Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье.

Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму.
Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".

Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь.

Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.

Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой войны.

Режим Кхмеров рухнул, когда окончательно сбрендил и пошел войной на соседнй Вьетнам .

В 1978 году Вьетнамские войска перешли в наступление, причём на их сторону переходили большие группировки «красных кхмеров». В декабре 1978 года вьетнамские войска полностью заняли Камбоджу. Один из бывших высокопоставленных полководцев, Хенг Самрин, возглавил провьетнамское правительство провозглашённой Народной Республики Кампучия (НРК).

Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР. После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

Именно это поражение стало отправной точкой модернизации Китая.

За период между 1975 и 1978 го-дами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред-ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност-ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око-ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож-жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва-нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко-торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер-товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы.

Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали-дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато-рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже-ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли-чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота.

В то же время, часть населения страны - не затронутое респрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи.

Численность - около 30 тысяч человек. Первоначально, членами этого движения были радикально-настроенные кхмеры, обучающиеся во Франции и Камбодже. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. Год прихода к власти «красных кхмеров» был объявлен нулевым.

Социальное устройство

Внутренняя политика «красных кхмеров» была закрытой от внешнего мира, вся сущность режима выяснилась позже. В течение пяти лет истории Демократической Кампучии нарушения прав и свобод человека, включая право на жизнь, затрагивали значительную часть населения.

«Красные кхмеры» установили политическую диктатуру . Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества». В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма «казарменного коммунизма» и «аграрного социализма », основанная на идеях Пол Пота .

Придя к власти, правительство Пол Пота поставило три тактические задачи, требующие немедленного решения:

  • Прекратить политику разорения крестьянства - основы кампучийского общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством;
  • Ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных стран;
  • Навести порядок в стране, всё глубже погружающейся в анархию, для чего в первую очередь надо установить жёсткий политический режим.

Стратегически на первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, многих институтов и служб государства, социальной сферы и жизнеобеспечения, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет каких-либо религий, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней, бывших владельцев плантаций и крупных хозяйств.

Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая - «основной народ» - включала в себя жителей областей. Вторая часть - «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была подвергнуться серьёзному перевоспитанию. Третья часть - интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке, фактически - тотальному истреблению.

Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым рабочим днём , в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом - в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

Обобществлённых детей изолировали в концлагеря , где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков - им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины , образования , науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги , иностранные языки , иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

В Демократической Кампучии «красных кхмеров» была введена специфическая лексика , напоминающая новояз , литературные слова (вплоть до слов вроде «мать» или «отец») заменялись революционными жаргонно -конспиративными и диалектными , были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

Имена и портреты руководителей страны (Пол Пот - официально Брат № 1, Нуон Чеа - Брат № 2, Иенг Сари - Брат № 3, Та Мок - Брат № 4, Кхиеу Сампхан - Брат № 5) держались в тайне от населения.

Демократическая Кампучия была почти полностью изолирована от внешнего мира, полноценные дипломатические контакты поддерживались только с Китаем , Албанией и Северной Кореей , частичные - с Румынией и Францией .

Геноцид

Длительная гражданская война, вторжение Вьетнама и США, массированные бомбардировки территории Камбоджи, обилие беженцев и принудительно перемещенных лиц, ангажированность свидетелей затрудняют оценку масштабов потерь гражданского населения от репрессивной деятельности красных кхмеров. Встречаются самые разные оценки: от десятков тысяч до нескольких миллионов.

Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали жёстким ограничениям с перевоспитанием или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Например, из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (ныне музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили - по счастливому стечению обстоятельств их просто не успели расстрелять. На сегодняшний день один из пленных является главным свидетелем в суде по делу режима Пол Пота.

Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

Представитель камбоджийского правительства в Комиссии ООН по правам человека

Из обвинительного заключения народно-революционного трибунала Кампучии по делу «преступной клики полпотовцев»:

«Полпотовцы:

Мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями они били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление „лекарств“;

Используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку - чтобы убивать как можно больше за раз;

Они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в причастности к оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;

Они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья;

Они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе…»

Протокол о преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов

«1 160 307 человек представили доказательства преступ­лений полпотовцев. За период между 1975 и 1978 го­дами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред­ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност­ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око­ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож­жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва­нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко­торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер­товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы.

Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали­дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато­рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже­ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли­чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

Преследования за религиозные убеждения

В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже .

С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены, и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами .

Оценки геноцида

В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек - точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» - один из самых жестоких режимов в истории человечества.

Вышеприведённая официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».

Современный и иностранный анализ политики «красных кхмеров», как правило, также сводится к утверждению о крайней форме геноцида кхмерского народа, хотя называются несколько меньшие оценки числа жертв. Всемирный банк приводит цифру потерь населения за 1975-1980 около полумиллиона человек . Встречаются ещё меньшие оценки жертв - так, Milton Leitenberg утверждает что непосредственно убито 80-100 тыс. человек .

В то же время, часть населения страны - не затронутое репрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи .

Чрезвычайный трибунал Камбоджи, основанный в 2003 году при поддержке ООН, вёл обвинительные дела в отношении 4-х наиболее высокопоставленных чиновников «красных кхмеров» . В отношении Канг Кек Иеу вынесен приговор, он обвинен в убийстве 12 тыс. человек в тюрьме «Tuol Sleng» . Только один из 4-х обвиняемых признал свою вину .

Война с Вьетнамом и свержение режима «красных кхмеров»

В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом , развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок) , а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая мирное вьетнамское население.

Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР . После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

После свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры», продолжавшие иметь поддержку Китая, вели боевые действия против провьетнамски-просоветского правительства

Красным кхмерам только приписали идеологию коммунизма

Недавно в Камбодже суд отклонил апелляцию и вынес окончательный вердикт по делу бывшего начальника тюрьмы при режиме красных кхмеров, который руководил казнями тысяч людей в 1970-х годах. Как передает Би-Би-Си, Канг Кек Иеу, известный как товарищ Дуч, был приговорен к 35 годам тюремного заключения в 2010 году за преступления против человечности. Он признал, что лично курировал пытки и руководил казнями тысяч мужчин, женщин и детей в печально известной тюрьме «Туол Сленг». Защита и обвинение обжаловали вердикт суда: прокуроры выступали за ужесточение наказания.

Адвокаты Дуча, напротив, уверяли, что он был младшим по званию чиновником, выполняющим приказы под страхом смерти, и должен быть освобожден. Кто на самом деле ответственен за геноцид в Камбодже? Все привычно отвечали: коммунисты-маоисты…

На самом же деле Пол Пот никогда не был коммунистом.
Апологеты капитализма испытывают непрекращающуюся тягу к выдумкам «доказательств» как ужасен коммунизм. В последние годы одна из их излюбленных баек касается массовых убийств в Камбодже якобы «коммунистическими» «красными кхмерами», возглавлявшимися Пол Потом. Множество статей, пара книжек и по меньшей мере один большой фильм «Поля Смерти» («The Killing Fields») посвящены злодеяниям «красных кхмеров». Пол пот почти заместил Иосифа Сталина как №1 в историческом списке ненависти капиталистов.

Но тут есть существенное различие. Товарищ Сталин был великим коммунистом. Пол Пот же никогда коммунистом не был. Некоторые новые книги западных специалистов по Камбодже, основывающиеся на полученных после падения Пол Пота свидетельствах, показывают это со всей ясностью. Этими книгами следует пользоваться осторожно: их авторы либо провьетнамские ревизионисты (Майкл Викери (Vickery), Чандлер (Chandler), Тион (Thion)), либо либеральные империалисты (Шоукросс (Shawcross)). Ценность имеют раскрываемые ими факты, а не их мнения и анализ этих фактов, искаженные их антикоммунистическими воззрениями.


Пол Пот (настоящее имя Салот Сар) (19 мая 1925 — 15 апреля 1998) в молодости

«Красные кхмеры» (кхмеры - это главный этнос Камбоджи) - так прозвали крестьян-повстанцев, возглавляемых Коммунистической партией Кампучии (исходное название Камбоджи). Чтобы разобраться, как КПК превратилась в группу убийц-антикоммунистов, важно чуть-чуть обратиться к истории.

История камбождийских левых. В 1951 году старая Индокитайская коммунистическая партия, в которой главенствовали Хо Ши Мин и вообще вьетнамцы, распалась на вьетнамскую, лаосскую и камбоджийскую группы. Как и все мировое коммунистическое движение того времени, эти группы были поражены национализмом и стремились к компромиссу с «прогрессивными» (антиколониалистскими) капиталистами.

В середине 1950-х старые члены ИКП соединились с множеством воинственно настроенных студентов-националистов, возвращающихся из Франции, включая и будущих вожаков «красных кхмеров» Пол Пота (настоящее имя - Салот Сар), Иенг Сари и Кхиеу Самфана. Компартия Кампучии была сформирована двумя такими группами в 1960 году, но ее существование держалось в секрете до 1977 года, то есть еще долгое время после захвата ею власти. Очевидно, это было беспринципной уступкой антикоммунизму националистов из бывших студентов. Когда против антикоммунизма не борются, он растет, как мы увидим.

Репрессии монархического правительства Сианука вскоре вынудили партию уйти в подполье. Большинство из коммунистов прежней ИКП оставили борьбу, вернувшись в Северный Вьетнам. Осталась только националистическая группа Пол Пота.

Когда в 1967 году начался крестьянский бунт в районе Самлаут у границы с Таиландом, группа Пол Пота присоединилась к нему. Никогда не будучи коммунистами ни по чему, кроме названия, они приняли линию, которую считали наиболее подходящей для привлечения крестьян - все жители городов, включая специалистов, учителей и рабочих, были объявлены врагами…


Иенг Сари - еще один вождь…

Романтическая привязанность к крестьянству как классу давно характеризует буржуазных радикалов. В России самые ранние выступления Ленина (1895 год) были направлены против народников, так называемых «друзей народа». Мелкобуржуазные народники поклонялись крестьянскому «коммунализму» на словах, но практиковали кровавый терроризм. Викери находит другое близкое сходство между «красными кхмерами» и антоновским и тамбовским крестьянскими мятежами на западе России в ходе гражданской войны, которые были направлены против коммунистов и монархистов с равной энергией и душераздирающими расправами.

К этой крестьянской неприязни к городам фракция Пол Пота добавила доходящую до расизма лютую ненависть к любым вьетнамцам. Ненависть к Вьетнаму - националистическое чувство камбоджийской элиты, помнившей конфликты прошлых веков между вьетнамским и камбоджийским королями и изгнание вьетнамскими правителями камбоджийцев из нынешнего вьетнамского региона дельты Меконга.

В 1970 году проштатовская военщина Лон Нола свергла Сианука. Правители США начали массированные бомбежки против северовьетнамских отрядов и путей снабжения в северо-восточной Камбодже. Бомбежки убили многие тысячи крестьян и по-настоящему разрушили деревенскую жизнь.

По мере роста ненависти к США и правительству Лон Нола крестьяне хлынули в армию «красных кхмеров». Но, вернувшись из Северного Вьетнама, чтобы присоединиться к движению, старые члены ИКП обнаружили, что находятся под подозрением и иногда их даже убивает группа Пол Пота. Так что КПК, взявшая власть в апреле 1975 года, была тесным союзом двух отдельных групп. Провьетнамские члены ИКП и фракция Пол Пота имели различные зоны влияния, последние были более сильны на востоке, вблизи Вьетнама. Их солдаты даже носили разные униформы…


«Товарищ Дуч», он же Канг Кек Иеу

Начало массовых убийств. Хотя антикоммунистические писаки изображают эвакуацию городов в апреле 1975 года как зверство, даже буржуазные исследователи признают ее необходимой (напр., Заслофф и Браун в «Проблемах коммунизма», в январе-феврале 1979 года, в журнале, издаваемом Госдепартаментом США и посвященном антикоммунистической пропаганде под «научным» углом). Например, столица Пномпень выросла до 2 миллионов с примерно 600 тысяч из-за крестьян, бежавших от бомбежек США. Как и в Южном Вьетнаме, США полностью разрушили сельское хозяйство, чтобы уничтожить деревню, в которой пышным цветом цвели «красные кхмеры». Пномпень обеспечивался только массовым импортом продовольствия из США, который резко прекратился при падении Лон Нола. Если бы городское население не было эвакуировано, оно бы просто умерло с голоду!

С 1975-го до начала 1977 года ни одна группа в КПК не имела настоящего превосходства. «Эксперты»-антикоммунисты вроде Джона Бэррона и Энтони Пола или Франсуа Пончауда создают впечатление, что весь период 1975-1979 годов был наполнен казнями. На основе сообщений выживших и сотен интервью беженцев и тех, кто оставался в стране, Викери выявил иную картину. Хотя имели место отдельные случаи жестокости по отношению к бывшим горожанам в областях, удерживаемых сторонниками Пол Пота, массовых казней не было до 1977 года, когда Пол Пот укрепился у власти.

Началась кровавая чистка всех подозреваемых в провьетнамских или недостаточно «прокрестьянских» настроениях. В 1978 году оставшиеся провьетнамские силы в КПК устроили мятеж, который был жестоко разгромлен. Затем правительство Пол Пота принялось уничтожать каждого, кто поддерживал эту группу, плюс многих этнических вьетнамцев в Восточной Камбодже. Это привело к вьетнамскому вторжению в 1979 году. У «красных кхмеров» не оказалось поддержки, кроме их армии, и вьетнамцы без труда установили марионеточный режим потерпевшей поражение фракции ИКП, которая правит Кампучией по сей день.


Красные кхмеры не любили города…

Правители США убили больше камбоджийцев, чем «красные кхмеры». Как много людей было убито при этих массовых расправах? Средства информации США вслед за Дит Праном из «New York Times» (на словах которого основан фильм «The Killing Fields») заявляют о трех миллионах. Когда речь идет о «коммунистах», числа меньше миллиона не удовлетворяют буржуазных авторов. Викери показывает, что 300 тысяч - все же ужасающее количество - это примерная верхняя возможная граница. Напротив, Заслофф и Браун пишут о «тяжких потерях», которые «обширные бомбежки США и интенсивность войны» вызвали после 1975 года, и утверждают, что заявления «красных кхмеров» о числе погибших под бомбежками США от 600 тысяч до «более миллиона» заслуживают доверия. Когда дошло до геноцида, Пол Пот сотоварищи были любителями рядом с империалистами США…

Антикоммунизм режима Пол Пота. Сколько бы жертв, однако, ни было, это работа не «коммунистов» какого-либо вида, хотя бы и ревизионистов советского или китайского стиля, а антикоммунистов.

Не каждая группа, называющая себя «коммунистической», является таковой. К примеру, вьетнамские, советские, китайские и прочие реликты старого коммунистического движения - лишь слегка замаскированные капиталисты. Они лишь лицемерно служат марксизму-ленинизму, рабочему классу, пролетарскому интернационализму и потребности в строительстве бесклассового общества.

Напротив, Пол Пот, «красные кхмеры» и КПК открыто отвергли саму идею коммунизма! Это иллюстрируют цитаты краснокхмерских вождей из Викери и Чандлера. Относительно коммунизма: «Мы не коммунисты… Мы революционеры», которые не «принадлежат к общепринятым группам коммунистов Индокитая» (Иенг Сари).

Относительно марксизма-ленинизма: «Первое публичное признание, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую ориентацию, имело место на поминальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 г.» (Чандлер, с. 55, прим. 28)… Кампучийские представители «заявляют, что КПК - марксистско-ленинская партия, но не говорят ничего о сочинениях этих двоих» (Чандлер).

О необходимости революционной партии: «Самой поразительной особенностью идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами,.. было то, что она была не выражена. В 1960-х оппозиция политике правительства и апелляции к антиимпериализму составили платформу левого крыла… На деле революция и существование революционной партии были не только умалены в пропаганде, они были совершенно сокрытыми истинами, раскрываемыми только немногим просвещенным, которые могли достичь высоких позиций в аппарате», т.е. в основном радикалы из бывших студентов (Тион).


Они красочно праздновали победы

Так было до 27 сентября 1977 года, когда существование «коммунистической партии» было даже публично раскрыто в речи Пол Пота (Чандлер).

Относительно рабочего класса: «Хотя и крошечный, он существовал, рассеянный в городах. Но вместо его культивирования кхмерские коммунисты принялись за его ликвидацию как декадентского наследия прошлого…» (Тион).

Из всего этого мы можем заключить следующее:

Пол Пот сотоварищи не были коммунистами. В этом смысле они не отличались от советских, вьетнамских и китайских ревизионистов, Рональда Рейгана или любого капиталиста. В отличие от советских, вьетнамских, китайских ревизионистов, псевдокоммунистов, Пол Пот сотоварищи хвалились, что они не коммунисты. Влияние провьетнамской фракции приводило к использованию некоторой марксистской терминологии, по меньшей мере до 1977 года. После этого «красные кхмеры» отвергли всякие разговоры о коммунизме.

Полпотовцы также иногда называли себя коммунистами в 1975-1977 годах, в попытке получить китайскую помощь. Например: «…Дань Пол Пота критической роли, сыгранной идеями Мао Цзэдуна в камбоджийской революции, содержавшаяся в пекинской речи 29 сентября 1977 г., не была распространена по пномпеньскому радио» (Чандлер).

Мао и китайская коммунистическая партия привлекли миллионы крестьян на сторону коммунистической, рабоче-классовой линии, в то время как полпотовцы попытались привлечь крестьянство на сторону антирабочей, анархистской линии. За что Китай - и, что так же важно, США - любят Пол Пота сотоварищи, это их подлинная враждебность Вьетнаму, а не лживые похвалы Мао Цзэдуну.


Пол Пот постарел, но так и умер «знаменем»…

«Красные кхмеры» сегодня - поддерживаемые США антикоммунисты. Чтобы ослабить просоветский Вьетнам, правящий класс США поддерживает сейчас коалицию камбоджийских повстанческих сил, в которой полпотовские «красные кхмеры» сильнейшая составляющая. Для штатовских боссов это лишь малая помеха, что группа, которую они сейчас поддерживают на плаву, - та же самая, которую они обвиняют в «коммунистическом» геноциде! В ответ «красные кхмеры» призывают к «демократическим выборам» и реформированному капитализму.

Для мирового рабочего класса уроки полпотовского опыта ясны:

Коммунизм не заменяется борьбой против империализма и капитализма. «Красные кхмеры» пытались построить «новый вид» революции, основанный на мелкобуржуазном радикализме. Вместо этого они погрузили Кампучию в кошмар;

Нельзя верить ничему, что средства информации и правящий класс США говорят о коммунизме! Капиталистов вовсе не заботят сотни и тысячи убитых. Если бы это было не так, почему бы они продолжали поддерживать Пол Пота?

В декабре 1981 года «New York Times Magazine» опубликовал рассказ, в котором автор говорит, как он посетил «красных кхмеров» - «бойцов за свободу», ведущих войну за независимость против вьетнамских оккупантов. Джонс, автор этого рассказа, заявил, что видел Пол Пота, направляющего борьбу, героическую фигуру, силуэтом вырисовывающуюся на фоне неба.


Общий памятник коммунистическим антикоммунистам…

Редакция полагает, что хорошо было напечатать это без проверки, обычно предпринимаемой, когда дается статья незнакомого автора. Оказалось, что Джонс сделал это все, сидя на испанском побережье! Газета столь хотела поверить рассказу, который превращает «красных кхмеров» и Пол Пота - которого они уже назвали массовым убийцей, виновным в геноциде, - в героя-антикоммуниста, что она вывалила это в печать! Ничто не может продемонстрировать более ясно готовность либерального правящего класса взять под крыло любого фашистского убийцу, который может помочь им в борьбе против коммунизма.

По материалам Интернета подготовил Константин Хиценко

«Вы так обо мне говорите, будто я какой-нибудь Пол Пот», - обиженно заявляла героиня Людмилы Гурченко в одной популярной российской комедии.«Полпотовщина», «полпотовский режим» - эти выражения прочно вошли в лексикон советских журналистов-международников во второй половине 1970-х годов. Впрочем, имя это в те годы прогремело по всему миру. Чуть меньше, чем за 4 года его правления, в Камбодже было истреблено более 3 370 000 человек.

Имя нарицательное

Всего за несколько лет лидер движения «красных кхмеров» стал в один ряд с самыми кровавыми диктаторами в истории человечества, заслужив титул «азиатского Гитлера».

О детстве камбоджийского диктатора мало что известно, в первую очередь потому, что сам Пол Пот старался не обнародовать эту информацию. Даже о дате его рождения имеются разные сведения. По одной из версий, он родился 19 мая 1925 года в деревне Прексбаув, в крестьянской семье. Восьмой ребёнок крестьянина Пек Салота и его жены Сок Нем при рождении получил имя Салот Сар.

Семья Пол Пота хоть и была крестьянской, но не бедствовала. Двоюродная сестра будущего диктатора служила при королевском дворе и даже была наложницей наследного принца. Старший брат Пол Пота служил при королевском дворе, а сестра его танцевала в королевском балете.

Самого Салот Сара в возрасте девяти лет отправили к родственникам в Пномпень. После нескольких месяцев, проведённых в буддистском монастыре в качестве прислужника, мальчик поступил в католическую начальную школу, по окончании которой продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука, а затем в Технической школе Пномпеня.

В марксисты по королевскому гранту

В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции и отправился в Париж, где стал изучать радиоэлектронику.

Послевоенный период был отмечен стремительным ростом популярности левых партий и национально-освободительных движений. В Париже камбоджийские студенты создали марксистский кружок, членом которого стал и Салот Сар.

В 1952 году Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом в журнале камбоджийских студентов во Франции опубликовал свою первую политическую статью «Монархия или демократия?». Одновременно с этим студент вступил во Французскую компартию.

Увлечение политикой отодвинуло учёбу на второй план, и в том же году Салот Сара отчислили из университета, после чего он вернулся на родину.

В Камбодже он поселился у старшего брата, стал искать связей с представителями Компартии Индокитая и вскоре обратил на себя внимание одного из её координаторов в Камбодже - Фам Ван Ба. Салот Сара привлекли к партийной работе.

«Политика возможного»

Фам Ван Ба довольно чётко охарактеризовал нового соратника: «молодой человек средних способностей, но с амбициями и жаждой власти». Амбиции и властолюбие Салот Сара оказались значительно больше, чем предполагали его товарищи по борьбе.

Салот Сар взял новый псевдоним - Пол Пот, что является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного». Под этим псевдонимом ему суждено было войти в мировую историю.

1953 году Камбоджа получила независимость от Франции. Правителем королевства стал принц Нородом Сианук, пользовавшийся большой популярностью и ориентировавшийся на Китай. В разгоревшейся следом за этим войне во Вьетнаме Камбоджа формально придерживалась нейтралитета, однако подразделения Северного Вьетнама и южновьетнамские партизаны достаточно активно использовали территорию королевства для размещения своих баз и складов. Власти Камбоджи предпочитали закрывать на это глаза.

В этот период камбоджийские коммунисты действовали в стране достаточно свободно, а Салот Сар к 1963 году прошёл путь от новичка до генерального секретаря партии.

В коммунистическом движении Азии к тому времени наметился серьёзный раскол, связанный с резким ухудшением отношений между СССР и Китаем. Компартия Камбоджи сделала ставку на Пекин, ориентируясь на политику товарища Мао Цзедуна.

Вождь «красных кхмеров»

Принц Нородом Сианук увидел в росте влияния камбоджийских коммунистов угрозу собственной власти и стал менять политику, переориентируясь с Китая на США.

В 1967 году в камбоджийской провинции Баттамбанг вспыхнуло крестьянское восстание, которое было жестоко подавлено правительственными войсками и мобилизованными горожанами.

После этого камбоджийские коммунисты разворачивают партизанскую войну против правительства Сианука. Отряды так называемых «красных кхмеров» формировались в массе своей из малограмотных и неграмотных молодых крестьян, которых Пол Пот сделал своей главной опорой.

Очень быстро идеология Пол Пота стала уходить не только от марксизма-ленинизма, но даже и от маоизма. Сам выходец из крестьянской семьи, лидер «красных кхмеров» сформулировал для своих неграмотных сторонников куда более простую программу - путь к счастливой жизни лежит через отказ от современных западных ценностей, через уничтожение городов, являющихся носителями тлетворной заразы, и «перевоспитание их жителей».

Даже соратники Пол Пота не представляли, куда заведёт их лидера такая программа...

В 1970 году усилению позиций «красных кхмеров» поспособствовали американцы. Посчитав, что переориентировавшийся на США принц Сианук - недостаточно надёжный союзник в борьбе с вьетнамскими коммунистами, Вашингтон организовал переворот, в результате которого к власти пришёл премьер-министр Лон Нол с твёрдыми проамериканскими взглядами.

Лон Нол потребовал от Северного Вьетнама свернуть всю военную деятельность на территории Камбоджи, пригрозив в противном случае применить силу. Северовьетнамцы в ответ ударили первыми, да так, что едва не заняли Пномпень. Чтобы спасти своего ставленника, президент США Ричард Никсон послал в Камбоджу американские части. Режим Лон Нола в итоге устоял, однако в стране поднялась небывалая волна антиамериканизма, а ряды «красных кхмеров» стали расти, как на дрожжах.

Победа партизанской армии

ражданская война в Камбодже разгорелась с новой силой. Режим Лон Нола не пользовался популярностью и держался только на американских штыках, принц Сианук был лишён реальной власти и пребывал в изгнании, а Пол Пот продолжал набирать силу.

К 1973 году, когда Соединённые Штаты, решив поставить точку во Вьетнамской войне, отказались дальше оказывать военную поддержку режиму Лон Нола, «красные кхмеры» уже контролировали большую часть территории страны. Пол Пот обходился уже без соратников по Компартии, отодвинутой на второй план. Ему было куда проще не с образованными знатоками марксизма, а с неграмотными бойцами, верившими только в Пол Пота и автомат Калашникова.

В январе 1975 года «красные кхмеры» начали решающее наступление на Пномпень. Войска, верные Лон Нолу, не выдержали удара 70-тысячной партизанской армии. В начале апреля американские морские пехотинцы начали эвакуацию из страны граждан США, а также высокопоставленных представителей проамериканского режима. 17 апреля 1975 года «красные кхмеры» взяли Пномпень.

«Город - обитель порока»

Камбоджа была переименована в Кампучию, но это была самая безобидная из реформ Пол Пота. «Город - обитель порока; можно изменить людей, но не города. Работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт, наконец, подлинный смысл жизни», - таков был главный тезис пришедшего к власти лидера «красных кхмеров».

Город Пномпень с населением в два с половиной миллиона человек было решено выселить в течение трёх суток. Всех его жителей, от мала до велика, отправили крестьянствовать. Не принимались никакие жалобы на состояние здоровья, отсутствие навыков и тому подобное. Вслед за Пномпенем та же участь постигла другие города Кампучии.

В столице остались лишь около 20 тысяч человек - военные, административный аппарат, а также представители карательных органов, взявшихся за выявление и устранение недовольных.

Перевоспитывать предполагалось не только жителей городов, но и тех крестьян, которые слишком долго находились под властью Лон Нола. От тех же, кто служил прежнему режиму в армии и других государственных структурах, решено было просто избавиться.

Пол Пот развернул политику изоляции страны, и о том, что в ней в действительности происходило, имели весьма смутное представление и в Москве, и в Вашингтоне, и даже в Пекине, являвшемся ближайшим союзником Пол Пота. В просачивающуюся информацию о сотнях тысяч расстрелянных, умерших во время переселения из городов и от непосильного принудительного труда, попросту отказывались верить.

На вершине могущества

В этот период в юго-восточной Азии сложилась крайне запутанная политическая ситуация. Соединённые Штаты, завершив Вьетнамскую войну, взяли курс на улучшение отношений с Китаем, пользуясь крайне натянутыми отношениями Пекина и Москвы. Китай, в ходе Вьетнамской войны поддерживавший коммунистов Северного и Южного Вьетнама, стал относиться к ним крайне враждебно, ибо они ориентировались на Москву. Пол Пот, который ориентировался на Китай, ополчился на Вьетнам, несмотря на то, что ещё недавно «красные кхмеры» рассматривали вьетнамцев как союзников по общей борьбе.

Пол Пот, отказавшись от интернационализма, сделал ставку на национализм, который был широко распространён среди камбоджийского крестьянства. Жестокие гонения на этнические меньшинства, в первую очередь на вьетнамцев, вылились в вооружённый конфликт с соседней страной.

В 1977 году «красные кхмеры» стали проникать в сопредельные районы Вьетнама, устраивая кровавые расправы над местным населением. В апреле 1978 года «красные кхмеры» заняли вьетнамское селение Батюк, уничтожив всех его жителей от мала до велика. Жертвами расправы стали 3000 человек.

Пол Пот разошёлся не на шутку. Чувствуя за спиной поддержку Пекина, он не только грозил разгромить Вьетнам, но и угрожал всему «Варшавскому пакту», то есть Организации Варшавского Договора во главе Советским Союзом.

Между тем его политика заставляла бунтовать бывших соратников и верные прежде воинские части, считавшие происходящее ничем не оправданными кровавым безумием. Мятежи подавлялись безжалостно, бунтовщиков казнили самыми жестокими способами, но их число продолжало расти.

Три миллиона жертв за неполные четыре года

В декабре 1978 года Вьетнам решил, что с него довольно. Части вьетнамской армии вторглись в Кампучию с целью свержения режима Пол Пота. Наступление развивалось стремительно, и уже 7 января 1979 года Пномпень пал. Власть была передана созданному в декабре 1978 года Единому фронту национального спасения Кампучии.

Спасти своего союзника попытался Китай, в феврале 1979 года осуществивший вторжение во Вьетнам. Ожесточённая, но непродолжительная война завершилась в марте тактической победой Вьетнама - китайцам не удалось вернуть Пол Пота к власти.

«Красные кхмеры», потерпевшие серьёзное поражение, отступили на запад страны, к кампучийско-тайской границе. От полного разгрома их спасла поддержка Китая, Таиланда и США. Каждая из этих стран преследовала свои интересы - американцы, к примеру, старались предотвратить усиление позиций в регионе просоветского Вьетнама, ради этого предпочитая закрыть глаза на итоги деятельности режима Пол Пота.

А итоги были поистине впечатляющи. За 3 года 8 месяцев и 20 дней «красные кхмеры» ввергли страну в средневековое состояние. В протоколе Комиссии по расследованию преступлений режима Пол Пота от 25 июля 1983 года говорилось, что за период между 1975 и 1978 годами погибло 2 746 105 человек, из которых 1 927 061 крестьянин, 305 417 рабочих, служащих и представителей иных профессий, 48 359 представителей национальных меньшинств, 25 168 монахов, около 100 писателей и журналистов, а также несколько иностранцев. Ещё 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо похоронены в массовых захоронениях. Общее число жертв оценивается в 3 374 768 человек.

В июле 1979 в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал, заочно судивший лидеров «красных кхмеров». 19 августа 1979 года трибунал признал Пол Пота и его ближайшего сподвижника Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества.

Последние тайны вождя

Для самого Пол Пота этот приговор, однако, не значил ничего. Он продолжил партизанскую войну против нового правительства Кампучии, скрываясь в джунглях. О лидере «красных кхмеров» мало что было известно, и многие полагали, что человек, чьё имя стало нарицательным, давно умер.

Когда в Кампучии-Камбодже начались процессы национального примирения, направленные на прекращение многолетней гражданской войны, новое поколение лидеров «красных кхмеров» постаралось отодвинуть своего одиозного «гуру» на второй план. В движении произошёл раскол, а Пол Пот, пытаясь удержать лидерство, вновь решил использовать террор для подавления нелояльных элементов.

В июле 1997 года по приказу Пол Пота был убит его многолетний соратник, бывший министр обороны Кампучии Сон Сен. Вместе с ним убили и 13 членов его семьи, включая малолетних детей.

Однако на сей раз Пол Пот переоценил своё влияние. Соратники объявили его предателем и провели над ним собственный суд, приговорив к пожизненному аресту.

Суд «красных кхмеров» над собственным вождём вызвал последний всплеск интереса к Пол Поту. В 1998 году видные лидеры движения согласились сложить оружие и сдаться новым камбоджийским властям.

Но среди них Пол Пота не было. Он умер 15 апреля 1998 года. Представители «красных кхмеров» заявили, что бывшего лидера подвело сердце. Есть, однако, версия, что его отравили.

Власти Камбоджи добивались от «красных кхмеров» выдачи тела для того, чтобы убедиться, что Пол Пот действительно мёртв, и установить все обстоятельства его кончины, однако труп был спешно кремирован.

Свои последние тайны лидер «красных кхмеров» унёс с собой...

В 1968 году находившаяся в оппозиции к власти Коммунистическая партия Кампучии (КПК) создала военизированное течение, которое стало одной из сторон гражданской войны в Камбодже. Это были красные кхмеры. Именно они сделали Камбоджу еще одним оплотом социализма в Юго-Восточной Азии.

Истоки течения

Плачевно известные «Красные кхмеры» появились через год после начала крестьянского восстания в провинции Баттамбанг. Ополченцы выступили против правительства и короля Нородома Сианука. Недовольство крестьян было подхвачено и использовано руководством КПК. Сначала силы бунтующих были незначительными, однако за считаные месяц Камбоджа погрузилась в хаос гражданской войны, которую справедливо рассматривают как еще один эпизод холодной войны и борьбы между двумя политическими системами - коммунизмом и капитализмом.

Через несколько лет красные кхмеры свергли режим, установившийся в стране после получения независимости от Франции. Тогда, в 1953 году, Камбоджа была объявлена королевством, правителем которого стал Поначалу он даже пользовался популярностью среди местного населения. Однако обстановку в Камбодже дестабилизировала война в соседнем Вьетнаме, где, начиная с концов 1950 гг., тлело противостояние между коммунистами, поддерживаемыми Китаем и СССР, и демократическим проамериканским правительством. «Красная угроза» скрывалась и в недрах самой Камбоджи. Местная коммунистическая партия образовалась в 1951 году. К моменту начала гражданской войны ее лидером стал Пол Пот.

Личность Пол Пота

Чудовищные события в Камбодже в 1970-х в массовом сознании (в том числе и в нашей стране) больше всего связаны с двумя образами. и красные кхмеры стали символами бесчеловечности и геноцида. Но начинал лидер революции крайне скромно. Согласно официальной биографии, он появился на свет 19 мая 1925 года в маленькой непримечательной кхмерской деревушке, скрытой где-то в тропических джунглях Юго-Восточной Азии. При рождении никакого Пол Пота не было. Настоящее имя лидера красных кхмеров - Салот Сар. Пол Пот - партийный псевдоним, который молодой революционер взял уже в годы своей политической карьеры.

Социальным лифтом мальчика из скромной семьи оказалось образование. В 1949 году молодой Пол Пот получил правительственную стипендию, которая позволила ему переехать во Францию и поступить в Сорбонну. В Европе студент познакомился с коммунистами и увлекся революционными идеями. В Париже он вступил в марксистский кружок. Образование, однако, Пол Пот так и не получил. В 1952 году он за неуспеваемость был отчислен из университета и вернулся на родину.

В Камбодже Пол Пот вступил в Народно-революционную партию Камбоджи, которая потом была преобразована в коммунистическую. Свою карьеру в организации новичок начал в отделе массовой пропаганды. Революционер стал публиковаться в печати и вскоре стал крайне известным. Пол Пот всегда отличался недюжинными амбициями. Постепенно он поднимался по партийной лестнице, а в 1963 году стал ее генеральным секретарем. Геноцид красных кхмеров был еще далеко, но история делало свое дело - Камбоджа приближалась к гражданской войне.

Идеология красных кхмеров

Коммунисты год за годом становились все влиятельнее. Новый лидер заложил новые идеологические основы, которые он перенял у китайских товарищей. Пол Пот и красные кхмеры являлись сторонниками маосизма - комплекса идей, принятого в качестве официальной доктрины в Поднебесной. Фактически коммунисты Камбоджи проповедовали радикальные левые взгляды. Из-за этого красные кхмеры с двойственным чувством относились к Советскому Союзу.

С одной стороны, Пол Пот признавал СССР кузницей первой коммунистической Октябрьской революции. Но камбоджийские революционеры имели и много претензий к Москве. Отчасти на этой же почве возник идеологический раскол между СССР и Китаем.

Красные кхмеры в Камбодже критиковали Советский Союз за политику ревизионизма. В частности, они были против сохранения денег - одного из важнейших признаков капиталистических отношений в обществе. Также Пол Пот считал, что в СССР из-за форсированной индустриализации было плохо развито сельское хозяйство. В Камбодже аграрный фактор играл огромную роль. Крестьяне составляли в этой стране абсолютное большинство населения. В итоге, когда к власти в Пномпене пришел режим «красных кхмеров», Пол Пот не стал просить помощи у Советского Союза, а гораздо больше ориентировался на Китай.

Борьба за власть

В начавшейся в 1967 году гражданской войне красных кхмеров поддерживали коммунистические власти Северного Вьетнама. Их противники также обзавелись союзниками. Правительство Камбоджи ориентировалось на США и Поначалу центральная власть была в руках короля Нородома Сианука. Однако после бескровного переворота в 1970 году его свергли, а правительство оказалось в руках премьер-министра Лон Нола. Именно с ним еще пять лет боролись красные кхмеры.

История представляет собой пример внутреннего конфликта, в который активно вмешивались посторонние силы. В это же время продолжалось противостояние во Вьетнаме. Американцы стали оказывать значительную экономическую и военную помощь правительству Лон Нола. В США не хотели, чтобы Камбоджа превратилась в страну, куда могли без проблем уходить для отдыха и восстановления сил вражеские вьетнамские войска.

В 1973 году американская авиация начала бомбежки позиций красных кхмеров. К этому времени США вывели войска из Вьетнама и теперь могли сосредоточиться на помощи Пномпеню. Однако в решающий момент свое веское слово сказал Конгресс. На фоне массовых антимилитаристских настроений в американском обществе политики потребовали от президента Никсона прекратить бомбежки Камбоджи.

Обстоятельства играли на руку красным кхмерам. В этих условиях правительственные войска Камбоджи стали отступать. 1 января 1975 года началось финальное наступление красных кхмеров на столицу Пномпень. День за днем город лишался все новых линий снабжения, а кольцо вокруг него продолжало сужаться. 17 апреля красные кхмеры установили полный контроль над столицей. За две недели до того Лон Нол объявил о своей отставке и перебрался в США. Казалось, что после окончания гражданской войны наступит период стабильности и мира. Однако на самом деле Камбоджа стояла на пороге еще более страшной катастрофы.

Демократическая Кампучия

Придя к власти, коммунисты переименовали страну в Демократическую Кампучию. Пол Пот, ставший главой государства, объявил о трех стратегических целях его правительства. Во-первых, он собирался прекратить разорение крестьянства и оставить в прошлом ростовщичество и коррупцию. Вторая цель заключалась в ликвидации зависимости Кампучии от других стран. И, наконец, третье: необходимо было навести в стране порядок.

Все эти лозунги казались адекватными, однако на деле все обернулось созданием жесткой диктатуры. В стране начались репрессии, инициаторами которых были красные кхмеры. В Камбодже, по разным оценкам, было убито от 1 до 3 миллионов человек. Факты о преступлениях стали известны только после падения режима Пол Пота. Во время его правления Камбоджа отгородилась от мира «железным занавесом». Новости о ее внутренней жизни едва ли просачивались наружу.

Террор и репрессии

После победы в гражданской войне красные кхмеры приступили к полной перестройке общества Кампучии. Согласно своей радикальной идеологии, они отказались от денег и ликвидировали этот инструмент капитализма. Городские жители стали массово выселяться в деревню. Уничтожению подверглись многие привычные социальные и государственные институты. Правительство ликвидировало систему медицины, образования, культуры и науки. Под запретом оказались иностранные книги и языки. Даже ношение очков стало причиной ареста многих жителей страны.

Красные кхмеры, лидер которых был настроен крайне серьезно, буквально за несколько месяцев не оставил и следа от прежних порядков. Репрессиям подверглись все религии. Самый сильный удар был нанесен по буддистам, которые в Камбодже составляли заметное большинство.

Красные кхмеры, фото результатов репрессий которых вскоре облетели весь мир, разделили население на три категории. В первую вошло большинство крестьян. Во второй оказались жители районов, долгое время сопротивлявшихся наступлению коммунистов во время гражданской войны. Интересно, что тогда в некоторых городах даже базировались американские войска. Все эти населенные пункты подверглись «перевоспитанию», или, иначе говоря, массовым чисткам.

В третью группу попали представители интеллигенции, духовенства, чиновники, находившиеся на государственной службе при прежнем режиме. Также к ним присоединили офицеров армии Лон Нола. Вскоре на множестве этих людей были опробованы изуверские пытки красных кхмеров. Репрессии проводились под лозунгом борьбы с врагами народа, предателями и ревизионистами.

Социализм по-камбоджийски

Насильно согнанное в деревню население стало жить в коммунах, отличавшихся жесткими правилами. В основном камбоджийцы занимались тем, что высаживали рис и тратили время на другой низкоквалифицированный труд. Зверства красных кхмеров заключались в жестких наказаниях за любые преступления. Без суда и следствия расстреливались воры и другие мелкие нарушители общественного порядка. Правило распространялось даже на срыв фруктов на плантациях, принадлежащих государства. Разумеется, вся земля и предприятия страны были национализированы.

Позже мировое сообщество охарактеризовало преступления красных кхмеров как геноцид. Массовые убийства осуществлялись по социальным и этническим признакам. Власти казнили иностранцев, в том числе даже вьетнамцев и китайцев. Еще одним поводом для расправы стало высшее образование. Идя на сознательную конфронтацию с иностранцами, правительство полностью изолировало Кампучию от внешнего мира. Дипломатические контакты сохранились только с Албанией, Китаем и Северной Кореей.

Причины массовых убийств

Для чего красные кхмеры устроили в родной стране геноцид, нанеся невероятный вред ее настоящему и будущему? Согласно официальной идеологии, государство для строительства социалистического рая нуждалось в миллионе работоспособных и верных граждан, а все остальные несколько миллионов жителей должны были быть уничтожены. Иначе говоря, геноцид не являлся «перегибом на местах» или результатом реакции против мнимых предателей. Убийства стали частью политического курса.

Оценки количества погибших в Камбодже в 70-е гг. крайне разноречивы. Разрыв от 1 до 3 миллионов вызван гражданской войной, обилием беженцев, ангажированности исследователей и т. д. Разумеется, режим не оставлял свидетельств своих преступлений. Людей убивали без суда и следствия, что не позволило восстановить хронику событий хотя бы с помощью официальных документов.

Даже фильмы про красных кхмеров не могут в точности передать масштаб катастрофы, обрушившейся на несчастную страну. Но и те немногие свидетельства, которые стали достоянием общественности благодаря международным судам, проведенным после падения правительства Пол Пота, приводят в ужас. Главным символом репрессий в Кампучии стала тюрьма Туол Сленг. Сегодня там расположен музей. В последний раз в эту тюрьму отправили десятки тысяч человек. Всех их предполагалось казнить. Выжило только 12 человек. Им повезло - их не успели расстрелять до смены власти. Один из тех заключенных стал ключевым свидетелем на судебном процессе по камбоджийскому делу.

Удар по религии

Репрессии против религиозных организаций были законодательно закреплены в конституции, которую приняла Кампучия. Красные кхмеры видели в любой конфессии потенциальную опасность для своей власти. В 1975 году в Камбодже было 82 тысячи монахов буддийских монастырей (бонз). Лишь единицам из них удалось спастись и бежать за границу. Истребление монахов приняло тотальный характер. Исключений не делалось ни для кого.

Разрушались буддийские библиотеки, храмы и пагоды (до гражданской войны их было около 3 тысяч, а в итоге не осталось ни одной). Как и в свое время большевики или коммунисты в Китае, красные кхмеры использовали религиозные сооружения в качестве складов.

С особенной жестокостью сторонники Пол Пота расправлялись с христианами, так как они были носителями иностранных веяний. Репрессиям подверглись как миряне, так и священники. Множество церквей подверглось разорению и разрушению. Во время террора погибло около 60 тысяч христиан и еще 20 тысяч мусульман.

Война с Вьетнамом

За считанные годы режим Пол Пота привел Камбоджу к экономическому краху. Многие сферы хозяйства страны были полностью разрушены. Огромные жертвы среди репрессированных привели к запустению огромных пространств.

Пол Пот, как и каждый диктатор, объяснял причины коллапса Кампучии вредительской деятельностью предателей и внешних врагов. Вернее, эту точку зрения отстаивала партия. Никакого Пол Пота в публичном пространстве не существовало. Он был известен как «брат № 1» в восьмерке крупнейших деятелей партии. Сейчас это кажется удивительным, но в Камбодже, помимо этого, ввели и свой собственный новояз на манер романа-антиутопии «1984». Из языка были удалены многие литературные слова (их заменили на одобренные партией новые).

Несмотря на все идеологические усилия партии, страна пребывала в плачевном состоянии. К этому привели красные кхмеры и трагедия Кампучии. Пол Пот тем временем был занят нарастающим конфликтом с Вьетнамом. В 1976 году страна объединилась под властью коммунистов. Однако социалистическая близость не помогла режимам найти общий язык.

Напротив, на границе постоянно происходили кровопролитные стычки. Самой крупной стала трагедия в местечке Батюк. Красные кхмеры вторглись на территорию Вьетнама и вырезали целое селение, в котором проживало около 3 тысяч мирных крестьян. Период столкновений на границе закончился в декабре 1978 года, когда в Ханое решили покончить с режимом красных кхмеров. Для Вьетнама задача облегчалась в силу того, что Камбоджа переживала экономический коллапс. Сразу после вторжения иностранцев начались восстания местного населения. 7 января 1979 года вьетнамцы взяли Пномпень. Власть в нем получил только что созданный Единый фронт национального спасения Кампучии, который возглавил Хенг Самрин.

Вновь партизаны

Хотя красные кхмеры потеряли столицу, под их контролем осталась западная часть страны. Следующие 20 лет эти повстанцы продолжали беспокоить центральные власти. Кроме того, лидер красных кхмеров Пол Пот выжил и продолжал руководить крупными военизированными отрядами, укрывшимися в джунглях. Борьбу против виновников геноцида возглавили все те же вьетнамцы (сама Камбоджа лежала в руинах и едва ли могла искоренить эту серьезную угрозу).

Каждый год повторялась одна и та же кампания. Весной вьетнамский контингент величиной в несколько десятуов тысяч человек вторгался в западные провинции, проводя там чистки, а осенью возвращался на свои исходные позиции. Осенний сезон тропических ливней делал невозможной эффективную борьбу с партизанами в джунглях. Ирония заключалась в том, что в годы собственной гражданской коммунисты использовали ту же самую тактику, которую теперь против них применяли красные кхмеры.

Окончательное поражение

В 1981 году партия частично отстранила Пол Пота от власти, а вскоре ее саму и вовсе распустили. Некоторые коммунисты решили сменить свой политический курс. В 1982 году была образована партия Демократической Кампучии. Эта и еще несколько организаций объединились в которое вскоре признала ООН. Легитимизировавшиеся коммунисты отреклись от Пол Пота. Они признали ошибки прежнего режима (в том числе авантюрность отказа от денег) и попросили прощения за репрессии.

Радикалы во главе с Пол Потом продолжали укрываться в лесах и дестабилизировать ситуацию в стране. Тем не менее политический компромисс в Пномпене привел к тому, что центральная власть укрепилась. В 1989 году Камбоджу покинули вьетнамские войска. Противостояние между правительством и красными кхмерами продолжалось еще около десяти лет. Неудачи Пол Пота заставили коллективное руководство повстанцев отстранить его от власти. Когда-то казавшийся непобедимым диктатор был помещен под домашний арест. Он скончался 15 апреля 1998 года. По одной версии, причиной смерти стала сердечная недостаточность, по другой - Пол Пота отравили его же сторонники. Вскоре красные кхмеры потерпели окончательное поражение.