«Белые ночи» Ф.М. Достоевского  — произведение, которое часто рассматривается в школе на уроках литературы, поэтому краткое содержание будет для вас как нельзя кстати 🙂

Ночь первая

Главному герою Достоевский не дает имени. Это одинокий молодой человек 26-и лет, уже восемь лет живущий в Петербурге, но так и не нашедший друзей. В свободные минуты он бесцельно бродит по улицам города и мечтает, воображая себя героем романтических произведений.

Повесть начинается с описания беспричинной тоски Мечтателя, чувствующего себя покинутым всеми. Комната его пуста и заброшена, повсюду паутины и пыль. Герою в ней холодно и грустно.

Когда странный молодой человек гулял по узким улочкам, он сталкивался с многочисленными людьми. Он давал им имена, разговаривал с ними в своих фантазиях. Кто-то стал казаться ему совсем родным. Но вдруг улицы опустели – все разъехались по дачам. Он остался один.

Выйдя за город, Мечтатель любуется красотами природы, радуется весне, кланяется незнакомцам. Настроение его улучшается, хотя и ненадолго – вернувшись в опустевший город, он ощущает все то же уныние.

Однажды бредя поздней ночью домой, на берегу канала он видит плачущую юную деву. Ему хочется унять ее слезы, но он боится приблизиться к ней. Заподозрив в мужчине недоброжелателя, девушка поспешно удаляется. Мечтатель следует за ней, перебирая в голове возможные поводы для знакомства. Неожиданно девушку пугает идущий мимо пьяница. Герой кидается на помощь и прогоняет того прочь.

Девушка с радостью соглашается на просьбу Мечтателя сопроводить ее до дома. Счастливец любуется ее красивым молодым лицом, длинными черными волосами и рассказывает, что впервые в жизни так знакомится с девушкой. Незнакомка изумлена, сомневается в словах своего защитника.

Молодой человек просит девушку встретиться еще раз. Она соглашается, назначив свидание на завтра на том же месте.  Единственной ее просьбой становится мольба не влюбляться в нее, так как на романтические отношения она не готова. Они договариваются разузнать завтра тайны жизни друг друга.

Ночь вторая

Юноша с трепетом ожидает второй встречи. На свидании выясняется, что незнакомку зовут Настенька. Она ухаживает за ослепшей бабушкой, а та ни на миг не отпускает девушку от себя, пристегивая булавкой ее юбку к своей. Герой признается Настеньке, что вся его жизнь проходит в мечтах. Он осознает, что фантазии не имеют смысла, тогда как рядом протекает реальная жизнь. Мечтатель жаждет найти человека, который понимал бы его абсолютно и разделял его мечты. Но никого нет рядом, жизнь пуста и одинока. Девушка сочувствует новому знакомому и, утешая его, говорит, что они теперь друзья. После чего рассказывает о своей жизни.

История Настеньки

Настеньке недавно исполнилось 17 лет. Однажды девушка обманула бабушку, когда та спала – прикрепила к ее одежде платье глухонемой поварихи Феклы. Проснувшись, старуха начала разговаривать с внучкой. А Фекла не смогла ответить, испугалась и убежала. Так открылся обман девушки, и бабушка стала еще строже следить за ней.

Настенька живет в маленьком двухэтажном домике на первом этаже, на втором живут постояльцы. Один из жильцов, заезжий молодой человек, как-то обратился к старухе насчет ремонта комнаты. Бабушка попросила внучку принести счеты, та вспорхнула, позабыв, что пристегнута шпилькой. Она покраснела от стыда, мужчина тоже стушевался и тут же вышел.

Через несколько дней постоялец предложил Насте брать у него книги, чтобы читать для бабушки. Старушка одобрила это, предупредив, чтобы книги были нравственного содержания. Благодаря этому она прочитала несколько произведений Пушкина и В. Скотта.

Однажды Настя столкнулась с жильцом на лестничной площадке, они разговорились. Он интересовался ее мнением о книгах. Спустя пару дней он спросил, не тоскливо ли Настеньке все время проводить с бабушкой и почему она не общается с подругами. Девушка призналась, что приятельниц у нее нет.

Квартирант позвал героиню в театр, но она побоялась реакции бабушки и отказала. Тогда молодой человек пригласил обеих на «Севильского цирюльника»; позднее они сходили еще на несколько спектаклей. Так девушка не заметила, как полюбила постояльца. Ее страшило, что ее чувства безответны. Вскоре она поняла, что опасения ее не напрасны.

Жилец вдруг уведомил, что по делам едет в Москву. Настя мучалась от предстоящего расставания и в ночь перед отъездом молодого человека решилась на побег с возлюбленным. Она собрала вещи и поднялась к нему.

Герой не ожидал такого поворота событий. Настенька, вся в слезах, признавалась ему в любви, в готовности оставить бабушку и ехать с ним в Москву. Постоялец же, утешая ее, сообщил, что у него сейчас нет денег, чтобы жениться. Он обещал вернуться через год и сделать ей предложение. Они договорились о встрече ровно через год на набережной в 10 часов вечера – там, где они повстречались с Мечтателем. Ее любимый уже несколько дней был в городе, но на свидании так и не появился.

Мечтатель предложил Насте отнести письмо от имени девушки. Она с восторгом одобрила эту идею. Более того – письмо уже было готово, и Настя сама думала попросить об этом нового знакомого. Записку следовало доставить общим знакомым Насти и ее жениха, так как последний обещал туда зайти перед отъездом.

Ночь третья

Письмо было доставлено. Настя ждала возлюбленного в указанное время вместе с Мечтателем. Она задумала познакомить их. Пребывая в приподнятом настроении, Настя загадывала о своем будущем. Глядя на нее, главный герой повести понял, что полюбил ее. Ему больно, что для нее он всего лишь хороший друг.

Сердце девушки разбито – жених не явился. Мечтатель утешает ее, что тот обязательно придет завтра. Настя просит друга сходить за ответом и договориться о новом свидании, но на послезавтра – из-за дождя.

Ночь четвертая

Весь день шел дождь. Мечтатель все же приходит в назначенное место, но Настя так и не появляется. Он с трудом дожидается следующей ночи.

Нет ни ответа на письмо, ни любимого Настеньки. Подумав, что жених не придет уже никогда, она плачет. Утешения Мечтателя тщетны. Девушка заявляет, что все кончено, что любви к обманщику больше нет.

Тут Мечтатель решается признаться ей в любви. Он думает, что теперь она его прогонит, так как он нарушил договор их дружбы. Но девушка прощает его, говорит, что знала о его чувствах. Вместе они мечтают о свадьбе, о совместной жизни.

Тут к паре подходит молодой человек, в котором Настя узнает своего любимого. Она забывает обо всем, кидается к нему в объятья. Мечтателю же остается с грустью наблюдать за этой нежной встречей.

Утро

Наступившее утро выдалось дождливым. Герой болен, раздавлен. Он получает письмо от возлюбленной, где она просит прощения, благодарит Мечтателя за помощь, за его искренние чувства. Через несколько дней у нее свадьба, на которую Настенька приглашает друга. Она хочет познакомить его с будущим мужем и уверена, что они будут друзьями.

Мир потемнел вокруг. Квартира казалась мрачной, хотя в ней уже не было паутины. Дальнейшая жизнь не представляла уже для Мечтателя смысла. Но мысленно он благодарил Настеньку за минутное счастье, которым она одарила его.

Молодой человек двадцати шести лет – мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие – прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его “друзьями”. Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на “чахлую и хворую” девушку, на один миг делающуюся “чудно прекрасною”.

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только “сучковая палка”, оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только “хозяек”, с “женщинами” же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о “романах”, которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке “нужно быть здесь для себя”, и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие – “дружба”, “а влюбиться нельзя”. Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать “истории” друг друга. Начинает герой. Оказывается, он “тип”: в “странных уголках Петербурга” живут подобные ему “существа среднего рода” – “мечтатели”, – чья “жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного”. Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди “волшебных призраков”, в “восторженных грезах”, в воображаемых “приключениях”. “Вы говорите, точно книгу читаете”, – угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, “сладострастных” мечтаний больно бывает очнуться в “одиночестве”, в своей “затхлой, ненужной жизни”. Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что “такая жизнь есть преступление и грех”. После “фантастических ночей” на него уже “находят минуты отрезвления, которые ужасны”. “Мечты выживаются”, душа хочет “настоящей жизни”. Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, “пришпиленная” булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек “приятной наружности”. Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера “Севильский цирюльник”. Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и “заплакала в три ручья”. К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без “порядочного места”, а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся “устроить дела свои”, молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: “Зачем он – не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас”. И продолжает мечтать: “зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…” Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: “вы выздоравливаете”, “вы полюбите…” “дай вам Бог счастия с нею!” Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной “бесчеловечно” и “жестоко”. Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его “уважать” чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. “Варварский” поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: “вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?” Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: “я вас люблю, Настенька!” Он не хочет “терзать” ее своим “эгоизмом” в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздается: “я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…” Если Мечтатель подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюбленным.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, “вылечившую” ее “убитое сердце”. На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: “О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!” И все же Мечтатель должен остаться “вечно другом, братом…”. Опять он один во вдруг “постаревшей” комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: “да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..”

Вариант 2

Мечтатель, мелкий чиновник двадцати шести лет, уже 8 лет живет в Петербурге. Он любит гулять по городу, примечать дома и прохожих, следить за жизнью большого города. Среди людей у него нет знакомых, Мечтатель беден и одинок. Одним вечером он возвращается домой и замечает рыдающую девушку. Сочувствие побуждает его познакомиться с девушкой, Мечтатель убеждает ее, что прежде никогда не общался с женщинами и потому так робок. Он провожает незнакомку до ее дома и просит о новой встрече, она соглашается встретиться с ним в то же время, в том же месте.

Во второй вечер молодые люди делятся друг с другом историями своей жизни. Мечтатель рассказывает, что он живет в красочном, но выдуманном мире произведений Гофмана и Пушкина и ему порой очень сложно осознавать, что в реальности он одинок и несчастен. Девушка, Настенька, рассказывает ему, что давно живет со слепой бабушкой, которой не отпускает ее надолго от себя. Как-то в доме Насти поселился постоялец, он читал ей книги, хорошо с ней общался и девушка влюбилась. Когда ему пришла пора съезжать, она рассказала постояльцу о своих чувствах. Он ответил взаимностью, однако, не имея ни сбережений, ни жилья, он пообещал вернуться за Настенькой через год, когда уладит свои дела. И вот год прошел, Настя знает, что он вернулся в Петербург, однако на встречу с ней так и не приходит. Мечтатель пытается успокоить девушку, он предлагает ей отнести письмо ее жениху, что и делает на следующий день.

В третий вечер Настя и Мечтатель снова встречаются, девушка боится, что ее возлюбленный так и не вернется. Мечтатель грустит, ведь он уже полюбил Настеньку всем сердцем, однако она воспринимает его только как друга. Девушка сокрушается о том, что ее новый друг лучше жениха, но любит она не его.

В четвертую ночь Настя чувствует себя окончательно забытой своим женихом. Мечтатель пытается успокоить ее, предлагает заставить жениха уважать чувства девушки. Но она непреклонна, проснувшаяся в ней гордость не позволяет ей боле любить обманщика, Настенька видит нравственную красоту своего нового друга. Мечтатель больше не в силах скрывать свои чувства, он признается девушке в любви, Настя хочет забыться в его объятиях. Молодые люди мечтают о новом, светлом будущем. Но в минуту расставания появляется жених Насти, девушка вырывается из объятий Мечтателя и бежит навстречу своему возлюбленному. Несчастный молодой человек смотри вслед влюбленным.

Утром Мечтатель получает письмо с извинениями от Насти, но он не держит на нее зла, ведь она подарила ему мгновения абсолютного счастья.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Настенька Характеристика литературного героя Настенька – главная героиня произведения, она занимает основное место, благодаря ей развиваются все события. Она милая, доброжелательная, скромная, спокойная, чувственная и ранимая девушка. В начале знакомства с Мечтателем она показала себя с лучшей стороны, но внешность Read More ......
  2. Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского “Белые ночи”. Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому. И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным. Read More ......
  3. Молодой человек двадцати шести лет – мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие – прогулки по городу. Read More ......
  4. План I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского “Белые ночи”. II. Образ рассказчика в повести. 1. Сердце, полное любви. 2. Поэт, мечтатель, романтик. 3. Альтруизм героя. 4. Мечты и действительность. III. “Петербургский мечтатель” в восприятии современного читателя. Я не умею Read More ......
  5. Русская литература – это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой – эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей Read More ......
  6. Русские ночи Ночь первая. Ночь вторая Было уже четыре часа утра, когда в комнату Фауста ввалилась толпа молодых приятелей – не то философов, не то прожигателей жизни. Им казалось, что Фауст знает все. Не зря он удивлял всех своими манерами Read More ......
  7. Приятные ночи Епископ небольшого города Аоди после смерти родственника, милан­ского герцога Франческо Сфорца, становится одним из претендентов на герцогский престол. Однако превратности бурного времени и не­нависть врагов вынуждают его покинуть Милан и обосноваться в своей епископской резиденции в Лоди; но Read More ......
  8. Путешествие на край ночи Молодой француз, студент-медик Фердинан Бардамю, под влиянием пропаганды записывается добровольцем в армию. Для него начинается жизнь, полная лишений, ужаса и изнурительных переходов по Фландрии, на территории которой французские войска принимают участие в первой мировой войне. Однажды Read More ......
Краткое содержание Белые ночи Достоевский

Сентиментальный роман (Из воспоминании мечтателя) НОЧЬ ПЕРВАЯ Герой повести, Мечтатель (его имени мы так и не узнаем), уже восемь лет живет в Петербурге, но не сумел завести ни одного знакомства. Ему 26 лет. Лето, все разъехались на дачи. Мечтатель бродит по городу и чувствует себя покинутым, не встречая людей, которых привык видеть изо дня в день. Незаметно он оказывается у городской заставы и идет дальше среди полей и лугов, чувствуя душевное облегчение. Природа поразила его, полубольного горожанина. Петербургская природа весной напоминает герою чахлую и больную девушку, которая на какой-то миг вдруг становится неизъяснимо прекрасной. Возвращаясь счастливым домой поздно вечером, Мечтатель замечает женщину - она стоит, склонившись над парапетом канала, и плачет. Девушка быстро уходит. Герой идет за ней, не решаясь приблизиться. К девушке пристает пьяный, и Мечтатель бросается ей на помощь. Дальше они идут вместе. Мечтатель в восторге от неожиданной встречи, говорит девушке, что завтра вечером снова придет к каналу и будет ее ждать. Девушка соглашается прийти, но предупреждает Мечтателя, чтобы он не подумал, будто она назначает ему свидание. Она шутливо предупреждает его, чтобы он в нее не влюблялся, она готова только на дружбу с ним. Завтра они встретятся. Герой счастлив. НОЧЬ ВТОРАЯ Они встречаются. Девушка просит Мечтателя рассказать о себе. Сама она живет со слепой бабушкой, которая два года назад начала ее пришпиливать к своему платью. Так они целый день и сидят: бабушка вслепую вяжет, а внучка читает ей книгу. Это длится уже два года. Девушка проситмолодого человека рассказать свою историю. Тот говорит ей, что он - мечтатель. Есть такие типы в потаенных углах Петербурга. В общении с людьми они теряются, смущаются, не знают, о чем говорить, но наедине такой человек счастлив, он живет “своею особенною” жизнью, он погружен в мечты. Что он только себе не представляет - дружбу с Гофманом, Варфоломеевскую ночь, сражение при Березине и многое, многое другое. Мечтатель боится, что Настенька (так, оказывается, зовут девушку) будет смеяться над ним, но она только спрашивает его с робким участием: “Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?” По ее мнению, так жить нельзя. Герой согласен с ней. Он благодарит Настеньку за то, что она подарила ему два вечера настоящей жизни. Настенька обещает ему, что не бросит его. Она рассказывает свою историю. Настенька - сирота, родители ее умерли, когда она была совсем маленькая. Бабушка прежде была богата. Она обучила внучку французскому языку и наняла ей учителя. С пятнадцати лет бабушка ее “пришпиливает”. У бабушки свой домик, и мезонин она сдает жильцам. И вот у них появляется молодой жилец. Он дает бабушке и Настеньке романы Вальтера Скотта, произведения Пушкина, приглашает Настеньку с бабушкой в театр. Настенька влюблена в молодого жильца, а он начинает ее избегать. И вот однажды жилец сообщает бабушке, что должен уехать на год в Москву. Настенька, потрясенная этим известием, решает ехать вместе с ним. Она поднимается в комнату молодого человека. Тот говорит ей, что он беден, не может сейчас жениться, но когда вернется из Москвы, они поженятся. Прошел ровно год, Настенька узнала, что он приехал еще три дня назад, но к ней все не приходит. Мечтатель предлагает девушке написать ему письмо, а он передаст. Настенька соглашается. Оказывается, письмо уже написано, остается лишь отнести его по такому-то адресу. НОЧЬ ТРЕТЬЯ Мечтатель вспоминает свое третье свидание с Настенькой. Он знает теперь, что девушка любит не его. Письмо он отнес. Настенька пришла раньше времени, она ждет своего любимого, она уверена, что он придет. Она рада тому, что Мечтатель не влюбился в нее. У героя грустно на душе. Время идет, а Жильца все нет. Настенька истерически возбуждена. Она говорит Мечтателю: “Вы так добры... Я вас обоих сравнивала. Зачем он - не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас”. Мечтатель успокаивает Настеньку, уверяет ее, что тот, кого она ждет, придет завтра. Он обещает сходить к нему еще раз. НОЧЬ ЧЕТВЕРТАЯ Настенька думала, что Мечтатель принесет ей письмо, он же был уверен, что Жилец уже пришел к девушке. Но нет ни письма, ни самого Жильца. Настенька в отчаянии говорит, что позабудет его. Мечтатель объясняется ей в любви. Он бы так хотел, чтобы Настенька его полюбила. Он плачет, Настенька его утешает. Она говорит ему, что ее любовь была обманом чувств, воображения, что она готова выйти замуж за Мечтателя, предлагает ему переселиться в бабушкин мезонин. Они оба будут трудиться, будут счастливы. Настеньке пора идти домой. И тут появляется Жилец. Настенька бросается к нему. Мечтатель смотрит, как они оба уходят. УТРО Мечтатель получает письмо от Настеньки. Она просит у него прощения, благодарит его за любовь, называет его своим другом и братом. Нет, Мечтатель не обижен на Настеньку. Он желает ей счастья. У него была целая минута блаженства... “Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую? ..”

Алые паруса

Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая.

Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её.

Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели.

Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелегкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж еще не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море.

Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков.

Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понес его и увлек к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в далекую страну.

Девочка рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнес слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: "Эй, висельница! Красные паруса плывут!" Так она прослыла полоумной.

Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределенности каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить свое собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен.

Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времен Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из черного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: "Меня выпьет Грэй, когда будет в раю". Это вино никто не пробовал и не попробует. "Я выпью его, - сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: - Рай? Он здесь!.."

При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.

В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну "Ансельм". Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил "сделать из щенка капитана": познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трехмачтовый галиот "Секрет" и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы от которого находилась Каперна.

С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костер. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улегся у костра. Утром он пошел побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врет. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шелк. В городе он встретил старого знакомого - бродячего музыканта Циммера - и попросил к вечеру прибыть на "Секрет" со своим оркестром.

Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром "Секрет" вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны.

Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик.

В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда еще не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.