После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу - в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война.

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Николай Семенович Лесков - писатель, произведения которого, по мнению М. Горького, должны стоять в одном ряду с творениями Л. Толстого, И. Тургенева, Н. Гоголя. Все его сочинения правдивы, так как автор хорошо знал и понимал жизнь народа.

В данной статье дается краткая биография Лескова, самое главное и интересное о его творческом наследии.

Детство и образование

Николай Семенович родился на Орловщине (годы жизни - 1831-1895). Его отец - мелкий чиновник, происходивший из духовенства, мать - дочь обедневшего дворянина. Первое образование получил в семье богатых родственников по линии матери, а спустя два года стал учеником гимназии в Орле. Всегда отличался хорошими способностями, но не принимал зубрежку и розги. В результате по итогам обучения нужно было пересдавать экзамены в пятый класс, что будущий писатель посчитал несправедливым и ушел из гимназии со справкой. Отсутствие аттестата не позволило получить дальнейшее образование, и отец устроил сына в палату уголовного суда в Орле. Жизненные драмы впоследствии воскреснут в многочисленных произведениях писателя. Такова краткая биография Лескова периода детских и юношеских лет.

Служба

В 1849 году Николай Семенович переехал в Киев и поселился у дяди, профессора медицины. Это было время общения с университетской молодежью, часто бывавшей в доме преподавателя, изучения языков - украинского и польского, посещения лекций, самостоятельного знакомства с литературой. В итоге происходило формирование духовных интересов и умственное развитие юноши.

Важным стал для писателя и 1857 год. Лесков, биография и творчество которого неразрывно связаны с жизнью русского народа, перешел с государственной службы на частную. Он начал работать в коммерческой компании дяди, А. Шкотта, и за несколько лет посетил многие уголки России. Впоследствии это позволит Николаю Семеновичу сказать, что он изучал жизнь «не в школе, а на барках». А личные наблюдения и накопленный материал составят основу не одного произведения.

Публицистическая деятельность

Последующие биография и творчество Лескова (кратко об этом будет рассказано ниже) связаны с Петербургом и Москвой. В 61-м он покидает Киев и, переехав в столицу, начинает сотрудничать с «Русской речью». К этому моменту Николай Семенович уже выступил как публицист в «Современной медицине», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Указателе экономическом». Теперь же статьи писателя появляются в «Книжном вестнике», «Отечественных записках», «Времени».

В январе 62-го Николай Семенович переходит в «Северную пчелу»: заведует в ней отделом внутренней жизни. В течение двух лет он освещает в своих статьях самые острые социальные проблемы, вступает в диспуты с «Современником» и «Днем». Таким образом складывалась в начале творческого пути биография Лескова.

Интересные факты из его публицистической деятельности были связаны с темой пожаров в Петербурге (1862 год). Николай Семенович высказался в отношении предполагаемых организаторов, студентов-нигилистов, и призвал власть подтвердить или опровергнуть эти данные. В результате на него обрушилась масса критики и со стороны передовых литераторов, обвинявших автора в доносительстве и клевете, и со стороны правительства. А псевдоним М. Стебницкий, которым он до этой поры подписывал свои произведения, стал настолько ругательным, что писателю пришлось от него отказаться.

Существует и записка канцелярии в Санкт-Петербурге, где отмечается, что Лесков «сочувствует всему антиправительственному».

В целом же можно утверждать, что журналистская деятельность подготовила дальнейшее творчество писателя.

Новые испытания

Биография Лескова, краткое содержание которой вы читаете, не была простой. После статьи о пожарах писатель покинул столицу. В качестве корреспондента он отправился в поездку по Европе, давшую ему немало интересной информации о жизни в других странах. А еще Лесков начал работу над первым романом «Некуда», героями которого являлись все те же нигилисты. Произведение долго не пропускали в печать, а когда наконец в 64-м оно дошло до читателей, на писателя вновь обрушились демократы.

Дебют в художественной литературе

Краткая биография Лескова-писателя берет начало в 62-м году, когда появился в печати рассказ-очерк «Погасшее дело». За ним последовали произведения «Разбойник», «В тарантасе», повесть «Житие одной бабы» и «Язвительный». Все они напоминали художественный очерк, который в то время пользовался популярностью у разночинцев. Но особенностью сочинений Николая Семеновича всегда был особый подход к изображению народной жизни. Многие его современники считали, что ее нужно изучать. Николай Семенович же был убежден, что жизнь народа нужно знать, «не штудируя, а живучи ею». Подобные взгляды наряду с излишней горячностью в публицистике привели к тому, что Николай Лесков, краткая биография которого приводится в статье, оказался надолго отлученным от прогрессивной русской литературы.

Вышедшую в 64-м повесть «Леди Макбет Мценского уезда», как и опубликованную двумя годами позже «Воительницу», литераторы и критики предпочли оставить без внимания. Хотя именно в них проявились индивидуальные стиль и юмор писателя, что впоследствии высоко оценят специалисты. Так складывалась в шестидесятые годы творческая биография Лескова, краткое содержание которой поражает удивительной стойкостью и неподкупностью писателя.

70-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось выходом романа «На ножах». Сам автор назвал его наихудшим в своем творчестве. А Горький отмечал, что после этого произведения писатель отказался от темы нигилистов и приступил к созданию «иконостаса святых и праведников» России.

Краткая биография Лескова нового периода начинается с романа «Соборяне». Он имел успех у читателей, однако противопоставление в произведении казенному христианству истинного вновь привело писателя к конфликту, теперь уже не только с властями, но и с церковью.

А дальше автор издает «Запечатленного ангела» и «Очарованного странника», напоминавших древнерусские хожения и сказания. Если первую повесть «Русский вестник» опубликовал без правок, то по второй вновь возникли разногласия. Свободная форма произведения и несколько сюжетных линий были в свое время не поняты многими критиками.

В 1974 году из-за тяжелого материального положения Лесков поступает в Ученый комитет министерства просвещения, где изучает книги, публикуемые для народа. Через год он ненадолго выезжает за границу.

80-90-е годы

Сборник рассказов «Праведники», сатирические произведения «Тупейный художник» и «Пугало», сближение с Толстым, антицерковные «Заметки неизвестного» (не завершены из-за запрета цензуры), «Полунощники» и др. - это главное, что сделал в новом десятилетии Лесков.

Краткая биография для детей обязательно включает рассказ о приключениях Левши. И хотя многие критики посчитали, что писатель в данном случае просто пересказал старую легенду, сегодня это одно из самых известных и самобытных произведений Николая Семеновича.

Событием стало издание десяти томов собрания сочинений писателя. И здесь не обошлось без неприятностей: шестой том, включавший церковные произведения, был полностью изъят из продажи, а позже реформирован.

Последние годы жизни для писателя тоже были не очень радостными. Ни одно из его крупных произведений («Чертовы куклы», «Незаметный след», «Соколий переплет») не издали в авторском варианте. По этому поводу Лесков писал, что нравиться публике - это не его задача. Свое предназначение он видел в том, чтобы бичевать и мучить читателя прямотой и правдой.

Биография Лескова: интересные факты

Николай Семенович слыл вегетарианцем и даже написал по этому поводу статью. Он, по его собственному утверждению, всегда был против бойни, но при этом не принимал тех, кто отказался от мяса не из жалости, а из соображений гигиены. И если первые призывы Лескова перевести на русский язык книгу для вегетарианцев вызвали насмешки, то очень скоро такое издание действительно появилось.

В 1985 году в честь Николая Семеновича был назван астероид, что говорит, конечно же, о признании его творчества потомками.

Такова краткая биография Лескова, которого Л. Толстой назвал самым русским из писателей России.

Много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!

Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание

Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали .

В конце показали англичане царю пистолю неподражаемого мастерства, которую один их адмирал выдернул из-за пояса у разбойничьего атамана. Кто сделал пистолю, они и сами не знали. Но Платов покопался в своих больших шароварах, вытащил оттуда отвёртку, повернул ей – и вынул у пистоли замок. А на нём стояла русская надпись: сделал Иван Москвин во граде Туле.

Англичане страшно сконфузились.

Главные герои сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 3 – краткое содержание

На следующий день Александр с Платовым поехал в новые кунсткамеры. Англичане, решив утереть нос Платову, поднесли там Государю поднос. Был он как будто пуст, но на самом деле лежала сверху маленькая, как сориночка, механическая блоха. Через «мелкоскоп» Александр Павлович рассмотрел рядом с блохой ключик. На пузе у блохи была заводная дырка. После семи оборотов ключа в ней стала блоха танцевать «кавриль».

За эту блоху Государь тут же велел английским мастерам миллион дать и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

На обратном пути с царём в Россию Платов больше молчал и только выпивал с досады на каждой станции квасной стакан водки, закусывал солёным бараночком и курил свою трубку, куда входил сразу целый фунт табаку Жукова.

Лесков «Левша», глава 4 – краткое содержание

Александр I вскоре умер в Таганроге, и на русский трон вступил его брат Николай . Вскоре нашёл он среди вещей Александра бриллиантовый орех, а в нём – диковинную металлическую блоху. Никто во дворце не мог сказать, для чего она служит, пока не узнал об этом недоумении атаман Платов. Он явился к новому Государю и рассказал ему, что было в Англии.

Блоху завели, и пошла она прыгать. Платов сказал, что это – работа тонкая, но наши тульские мастера наверняка смогут это изделие превзойти.

Николай Павлович от брата отличался тем, что был в своих русских людях очень уверен и никакому иностранцу уступать не любил. Поручил он Платову ехать к казакам на Дон, а по пути завернуть в Тулу и показать английскую «нимфозорию» тамошним умельцам.

Лесков «Левша», глава 5 – краткое содержание

Приехал Платов в Тулу и показал блоху местным оружейникам. Туляки сказали, что аглицкая нация довольно хитрая, но взяться против неё с Божьим благословением можно. Посоветовали они атаману пока на Дон ехать, а на обратном пути опять завернуть в Тулу, обещая к тому времени что-нибудь «государеву великолепию достойное представить».

Лесков «Левша», глава 6 – краткое содержание

Блоха осталась у трёх самых искусных тульских оружейников – из них один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Эти оружейники, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда съестного и ушли куда-то из города. Иные подумали, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом струсили и сбежали, унеся и бриллиантовый орех, бывший футляром для блохи. Однако такое предположение было совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

Лесков. Левша. Мульфильм

Лесков «Левша», глава 7 – краткое содержание

Трое мастеров пошли в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться тамошней иконе Николая Угодника. Отслужив у ней молебен, оружейники вернулись в Тулу, заперлись в домике у Левши и принялись за дело в ужасном секрете.

Слышно было из дому только потюкивание молоточков. Все горожане любопытствовали, что же там делается, но искусники ни на какой спрос не отпирались. Пытались к ним проникнуть, делая вид, будто пришли попросить огня или соли, пробовали их даже пугать, что по соседству дом горит. Но Левша лишь высунул свою щипаную голову из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда».

Лесков «Левша», глава 8 – краткое содержание

Атаман Платов возвращался с юга в большой поспешности. Доскакал он до Тулы и, не выходя из коляски, отправил казаков за мастерами, которые должны были англичан посрамить.

Лесков «Левша», глава 9 – краткое содержание

Казаки Платова, добежав до дома Левши, стали стучать, но им не открыли. Рванули они болты у ставень, но те были очень крепкие. Тогда казаки взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровлю – да всю крышу с домика сразу и своротили. А мастера закричали оттуда, что уже последний гвоздик заколачивают, а потом работу сразу и вынесут.

Стали казаки их торопить. Туляки отослали казаков к атаману, а сами побежали вслед, на ходу крючки в кафтанах застегивая. Левша нёс в руке царскую шкатулку с аглицкой стальной блохой.

Лесков «Левша», глава 10 – краткое содержание

Прибежали оружейники к Платову. Он открыл шкатулку и увидел: лежит там блоха, какая и была. Рассерчал атаман и стал туляков ругать. Но они сказали: пусть он их работу к Государю везёт – тот увидит, стоит ли ему своих русских людей стыдиться.

Боялся Платов, что мастера блоху испортили. Крикнул он, что одного из них, подлецов, с собой в Петербург возьмёт. Схватил атаман за шиворот косого Левшу, бросил в ноги к себе в коляску и помчал с собой, даже без «тугамента» (документа).

Сразу по приезде Платов надел ордена и пошёл к царю, а Левшу велел казакам при подъезде дворца караулить.

Лесков «Левша», глава 11 – краткое содержание

Войдя во дворец, Платов шкатулку с блохой поставил за печку и решил Государю о ней ничего не говорить. Но Николай Павлович ни о чем не забывал и спросил Платова: что же тульские мастера? Оправдали они себя против аглицкой нимфозории?

Платов ответил, что туляки ничего сделать не смогли. Но Государь этому не поверил и велел подать шкатулку, говоря: я знаю, что мои меня не могут обманывать!

Лесков «Левша», глава 12 – краткое содержание

Когда блоху ключиком завели, она лишь усами зашевелила, а кадриль танцевать не могла.

Платов от гнева даже позеленел. Выбежал он в подъезд и стал Левшу за волосы трепать, ругая его за то, что редкостную вещь испортил. Но Левша сказал: ничего он с товарищами не испортил, а на блоху надо в самый сильный мелкоскоп посмотреть.

Лесков «Левша», глава 13 – краткое содержание

Повели Левшу к Государю – прямо, в чём был: одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, а шиворот разорван. Левша поклонился, а Николай Павлович спросил у него: что они в Туле с блохой сделали. Объяснил Левша, что у блохи надо под мелкоскопом рассмотреть всякую пяточку, которой она ступает. Государь как только на блошиную пятку глянул, так весь и просиял – взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, объявив придворным:

– Я знал, что мои русские меня не обманут. Глядите: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Лесков «Левша», глава 14 – краткое содержание

Все придворные дивились, а Левша пояснил: если бы был лучше мелкоскоп, то ещё бы увидели, что на каждой блошиной подковинке имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. Одного только имени Левши там не было, потому что он мельче работал: гвоздики для подков выковывал. Поинтересовался Государь, как же туляки эту работу без мелкоскопа делали. А Левша сказал: по бедности мы мелкоскопа не имеем, но у нас и так глаз пристрелявши.

Атаман Платов у Левши прощения попросил, что за волосы его драл, и дал оружейнику сто рублей. А Николай Павлович приказал подкованную блоху обратно в Англию препроводить и послать вместе с курьером Левшу, чтобы знали англичане, какие у нас в Туле мастера есть. Обмыли Левшу в банях, одели в кафтан с придворного певчего и повезли за границу.

Лесков «Левша», глава 15 – краткое содержание

Рассмотрели англичане блоху в самый сильный мелкоскоп – и сейчас же в сейчас в «публицейских» ведомостях восторженный «клеветон» про неё написали. Три дня англичане Левшу вином накачивали, а потом спросили, где он учился и до каких пор арифметику знает?

Левша ответил, что арифметики он не знает нимало, а вся наука его – по Псалтырю да по Полусоннику. В науках, говорит, мы не зашлись, зато своему отечеству верно преданные.

Тогда стали зазывать туляка в Англии остаться, обещая ему большую образованность передать. Но Левша не хотел принять ихней веры, говоря: «наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Англичане обещали его женить и уже хотели делать Левше «грандеву» со своей девицей. Но Левша сказал, что раз он к чужой нацыи обстоятельного намерения не чувствует, то зачем девушек морочить?

Лесков «Левша», глава 16 – краткое содержание

Стали англичане Левшу по своим заводам водить. Хозяйственные порядки их ему очень нравились: всякий работник у них постоянно в сытости, одет в тужурный жилет, работает не с бойлом, а с обучением. Перед каждым на виду висит долбица умножения, и он по ней подсчёты делает.

Но сильнее всего разглядывал Левша старые ружья. Совал он им палец в дуло, водил там по стенкам, вздыхал и удивлялся, что русские генералы в Англии так никогда не делали.

Потом затосковал Левша и сказал, что домой хочет. Посадили его англичане на корабль, и пошёл тот в «Твердиземное» море. На осенний путь дали Левше в Англии байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Он в нём на палубе сидел, смотрел вдаль и всё спрашивал: «Где наша Россия?»

На корабле сдружился Левша с одним английским полшкипером. Стали они вместе водку пить и заключили «аглицкое парей» (пари): если выпивает один, то непременно и другой, и кто кого перепьет, того и горка.

Лесков «Левша», глава 17 – краткое содержание

Пили они так до рижского Динаминде – и дошли до того, что оба увидели, как из моря чёрт лезет. Только полшкипер видел черта рыжего, а Левша – тёмного, как негр. Полшкипер взял Левшу на закорки и понёс за борт бросать, говоря: чёрт сразу тебя мне обратно подаст. На корабле это увидали, и капитан велел их обоих вниз запереть, но только горячего студингу им не подавать, потому что у них в нутре может спирт загореться.

Довезли их до Петербурга, тут расклали на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом, а Левшу – в полицейский участок.

Иллюстрация Н. Кузьмина к сказу Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 18 – краткое содержание

К англичанину в посольском доме сразу позвали лекаря и аптекаря. Посадили его в тёплую ванну, дали ему гуттаперчевую пилюлю, а потом положили под перину и шубу. Левшу же свалили в участке на пол, обыскали, забрали часы и деньги, которые дали англичане, а потом непокрытого по холоду повезли на извозчике в больницу. Но так как «тугамента» (документа) у него не было, то ни одна больница его не приняла. Таскали Левшу до утра по всем отдаленным кривопуткам – и наконец доставили в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Посадили там на пол в коридоре.

А англицкий полшкипер на другой день встал, как ни в чём не бывало, курицу с рысью (рисом) съел и побежал искать своего русского камрада Левшу.

Лесков «Левша», глава 19 – краткое содержание

Полшкипер скоро Левшу нашел. Тот так и лежал на полу в коридоре. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:

– Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Англичанина за рассуждение о душе человечкиной сразу вон выперли. Посоветовали ему сбегать к атаману Платову, но тот сказал, что теперь уж получил отставку. Добился наконец полшкипер, чтобы послали к Левше доктора Мартын-Сольского. Но когда он приехал, Левша уже кончался, лишь выговорив напоследок:

– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Доктор передал его слова графу Чернышеву, однако тот сказал, чтобы он в военные дела не мешался. Чистка кирпичом так и продолжалась до самой Крымской кампании . А доведи слова Левши в свое время до государя, – в Крыму на войне совсем бы другой оборот был.

Лесков «Левша», глава 20 – краткое содержание

Лесков заключает свою повесть словами, что народный миф о Левше метко и верно передаёт дух минувшей эпохи. В век машин подобные умельцы перевелись даже в Туле. Однако не умирает вдохновенный мастеровой эпос – и притом с очень «человечкиной душой».

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе в двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.

В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

1850 год — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов. В этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.

В 1860 году «Шкотт и Вилькенс» разорились, и Лескову пришлось вернуться в Киев. Во время коммерческих поездок у Лескова скопилось огромное количество материала, дающее возможность заниматься публицистикой. Этот проект он и начал осуществлять в Киеве, но амбиции подтолкнули к более широкому полю деятельности, и Лесков отправился в Петербург.

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.

В 1863 г. в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Николая Лескова «Житие одной бабы», затем «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866). Чуть позже Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 г. Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель».

В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.

1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если она еще сильно звучит в «Соборянах» , то в следующих вещах - «Запечатленный ангел» , «Очарованный странник» , «На краю света» и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.

В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

В 1881 г. Николай Лесков выпустил в свет свой известнейший «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», который был сочтен критикой за простую запись старинной легенды.

Постепенно Лесков по собственным словам «порывает с церковью». При этом его мировоззрение продолжало оставаться глубоко религиозным. Симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. На этом фоне Лесков сближается с Л.Н Толстым . В результате публикации целого ряда художественных и публицистических антицерковных произведений Лесков попадает в окончательную немилость у цензуры.

Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

Немалую долю в биографии Николая Лескова занимает вегетарианство. После знакомства с Л. Толстым Лесков стал убежденным вегетарианцем, печатал заметки о вегетарианстве. Николай Лесков является создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура» 1889 г.), позднее вводя их и в другие свои произведения.

5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище.

План пересказ

1. Император Александр и донской казак генерал Платов осматривают английскую кунсткамеру (собрание редкостей, диковинных вещей).
2. Александр покупает металлическую блоху и везет ее в Россию.
3. После смерти Александра другой царь, Николай Павлович, велит показать эту блоху русским мастерам.
4. Платов оставляет блоху у мастеров.
5. Платов, не разобравшись, какую работу выполнили тульские умельцы, увозит левшу с собой.
6. Царь, его дочь, Платов видят подкованную блоху.
7. Левша едет в Лондон, осматривает фабрики, заводы.
8. Возвратившись на Родину, Левша заболевает.
9. Разное отношение к английскому полшкиперу и к Левше в России.
10. Предсмертные слова Левши и отношение к ним графа Чернышева и рассказчика.

Пересказ

Глава 1

Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру. Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».

Глава 2

На следующий день приехали они в кунсткамеру - «пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный. Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:

— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства...

Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».

Глава 3

На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.

Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул. Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете...» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил. Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.

Глава 4

В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил. Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.

Глава 5

Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам. Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.

Глава 6

Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», попрощались с товарищами и пошли в лес в сторону Киева. Многие даже думали, что хотят они скрыться со всем этим добром (золотой табакеркой царя, бриллиантом), но «однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава 7

Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.

Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела. «Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».

Глава 8

Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.

Глава 9

Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.

Глава 10

Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами». Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им. А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».

Глава 11

Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

Глава 12

Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».

Глава 13

Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел. А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут. Ведь они английскую блоху подковали!

Глава 14

Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.

Глава 15

Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть. Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу...» и хвалят.

Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем». Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Глава 16

Левша «смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет...» Все ему нравилось, и всех он чистосердечно хвалил. Но захотелось ему как-то домой — сил нет, и пришлось англичанам везти его в Россию. Одели его как надо, денег дали и отправили на корабле. А он все время в даль смотрел и спрашивал: «Где наша Россия?» А потом с полшкипером стали пить до самого «рижского Динаминде».

Глава 17

Так напились, что начали буянить. Подшкипер хотел даже левшу за борт кинуть, но матросы увидели, доложили капитану, а потом заперли порознь. До Петербурга их так везли, а потом «англичанина - в посланческий дом на Аглицкую набережную, а левшу - в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться».

Глава 18

Англичанина как привезли в посольство, так сразу к нему врача, теплую ванну, «гуттаперчевую пилюлю». А левшу в квартале свалили и начали требовать документы, а он ослабел и ответить ничего не может. Много на холоде он в санях лежал, пока искали, в какую больницу его поместить. Ни в одной больнице без документов не принимают, так до утра его и возили. «Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

А англичанин выздоровел уже и побежал левшу искать.

Глава 19

Нашел подшкипер быстро своего русского товарища, когда тот уже почти умирал. Левша ему: «Мне бы два слова государю непременно надо сказать». Ко многим англичанин обращался, но все помочь отказывались, даже Платов сказал: «...не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил - теперь меня больше не уважают...» И только комендант Скобелев врача Мартын-Сольского позвал к левше. А тот, бедный, уже на последнем издыхании сказал ему: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть.чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Перекрестился и умер. Мартын-Сольский пошел к графу Чернышеву с этой новостью, а тот: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.

А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Глава 20

Все это были дела дней минувших. Имя левши утеряно, как и имена «многих величайших гениев», но эпоха отражена метко и верно. Таких мастеров больше в Туле не осталось. Работники, конечно, умеют ценить выгоды механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.