдать ей дочку и обещала за это щедро его наградить. Но Флягин не соглашался. Не хотел он барину причинить боль.

Глава пятая

Пришел как-то на берег и новый муж барыни. Сначала они с Флягиным подрались и все деньги, что были предложены Ивану за девочку, по берегу разбросали. Но после Иван пожалел женщину и вернул ей дочку. Однако к барину уже не мог вернуться и поехал вместе с новыми знакомыми в Пензу. Там женщина заплатила Флягину двести рублей, на том и разошлись в разные стороны.

За Сурой часто торговали лошадьми. Орда татарская хана Джангара пригнала целые табуны. В последний день торговли хан выставил на продажу прекрасную белую кобылицу, которая была очень резва и красива. За нее и завязался спор, хотели завладеть лошадкой два знатных татарина. Никто из них не шел на уступки. Стояли насмерть. Много времени прошло, а кобылица все еще ничейной была.

И тогда придумали татары, как проблему решить. Сняли рубахи, сели напротив и начали, сил не жалея, пороть друг друга хлыстом по спине. Уговор был: кто сдастся первым, тот лошадь белую и уступит. Вокруг такого действа собрались зрители. Ивану так понравилось это состязание, что он и сам захотел поучаствовать.

Глава шестая

На сей раз на кону был жеребец караковый, в разы лучше белой кобылки. Сел Иван за него состязаться с татарином Савакиреем. Здоровый тот был мужик, как и Флягин. Долго они поролись. Не на шутку кровью истекали, но не уступал ни один. Но, в конце концов, не выдержал Савакирей и свалился замертво.

Татары претензий к Ивану не имели, ведь поролись они добровольно. Но вот русские власти решили Флягина под стражу взять за убийство. Снова пришлось Ивану убегать. На этот раз бежал он в степь далекую с ханом и татарами. Захотели басурманы, чтобы Флягин с ними остался. Почему-то решили, что он лечить разные хвори может. А на самом деле знал Флягин только два снадобья – калганный корень и сабур.

В скором времени взяла Ивана страшная тоска по родной сторонке. Что ни день – вспоминает Россию. Попробовал Флягин сбежать от татар, но ничего у него не вышло. Те его поймали, разрезали стопы и засунули под кожу конские волосы. После такой экзекуции передвигаться Иван мог лишь с вывернутыми ногами, на щиколотках. Конский волос иглами впивался в плоть мужчины.

Больше татары ничем Ивана не обидели, даже дали ему двух жен. Одной из них недавно исполнилось тринадцать лет. Еще раз Флягин сбежать не пытался. Через несколько лет послали его татары в соседнюю орду, а там украли Ивана другие татары и откочевали на большое расстояние.

Глава седьмая

В новой орде выделили Флягину двух других жен. Обе родили от него детей. Но Флягин не считал младенцев своими, поскольку они были не его веры.

Скучал Иван по родине все сильнее, достало его однообразие степи. Не по душе была и жесткая татарская конина. Все чаще вспоминал он свою родную деревню. Там в праздник готовят гусей и уток, а добрый пьяный священник отец Илья ходит из дома в дом. В каждой избе выпивает рюмашку и собирает угощения разные.

С татарами жизнь совсем иная. Очень тяжело было Ивану без христианской веры. С женами он жил без венчания, а если умрет здесь, знал, что похоронят без отпеваний. Сильно эта мысль терзала душу Флягина. Он частенько выползал из татарской юрты и возносил молитвы Богу.

Глава восьмая

В один день его молитвы были услышаны, в татарскую орду пришли два христианских проповедника. Еле дошел Иван до них, мешал конский волос в ступнях. А когда дошел, упал Флягин к проповедникам в ноги и попросил забрать отсюда. Но татары захотели за Ивана большой выкуп, а у проповедников таких денег не было.

Вскоре одного из проповедников Иван увидел мертвым. Кожа у него была содрана, а на лбу вырезан крест. Такая же участь ожидала и иудейского проповедника, который вскоре забрел в татарскую орду. Не любили басурманы, когда им веру чужую навязывали.

Глава девятая

Еще через некоторое время в татарскую орду пришли два человека с ящичками. Они стали пугать татар богом Талафой. Говорили, что если он разгневается, то может вызвать огонь небесный и за ночь сжечь все. Еще сказали, что такой пожар может случиться ближайшей ночью.

И, правда, в эту же ночь в степи послышалось шипение, а потом с неба начал огонь разноцветный сыпаться. Иван догадался, что это салют. Гости сбежали, но один из ящиков с фейерверками прихватить забыли. Флягин начал запускать в небо горящие предметы, а татары, которые никогда салюта не видели, со страху упали ему в ноги. Иван смекнул, что такой поворот событий ему явно на руку, и заставил татар креститься. Он сказал, что обжег кожу землей, из которой были салюты сделаны.

Флягин прикинулся больным и стал эту землю к своим раненым стопам прикладывать. Очень скоро ноги набухли, и конский волос вышел вместе с гноем. Когда ступни зажили, Иван поджег на прощание еще один фейерверк и сбежал от татар. Они гнаться за ним не осмелились, поскольку боялись гнева божьего и огня небесного.

Иван Северьяныч прошел в одиночку через всю степь и вышел к Астрахани. Там он сильно напился, попал в полицию и был отправлен в имение к графу. Отец Илья на три года отлучил Флягина от причастия, поскольку тот с татарскими женщинами «многоженствовал». А граф не захотел держать при себе такого мужика. Ивана высекли и отправили на оброк.

Глава десятая

Флягин пошел на ярмарку, где решил воспользоваться полученным опытом. Он предлагал свои услуги мужикам, которых обманывали цыгане при покупке коней. Вскоре Иван обрел хорошую славу, и его взял к себе помощником один князь.

В течение трех лет Иван жил с благородным князем и получал неплохие деньги. Вельможа доверил Ивану должность казначея, поскольку сам любил частенько сыграть в карты и проигрывался до последнего рубля. Если Иван видел, что игра у князя не шла, переставал давать ему деньги.

Словом, все было у Флягина хорошо. Единственно, что омрачало его жизнь – это запои. А случались они у Ивана частенько. Перед тем как уйти в запой, уже Иван отдавал князю свои сбережения.

Глава одиннадцатая

Однажды очень сильно захотелось Ивану напиться, а князь в это время отлучился по делам. Отдать деньги было некому. Иван держался изо всех сил. В трактире пил только чай. Но во время этого чаепития прицепился к нему один трактирный завсегдатай, который у всех на водку деньги выпрашивал. Рассказывал, что в прошлом был дворянином.

Говорил этот «дворянин» много и все просил у Ивана деньги. Флягин «сжалился» над пьяницей, купил ему и себе водки. Случайный собутыльник начал уверять Ивана, что обладает исцеляющим даром и может от страсти к выпивке избавить любого. Но в тот день оба так напились, что уже и разговаривать связно не могли.

Глава двенадцатая

Флягин боялся, что новый друг его обворует и все время проверял свой сверток с деньгами, который держал за пазухой. Когда оба вышли из трактира, «дворянин» начал бормотать какие-то заклинания, уверял, что они излечат Ивана от пагубной страсти. Так мужчины дошли до дома, из окон которого лился свет и доносились звуки гитары. Тут «магнетизер» куда-то исчез, как сквозь землю провалился. Но, возможно, Ивану так показалось, поскольку он был в этот вечер изрядно пьян.

Глава тринадцатая

Флягин немного постоял и решил войти в дом. Внутри он увидел, что цыган выводит его собутыльника через заднюю дверь. Хозяин дал «дворянину» полтинник и поблагодарил за хорошо проделанную работу. А еще добавил, что если от приведенного человека толк будет, то он подкинет еще деньжат. Затем, повернувшись к Ивану, цыган предложил ему остаться и песни послушать.

Флягин увидел, что в доме полно людей. Там были даже известные в городе люди. Гостей угощала прекрасная цыганка Груша, которая с подносом ходила по комнате. Она всем предлагала шампанское, за которое гости бросали банкноты прямо на поднос.

Цыган, что расплачивался с «дворянином», кивнул Груше, и женщина подошла к Ивану. Цыганка вежливо поклонилась и предложила Флягину шампанское с подноса. Богачи стали морщиться и шептаться, мол, зачем простому мужику такой благородный напиток.

Но Иван был уже так сильно пьян, что любой алкоголь принимал с радостью. Он заплатил за шампанское больше всех – бросил на поднос сто рублей. Сразу же несколько цыган подошли к Флягину и предложили лучшее место в первом ряду.

Вечер был в самом разгаре, цыганский хор пел и плясал. Прекрасная Груша жалобным голосом исполнила романс «Челнок» и снова пошла с подносом по рядам. Флягин опять же не отказался от шампанского и бросил еще сто рублей. Груша за такую щедрость подарила ему поцелуй.

Все гости пели, плясали и веселились вместе с цыганами. За Грушей начал увиваться молодой гусар. Иван, как увидел это, вскочил с места, вытащил несколько сторублевок и стал одну за другой бросать Груше под ноги. Потом выгреб весь сверток и подарил его цыганке.

Глава четырнадцатая

Иван не помнил, что было дальше, как он добрался домой. Утром вернулся князь, который все свои наличные проиграл в городе. Он попросил у Флягина денег, чтобы отыграться. Расстроенный Иван рассказал о том, как спустил все свои сбережения на цыганку. Князь был в шоке, но не стал ругать Ивана, поскольку сам был ничуть не лучше. Только сказал Флягину, что они очень похожи друг на друга.

Вскоре Иван попал в больницу – допился до белой горячки. А когда вышел из лечебницы, то сразу поехал на поклон к князю. Тот рассказал Ивану, что ходил к цыганам, чтобы деньги его назад вернуть. Но, когда увидел прекрасную Грушу, то сам отдал цыганам пятьдесят тысяч, чтобы только красавицу с ним отпустили. Ради нее он всю жизнь свою с ног на голову перевернул: в отставку вышел и дом свой заложил.

Цыганка уже жила в его деревне. Она вышла к мужчинам и спела романс про печаль на сердце. Князь в это время рыдал, сидя на полу в обнимку с Грушиной туфелькой.

Глава пятнадцатая

Князь был человеком ветреным, и прекрасная Груша вскоре ему надоела. Цыганка опечалилась и стала жаловаться Ивану на мужа. Женщину очень сильно раздирала ревность к супругу, который перестал обращать на нее внимание.

Обнищавший князь снова искал способ разбогатеть. Он часто стал выезжать в город, а Груша в это время съедала себя ревностью. Она подозревала, что муж нашел ей в городе замену. И ее опасения имели под собой почву. Дело в том, что в городе жила бывшая возлюбленная князя – добрая и ласкова женщина Евгения Семеновна. У них была совместная дочь. Когда-то князь купил любовнице дом, который приносил небольшой доход. Но сам приезжал сюда крайне редко.

Однажды Флягин приехал к Евгении Семеновне, и в это же время явился в гости князь. Женщина спрятала Ивана в гардеробной, и оттуда он прекрасно слышал весь разговор.

Глава шестнадцатая

Князь просил Евгению заложить свой дом и добыть для него хотя бы двадцать тысяч. Он говорил женщине, что хочет разбогатеть, а для этого ему нужно купить суконную фабрику и начать торговать красивыми и яркими тканями.

Но Евгения была умной женщиной. Она сразу поняла, что князь просто хочет дать задаток за фабрику и прослыть богатым человеком. Потом взять в жены дочь предводителя и стать богачом не от продажи сукон, а от приданого невесты. Она сказала о своих предположениях князю, и он признался, что его план именно такой.

Евгения Семеновна согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же князь будет делать с Грушей? Ведь она его жена. Князь ответил, что это не проблема. Поскольку цыганка дружит с Иваном, то он их поженит и купит для них дом.

Вскоре князь занялся покупкой фабрики, а Флягина сделал своим доверенным лицом и послал на ярмарку набирать заказы. Иван ехал обратно в хорошем расположении духа, он мечтал о встрече с любимой Грушей. Но когда вернулся, то цыганку в деревне не нашел. Люди сказали, что князь ее куда-то увез.

Подготовка к свадьбе князя с новой возлюбленной шла полным ходом. Флягин в это время сильно тосковал по Груше и был крайне обеспокоен ее судьбой. Не в силах справиться со своими чувствами, он вышел на берег реки и отчаянно стал звать цыганку. А она, как по волшебству, появилась из ниоткуда и бросилась к Ивану на шею.

Глава семнадцатая

Груша была в ужасном состоянии: грязная, оборванная, изможденная и на последнем месяце беременности. Она сходила с ума от ревности. Цыганка была одержима жаждой мести и все время повторяла Ивану, что хочет убить новую жену князя. Груша, конечно, понимала, что женщина является всего лишь невинной жертвой, но ничего не могла поделать со своими чувствами.

Глава восемнадцатая

Цыганка рассказала Ивану, что князь позвал ее прокатиться в коляске. Затем коварно завез Грушу в какой-то дом, что находился в лесу. Сказал, что теперь Груша будет жить здесь под присмотром трех девок. Цыганка догадалась, что он нашел себе новую жену, а от нее решил избавиться таким способом.

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.