В старину существовали названия Червонная Русь, Чёрная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь. Что означали и откуда пошли такие названия?

В Киевской Руси к середине ХII века сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII века — 50, в ХIV веке — 250. Все эти территории носили свои названия, АиФ.ru рассказывает, откуда произошли названия некоторых из них.

Малороссия и Великороссия

Малороссия (Малая Русь) — название, которое появилось в начале XIV века. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. После того как в 1300 году Киевский митрополит покинул свою резиденцию, галицкие князья стали добиваться создания своей отдельной метрополии. В 1305 году была создана Галицкая метрополия, независимая от Киевской. Чтобы различать одну Русь от другой, в Константинополе установилась практика именовать отошедшую часть территории Галицко-Волынских земель — Малой Русью, или Малой Россией.

Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году: когда были сформированы две митрополии — одна в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторая в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

«Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

Белоруссия

Белоруссия («Белая Русь») — историческая область Руси. В XII–XVII веках «Белая Русь» служила названием земель Северо-Восточной Руси. С XVI века «Белой Русью» называют земли Подвинья и Поднепровья.

В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке.

Происхождение названия некоторые историки связывают с цветом волос местных жителей и одеждой жителей этих земель, другие считают, что «белая» в данном случае является синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная». Третья версия исходит из того, что белой в далёкие времена называли древнюю территорию, а четвёртая предполагает, что «Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так, на карте мира 1459 года Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha), территория в районе Днепра названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель — Чёрной Русью (Rossia Negra).

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

В современном понимании термин «Белоруссия» распространяется на земли исторической Белой Руси (белорусские Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), а также Северщины (район Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Современное белорусское государство носит официальное наименование «Республика Беларусь». В 1991 году Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической республики установил своим декретом, что новую независимую республику нужно назвать Беларусью (Беларусь) на русском языке и на всей другой языковой транскрипции его имени. Изменение было произведено, чтобы отразить языковую форму названия на белорусском языке.

Красная Русь

Красная Русь (Червоная Русь) — историческая область в XV–XVIII веках на западе современной Украины и востоке и юго-востоке современной Польши — район Галичины (Галиция) или Червенских городов, которые князь Владимир Великий присоединил к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, а в 1031 году они были вновь возвращены в состав древнерусского государства. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII–XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

Название происходит от города Червеня — крупнейшего из червенских городов.

По мнению московского историка Михаила Тихомирова , название города Червен произошло от слова «червень», что означающее тёмно-красную ткань, или от слова «червец», означающего пурпурную или багряную краску, в переносном смысле могло означать красивый город, или город в красивой местности.

Чёрная Русь

Чёрной Русью в XIII–XIV веках называли области, лежавшие в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом.

Название происходит от дремучих и тёмных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

До XIII века Чёрная Русь входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х годах Чёрную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV веке Чёрная Русь вместе с литовскими землями входила в состав Великого княжества Литовского. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Чёрной Русью, а Великороссию — Белой.

Новороссия

Новороссией (Новая Русь) называли Новороссийскую губернию. Это было историческое название территории северного Причерноморья, присоединённой к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века.

Территория Новороссии включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольскую губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского. Название употреблялось до начала XX века.

С середины XX века для обозначения данной территории использовалось географическое определение «Северное Причерноморье», а во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться названием «Южная Украина».

В старину существовали названия Червонная Русь, Чёрная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь. Что означали и откуда пошли такие названия?

В Киевской Руси к середине ХII века сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII века — 50, в ХIV веке — 250. Все эти территории носили свои названия, АиФ.ru рассказывает, откуда произошли названия некоторых из них.

Малороссия и Великороссия

Малороссия (Малая Русь) — название, которое появилось в начале XIV века. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом. После того как в 1300 году Киевский митрополит покинул свою резиденцию, галицкие князья стали добиваться создания своей отдельной метрополии. В 1305 году была создана Галицкая метрополия, независимая от Киевской. Чтобы различать одну Русь от другой, в Константинополе установилась практика именовать отошедшую часть территории Галицко-Волынских земель — Малой Русью, или Малой Россией.

Понятия Малая и Великая Русь вошли в официальное употребление в 1361 году: когда были сформированы две митрополии — одна в Великой Руси с центром во Владимире и Киеве, а вторая в Малой Руси с центром в Новгороде и Галиции.

«Малая Русь» включала в себя 6 епархий Галицко-Волынского княжества. Великой Русью стали называть оставшиеся 12 епархий, включая и Киев. По названию территории «Малая Русь» («Малороссия») местных жителей стали звать малороссами.

Белоруссия

Белоруссия («Белая Русь») — историческая область Руси. В XII-XVII веках «Белая Русь» служила названием земель Северо-Восточной Руси. С XVI века «Белой Русью» называют земли Подвинья и Поднепровья.

В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке.

Происхождение названия некоторые историки связывают с цветом волос местных жителей и одеждой жителей этих земель, другие считают, что «белая» в данном случае является синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная». Третья версия исходит из того, что белой в далёкие времена называли древнюю территорию, а четвёртая предполагает, что «Белой Русью» называли земли, население которых было христианским, в противоположность Чёрной Руси — русских земель, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Так, на карте мира 1459 года Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha), территория в районе Днепра названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель — Чёрной Русью (Rossia Negra).

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

В современном понимании термин «Белоруссия» распространяется на земли исторической Белой Руси (белорусские Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), а также Северщины (район Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Современное белорусское государство носит официальное наименование «Республика Беларусь». В 1991 году Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической республики установил своим декретом, что новую независимую республику нужно назвать Беларусью (Беларусь) на русском языке и на всей другой языковой транскрипции его имени. Изменение было произведено, чтобы отразить языковую форму названия на белорусском языке.

Красная Русь

Красная Русь (Червоная Русь) — историческая область в XV-XVIII веках на западе современной Украины и востоке и юго-востоке современной Польши — район Галичины (Галиция) или Червенских городов, которые князь Владимир Великий присоединил к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, а в 1031 году они были вновь возвращены в состав древнерусского государства. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галичину, и Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века. В XVIII-XIX веках Россия опять вернула эти земли в состав Российской империи.

Название происходит от города Червеня — крупнейшего из червенских городов.

По мнению московского историка Михаила Тихомирова , название города Червен произошло от слова «червень», что означающее тёмно-красную ткань, или от слова «червец», означающего пурпурную или багряную краску, в переносном смысле могло означать красивый город, или город в красивой местности.

Чёрная Русь

Чёрной Русью в XIII-XIV веках называли области, лежавшие в бассейне верхнего течения Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец), Здитовом.

Название происходит от дремучих и тёмных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

До XIII века Чёрная Русь входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х годах Чёрную Русь захватил литовский князь Миндовг. В XIV веке Чёрная Русь вместе с литовскими землями входила в состав Великого княжества Литовского. Поляки в XVI веке называли всю Белоруссию Чёрной Русью, а Великороссию — Белой.

Новороссия

Новороссией (Новая Русь) называли Новороссийскую губернию. Это было историческое название территории северного Причерноморья, присоединённой к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века.

Территория Новороссии включала в себя Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольскую губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского. Название употреблялось до начала XX века.

С середины XX века для обозначения данной территории использовалось географическое определение «Северное Причерноморье», а во второй половине XX века территория Новороссии в пределах Украинской ССР стала обозначаться названием «Южная Украина».

Галичина – область на западе современной Украины. Отделившись от Киевской Руси во время нашествия монголов, она попала под влияние Запада, что предопределило ее исторический облик. Именно эта, Червонная Русь стала прообразом современной Украины.

Происхождение

Этимология слова «Галичина» (или на русский манер «Галиция») до конца не ясна. Некоторые связывают его с названием одного из кельтских племен – галатов. В другом варианте это производное от греческого слова «галис» – соль. Здесь действительно с давних времен шла добыча соли, что подтверждает изображение топок соли на гербе Дрогобыча.

Люди в этом благоприятном с климатической точки зрения и богатом природными ресурсами регионе селились еще со времен палеолита. Уникальная древесина карпатских лесов и плодородные почвы, горные реки и минеральные источники, залежи полезных ископаемых и обилие строительного камня постоянно привлекали на эти земли завоевателей, что наложило свой отпечаток на дальнейшее развития края.

Червенские земли

С середины X века в галицких землях стал выделяться город Червен. В «Повести временных лет» рассказывается, как князь Владимир Святославович отвоевал его у поляков, а вместе с ним и земли, которые позднее в летописных источниках стали именоваться как Червонная Русь. Интересно, что и раньше население этого края контактировало с Русью. Так, белые хорваты совместно с Вещим Олегом участвовали в походе на Царьград.

На облюбованных червенских землях по легенде Владимир решил заложить город «во имя свое» – им стал известный сейчас Владимир-Волынский. Скорее всего, именно с Галичины в Киев стало активно проникать христианство. Известно, что недалеко от этих земель развернулась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, а в 982 году (за 6 лет до крещения Руси) там была утверждена православная епархия.
Червонная Русь до конца XI века подчинялась Киеву, выполняя функцию западных рубежей Древнерусского государства. Однако в период ослабления Киевской Руси, переживая бурный демографический и хозяйственный подъем, она приобретает все больше самостоятельности. Наибольших высот в культурном и экономическом развитии эти земли достигают во время княжения Даниила Галицкого (1201-1264).

Боярская власть

Независимое Галицко-Волынское княжество, имеющее выгодное географическое положение стало быстро возвышаться. Благодаря торговым связям с Западом и некоторой изолированности от внешнего влияния особый статус здесь получило местное боярство, которое в своих руках сосредоточило политическую и экономическую власть.

Формально в землях правил князь, однако, бояре, имевшие собственные войска и влиятельный орган власти – совет, могли вмешиваться в княжеские дела. Совет, куда также входили крупные землевладельцы, епископы и высшие должностные лица созывался по инициативе боярства и был призван ревностно защищать его интересы.
Боярская олигархия, несмотря на свою влиятельность, тем не менее, признавала легитимность власти Рюриковичей. Когда в начале XIII века боярин Владислав Кормильчич провозгласил себя князем, он вызвал единодушный протест боярства. «Не есть лепо боярину княжити», – объявили ему на совете. И, несмотря на сильное войско и богатство боярин-выскочка потерпел неудачу.

Полонизация

Постепенно Галичина все больше начала испытывать на себе влияние соседней Польши. Так, ушли в прошлое представители рода Рюриковичей, а на их место стали назначаться польские князья. К середине XIV столетия с восшествием на польский престол Казимира III (1310-1370) Галичина окончательно впала в зависимость от Польши. Нужно отметить, что шляхтичи, проживавшие на территории Галичины, были уравнены в правах с галицко-русским боярством – они не платили налоги и несли только военную службу. Позднее из употребления вышло русское слово «боярин», заменившись на польское – «пан».

Долгое время польское влияние на Галичину не воспринималось как владычество: здесь были сохранены местные законы, традиции и вера. Казимир III даже намеревался создать в Галичине самостоятельную православную митрополию. Однако после Флорентийской унии (1438-1439) и падения Константинополя (1453) Киевская митрополия, куда входила Галичина, все больше стала склоняться к союзу с Римом, что в конечном итоге предопределило судьбу религии. После Брестской унии (1596) на Галичине утвердилась грекокатолическая церковь.

Из рук в руки

Раздел Речи Посполитой в конце XVIII столетия затронул и целостность Галичины. Так, к 1795 году восточная и северная часть Галиции вошли в состав империи Габсбургов. Интересно, что австрийские власти принимают ряд мер, улучшающих положение населения галицких земель: они проявляют веротерпимость к различным религиозным группам, ограничивают в правах помещиков, создают программы по повышению культурного уровня населения.

В начале XIX века перемены снова сотрясают Галичину: в 1809 году вместе с Краковом Наполеон присоединяет ее западную часть к великому герцогству Варшавскому, при этом Тернопольский округ отходит к России. Но в 1815 году Западная Галиция присоединяется к царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи, а Тернопольский округ возвращается Австрии.

Революции и политическая нестабильность Европы XIX столетия сказываются и на ситуации в Галичине. Появившаяся в 1848 году Конституция Австрийской империи способствует распространению демократических свобод: в Галиции отменяются крестьянские повинности и другие пережитки феодализма, одновременно набирают силу либеральные и национальные движения.

Беспокойный век

Трагическая первая половина XX столетия, разразившись двумя мировыми войнами, отозвалась и в Галиции. Различные политические силы снова пытаются поделить между собой этот благодатный край. В 1908 году один из российских чиновников с тревогой писал: «Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так ещё опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться».

В 1914 году Россия укрепляет свое присутствие в Галиции, освобождая ее восточную часть от австро-венгерских войск. Однако в 1921 году Галичины лишается и Россия, и Австрия. По Рижскому договору практически вся ее территория отходит к Польше. Обязуясь по договору обеспечивать украинцам равные наряду с поляками права, тем не менее, правительство Польши не выполняет своих обещаний. В ответ на это почти два десятилетия украинское освободительное движение терроризирует польское руководство своими боевыми вылазками.

В конце 1930-х годов Галиции предстояло пережить раздел своих территорий между СССР и Германией, а во время Второй мировой войны вхождение в состав немецкого Генерал-губернаторства. И только весной 1944 года ситуация стабилизируется – Галиция целиком возвращается в состав Украинской ССР.

Современная Галичина это смешение многих культурных и национальных традиций. Сегодня здесь живут как большие этнические группы – украинцы, поляки, евреи, так и малые этносы – русины, лемки, бойки. В силу своего исторического развития Галичина всегда тяготела к Западу, что создавало определенные сложности в ее интеграции с восточной Украиной. Этот факт в своей предвыборной программе учитывал Виктор Ющенко, обещая галичанам скорое и гарантированное вступление в Евросоюз.

Данный пост был написан летом 2012 года, и многое из сказанного здесь, увы, потеряло актуальность . При этом я не считаю, что сами эти наблюдения и обобщения были заведомо ошибочны - просто я из всех вероятных сценариев тогда верил в наиболее оптимистический , поэтому отчасти это пост не только об ушедшем, но и о несбывшемся .

Вряд ли стоит перечислять, какие ассоциации вызывает Западная Украина у россиян. Между тем, одним из главных открытий в Западенщине для меня стало то, насколько она разная. Достаточно сказать, что "не говорить во Львове по-русски" мне советовали в Луцке и Мукачеве, а я - гость из России - лучше них знал, что нечего там бояться. На самом деле в Западной Украине пять исторических областей - Галиция (Галичина), Волынь, Подолия (Подолье), Буковина и Закарпатье, и я даже не знаю, чего между ними больше - сходств или различий. О чём и попробую сейчас рассказать.


О том, что различия не иллюзорны, говорит как минимум вот эта карта - удивительно, но даже на выборах-2010 в каждой исторической области были свои симпатии. Только сначала мысленно уберите таблички с именами кандидатов, потому что конкретика не имеет значение, только разница цвета - "серая" Галиция, "оранжевая" Волынь, "зелёное" Закарпатье, "розовая" Буковина и "голубая" (как центр и восток) Подолия:

Границы исторических областей сейчас немного отличаются от исторических и совпадают с границами областей.
- Волынская и Ровенская областb, современный центр Ровно, а исторический - Луцк. При этом часть Волыни, от Почаева до Шепетовки, досталась нынешним Галиции (Тернопольская область) и Подолии (Хмельницкая область).
- Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области, Причём к последней прирезаны хорошие куски Волыни и Подолии. Бессменный центр со времён основания - Львов.
, и - соответственно, Закарпатская, Черновицкая и Хмельницкая области. В Закарпатье опять же бессменными центрами остаются Ужгород и Мукачево, на Буковине - Черновцы, а в Подолии исторически главным был Каменец-Подольский, а ныне - собственно, Хмельницкий.

3. Типичный пейзаж Западной Украины - живописная ("червонная") пересечённая местность с необычайно плотным населением.

И каждая 5 провинций отличается от всех прочих неповторимой комбинацией владевших ей империй. Ещё после первого визита у меня возникла мысль записать эти комбинации кодами. Итак:
0. - Киевская Русь.
2. - Галицко-Волынское княжество.
3. - Великое княжество Литовское.
4. - Польша и Речь Посполитая.
5. - Молдавское княжество и Румыния.
6. - Османская империя и Золотая Орда (благо, по времени они не перескались).
7. - независимая Венгрия.
8. - Австрия и Австро-Венгрия.
9. - Чехословакия.
10. - Российская империя и СССР.
1. - независимая Украина
Далее - курсивом выделим хозяев, чьё господство длилось менее 50 лет, болдом - более 200 лет в Средние века и более 100 лет в Новое время. Соответственно, первая группа цифр - Средние века до Люблинской унии (образование Речи Посполитой), вторая - Новое время, третья - ХХ век.
Галиция . 0- 2-7 -4 ... 4 -8 ... 4 -10-1.
Волынь . 0 -2-3 ... 4 -10 ... 4 - 10-1.
Подолия . 0 -6-3 ... 4 -6 -4-10 ... 10-1.
Буковина . 0 -5-6 ... 6 -8 ... 5-10-1.
Закарпатье . 7 -2 ... 7 -8 ... 9 -7 -10-1.
Самые актуальные различия тут, пожалуй, следующие: Галиция, Буковина и Закарпатье никогда не были в составе Российской империи, Буковина и Закарпатье - ещё и никогда не были в составе Речи Посполитой и её предков, Волынь и Подолия - в составе Австрии, а Подолия вдобавок ещё и лидер по смене владельцев. Однако все были в составе СССР, который собственно впервые со времён Монгольского нашествия объедилин эти земли.

То есть, основные метрополии Галиции - Польша и Австрия:

4. Иезуитский костёл времён Речи Посполитой на фоне шедевров австрийской сецессии (Львов)

Волыни и Подолии - Литва, Польша и Россия:

5. Русский собор и польский костёл, поставленные в память о войне Богдана Хмельницкого (Берестечко, Волынь)

6. Русская полковая церковь над польско-литовскими укреплениями Каменца-Подольского.

Буковины - Молдавия (в основном как турецкий вассал) и Австрия,

7.Церковь начала ХХ века в романо-византийском стиле - синтез австрийской и молдавской традиций (Черновцы).

Закарпатья - Венгрия, в том числе в составе Автрии.

8. Венгерские костёл 15 века и реформатская церковь в Хусте.

При этом стоит добавить, что из них только Галиция была ядром сильного независимого государства - Галицко-Волынского княжества, и по сей день остаётся в Западной Украине центром силы, этакой "митрополией второго порядка". Все остальные 4 области обращаются вокруг неё, как спутники вокруг планеты, и отношения между ними совсем не так просты.

9. Домонгольская церковь Святого Пантелеймона в Галиче.

Другой момент, который напрямую следует из перечисленных - религия. А тут стоит сказать, что на Украине существует целых 5 основных конфессий, и все они в разной степени православные. Слышал утверждения, что по общему количеству православных приходов (около 20 тысяч) Украина превосходит Россию... на самом деле это не так, но Украина в этом отношении уступает России лишь на треть, в то время как по населению - втрое. Зато чуть раньше на Западную Украину приходилось около трети действующих православных храмов в Советском Союзе. Западенщина в целом очень религиозна, особенно экс-австрийские провинции.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (продолжение РПЦ) - безраздельно господствовала на Украине в советское время, так как не абы кто, а Сталин распорядился включить в её состав греко-католические конфессии. Ей принадлежит более 11 тысяч приходов, около 200 монастырей, в ней 46 епархий, а штат священников - около десяти тысяч человек.

11. Центр "московского" православия в Западной Украине - Почаевская лавра.

Ещё две конфессии - украинские "раскольники": в ХХ веке от Московского патриархата дважды откалывались национальные православные церкви Украины, так в итоге и не признанные ни одной конфессией. В Гражданскую войну образовалась Украинская Автокефальная Православная церковь - в 1919 году её провозгласил Симон Петлюра, но лишь в 1921 году удалось провести собор, на котором главой УАПЦ был избран Василий (Липковский), прежде отлучённый от Православной российской церкви. В 1930 году УАПЦ самораспутилась, в 1942 возродилась при поддержке фашистов, которой вскоре лишилась за поддежрку бандеровцев, и была вновь запрещена уже Советами в 1944 году. Тем не менее, фактически она продолжала существовать, и вышла из тени с распадом СССР. Ныне у неё 11 епархий, 561 приход и около 400 священников.
Киевский патриархат же был провозглашён в 1992 году, когда Архиерейский собор в Харькове сместил митрополита Филарета, вокруг которого и объединились сторонники "национального православия". УПЦ КП также никем не признана, но масштабы у неё куда как больше: 34 епархии, 2781 приход, 22 монастыря, более 2000 священников. Между собой у обеих конфессий прекрасные отношения: вот например собор в Самборе, где нижний храм принадлежит КП, верхний - автокефалии, а настоятели у них - родные братья:

Совсем иная сила - Украинская греко-католическая церковь. Её история очень давняя: "греко-католичество" (или униатство) стало находкой польских властей: обращать украинцев в римо-католичество им было невыгодно, да и те сами в основной массе латынянство не принимали, поэтому в 1596 году была подписана Брестская уния - епископы Киевской митрополии и сам митрополит Михаил Рогоза признали главенство Римского Папы при сохранении православной обрядовости. Весь 17-й век на Украине шла бескровная борьба между православием и униатством, и если в Западной Украине к началу 18 века остались буквально единицы православных приходов, в Восточной Украине его позиции были ещё сильны. Наконец, в 1830 и 1860-х годах Россия ликвидировала Унию на своей территории с правом перехода как в православие, так и в католичество (но "по умолчанию" записывали православными), и после этого УГКЦ осталась только в Австрии, став именно галицкой религией, стержнем её идентичности. Ныне УГКЦ имеет 29 епархий, около 4000 приходов, 115 монастырей, около 3500 священников, то есть это вторая конфессия Украины.
Кроме того, в Закарпатье существует отдельная Русинская греко-католическая церковь, созданная Габсбургами в 1646 году - она гораздо меньше и почти не имеет приходов на Украине вне Закарпатья. А вот римо-католиков в Западной Украине немного, больше всего их на "среднем западе" (в Житомирской области - 9%).

13. Собор Святого Юра во Львове - исторически главный храм УГКЦ (несколько лет назад митрополия переехала в Киев).

При этом, как не трудно догадаться, национально-политические различия между конфессиями оказались весомее догматических, и бескровная борьба продолжается. С одной стороны - Московский патриархат, с другой - УГКЦ, КП и УАПЦ (на чьей стороне РГКЦ - я так и не понял). По Украине в целом МП превосходит всех соперников, вместе взятых... но не в Червонной Руси. Тут можно обратиться к знаменитым картам pollotenchegg :

Православные .
Католики .

Тут опять же хорошо видно, что во-первых греко-католичество является отличительной чертой даже не Западной Украины, а именно Галиции (УГКЦ) и Закарпатья (РГКЦ), а уже на Волыни униатов меньше, чем в Донецкой области. Видно и то, какие конфессии где преобладают.

Галиция - УГКЦ, Киевский патриархат и автокефалия (последняя в основном здесь и обитает - 10-15%, в то время как на остальной Украине нигде не больше 5%).

15. Главная особенность Галиции - огромное количество "малых форм": капличек, скульптур, придорожных крестов.

Волынь - Московский и Киевский патриархаты (причём последний там гораздо заметнее).

16. Кафедральный собор в Луцке. "Христос среди нас!" - один из главных девизов Киевского патриархата.

Подолия - хотя численно преобладает МП, ощущение полной поликонфессиальности, но при этом Подолия выглядит наименее религиозной из 5 провинций.

17. В Каменце-Подольском.

Буковина - Московский и Киевский патриархаты, причём тут заметнее, наоборот, Московский.

18. Кафедральный собор в Черновцах, который с тех пор успели покрасить в густой розовый цвет.

Закарпатье - Московский патриархат и РГКЦ. То есть, "московские" почти не проникают Галицию, униаты - почти не выходят за её пределы, а "раскольников" почти нет в Закарпатье. Кроме того, во всех пяти областях, кроме Галиции, высока доля протестанстов, и в Закарпатье протестантство даже историческое - венгерское реформатство кальвинистского толка.

19. Реформатская церковь 14 века и новый "московский" собор в Хусте, Закарпатье.

Кроме того, в Подолии и Буковине живут староверы, которых тут называют липоване... впрочем, они и в Молдавии живут, и в Одесской области.

20. Белая Криница - центр староверия и место зарождения Русской Православной Старообрядческой Церкви, объединяющей ныне 2/3 староверов.

Ещё одна здешняя конфессия - армяно-католичество. Точнее, оно зародилось ещё в 1190 году в Киликии, но в 1630 году поляки, приведя к Папе Римскому православных, решили и армян (которые там жили издавна и слыли лучшими купцами) привести к тому же знаменателю. Вообще, подозреваю, проживи Речь Посполитая дольше и не прервись её экспансия на Восток, сейчас бы мы имели исламо-католиков, иудо-католиков, шамано-католиков и буддистов-католиков.

21. Армянский костёл в местечке Жванец под Каменцем-Подольским.

При этом Галиция, Буковина и Закарпатье, то есть экс-австрийские регионы, очень религиозны. Здесь вообще нет разделения на "верующих" и "не верующих", в церковь ходят все, и ходят туда как на праздник. Религию в школах преподают уже давно. Но религия здорово объединяет людей - ведь на службе могут рядом стоять начальник и его подчинённый.

22. Народ идёт со службы.

Ну а из религии напрямую вытекает, пожалуй, самый интересный момент - идеология. Все 5 провинций Червонной Руси в этом смысле очень отличаются, но по сути своя твёрдая и последовательная идеология есть только у Галиции.

Но и её мы понимаем превратно. Потому что на самом деле её смысл - отнюдь не "Бей русских!", а "Русские - это мы". Да и правда: во Львове, Черновцах, Каменце и много где ещё есть улица Русская. Польское воеводство с центром во Львове называлось Русскими. Ведь дело в том, что когда распалась Киевская Русь, на её руинах возникли два новых центра силы - Владимиро-Суздальское княжество на востоке (из которого позже выросла Россия) и Галицко-Волынское на западе, и оба они претендовали на киевскую преемственность. Причём второе изначально было сильнее, и даже овладело Киевом. Именно из Галича переместилась во Владимир митрополия, позднее ставшая Московским патриархатом. Галицкие мастера занесли в Залесскую Русь белокаменную архитектуру. Даже для униатства есть объяснение: когда христианская церковь распалась на православный Восток и католический Запад, Киевская Русь так и не сделала официального выбора вплоть до своего падения. И пускай Галичина пала семьсот лет назад - но память о своей исключительности осталась.

24. Успенская церковь и доминиканский костёл во Львове, оба 16 века. Слева - Русская улица.

Сыграла роль, разумеется, и Австрия - в те времена вести территориальную экспансию было нормально, и если мы были непрочь разжиться Львовом и Краковом, а там, глядишь, и до Балкан рукой подать, то Габсбургам очень кстати было бы получить Варшаву, Литву с Беларусью, а там недалеко и до Киева, и до Балтийского моря. Австрияки в общем способствовали национальному возрождению Галиции - и как противовес непокорным полякам, и как возможный центр притяжения для польско-литовских губерний России. Именно при Австрии расцвела галицко-украинская литература (первым крупным автором был Маркиян Шашкевич, а известнейшим - Иван Франко), и возникло даже такое специфическое явление, как "галицкое русофильство" - идея единого славянского государства "от Карпат до Камчатки". Первыми "борцами за волю" ХХ века в современном пантеоне значатся Сечевые стрельцы - украинские части австрийской армии в Первую Мировую, из которых затем вышли ОУН-УПА (в просторечие "бандеровцы").

"Отцом нации" в Галичине считают Андрей Шептицкого - греко-католического митрополита, возглавлшего УГКЦ в 1900-1944 годах. Именно он вёл галичан сквозь войны, смуты, смены властей... Царская администрация в 1914 отправила его в ссылку аж в Суздаль, откуда он был освобождён Временным правительством; его арестовывали поляки, его брата с семьёй в 1939 году расстреляли чекисты. В начале войны он поддерживал фашистов, пока не осознал масштабов их зверств - Шептицкий ещё при Австрии опровергал "кровавый навет" на евреев, свободно владел ивритом, и во время войны он укрывал евреев в своих монастырях, был единственным церковным иерархом в Европе, публично призывавшим остановить Холокост... И в общем к концу войны "красных" видел уже "меньшим из двух зол". В 1944 году он встретил советские танки, поздравил Сталина с победой и вскоре умер от инфаркта. Авторитет его был так высок, что фашисты не отваживались его арестовать за поддержку евреев, а Сталину он предлагал, если тот не тронет УГКЦ, "за 3 дня" убедить бандеровцев сложить оружие.
И в целом, как ни крути, а галичан против себя мы настроили сами, в обеих Мировых войнах.

Но в целом, я обнаружил ещё и потрясающую симметрию. Мы считаем галичан "нашими людьми, которых ИСПОРТИЛИ поляки" - а галичане считают нас "своими людьми, которых ИСПОРТИЛА Золотая Орда". Конечно, сейчас силы России и Галиции не сопоставиы и отличаются, наверное, в сотни раз - но всё же стоит иметь в виду, что Галиция - это не "Антироссия", а "Альтернативная Россия". И если до Москвы её влияние вряд ли когда-нибудь дойдёт, то за Украину борьба вполне серьёзная. И всё то, вокруг чего по остальной Украине идут споры, здесь всегда было данностью:

В Галиции очень редко увидишь улицу даже Пушкина, а улицу Ленина тут давно не найти. Самые характерные названия - Бандеры, Сечевых стрельцов, Даниила Галицкого, ну и конечно общеукраинские Шевченко, Хмельницкого и Независимости. Среди памятников преобладают, конечно, памятники ОУН-УПА:

И даже самому Бандере:

На любом большом кладбище найдётся курган Сечевых стрельцов:

Местами есть даже памятники дивизии СС "Галичина", и вот это на мой взгляд уже перебор:

Впрочем, советские могилы здесь, кто бы что ни говорил, по крайней мере сейчас не только не уничтожают, но и даже берегут и возлагают венки. Что ещё бросается в глаза - почти полное отсутствие военной техники, и на "наших", и на "своих" памятниках. Тем, что они избавились от мемориальных танков и боевых самолётов, галичане весьма гордятся. Вот характерный ракурс:

В общем, небольшая Галиция столь заметна в первую очередь потому, что в отличие от России, имеет сейчас свою Национальную идею, причём не насаждаемую из телевизора, а вполне искренне поддерживаемую людьми. Как мне показалось, главные её проводники - отнюдь не депутаты миськой рады, а греко-католическое духовенство. В каком-то смысле, мне даже понятен мотив Сталина, не принявшего предложение Шептицкого - "отец народов" вполне понимал, что бандеровцев можно перестрелять, а вот греко-католическую идею так просто не сломишь.
Тут, впрочем, всплывает куда более интересная тема: с Украиной, возглавляемой "восточными силами" (будь то Донбасс или Поднепровье), у России объективно куда больше противоречий - в первую очередь конкуренция металлургических компаний. С западенцами же объективно нам нечего делить. И в принципе, если "донецкие" будут держать власть долго и перейдут в экономическое наступление на Россию - мне кажется воможным и возрождение галицкого русофильства.

А вот в других регионах всё совсем иначе.
В маленькой и тихой Буковине явной идеологии нет, но отчётливо ощущается некий внутренний стержень. Буковина самодостаточна. В Черновцах спокойно стоит Т-34, есть улицы не то что Пушкина или Толстого, а например Чкалова и даже Московской олимпиады. В целом, Буковина оставляет впечатление дружественного к России региона, да ещё и с сильными позициями православия - что однако не мешает буковинцам сохранять верность мове и иметь ещё более богатые сёла, чем в Галиции. Да и пожалуй, Буковина не "русофильская" - просто здесь идея "дружить со всеми". Как мне кажется, к этому со временем придёт и Галиция.

Закарпатье вообще само по себе, и памятники героям австро-венгерских войн и мадьярским королям с неизменными трёхцветными ленточками тут встретишь куда чаще, чем обелиск Победы... да и вообще-то Закарпатье до 1944 года было в составе Венгрии, проигравшей войну. Закарпатскую идею я бы сформулировал как "а мы за горами!". То есть полнуавтономное существование в рамках более сильного государства, которое при этом к ним не лезет и свои порядки не устанавливает. Именно поэтому Закарпатье стоит в оппозиции к Галичине (тут в 2004 году Янукович набрал около 40% голосов!) - "идите вы куда подальше со своим мессианством".

Какова идеология Волыни, мне сказать сложнее. По "дружественности" к России я бы поставил её между Буковиной и Галицией. Советских названий почти нет (кроме связанных с войной), в топонимике мирно уживаются Бандера и Пушкин, а также очень популярен Сергей Королёв, ибо родился он в Житомире, столице Волынской губернии. При этом на Волыни самый настоящий культ Победы, по которому она даст фору Белоруссии. Хотя бандеровцы на Волыни были особенно активны (в первую очередь против поляков), памятники им тут крайне редки. А вот памятником Великой Отечественной очень много, в том числе новых. Как мне кажется, Волынь похожа на Беларусь, если бы там у власти стояли прозападные силы.

Вообще, Волынь - самая старая из 5 исторических областей, и в Средние века именно она была центром Червонной Руси. Отсюда в восточно-славянский мир пришло высшее образование, здесь Иван Фёдоров отпечатал "Острожскую Библию". Но всё это было давно, и общее ощущение от Волыни - усталость. Даже волынские сёла выглядят гораздо беднее галицких, буковинских или закарпатских.

И совсем иначе воспринимается Подолия. Граница Европы с Великой Степью, дважды бывшая под прямой властью тюрок (а не вассалом, как Россия), веками это был край Бесконечной Войны. Всё же Подолия из областей Червонной Руси самая восточная, в ней появляется казацкая удаль. Да и пребывание в составе СССР в 1920-30-е сказывается - здесь помнят Гражданскую войну и лично Щорса. Памятник победы в Каменце-Подольском даже с Вечным огнём.

Но серьёзно пейзаж меняется только в Винницкой и Житомирской областях. В сёлах исчезают коттеджи и появляются соломенные крыши. В топонимике возникают улицы Ленина, Коммунистическая, Свердлова и прочих. На площадях - памятники Ленину, как например в Бердичеве:

И голодомору, который зацепил и эти края:

А теперь о том, что эти 5 исторических областей объединяет и отличает от Средней и Восточной Украины. Что не русофобия - уже говорено. Не язык, так как во многих областях Центральной Украины встретить русскоговорящего человека сложнее, чем на Львовщине. А - я бы сказал - образ жизни. Здесь не принято выставлять нищету на показ, в отличие от всего остального восточно-славянского мира. Здесь человек может недоесть - но хату построит краше, чем у соседа и хоть на пол-сантиметра выше.
Западенцы трудятся так:

А в Восточной Украине - так:

42. Металлургический комбинат в Днепродзержинске, Днепропетровская область.

Сёла Западной Украины выглядят так:

А Восточной - так:

И что характерно, и те, и другие считают чужой образ жизни ужасным. Западенцу претит мысли ходить от звонка до звонка на вонючий завод, а схидняку - ездить за тридевять земель чинить сантехнику и продавать хот-доги. В Западной Украине наиболее естественные занятия - торговля, малый бизнес (в том числе туристический), заработки, сельское хозяйство... все эти нити ведут к понятию "крестьянина" по Марксу и Ленину - "труженник-собственник ". Нетронутая голодом и раскулачиванием, Западенщина сохранила это начало. А после того, как её покинули поляки, составлявшие основное население больших городов, эта форма стала здесь господствующей. Мне вообще кажется, что в основе противоречий Запада и Востока на Украине - не религии или цивилизации, а именно крестьянское и пролетарское начала.
О западно-украинском образе жизни я много написал в посте "

Елизавета Дворецкая

Червонная Русь

Перемышль, 1112 год

– Расскажи про деда Боняка!

– Какое рассказывать, тебе давно спать пора! И так сколько внизу проболтался, не дозовешься тебя! Мал ты еще на пирах до свету сидеть!

– Дружина же сидит, а где дружина, там и князь! Отец так говорит.

– Вот пусть отец сам и сидит. А ты спать должен. Ты ведь еще меч не получил, значит, не князь.

– Я буду князем!

– Будешь, будешь. А теперь спи.

– Не буду спать, пока не расскажешь про Боняка!

Разговор пошел по кругу. Княгиня Иустина Боняковна вздохнула: восьмилетний сын был упрям, как бычок, и у нее не хватало сил с ним спорить. Уже сорок раз, кажется, она рассказывала Ростиславу про своего отца, а его деда – половецкого хана Боняка, но Ростислав был готов слушать о нем бесконечно. Внизу, в гриднице , было шумно – там пировала дружина перемышльского князя Володаря Ростиславича, из гущи которой едва удалось извлечь не в меру удалого княжича.

– Смотри вон, и Володьша спит уже, и Ярша спит, они сил набираются, завтра будут воевать, – шепотом уговаривала княгиня сына, кивая на двух его старших братьев. – А ты завтра будешь как муха сонная.

– Не буду. Рассказывай! – требовал Ростислав, уверенный, что мать скоро уступит. И даже слегка подпрыгивал на лежанке, изображая, будто скачет во весь опор на боевом коне.

Было уже за полночь, у самой княгини Иустины слипались глаза, но она знала, что сын не отстанет, пока не добьется своего.

– Тогда была война, – принялась рассказывать она полушепотом, чтобы не разбудить двух старших княжичей. – Безбожный бунтарь князь Ярославец Святополчич пришел на нас с ратью и короля венгерского да князя ляшского привел с собою. Пришли они сюда, к Перемышлю, и обступили град…

– Чтобы ни мышь не пробежала, ни птица не пролетела? – подсказал Ростислав. Он уже все сам знал, но боялся, что мать что-то забудет и испортит весь рассказ.

– Чтобы ни мышь, ни птица, никто, – согласилась княгиня. – А князь Давид поехал в Поле Половецкое поискать там помощи. И встретил на Вагре-реке хана Боняка и войско его в восемь тысяч конных батуров . Согласился хан Боняк помочь князьям перемышльским и пошел с князем Давидом. Вот стало войско на ночлег, и вышел хан Боняк один в поле в полночь. И начал он выть по- волчьи, и ответил ему сперва один волк, потом другой, а потом целая тысяча волков. Вернулся Боняк к князю Давиду и сказал, что победит он завтра множество врагов…

Ростислав слушал как завороженный: больше не перебивал, не шевелился, едва дышал. Мороз подирал по коже, когда он представлял все это: лес, ночь, река, блестящая серебром под луной, а между рекой и лесом – странный, непонятный человек наедине с луною, в шапке с волчьим хвостом, сам похожий на волка, такой же дикий, опасный, загадочный, как серые Хорсовы псы . Он воет, выпевает тягучую песню войны и крови, и волки отвечают ему из леса, признавая в нем собрата и вожака…

– Ты, волчий внук! – презрительно бросал ему старший брат Владимирко. – Дед твой – поганый нехристь, да еще и оборотень!

Владимирко и Ярослав, старшие сыновья перемышльского князя, родились от его первой жены, черниговской княжны. И в тот самый год, когда хан Боняк волчьим голосом заклинал победу, овдовевший к тому времени Володарь Ростиславич взял в жены дочь Боняка, надеясь покрепче привязать дикого, алчного и ненадежного союзника. Хатун Айбике была крещена под именем Иустины Боняковны. Ее единственный сын, на четверть венгр , наполовину половец, уродился смуглым, невысоким, с выступающими скулами и черными волосами. Красавцем его трудно было назвать, зато он рос здоровым, подвижным и сообразительным. Поначалу князь Володарь только забавлялся, глядя на выходки своего «половца», но постепенно привязался к нему и теперь любил сильнее двух старших. А Ростислав не спускал старшим братьям насмешек и отважно кидался на них с кулаками. И нередко выходил из этих схваток победителем, потому что был крепок, быстр и напорист.

– Князь растет! – с удовольствием приговаривал Володарь Ростиславич.

Сказание о князе Боняке было у Ростислава любимым. Десятилетним мальчиком он собирал себе в детинце такую же малолетнюю дружину и играл в ту давнюю битву. Хана Боняка, конечно, представлял он сам: сначала выл, потом обещал войску победу. Потом один из мальчишек, изображавший батура Алтунопа, должен был выйти к вражескому войску, выпустить одну стрелу и вернуться. А потом сам «хан Боняк» начинал сражение. Поначалу он обманывал «венгерского короля» притворным отступлением, заманивал его в ловушку, а потом ударял в тыл, рассеивал вражеское войско и брал огромную добычу!

Так они воевали, пока однажды игру «в Боняка» не увидел настоятель Иоаннова собора отец Митрофан и не устроил Ростиславу разнос.

– Ведь хан, Боняк, поганец безбожный, не просто так выл; а волшбу бесовскую творил! – внушал он княжичу, меча громы праведного негодования над повинной черноволосой головой. – Злых духов он призывал, чтобы они сатанинской силой ему в битве помогали! Христианину и помыслить о том – грех, а не то что подражать! Кайся теперь, чадо, проси прощения у Господа, что по детскому неразумию в такой грех впал!

Ростислав каялся, но где-то в глубине жила мысль: ведь Боняк действительно одержал победу. А хотя бы и волхвованием! Мальчик с детства знал, что за обладание волостью придется постоянно воевать со своими и чужими. Бог в эту борьбу не вмешивается, а значит, надо справляться как получится.

Тем более что князь Володарь на него не сердился.

– Пусть воюет! Еще как потом пригодится! – говорил он, когда его младшенький являлся домой в рваной одежде, весь в пыли и в ссадинах. – Пусть знает, что можно силой воевать, а можно и хитростью.

Вместе с теми же мальчишками, подрастая, Ростислав проходил обучение – бегал, отжимался, боролся, учился владеть оружием. В двенадцать лет он тоже получил меч, а мальчишки, сыновья кметей , стали его собственной ближней дружиной.

– Да твой дед был предателем! – возмущался Владимирко. – Он ведь шел сюда не нам, а князю Святополку помогать, а князь Давид его уговорил переметнуться, потому что от венгров он надеялся больше добычи взять!

– Пусть бы твой дед столько взял где-нибудь! – отзывался Ростислав. – А за предателя сейчас получишь!

Дело кончалось криком, воплями, расквашенными носами, каплями крови на утоптанной земле. Этого Володарь Ростиславич уже не одобрял. У его сыновей было слишком много внешних врагов, чтобы они могли себе позволить драться между собой.

Со временем и Ростислав это понял, да и Владимирко перестал его дразнить. Хан Боняк, хоть и помог один раз Перемышлю, всю жизнь оставался опасным врагом Русской земли, принесшим ей много зла. Князю Володарю нелегко далось то решение – привлечь поганых половцев для войны со своими братьями- христианами. Но выбирать не приходилось: князь Святополк не успокоился бы, пока не отнял у братьев Ростиславичей, Володаря и Василька, все их города.

Теперь Ростиславу было уже двадцать лет, и детские забавы давно сменились нешуточными заботами, игра в войну – настоящей войной. О том, что он сам уже успел пережить, матери рассказывали детям перед сном. Но и теперь, засыпая где-нибудь в полевом стане и слыша далеко над лесом волчий вой, он снова видел все это – ночь, луну и узкоглазого человека в волчьей шапке, поющего песню войны и победы. И что-то отзывалось в его душе на эту песнь – какой-то темный бог его предков ходил рядом, смотрел в затылок, манил за собой…

Берестъе, 1124 год, весна