СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове полиморфный хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.
Это психиатрическое расстройство — его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т.п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент ребенка, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. В этом СДВГ отличается от «эпизодических» психиатрических расстройств, например, таких как депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и других. О расстройстве мы говорим потому, что такие черты, как гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены несоответственно возрасту ребенка, и эти черты приводят к серьезным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.
Этот пункт нуждается в дополнительных объяснениях, поскольку такие черты, как двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). У детей с так называемым «активным» темпераментом эти черты выражены сильнее. Однако если они в целом не создают для детей и их окружения больших проблем — ни в семье, ни в школе, ни в среде ровесников и не приводят к нарушениям поведения, учебы, социального развития, то об СДВГ речь не идет. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребенка. Это специфическая характеристика СДВГ, поскольку, в отличие от многих других расстройств, сопровождающихся аномальными проявлениями (например, галлюцинации при шизофрении), СДВГ является скорее спектральным расстройством, чрезмерным проявлением особенностей, характерных и для нормального поведения. Это создает определенные трудности в диагностике, особенно при легких формах СДВГ, ведь граница между нормой и патологией очень условна... В этом СДВГ можно сравнить с другими спектральными медицинскими расстройствами, в частности, ожирением — границы между нормальным весом, избыточным весом, и ожирением как болезнью довольно условны; впрочем, реальность ожирения как болезни невозможно недооценить или отвергнуть.
Эта особенность СДВГ дает и определенную возможность дестигматизации таких детей, позволяет представлять родителям и детям эту проблему не как психиатрический диагноз-ярлык, указывающий на их «дефективность» и «анормальность» (в украинском обществе, как и в обществах большинства постсоветских стран стигматизация лиц с психиатрическими расстройствами, к сожалению, очень распространена), а скорее как расстройство, являющееся продолжением спектра активного темперамента, при этом, конечно, не преуменьшая ни реальности нарушения и связанных с ним проблем, ни важности своевременного и эффективного вмешательства.
СДВГ — нарушение развития, и его можно сравнить с другими нарушениям развития, например, с умственной отсталостью. При умственной отсталости уровень интеллектуального развития ребенка ниже, чем у ровесников, и это приводит к трудностям, связанным с социальной адаптацией, самостоятельностью и т.п. Взрослея, такой ребенок приобретает новые знания, его интеллектуальный уровень повышается, но все равно остается ниже, чем у ровесников. При СДВГ нарушается контроль, способность головного мозга к организации и самоконтролю поведения. Соответственно, с возрастом у детей с СДВГ эта способность также улучшается, однако остается ниже, чем у ровесников. Согласно данным последних исследований (их подробный анализ представлен в главе об этиологии расстройства) у детей с СДВГ наблюдается замедленное созревание функций лобной коры. Исследования показали, что их мозг развивается согласно тем же особенностям и закономерностям, что и у ровесников, но созревание функций лобной коры происходит медленнее. При более легких формах СДВГ (а их около 30—40% от общего количества) к подростковому возрасту эти дети догоняют своих ровесников, в остальных же случаях дети с СДВГ будут иметь признаки нарушенного самоконтроля и в зрелом возрасте.
Спектральность СДВГ стала причиной наличия разных представлений в детской психиатрии относительно тех границ спектра, которые можно, собственно, называть расстройством. Существует две наиболее распространенные диагностические классификации — DSM-ІV и МКБ-10, которые несколько по-разному подходят к диагностике СДВГ. Границы DSM-ІV шире и включают также и те более легкие формы расстройства, где присутствуют лишь симптомы нарушения внимания или же только гиперактивности—импульсивности. Соответственно, в этой системе существует три подвида СДВГ: комбинированная форма, форма с доминирующим нарушением внимания и с доминирующей гиперактивностью—импульсивностью.
Критерии МКБ-10 более узкие, строгие (в этой системе как синоним СДВГ употребляется термин гиперкинетическое расстройство) и охватывают только те более тяжелые формы расстройства, которые соответствуют комбинированной форме СДВГ по DSM- ІV.
Неудивительно, что в клинической практике система DSM-ІV используется чаще, ведь она позволяет идентифицировать и более легкие формы СДВГ и правильно выбирать методы коррекции, поскольку эти условно «легкие» формы тем не менее могут сопровождаться серьезными вторичными проблемами и приводить к значительным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.
Впрочем, вопрос существования подтипов СДВГ, их этиопатогенетического и прогностического различий находится сегодня в фокусе научных исследований, и в ближайшее время это, возможно, приведет к новому пониманию природы расстройства и его полиморфности, а также к изменениям в системе классификации.
Сейчас же важно осознать, что суть диагностических ярлыков не в том, чтобы «навешивать» их на детей, переставая при этом видеть индивидуальность в ее неповторимости, а в том, чтобы иметь возможность понимать особенности конкретного ребенка и знать, как ему помочь в преодолении трудностей.
Диагностические критерии СДВГ/гиперкинетических расстройств по международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1999)
/F90/ Гиперкинетические расстройства
Расстройства, относящиеся к этой группе, характеризуются ранним началом; сочетанием чрезмерно активного, слабо поддающегося регуляции поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием у ребенка настойчивости в выполнении задач, причем эти характеристики поведения отличаются постоянством в различных ситуациях и с течением времени.
Считается, что конституциональные аномалии играют ключевую роль в генезе этих расстройств, однако их специфическая этиология до настоящего времени остается неизвестной. В последние годы для обозначения этих синдромов предлагалось использовать диагностический термин «синдром дефицита внимания». Он так и не был внедрен, поскольку подразумевал наличие знаний о психологических процессах, которыми мы пока не обладаем. Этот термин предполагал и включение в его сферу тревожных, чем-то озабоченных, «мечтательных» или апатичных детей, также отличающихся сниженным вниманием, возникшим в связи с совершенно другими проблемами (нарушениями). Тем не менее совершенно ясно, что с точки зрения поведения проблемы расстройства внимания составляют центральную особенность гиперкинетических расстройств.
Гиперкинетические расстройства всегда начинаются на ранних этапах развития (обычно в течение первых пяти лет жизни). Их основными характеристиками являются отсутствие настойчивости в занятиях, требующих использования когнитивных функций, и тенденция переходить от одного вида деятельности к другому, не завершая начатых дел. Наряду с этим типична дезорганизованная, почти не управляемая, чрезмерная активность. Эти проблемы обычно продолжаются на протяжении всех школьных лет, а иногда и во взрослом возрасте, однако у многих лиц, страдающих этими расстройствами, наблюдается улучшение состояния, касающееся как поведения, так и внимания.
Перечисленные нарушения могут сочетаться со многими другими отклонениями. Гиперактивные дети зачастую проявляют безрассудство и импульсивность, подверженность несчастным случаям и травмам. Нередко они навлекают на себя неприятности и наказания — скорее из-за необдуманного нарушения правил, чем вследствие сознательного пренебрежения ими или намеренного непослушания. Во взаимоотношениях со взрослыми этим детям нередко свойственна социальная расторможенность, излишняя развязность в общении, им недостает естественной осторожности и сдержанности. У своих сверстников они обычно не пользуются популярностью, их недолюбливают, что может, в конце концов, привести к социальной изоляции. Среди этих детей распространены когнитивные нарушения, непропорционально часто встречаются специфические задержки моторного и речевого развития.
Частота гиперкинетических расстройств у мальчиков в несколько раз превышает их частоту у девочек. Нередко этим расстройствам сопутствуют затруднения при чтении (и/или другие трудности в учебе).
Диагностические критерии
Основными симптомами являются нарушение внимания и чрезмерная активность. Для установления диагноза необходимо наличие обоих из них, и они должны проявляться более чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в клинике).
Нарушение внимания выражается в том, что ребенок прерывает выполнение заданий на середине и не доводит до конца начатые дела, постоянно переходит от одного занятия к другому, и выглядит это так, будто он теряет интерес к предыдущему делу, отвлекаясь на следующее (хотя результаты лабораторных исследований не всегда показывают значительную степень сенсорной или перцептивной отвлекаемости). Такой дефицит настойчивости и внимания следует принимать во внимание при диагностике, только если он является чрезмерным для ребенка данного возраста и с соответствующим коэффициентом интеллектуального развития.
Чрезмерная активность подразумевает избыточную подвижность и непоседливость, особенно в ситуациях, требующих относительного покоя. В зависимости от ситуации ребенок может бегать и прыгать, вскакивать с места, когда следует сидеть, чересчур много разговаривать и шуметь, или беспокойно двигать руками и ногами, вертеться и ерзать на стуле. Стандартом для диагностики должна являться гиперактивность ребенка в сравнении с тем, что ожидается в ситуации и с другими детьми того же возраста и уровня интеллектуального развития. Эта особенность поведения становится особенно заметной в структурированных, организованных ситуациях, требующих высокого уровня самоконтроля поведения.
Сопутствующие симптомы недостаточны и даже необязательны для установления диагноза, но помогают в его подтверждении. Расторможенность в социальных отношениях, безрассудство в ситуациях, угрожающих опасностью, и импульсивное нарушение социальных правил (проявляющееся, например, в том, что ребенок вмешивается в дела других людей или мешает им, «выпаливает» ответ, когда вопрос еще не задан до конца, не может подождать своей очереди), — все эти особенности характерны для детей с данным расстройством.
Характерные проблемы с поведением должны отличаться ранним началом (до 6 лет) и стойкостью во времени. Вместе с тем, до поступления в школу гиперактивность трудно распознать из-за широкого диапазона вариантов нормы: только наиболее выраженные ее формы приводят к установлению данного диагноза детям дошкольного возраста.
Выводы
- Основными проявлениями СДВГ являются гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
- При СДВГ эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят к значительным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.
- СДВГ является спектральным расстройством и представляет собой крайние степени континуума «активного» темперамента и нормальных особенностей поведения детей.
- С целью точной диагностики и дифференцирования СДВГ и нормального поведения применяются диагностические системы с четко очерченными критериями.
- Две основные диагностические системы DSM-ІV и МКБ-10 несколько по-разному охватывают спектр этого расстройства: первая более широко, а вторая включает лишь более тяжелые формы этого расстройства.
Неадекватное поведение, плохие оценки в школе, дерзость и неудержимая активность — не спешите ругать свое чадо и постоянно его одергивать.
Быть может, ребенок страдает синдромом дефицита внимания и отчаянно нуждается в помощи доктора.
Немного истории
Хотя в России, вслед за американскими и европейскими исследователями, диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) начали ставить всего лишь десятилетие назад, впервые подобные нарушения поведения детей были описаны в 1845 году Генрихом Хоффманом, врачом-психиатром из Германии. С тех пор аналогичной симптоматикой занималось множество исследователей во всем мире, и лишь в 1994 году впервые был предложен и закреплен современный термин заболевания.
Что такое синдром дефицита внимания
Многолетние исследования доказывают, что от 5% до 15% школьников чрезмерно активны и испытывают нешуточные сложности в обучении. Они не могут скоординировать свое внимание на объяснении педагога, им неимоверно трудно сохранять спокойствие и усидеть на месте в течение урока и, как результат, полученные оценки вызывают вполне понятное огорчение родителей. Главными признаками синдрома дефицита внимания являются:
— почти полное отсутствие внимания, неспособность сконцентрировать его в нужный момент;
— неусидчивость и гиперактивность, таких детей считают проблемными и непослушными;
— импульсивность — чересчур быстрая реакция не дает оценить возможные риски или адекватно выполнять поставленные перед ними задачи.
Наиболее подвержены отклонениям в поведении мальчики — среди страдающих этим заболеванием их в 4-9 раз больше, чем девочек. Каждый больной ребенок имеет свои индивидуальные проявления недуга, однако для всех характерной чертой является сложность контроля внимания, активности и сдержанности.
Причины синдрома дефицита внимания у детей
Несмотря на многочисленные исследования, точная причина недуга до сих пор не названа. Но специалисты вполне обоснованно полагают, что факторами возникновения недуга служат:
1. Генетическая предрасположенность.
2. Курение и употребление алкоголя во время беременности.
3. Преждевременные роды.
4. Инфекционные заболевания головного мозга и его травмы в раннем детстве.
Доказано, что недуг развивается при дефиците в головном мозге дофамина и норадреналина, поэтому крайне важно поставить правильный диагноз и пройти курс необходимого лечения.
Как распознать синдром дефицита внимания у детей
К сожалению, российские врачи не всегда могут поставить правильный диагноз. Часто синдромом дефицита внимания называют умственную отсталость или детскую психопатию, а порой диагноз СДВГ ставят даже больным с явными признаками шизофрении. Конечно, трудно распознать данное заболевание, ведь практически все дети в определенном возрасте чересчур активны и не слишком внимательны на уроках. Поэтому для постановки правильного диагноза следует тщательно и подробно проанализировать имеющиеся симптомы.
1. Невнимательность
Ребенок, обладающий нормальным интеллектом, просто не в состоянии сконцентрироваться на задании или объяснении учителя. Необходимость выполнения какого-либо действия в течение продолжительного времени вызывает скуку и потерю интереса. Выполнение обязательных действий откладывается на потом, повседневные обязанности не выполняются, желание выполнить несколько дел одновременно заканчивается полным фиаско. Почти 90% детей, страдающих СДВГ, из-за трудностей с обучением имеют проблемы с усвоением материала и оценками. Им тяжело вникнуть в смысл речи собеседника, они часто теряют свои вещи, а ошибки в контрольных работах делают из-за невнимательности. Таким детям крайне сложно работать самостоятельно, поэтому выполнения домашних заданий они стараются избежать любыми способами.
2. Гиперактивность
О таких детях говорят, что «у них внутри моторчик» — они излишне общительны и непоседливы, им трудно усидеть на одном месте, руки и ноги находятся в постоянном движении, а стремление залезть куда-то побеждает здоровый смысл. Часто болтливые и непоседливые, дети не могут заниматься на досуге спокойными играми, проявляя бесцельную двигательную активность. С возрастом эти симптомы постепенно уменьшаются и сходят на нет, хотя это отнюдь не означает выздоровления.
3. Импульсивность
Очень опасный признак, так как часто приводит к несчастным случаям. Дети с СДВГ беспечны и невнимательны, не способные выслушать указаний к совершению действия. Иногда создается впечатление, что они совершенно не думают перед тем, как сделать что-либо. Не могущие просчитать негативные последствия своих действий, они совершают рискованные и необдуманные поступки — способны выскочить на дорогу с мчащимися автомобилями или злорадно уничтожить чье-то имущество, демонстрируют сверстникам смелость опасными и рискованными действиями.
Отличительная черта поведения таких детей на уроке — стремление ответить на заданный учителем вопрос, не выслушав его до конца. Причем в ответе будет содержаться первая, пришедшая в голову, мысль. Разговаривая с друзьями, они постоянно перебивают других, стремясь высказать свою точку зрения. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, не способны отказаться от желанной вещи или действия — захотев что-либо, они должны получить это немедленно.
Если рассматривать признаки недуга в разных возрастных группах, можно заметить, что:
— дошкольники непоседливы, беспокойны и непослушны;
— школьники забывчивы, находятся в непрерывном движении, неагрессивны;
— подростки испытывают чувство депрессии и тревоги, преувеличивают жизненные трудности и не способны бороться с ними, склонны совершать действия назло близким или друзьям.
В некоторых случаях синдром дефицита внимания сопровождается враждебностью, умышленным непослушанием, буйством или плаксивостью, отсутствием желания общаться со сверстниками. Иногда сопутствовать заболеванию могут тики — подергивание головы или мышц лица, сопение или неожиданные вскрики. Это пугает окружающих детей, и ребенок может остаться без общения со сверстниками.
Диагноз СДВГ поставлен, что дальше?
Если махнуть рукой на поставленный доктором диагноз и отказаться от лечения в надежде на «перерастет!», можно обречь свое чадо на не совсем успешное будущее. Проявления болезни со временем становятся не столь яркими, однако СДВГ в самостоятельной взрослой жизни будет причиной плохой памяти, неспособности планирования своих действий, низкого уровня профессиональной деятельности. Кроме того, больные с диагнозом синдром дефицита внимания склонны к различным видам зависимости и тяжелым формам депрессии.
Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами. Порой невыносимое поведение собственного любимого чада заставляет мамочку испытывать чувство вины за неправильное воспитание. Однако важно понимать, что всему виной коварная болезнь, которую можно и нужно победить. Эффективное лечение вернет спокойствие в семью и обеспечит ребенку нормальную полноценную жизнь.
У ребенка синдром дефицита внимания — как вести себя родителям
Порой родители возмущены поставленным диагнозом, не понимая сложности проблемы. Учитывая недостаточную информированность, можно посоветовать таким мамочкам поговорить со специалистами, почитать литературу, чтобы лучше понимать причины и последствия недуга. Победить его возможно только сообща, скоординировав действия докторов и родителей.
От действия мам и пап зависит очень многое, поэтому близким малыша стоит прислушаться к советам опытных специалистов:
1. Болезненная реакция на критику деток, которым поставлен диагноз синдрома дефицита внимания, слишком осложняет им жизнь. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.
2. Похвала родителей — очень важный фактор достижения взаимопонимания и спокойствия. Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.
3. Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.
4. Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.
5. Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения сорванца. Выслушивая рассказ о проведенном дне, не стоит высказывать резкие замечания по поводу неприятных событий. Позитивно реагируйте на школьные новости, мягко подсказывая более правильный вариант решения каких-либо спорных вопросов. Крайне важно, чтобы ребенок ощущал внимание близких к его проблемам и поступкам, чувствовал любовь и поддержку.
6. Плохие поступки, без которых, увы, не обойтись, должны получать соответствующую оценку. Однако не стоит обобщать и выговаривать за постоянно плохое поведение. Лучше дать понять, что осуждается конкретное действие, и постараться доступно объяснить причину родительского недовольства. Если требуется наказание — помните, что оно должно быть максимально справедливым и соответствовать уровню тяжести совершенного проступка.
7. Если появляется ощущение бесполезности и бессилия, не забывайте, что у вас есть верный и надежный союзник. Доктор в любой момент готов скорректировать действия, подсказать верный и безотказный вариант решения возникшей проблемы.
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению и обязательно будет побеждена. Удачи вам и терпения!
ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ
Клиницисты проявляют значительный
интерес к синдрому дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой
распространенностью в детской популяции (5-9%). У
детей с таким синдромом наблюдаются трудности в
обучении и нарушения в поведении. В целом
проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная
двигательная активность, расстройства внимания
и импульсивность поведения, которые
сопровождаются слабой успеваемостью в школе,
заниженной самооценкой. Характерная для детей с
СДВГ двигательная неловкость обусловлена
статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с
развитием представлений о минимальных мозговых
дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД
рассматриваются как последствия ранних
локальных повреждений головного мозга,
выражающиеся в возрастной незрелости отдельных
высших психических функций и их дисгармоничном
развитии. СДВГ представляет собой наиболее
распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на
критериях десятого пересмотра Международной
классификации болезней (ВОЗ, 1994) для
гипердинамического (гиперкинетического)
синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно
используются критерии классификации DSM-IV (1994)
Американской психиатрической ассоциации,
рекомендованные ВОЗ для практического
применения в качестве критериев диагноза СДВГ
(ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV
приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится
встречаться с детской гиперактивностью и
нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить
внешними признаками других состояний. В связи с
этим нами была разработана схема
дифференциального диагноза СДВГ. Основные
принципы дифференциального диагноза СДВГ
приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной,
свойственной многим детям высокой двигательной
активностью. Необходимо иметь в виду возможность
проявления индивидуальных особенностей
темперамента, а также то, что функции внимания и
самоконтроля у детей находятся в процессе
естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с
мотивацией: дети не склонны уделять внимание
тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут,
почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том
числе нарушение внимания и гиперактивность,
могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы,
конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г.
Москва
Таблица 1. Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки диагноза необходимо наличие |
|
(1) шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ1. Часто неспособен удерживать
внимание на деталях; из-за небрежности,
легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемой работе и других видах
деятельности. |
(2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам ГИПЕРАКТИВНОСТЬ1. Часто наблюдаются беспокойные
движения в кистях и стопах; сидя на стуле,
крутится, вертится. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ7. Часто отвечает на вопросы не
задумываясь, не выслушав их до конца. |
В. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет. |
|
С. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома). |
|
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении. |
Согласно принципам классификации DSM-IV,
в случаях полного соответствия наблюдаемой
клинической картины за последние шесть месяцев
одновременно разделам (1) и (2) перечисленных
критериев ставится диагноз сочетанной формы
СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(1) при частичном соответствии критериям раздела
(2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(2) при частичном их соответствии критериям
раздела (1), то используется диагностическая
формулировка: «СДВГ с преобладанием
гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз СДВГ
Состояния и заболевания |
Дифференциально-диагностические признаки |
Дополнительные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента |
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме. |
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Неврозы и невротические реакции |
Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов. |
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях |
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности. |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) |
Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма). |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Резидуальные явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации |
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы |
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия |
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами. |
Неврологическое психологическое обследование |
Заболевания щитовидной железы |
Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место у ближайших родственников. |
Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты слуха |
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха. |
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия |
Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при лока-лизационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов. |
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства: |
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями. |
Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром |
Синдром Туретта |
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные. |
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование |
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие |
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков. |
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |
Спонсор публикации статьи: компания "Магия сада" - предоставляет полный спектр ландшафтных услуг. Ландшафтный дизайн от компании «Магия сада» - это большой перечень работ, начиная с проектирования и подготовки почвы, заканчивая авторскими проектами позволяющими создать на Вашем участке настоящее произведение искусства, которое будет радовать глаз, снимать стресс и дарить чувство гармонии с природой. Все работы по проектировке и изготовлению ландшафтного дизайна участка, осуществляют высокопрофессиональные специалисты Киева, с большим опытом работы.