Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Контрольные диктанты по русскому языку (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)

УМК «Перспектива»

Административный входной контрольный диктант

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая

клюква бываетвесной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую

тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква.

Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную

ниточку со многими клюквинками.

Грамматическое задание:

-выполните звуко- буквенный разбор слова: вариант 1 –ягода, вариант 2 –поздно,

-обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в3 предложении, вариант 2 - в 6 предложении.

Контрольный диктант по теме «Текст»

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём

клёны. Медленнолетят с берёз лёгкие пятачки листьев.Между деревьями блещут серебром тонкие нитки

паутины. Краснеет поздний гриб.В лесу тишина.Только грусно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины

берёз уже оголились. (По Соколову- Микитову)

Грамматическое задание:

-выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым

согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

-выполните звуко- буквенный разбор слова: вариант 1 –грустно, вариант 2 –ли стья.

Контрольное списывание.

Удивительное чудо.

Какое чудо самое удивительное? Это самая обыкновенная книга. А из книжки выходят герои сказок, рассказов. В

книге прячутся и моря и корабли и ветер.

Были переднами белые страницы. Вдруг появилось бурное море. Летучий ветер гонит корабли, бьет волну о

Задание. Списать с доски, поставить недостающие знаки препинания.

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты

шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине.Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно

застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный

треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять веселозасияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после

дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

Грамматическое задание:

-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте

орфограммы,

-выполните звуко- буквенныйразбор слова: вариант 1 –дождь, вариант 2 –яростно,

-обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в 4 предложении, вариант 2 - в 3 предложении,

-обозначьте ударение в словах.

Хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.

Обучающее изложение.

Первый снег.

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на

деревенские крыши, чёрную грязь на дороге, замёрзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на лёгкий пух. А поближе –

звёздочки. Все разные. У одной лучики были широкие, а у другой они торчали, как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. И крыши, и дорога, и огороды были белые.

Выглянуло солнце, снег заблестел и заискрился. Зима пришла. (ПО Л.Воронковой).

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой.а Андрюша умел

только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша

остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку

игрушку и громко закричала.

НаперерезЛохмачу сторож.

Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд. Она очень

испугалась. (Н.Артюховой)

Грамматическое задание:

-Выпишите предложения к схемам.

Вариант 1 - =,а - =.

Вариант 2 - =, - =.

- выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: 1 вар. –из 2 предложения 3

абзаца, 2 вар. –из 1 предложения последнего абзаца,

-выполните звуко- буквенный разбор слова: вариант 1 –вдруг вариант 2 –очень.

Контрольный диктант

На фронте.

Ночь выдалась тихая. В небе не горели ракеты.

Наступил рассвет. Все боевые машины свернули с шоссе, поехали полем и остановились на опушке соснового

Автомобили один за другим медленно продвигались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними,

подталкивали, если колеса буксовали. В небе показался вражеский самолет- разведчик. Все машины и пушки

стояли под соснами. Сосны укрыли их мохнатыми ветками.

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка из гнезда за

кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичкев гнездо.

Вот и высидят пеночки кукушонка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у

птиц один большой взъерошенный птенец.

Целый день носят пеночки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко роти

сновапищит. А мать егобеззаботнолетает по лесу.

Грамматическое задание:

-выпишите по одному слову с орфограммой –согласным и с орфограммой –гласным в приставке, обозначьте

орфограммы,

-выпишите по одному слову с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками, графически

объясните орфограммы,

Спишите стихотворение- шутку, раскрывая скобки. Обозначьте сверху существительное с предлогом и глагол.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б (от) мыла,

Веснушки б я (от) мыла.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе

чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность

для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки.вот узкие языки пламени стали лизать

муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок.

Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет

зализывать раны. Берегите лес!

Грамматическое задание:

-выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу,

-образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик, -ёнок, -- их -, -ок -, -ат -, -ят -.

-выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.

Уровень повышенной сложности

-запишите слова, подчеркните то, в котором нет суффикса

Точка, внучка, кочка.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

В тундре.

Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный

покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно

завязнуть. Водители ищут новую дорогу.

Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через

десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и

другим животным тундры.

Грамматическое задание:

-подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 –в 1 предложении, вариант 2 –в 8

предложении,

-разберите слова как части речи:

Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.

Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.

Уровень повышенной сложности

-разберите слова по составу, найдите лишнее

Словарный диктант

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон,

везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо,

космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно.

Металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет,

правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода,

сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство,

человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Контрольное изложение

Краски и художник

Жили- были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из- за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть

лучше всех.

Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к

колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык

Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом

платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал

ромашку с лепестками всех цветов радуги.

Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов –звери,

птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц –несут своим

птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса.

Охраняют лес от болезней хищники –лесные санитары.

муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Грамматическое задание:

-выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и

склонение,

-Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже

множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

-выполните разбор существительных как части речи:

Вариант 1 –вредителей

Вариант 2 –гусениц.

-запишите противоположные по значению фразеологизмы парами.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром.

Яркий свет слепит глаза. Мы въехалив лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили

пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка

быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматическое задание:

-выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите

-составьте словосочетания по схемам

«прил.+сущ.м.р., Т.п.».

«прил.+сущ.ср.р., Д.п.».

«прил.+сущ.ж.р., П.п.».

-спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные

В …,…,… уборе стоит осенний лес.

На …, … небе загорелись яркие звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она –от меня. В прятки со мной играет. Решил

наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залезв куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг

неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу –через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов)

Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.
Грамматическое задание:
  1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
  2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

«Весна»

Ярко светит весеннее солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Лёгкий ветерок покачивает ветви деревьев. В небесной лазури поют жаворонки. На яркой зелени молодой травки блестит роса. Под весенним солнцем ожил муравейник. С утра до вечера хлопочут муравьи. Они тащат в своё жилище сосновые иголочки, травинки. Звонкими голосами поют зяблики, певчие дрозды. В кустах сирени запели голосистые соловьи. В зеркальной воде озера видишь небо и облака. В тростнике урчат и квакают лягушки. Скоро украсят водную гладь золотые кувшинки. (79 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Разбор предложения.
    Вариант 1: Лёгкий ветерок покачивает ветви деревьев.
    Вариант 2: В небесной лазури поют жаворонки.
  2. Морфологический разбор.
    Вариант 1: В воде
    Вариант 2: В тростнике
  3. Разобрать по составу.
    Вариант 1: Водную, травка, покачивает.
    Вариант 2: Весеннее, лягушки, украсят.

«Осень»

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (69 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Выписать предложение и подчеркнуть грамматическую основу:
    Вариант 1: с однородными членами предложения
    Вариант 2: сложное предложение
  2. Записать слова и разобрать их по составу:
    Вариант 1: ранняя, подберёзовики, грустно
    Вариант 2: холодная, подосиновики, медленно
  3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
    Вариант 1: поздний
    Вариант 2: гриб
  4. * Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Диктант «Избушка»

Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки Вишеры. Вековые пихты и ели охраняли её. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плаксиво закричал и перелетел на верхушку ели. Мы вошли в избушку. Тишина. На столике у окна стояла банка сгущёнки. Геологов не было дома. Они целый месяц работали в тайге. В избушке мы прожили три дня. Здесь мы оставили чай, сахар, сухари, крупу. Таков закон тайги – делиться с друзьями своими запасами. (78 слов)

Диктант «Берегите воду»

Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперёд. Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

Вода несёт жизнь людям, растениям, птицам, животным. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду! (75 слов)

Диктант «Черёмуха»

На черёмухе сидела стайка птиц. Черёмуха отцветала. Чудный запах разливался по всему весеннему лесу. Гудел тяжёлый шмель. У старого пня горкой возвышался муравейник. Его жители бегали туда и сюда. Всем миром тащили хвоинки. От муравейника пахнуло зноем. Мы вышли к поляне. Цвёл шиповник. Пчёлы и шмели жужжали особенно озабоченно. Мы шли дальше по тропинке. Лес становился темнее. Гибкие ветки больно били по лицу. Мы оборонялись от них руками. Громко застрекотала сорока. Она быстро слетела с вершины ёлки. Пора и домой! (80 слов)

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.Объём слов: 62

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинах. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками. На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Объём слов: 53

У нас в стране есть чудесный сад. В этом саду на черемухе висят крупные вишни. На рябине зреют сладкие ягоды, а на яблоньке растут груши. Эти чудесные деревья вырастил наш русский ученый Мичурин. Студенты и опытные садоводы учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей стране выращивают чудесные сады. Осенью и летом собирают богатый урожай ягод и фруктов. Объём слов: 57

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились.Объём слов: 70

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу. В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками. Объём слов: 80

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась. Объём слов: 83

Лето кончалось, наступала осень. В зеленой листве берез появились желтые пряди . Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами. В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба . Ножки были толстые, крепкие. Я набрал лукошко, а мой друг насобирал лисичек целую корзинку. Объём слов: 89

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми. Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались. Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото. Объём слов: 69

Зайчик родился летом, у него сразу были открыты глаза. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать, а сама ушла за кормом. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. Скоро зайчик окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. В густой траве и кустах зайчик прятался с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил, а затем наступила осень. Объём слов: 78

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес. Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной! Объём слов: 66

Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка. Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе. Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать. Объём слов: 80

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели. Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере. Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем. Объём слов: 82

Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой. За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька. Объём слов: 83

Ранняя осень. красив и печален русский лес в эти чудные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб, но вершины берез уже оголились. Объём слов: 69

Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы. Объём слов: 57

Около нашего дома растёт рябинка. Это деревце нарядно выглядит в любое время года. Весной рябина цветёт. Её мелкие цветочки собраны в большие кисти, словно в букеты. Летом рябинка одета в пышное платье из ажурных листьев и маленьких бусинок созревающих ягод. Осенью красавица наряжается в яркий сарафан из золотой парчи и украшает себя искусным ожерельем спелых ягод. Тяжёлые гроздья этих чудо-ягод зима укроет мохнатыми шапками, а на рябинке заблестит шубка из сверкающего инея. Объём слов: 73

Эльбрус - высочайший пик Европы. Это древний спящий вулкан. У горы две вершины: Восточная и Западная. Круглый год они покрыты вечными льдами и снегами. Могучие ледники Эльбруса дают начало бурным рекам. Пробивая себе путь через каменистые ущелья, с вышины горных склонов несут свои воды Кубань и притоки реки Терек. Во все времена народы, жившие у подножия Эльбруса, слагали о славной и могучей горе-исполине песни и легенды. Величием и красотой «двуглавого колосса» восхищались русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Объём слов: 81

Лето в этом году выдалось жарким и засушливым. На знойном небе нет ни облачка. Дождей давно не было. Над полями и лугами сильные ветры кружат едкую пыль. Земля растрескалась. Цветы и травы пожухли, начали желтеть. Листочки на деревьях поникли, ветки ломаются от жары. Природа ждёт дождя. Вот на горизонте появилась туча и быстро стала приближаться. Грянул гром, и по земле застучали первые долгожданные капли дождя. Он усиливается и льёт стеной. Всё живое жадно впитывает живительную влагу. Объём слов: 76

Идёт весна. Повсюду тает серый снег, по улицам бегут весёлые ручьи, появляются первые проталины, кое-где пробивается молодая зелёная травка. Оживились воробьи. Они купаются в струйках холодной воды, чистят пёрышки. Шустрые птички собирают сухие травинки, веточки, шерстинки, бумажки, соломинки. Всё это они несут в неприметный уголок, складывают в кучу. Так получается воробьиное гнездо. Совсем скоро в уютном тёплом гнёздышке появятся пёстрые яички. Объём слов: 61

4 класс

Контрольные диктанты по русскому языку (Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина)

УМК «Перспектива»

Административный входной контрольный диктант

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматическое задание:

Выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – ягода, вариант 2 – поздно,

Обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в 3 предложении, вариант 2 - в 6 предложении.

Контрольный диктант по теме «Текст»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грусно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились. (По Соколову- Микитову)

Грамматическое задание:

Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

Выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – грустно, вариант 2 – листья.

Контрольное списывание.

Удивительное чудо.

Какое чудо самое удивительное? Это самая обыкновенная книга. А из книжки выходят герои сказок, рассказов. В книге прячутся и моря и корабли и ветер.
Были перед нами белые страницы. Вдруг появилось бурное море. Летучий ветер гонит корабли, бьет волну о скалы. Помогли нам увидеть чудо волшебные знаки. Ты, конечно, догадался – это буквы. Нам хорошо знакома сила азбуки. Какие книги ты любишь читать? Кто твой любимый герой?

Задание . Списать с доски, поставить недостающие знаки препинания.

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»

Гроза.

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

Грамматическое задание:

Выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,

Выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – дождь, вариант 2 – яростно,

Обозначьте грамматическую основу: вариант 1 - в 4 предложении, вариант 2 - в 3 предложении,

Обозначьте ударение в словах.

Хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.

Обучающее изложение.

Первый снег.

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились и падали. Они ложились на деревенские крыши, чёрную грязь на дороге, замёрзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на лёгкий пух. А поближе – звёздочки. Все разные. У одной лучики были широкие, а у другой они торчали, как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. И крыши, и дорога, и огороды были белые.

Выглянуло солнце, снег заблестел и заискрился. Зима пришла. (ПО Л.Воронковой).

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой.а Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу сторож.

Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась. (Н.Артюховой)

Грамматическое задание:

Выпишите предложения к схемам.

Вариант 1 - =,а - =.

Вариант 2 - =, - =.

Выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: 1 вар. – из 2 предложения 3 абзаца, 2 вар. – из 1 предложения последнего абзаца,

Выполните звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – вдруг вариант 2 – очень.

Контрольный диктант

На фронте.

Ночь выдалась тихая. В небе не горели ракеты.
Наступил рассвет. Все боевые машины свернули с шоссе, поехали полем и остановились на опушке соснового бора.
Автомобили один за другим медленно продвигались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали, если колеса буксовали. В небе показался вражеский самолет-разведчик. Все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их мохнатыми ветками .

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

Кукушка.

Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка из гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичке в гнездо.

Вот и высидят пеночки кукушонка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой взъерошенный птенец.

Целый день носят пеночки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко рот и снова пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.

Грамматическое задание:

Выпишите по одному слову с орфограммой – согласным и с орфограммой – гласным в приставке, обозначьте орфограммы,

Выпишите по одному слову с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками, графически объясните орфограммы,

Спишите стихотворение-шутку, раскрывая скобки. Обозначьте сверху существительное с предлогом и глагол.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б (от) мыла,

Веснушки б я (от) мыла.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Беда.

Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки.вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

Грамматическое задание:

Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу,

Образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, --их-, -ок-, -ат-, -ят-.

Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.

Уровень повышенной сложности

Запишите слова, подчеркните то, в котором нет суффикса

Точка, внучка, кочка.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

В тундре.

Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую дорогу.

Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.

Грамматическое задание:

Подчеркните главные члены предложения и определите части речи: вариант 1 – в 1 предложении, вариант 2 – в 8 предложении,

Разберите слова как части речи:

Вариант 1 –ползёт, зелёный, северные.

Вариант 2 –стальных, заживёт, покров.

Уровень повышенной сложности

Разберите слова по составу, найдите лишнее

Словарный диктант

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно.

Металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Контрольное изложение

Краски и художник

Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Лес.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Грамматическое задание:

Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,

Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

Выполните разбор существительных как части речи:

Вариант 1 –вредителей

Вариант 2 –гусениц.

Запишите противоположные по значению фразеологизмы парами.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматическое задание:

Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.

Составьте словосочетания по схемам

«прил.+сущ. м.р., Т.п.».

«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».

«прил.+сущ. ж.р., П.п.».

Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные

В …,…,… уборе стоит осенний лес.

На …, … небе загорелись яркие звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

Выпишите из текста местоимения, определите их лицо, число и падеж.

Спишите слова, разделяя их на две группы

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у тебя.

Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения

В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. …встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Весеннее утро.

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание:

Выпишите 2 глагола, разберите их как часть речи.

Разберите по составу глагол высвистывает

- найдите по 2 глагола 1 и 2 спряжения и выделите в них окончания, укажите спряжение.

Образуйте от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.

Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие».

Предсказатели погоды.

Птицы чудесно предсказывают погоду. Они постоянно в воздухе и обладают чувствитетельностью даже к небольшим изменениям в природе. Перед ненастной погодой резко падает давление воздуха. Низко летают насекомые. Ласточки и стрижи в охоте за ними тоже снижают свой полёт. Слабеет солнечная освещённость. Эту перемену птицы и насекомые чувствуют заранее. Замолкают голоса пернатых. Не порхают бабочки и стрекозы.

Резкие крики галок и ворон – первый признак дождя летом или осенью. Все вороны сидят рядком головой в одну сторону – жди ветра.

Грамматическое задание:

Выпишите из текста 5 наречий. Поставьте к ним вопросы.

Подберите к глаголам подходящие по смыслу наречия, запишите словосочетания.

Кричать, прыгать, бегать, писать, спать.

Дайте характеристику имён числительных по разряду и составу.

Тысяча, пятьсот, девяносто девятый.

Контрольное списывание.

Лесные пожары.

Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк зажёг сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползёт в небо.

Начался лесной пожар.

Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!!

Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.

А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Чёрная земля, чёрные стволы упавших деревьев. Много лет пройдёт, пока снова вырастет живой лес.

Итоговый контрольный диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.

Разберите слова как части речи.

Укрыли, молочным, за ночь.

Выполните звуко-буквенный разбор слова ледяные.

Контрольно - измерительные материалы

Итоговые контрольные работы.

Контрольный диктант за 1 четверть.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

    В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.

    Разобрать по составу: холодная, подосиновик, грустно.

    Сделать звуко-буквенный разбор слова гриб.

Контрольный диктант за первое полугодие.

Лес - это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели.

Жители лесов - звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц - несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники - лесные санитары.

Леса наши - это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Грамматическое задание

    Выписать три словосочетания с именами существительными. Определить падеж и склонение имён существительных.

    Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог.

Директор, инженер, столяр, шофёр, доктор.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Вот она - весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик.

Грамматическое задание

    Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе.

    Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий.

    Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный.

Итоговый контрольный диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание

    В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.

    Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.

Контрольное списывание.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.

А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг - и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё - она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь -и никогда (не)придёшь.

Тематические проверочные работы.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

Грамматическое задание.

    Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

    Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание.

    Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

    Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Грамматическое задание

    Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

    Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.

3*.Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.

Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.

Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматическое задание.

    Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

    Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая - кукушка!

Грамматическое задание.

    Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

    Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание.

    Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

    Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.