Кожедуб и Покрышкин

Справедливости ради нужно сказать, что Иван Кожедуб во время войны был не единственным героем-летчиком. Когда говорят о советских асах, часто вспоминают Александра Покрышкина, которого даже в те времена считали если и не главным «врагом» Ивана Кожедуба, не желавшим делить с ним славу, то уж точно – главным соперником. После войны нередко писали, что Покрышкин и Кожедуб якобы устраивали между собой неофициальные соревнования: кто больше собьет самолетов. На самом деле это было не так, ведь кроме всего прочего, летчики служили в разных полках и воевали на разных фронтах. Иван Никитович называл Александра Ивановича своим учителем, старшим товарищем, боевым побратимом. Правда, после войны не отрицал, что здоровая конкуренция между двумя асами все-таки имела место, вот только делали летчики общее дело – били врага. И говорить о том, кто больше сбил самолетов, ни Кожедуб, ни Покрышкин не считали уместным. Хотя именно о подвигах Александра Покрышкина впервые начали широко писать не только советские, но с 1943 года – американские и английские газеты. А Герман Геринг лично получал доклады о летчике, сбивавшем по 3–4 самолета Люфтваффе за один бой. «Внимание! В небе – Покрышкин!» – звучали в эфире предупреждения немецким летчикам, когда его самолет вступал в бой.

Сам Покрышкин, будучи на девять лет старше Ивана Кожедуба, начал воевать с 1941 года. Впоследствии он часто говорил: только тот, кто сражается с первых дней войны, лично познал горечь поражений и выстоял, может называть себя опытным бойцом. Кожедубу, который первые годы войны изучал теорию воздушного боя и проявил себя позже, слышать такое от уважаемого им человека было обидно. Однако это не помешало ему приклеить вырезанный из газеты портрет Покрышкина в кабине своего самолета. Летчики долго не были знакомы. И вот такая возможность Кожедубу представилась: самолет Героя Советского Союза комдива Александра Покрышкина приземлился у них на аэродроме. Но Герой Советского Союза Иван Кожедуб так и не решился подойти и познакомиться с тем, кого считал учителем. Много позже, когда герои-летчики в конце концов пожали друг другу руки, Кожедуб признался Покрышкину: если тот, воюя с первых дней, из практики воздушного боя сформировал теорию, то он, внимательно изучая эту теорию в тылу, воплотил ее в жизнь и даже усовершенствовал.

Александр Покрышкин стал первым, кому позволено было вылетать на «свободную охоту». Такие боевые выходы он практиковал еще в 1941 году. Но тогда каждый такой вылет считался самоуправством, не многие летчики выживали, а те, кто возвращался, были на вес золота. Потому они отделывались строгими предупреждениями, которые, впрочем, применялись только для проформы – те, кто вернулся, всегда докладывали о сбитых вражеских самолетах. Победителей, как известно, не судят. А с 1942 года «свободная охота» советским асам, каким уже без всякого сомнения считался Покрышкин, была разрешена официально – ведь немецкие летчики уже получили такое право. Методом проб и ошибок, десятки раз находясь на волосок от смерти, лейтенант Покрышкин изо дня в день оттачивал систему ведения боя, названную им впоследствии «соколиным ударом». Выведенная им формула победы состояла из четырех компонентов: «Скорость – высота – маневр – огонь». Завидев врага, он стремительно набирал высоту, выполнял отвлекающий маневр и в нужный момент, как сокол, атаковал добычу сверху, открывая прицельный огонь.

«Сталинские соколы» – так называется глава популярной в бывшей ФРГ книге американских историков авиации Р. Толивера и Т. Констебля. Писали ее авторы не о советских летчиках, а отдавали должное лучшему асу Люфтваффе Эрику Хартману. Но о тактике боя, разработанной Александром Покрышкиным и взятой на вооружение Иваном Кожедубом, американские исследователи тоже вспомнили. Вот небольшой фрагмент из их книги: «Покрышкин путем математического анализа нашел те основополагающие формулы тактики, к которым Хартман впоследствии пришел чисто интуитивно. Аналогичность концепций и заключений достойна внимания… Покрышкинские нововведения во многом способствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени… Искажения не должны привести к тому, чтобы видеть деятельность Покрышкина как летчика-истребителя, командира и тактика как результат голой пропаганды. Его слава заслуженна, и уместно в этой книге отдать дань уважения тому, кто часто дрался с Хартманом и летчиками 52-й истребительной эскадры».

С начала 1990-х годов стало модно уравновешивать книги о советских героях войны публикациями о не менее героическом противнике. И цифры советских самолетов, сбитых немцами, поражали: Хартман – 352, Баркхорн – 301, Ралль – 275 самолетов и так далее. Создавалось впечатление, что трижды Герои Покрышкин и Кожедуб, сбившие, соответственно, 59 и 62 самолета, – бледная тень немцев. «Чего стоят тогда советские летчики, раз такая разница в числе сбитых самолетов?» – заговорили тогда вокруг. Но это вскоре нашло свое объяснение: оказывается, системы подсчетов сбитых самолетов, которые вели в обеих армиях, существенно отличались. Одно дело – сбитые самолеты, а другое – засчитанные. У немцев учет шел с помощью фотокинопулемета, установленного на самолете. Учитывался сам факт попадания в противника, а что с ним дальше было, их не волновало. Напарник аса обычно подтверждал факт сбитого самолета.

В советских же ВВС для подтверждения победы в 1941 году требовали чуть ли не часть сбитого немецкого самолета с номером. Потом пришло понимание, что в истребительной авиации невозможно во многих ситуациях зафиксировать сбитый самолет на земле и дать стопроцентное подтверждение тому, что он сбит. Покрышкину, а позднее Кожедубу и другим советским асам не засчитывали машины, сбитые за линией фронта над вражеской территорией. Но летчикам нужны были не набранные «очки», а реальные победы. И они продолжали атаковать бомбардировщики противника на подлете, так как это было более эффективно. Поэтому у советских асов, в том числе у Покрышкина с Кожедубом, и оказалось очень много незасчитанных самолетов.

Из книги Покрышкин автора

Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в бою».

Из книги Летчики, самолеты, испытания автора Щербаков Алексей Александрович

Иван Никитович Кожедуб Кожедуб - выдающийся ас второй мировой войны. По мнению специалистов, и не только советских, у него самый высокий рейтинг летчика-истребителя, хотя по количеству сбитых самолетов он уступает некоторым немецким асам. О нем достаточно написано.

Из книги Против «мессеров» и «сейбров» автора Крамаренко Сергей

Кожедуб Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в маленькой деревне Ображеевке теперешней Сумской области. Область, как и соседние Полтавская и Черниговская, были на краю русской земли, и жители этих мест стояли на ее защите, постоянно вели войны то с печенегами и

Из книги Воспоминания, письма, дневники участников боев за Берлин автора Берлина Штурм

ТРИЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКЮГО СОЮЗА ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК А. ПОКРЫШКИН На аэродроме у Ютербог В упорных боях, проведённых нами от предгорий Кавказа до центра Германии, воздушные воины моего соединения налетали тысячи часов, прошли в воздухе в общей сложности около 12 миллионов

Из книги Солдаты Империи. Беседы. Воспоминания. Документы. автора Чуев Феликс Иванович

«ТРИЖДЫ ПОКРЫШКИН СССР» Мне присылает открытки их Техаса американский летчик, с которым и познакомился в Анголе,- симпатичный и, как я думаю, душевный парень. Он собирает фотографии выдающихся авиаторов разных стран. Я открылся ему, что знал немало советских пилотов

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора

Три Золотые Звезды. «Внимание, Покрышкин!» Весной 1943 года произошло кубанское воздушное сражение – одно из крупнейших в минувшей войне. Боя в небе шли над землей с рассвета до темна. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал на Кубань отборные авиационные

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

«Внимание, Покрышкин!» Весной 1943, года произошло кубанское воздушное сражение - одно из крупнейших в минувшей войне. Бои в небе шли над землей с рассвета до темпа. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал па Кубань отборные авиационные части.Их встретили в

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

И.Н. Кожедуб на Корейской войне

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

XX. Поручик Лермонтов и маршал Покрышкин Да, я не изменюсь, и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. М. Ю. Лермонтов. Кинжал Фрунзенская набережная. Элитный, ухоженный столичный район. В ансамбле «сталинской» архитектуры заметно монументальное здание с гербом

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

XXI. Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в

Из книги 1941–1945. Священная война автора Елисеев Виталий Васильевич

Кожедуб-инструктор Ближе к осени 1941 года произошло событие, снова всколыхнувшее жизнь летчиков, служивших на чугуевском аэродроме. Командование школы получило приказ немедленно сформировать полк из опытных инструкторов, отлично владеющих техникой пилотирования. Им

Из книги автора

ИВАН КОЖЕДУБ Трижды Герой Советского Союза

Из книги автора

Глава 22. Летчик-истребитель А. Покрышкин Летом 1942 года в каникулы вдвоём с Шуриком Мошкаровым пошел посмотреть кинофильм «Чапаев». То, что Чапаев утонул, переплывая реку Урал, всё это были настоящие враки. Об этом нам рассказали знакомые ребята, которые уже посмотрели

Трижды Герой Советского Союза Кожедуб Иван Никитович говорил, что он учился летать и быть настоящим человеком у первого истребителя-аса нашей отечественной авиации Покрышкина А.И., и он был далек от фразерства. Кожедуб вообще не умел говорить красиво. Вот побалагурить, развеселить товарищей – это да. Это он любил и умел, «для поднятия общего тонуса». Но отношение его к трижды Герою Советского Союза Покрышкину (впоследствии тоже маршалу авиации) было свято.

«Мне ведь сначала не везло в моем любимом деле – в авиации, – признался Иван Никитович. – Все я делал с размаху, рывком, надеясь больше всего на свою силу. Но именно пример Александра Ивановича убедил меня: авиация – хоть без отваги там ни дня не обойтись – штука очень точная! Каждый подвиг летчика-аса – это не только отчаянная храбрость, но вместе с тем и очень точный расчет, построенный на безукоризненном знании техники. Вот тогда риск оправдан. И меняет порой – по воле одного лишь человека! – результаты крупного воздушного боя, придавая ему совершенно неожиданный для противника поворот».

Не удивительно, что двум этим героям суждено было стать настоящими, искренними друзьями. А теперь, когда обоих уже не стало, странно и грустно бывает читать в некоторых газетных публикациях, кто из них «лучше», кто «первее». В историю Отечественной войны они вошли оба, как достойнейшие. И в благодарные сердца соотечественников своих – тоже.

Краткий биографический словарь «Герои Советского Союза» сообщает, что родился прославленный ас Кожедуб Иван Никитович в с. Ображиевка Шосткинского района Сумской области 8 июня 1920 г., он стал пятым, младшим ребенком в бедной крестьянской семье. Ваня родился после страшного в стране голода. Однако со слов самого Кожедуба известно, что истинная дата его рождения – 6 июля 1922 г. На два года «состарил» себя Иван Никитович, чтоб после семилетки поступить в Шосткинский химико-технологический техникум, а в 1938 г. – в аэроклуб. Не последнюю роль в решении заниматься в аэроклубе сыграла нарядная форма учлетов. В апреле 1939 г. Иван впервые поднялся над землей на учебном самолете.

В 1940 г., когда ему было на самом деле всего 18 лет, поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков (сейчас Харьковский лётный университет), за отличные успехи после окончания училища в 1941 г. сержант Кожедуб был оставлен инструктором. К летному делу относился «по науке»: изучал вопросы тактики, конспектировал описания воздушных боев, вычерчивал схемы и летал – до самозабвения. Кожедуб вспоминал о том времени своего становления: «Было бы можно, так кажется, и не вылезал бы из самолета. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур высшего пилотажа доставляли мне ни с чем не сравнимую радость». Все дни, в том числе и выходные, были распланированы у него по минутам, все подчинено одной цели – стать достойным воздушным бойцом.

С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб забросал рапортами начальство с просьбой направить на фронт, но отпустили его лишь осенью 42-го, в 240-й истребительный авиаполк, где пришлось переучиваться на новейший по тем временам истребитель Ла-5. О первом боевом «крещении» сам Иван Никитович написал так: «В марте 1943 г. я прибыл на Воронежский фронт рядовым летчиком в полк, которым командовал майор Солдатенко. Полк был вооружен самолетами Ла 5. С первого дня я стал присматриваться к боевой работе моих новых товарищей. Внимательно слушал разборы выполнения боевой работы за день, изучал тактику врага и старался соединить теорию, приобретенную в школе, с фронтовым опытом. Так изо дня в день я подготовлялся к схватке с врагом. Прошло всего несколько дней, а мне казалось, что моя подготовка бесконечно затягивается. Хотелось как можно скорее вылететь вместе с товарищами навстречу врагу.
Кожебуб у именного самолета

Встреча с противником произошла неожиданно. Случилось это так: 26 марта 1943 года я, в паре с ведущим младшим лейтенантом Габуния, вырулил на старт дежурить. Неожиданно нам был подан сигнал для взлета. Младший лейтенант Габуния быстро взлетел. Я несколько задержался на взлете и после первого разворота потерял ведущего. Связаться по радио ни с ведущим, ни с землей мне не удалось. Тогда я решил произвести пилотаж над аэродромом. Набрав 1500 м высоты, приступил к пилотированию. Вдруг ниже меня метров на 800 я заметил 6 самолетов, которые подходили к аэродрому со снижением. С первого взгляда я принял их за Пе-2, но через несколько секунд я увидел разрывы бомб и огонь зениток на нашем аэродроме.

Тогда я понял, что это немецкие самолеты Ме 110. Помню, как сильно забилось сердце. Передо мной были вражеские самолеты. Я решил атаковать противника, быстро развернувшись, на максимальной скорости пошел на сближение. Оставалось 500 м, когда в сознании мелькнуло слышанное мною от командира правило воздушного боя: «Перед атакой посмотри назад». Оглянувшись, я заметил, как с большой скоростью приближается ко мне сзади самолет с белым коком. Не успел я распознать, чей это самолет, как он уже открыл по мне огонь. Один снаряд разорвался у меня в кабине. Резким разворотом влево со скольжением выхожу из-под удара. Два Ме 109 с большой скоростью прошли справа от меня. Теперь я понял, что они, заметив мою атаку, спикировали и атаковали меня. Однако моя неудавшаяся атака заставила Ме 110 отказаться от повторного захода на бомбометание. В этой встрече я на практике убедился, как важна роль ведомого для прикрытия ведущего при атаке цели». (Ф.Я. Фалалеев «Сто сталинских соколов. В боях за Родину», М., «Яуза», «Эксмо». 2005 г.).

Первый немецкий самолёт Иван Кожедуб сбил в паре с ведомым Василием Мухиным на Курской дуге. А уже к октябрю 1943 г. послужной список командира эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Кожедуба И.Н. насчитывал 146 боевых вылетов, 20 лично сбитых самолетов. Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчетливым, отважным и умелым. «Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», – так Иван Никитович определял основу воздушного боя. Он был рожден для боя, жил боем, жаждал его. В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Иван Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и вышли из поединка победителями. В этих боях Кожедуб значительно увеличил свой счёт. За 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 самолётов противника.

Вот характерный эпизод, подмеченный его однополчанином, другим известным асом Евстигнеевым К.А.: «Как-то Иван Кожедуб возвратился с задания, разгоряченный боем, возбужденный и, может быть, потому непривычно словоохотливый: «Вот гады дают! Не иначе как «волки» из эскадрильи «Удет». Но мы им холку намяли – будь здоров! – Показав в сторону КП, он с надеждой спросил адъютанта эскадрильи: – Как там? Ничего больше не предвидится?»

Звание Героя Советского Союза старший лейтенант Кожедуб И.Н. получил лишь 4 февраля 1944 г., когда число сбитых самолетов дошло до 48. Потому вскоре – 19 августа 1944 года стал дважды Героем. (В год Курской битвы Звезду Героя Советского Союза заслуживал тот, кто сбивал 15 самолетов врага, вторую – 30 самолетов.) В это же время Кожедубу было присвоено звание капитана, и он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. Характерно отношение Кожедуба к своим лётчикам-однополчанам. В марте 1944 г. во время одного из боёв шестёрки Ла-5 с группой «юнкерсов» был подбит один из наших самолётов. Лейтенант П. Брызгалов направился к ближайшему, брошенному немцами аэродрому. При посадке его самолёт перевернулся, и пилот оказался заблокированным в кабине. Иван Кожедуб приказал садиться ещё двум лётчикам, и сам приземлился на «живот» в жидкую грязь. Общими усилиями лётчики освободили своего товарища из «плена».

«Отношение Кожедуба к машине приобретало черты религии – той ее формы, что носит название аниматизма. «Мотор работает четко. Самолет послушен каждому моему движению. Я не один – со мной боевой друг» – в этих строках отношение аса к самолету. Это не поэтическое преувеличение, не метафора. Подходя к машине перед вылетом, он всегда находил для нее несколько ласковых слов, в полете разговаривал как с товарищем, выполняющим важную часть работы. Ведь, помимо летной, трудно найти профессию, где судьба человека более бы зависела от поведения машины. За войну он сменил 6 «лавочкиных», и ни один самолет не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы». (Там же).

В мае-июне Кожедуб И.Н. летал на именном самолете Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на деньги колхозника, пчеловода Василия Конева, и сбил на нем, к гордости дарителя, 7 фашистских стервятников. На левом борту этот самолёт имел надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г.Н.» (племянник дарителя), на правом – «От колхозника Конева Василия Викторовича». В сентябре Кожедуб был переведён в 176 й гвардейский истребительно авиационный полк. А на его машине, с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам, летал Евстигнеев К.А., который уничтожил на ней еще 6 вражеских самолетов, а затем Брызгалов П.А.

Как известно броских примет у самолёта летчики особенно не любили, но это не помешало им отлично сражаться. Дважды Герой Советского Союза Кирилл Евстигнеев к концу войны имел 53 личных победы и 3 в группе, а Павел Брызгалов – 20 побед – он тоже стал к концу войны Героем Советского Союза. Еще 17 машин противника уничтожил Кожедуб на Ла-7 (бортовой № 27), на нем он и закончил войну. Сегодня этот самолёт – экспонат музея-выставки ВВС в Монино.

«В апреле 1945 г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского B-17 и тут же заметил группу приближающихся самолетов с незнакомыми силуэтами. Ведущий группы открыл по нему огонь с очень большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнего. Тот сильно задымил и со снижением пошел в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот с перевернутого положения, советский ас обстрелял ведущего – тот взорвался в воздухе. Конечно же, он успел рассмотрел белые звезды на фюзеляжах и крыльях и возвращался к себе с беспокойством: встреча с союзниками сулила неприятности. К счастью, одному из сбитых летчиков удалось спастись. На вопрос «Кто вас сбил?» он ответил: – «ФоккеВульф» с красным носом». Командир полка П. Чупиков отдал Кожедубу пленки, где были зафиксированы победы, над «Мустангами.
– Забери их себе, Иван… никому не показывай. Этот бой был одной из первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой воздушной войны в Корее, долгого противостояния двух сверхдержав». (Там же).

18 августа 1945 года гвардии майор Кожедуб Иван Никитович, третьим после своего учителя Покрышкина А.И. и маршала Жукова Г.К. , был удостоен звания трижды Героя Советского Союза. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев. Среди 62 побед (Иван Никитович называет – 63) Кожедуба над фашистскими асами – «новинка» мировой авиации – реактивный Ме-262, сбитый над Одером очередью сзади-снизу в 1945-м. За годы Великой Отечественной войны Кожедуб И.Н. ни разу не был сбит, хотя его самолёт несколько раз получал повреждения, но искусный пилот каждый раз сажал свою машину.

После окончания в 1949 г. Военно Воздушной академии Кожедуб И.Н., получил назначение заместителем, а затем и командиром 326-й авиационной дивизии, расквартированной под Москвой, в Кубинке. А в 1951 году в небе Кореи 326-я дивизия Кожедуба встретилась уже с армадами реактивных самолётов. Командиру дивизии трижды Герою Советского Союза Кожедубу строго запрещалось самому участвовать в боях, но зато возлагалась обязанность обучить своему мастерству молодых пилотов и руководить боевыми операциями. Впервые в мире шла воздушная война на стремительных реактивных самолётах с ВВС США, недавними союзниками, вторгшимися в пограничное нашей стране маленькое беззащитное государство. Оттого, кто – сильней, зависело, мирным или военным будет завтрашний день?

С марта по февраль 1951 года в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед над американскими самолетами, потеряв при этом 52 самолета и 10 летчиков. В число сбитых американских самолетов входили и «летающие крепости», и «сверхкрепости». Превосходство советской авиации, готовой отразить любого врага, было доказано на практике.

В 1952 г. 326-я дивизия была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. Летом 1953 г. Кожедуб стал генерал майором. Через год он был направлен на учебу в Академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий. После окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 г. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов.

До 1970 г. генерал-полковник Кожедуб Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. Последние полеты он совершил на МиГ-23, затем ушёл с лётной работы. Интересно, что части, которыми командовал Кожедуб, всегда отличались низким уровнем аварийности, и сам он как летчик практически не имел аварий, хотя «нештатные ситуации», конечно, случались. Так, в 1966 г., во время полета на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со стаей грачей; одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель. Для посадки машины потребовалось всё летное мастерство аса... В 1978 г. Кожедуб был назначен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему было присвоено звание маршала авиации.

Кожедуб И.Н. был очень скромным человеком, к примеру, никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками. Он никогда не записывал на свой счёт сбитый (загоревшийся) самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал об этом командиру, ведь подбитый самолёт мог дотянуть до своих. Поэтому на самом деле общее число сбитых им самолётов гораздо больше 63!

Кожедуб И.Н. был прост и честен как с первым лицом государства, так и с простыми гражданами во время встреч, поездок, выступлений, интервью. Он не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе. Он был офицер, беззаветно преданный своему делу, отличный лётчик и командир.

Трижды Герой Советского Союза Кожедуб И.Н. был также награжден двумя орденами Ленина, семью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 й ст., медалями, шестью иностранными орденами и иностранными медалями.

Кожедуб И.Н. – автор книг: «Служу Родине» (1949), «Праздник Победы» (1963), «Верность Отчизне» (1969). Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелегкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1950-м году 15-го ноября поздно вечером у парадного входа военного санатория в Кисловодске остановился автомобиль «Победа». Из него вышли двое и направились в санаторий. Несмотря на вечернее время, около 23 часов, вахтёр беспрекословно пропустил этих 2-х офицеров в военной форме в синих фуражках, один из которых спросил: « В каком номере поселился лётчик Иван Никитович Кожедуб?» На стук в дверь открыл сам хозяин номера. Он был удивлён пришедшим к нему посетителям. Офицеры госбезопасности предъявили документы и сказали: « Товарищ Кожедуб Вам срочно придётся пройти с нами, у Вас 3 минуты на сборы. Мы подождём». Больше испугался не Иван Никитович Кожедуб, а его жена потому, что она знала, что значат такие поздние визиты! Так оказался под конвоем чекистов, Трижды Герой Советского Союза, один из лучших лётчиков Великой Отечественной войны. Когда Иван Никитович Кожедуб шёл по лестнице, он помнил, что уже находится под арестом, Дважды Герой маршал авиации Александр Александрович Новиков, недавно КАК « враги народа« расстреляны маршал Григорий Иванович Кулик, генерал Филипп Трофимович Рыбальченко, генерал Василий Николаевич Гордов. Когда Иван Никитович Кожедуб ехал под конвоем 2-х офицеров госбезопасности, он старался не показывать своего беспокойства. Он надеялся, что ему и на этот раз повезёт. Он вспоминал, что даже не сказал прощальных слов испуганной жене.

Иван Никитович Кожедуб родился 8-го июня 1920-го года на Украине в Черниговской губернии, сегодня это Сумская область, в селе Ображиевка. Первые 5 послевоенных лет Иван Никитович Кожедуб считал одними из самых удачных в своей жизни! Во-первых, он вернулся с войны без единого ранения. Во-вторых, окончил Военно-Воздушную Академию. В-третьих, его знала и почитала вся страна! Вообще в жизни Ивану Никитовичу Кожедубу много раз везло, начиная с детства. Например, как-то раз они с мальчишками поплыли кататься на лодке в половодье весной. Лодка перевернулась. Утонули все кроме него. Его спас брат, вытащив его уже почти со дна. На берегу его откачал! После этого случая в родной деревне, Кожедуба называли «заговорённый».

В 1941-м году Иван Никитович Кожедуб окончил Чугуевское авиационное училище. В училище он был одним из лучших курсантов! Таких всегда оставляют в училищах в качестве инструкторов, готовящих новое пополнение. Уже 2-й год шла Великая Отечественная война. Он, конечно, писал рапорты с просьбами отправить его на фронт, но все ответы на них состояли из одной фразы: « Вы классный инструктор! Как Вы думаете, кто должен готовить новых лётчиков?» Сначала Иван Никитович Кожедуб был лётным инструктором в Чугуевском училище в городе Чугуев, Харьковской области. Затем в городе Чимкенте на юге Казахстана, куда училище было перебазировано из-за наступления немцев.

В конце концов, Иван Никитович Кожедуб своего добился. В феврале 1943-го года его включили в состав боевой эскадрильи, причём он попал в самое пекло – на Курскую дугу. Тогда немцы ещё не сомневались в своей победе. В это время инициатива в боевых действиях ещё принадлежала немцам, но всё же, это уже был не июнь 1941-го года. К этому времени наши лётчики достаточно хорошо поняли стиль ведения воздушного боя и уловки немцев. На линию фронта вылетали по несколько раз в день и уже более смело вступали в бой! Помимо прямых воздушных поединков немцы старательно бомбили наши аэродромы.

Первый боевой вылет Иван Никитович Кожедуб совершил 26-го марта 1943-го года. Первым боевым заданием Кожедуба была защита взлётных полос нашего аэродрома от бомбёжки. Взлетели парой, Кожедуб ведомым, то есть он должен прикрывать самолёт ведущего. Ведомый должен защищать ведущего, если потребуется даже ценой своей жизни. Ведущий взлетел раньше, следом Кожедуб и вдруг ведущий исчез из виду. Сначала Иван Никитович Кожедуб несколько замешкался, но потом решил продолжить патрулирование. В этот момент он заметил со стороны солнца 6 немецких истребителей. Иван Никитович Кожедуб бросается на них в атаку ОДИН. Но ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ! Немцы открыли по нему прицельный огонь. И Кожедуб услышал треск ломающейся обшивки своего самолёта. Он остался в живых почти СЛУЧАЙНО!

Дело в том, что истребитель «Ла-5» (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин») , на котором взлетел Кожедуб, был оснащён бронеспинкой встроенной в сиденье лётчика. В данном случае немецкие истребители стреляли НЕ бронебойными, а осколочно-фугасными снарядами, которые НЕ пробили бронеспинку! Иван Никитович Кожедуб повёл изрешечённый самолёт на посадку, но тут по нему по ошибке открыли огонь свои зенитчики. Ему всё-таки удалось посадить истребитель Ла-5. После посадки посчитали количество пробоин в самолёте – их оказалось более 50-ти штук. Никто искренне не мог понять – как самолёт вообще не развалился ещё в воздухе! А сам Иван Никитович Кожедуб не просто остался жив, а вообще не получил ни единой царапины!

Замполит решил перевести Кожедуба в наземную службу. Собственно логика такого решения была понятной. Во-первых, задача охраны аэродрома была не выполнена. Взлётные полосы разбомбили. Причём на аэродроме остались раненые. Во-вторых, Иван Никитович Кожедуб потерял своего ведущего. А это уже могло для лётчика обернуться трибуналом. Так что перевод в наземную службу был бы ещё мягким наказанием! Спас Кожедуба командир полка майор Солдатенков. Именно он, несмотря на первый проблемный воздушный бой Ивана Никитовича Кожедуба, разглядел в нём задатки хорошего лётчика! Ведь если разобраться без эмоций, самолёт в ТАКОМ СОСТОЯНИИ на БРЮХО смог бы посадить ЯВНО НЕ КАЖДЫЙ лётчик! Кожедуба оставили в полку, но летать ему оказалось не на чем. Тот подбитый самолёт, на котором он аварийно приземлился, был безнадёжно потерян, а когда будет новый не известно! Сослуживцы над ним подшучивали: « Теперь ты Иван безлошадный

Позор первого воздушного боя сильно задел самолюбие Ивана Никитовича Кожедуба и тогда он как правильный ученик начал разрабатывать СОБСТВЕННУЮ ТАКТИКУ воздушного боя! Он рассказывал, что он думал за машину, чувствовал себя слитно с ней! Вечером после полётов, когда многие шли отдыхать, он садился за стол и анализировал воздушный бой. Для него становились понятными принципы ведения воздушного боя!

В годы войны Сергей Крамаренко воевал в одном полку с Иваном Никитовичем Кожедубом, и ему даже довелось летать в паре с Кожедубом. Крамаренко вспоминал, что в то время когда другие лётчики играли в волейбол, Кожедуб часами рисовал и разбирался над схемами воздушного боя! Многие даже посмеивались над «уроками рисования» Ивана Никитовича Кожедуба. Однако когда счёт сбитых самолётов неумолимо пополз вверх, смешки как-то сами по себе прекратились! Вообще воздушный бой только со стороны, для неосведомлённых людей может показаться простым и лёгким. От желания до умения сбить самолёт необходимо пройти длинный путь! Чтобы победить врага, необходимо ЗНАТЬ его СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны.

В ДНЕВНИКАХ Ивана Никитовича Кожедуба были расписаны и зарисованы технические возможности немецких самолётов. Эти свои дневники Кожедуб скрупулёзно вёл с первых своих воздушных боёв каждый день! В них была его собственная тактика воздушных боёв. Как показала жизнь, Иван Никитович Кожедуб в чём-то превзошёл многих результативных немецких ассов (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны») . Например, самый знаменитый немецкий асс Эрих Хартман (352 победы!) был сбит 8 раз (по другим данным 14 раз), но остался в живых , а Иван Никитович Кожедуб НЕ был сбит, НИ РАЗУ! Здесь коротко коснёмся по поводу количества воздушных побед Хартмана. Дело в том, что система подсчёта сбитых самолётов у немцев СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЛАСЬ от нашей системы. Немцы записывали на счёт лётчика, в том числе и самолёты, уничтоженные на СТОЯНКЕ на аэродроме. Ведь, в конечном счёте, не важно, где и как был уничтожен самолёт, главное, что он УНИЧТОЖЕН!!! Так же в счёт немецкого лётчика включали количество уничтоженных ДВИГАТЕЛЕЙ на самолётах противника. Разумеется, это касалось только МНОГОМОТОРНЫХ самолётов (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»).

За всю войну Иван Никитович Кожедуб не получил ни единой царапины!!! Но он не хвастался своими успехами! Только когда на него сослуживцы сильно наседали и спрашивали в чём же секрет, он с неохотой отвечал: «Любой лётчик, сбивший как минимум 5 самолётов противника, уже везучий. Его никто не собьёт!»

Впервые со своей женой Иван Никитович Кожедуб встретился случайно. Это произошло в поезде, который следовал в Монино, где Иван Никитович Кожедуб учился в военно-воздушной академии. В тот момент она училась в 10-м классе школы. Сначала Иван сидел, ёрзал, потом неудачно попытался, что-то сказать, но потом осёкся и дальше просто, молча, на неё смотрел. Он не решился даже спросить у неё имя! Затем, она вышла на своей остановке, не сказав, ни прощай, ни до свиданья. Так и закончилась первая встреча!

Через несколько месяцев они увиделись второй раз. На этот раз Иван Никитович Кожедуб более смело сказал, что на этот раз он уже её не отпустит и что сегодня у них в Монино в Доме Офицеров танцы, и он её туда приглашает! Когда они вместе шли по гарнизону, ей сразу бросилось в глаза, что с ним все здороваются, все замечают! А когда в гардеробе Иван снял шинель и она увидела Три Звезды Героя, сначала она даже подумала убежать от страха! Иван заметил её беспокойство, мягко пожал ей руку и сказал: « Я Вас никуда не отпущу!» В результате Иван Никитович Кожедуб вышел из академии не только с дипломом, но и с женой Вероникой Николаевной! В 1946-м году 1-го января они расписались в поселковом совете Монино. Позже Иван Никитович Кожедуб говорил, что получил свою главную награду, четвёртую Звезду Героя — Веронику!

События на Курской дуге развивались стремительно. Через 2 дня наступления немцев линия фронта превратилась в нагромождение разбитой техники, изрытой бомбами земли, разбитых блиндажей. ВВС Германии, «Люфтваффе» бросило в бой лучшие части своего 4-го Воздушного флота, в том числе знаменитую 52-ю истребительную эскадру. Она была из-под Берлина и это были действительно ассы! Они, не боясь, шли и в лобовую атаку, не сворачивая, и стреляли при минимальном ракурсе! Командиром 52-й эскадры являлся Гюнтер Ралль, на счету которого на тот момент уже числилось более 150-ти сбитых советских самолётов. Вместе с Эрихом Хартманом он являлся лучшим истребителем эскадры.

Иван Никитович Кожедуб получил новую машину Ла-5 с надписью на борту: « Эскадрилья имени Валерия Чкалова». Первый самолёт противника Кожедуб сбил 6-го июля 1943-го года. Ему тогда было 23 года. Истребитель Ла-5, конструктором которого являлся Семён Алексеевич Лавочкин (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин») , был любимым типом истребителя Ивана Никитовича Кожедуба. Он нравился ему за его скорость и манёвренность! Все основные детали конструкции этого истребителя изготавливались из ДЕРЕВА – сосна, берёза. Обшивкой фюзеляжа за кабиной пилота служила ПОКРАШЕННАЯ ТКАНЬ . При попадании в такой самолёт пуль и снарядов противника он практически моментально загорался и сгорал. В кабине была почти нулевая вентиляция, поэтому кабина не редко наполнялась дымом и иногда нагревалась до температуры +65 градусов Цельсия! По этой причине лётчики, летавшие на Ла-5 , часто летали с ОТКРЫТОЙ КАБИНОЙ!

Гюнтер Ралль вернулся со своей группой на аэродром с большими потерями. Из 32-х самолётов было сбито 16! В тот день он записал в своём дневнике: «Русские стали летать агрессивнее. Ясно. Перед нами достойный противник Немцам не удалось сбросить на наши войска ни одной бомбы, а сбросили бомбы до пересечения линии фронта! Нашим лётчикам командующий прислал благодарность за прекрасно проведённый бой. К октябрю 1943-го года командир эскадрильи 240-го авиационного истребительного полка старший лейтенант Иван Никитович Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил лично 20 самолётов противника! На Днепре полк Кожедуба столкнулся с ассами Геренга из эскадры «Мёльдерс». В боях на Днепре, Иван Никитович за 10 дней сбил 11 фашистских самолётов!

В октябре 1943-го года Иван Никитович Кожедуб попал в неожиданную и непредсказуемую ситуацию. Эскадрилья Кожедуба принимала участие в атаке большой группы «Ю-87». Иван Никитович приблизился к одному из них на достаточно близкое расстояние и длинной очередью подбил его. Но в порыве погони оказался настолько близко к Ю-87, что сам от него загорелся. В шлемофоне услышал, как ведомый Вася Мухин сказал: « Батя, ты горишь!» Иван Никитович Кожедуб сначала подумал выпрыгнуть с парашютом, но потом вспомнил, что находится над позициями врага. Ведомый Василий Мухин находился всё это время рядом, но помочь ничем не мог. Тогда Кожедуб решается направить свой горящий самолёт на автоколонну фашистов! В этот момент Иван Никитович Кожедуб понял, что или он собьёт пламя или погибнет вместе с фашистами! Самолёт начал набирать скорость в пикировании и тут уже близко к земле ведомый Василий Мухин закричал по радио Кожедубу: « Пламени нет, живём Перед самой землёй Кожедуб вывел истребитель из пикирования! Как потом вспоминал сам Иван Никитович, земля словно оттолкнула его, подбросила в воздух! Впредь он больше никогда не испытывал ничего подобного!

Первую Звезду Героя Иван Никитович Кожедуб получил 4-го февраля 1944-го года. К этому времени он сбил более 30-ти фашистских самолётов. Во время войны звание Героя присваивали за 20 сбитых самолётов противника. У немцев нашему Званию Героя соответствовал Рыцарский Крест. Гитлер лично вручал Рыцарский Крест своим ассам в Берлине. Иван Никитович Кожедуб во время войны ни разу НЕ был в Кремле. Первую Звезду Героя ему вручили в расположении полка. Вручать её приехал командир авиакорпуса генерал Подгорный. Всего лишь через полгода Иван Никитович Кожедуб был награждён второй Звездой Героя! К этому времени он сбил почти 50 самолётов противника! Вторую Звезду Героя ему вручили, так же как и первую.

Вместе со второй Звездой Героя в мае 1944-го года Иван Никитович Кожедуб получил заветную мечту каждого советского лётчика ИМЕННОЙ самолёт, в данном случае «Ла-5 ФН». Во время получения самолёта появились СЛУХИ, что Кожедуб получил ещё и бочонок МЁДА. Эти слухи возникли не на пустом месте. Дело в том, что именной истребитель Ла-5 ФН с бортовым номером «14» был построен на личные деньги колхозника Василия Викторовича Конева, который являлся пасечником из Сталинградской области. Василий Конев решил сделать такой подарок в честь памяти своего, погибшего на войне, сына. На этой машине Иван Никитович Кожедуб сбил 8 самолётов и довёл общий счёт до 45-ти сбитых машин!

На самом деле подарок именной машины Ивану Никитовичу Кожедубу был не только особо почётным, но и создавал на войне дополнительную опасность её владельцу. Дело в том, что немцы, видя именную надпись на борту самолёта, понимали, что перед ними не новичок, а бывалый пилот АСС, опытный враг, которого надо уничтожить РАНЬШЕ других!

Лётчики вообще, а особенно титулованные любили рисовать на самолёте различные картинки. Например, рисовали пантеру, или русалку. Начальство конечно за это гоняло, а перед приездом больших начальников картинки вообще заставляли закрашивать.

Оставляли, конечно, только звёздочки, означавшие количество сбитых самолётов. Но Иван Никитович Кожедуб НЕ РИСОВАЛ и ИХ. Звёздочки появились на его самолёте уже только ПОСЛЕ Победы в мае 1945-го года – 62 штуки!!! В июле 1944-го года Кожедуба назначили заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка, который в августе первым перевооружили на истребители «Ла-7». На новом типе истребителя Ла-7, находясь уже в небе Польши, Кожедуб начинал так называемую «свободную охоту». На данном типе истребителя Иван Никитович сбил 17 крайних самолётов противника.

В сентябре 1944-го года по приказу командующего ВВС А.А.Новикова, Иван Никитович Кожедуб был направлен в Прибалтику для борьбы со «свободными охотниками» группы ассов майора Хельмута Вика, который имел на своём счету 130 побед. Так столкнулись 2-е школы «свободных охотников», советская и немецкая. Через несколько дней воздушных боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв только 2 своих! Здесь Кожедуб записал на свой счёт 3 самолёта. Потерпев такое поражение, немецкие лётчики прекратили активные действия в данном месте фронта. В 1945-м году 18-го августа Иван Никитович Кожедуб был награждён третьей Звездой Героя СССР.

Наконец то, Иван Никитович Кожедуб получил письмо из дома! Он 3 года не знал, что с его родственниками, которые попали в зону оккупации на Украине. Он увидел знакомый почерк и узнал, что жив и отец! Он написал: « Дорогой сынок Ваня, что тебе написать? Григория угнали на работу в Германию, Яша с первых дней в боях, Сашко теперь на Урале, Мотя с ребёнком жива, а односельчан наших 13 человек убили!»

В родное село Ображиевка, Иван Никитович Кожедуб попал только в 1946-м году. Отца живым уже не застал, а как бы он был рад увидеть сына Трижды Героя! На тот момент Трижды Героев было только 3 человека – Г.К.Жуков, И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин (смотри статью «Александр Иванович Покрышкин») . Дома Кожедуб не был 6 лет! Столы накрыли на улице под цветущими яблонями. Рядом с ним сидели счастливые земляки, но среди них не было его родственников. Отец скончался в мае 1945-го года. Брат Яков погиб под Сталинградом. На следующий день после застолья односельчане пошли смотреть самолёт Ивана Никитовича Кожедуба. Они удивлялись, как Ваня смог сбить столько фашистских самолётов!

Крайние самолёты были сбиты в последние дни войны. Крайний воздушный бой Иван Никитович Кожедуб провёл в небе над Берлином. Он вылетел парой с Дмитрием Титаренко на свободную охоту и встретил 40 самолётов противника. Силы были слишком не равны, соответственно надо было попробовать обмануть противника. Атаку провели сзади сверху. Один немецкий самолёт был сбит. В это же время от группы отделился одиночный самолёт противника. Кожедуб решает его не упускать и сбивает и его. Так на счету Ивана Никитовича Кожедуба появляется 62-й сбитый фашистский самолёт! Иван Никитович Кожедуб провёл на фронте 800 дней. За это время он совершил 330 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта и ни одного случая, чтобы не посадил хотя бы подбитый самолёт!!!

В октябре 1950-го года Иван Никитович Кожедуб под конвоем ехал в автомобиле госбезопасности. Машина остановилась возле кисловодского горкома партии. Там его провели в кабинет 1-го секретаря, который передал Кожедубу телефонную трубку. В трубке послышался голос Василия Иосифовича Сталина, который на тот момент являлся командующим ВВС Московского округа. Василий Сталин произнёс длинную матерную фразу и приказал немедленно выезжать в Москву. Тут же после телефонного разговора Ивана Никитовича Кожедуба опять посадили в машину и повезли на аэродром. Перед самым вылетом он успел черкнуть несколько строк жене: « Не волнуйся всё в порядке! Срочно вызывают в Москву. Тебе всё расскажут потом». Записка попала в руки Вероники утром. Она пыталась что-нибудь выяснить у посыльного про мужа, но тот ответил только короткую фразу: « Не волнуйтесь, приказано только передать, что Иван Никитович Кожедуб отбыл в ответственную командировку». Эта ночь ожидания до прояснения ситуации для Вероники не прошла бесследно – у неё 20-тилетней девушки появились седые волосы!

Иван Никитович Кожедуб прибыл на подмосковный аэродром Кубинка. Там находилась 324-я авиадивизия. На Кубинке полным ходом шла подготовка к секретной командировке. Многое было странным… У лётчиков отобрали паспорта, вместо военной формы выдали гражданскую одежду. Затем скоро всё прояснилось. Всех собрали в актовом зале. Там офицер из политуправления зачитал приказ. Ивана Никитовича Кожедуба и других лётчиков отправляли на войну – в Корею.

Дело в том, что во время Второй Мировой войны Япония захватила Корейский полуостров. После того как, в ходе Второй Мировой войны Япония была побеждена, страны победители разделили Корею на Северную и Южную. Южная стала проамериканской с главой правительства Ли Син Маном, а Северная просоветской с главой правительства Ким Ир Сеном. У правительства Северной Кореи возникло стремление подчинить себе всю Корею! В результате началась Корейская Гражданская война. Северную Корею поддерживали Китай и СССР, а Южную США и их союзники.

Командиром специальной истребительной авиадивизии, которой предстояло воевать в Корее, был назначен полковник Иван Никитович Кожедуб. Вероника отправила письмо мужу с такими словами: «Бедный мой мальчик, для тебя вернулись денёчки 44-го 45-го годов! Мой ты родной, всё это ужасно, да, да ужасно! И меня это сводит с ума! Ты любимый в опасности! Пишешь, что вернёшься прокопчённым и пахнущим порохом, постаревшим. Да, я ещё больше буду любить тебя такого вот, прокопченного! Любящая тебя Вероника!»

Воинский литерный поезд подъезжал к границе Китая. Иван Никитович Кожедуб и другие лётчики пока не знали, что их аэродром будет расположен на территории Китая, недалеко от корейской границы в районе города Ань Дунь. Когда приехали в Китай, переоделись в КИТАЙСКУЮ военную ФОРМУ цвета хаки с надписью Китайская Народная Армия и стали «китайцами». Так же получили ещё хромовые сапоги КРАСНОГО цвета! Потом сами подшучивали – пролетарский цвет! Иван Никитович Кожедуб записал в дневнике: « Мне было приказано защищать стратегические объекты Северной Кореи. В голову пришла неприятная мысль. Воевать придётся не только против Южнокорейцев, но и возможно против вчерашних СОЮЗНИКОВ, американцев! Вчера были друзьями, а сегодня враги! Вот так

Здесь на всякий случай можно упомянуть такое происшествие, которое случилось ещё в небе над Берлином. В апреле 1945-го года 2 американских истребителя «Мустанг» залетели в зону, где воевали советские войска и сбили 2 советских истребителя. После этого подняли в воздух эскадрилью Ивана Никитовича Кожедуба. Он первый догнал американцев. Бой был скоротечен. Оба американских истребителя были сбиты. Вообще любой воздушный бой СКОРОТЕЧЕН. На сленге самих лётчиков воздушный бой называется «СОБАЧЬЯ СВАЛКА». Только, что летела, например целая армада самолётов, а всего лишь через 3-4 минуты НИКОГО вокруг НЕТ! Экипаж одного американского истребителя погиб в воздухе, а экипаж второго спасся на парашютах. Приземлившийся на парашютах экипаж был допрошен. У него спросили: « Кто вас сбил?» Американцы сказали: «Фокке-Вульф» с красным носом!» Наши дознаватели даже перекрестились от того, что американцы не поняли – кто их сбил! Сбитые 2 американских истребителя «Мустанг» НЕ были включены в число побед Ивана Никитовича Кожедуба. Это не дал сделать командир полка Павел Чупиков. Он ПОШУТИЛ: « Их припишут в первый же день следующей войны!» Шутка, к сожалению, оказалась пророческой.

Бывшие союзники скрестили оружие! Целью 40-ка американских бомбардировщиков стал стратегический железнодорожный мост на реке Ялуцзян. Бомбардировщиков сопровождали около 100 истребителей. Командир дивизии Иван Никитович Кожедуб мог противопоставить американцам только 50 истребителей МиГ-15. Кожедуб решает поднять в воздух все истребители, имеющиеся в наличии – по принципу, всё или ничего! У американцев было сбито 12 бомбардировщиков и 5 истребителей. Около 120-ти американских лётчиков, выпрыгнувших с парашютом, были взяты в плен китайцами и корейцами.

Сам Иван Никитович Кожедуб в этом воздушном бою не участвовал потому, что советское командование обложило его запретами на участие в боевых полётах. Запрещал тогдашний министр обороны Василевский, командир корпуса Белов, потом Лобов. Запретил ещё до отъезда в Корею Василий Сталин, который сказал: « Хорош воевать своими методами». Что за методы имел в виду Василий Сталин, Иван Никитович Кожедуб так и не понял! Возможно, Василий Сталин мечтал, чтобы американцев сбивали, с весельем и без потерь, но в реальности такого НЕ БЫВАЕТ! Подчинённые Кожедуба считали правильным запрет участвовать ему в боевых полётах.

Однако Иван Никитович Кожедуб был не просто азартным человеком, а азартным лётчиком! Однажды это чуть не привело к грандиозному международному скандалу. Дело в том, что если бы Кожедуба сбили, то американцы сказали бы, что Трижды Герой СССР воюет против своих вчерашних союзников. Открыто Ивану Никитовичу Кожедубу было запрещено летать на боевые полёты, но учитывая его характер можно предположить, что он всё-таки записал на свой счёт несколько американских истребителей «Сейбров». Сослуживцы утверждают, что это так.

Первый воздушный бой показал, что Миг-15 практически на равных противостоит Сейбру! До железнодорожного моста добрались только 3 американских бомбардировщика. Они сбросили 3, шести тонных бомбы, и повредили одну из опор моста. Через несколько дней мост был восстановлен и снабжение северокорейской армии и так называемых китайских «добровольцев» возобновилось. Все самолёты дивизии Ивана Никитовича Кожедуба вернулись на аэродром. Некоторые из них получили повреждения, но НЕ смертельные. Вообще надо заметить, что вооружение Сэйбра в НАЧАЛЕ корейской войны было слабоватым. В первоначальном варианте он был оснащён 6-ю пулемётами калибром 12,7 мм. Бывало, получалось так, что МиГ-15 получал несколько пробоин в крыльях и, не влияющих на полёт местах фюзеляжа, но в таком состоянии возвращался на свой аэродром! Позже на Сэйбре пулемёты заменили на пушки, калибром 20 мм.

Первое письмо от Ивана Никитовича Кожедуба, Вероника получила через порученца Василия Сталина, который вручил письмо ей лично на квартире на Чистых прудах. Для того, чтобы СКРЫТЬ что советские лётчики воюют в Корее, им было запрещено писать в письмах про войну. Никто не должен был знать место их нахождения. Теперь ей стало ясно, почему от мужа долго не было никаких вестей. Для Вероники, жены комдива Кожедуба по личному распоряжению Василия Сталина было сделано исключение. Ей сказали, что Иван Никитович Кожедуб находится в Северной Корее. На каждом из писем стоял штамп «просмотрено военной цензурой». Все советские лётчики, воевавшие в Корее, носили псевдонимы. Иван Никитович Кожедуб был под фамилией Крылов. В письме он написал: « За меня сильно не беспокойся. Твой Ванюхастик здоров! Работы много. Бытовые условия плохие. Недавно взвесился, 85 кг это в кальсонах и носках. Мне принесли 2 гири по 32 кг. А как ты любимка? Занимаешься утренней зарядкой? Тебя, моя любимая ласкаю и целую во все местечки! Тебя вечно любящий Ваня!»

Впереди у Ивана Никитовича Кожедуба было ещё 10 месяцев секретной войны. ООН объявила Северную Корею АГРЕССОРОМ. Соответственно любая военная помощь режиму Ким Ир Сена была запрещена международными договорами. Если участие советских военнослужащих в войне в Корее будет ПОДТВЕРЖДЕНО, то вооружённые силы ООН с ПОЛНЫМ ПРАВОМ могут начать войну и против СССР. Участник корейской войны лётчик-истребитель Герой Советского Союза, Сергей Макарович Крамаренко , сослуживец Ивана Никитовича Кожедуба по 2-м войнам рассказывал: « Нас учили говорить по-корейски, изображать в воздухе из себя корейцев. Но когда дело доходило до боя, тут уж было не до корейского языка и тут уж «рубили» чисто по-русски!»

Американцы записывали, радио переговоры наших лётчиков. Затем, когда их прослушивали, поняли, с кем имеют дело, но на весь мир об этом НЕ сказали. Дело в том, что для обвинения СССР в НЕЗАКОННОМ участии в войне в Корее необходимы были более существенные доказательства. В районах расположения советских аэродромов начала активно работать южнокорейская разведка. Ей поставили задачу ЗАХВАТИТЬ кого-либо из советских военнослужащих, неважно лётчика или авиатехника. Так однажды пропал советский авиатехник. После долгого поиска его всё-таки нашли, на берегу реки в кустах – СВЯЗАННЫМ. Позже его собирались ночью переправить на другой берег реки и отдать американцам. Соответственно его хотели сделать живым свидетельством участия СССР в корейской войне. Вот почему Ивану Никитовичу Кожедубу запрещали летать на боевые задания! Невозможно себе представить какой был бы международный скандал, если бы в плен к американцам попал Трижды Герой СССР Иван Никитович Кожедуб. Но однажды это чуть не случилось!

Кожедуб всё-таки совершил несколько вылетов в Корее НОЧЬЮ. Он делал их тайком от замполита Петухова. Когда Петухов уезжал, например, в Пекин, Кожедуб давал команду подготовить самолёт и вылетал на перехват разведчиков. Это произошло в одном из таких ночных полётов в небе Кореи, когда Иван Никитович Кожедуб был сбит. Он катапультировался и приземлился на нейтральной полосе. Южнокорейцы сразу попытались его захватить в плен. Но китайцы сначала остановили их плотным огнём, а потом в рукопашном бою буквально вырвали Кожедуба из рук южнокорейцев!

Впервые эту историю рассказали СЫНУ Ивана Никитовича Кожедуба, Никите, китайские лётчики ветераны в 1991-м году. Они попросили Никиту только об одном – никогда никому не рассказывать эту историю. Никита выполнил их просьбу. По рассказам тех же китайских лётчиков, в Корее, Иван Никитович Кожедуб лично сбил 17 самолётов противника! Естественно ни в каких документах это НЕ зафиксировано, тем более, что участие советских лётчиков в корейской войне ТЩАТЕЛЬНО СКРЫВАЛИ.

Основным соперником советского МиГ-15 в Корее был американский «Сэйбр» (прямой перевод «Сабля»). МиГ-15 имел вес на 2,5 тонны меньше, поэтому быстрее набирал высоту и скорость. Однако при пикировании это преимущество превращалось в недостаток! Сэйбр пикировал быстрее, и к тому же был существенно манёвреннее МиГа (смотри статью «Артём Иванович Микоян»). На Сэйбре оружие было пристрелено до дистанции 400 метров, а на МиГ-15, до 800 метров и больше. Счёт побед в корейской войне шёл с перевесом в пользу МиГов!

Неожиданно из Москвы в расположение дивизии Ивана Никитовича Кожедуба приехал высокий начальник. Он донёс приказ – ПОСАДИТЬ американский истребитель Сэйбр, с минимальными повреждениями, на нашей территории. Затем отправить его в Москву на изучение. Сначала миссия показалась НЕВЫПОЛНИМОЙ. Но потом командир полка Евгений Пепеляев умудрился нанести Сэйбру ДЕЛИКАТНЫЕ повреждения! Сэйбр не загорелся и не разбился, и совершил вынужденную посадку. Данный тип американского истребителя являлся НОВЕЙШИМ типом истребителя. К моменту его захвата он появился на фронте всего полгода назад! Из расположения дивизии Ивана Никитовича Кожедуба захваченный самолёт переправили в Москву.

ИМЕННО в результате КОРЕЙСКОЙ войны и ЗАХВАЧЕННОМУ в Корее американскому истребителю Сэйбр, советские авиаконструкторы ПЕРЕНЯЛИ у американцев РАДИОДАЛЬНОМЕР, на основе которого усовершенствовали собственный прицел, ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ костюм, а затем и ВЫСОТНЫЙ костюм, которые просто СКОПИРОВАЛИ.

Жили лётчики дивизии Ивана Никитовича Кожедуба в Корее в наспех сколоченных из досок деревянных ВРЕМЯНКАХ рядом с аэродромом! В них не было ни водопровода, ни канализации. Отапливали эти времянки самодельными печками «буржуйками», а морозы зимой доходили до -40-ка градусов Цельсия! Летом шли проливные дожди, причем такие, что, иногда на аэродром приходилось плыть на лодках! В письме жене Иван Никитович Кожедуб писал: « У нас уже второю неделю идёт дождь. Прямо под окнами образовалось озеро! Такие чудеса бывают лишь здесь! И когда только мы вырвемся из этой клетки?! Я припоминаю кинокартину «Подвиг разведчика» и слова Кадочникова: « Терпение, терпение мой милейший друг Так вот терпи родная и я терплю и думаю, что вытерпим!» В ответном письме Вероника писала: « Наконец то, дождалась от тебя письмеца, любимый! Всё-таки у нашего поколения нервы и сердце ни к чёрту – война сказалась! Сколько же ещё будет продолжаться эта, как ты пишешь «потасовка»?!»

Она хорошо знала — что скрывается за простым словом «потасовка». Бывало, как ей звонили жёны лётчиков друзей Ивана Никитовича Кожедуба, плача делились роковыми вестями! Они получали похоронки с такими словами: « Ваш муж умер от сердечного приступа или скончался от кишечного отравления». Сама Вероника знала, что мужья подруг погибли в воздушных боях, но не имела права им об этом сказать. По причине ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ войны в Корее, МО СССР не говорило правду о том, как на самом деле, погибли советские лётчики. После гибели и прощания, тела погибших отвозили в китайский город Порт-Артур и там хоронили на воинском кладбище под ВЫМЫШЛЕННЫМИ ИМЕНАМИ.

В канун Нового 1952-го года лётчики Ивана Никитовича Кожедуба поехали домой. Сообщать семьям о возвращении запретили. Домой поехали в гражданской одежде как будто обычные гражданские люди, едущие из командировки из братского Китая. Советские лётчики сбили 215 американских самолётов, 20 из них бомбардировщиков «летающая крепость». Потери дивизии Ивана Никитовича Кожедуба, 23 самолёта и 10 лётчиков. Кожедуб вернулся домой так же неожиданно, как и уехал. Если Вероника спрашивала его о войне в Корее, он замолкал и долго с улыбкой смотрел на жену. «Вероничка, зачем тебе это? Не спрашивай. Всё равно не расскажу, пока не разрешат». Таков был ответ.

После войны в Корее, Иван Никитович Кожедуб продолжил летать, работал испытателем в Ленинградском военном округе. Должность занимал существенно ниже своих заслуг – заместитель командира дивизии. Спустя только 15 лет стал начальником боевой подготовки ВВС. Позже ему дали о себе знать профессиональные болезни. Начали болеть ноги, потом случился инсульт. Отнялась речь, болезнь приковала к постели, но родных он узнавал.

Из детей у него были дочь Наташа и сын Никита. Его выходила и буквально подняла жена Вероника. Она подключила, каких только могла врачей. Он заново учился писать и можно сказать заново родился. Дочь Наташа стала пианисткой, а сын Никита выбрал профессию подводника. В 1985-м году Иван Никитович Кожедуб получил звание Маршала авиации.

У Ивана Никитовича Кожедуба было много друзей – это были писатели, художники, космонавты, музыканты. Друзья это часто застолье. Вероника Николаевна, зная здоровье Ивана Никитовича, жёстко оберегала его от спиртного. Кожедуб в таких случаях отшучивался: «Вероничка ну, что это такое. Подумаешь это вот три танкиста выпили по триста, а бравый сокол выпил девятьсот!» Иван Никитович Кожедуб прожил с Вероникой Николаевной почти 50 лет! Ивана Никитовича Кожедуба не стало 8-го августа 1991-го года, на своей даче в Монино. Иван Никитович Кожедуб умер в СЛАВЕ и УВАЖЕНИИ! Через полгода ИСЧЕЗЛА СТРАНА, за которую Иван Никитович Кожедуб ВОЕВАЛ целых 2-е ВОЙНЫ!

Иван Кожедуб краткая биография военного летчыка изложена в этой статье.

Кожедуб Иван Никитович краткая биография

Герой Советского Союза Иван Кожедуб родился 08 июня 1920 года в селе Ображиевка (сейчас Сумская область Украины) в семье церковного старосты.

Получив среднее образование, в 1934 году поступил в химико-технологический техникум города Шосток, при котором был аэроклуб, в который и вступил юноша.

Началась Великая Отечественная война и Ивана Никитовича, как члена аиашколы эвакуировали в Казахстан и вскоре присвоили звание старшего сержанта.

В ноябре 1942 г. его откомандировали в 240-й истребительный авиационный полк, находящийся в г. Иваново. Оттуда в марте 1943 г. Кожедуба направили на Воронежский фронт.

Первый боевой вылет Ивана Кожедуба был не очень удачным, так как его истребитель Ла-5 сначала обстрелял пушечной очередью немецкий Мессершмитт, а затем (по ошибке) советские зенитчики (попало два снаряда). Несмотря на повреждения, Кожедубу удалось посадить истребитель.

До февраля 1944 года он совершил 146 вылетов и уничтожил 20 немецких самолетов. За это его удостоили звания Героя Советского Союза.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника.

Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. По его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

С 1964 по 1971 был заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации.

Иван Кожедуб интересные факты

На каком самолете летал Иван Кожедуб? За войну Кожедуб сменил 6 «Лавочкиных» (Ла-5), и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…

Иван Никитович Кожедуб – прославленный летчик-ас Второй мировой войны, наиболее результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 личных победы). Трижды герой советского союза. Участвовал в боевых действиях с 1943 по 1945 год, все свои боевые вылеты совершал их на истребителях конструкции Лавочкина – Ла-5 и Ла-7. За все время войны ни разу не был сбит. По окончании войны продолжил службу в ВВС, оставаясь действующим пилотом и освоив реактивный истребитель МиГ-15. Окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, в 1985 году летчику было присвоено воинское звание маршала авиации.

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в крестьянской семье в небольшом украинском селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области. В последствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб. В Красную Армию попал в 1940 году. В 1941 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где служил инструктором. С началом Великой Отечественной войны Иван Кожедуб вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. После подачи многочисленных рапортов с просьбой отправить его на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Иван Кожедуб прибыл в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка (ИАП) формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года части дивизии были отправлены на Воронежский фронт.


Свой первый боевой вылет будущий ас и Герой Советского Союза провел 26 марта, вылет закончился неудачно: его истребитель Ла-5 (бортовой № 75) в бою получил повреждения, а при возвращении на аэродром был вдобавок обстрелян своей зенитной артиллерией. С большим трудом летчик смог довести машину до аэродрома и совершить посадку. После этого примерно месяц летал на старых истребителях, пока вновь не получил новый Ла-5.

Боевой счет своим победам летчик-ас открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Уже на следующий день Кожедуб одержал вторую воздушную победу, сбив еще один Ju-87, а в воздушном бою 9 июля смог сбить сразу 2 немецких истребителя Me-109. Уже в августе 1943 года Иван Кожедуб становится командиром эскадрильи. Первое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Иван Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов, в которых он сбил 20 немецких самолетов.

С мая 1944 года Кожедуб воевал на новой модификации истребителя Лавочкина – Ла-5ФН (бортовой № 14), который был построен на деньги колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Уже через несколько дней после получения он сбивает на нём Ju-87. В течение шести последующих дней летчик-ас записывает на свой счет ещё 7 вражеских самолётов. В конце июня он передает свой истребитель К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам переходит в учебный полк. Но уже в августе Иван Кожедуб назначается заместителем командира 176-го гвардейского полка ИАП. В это же время полк проходит процедуру перевооружения, получая новые истребители Ла-7. Летчику-асу достался самолёт с бортовым № 27. Иван Кожедуб будет летать на нем до самого конца войны.

Второй медалью «Золотая Звезда» гвардии капитан Иван Кожедуб был награжден 19 августа 1944 года за 256 совершенных боевых вылетов, в которых он лично сбил 48 немецких самолетов. Однажды во время воздушного боя на истребителе Ла-7, который проходил над территорией противника, самолет Кожедуба был подбит. На машине заглох двигатель и Иван Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен немцам, выбрал для себя на земле цель и начал на нее пикировать. Когда до земли оставалось совсем немного, двигатель истребителя неожиданно снова заработал и Кожедуб смог вывести машину из пикирования и благополучно вернулся на аэродром.

12 февраля 1945 года Иван Кожедуб в паре со своим ведомым лейтенантом В.А. Громаковским патрулировали пространство над передним краем, находясь в режиме «свободной охоты». Обнаружив группу из 13 истребителей FW-190, советские летчики немедленно атаковали их, сбив при этом 5 немецких истребителей. Три из них записал на свой счет Иван Кожедуб, два – Громаковский. 15 февраля 1945 года в полете над Одером Кожедуб смог сбить немецкий реактивный истребитель Me-262, которым управлял унтер-офицер К. Лянге из I./KG(J)54.


К концу Великой Отечественной войны гвардии майор Иван Кожедуб выполнил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев, сбив при этом 64 самолета противника. В это число не входят 2 американских истребителя P-51 «Мустанг», которые советский ас сбил весной 1945 года. При этом американцы первыми напали на истребитель Ла-7, которым и управлял советский летчик. По словам выжившего в этом воздушном бою американского пилота, они перепутали Ла-7 Кожедуба с немецким истребителем FW-190 и напали на него. Третью «Золотую Звезду» Иван Никитович Кожедуб получил уже после войны за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

Среди сбитых Иваном Кожедубом вражеских самолетов были:

21 истребитель FW-190;
18 истребителей Ме-109;
18 бомбардировщиков Ju-87;
3 штурмовика Hs-129;
2 бомбардировщика He-111;
1 истребитель PZL P-24 (румынский);
1 реактивный самолёт Ме-262.

Ла-5 и Ла-5ФН

Ла-5 – это одномоторный деревянный низкоплан. Как и у истребителя ЛаГГ-3, основным конструкционным материалом используемым в планере самолета была сосна. Для производства некоторых шпангоутов и лонжеронов крыла применяли дельта-древесину. Деревянные детали обшивки самолета склеивались при помощи специального карбамидного КМ-1 или смоляного клея ВИАМ-Б-3.

Крыло самолета, набранное из профилей NACA-23016 и NACA-23010, технологически подразделялось на центроплан и 2-е двухлонжеронные консоли, которые имели фанерную работающую обшивку. К металлической трубе при помощи торцевой нервюры присоединялись основные стойки шасси. Между лонжеронами центроплана находились кессоны для бензобаков, выклеенные из фанеры, а в носовой части размещались купола для колес шасси.
Лонжероны самолета были деревянными со специальными полками из дельта-древесины (на истребителях модификации Ла-5ФН, начиная с 1944 года, монтировались металлические лонжероны.) К консолям с фанерной обшивкой присоединялись автоматические предкрылки, элероны типа «Фрайз» с дюралевым каркасом, обшитые перкалью и щитки-закрылки типа «Шренк». Левый элерон имел триммер.


Фюзеляж истребителя состоял из деревянного монокока выполненного как одно целое с килем и передней металлической фермы. Каркас состоял из 15 шпангоутов и 4 лонжеронов. Фюзеляж истребителя был наглухо скреплен с центропланом 4-я стальными узлами. Кабина летчика закрывалась плексигласовым сдвижным фонарем, который мог стопориться в закрытом и открытом положениях. На шпангоуте за спинкой сидения летчика находилась бронеплита толщиной в 8,5 мм.

Стабилизатор – двухлонжеронный, полностью деревянный с фанерной работающей обшивкой, оперение – свободнонесущее. Стабилизатор машины состоят из 2-х половинок, которые крепились к силовым элементам хвостовой части машины. Руль высоты с триммером обладал дюралевым каркасом, который обшивался полотном и также как стабилизатор состоял из двух половинок. Управление истребителем было смешанным: рулями высоты и поворота с помощью тросов, элеронами при помощи жестких тяг. Выпуск и уборка шитков-закрылков происходили при помощи гидропривода.

Шасси истребителя было убирающимся, двухопорным с хвостовым колесом. Основные опоры шасси обладали масляно-пневматическими амортизаторами. Основные колеса Ла-5 имели размеры 650x200 мм и оснащались воздушнокамерными тормозами. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора также убиралась в фюзеляж и имела колесо размером 300 на 125 мм.

Силовая установка истребителя состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82, который обладал максимальной мощностью в 1850 л.с. и трехлопастного винта изменяемого шага ВИШ-105В с диаметром 3,1 метра. Выхлопные патрубки объединялись в 2 коллектора реактивного типа. Для регулирования температурой двигателя использовались лобовые жалюзи, которые находились на переднем кольце капота, а также 2 створки по бокам капота за мотором. Двигатель самолета запускался при помощи сжатого воздуха. Масляный бак емкостью в 59 литров находился на месте стыка металлической фермы и деревянной части фюзеляжа. Топливо объемом в 539 литров находилось в 5 баках: 3-х центропланных и 2-х консольных.


Вооружение истребителя состояло из 2-х синхронных пушек ШВАК калибра 20-мм с пневматическим и механическим перезаряжанием. Общий боезапас равнялся 340 снарядам. Для наводки на цель использовался коллиматорный прицел ПБП-la. На самолетах модели Ла-5ФН дополнительно устанавливались крыльевые бомбодержатели, которые были рассчитаны на подвеску бомб массой до 100 кг.

В состав оборудования истребителя помимо стандартного набора контролирующих и пилотажно-навигационных приборов включались кислородный прибор, коротковолновая радиостанция РСИ-4 и посадочная фара. Запаса кислорода хватало на 1,5 часа полета на высоте 8000 м.

Буквы ФН в маркировке Ла-5ФН расшифровывались как Форсированный Непосредственного впрыска топлива и относились к двигателю. Данный самолет начала поступать в войска с марта 1943 года. Его двигатель АШ-82ФН развивал максимальную мощность в 1850 л.с. и мог выдерживать форсированный режим в течение 10 минут полета. Данная версия истребителя Ла-5 была наиболее скоростной. У земли машина разгонялась до 593 км/ч, а на высоте в 6250 метров могла развить скорость в 648 км/ч. В апреле 1943 года в подмосковных Люберцах состоялась серия воздушных боёв между Ла-5ФН и трофейным истребителем Bf.109G-2. Учебные бои продемонстрировали подавляющее превосходство Ла-5 в скорости на малых и средних высотах, которые являлись основными для воздушных сражений Восточного фронта.

Ла-7 стал дальнейшей модернизацией истребителя Ла-5 и одной из лучших серийных машин конца Второй мировой войны. Данный истребитель обладал отличными летными качествами, высокой маневренностью и хорошим вооружением. На малых и средних высотах он имел преимущество над последними поршневыми истребителями Германии и стран антигитлеровской коалиции. Ла-7, на котором заканчивал войну Кожедуб, в настоящее время находится в Центральном музее ВВС России в поселке Монино.


По своему внешнему виду и размерам истребитель очень незначительно отличался от Ла-5. Одним из существенных отличий были лонжероны, которые, как и на последних сериях Ла-5ФН, были выполнены из металла. При этом обшивка и нервюры самолета остались без изменений. Размеры сечения лонжеронов были сокращены, что позволило освободить дополнительное пространство для топливных баков. Масса лонжеронов истребителя снизилась на 100 кг. Аэродинамика истребителя значительно улучшилось, достигалось это, в частности, путем переноса и улучшения формы радиатора. Также подверглась улучшениям внутренняя герметизация самолёта путем полной ликвидации просветов между трубами и отверстиями для них в противопожарной переборке и щелей в капоте. Все эти улучшения позволили Ла-7 получить над Ла-5 преимущество в скорости полета, скороподъемности и максимальном потолке. Максимальная скорость Ла-7 составляла 680 км/ч.

В качестве вооружения на Ла-7 могли быть установлены две 20-мм пушки ШВАК или 3 20-мм пушки Б-20. Пушки имели гидромеханические синхронизаторы, которые препятствовали попаданию снарядов в лопасти винта. Большая часть Ла-7, как и Ла-5, вооружалась двумя пушками ШВАК, которые обладали боезапасом по 200 патронов на ствол. В состав боекомплекта истребителя входили бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные снаряды массой в 96 грамм. Бронебойно-зажигательные снаряды на дистанции в 100 метров пробивали по нормали броню толщиной до 20 мм. на двух подкрыльевых узлах истребителя можно было подвесить бомбы массой до 100 кг.

Использованы источники:
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=403
www.airwar.ru/enc/fww2/la5.html
www.airwar.ru/enc/fww2/la7.html
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»