Мерцание звезд, млечный путь, лунное затмение… Космос всегда привлекал как взрослых, так и детей. К 160-летию Константина Циолковского - выдающегося ученого, основоположника теоретической космонавтики и философа - «Фома» сделал подборку книг о космосе для детей.

  1. Александр Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам»

В книге увлекательно и доступно рассказывается о том, кем был гениальный ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его жизнь, оказывается, полна приключений, интересных происшествий и удивительных открытий. Именно Циолковский научно доказал значимость ракеты для полетов в космическое пространство. Судьба Циолковского была непростой. Он прошел сложный путь от ученого-самоучки до всемирно известного изобретателя. Обо всем этом ярко и занимательно рассказывает писатель Александр Ткаченко.

Отрывок из книги:

«Простейший реактивный двигатель вы и сами можете сделать из обыкновенного воздушного шарика. Попробуйте надуть его, но не завязывать хвостик, а выпустить из рук. Шарик тут же начнёт метаться в разные стороны, пока из него не выйдет весь воздух, толкающий его вперед. Это и есть реактивное движение - такое же, как и в ракете. Только ракету толкает вперёд не воздух, а струя раскалённого газа. И летит она не как попало, а по строго рассчитанному курсу.

Вот такую ракету и предложил Циолковский отправить в космос. Правда, в его время технических возможностей для этого ещё не существовало. Автомобили только учились ездить, теплоходы - плавать, а самолёты - летать. Но Циолковский верил, что когда-нибудь люди создадут такие двигатели, с по- мощью которых смогут вырваться за пределы Земли. Как мы теперь видим, он оказался прав».

  1. Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Для детей от 5 до 8 лет

Отрывок из книги:

Однажды Папа сказал:

Гном Кнопкин сообщил мне очень интересную новость!

Какую? - закричали дети.

Скоро вы увидите на небе три планеты: Венеру, Марс и Юпитер.

В один из вечеров Папа показал детям на звездном небе три светила. Они не мерцали, как звезды, а светили ровным светом: Марс красноватым, а Венера и Юпитер - ярко-белым. Они были даже ярче звезд.

Папа, планеты ведь не звезды, значит, можно на них жить?

Конечно, - сказал Папа. - Ведь ты живешь на планете Земля.

И на других планетах живут люди? - спросила Света.

Нет, – ответил Папа. - В семье Солнца люди живут только на Земле.

  1. Ефрем Левитан «Сказочная вселенная»

Для младшего школьного возраста

Эта красочная книга предназначена для любознательных ребят, которые интересуются астрономией и космонавтикой. Известный российский педагог и автор большого количества книг о космосе для детей Ефрем Павлович Левитан отвечает на самые популярные и непростые вопросы. Главные герои «Сказочной вселенной» - дети Алька и Света - попадают в необыкновенный мир, о котором рассказывает их папа. В этой волшебной вселенной гномы Кнопкин и Недоучкин помогают ребятам проникнуть в космические тайны.

Отрывок из книги:

– Запомнить цвета радуги очень просто, – сказал Папа. – Нужно только выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Дети не поняли, при чем здесь охотник с каким-то фазаном.

– Конечно, ни при чем, – сказал Папа, – но разве трудно запомнить эти слова?

– Легко, – ответили дети.

– Слово «каждый» напомнит вам о красном цвете, «охотник» – об оранжевом, «желает» – о желтом, «знать» – о зеленом, «где» – о голубом, «сидит» – о синем, «фазан» – о фиолетовом.

Дети все поняли и были очень довольны. А Света нашла книгу о животных и птицах и успокоилась лишь тогда, когда отыскала в этой книге фазана…

  1. Юрий Гагарин «Вижу землю»

Это документальный рассказ летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина о подготовке и проведении первого в мире полета космического корабля с человеком на борту. В этих воспоминаниях Гагарин просто и понятно рассказывает о своей жизни, работе, устройстве космического корабля, своих ощущениях и чувствах во время полета.

Для детей от 10 лет

Отрывок из книги:

«Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой (…). Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля. Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба».

  1. Юрий Усачев «Один день в космосе»

Для детей от 7 до 14 лет

Эта книга предлагает читателям совершить увлекательное путешествие - провести один день в космосе. Автор книги - летчик-космонавт и Герой России Юрий Усачев, совершивший четыре космических полета и несколько раз выходивший в открытый космос. Здесь он предстает как опытный гид-командир корабля, в котором дети - его экипаж. Читатели словно совершают путешествие на космическую станцию (МКС), пробуют двигаться в невесомости, проводят эксперименты и многое другое.

Отрывок из книги:

«Вы, как и большинство людей, думаете, что космонавты до сих пор питаются, выдавливая пищу из туб, как из тюбиков с зубной пастой, верно? Увы, должен вас разочаровать. Космическое питание очень изменилось за последние 40 лет (…). С появлением пластиковой упаковки появилась возможность иметь в рационе питания космонавтов не только пюреобразные продукты, но и то же самое печенье, рыбу, мясо».

  1. Яков Перельман «Занимательная астрономия»

Книга русского ученого Якова Перельмана знакомит читателей с различными вопросами астрономии и научными открытиями. Автор разворачивает перед читателем картину мирового пространства и происходящих в нем явлений. Большая часть книги построена в форме вопросов и ответов (Почему Луна не падает на Солнце? Видны ли звезды днем? Когда мы ближе к Солнцу: в полдень или вечером? и проч.).

Для детей от от 12 до 18 лет и для всех, кто интересуется астрономией, в том числе учителей.

Отрывок из книги:

«Читатель, пожалуй, задаст вопрос: если телескоп не увеличивает звезд, то зачем же употребляют его при их наблюдении? Телескоп бессилен увеличивать видимые размеры звезд, но он усиливает их яркость, а следовательно, умножает число звезд, доступных зрению (…). Телескоп открывает нам двойные, тройные и еще более сложные звезды там, где невооруженный глаз видит одиночную звезду. Звездные скопления, для простого глаза сливающиеся за дальностью расстояния в туманное пятнышко, а в большинстве случаев и вовсе невидимые, рассыпаются в поле телескопа на многие тысячи отдельных звезд».

  1. Генрих Сапгир «Звёздная карусель»

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Эта небольшая книжка - сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.

Полки книжных магазинов пестрят яркими обложками с изображениями звёзд, планет, космонавтов и спутников. Не ошибиться и найти то, что ребёнку будет действительно интересно, не так просто. Мы отобрали несколько книг про космос, каждая из которых станет хорошим подарком и отличным домашним пособием.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Дмитрий Костюков, Зина Сурова «Космос»

Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Среди других изданий схожей тематики это выделяется в первую очередь оформлением: настоящие фотографии (Костюков не раз бывал на Байконуре) соседствуют с комиксами и коллажами от Зины Суровой. Книга получилась в меру серьёзной и наполненной не только сухими фактами, но и яркими рассказами о традициях и приметах, которыми полна жизнь каждого космонавта.

2. Мортон Дженкинс «Открываем космос. От телескопа до марсохода»

Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Эта книга - идеальный подарок для увлечённых космосом школьников. Если у вашего ребёнка уже есть общее представление о том, как устроена Вселенная, то самое время открывать эту энциклопедию и с головой нырять в детально прорисованный мир художника Стивена Бисти. Из него вы узнаете, как спят, едят и ходят в туалет космонавты в условиях невесомости, сколько искусственных спутников двигается по орбите Земли и можно ли построить дом на Марсе.

3. Доминик Воллиман «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»

Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Книга с яркими забавными иллюстрациями расскажет о том, как зарождалась Вселенная, из чего состоит Солнечная система и какие звёзды можно обнаружить на небе, если внимательно присмотреться. Все пояснения и комментарии к тексту даёт профессор Астрокот. Автор книги - молодой и обаятельный Доминик Воллиман - доктор наук по квантовой физике. Он не только преподаёт в университетах и школах, но и параллельно ведёт свой научный канал на YouTube, где доходчиво объясняет, как работает система обоняния и что такое гравитация.

4. Стивен Хокинг, Люси Хокинг «Джордж и Большой взрыв»

Розовый жираф, 2016.

Эту книгу стоит приобрести и прочитать хотя бы потому, что её авторство принадлежит величайшему английскому учёному - Стивену Хокингу. Точнее говоря, «Джордж и Большой взрыв» написаны им в соавторстве с дочерью Люси. В этой серии есть ещё три книги про невероятные приключения Джорджа, которые, если верить отзывам, обожают младшие школьники.

5. Галина Дядина, Андрей Усачёв «Звёздная книга. Поэтическая астрономия»

Детгиз, 2012.

Если ребёнок ещё не дорос до серьёзных тематических изданий, а познакомить его с устройством Вселенной очень хочется, эта книга подойдёт как нельзя лучше. Сложные научные термины замаскированы поэтической речью и простыми рифмами. Попутно можно выучить алфавит: слова, на которых построены стихи, выстроены в сборнике по порядку.

6. Елена Качур «Увлекательная астрономия»

Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Трудно найти ребёнка, которому бы не понравился Чевостик. Этот любознательный мальчишка знакомит детей с разными науками, задавая своему собеседнику дяде Кузе миллион каверзных вопросов. Автор Елена Качур сопроводила книгу интересными заданиями и информацией для размышления - будет, что обсудить с ребёнком перед сном или по дороге в школу.

7. Ефрем Левитан «Тайны нашего солнышка»

И.Д. Мещерякова, 2015.

Известный советский учёный написал книгу, которая станет отличным подспорьем для начинающих астрономов. Информации много и изложена она в научном стиле. Несмотря на то что на обложке стоит маркировка 6+, лучше ориентироваться не на неё, а на собственного ребёнка: кто-то с удовольствием послушает пару глав и в пять лет, а кто-то не всё поймёт в ней и в девять. «Тайны нашего солнышка» - первая книга из трилогии Левитана, в которой он подробнейшим образом рассказывает о том, как устроена Вселенная.

8. Марк Гарлик «Иллюстрированный атлас. Вселенная»

Махаон, 2015.

Эту книгу хорошо иметь в каждом доме и с ребёнком любого возраста: самые маленькие с удовольствием будут разглядывать яркие иллюстрации, дети постарше найдут здесь исчерпывающую информацию о космосе. Создатель книги - невероятно обаятельный Марк Гарлик - сам составил и проиллюстрировал эту гигантскую энциклопедию.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики . В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: »Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле »Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах, чтобы они имели представление

Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные

Рассказываем детям о космосе

Планеты и звезды

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.

Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе, например.

Наши космические поделки из пластилина можно посмотреть

Детям о космосе

Астрономы

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавты

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.

Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.

Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий, если у вас есть в городе. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

У нас нет в городе планетария, это только нужно ехать в другой город.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. вообщем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Вот Юлины рисунки на космическую тему.

Игры на тему »Космос » для детей

С детьми можно поиграть в игры. Предлагаю некоторые игры, в которые можно поиграть.

Игра »Что возьмем с собою в космос».

Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра »Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Игра »Скажи наоборот».

Научить детей выбирать слова с противоположным значением. Мы с Юлей играли в эти игры, у нее неплохо получалось называть правильно антонимы.

Далекий -…

тесный -…

большой -…

подниматься -…

улетать -…

высокий -…

известный -…

включать -…

темный -…

Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

Пишите свои комментарии, делитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

Привет всем!

Очень интересная подборка фактов о космосе для детей.

Откуда взялась Вселенная

Вселенная так велика, что мы даже не знаем, есть ли у нее границы. Она возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. В тот момент всё и появилось: материя, из которой сделаны звезды и планеты, силы взаимодействия между частицами материи, даже время и пространство родились в процессе Большого взрыва. Почему это произошло, люди пока объяснить не могут.

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено все, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Солнечная система

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты - если считать по порядку от Солнца - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твердой поверхности этих планет можно ходить. Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы - это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида - планетоид, открытый в 2005 году).

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю - помидор черри - в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра.

Млечный Путь

Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп - галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне. На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума. Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Солнце и Земля

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит. Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

Космос для детей дошкольного возраста, какая интересная тема! А самое главное, что нам родителям даже не нужно увлекать ею детей. Они сами интересуются Луной, планетами солнечной системы, что там в небе, насколько далеко от нас звезды и имеют ли они названия (имена). Дошкольники обладают очень пытливым умом и наша задача дать им ответы в игровой форме. У нас с сыном собралась уже целая серия занятий-игр о космосе. Если вы собираетесь дать своему дошкольнику ответы на вопросы, уверена, что в одной из моих статей вы найдете об этом информацию, которая даст ответ на уровне развития вашего ребенка. В конце статьи вы увидите список на всю серию занятий.

Из статьи космос для детей дошкольного возраста вы узнаете

  1. Стихи о космосе для самых маленьких
  2. Изучаем с ребенком туманности в космосе
  3. Видео для детей о космосе

Кстати о космическом пространстве. Недавно просматривала папку творческих работ, куда я собираю работы Александра и подписываю дату их исполнения. Так вот, там я нашла одну замечательную картину, которая поразила меня и мужа до глубины души. Александру нравятся блестящие материалы для рисования, мы много их использовали к новогодним праздникам. И вот 5 месяцев назад (сами понимаете разгар весны) Александр выпросил у меня все тюбики с блестками. Чтобы не было гигантских потерь я поставила на стол краски в палитре, воду, кисточки и ушла на кухню. Вот что нарисовал мой дошкольник.

Звездное небо рисунок3 года 6 месяцев

Невесомость: как ее почувствовать

Невесомость вещь, которую нелегко почувствовать на Земле. Она чувствуется на определенной глубине под водой – так тренируются космонавты, в современных скоростных лифтах также можно ее почувствовать, а для детей самый легкий способ это качели. Но не просто при катании на качелях, а почти при 90 градусном наклоне, когда мягкое место ребенка как бы отрывается от сиденья. Вот в эти доли секунды и чувствуется невесомость.

Изучая невесомость в рамках проекта космос для детей дошкольного возраста, мы посмотрели пару видео. Они рассчитаны на детей постарше – школьников, но нам всё равно было интересно.

Урок из космоса: Физика невесомости

Опыты дилетанта: Невесомость на Земле

После просмотра второго видео Александр понял, что космонавты в течении года тренируются для полета в космос. Одна из главных тренировок – это вестибулярный аппарат. Который, как мы с вами знаем, заканчивает свое развитие в 7-10 лет , а сейчас моему дошкольнику всего 3 года 11 месяцев. При последних походах в парк, я заметила, что мой юный космонавт старается бежать там где он раньше ходил пешком, хочет выше “лететь” на качелях и даже нашел в нашем парке вот такую установку для катания на досках, где он старается добежать до самого верха. Но пока это ему не удается.

О том какие упражнения в домашних условиях мы делали для тренировки вестибулярного аппарата, можно .

Опыт для детей дошкольного возраста с запуском ракеты

Я хотела завершить наш полет на Луну, о котором мы говорили в посте , запуском лунохода. Но не луноход, никакая другая из 276 машинок Александра не захотели двигаться при помощи воздушного шарика . Хорошо, что я пробую всё сама до показа ребенку, иначе бы разочарование постигло нас обоих. Ничего, значит запустим шарик в виде ракеты! И даже если все мамы планеты уже провели этот трюк со своими детьми, я всё равно хотела повторить, так как эмоции ребенка этого стоят .

Попробовав в детской комнате, я поняла, что ее длины не достаточно для восхитительного запуска. Поэтому наш опыт был перенесен в зал, где один конец шерстяной нити (можно использовать любую) я привязала к двери на террасу, а второй к детскому стульчику. Длина полета примерно 5 метров. Заранее я одела на нить пластмассовую трубочку и скотч, чтобы шарик прикреплялся к трубочке.

Это я мужа привлекла к помощи , он держит ракету из шара.

Этот сюрприз ждал Александра по возвращению из лицея. Ребенок бежал снимать обувь и мыть руки, чтобы посмотреть что там мама выдумала на этот раз. Стоит ли говорить, что мы повторили опыт с запуском ракеты множество раз?
10,9,8,7,6,5,4,3,…ПУСК!

Но самое главное наверное не новые впечатления ребенка, а его новое умение, которое он приобрел после того. Как же долго мы с Александром учились дуть! , на кораблики, при и много еще чего мы делали на эту тему. И вот наконец-то, почти к 4-ём годам свершилось – ребенок просто сам захотел надуть воздушный шарик. Он хотел запустить СВОЮ ракету и он это сделал! Я не знаю сколько раз в тот день он надувал шарики, вечером папа взмолился о пощаде и просил убрать эти шарики с глаз долой , но не тут то было…

В последнее время Александр очень любит всё записывать и, наверное трудно в полной мере понять что я под этим имею ввиду, поэтому приведу наглядный пример. Мы часто занимаемся по распечатанным мною материалам – проведения по линиям, для практики руки. Вот так и в этот раз, в распечатанных материалах о космосе, были задания обвести цвета звезд выделенные пунктирными линиями. Ребенок обвел их, взял маркеры и начал писать только что обведенные слова на английском языке на магнитной доске.

Первое слово было написано им заглавными буквами и я просто обратила его внимание, что в заданиях он их писал письменным шрифтом. Что привело к тому, что на доске были написаны слова двумя шрифтами. Весь процесс занял у Александра 30-40 минут, в связи с чем одно из запланированных занятий было перенесено на следующий день. Но в таких ситуациях я придерживаюсь точки зрения “дай ребенку сделать то, что ему интересно” .

И да, пишет мой дошкольник то левой, то правой рукой. Он еще явно не определился, а может быть и не определится. Время покажет, этот процесс нельзя форсировать.

Что-то я отвлеклась от темы космоса .

Стихи не только развивают память и литературный вкус, они также могут быть очень познавательными. Если вы только начали тему, то будет полезным выучить вот это замечательное стихотворение Хайта. В нем представлены планеты солнечной системы по порядку в очень легкой, запоминающейся форме. Его изучение можно приурочить ко Дню Космонавтики или просто к интересному занятию. После того, как ваше дитя будет знать порядок планет, вы можете сделать макеты и создать .

А вот еще один стих про Млечный путь, написала его Римма Алдонина. Чтобы дошкольник хорошо понял о чем идет речь в стихотворении, посмотрите с ним детскую энциклопедию на развороте о Млечном пути. А логическим продолжением после изучения, будет интереснейшее творчество – рисование туманностей, о которых мы поговорим с вами ниже.

Опыт на тему космос – создаем туманности

В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока. Я посоветую вам уважаемые родители, продолжать пока ваш дошкольник не исчерпает свои вопросы.

Справка: Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба.

Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего 3-ех годовалого уровня конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.

Приступим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобилось:

  • молоко с хорошей жирностью (я брала 6%)
  • пипетка
  • пищевые красители
  • ватные палочки
  • средство для мытья посуды

Первый опыт с туманностью я провела сама. Результат превзошел даже мои ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировала внимание ребенка на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности. Александру конечно же не терпелось сделать подобную красоту самому и когда мой “шедевр” был закончен, я налила чистое молоко для ребенка.

Сначала он капнул из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.

Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Мы повторили эти рисунки четыре раза, первый был мой, в общей сложности у меня ушло два пакета молока. Я покажу вам как это делал ребенок и его туманности.

Данный опыт, на тему космос, нам очень понравился. Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка:

Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

Космос – видео для детей дошкольного возраста

Как известно, детки воспринимают информацию по разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео. Я поделюсь с вами только теми, от которых мой мальчик остался в восторге.

Видео о космосе Энциклопедия дошколятам

Астрономия для самых маленьких

Видимо автор названия предполагал, что дети начинают интересоваться данной наукой в начальной школе, он просто не знаком с моим сыном . Но мы с вами говорим о дошкольниках и, чтобы вы не усадили перед экраном малыша лет двух, я вам подскажу, что видео подойдет лет с 4-5.

Любители Пеппы смогут внимательно изучить расположение планет в солнечной системе. При этом видео начинается с самой далекой планеты от Солнца к самой близкой.

И напоследок упомяну видео моего детства, которое подойдет старшим дошкольникам и младшим школьникам. Фантастическая повесть девочке Алисе, ее отце геологе и птице Говоруне. Помните?

Тайна третьей планеты

Итак дорогие друзья, как вы видите, космос для детей дошкольного возраста очень увлекателен и не стоит ждать пока они начнут изучать астрономию в школе. Просмотрите другие наши занятие о космосе и уверена, что вы найдете интересные игры своим дошкольникам, а также множество опытов и экспериментов.