С первых страниц произведения перед нами предстает юноша по имени Виталий Мещерский, который прибыл в отчий дом на каникулы. Во время своего отдыха он поставил себе цель найти себе девушку, однако отношения протекали бы без романтических настроений. Посетив дядю, он видит там свою двоюродную сестру Соню. Когда-то она ему сильно нравилась, и сейчас Виталий решил поухаживать за ней. Однако, девушка предупреждает его о том, что у нее имеется подруга необычайной красоты, и когда молодой человек увидит ее, то он сразу же влюбится.

Так и произошло. На следующий день, когда Натали появилась, то Мещерскому она сразу же понравилась, и он стал оказывать ей всевозможные знаки внимания. Соня же намекнула своему возлюбленному, чтобы он дал понять подруге, что она ему нравится, и ухаживал больше, тем самым скрывая от чужих глаз их связь. Но Натали подметила этот момент, и спросила Виктора про их отношения. Он же стал оправдываться, утверждая, что это всего лишь привязанность и любовь к сестре.

Утром Натали не появилась за столом, и вышла лишь к вечеру, в прекрасном платье и великолепной прической. Соня подшучивает над ней, говоря, что ее подруга влюблена, и тут же сообщает, что по болезни она будет отсутствовать несколько дней. Натали остается хозяйничать по дому. Вскоре она признается Виталию в одной из бесед с ним, что его кузина сердита на нее за то, что она не развлекает подобным образом молодого человека, и поэтому назначает ему свидание в саду. Юноша во время ужина объявляет всем, что на следующий день он отбывает. Натали, которая слышала эту новость, на встрече с ним в саду, уточняет дату его отбытия. Виталий же отвечает ей, что уезжает завтра, и просит разрешения познакомиться с ее родственниками. Девушка, думая, что он признается ей в любви, также говорит о взаимном чувстве, но просит его срочно уехать.

Когда молодой человек возвращается в свою комнату, то видит, что в ней находится Соня в ночном одеянии. Натали же, застав их вдвоем, убегает в расстроенных чувствах.

Проходит несколько лет, и встреча нашего героя с Натали состоялась на похоронах ее супруга, с которым она прожила немного времени. Ее муж оказался братом ее бывшего поклонника. В момент, когда они увидели друг друга, то постарались не делать вида, как будто они были знакомы. В скором времени молодой человек получает соответствующее образование и селится в деревне, где у него завязались отношения с простой девушкой Глашей. Он делает предложение ей о переезде в город, однако она отказывается, и говорит, что если он ей будет неверен, то оона покончит жизнь самоубийством и убьет их совместного ребенка. Но, Мещерский все-таки уезжает из России. На прощание он встречается с Натали, где происходит признание в любви. Но, счастье длилось недолго, его возлюбленная вскоре умирает при родах.

Рассказ учит, что если любишь человека, то надо вовремя ему признаться в этом и дорожить этими чувствами.

Картинка или рисунок Натали

Другие пересказы для читательского дневника

    Трое друзей пьют чай и разговаривают о том, как бедна стала литература. Речь заходит об однообразии святочных рассказов. Один из друзей решает рассказать историю, которая произошла с его братом.

  • Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий

    Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

  • Краткое содержание Три пальмы Лермонтова

    В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм.

  • Краткое содержание Бежин луг Тургенев

    Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой. Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек

  • Краткое содержание Четыре дня Гаршин

    В рассказе описывается один из эпизодов русско-турецкой войны. Солдат Иванов бежит вместе со всеми, чтобы занять высоту. Ему очень страшно. Страшно и огромному турку, который оказался прямо перед ним

Много замечательных произведений написал Иван Алексеевич Бунин. «Натали» (краткое содержание рассказа) будет нас сегодня интересовать прежде всего. Сюжет, главные герои ждут читателя в настоящей статье.

Глава 1. Немрачное предсказание

Начинается все с того, что юноша-гимназист по фамилии Мещерский твердо решил покончить со своей неопытностью и невинностью в сексуальном плане. Причем искал он не любви, а лишь только плотского удовлетворения. Поэтому он начал страстно искать подругу для этих целей, совершал визиты к родным и знакомым. Искания женского тела завели «бледного юношу со взором горящим» (В. Брюсов) в имение своего дяди по материнской линии.

Поезд опоздал, но Мещерского Виктора Петровича терпеливо ждала Соня Черкасова - дочь дяди и, соответственно, кузина главного героя. Молодые люди быстро нашли общий язык и условились, что их «роман начнется прямо с завтрашнего дня».

Но самое важное не то, что мечты и чаяния юноши сбылись, а то, что было далее. Соня совершенно спокойно сообщила: завтра же Мещерский влюбится в Натали, или в Наташу Станкевич - подругу двоюродной сестры. Потом Соня также без тени сомнения сообщает: юноша будет страдать по Натали, а искать утешения в объятиях Сони.

Мещерский только посмеялся.

Читателю, наверное, уже понятно, что написал русский классик - И. А. Бунин. «Натали» (краткое содержание постарается это раскрыть и показать) - произведение о трагедии вовлечения людей в

Глава 2. Любовные утехи не наспех и раздвоенность главного героя

Сразу следует оговориться и сказать, что мы концентрируемся только на главной линии рассказа - любовно-эротической.

Итак, во второй главе происходит главное событие всего рассказа - первая встреча Мещерского с Натали. Девушка действительно шикарна. В нее и вправду очень сложно не влюбиться с первого же взгляда.

Большая часть событий главы происходит в голове у главного героя. Выпив кофе и съев бесчисленное количество бутербродов с маслом, все утро он мечтает о Соне. Затем неожиданно видит в неглиже Натали, она очень понравилась молодому человеку. И фантазия начала его работать в двух направлениях. С одной стороны, он мечтал о неспешных плотских утехах с Соней, а с другой стороны, проникся чистым духовным эротическим стремлением к Натали. Соню, конечно, жаль, но «что дано, то не влечет».

Описанное положение вещей - главный итог второй главы. Были и другие события, их читатель может узнать, если обратится полной версии рассказа, который оставил потомкам Бунин. «Натали» (краткое содержание имеется в виду) движется в плане сюжета далее.

Глава 3. Мещерский отрекается от любви к Соне

Главная трагедия любви в том, что даже самая страстная, она рано или поздно превращается в рутину. Так, например, главный герой в начале повествования страстно хотел молодого женского тела для удовлетворения своих потребностей. Но уже через некоторое время тайные встречи с Соней ему приелись.

Соня начала подозревать, что кузен ее использует, а к Натали он испытывает более глубокие чувства. Вместе с тем окружающие начали думать, что между двоюродными сестрой и братом не просто родственная любовь. Поэтому Соня сама говорит герою рассказа проводить больше времени с Натали. А тот и рад. На одной из таких встреч Мещерский почти признается Наташе в любви и отрекается от любви к Соне. Виктор Петрович утверждает, что у него к кузине чисто платонические и родственные чувства. Это, разумеется, неправда.

Вспоминается произведение С. Моэма «Дождь», мораль рассказа примерно такая: все мужчины - нехорошие люди и очень падки на недозволенное и запрещенное. Все равно нужно отметить, что достаточно смелое сочинение для своего времени написал И. А. Бунин («Натали»). Краткое содержание рассказа достигло середины.

Глава 4. «Да, да, я вас люблю»

Подзаголовок лучше всего иллюстрирует главное событие рассказа: Натали признается Мещерскому в любви. Но все это отнюдь не было так быстро, как кажется.

Соня попала в тот период, который бывает у каждой женщины время от времени. Герой был, с одной стороны, раздосадован тем, что не может вкушать свою двоюродную сестру, а с другой стороны, рад тому, что он может сознаться, наконец, Натали в своих чувствах.

С тех пор началось взаимодействие элементов любовного треугольника. Спустя какое-то время из своей комнаты появилась Соня, а Наташа, напротив, в этот день лежала и вышла из своей комнаты только к вечеру.

Виталий Петрович же сообщил, что хочет уехать в ближайшее время, но дядя взбунтовался. После косвенного признания молодого человека девушка (Натали) сменила гнев на милость, но продолжала избегать общества Мещерского. И только под неполной луной поздним вечером, по всем законам жанра, она признается ему в своих чувствах. И тут в дело вмешивается третий игрок - Соня Черкасова. Интриги, как мы видим, добавил в рассказ «Натали» Бунин. Краткое содержание произведения неуклонно движется к финалу.

Глава 5. Инерция привычки отодвигает счастье Мещерского

Это глава самая маленькая из всех. В ней запечатлено явление всем хорошо знакомое: когда привычка берет верх над смелостью и решительностью и в итоге почти уничтожает возможность счастья.

Главный герой пришел себе в комнату, а снаружи уже разыгралась буря, будто бы иллюстрируя внутреннее состояние юноши, а там его ждала Соня - та девушка, которая не была с ним целых пять дней. Конечно, она попросила приласкать ее. Виктор Петрович без желания стал проделывать то, что он совершал все это время. И тут их застает Натали.

Глава 6. Бал и похороны

Спустя год после известных событий Наташа вышла замуж, выбрала она себе в мужья двоюродного брата Виктора Петровича. Кто-то, возможно, найдет здесь след женского вероломства, но мы не беремся судить, было ли оно или просто так легла карта.

Наш герой кончил гимназию и был столичным студентом. Судьба же на рождественские праздники закинула его в родной Воронеж, там он рассчитывал знатно повеселиться с такими же студентами, как и он.

Конечно, был бал. Виктор Петрович, оказавшись там, увидел, что его обожаемая Натали, с чьей потерей он почти свыкся, изящно танцевала с мужем. Не откладывая дела в долгий ящик, молодой человек решился напиться пьяным и, возможно, если повезет, от этого умереть. Не повезло.

Прошло еще полтора года. Из дома двоюродного брата и Натали пришла скорбная весть: муж любви Мещерского скончался, не мучаясь долго, от инсульта. Приехать пришлось Виктору.

Можно представить какая атмосфера царила в доме покойного, но в этой главе важно лишь то, что, когда Виктор Петрович выражал вдове соболезнования, она не выказала в общении никакой заинтересованности ни в день похорон, ни на следующий.

Глава 7. Не слишком счастливое воссоединение

Минуло еще какое-то время. Нашему герою уже 26. Он женат фактически, но не юридически, на своей прислуге, у него есть маленький сын. Ему можно почти все, кроме официальной женитьбы на другой женщине. Если вдруг случится сие событие, то его нынешняя жена утопится в пруду вместе с ребенком.

У Виктора Петровича возникает шальная мысль: «А почему бы не заехать в своей двоюродной сестре - Натали?». Он как раз возвращался из своего заграничного вояжа. Сказано - сделано. Он явился к ней. Сначала общение не шло, затем они друг другу во всем признались, герой рассказал ей о том, в какой брак он попал от отчаяния. Кузина сказала Виктору, чтобы он ни о чем не беспокоился. И влюбленные стали наконец любовниками, правда, тайными.

Но нельзя сказать, что у истории счастливый конец: через какое-то время Натали умерла от преждевременных родов.

Так написал Иван Бунин «Натали». Краткое содержание получилось не слишком лаконичным, зато человек, которого не интересуют изыски стиля русского классика, может ограничиться нашим пересказом. И в этом несомненный плюс последнего.

Иван Алексеевич Бунин написал огромное количество произведений. Имеются в его арсенале как небольшие и простые жизненные рассказы, так и замысловатые повествования о чувствах и отношениях между людьми. Произведение «Натали», созданное в сорок первом году прошлого века, весьма интересно и пользуется популярностью среди читателей и в настоящее время. Предлагаю рассмотреть краткое содержание по главам, чтобы понять саму суть рассказа.

Эпизод №1 «Немрачное предсказание»

Действие сюжета произведения разворачивается вокруг молодого человека, по фамилии Мещерский. Юноша учится в университете. Автор рассказывает о том, что в один прекрасный день он решает покончить с собой. Причина такого решения – неопытность и невинность в сексуальном плане. Юноше кажется, что пришла пора немедленно решать вопрос с избавлением от собственной невинности.

Бунин отмечает, что главный герой не ищет любви в своей жизни, а желал лишь получать плотские утехи и удовлетворение. Именно поэтому он весьма страстно и щепетильно подбирал себе партнершу, которая помогла бы добиться поставленных целей. Мещерский ходил по родным и знакомым в поисках новых знакомств. Эти искания и привели его в дом дяди по линии матери.

В этом доме, в гостях у родного дяди юноша решает погостить. Но у главного героя здесь имелась и единомышленница, которую звали Соней Черкасовой. Это была дочь дяди, а соответственно и его кузина. Ей давно нравился Мещерский и они за короткое время нашли общий язык и договорились о встрече уже следующим днем для осуществления задуманного.


Автор отмечает, что мечты юноши сбылись. Но здесь интересен не тот факт, что молодой человек получил желаемое, а то, что начало происходить дальше. В один прекрасный день Соня сообщает главному герою, что завтра приезжает Наташа Станкевич, она прямым текстом заявляет Мещерскому, что он сразу же в нее влюбится. Натали – это подруга двоюродной сестры. Соня также говорит, что Наташа разобьет ему сердце, а утешение он получит только у Сони. Главный герой, конечно же, не воспринял данную информацию серьезно и просто посмеялся над словами и размышлениями Сони.

После прочтения первой главы становится понятно, что речь в рассказе пойдет о любовном треугольнике. Именно такие отношения зачастую приводили и приводят к трагическим последствиям. Бунин максимально четко раскрывает данную тематику.

Эпизод №2. «Любовные утехи и раздвоенность главного персонажа»


Этот свой рассказ Иван Алексеевич Бунин написан в любовно-эротическом стиле, расставляя акценты на взглядах и чувствах героев.

Вторая глава произведения отличается наличием в повествовании наиболее ключевого события, раскрывающего суть всего рассказа. Здесь происходит первая встреча главного героя и Натали.

Девушка описана как шикарная молодая особа. Именно в таких мужчины влюбляются с первого взгляда и весьма сложно в данном случае избежать подобной напасти.

Большая часть текста рассказывает о размышлениях главного героя, о его сравнениях, мыслях, выводах. С утренним кофе и бутербродами он мечтает об очередной встрече с Соней. После этого он случайно встречает обнаженную Натали, которая больше не выходит у него из головы. Он постоянно вспоминает о моменте встречи, ведь девушка очень сильно ему понравилась.

Фантазии мужчины начинают раздваиваться. С одной стороны, он размышляет о плотских утехах с Соней, а с другой – не может избавиться от эротических воспоминаний о красоте Натали. Он жалеет в это время Соню, но решает все-таки продлить общение с Наташей.

Вторая глава полностью посвящена рассуждениям об умении правильно расставлять приоритеты, даже когда речь идёт о личной жизни. Автор указывает на то, что каждый человек в своей жизни может принимать решения, которые напрямую зависят от него самого.

Эпизод №3 «Отречение от любви к Соне»

В своих произведениях Бунин часто отмечал, что даже самая страстная любовь рано или поздно превращается в простую рутину. Явным примером является данный рассказ, где молодой парень, добившись поставленных целей, в скором времени забывает о ранее планируемых задачах. Иными словами, отношения с Соней приелись Мещерскому.

Поведение главного героя стало меняться и Соня начала подозревать, что ее используют. Она поняла, что к Натали у Мещерского более глубокие чувства. Между тем Соня сама подстрекает Виталия, говоря, чтобы он больше времени проводил с Наташей.

И вот случается момент, когда главный герой практически признается в любви Натали, отрекаясь от Сони. Он рассказывает, что к кузине испытывает чувства, которые брат испытывает к сестре, хотя все участники любовного треугольника знают, что это не так.

Эпизод №4 «Признание в любви»


Подходит тот момент, когда и Натали готова признать, что испытывает чувства к Виталию. И хотя события развиваются не так быстро, как ей бы хотелось, она готова к объяснению.

У Сони же наступает период, когда её нужно разобраться в своих чувствах и понять, чего на самом деле ей хочется. Любовные утехи пока отошли на второй план, что сильно расстраивает Мещерского. С одной стороны, он раздосадован, что не может вкушать плод любви, а с другой – весьма рад, ведь это прекрасный момент, чтобы признаться Натали в своих чувствах к ней.

Именно с этого момента и начались взаимодействия в любовном треугольнике. И пока каждая из девушек погружена в свои раздумья главный герой тоже становится перед пикантным выбором.

Главный герой сообщает хозяину дома, своему дяде, что в ближайшие дни планирует от него съехать. Это подталкивает Натали решиться на встречное признание. И вечером в парке это признание происходит. Виталий готов к знакомству с родственниками Наташи, и всё складывается как нельзя лучше. Завтра уедет он, через несколько дней Натали, и ничего не должно помешать их дальнейшему совместному счастью.

Эпизод №5 «Привычка отодвигает счастье главного героя»

Но в ситуацию вмешивается Соня. Девушка сама пришла в комнату к главному герою. Здесь перед читателем возникает буря, иллюстрирующая душевное состояние главного героя.

И хотя Мещерский, не испытывает того желания, которое раньше полностью охватывало его, он не отказывается от женских ласк и тоже проявляет инициативу. Бунин показывает читателю, как привычка и желание плотских утех берёт верх над разумом и любовью.

Эпизод №6 «Похороны и бал»

И вот прошёл год. Наташа уже вышла замуж за другого – за двоюродного брата главного героя. Мещерский же продолжает учиться в столице. И вот он приезжает к родственникам в Воронеж…

Здесь организован бал. Именно на данном торжестве он встречает свою обожаемую Натали, которая танцевала со своим мужем. Мещерский решает напиться так, чтобы умереть от алкоголя, но у него ничего не выходит.

Проходит еще около полутора лет. Приходит весть о кончине его брата, мужа Натали. Виталий отправляется туда, и как родственник приносит свои соболезнования. Автор желает отметить, что Мещерский в отношении Натали не испытывал особой заинтересованности в эти дни.

Эпизод №7 «Несчастливое воссоединение»


Проходит еще время, главному герою исполняется 26 лет. Он уже окончил обучение, поселился в деревне. Он не женат, но имеет ребёнка от прислуги. Несмотря на разницу в социальном статусе, Мещерский готов был повенчаться с женщиной, которая родила от него, но и тут не всё просто. Гаша не желает выходит замуж за Виталия, а заодно предупреждает его, что если он женится на другой, неминуемо случится беда - она утопится вместе с ребенком в пруду.

В один прекрасный момент у главного героя возникает идея, а не заехать ли к своей старой знакомой - Натали. Он как раз таки по пути возвращается со своего вояжа за границу. Как сказал герой, так и сделал. Попросив разрешения, Виталий отправляется к своей бывшей возлюбленной.

Хотя первые минуты встречи были наряжёнными, герои раскрепощаются и между ними происходит, сначала взаимное признание, а после и любовная связь. Но на этот раз уже тайная и никому не известная.

Концовка в произведении печальная, через полгода любимая главного героя, Натали, умирает от преждевременных родов...

Так, в своём рассказе Иван Алексеевич Бунин показал, насколько важно отличать обычное физическое влечение от истинной, чистой любви. Этот рассказ призыв к разуму, и умению контролировать себя, не поддаваясь безумной страсти.

Иван Алексеевич Бунин ""Натали"".

Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 октября 1870, Воронеж - 8 ноября 1953, Париж) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).

И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.

Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой - "страстное телесное упоение", и то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Но автор завершил союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда - горе, страдание, даже гибель.


В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.

"Натали", телефильм по произведениям И. Бунина. ЛенТВ, 1988 г.
В ролях: М. Тонтегоде, М. Воронина, В. Соловьев
Режиссер: В. Латышев

Иван Алексеевич Бунин

I

В то лето я впервые надел студенческий картуз и был счастлив тем особым счастьем начала молодой свободной жизни, что бывает только в эту пору. Я вырос в строгой дворянской семье, в деревне, и юношей, горячо мечтая о любви, был еще чист душой и телом, краснел при вольных разговорах гимназических товарищей, и они морщились: «Шел бы ты, Мещерский, в монахи!» В то лето я уже не краснел бы. Приехав домой на каникулы, я решил, что настало и для меня время быть как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики, и, в силу этого решения, да и желания показать свой голубой околыш, стал ездить в поисках любовных встреч по соседним имениям, по родным и знакомым. Так попал я в имение моего дяди по матери, отставного и давно овдовевшего улана Черкасова, отца единственной дочери, а моей двоюродной сестры Сони…

Я приехал поздно, и в доме встретила меня только Соня. Когда я выскочил из тарантаса и вбежал в темную прихожую, она вышла туда в ночном фланелевом халатике, высоко держа в левой руке свечку, подставила мне для поцелуя щеку и сказала, качая головой со своей обычной насмешливостью:

– Ах, вечно и всюду опаздывающий молодой человек!

– Ну, уж на этот раз никак не по своей вине, – ответил я. – Опоздал не молодой человек, а поезд.

– Тише, все спят. Целый вечер умирали от нетерпения, ожидания и наконец махнули на тебя рукой. Папа ушел спать рассерженный, обругав тебя вертопрахом, а Ефрема, очевидно, оставшегося на станции до утреннего поезда, старым дураком, Натали ушла обиженная, прислуга тоже разошлась, одна я оказалась терпелива и верна тебе… Ну, раздевайся, и пойдем ужинать.

Я ответил, любуясь ее синими глазами и поднятой, открытой до плеча рукой:

– Спасибо, милый друг. Убедиться в твоей верности мне теперь особенно приятно – ты стала совершенной красавицей, и я имею на тебя самые серьезные виды. Какая рука, шея и как соблазнителен этот мягкий халатик, под которым, верно, ничего нет!

Она засмеялась:

– Почти ничего. Но и ты стал хоть куда и очень возмужал. Живой взгляд и пошлые черные усики… Только что это с тобой? Ты за эти два года, что я не видала тебя, превратился из вечно вспыхивающего от застенчивости мальчишки в очень интересного нахала. И это сулило бы нам много любовных утех, как говорили наши бабушки, если бы не Натали, в которую ты завтра же утром влюбишься до гроба.

– Да кто это Натали? – спросил я, входя за ней в освещенную яркой висячей лампой столовую с открытыми в черноту теплой и тихой летней ночи окнами.

– Это Наташа Станкевич, моя подруга по гимназии, приехавшая погостить у меня. И вот это уж действительно красавица, не то что я. Представь себе: прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего.

– Чего прочего? – спросил я, все больше восхищаясь тоном нашего разговора.

– А вот мы завтра утром пойдем с ней купаться – советую тебе залезть в кусты, тогда увидишь чего. И сложена, как молоденькая нимфа…

На столе в столовой были холодные котлеты, кусок сыру и бутылка красного крымского вина.

– Не прогневайся, больше ничего нет, – сказала она, садясь и наливая вина мне и себе. – И водки нет. Ну, дай Бог, чокнемся хоть вином.

– А что именно дай Бог?

– Найти мне поскорей такого жениха, что пошел бы нам «во двор». Ведь мне уже двадцать первый год, а выйти куда-нибудь замуж на сторону я никак не могу: с кем же останется папа?

– Ну, дай Бог!

И мы чокнулись, и, медленно выпив весь бокал, она опять со странной усмешкой стала глядеть на меня, на то, как я работаю вилкой, стала как бы про себя говорить:

– Да, ты ничего себе, похож на грузина и довольно красив, прежде был уж очень тощ и зелен лицом. Вообще очень изменился, стал легкий, приятный. Только вот глаза бегают.

– Это потому, что ты меня смущаешь своими прелестями. Ты ведь тоже не совсем такая была прежде…

И я весело осмотрел ее. Она сидела с другой стороны стола, вся взобравшись на стул, поджав под себя ногу, положив полное колено на колено, немного боком ко мне; под лампой блестел ровный загар ее руки, сияли сине-лиловые усмехающиеся глаза, и красновато отливали каштаном густые и мягкие волосы, заплетенные на ночь в большую косу; ворот распахнувшегося халатика открывал круглую загорелую шею и начало полнеющей груди, на которой тоже лежал треугольник загара; на левой щеке у нее была родинка с красивым завитком черных волос.

– Ну а что папа?

Она, продолжая глядеть все с той же усмешкой, вынула из кармана маленький серебряный портсигар и серебряную коробочку со спичками и закурила с некоторой даже излишней ловкостью, поправляя под собой поджатое бедро:

– Папа, слава богу, молодцом. По-прежнему прям, тверд, постукивает костылем, взбивает седой кок, тайком подкрашивает чем-то бурым усы и баки, молодецки посматривает на Христю… Только еще больше прежнего и еще настойчивее трясет, качает головой. Похоже, что никогда ни с чем не соглашается, – сказала она и засмеялась. – Хочешь папиросу?

Я закурил, хотя еще не курил тогда, она опять налила мне и себе и посмотрела в темноту за открытым окном:

– Да, пока все слава богу. И прекрасное лето, – ночь-то какая, а? Только соловьи уж замолчали. И я правда очень тебе рада. Послала за тобой еще в шесть часов, боялась, как бы не опоздал выживший из ума Ефрем к поезду. Ждала тебя нетерпеливее всех. А потом даже довольна была, что все разошлись и что ты опаздываешь, что мы, если ты приедешь, посидим наедине. Я почему-то так и думала, что ты очень изменился, с такими, как ты, всегда бывает так. И знаешь, это такое удовольствие – сидеть одной во всем доме в летнюю ночь, когда ждешь кого-нибудь с поезда, и наконец услыхать, что едут, погромыхивают бубенчики, подкатывают к крыльцу…

Я крепко взял через стол ее руку и подержал в своей, уже чувствуя тягу ко всему ее телу. Она с веселым спокойствием пускала из губ колечки дыма. Я бросил руку и, будто шутя, сказал:

– Вот ты говоришь Натали… Никакая Натали с тобой не сравнится… Кстати, кто она, откуда?

– Наша воронежская, из прекрасной семьи, очень богатой когда-то, теперь же просто нищей. В доме говорят по-английски и по-французски, а есть нечего… Очень трогательная девочка, стройненькая, еще хрупкая. Умница, только очень скрытная, не сразу разберешь, умна или глупа… Эти Станкевичи недалекие соседи твоего милейшего кузена Алексея Мещерского, и Натали говорит, что он что-то частенько стал заезжать к ним и жаловаться на свою холостую жизнь. Но он ей не нравится. А потом – богат, подумают, что вышла из-за денег, пожертвовала собой для родителей.

– Так, – сказал я. – Но вернемся к делу. Натали, Натали, а как же наш-то с тобой роман?

– Натали нашему роману все-таки не помешает, – ответила она. – Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. Будешь плакать у меня на груди от ее жестокости, а я буду тебя утешать.

– Но ведь ты же знаешь, что я давным-давно влюблен в тебя.

– Да, но ведь это была обычная влюбленность в кузину и притом уж слишком подколодная, ты тогда только смешон и скучен был. Но бог с тобой, прощаю тебе твою прежнюю глупость и готова начать наш роман завтра же, несмотря на Натали. А пока идем спать, мне завтра рано вставать по хозяйству.

И она встала, запахивая халатик, взяла в прихожей почти догоревшую свечу и повела меня в мою комнату. И на пороге этой комнаты, радуясь и дивясь тому, чему я в душе дивился и радовался весь ужин, – такой счастливой удаче своих любовных надежд, которая вдруг выпала на мою долю у Черкасовых, – я долго и жадно целовал и прижимал ее к притолоке, а она сумрачно закрывала глаза, все ниже опуская капающую свечу. Уходя от меня с пунцовым лицом, она погрозила мне пальцем и тихо сказала:

– Только смотри теперь: завтра, при всех, не сметь пожирать меня «страстными взорами»! Избавь бог, если заметит что-нибудь папа. Он меня боится ужасно, я его еще больше. Да и не хочу, чтобы Натали заметила что-нибудь. Я ведь очень стыдлива, не суди, пожалуйста, по тому, как я веду себя с тобой. А не исполнишь моего приказания, сразу станешь противен мне…

Я разделся и упал в постель с головокружением, но уснул сладко и мгновенно, разбитый счастьем и усталостью, совсем не подозревая, какое великое несчастье ждет меня впереди, что шутки Сони окажутся не шутками.

Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование, что, когда я вошел в свою комнату и чиркнул спичкой, чтобы зажечь свечу, на меня мягко метнулась крупная летучая мышь. Она метнулась к моему лицу так близко, что я даже при свете спички ясно увидал ее мерзкую темную бархатистость и ушастую, курносую, похожую на смерть, хищную мордочку, потом с гадким трепетанием, изламываясь, нырнула в черноту открытого окна. Но тогда я тотчас забыл о ней.

II

В первый раз я видел Натали на другой день утром только мельком: она вдруг вскочила из прихожей в столовую, глянула, – была еще не причесана и в одной легкой распашонке из чего-то оранжевого, – и, сверкнув этим оранжевым, золотистой яркостью волос и черными глазами, исчезла. Я был в ту минуту в столовой один, только что кончил пить кофе, – улан кончил раньше и ушел, – и, встав из-за стола, случайно обернулся…

Я проснулся в то утро довольно рано, в еще полной тишине всего дома. В доме было столько комнат, что я иногда путался в них. Я проснулся в какой-то дальней комнате, окнами в теневую часть сада, крепко выспавшись, с удовольствием вымылся, оделся во все чистое, – особенно приятно было надеть новую косоворотку красного шелка, – покрасивее причесал свои черные мокрые волосы, подстриженные вчера в Воронеже, вышел в коридор, повернул в другой и оказался перед дверью в кабинет и вместе спальню улана. Зная, что он встает летом часов в пять, постучался. Никто не ответил, и я отворил дверь, заглянул и с удовольствием убедился неизменности этой старой просторной комнаты с тройным итальянским окном под столетний серебристый тополь: налево вся стена в дубовых книжных шкапах, между ними в одном месте высятся часы красного дерева с медным диском неподвижного маятника, в другом стоит целая куча трубок с бисерными чубуками, а над ними висит барометр, в третьем вдвинуто бюро дедовских времен с порыжевшим зеленым сукном откинутой доски орехового дерева, а на сукне клещи, молотки, гвозди, медная подзорная труба; на стене возле двери, над стопудовым деревянным диваном, целая галерея выцветших портретов в овальных рамках; под окном письменный стол и глубокое кресло – то и другое тоже огромных размеров; правее, над широчайшей дубовой кроватью, картина во всю стену: почерневший лаковый фон, на нем еле видные клубы смугло-дымчатых облаков и зеленовато-голубых поэтических деревьев, а на переднем плане блещет точно окаменевшим яичным белком голая дородная красавица, чуть не в натуральную величину, стоящая вполуоборот к зрителю гордым лицом и всеми выпуклостями полновесной спины, крутого зада и тыла могучих ног, соблазнительно прикрывая удлиненными расставленными пальцами одной руки сосок груди, а другой низ живота в жирных складках. Оглянув все это, я услыхал сзади себя сильный голос улана, с костылем подходившего ко мне из прихожей:

– Нет, братец, меня в эту пору в спальне не найдешь. Это ведь вы валяетесь по кроватям до трех дубов.

Я поцеловал его широкую сухую руку и спросил:

– Каких дубов, дядя?

– Так мужики говорят, – ответил он, мотая седым коком и оглядывая меня желтыми глазами, еще зоркими и умными. – Солнце на три дуба поднялось, а ты все еще мордой в подушке, говорят мужики. Ну, пойдем пить кофе…

«Чудесный старик, чудесный дом», – думал я, входя с ним в столовую, в открытые окна которой глядела зелень утреннего сада и все летнее благополучие деревенской усадьбы. Служила старая нянька, маленькая и горбатая, улан пил из толстого стакана в серебряном подстаканнике крепкий чай со сливками, придерживая в стакане широким пальцем тонкое и длинное, витое стебло круглой золотой старинной ложечки, я ел ломоть за ломтем черный хлеб с маслом и все подливал себе из горячего серебряного кофейника; улан, интересуясь только собой, ни о чем не спросив меня, рассказывал о соседях-помещиках, на все лады браня и высмеивая их, я притворялся, что слушаю, глядел на его усы, баки, на крупные волосы на конце носа, а сам так ждал Натали и Соню, что не сиделось на месте: что это за Натали и как мы встретимся с Соней после вчерашнего? чувствовал к ней восторг, благодарность, порочно думал о спальнях ее и Натали, обо всем том, что делается в утреннем беспорядке женской спальни… Может, Соня все-таки сказала Натали что-нибудь о нашей начавшейся вчера любви? Если так, то я чувствую нечто вроде любви и к Натали, и не потому, что она будто бы красавица, а потому, что она уже стала нашей с Соней тайной соучастницей, – отчего же нельзя любить двух? Вот они сейчас войдут во всей своей утренней свежести, увидят меня, мою грузинскую красоту и красную косоворотку, заговорят, засмеются, сядут за стол, красиво наливая из этого горячего кофейника, – молодой утренний аппетит, молодое утреннее возбуждение, блеск выспавшихся глаз, легкий налет пудры на как будто еще помолодевших после сна щеках и этот смех за каждым словом, не совсем естественный и тем более очаровательный… А перед завтраком они пойдут по саду к реке, будут раздеваться в купальне, освещаемые по голому телу сверху синевой неба, а снизу отблеском прозрачной воды… Воображение всегда было живо у меня, я мысленно видел, как Соня и Натали станут, держась за перила лесенки в купальне, неловко сходить по ее ступенькам, погруженным в воду, мокрым, холодным и скользким от противного зеленого бархата слизи, наросшей на них, как Соня, откинув назад свою густоволосую голову, решительно упадет вдруг на воду поднятыми грудями – и, вся странно видная в воде голубовато-меловым телом, косо разведет в разные стороны углы рук и ног, совсем как лягушка…

Конец ознакомительного фрагмента.