Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен. Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от религиозной догматики в решении практических вопросов.

Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как на идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства – это общественная мораль.

Тоесть одним из главных и определяющих факторов формирования Западного общества является католическое.христианство. На идейной базе христианского критицизма возникла наука (в современном ее понимании), сначала, как методология познания божественного откровения, а в последующем, как изучение причинно-следственных связей материального мира.

Также необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует европоцентризм. Запад считается центром и вершиной мира. Немецкий философ Гегель выдвинул тезис о Европе как завершении всемирной истории. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь.

В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу):

1. динамизм, ориентация на новизну;

2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3. индивидуализм, установка на автономию личности;

4. рациональность;

5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

6. уважение к частной собственности;

7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

Западная цивилизация привнесла нечто новое:

    наука и ее результаты в технике внутренне и внешне революционизировали мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества;

    в отличие от замкнутых континентов Китая и Индии, территория Запада чрезвычайна разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик;

    если Китай и Индия не знают политической свободы, Западу известна идея политической свободы и се реальность;

    Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства;

    западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»;

    беспредельная динамика Запада вырастает из «исключений»; в этом - постоянное беспокойство, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению если Восток - это состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), то Запад - это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. Запад - это постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между империей и отдельными народами, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией. Под сомнение ставится решительно все;

    с самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Греки заложили основу Западной цивилизации, но сделали это так, что мир этот находится в размежевании с Востоком, отстраняется от Востока, но постоянно направляет свой взор на Восток.

Постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения - особенность цивилизации этого типа. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентированно на движение в будущее.

Детство Европы протекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов, столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимых миров - мира варварских германских племен и цивилизации Рима.

Варварство против цивилизации

Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена перешли через Рейн и пытались осесть в римской провинции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый решительный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная, шли пограничные укрепления, которые назывались Римским валом.

Германские племена, жившие бок о бок с римлянами, конечно, впитывали римскую культуру и были гораздо более "цивилизованными" по сравнению с теми племенами, которые были удалены от границы.

Их мирное сосуществование было нарушено уже во II-III вв. н. э., когда в движение пришли восточногерманские племена - готы. Поселившись в Причерноморье, они совершали оттуда набеги на империю. В IV в. началось Великое переселение народов - массовые перемещения германских и негерманских племен. Под натиском гуннов - кочевников тюркского или монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы осели на территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже в начале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе современного города Тулузы, в 418 г. было создано первое варварское королевство на территории Римской империи.

В начале V в. в Галлию хлынули и другие германские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовавшиеся тем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы. Дикие и агрессивные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершать набеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорили богатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуострова, а затем высадились в Северной Африке.

Кроме германцев в том же V в. на территорию империи стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла, прозванный современниками "бичом Божьим".

Племя бургундов, живших прежде на Среднем Рейне, после победы римлян над гуннами было частично переселено к Женевскому озеру. Там в 457 г. появилось новое Бургундское королевство, которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса.

В этой бурной катастрофической обстановке практически незамеченным прошло знаменательное событие - в 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император и Западная Римская империя прекратила свое существование. Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть римские императоры потеряли гораздо раньше.

Между тем на территорию бывшей Западной Римской империи продолжали вторгаться германские племена. Одно за другим образовывались варварские королевства.

В 439 г. вандалы создали королевство в Северной Африке. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки, ранее жившие в нижнем течении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Галлии и Бургундии. С середины V в. германские племена стали активно осваивать Британию, воюя с местным кельтским населением. В результате к концу VI в. в Британии образовалось семь варварских королевств.

Образование варварских королевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели между собой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило, недолговечной.

Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, которые вскоре свергли короля вестготов Одоакра и образовали обширное Остготское королевство, включившее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Иллирии, а позднее - Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захвачена другим германским племенем - лангобардами.

Эта довольно хаотичная картина дополнялась непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности.

Волны варварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европе еще долго оставалась напряженной, С VIII до середины XI в. на Западную Европу наводили ужас набеги воинственных норманнов - германских народов, населявших скандинавские страны. В конце VII - начале VIII в. молодая исламская цивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господство над Северной Африкой и большей частью Испании.

Какую роль сыграли варвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить на этот вопрос легко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровень цивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайно первые века после гибели империи называют "темными".

Население страдало от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель. Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее существования: огромные пространства лесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень.

Но, несмотря на эти страшные картины, название "темные века" не объясняет нам всего, что происходило в ту эпоху, когда закладывался фундамент новой цивилизации. Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того, какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи. Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторые элементы цивилизованности.

В Остготском королевстве продолжала действовать римская система образования, и варвары пополняли ряды учащихся. Остготский король Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творили римские философы, писатели и историки.

Остготское возрождение (так называют этот расцвет культуры историки) было уникальным для V-VI вв. и не слишком долговременным явлением.

Иначе к плодам цивилизации относились те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами. Лангобарды, покорившие Италию, были не готовы к усвоению античных достижений и потому последствия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными. Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в самой Италии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышались древние города, украшенные храмами и статуями. Это пространство не могло исчезнуть сразу, как и старые социальные отношения и законы, как и люди, вскормленные культурой Рима.

Но для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в той или иной степени перенимали варвары. В эпоху ее детства произошел важнейший сдвиг - переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и в Римской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые социально-экономические отношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодействие позднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализма называется синтезным .

Каким образом происходил синтез? На территории бывшей Римской империи частично были уничтожены, а частично еще сохранялись большие поместья римской знати. Но, как вы помните, их владельцы в основном использовали труд колонов, а рабов сажали на землю и давали им возможность вести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посаженные на землю, фактически были арендаторами. Рядом с такими поместьями селились общины германцев. К V-VI вв. германская община уже начала расслаиваться: ее члены имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться ими как частной собственностью. В коллективной собственности общины оставались только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможности покупать и продавать землю среди германцев росло крупное землевладение.

Так зарождались два класса феодального общества: феодалы - собственники земли, и крестьяне, получавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне. Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного договора: феодал не мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственной земли, а кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите.

Но феодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы, где осуществился синтез римского и варварского миров. Быстрее всего становление феодализма шло там, где римские и варварские начала были уравновешены (в Северо-Восточной Галлии), медленнее - там, где варвары не сумели разрушить римские рабовладельческие виллы (Италия), и там, где римские начала были слишком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) или отсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлии феодализм утвердился уже в VIII-IX вв., в Италии - к X в., в Британии - к XI в., в Германии - только к XII столетию.

Западноевропейская цивилизация, какой мы знаем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сложилась не сразу.

На первых порах Западная Европа состояла из ряда разобщенных и довольно неустойчивых варварских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто принял христианство, продолжали верить в своих старых богов.

И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизненным и сильным государством.

Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом (768-814), который активно вел завоевательную политику, оно превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке.

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Еще одна попытка утвердить преемственность Западной Европы от Римской державы была предпринята германским королем Оттоном I (936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая "Римская Империя", включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хозяевами Италии.

Священная Римская империя была, по сути, достаточно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Европы - выделению самостоятельных национальных государств. Это был длительный и мучительный процесс, сопровождавшийся войнами и переделами границ, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья.

И все-таки империи Карла Великого и Оттона I выполнили свою объединяющую роль, которая проявилась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевропейской цивилизации с ее великим предшественником - Римом.

Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием римско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей паствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительностью вероисповедания.

Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы : наследие античности и варварского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культурные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации.

Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинхронность помогал выправлять европейский контекст - связи и даже само соседство с теми странами, в которых быстрее зарождались новые тенденции. Различные европейские страны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом - одна из причин ее динамичности и долголетия.

Государство и церковь в средние века.

После того как христианство в 313 г. было признано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, "государство в государстве".

Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняя организация. На вселенских соборах - высших "съездах" духовенства - разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укрепляло идейное единство церкви.

Начиная с VI в. в Западной Европе стали появляться монастыри. Первый был основан святым Бенедиктом (ок. 480 - ок. 547) в Монтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужил образцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полного аскетизма восточных монастырей, но также требовала от монахов соблюдения обетов бедности, целомудрия и послушания. Монастыри, эти подобия Царства Божьего на земле, были на протяжении нескольких веков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готовили священнослужителей; особое значение придавалось переписыванию рукописей, и в результате благодаря усилиям монахов до наших дней дошли и богословские труды, и множество произведений античной литературы.

Идеал теократии
Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зависела ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской цивилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыблемость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение "О Граде Божьем".

История человечества для Августина - это постоянная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников - себялюбцев, забывающих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной. В земной жизни, где оба "града" существуют вместе и праведники смешаны с грешниками, только церковь в какой-то степени близка к воплощению Града Божьего. Поэтому именно ей Августин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и ненасытна в своем стремлении к господству и обогащению. Следовательно, светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь избрала иной путь во взаимоотношениях с государством.

По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. "Вечный город", несмотря на все пережитые катастрофы, сохранил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV - начале V в. римские епископы присвоили себе право называться папами , т. е. главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра, а сам папа - их светским правителем.

Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина - налог, которым облагалось все европейское население.

Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим "государем" - папой.

Светская власть, когда ей было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.

После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начиная с Оттона I императоры Священной Римской империи стали по своему выбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырей получали от знати владения и иногда даже несли военную службу.

Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за "очищение", за освобождение от влияния государственной власти. Наибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римские активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиозные войны во имя освобождения гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочные богатства.

Под лозунгом защиты христианского мира от "неверных" шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики.

Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было купить за деньги.

Но и политическое могущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. набирающая силу государственность дала отпор церкви. Ее юбилей , который с невиданной пышностью праздновался в Риме в 1300 г., стал своего рода кульминацией величия папства, после чего начался его закат.

В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой - расколом внутри католической церкви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы, причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг друга антихристами.

Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеалом и сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более "мирской" по сравнению с церковью православной. В то же время она создавала серьезный противовес государству и вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церкви еще в раннем средневековье начала создаваться обстановка диалога в политической жизни. А это было важнейшим условием для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с обществом и идти с ним на компромиссы.

Западноевропейское общество в средние века

Средневековое европейское общество было иерархическим. Во главе его стоял король - верховный сюзерен всех феодалов. На следующем уровне располагались крупные светские и духовные феодалы - князья, графы, архиепископы и епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (нередко это были целые области), они приносили присягу верности. Светские феодалы получали землю под условие несения военной службы и выполнения определенных обязательств. Такие владения назывались феодами.

Крупные феодалы могли в свою очередь иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба - баронам или рыцарям - на тех же условиях. Рыцари уже не имели своих вассалов, в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавали землю в держание.

Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху средневековья и самым многочисленным классом средневекового общества, На полученных от феодалов наделах они вели собственное хозяйство, располагали собственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли, на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее по наследству.

"Расплатой" за землю была рента , которая существовала в трех формах: в виде барщины, натурального или денежного оброка.

Означало ли это, что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Ситуация складывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельная зависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личной зависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал мог сам осуществлять суд над крестьянами, ограничивал их свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвой руки , взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежали другому сеньору.

С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться, барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку - сначала натуральному, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не были полностью лично свободными и юридически полноправными людьми.

Еще одной прослойкой средневекового общества, тоже противопоставленной феодалам, но гораздо менее многочисленной по сравнению с крестьянством, были горожане. Многие средневековые города располагались на землях феодалов и были вынуждены подчиняться им, т. е. являлись своего рода вассалами.

Таким образом, отношения между различными классами и слоями средневекового европейского общества были сложными и чреватыми социальными конфликтами. Иерархическая структура общества затрудняла переход с одной ее "ступени" на другую, хотя в принципе он был возможен.

Однако в этом "разъединенном" обществе существовали крепкие связи внутри каждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью целого, частью коллектива. Общностей, которые объединяли людей по разным признакам, было великое множество. Общностями (еще их называют корпорациями) были сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинские дружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых были воины-монахи. В средние века существовали даже корпорации нищих и воров. Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город.

У корпораций, как правило, была собственная казна, недвижимость, имелись уставы, часто - даже особая одежда и значки. Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решались на общих собраниях, больным и бедным оказывали помощь, устраивали совместные трапезы.

Наиболее крупные общности (горожане, светские феодалы, духовные феодалы), которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав - юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, - образовывали сословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянство и городское сословие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравняться в правах с дворянством. Что касается крестьянства, то оно вообще не сумело стать сословием, т. е. добиться признания своих прав на общегосударственном уровне.

Церковь и массы

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры. Новая религия постепенно овладевала варварским миром.

Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали - одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Тем более что крещение часто происходило насильственно и отношение к язычникам совершенно не соответствовало христианскому гуманизму.

Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятия о грехе и добродетели. Огромное цивилизующее значение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать свои собственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению.

При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для "простецов" была создана специальная литература, в которой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. Народ наделял святых чудодейственными силами и обращался к ним с просьбами о благополучии. Приходские священники, отслужив службу в церкви, шли в поле и там заклинали природу, чтобы она дала богатый урожай, словно языческие жрецы. Но христианские идеалы, пусть даже упрощенные, впитывались в сознание.

Средневековый человек воспринимал мир иначе, чем мы. Одинаково реальными были для него мир видимый, окружающий его в повседневной жизни, и мир невидимый, в котором пребывают Бог и дьявол, ангелы и демоны. Считалось, что этот невидимый высший мир иногда может открыться человеку и при жизни - в снах или видениях.

Судьба, ожидающая человека после смерти, - это был важнейший и, наверное, самый мучительный вопрос. Страх перед смертью соединялся со страхом перед Божьим судом, на котором предстоит лично отвечать за свои грехи, перед наказаниями в аду. Церковь учила, что история конечна и должна завершиться Вторым пришествием Христа и Страшным судом, на котором каждому воздается "по делам его". В Священном Писании не указана точная дата Страшного суда, и можно было только гадать, когда произойдет это событие. Несколько раз на протяжении средневековья ужас перед близким Страшным судом и возмездием охватывал большие массы людей. Это сопровождалось массовой истерией, по дорогам ходили толпы бичующих себя людей, появлялись "пророки" и "пророчицы", предрекавшие приближение всемирной катастрофы.

"Оппоненты" церкви

Однако духовная жизнь Западной Европы, опираясь на определенную систему представлений и церковных догматов, разумеется, ею не исчерпывалась. Духовная культура, созданная в средние века, поражает многослойностыо и разнообразием.

Догматы церкви оспаривались еретиками - катарами (в переводе с греческого слово "катары" означает "чистые", валъденсами, которые считали земной мир творением не Бога, а дьявола, обителью зла и многими другими. Отрицая ценность земного мира, еретики отвергали установления общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ереси достигли такого размаха, охватив и низы, и верхи общества, что церковь учредила инквизиционные суды - священные трибуналы, подчиненные папе римскому.

Иные идеалы, отличающиеся от тех, которые проповедовала и церковь, и еретики, развивались в средние века благодаря народной культуре и светской литературе.

Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии, и в России) были бродячие актеры - жонглеры (скоморохи). Церковь еще в первые века своего существования осудила массовые зрелища за их греховность, за "неприличную" для христианина веселость, но не смогла искоренить их полностью.

Народ долго хранил в памяти древние языческие праздники, которые по времени часто совпадали с христианскими: на Рождество и на масленицу (перед великим постом) по улицам деревень и городов ходили ряженые, на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Большой популярностью пользовались "праздники дураков", пародирующие церковную службу. Тогда низшее духовенство прямо в церкви, надев на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Все самое святое для средневекового человека подвергалось осмеянию. Как же относились к этому представители высшего духовенства? Нельзя сказать, чтобы церковь поощряла такие явления, но в целом отношение к традициям народной культуры было гораздо более терпимым, чем, скажем, к еретическим учениям. Церковь видела в этих взрывах необузданного, "мирского" веселья неизбежный и даже необходимый выход энергии.

Устная народная культура проникала в письменную, причем в почти неискаженном виде. Церковь, боровшаяся с язычеством, тем не менее, сохранила образцы древнего мифологического эпоса. Ирландские монахи записывали старинные кельтские саги (эпические сказания о богах и героях); в 1000 г. была записана англосаксонская поэма "Беовульф"; в XII-ХIII вв. - исландский эпос "Старшая Эдда".

Эпос продолжал развиваться в Западной Европе, приобретая новые, феодально-рыцарские черты. Французская "Песнь о Роланде" и испанская "Песнь о моем Сиде" воспевали вполне светские идеалы: мужество, верность долгу и патриотизм воинов.

В письменной литературе светская тематика появилась достаточно рано, уже в XII в. Эту эпоху некоторые историки называют средневековым ренессансом. На юге Франции, в Провансе, в то время расцветала изысканная поэзия трубадуров, прославлявших любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни и красоту земного мира. Оттуда светская лирика распространилась в другие страны Европы.

Одновременно зарождался рыцарский роман. "Роман о Тристане и Изольде", одно из самых известных произведений этого жанра, описывает любовь "сильнее смерти", которая преодолевает все препятствия, даже традиционные представления о грехе.

Светское начало в целом, конечно, не разрушало в ту эпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейского средневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.

    Рекомендованная литература:
  • Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10 - 11 кл. М.: Дрофа, 2000.



Европейская цивилизация прошла через множество этапов развития, причём ценности, мораль и устремления людей, институты общества и экономика в разное время и в разных странах отличаются вплоть до противоположностей. Так, религиозный фанатизм конца средних веков сменился в XX веке отрицанием религии и равнодушием к ней, политика порабощения других народов и военный захват колоний ещё в начале XX века считалась нормальной, в XXI веке она решительно осуждается (сменившись неоколониализмом), обычные в прошлом абсолютные монархии были через революции и неоднократные реформы превращены в республики и монархии декоративные, многолетняя вражда и войны между европейскими государствами сменились их объединением в Европейский союзморальфанатизмXX векеXXI веке войны Европейский союз


Многие черты европейской цивилизации со временем были заимствованы другими народами, в частности японцы опередили большинство европейских народов в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии. При этом существенные отличия в менталитете между "востоком" и "западом" сохраняются до настоящего времени. Другие восточные азиаты в конце XX начале XXI века также активно развивают свою экономику, в первую очередь промышленность.японцы




Рассматривается жестокое отношение к детям в период варварства в Западной Европе. С детства закладывались установки агрессивного поведения. Варвар с детства должен был выживать в условиях суровой действительности. Наблюдается достаточно архаичное, жестокое отношение к ребенку, которое являлось основой для формирования авторитарной структуры характера в обозначенный период.


Варварский мир - это мир воинов, имеющий архаичные традиции. Воспитание детей в западной толерантной цивилизации проблем жестокого отношения к детям, равно как детской жестокости, не существует. Более того, долгое время оставаясь культурой достижений (термин психолога А. Сорина), западная цивилизация вовсе не избавилась от связанных с ней флюсов, и в частности тех, что связаны с безбрежным индивидуализмом со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Наиважнейшей задача - взращиванию будущих воинов. При этом следует помнить, что сами климатогеографические, природные условия задавали алгоритм функционирования общества и отношения его к своим членам, в том числе и к детям. Скудость материальных условий была одной из важнейших детерминант отношения к детству.


Как пишет Д. Хёркли в работе «Средневековые дети», все народы, входившие в Римскую империю, исключая евреев, допускали детоубийство в случаях рождения больных или излишних детей. Отец в римской семье имел право отказать новорожденному, принятия его в семью, и тем самым обрекал его на смерть. Однако вместе с тем автор отмечает, что древние заботились о воспитании детей, которое было очень суровым


Установки варваров в отношении детства, казалось бы, были иными. Германцы, по словам Тацита, детей не умерщвляют; они любят, чтобы их было много, но не уделяют внимания их воспитанию, и лишь на пороге возмужания мальчик приобретал ценность для общества воинов.





Исходным рубежом в истории всех народов был первобытнообщинный родовой строй. В ходе его развития сложились племена, затем образовались племенные союзы, ведущие к созданию первых государственных форм общественной жизни на классовой основе. Переход к начальным формам государственности и формирование общественных отношений связаны на первых ступенях с развитием рабовладения в различных формах. Основу примитивной экономики тогда составлял труд рабов. Основным способом получения рабов были войны. Параллельно сохранялась более или менее значительная прослойка свободного крестьянства. С возникновением рабовладельческих государств складывается древняя цивилизация. Она развивалась в наиболее благоприятных в климатическом отношении районах.

На первой стадии основными очагами цивилизации (с середины пятого тысячелетия до н. э.) стали государства Древнего Востока - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту, Египет, Сирия, Финикия, Палестина, Мидия, Персия, Древняя Индия и Древний Китай.

На второй стадии - «классическое рабовладение» (VII - I вв. до н. э.) - получила высокое развитие античная цивилизация Древней Греции и Рима, оказавшая большое влияние на дальнейшие судьбы народов, населявших Европу и Азию. Она заложила основы развития многих современных наук, дала шедевры мирового искусства, примеры государственного устройства и военного дела, создала античную городскую культуру и заложила основу торговых и денежных отношений.

Античная цивилизация, получившая свое завершение в Римской империи, распространилась на Средиземноморье, побережье Черного моря, Переднюю Азию, Египет, южную и западную части Европы, включая Британские острова. За ее пределами обитали различные племена, именуемые античными историками «варварами». Римская империя вела непрерывные войны на первобытной периферии для захвата рабов, земель и сбора дани.

Третья стадия - разложение рабовладельческого строя (I в. до н. э. - V в. н. э.). Низкая эффективность рабского труда и нравственная деградация сограждан привели к ослаблению Римской империи. С конца IT в. усилился натиск на нее варварских племен - эпоха «великого переселения народов». В III в. вспыхнули крупные восстания рабов и колонов (арендаторов земли у крупных землевладельцев), что еще более ослабило рабовладельческий строй и Римскую империю. В конце IV в. она распалась на две части: Западную и Восточную (Византия). Наступление вестготов на Западную Римскую империю завершилось взятием Рима в 410 г. Характерно, что вождь вестготов Аларих потребовал от Рима освобождения рабов, которые и открыли ему ночью ворота столицы. В 476 г. свергнут последний римский император Ромул Августул. Западная Римская империя прекратила существование. Византия же, постепенно превратившаяся в феодальное государство, существовала до XV в. Став центром православного христианства, она оказала большое влияние на развитие славянских народов. Хотя разделение христианской церкви как государственной религии на западную и восточную (католическую и православную) произошло в 1054 г., но к моменту встречи славянской и византийской цивилизаций канонический облик православия уже в основном определился.

Падением Западной Римской империи завершается древняя история и начинается период средневековья. Крах империи привел к заселению античного мира многочисленными варварскими племенами, находившимися на более низкой ступени развития. Разрушая античную культуру, они вместе с тем осваивали в определенной степени ее результаты. На всей территории Западной Европы образуются новые государства, где происходит процесс слияния языческих культур с христианской культурой Рима. Так зарождалась новая западноевропейская цивилизация. Одновременно шел процесс формирования новой общественно-экономической формации - феодализма.

Ранний феодализм в Европе. Формирование западноевропейского типа цивилизаций

Первоначально феодальные порядки возникли на той территории, которая входила в состав западных провинций Римской империи, лишь в последующем они распространились на другие регионы. В зависимости от соотношения варварских и античных начал различают типы феодального синтеза: 1) приблизительно равное соотношение (Франкское королевство, часть южных славян); 2) преобладание позднеантичных начал (страны Средиземноморского региона); 3) незначительное влияние античности и преобладание элементов распадающегося первобытнообщинного строя (Северо-Западная Германия, Скандинавские страны, территория славян и др.). Сущность социально-экономического строя феодализма заключалась в том, что крестьяне или ремесленники в городе под внеэкономическим принуждением отдавали землевладельцам-феодалам выработанный ими прибавочный продукт. В отличие от раба феодально-зависимый крестьянин имел домохозяйство, орудия производства и частично работал на собственные нужды, что повышало его заинтересованность в труде и способствовало интенсификации производства. К основным признакам феодализма относят следующие: господство натурального хозяйства; сочетание крупного феодального землевладения и мелкого (надельного) крестьянского землепользования; личную зависимость крестьян от феодала. Отсюда внеэкономическое принуждение.

Феодальная формация, ставшая более высокой ступенью развития общества, так же, как и рабовладельческая, прошла три стадии развития. Ранний феодализм - время формирования и утверждения феодальных отношений (ранее средневековье); развитой феодализм (классическое средневековье); поздний феодализм - период разложения феодальных отношений и развитие внутри феодализма элементов капиталистического способа производства (позднее средневековье).

Ранний феодализм в Европе охватывает период с V до XI в н. э. Первым крупным феодальным государством, сложившимся на развалинах Западной Римской империи, стало Франкское королевство. Основатель его Хлодвиг (481 - 511) принял христианство и способствовал его распространению. При Карле Великом (786 - 814) все земли Западной Римской империи были объединены, а сам он Папой Римским был увенчан императорской короной. После смерти Карла его империя разделена между сыновьями. Прошло более 100 лет в упорной борьбе с феодальной независимостью герцогов (прежних вождей племен). В 962 г. при поддержке церкви создается «Священная Римская империя». Ее основатель германский король Оттон I подчинил себе Северную и Среднюю Италию вместе с Римом. Однако и эта империя постепенно распадалась на независимые феодальные владения (герцогства, королевства), а власть императоров становилась номинальной. Феодальная раздробленность неумолимо разрушала раннефеодальные империи.

На этапе раннего феодализма в течение веков происходило становление феодальных отношений и их распространение по Европе. Образуется земельная собственность, складываются основные классы феодального общества - землевладельцев и зависимых крестьян. В экономике еще сочетаются старые экономические уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное, чаще общинное землевладение) и новый - феодальный с различными формами личной зависимости крестьян.

Геополитические условия Западной Европы способствовали общественному прогрессу. Арабские завоевания VII - VIII вв. на Ближ­нем Востоке и в Северной Африке образовали огромную раннефеодальную исламскую империю от границ Ирана до Пиренеев. Продвижение арабов в Европу остановлено в битве при Пуатье в 732 г. Часть Испании еще долго оставалась под арабским господством. Связь с арабским миром оказала существенное влияние на разви­тие западноевропейской цивилизации. В целом европейский континент, расположенный в благоприятных климатической и географической зонах, не испытывал на себе с V в. разорительных нашествий кочевых восточных народов. Плотность населения возрастала. Хозяйственные и культурные связи расширялись и обогащались. Росло производство и развивалась торговля. Большое влияние на образовавшиеся раннефеодальные государства Западной Европы оказало наследие римской культуры - производственная сфера, города, торговые связи, военное дело, опыт государственного устройства.

Римская культура, в сферу влияния которой попали эти племена, уже сложилась как строго индивидуалистическая, с развитым институтом частной собственности. Светская и духовная власти европейского средневековья жестко следили за сохранением принципов индивидуализма, так как государству и церкви было выгоднее иметь дело с «отдельными единицами», а не с какими-либо проявлениями социальной солидарности. В столкновении родоплеменного коллективизма варваров-завоевателей с римским индивидуализмом коллективизм оказался потесненным более высоким уровнем и устойчивостью римской культуры. Сельская община становится сообществом владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству, при общинном пользовании лесом, выгоном для скота, лугами, рыбными прудами, дорогами. Вокруг королевской власти и герцогов образуется служилая аристократия. Она получает от них землю в качестве платы за службу (либо пожизненно, либо с правом передачи по наследству). Потребность в военной силе и появление крупных поместий послужили причиной реформ Карла Великого - военной, социальной и административной. Суть реформ - установление тесной связи между военной службой и землей. Владел землей лишь тот, кто нес военную службу. Для управления своими землями в различных частях владений феодалы назначают старост. Они, постепенно обогащаясь, становятся мелкими свободными землевладельцами, из которых формируется рыцарское войско. Рыцари платят своему сюзерену военной службой. Рыцарская организация войска усиливает индивидуалистический характер складывающейся западноев­ропейской цивилизации.

Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма

К XI в. изжиты элементы прошлых формаций –родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в поземельную и личную зависимость от землевладельцев и становятся крепостными, а земельные собственники-феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения.

Постепенно происходит полный раздел общинных земель правя­щими сословиями. Церковь также становится крупным землевладельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодальной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной собственности и захват земель соседних народов на Востоке. Так зарождается движение германских государств «дранг нах Остен» («натиск на Восток»), во главе которого стали рыцарские церковные организации - «рыцарские ордена».

Параллельно с социальным развитием в основной сфере - сельскохозяйственном производстве - идет рост городов, торговли, ремесленного производства. Средневековый город в основе был земельной общиной, владелец городского участка (торговец или ремесленник) - лично свободный человек; свободными становились в городах также и бывшие крепостные (на которых не был заведен розыск). Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и создавали свое самоуправление.

Города как центры торговли и ремесла организовывали свои союзы. На севере Европы ведущее положение в XII - XIII вв. приобрел союз городов - немецкая Ганза, имевшая свою контору в Великом Новгороде. На Юге торговлю между Европой и Азией монополизировали Венеция и Генуя. В городах растет производство оружия и рыцарских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плугов), шерстяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладываются верфи для строительства кораблей. В XI - XII вв. городское ремесленное производство организуется в цехи, нося­щие закрытый профессиональный характер. Постепенно в цехах возникает господствующий слой - мастера, которые прибегают к найму рабочей силы. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возникает сословно-представительная монархия.

Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. Через церковь шло, главным образом, образование, воспитание молодого поколения, ею формировался духовный облик и мораль общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) за освобождение «фоба Господня» и «Святой земли» (Палестины), - так называемые «крестовые походы». Они знаменовали возникновение европейского феодального колониализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского нал всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств стать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, занимались и врачеванием сельского населения. Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с «еретиками».

Исторические корни и условия формирования западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и индивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений с ростом населения, господство католической религии придают этой цивилизации особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателен в этом отношении лозунг ордена меченосцев: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты западноевропейской цивилизации отметил еще Н. Я. Данилевский, дав ей характеристику как «уничтожительной» для других народов. Такие свойства цивилизации определили экспансию западноевропейских стран со стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер западноевропейской цивилизации как в материальной, так и в духовной сферах развития человечества в последующие периоды.

Ход урока

I этап урока – вводная часть.

Приветствие учащихся.

Ребята, проанализируйте высказывания и постарайтесь определить тему и проблему урока (все высказывания записаны на доске).

“Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.

“Средние века” - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в “средние века” человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями - оценка романтиков.

“Средневековье” - неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности - оценка историков материалистической направленности.

Высказывания учеников.

Обобщает высказывания учеников и объявляет тему и проблему урока.

Тема урока: “Западноевропейская цивилизация средневековья”.

Проблема урока: “Судьбы средневековой цивилизации Запада”.

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы должны исследовать, чтобы решить проблему урока? (Ребята пробуют назвать сами, так как темы исследования – есть задачи урока, но все задачи урока записаны на доске и ученики могут этим воспользоваться.)

1 задача. Попытка определения. Спорные вопросы периодизации истории средневековья.

2 задача. Генезис феодализма. (Итальянская модель, Французская модель феодализма).

3 задача. Характерные признаки средневековой цивилизации. (Что стало основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?).

Предварительно вы получили исследовательские задания, изучали дополнительную и учебную литературу, исторические источники, составляли тезисный план, схемы, таблицы, логические цепочки. Сегодня вы представите результаты своей работы для обсуждения поставленной проблемы, составляете опорный конспект урока по выступлениям учащихся и по лекционному материалу. В конце 2-часового занятия вы напишите историческое эссе на тему: “Судьбы средневековой цивилизации”. У вас на столах план урока, схема написания опорного конспекта, словарь терминов, алгоритм написания ЭССЕ (приложение 1).

II этап урока - Основная часть работы.

Понятие “средневековье” характеризует цивилизацию Запада. Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс.

А что понимают под “средневековой цивилизацией”?

1 группа представляет результаты своей работы по задаче исследования темы урока.

Спорные вопросы периодизации истории средневековья (приложение 3).

Предполагаемые ответы учеников 1 группы:

1 Ответ: Под “средневековой цивилизацией Запада” понимают тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций.

Этот тип общества унаследовал:

От античности:

  • идея империи;
  • понтификального авторитета;
  • римского права и собственности.

От варварства:

  • традиции свободы;
  • равенства;
  • демократии.

От христианства: идея индивидуального договора верующего с богом.

2 Ответ: Само определение “средневековая” производно от понятия “средние века” введённого в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо (ум. 1463 г.) Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т.е. период между античностью и новым временем. Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала “Анналы” и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие “ментальности”, или “менталитета”, под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.

Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы “Анналов” открыли “другие средние века” (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). “Средние века” оказались не “безвременьем”, не “провалом” в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

3 Ответ: Под средневековой цивилизацией мы понимаем королевства Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV вв.

Вывод группы по первой части исследования (попытка определения): объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Что такое “средневековая цивилизация”?

Что вы предлагаете записать в опорный конспект для написания эссе?

Ответы учеников.

Вывод учителя:

Западноевропейская цивилизация – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.

Проблема периодизации средневековья вызывает интерес в исторической науке.

Каковы основные периоды в развитии западноевропейского средневековья?

Предполагаемые ответы учеников первой группы.

1 Ответ: Опираясь на исследования французских историков “школы анналов” (Ле Гофф, Гимпел, Бродель и др.), можно выделить основные периоды в развитии западноевропейского Средневековья.

Так, французский историк “школы анналов” Жан Гимпел выделяет следующие этапы в развитии Средневековой Европы:

IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства. XI - XII вв. - “юношеский период”, когда общество само изобретало и, по словам Ж. Гимпелла, “подбирало чужое”. 1300 - 1450 гг. - время экономического спада, “огрубления, упрощения социума”. 1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.

2 Ответ: Общепринятое деление феодализма (как этапа всемирно-исторического развития, следующего за рабовладельческим и предшествующего капитализму).

Генезис (становление) - V – X-XI вв.

Развитой феодализм - XI – XV вв.

Поздний феодализм - XVI – XVIII вв.

3 Ответ: Французский историк Жак де Гофф выдвинул концепцию “долгого Средневековья”:

Начало - II - III в. (поздняя античность);

Конец - XVIII в. (французская революция).

Каковы основные периоды в развитии Западноевропейской средневековой цивилизации по учебнику Н.М. Загладина? Что положено в основу периодизации автором учебника? (Работа класса с учебником).

Вывод группы: Средневековье это длительный период в истории цивилизаций.

Обсуждение исследований группы:

Какая периодизация вам кажется приемлемой и почему?

Что мы запишем в опорный конспект?

Ответы учеников.

Каждая цивилизация имеет в своём развитии этапы генезиса (зарождения), становления и развития. Переходный период от античности к средневековой цивилизации в Европе занял сравнительно длительный отрезок времени - с V по VIII века. Генезис феодализма шёл разными путями. Можно выделить несколько типов (моделей) его формирования:

  • Византийский путь;
  • Итальянская модель;
  • Французский путь;
  • Скандинавско-русский путь;
  • Мусульманская модель;
  • Восточная модель.

В рамках нашей темы нас интересует генезис феодализма в Италии, Франции.

Как проходили эти процессы на данных территориях? Свои исследования представляет 2 группа (ученики составляют сравнительную таблицу, составляют план сравнения, изучают дополнительную учебную литературу).

Предполагаемые ответы 2 группы.

Итальянская модель генезиса феодализма была разрушительной и болезненной, но зато более короткой, чем византийская. Ослабевший Рим стал приманкой для набегов варварских племен, которые волна за волной прокатывались по Италии, грабя и разрушая города, захватывая земли и смешиваясь с местным населением, постепенно впитывая часть доставшейся им экономики и культуры и преобразуя их на более примитивный лад.

Однако варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи, не были дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей: “Они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий... В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство этих народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского… Они принесли тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей с его стилизованными животными мотивами”. Несмотря на все разрушительные действия, в конечном счете, варвары влили, свежую кровь в загнившие остатки некогда могущественной Римской империи.

Верхушка завоевателей становится крупными землевладельцами, часть воинов - мелкими свободными землевладельцами, которые постепенно теряли независимость и смешивались с колонами. Сократившие на время производство, потерявшие прежний блеск и крупных заказчиков, городские ремесленники и торговцы постепенно находили новых покупателей, восстанавливали торговые связи. Феодальные отношения в основном утвердились в IX в.. Но здесь уже не было единого государства с сильным центром.

В 781 г. Италия выделилась в империи Карла Великого как особое королевство, а в 843 г. стала самостоятельным государством. Однако Южная Италия оставалась под властью Византии, а позднее - нормандского королевства обеих Сицилии, центром слияния разных культур.

Французский путь к феодализму был свойствен для некоторых стран, побывавших под римским владычеством, но сохранивших основы общинно-родового строя (хотя и с использованием технических достижений железного века и части античного наследства); он оказался наиболее быстрым. Племенные вожди превращались в феодалов, владельцев земли как феода (откуда и пошло название - феодализм), а свободные общинники и получившие землю воины - в зависимых крестьян.

Утверждается сильное франкское королевство, в котором в VIII - IX вв. преобладала крупная феодальная вотчина, обрабатываемая поземельно-зависимыми (колонами) или лично-зависимыми (сервами) крестьянами. “Тaк был заложен фундамент, опираясь на который каролингская монархия за полвека объединила под своим господством наибольшую часть христианского Запада, а затем восстановила Западную империю. Так за четыре столетия, отделявшие восшествие на императорский престол Карла Великого (800) от смерти Феодосия (395), на Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров. Западное Средневековье обрело свой облик”.

Вывод группы: Таким образом, генезис феодализма характеризуется разнообразием форм перехода, широтой охвата и множественностью направлений движения. Происходит сближение уровней развития локальных цивилизаций, которые подошли к очередной исторической ступени - средневековой цивилизации.

Что вы посоветуете записать в опорный конспект для написания ЭССЕ?

Как данный процесс повлиял на судьбу средневековой цивилизации?

Ответы учеников.

Начиная с IX в. центр мирового прогресса вновь переместился в Европу (хотя точнее было бы говорить о многополюсном мире, причём каждый из полюсов обладал своим ритмом).

Какие характерные признаки средневековой цивилизации стали основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?

3 группа представляет результаты исследования: “Характерные признаки средневековой цивилизации”.

Предполагаемые ответы учеников 3 группы.

1 признаком является господство мировой религии христианства, воздействие её на исторический прогресс (приложение 4).

(анализ исторических источников представляют ученики, схема: положительное и отрицательное воздействие религии на средневековую цивилизацию).

Вывод учителя:

Ученики просматривают фрагмент лекции по теме “Влияние христианства на средневековую цивилизацию” из мультимедийного учебника “История мировых цивилизаций”.

1. Преодоление этнических различий.

2. Утверждение социального равенства.

3. Утверждение равенства полов.

4. Возвышение статуса человека.

5. Апология труда.

6. Открытие внутреннего мира человека.

7. Моральное наставничество церкви.

8. Утверждение индивидуализма.

9. Духовное единство общества.

2 признаком цивилизации средневековья является большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жёстким внеэкономическим принуждением рабовладельческого строя. Используя текст учебника и выступления учеников, составьте план - конспект, объясните, как вы поняли этот признак средневековья, что вы возьмёте для написания ЭССЕ. (Можно использовать фрагмент лекции из мультимедийного учебника “История мировых цивилизаций”; 14 минут - фрагмент).

3 признаком цивилизации являются особенности политического развития, создание торгово-политических империй и союзов. (Сравнительная таблица по образованию централизованных государств в Англии и во Франции, складывание 2 торговых районов).

4 признаком является техника средневековой цивилизации (учащиеся делают сообщения о роли техники в средние века). Здесь нет таких впечатляющих скачков, как в эпохи раннерабовладельческой или индустриальной цивилизаций. Земледельческая техника, хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга, развивалась крайне медленно. Основой энергетики ремесла стала “революция мельниц” - ветряных и водяных. Ф. Бродель даже говорит о первой промышленной революции, которая выразилась в распространении в Англии сукновальных мельниц (150 шт. в XII-XIII вв.), лесопильных мельниц, бумажных, для помола зерна и т.п. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства.

Сделайте вывод о характерных признаках средневековой цивилизации. Какой из этих признаков кажется вам наиболее важным и почему?

Что вы возьмёте для написания Эссе?

III этап урока. Заключительный.

Какое место занимают средние века в истории человечества? (высказывания учеников).

Какое высказывание вам кажется убедительнее и почему? (высказывания записаны на доске, вернуться в начало урока).

Ответы учеников.

История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племён, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в то же время человечество сделало очередной значительный шаг в своём развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения - механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли. В средние века образовались государства, которые существуют сегодня: Англия, Франция, Польша и др. В Западной Европе возникли выборные представительные органы - парламент, Генеральные штаты, кортесы. Возник суд присяжных, который и поныне применяется в ряде стран. В жизнь человека вошли многие достижения культуры: печатная книга, университеты, школы разных типов, создана богатая литература, получили развитие мировые религии, которые повлияли на складывание современных правил поведения людей.

Учитель:

Ребята, вспомните, что такое ЭССЕ и алгоритм написания ЭССЕ.

Напишите небольшое эссе по поставленной проблеме и представьте результат своей работы через 10 минут.

Через положенное время обсуждение полученных работ.

Домашнее задание: доказать точку зрения одного из представленных философских направлений по поставленной проблеме “судьбы средневековой цивилизации”.