Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отческим гробам.

А.Пушкин

О любви к Родине

«Любовь к родному пепелищу» - это, конечно, любовь и интерес к отечественной истории, преданиям старины глубокой. Без памяти нет нормального человека, как нет и нормального народа. «Любовь к отеческим гробам» - это, конечно, любовь к предкам: к матери и отцу, к бабушкам и дедушкам, словом, ко всем пращурам.

Любовь к Родине - то, что естественно присутствует в душе каждого нормального человека. Любовь не может возникнуть по принуждению, но она может быть скрыта суетой повседневности, например, потребительским мышлением. Поэтому точнее, наверное, говорить о воскрешении естественного благоговения к земле, на которой человек родился и вырос.

Мы есть преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину - это также ненормально, как не любить самого себя. Как сказано, «возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф. 22:39], то есть если мы не любим себя, то у нас нет внутреннего ориентира для любви к другим людям. Что касается любви к другим народам, то здесь также первична любовь к своему народу. Не умея любить свой народ и себя вместе с ним, не сможешь полюбить и другой народ.

Пятая заповедь Библии: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» наводит на мысль: Чти Родину, и будут благо и долгие дни и для нее, и для тебя.

Только любовь к Родине может преодолевать путы мелкобуржуазного потребительского космополитического мышления, которое делает человека кочевником от чего-то материально хорошего к чему-то материально лучшему.

Гоголь так связывал понятия «Россия» и «любовь»: «Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Жизнь в родном культурном окружении - национальные песни и танцы, кушанья и напитки, народные герои и святые места, «дым отечества»... Кто-то может жить вне всего этого, но это пресная жизнь без того жизнеутверждающего и прекрасного, что дает хотя бы один только фольклор. На концерте хора имени Митрофана Пятницкого такой человек увидит только хореографическое мастерство и услышит лишь профессиональное хоровое пение, но не сможет почувствовать самого важного - как в целостном представлении дышит и живет вся Россия.

Во всех словах наших поэтов есть любовь к отчизне, которая никак не связана с какими-либо благами, полученными от нее, их любовь бескорыстна сострадательна.

Михаил Лермонтов

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...

Александр Блок

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Анна Ахматова

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Вероника Тушнова

СТИХИ О ДОМЕ

Косое деревянное крыльцо,

облитое зеленым светом.

У дома было доброе лицо,

и дом всегда встречал меня приветом.

Какой суровый, необычный быт!

Здесь все не так, все трудно по-иному...

Но здесь мой кров.

Здесь мой ребенок спит.

Здесь мы живем.

За все спасибо дому.

Дым ел глаза...

Но то был добрый дым,

Дым очага! Добра не позабудем.

Спасибо стенам, тесным и простым,

Теплу, огню, хорошим русским людям!

Символы и выразители русской идеи - гении, герои, святые места

Столица государства всегда является символом нации. Для нашего государства в исторической последовательности это - Киев, Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Когда мы думаем о России, Пушкин всегда рядом:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Примечание. Наша столица и ее обитатели не всегда являла собой образцы гражданского сознания и патриотизма. Смутные времена российской истории показали, что основой национальной безопасности России является не столица, а вся Россия.

Процесс духовно-нравственного и государственно-политического объединения России символически связан с именами святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского. Киевская Русь в лице святого равноапостольного князя Владимира дала русским христианство, Московская Русь в лице преподобного Сергия Радонежского дала русским духовное возрождение и национальную свободу. Святой равноапостольный князь Владимир и преподобный Сергий Радонежский - это не только символы российского единства, но они и сами по себе суть Идея России в онтологическом понимании.

Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским, является одним из духовных центров России. Лавра в лице преподобного вдохновила на ратный подвиг русских на Куликовом поле. В лавре находится церковь святой Троицы с боговдохновенной архитектурой. Лавра и Сергий Радонежский вдохновили Андрея Рублева на творение иконы «Троица». Таким образом, лавра и преподобный Сергий Радонежский, «Троица» и преподобный Андрей Рублев - первый и второй символы русского духа.

Помимо фольклора как хранителя национального духа есть и гениальные (напомню, «гений» в переводе с латинского - дух, покровительствующий народу) носители и выразители национальной идеи: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Федор Михайлович Достоевский, многие драматурги, композиторы, философы. Есть герои - защитники Отечества: Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов. Есть святые - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Можно долго называть имена выдающихся людей России. Национальный дух выражается также во многих городах, храмах, теремах и палатах, дворцах и усадьбах и, конечно, в срубах с резными наличниками.

Имена носителей и выразителей национального духа - гениальных писателей, поэтов, композиторов, художников, выдающихся защитников России, святых людей и мест - становятся неотъемлемыми символами, связанными со смыслами национального самосознания. Предание их забвению, к чему обычно прибегали захватчики в нашей стране - западничество и космополитизм, - ослабляло российское самосознание, а вместе с этим приводило к ослаблению чувства национальной идентичности.

О патриотизме, патриотическом воспитании и национализме

Патриотизм - это, конечно, любовь к Родине. Удачное, на мой взгляд, дополнительное разъяснение понятия «патриотизм» дал Гегель в «Философии права». Он заметил, что обычно под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда дают о себе знать героические составляющие народного характера. На самом деле патриотизм, кроме таких крайних случаев, есть особое повседневное умонастроение. Это умонастроение выражает дух единого государства, его онтологические основы.

Часто путают понятия «национальная гордость» и «национализм». Национальная гордость - благородное патриотическое чувство любви и уважения к достижениям своей нации, своего государства. Национализм - убежденность части представителей какого-либо народа в том, что уже только по генетическому признаку или этническому родству его народ превосходит другие народы по интеллекту, доброте, чувству прекрасного, трудолюбию, чистоплотности и т.п. Национализм имеет отнюдь не этническое и религиозное основания - это способ самоутверждения людей, далеких от духовных ценностей - истины, добра и красоты. Национализм является основой вражды между народами и причиной конфликтов вплоть до кровопролития. Борьба с национализмом - одно из направлений поддержания стабильности государственной жизни.

Для национальной гордости ключевое слово - достоинство, а для национализма - превосходство.

Национализм как явление определяется тремя основными факторами.

Первый фактор - индивидуально-психологический: националистами становятся люди, не проявившие себя ни в какой достойной и уважаемой области деятельности (неважно в чем: в портновском деле, науке, искусстве, политике), и им не остается ничего иного, как твердить о достоинствах своей нации.

Второй фактор связан с первым: национальная идентичность определяется такими людьми только по генетическому (биологическому, «кровному») - словом, животному - признаку.

Третий фактор определяется предыдущими (ограниченные люди создают миф-идеологию с преувеличением достоинств своей нации со сравнительными характеристиками превосходства своей нации по отношению к другим).

Как написано в «Философском словаре» под редакцией Эрнеста Радлова, изданном еще в 1914 году, «Понятие «национальность», узко понятое, ведет к национализму, противоречащему лучшим идеалам человечества».

Генетическая характеристика не имеет существенного отношения к национальной идентичности. Можно привести примеры, когда люди, имеющие чужеродные корни, но родившиеся или выросшие в соответствующем национальном окружении, являются подлинными представителями этого окружения. Африканская кровь Пушкина не помешала ему стать великим русским национальным поэтом и одним из творцов русского литературного языка.

Необходимо различать генетический код биологической наследственности и культурный код историко-культурной преемственности.

Высокие этические нормы и уровень интеллекта не могут быть свойственными только отдельным нациям, они присущи всем народам в равной степени. Эта установка дезавуирует шовинизм. Национальная идентичность не может выражаться в превосходстве одного народа над другим по умственным способностям и по умению нести добро. Более и менее умными, более и менее добрыми могут быть только отдельные люди, и то только могут , поскольку «не судите, да не судимы будете» [Мф. 7:1].

Непредосудительно выделение не превосходств, а особенностей народа, например, по направлениям интеллектуальной деятельности, по предпочтениям жанров, техники и форм изобразительных средств в искусстве, по традициям жизнеустройства, взаимоотношениям в семье, взаимоотношениям подданных и власть имущих, отношению к власти и политике, по приверженности к строгому укладу или к свободному жизнеустройству.

О воспитании воспитателей, т.е. преподавателей средней школы и высшей школ. Самое главное - это воспитание самих воспитателей. Много ли у них знаний об отечественной политической и интеллектуально-творческой истории? Что патриотического в их убеждениях и жизни, чтобы они могли быть учителями и живым примером? Посещают ли они Байкал, Соловецкие острова, Крым или только увлечены заграничным туризмом? Будут ли они предпочтительно покупать продукцию отечественных производителей, поддерживаю их в трудные времена санкций, если даже она пока уступает по качеству импортным товарам? Несколько десятилетий назад в США распространили удачный национально ориентированный вопрос: «Когда вы в последний раз покупали машину «Форд»?» Такие же слова следует теперь доносить нашим гражданам в отношении отечественных товаров.

Военно-патриотическое воспитание - это проверенное, важное и продуктивное направление решения проблемы национальной безопасности и здоровья нации. Хорошие организационные формы такого воспитания ОСОАВИАХИМ (1927-1948) - «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству» и ДОСААФ (1951 - н. вр.) - «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Это же относится физкультуре и спорту, что в бывшем СССР было хорошо организовано в рамках движения «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Что же касается спортивно-патриотического воспитания, то это направление не существенный фактор воспитания патриотизма. Проигрыш команды - это еще не признак угрозы национальной безопасности, хотя таковой часто усугубляется противоправным поведением фанатов. Проигрыш же в военном сражении - это действительно плохой признак состояния национальной безопасности.

Заключительные афоризмы

Тот не вполне русский, кто ни разу не пил водки и не закусывал ее квашеной капустой.

Тот не вполне русский, кто в детстве не слушал русских народных волшебных сказок.

Тот не вполне русский, кто стремится к власти не как к средству, а как к цели.

Россия - одна из лучших стран для душевного комфорта человека, следовательно, вообще для человеческой жизни. То есть Россия при всех ее бедах и неустроенности, является землей, благоприятной для жизни в душевно-духовных измерениях.

Владимир Игнатьевич Курашов , профессор, зав. кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета

Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопр. философии.-1995. N 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, N 3. - P.8-19).

Курашов В.И. Философия и российская ментальность.- Казань: КГТУ, 1999.-300 с.

Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни.- Казань: КГТУ, 2001.- 351 с.

Курашов В.И Начала философии. - Москва: Издательство «Книжный дом Университет», 2007. - 344 с.

Курашов В.И Начала прагматической антропологии - М.: КДУ, 2007 - 304 с.

Курашов В.И. Философия: избранные главы. Учебное пособие для Православных Духовных учебных заведений //Православный собеседник. Альманах Казанской Духовной Семинарии, 2011. - 248 с.

Курашов В.И. Что есть Россия? //Развитие и экономика, N 9, 2014. - С. 12-25. (статья также есть в Internet см.:

Курашов В.И. «Я» народа и духовные основы национального самосознания // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 245-252.

Курашов В.И. Мысли о старой Казани и о проблемах сохранения духовных ценностей отечества // Размышления о старой Казани: живопись и графика: альбом - М.: КДУ, 2015. - С. 8-19.

Курашов В.И. Теоретическая, социальная и практическая философия: учебное пособие / В.И. Курашов. - М: КДУ, «Университетская книга», 2016. - 450 с.

Видеолекции и публикации Курашова В. И. в Internet

(для нахождения набрать в поисковой системе указанные данные)

Видеолекции:

Курашов Уроки патриотизма. 70 лет со дня победы под Сталинградом

Курашов Патриотизм, или с чего начинается Родина

Публикации:

Курашов Что есть Россия? (статья в журнале «Развитие и экономика», N9, 2014).

Курашов Основы светской этики: базовые понятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый классный час «Патриотизм- Любовь к Родине»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Вступление.

Общение людей всегда начинается с приветствия.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются..

А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку)

Хальмг улс яhж мелдня?

2. Основная часть

Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слова. На экране слова: РОДИНА, ЛЮБОВЬ, ПАТРИОТИЗМ.

Ребята, как можно связать эти слова? (Патриотизм- Любовь к Родине). Как вы думаете, почему я подготовила для вас эти слова и о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы детей:(о Родине, о Патриотизме).

Давайте попробуем определить цель нашего занятия. А помогут вам в этом карточки –помощницы:

Узнать….

Понять…

(понять что такое патриотизм, узнать значение этого слова)

р аскрытие понятий патриотизм, Родина, патриот.

Давайте узнаем значение слова патриот. Происходит оно от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина.

Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

Ученики

Слышищь, песенку ручья

Это Родина твоя

Это Родина твоя

Школа_где твои друзья

Это Родина твоя

Руки матерей твоей

Звон дождей

И шум ветвей

И в саду смородина

Это же Родина

Ребята, посмотрите на доску. Здесь приведены значения слова Родина из различных словарей:

Ро́дина -место, где родился человек, откуда произошли его предки.

(Большой энциклопедический словарь БЭС)

Родина – Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

(Толковый словарь Ожегова)

Как вы думаете, от какого слова произошло слово Родина?

Происходит от слова род .- родить, родня и пр. см. рождать.

У К.Д. Ушинского есть такие слова: «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вывод. Ответы детей:

– Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

– Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились

– Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своей водой, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна и Родина.

Ребята, скажите, а как называется наша Родина? (Россия)

Игра « Докончи предложения:

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России - город… Москва.

Президент России… Путин.

Кто выбирает президента РФ… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов….. флаг

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. ….герб

Торжественная песня, принятая как символ государственного единства….. гимн

А сейчас я попрошу (имена детей) подытожить о том, что мы называем родиной.

1.Ученик Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

2.Ученик Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

3.Ученик Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём

Но существует ещё понятие «малая Родина»

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Как называется наша малая Родина?

Наша республика (Калмыкия)

– место, где родились (поселок Комсомольский);

– ячейку, в которой живём (дом, семья);

– родные края, которые нас окружают (степь).

Давайте мы сейчас послушаем детей, которые расскажут нам, чем для них является Калмыкия

4.Ученик Калмыкия мой дом, земля родная,
Я с гордостью скажу, где я живу.
где степь привольна и обширна
Люблю тебя мой дом, всю жизнь тебя храню.
5.Ученик Калмыкия, как много чувств,
И это в одном слове...
Здесь боль и радость,
Счастье, грусть...
Горжусь тобою, Республика горжусь.

6.Ученик Через всю боль ты шла,
Обиды не страшась,
Со злом боролась,
Всех ты не боясь!
7.Ученик
И вот, спустя те сотни лет,
Ты снова, в этот ясный день,
Напоминаешь нам о себе.
Калмыкия моя, навеки, гордость ты России!
Работа в группах
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. Задание: «Собери пословицу» (Раздать части пословиц) На столах лежат конверты, в которых потерялись пословицы. Вам нужно их собрать и прочитать.

* Родина-мать, умей за неё постоять .

* Нет в мире краше Родины нашей.

*Если дружба велика, будет Родина крепка.

Какие пословицы у вас получились? Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Что общего у этих пословиц, о каком чувстве в них говорится? (о любви к Родине)

Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.

На экране определения патриотизма из словарей .

Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

(Этнопсихологический словарь)

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

(Словарь Ожегова)

Скажите, как называют человека, который испытывает чувство патриотизма? (ответы детей) Патриот!

ПАТРИО́Т - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

(Толковый словарь Ушакова)

Русский писатель Николай Чернышевский так говорил о патриотах.
Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это, прежде всего народ.

А сейчас я попрошу (имя ученика) рассказать, что значит быть патриотом .

Ученик читает стихотворение «Быть патриотом…» Ковалёва Е.

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью своего народа,

Которую не смог никто подмять.

III. Физминутка.

«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

4. Построение МОДЕЛИ Человека – Патриота

Сейчас мы попробуем построить модель Человека – Патриота.

Учитель раздаёт карточки. На доске прикрепляется надпись «Патриот»

Патриот любит своё Отечество, свою Родину. А что это значит, любить свою Родину? В чём это выражается? Выберите нужные высказывания, приклейте.

На выполнение этой работы вам отводится 3-5 минут.В процессе защиты моделей, идёт построение модели на доске:

Знает историю своего края, своей страны;

Бережно относится к природе родного края;

Любит свою семью, свой народ;

Соблюдает правила и законы;

Знает и любит свой родной язык;

Знает и сохраняет традиции и культуру своего народа;

Гордится достижениями своей страны;

Трудится на благо своего народа, своей Родины;

Готов встать на защиту своей Родины;

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

6.Календарь

В нашем календаре встречаются праздничные даты, которые вызывают особый подъём чувства патриотизма.

День независимости -государственный праздник. Отмечается 4 ноября , начиная с 2005 года.

День защи́тника Оте́чества -В послевоенные годы носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».В настоящее время праздник получил название День Защитника Отечества.

В России имеется государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Это Гимн. Его исполняют и слушают стоя, при торжественных приёмах, праздниках, парадах, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины

Ученик Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия- любимая наша страна»

Россией гордимся, России верны,

5.Заключительная часть.

Я приглашаю всем подойти ко мне и стать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Я уверена, что всех нас объединяет общее чувство патриотизма. И пока в нас будет жить любовь, сострадание, взаимовыручка, дружба, наша Родина будет оставаться Великой Россией – великой страной. Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма.

Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать или может быть уже делаете, чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок другому. Разрешите мне начать: « Я буду трудиться во благо своей Родины»

Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. «Хоть вы ещё совсем юные, но я убедилась, что вы уже патриоты нашей великой Родины».

Вывод.

Итак, ребята мы сегодня с вами выяснили, что такое патриот и в чём проявляется патриотизм, (к любви к Родине, к своему городу, семье и, конечно к школе.)

Я хотела бы закончить наш классный час словами Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.


Недавно мной была опубликована коротенькая заметка на тему патриотизма, в результате её публикации выяснилось, что множество моих комментаторов так и не поняло разницы между патриотизмом настоящим и тем, который справедливо зовут последним прибежищем негодяев. Это заставило меня доработать тему до конца, причём в ходе работы и мои взгляды на этот вопрос несколько изменились.

Общепринято, что патриотизм – это любовь к Родине. Но слово любовь сейчас так затёрто, что нужно определить его истинный смысл. Все живые люди испытывают определённые привязанности, но и животные тоже. Кошки, например, к дому привязаны, но нельзя это считать любовью к Родине, даже если дом очень большой и дорогой. Аналогично – с какой-то конкретной местностью. Понятие Родина намного шире. Но прежде, чем говорить любви к Родине, нужно всё же разобраться, что есть любовь в широком смысле этого слова. И тут нам поможет апостол Павел, учивший, что Любовь есть совокупность совершенства. И умри, а лучше не скажешь, поскольку такая трактовка объясняет всё.

Итак, совокупность совершенства. Варианты перевода с оригинала следующие: σύνδεσμος -связь, союз, соединение, связка, т.е. совершенство во всём. Из сказанного должно быть понятно, что любовь не эмоция и не привязанность к кому-либо или к чему-либо, а именно - совокупность совершенства благих качеств личности, гармонично сочетающихся. Следовательно, Любовь не возникает сама по себе, способность к Любви следует обрести путём совершенствования себя самого, но удаётся это не всем. Отсюда и употребление слова не к месту, что приводит к искажению его смысла.

Например, половое влечение присуще каждому здоровому человеку, но в норме человек себя контролирует. Если же нет, он теряет волю, поддавшись страсти, доходящей до одержимости. Напротив, обретая Любовь, человек освобождается, поскольку привязанности перестают его сковывать, вместе с Любовью человек обретает и свободу воли. Помните, у Киплинга: «И если ты своей владеешь страстью, а не тобою властвует она…» Тут стоит напомнить, что воля есть способность подчинять себя самого и внешние обстоятельства собственным целям, действовать исходя из собственной целесообразности. Но свободы воли без Любви не бывает, есть лишь свобода выбора и возможность проявить силу воли в борьбе с диктатом инстинктов, страстями, возникшими под воздействием разного рода привязанностей, давлением обстоятельств и т.п.

Любовь самодостаточна, поскольку содержит свои основания и цели (смысл своего бытия) в себе само́й, поэтому она никогда не требует награды. Она неповторима и неподражаема, вследствие чего её невозможно продать-купить как товар, в готовом к употреблению виде.

Любовь есть свободный и щедрый дар, который по отношению к избранному объекту проявляется в помощи в выявлении и разрешении именно его своеобразных проблем, прежде всего нравственного характера, не создавая одновременно проблем новых. Таким образом, избранный объект тоже совершенствуется, а при взаимной Любви – совершенствуются оба. Но для этого нужна и дееспособность, не в строго юридическом смысле, а как соответствующие знания и умения.

Разница между Любовью и страстью в том, что первая бескорыстна и самодостаточна, это идущее от щедрости души вдохновенное Свыше творчество, ведущее к развитию. Что касается страстей, то за них всегда надо платить, а результат - всегда деградация, разложение личности, часто ниже животного уровня. Отсутствие Любви как совокупности совершенства проявляется во всём:

Обязанность без любви - раздражительность.

Справедливость без любви - жестокость.

Правда без любви - критиканство.

Ум без любви - хитрость.

Приветливость без любви - лицемерие.

Богатство без любви - жадность.

Вера без любви - фанатизм.

Дар без любви – подачка.

Список можно продолжить, но нам достаточно, перейдём к любви к Родине. Но для этого следует понять, что такое Родина. Конечно, это некая территория, но это ли главное? Ведь любовь к Родине остаётся с человеком, когда он её покидает. Значит, есть что-то ещё, что-то главное. Это - менталитет, культура, родной язык и ещё множество нематериальных сущностей. Но все они имеют смысл только в рамках конкретного общества, точнее, общественных отношений. Именно они и определяют ту среду, которую принято называть Родиной, Отечеством.

Любое общество состоит из семей - не из отдельных людей, которые живут вместе в одном большом доме, на одной территории, а из семей, которые участвуют в едином труде друг для друга. Внутри семьи невозможен никакой рынок, там коммунизм: от каждого по способности, каждому по потребности (в рамках семейного бюджета). Конечно, в «развитых» странах уже не так, но пока мы до этого не дошли и обсуждать что там у них не будем. Однако за пределами семьи отношения уже другие, тем не менее, людей что-то связывает. Конечно, это общность исторического пути, языка, культуры но главное, что делает из людей общество - экономика. СССР распался не сразу, а только тогда, когда появились таможни и национальные валюты. Экономика является главным общим делом для всего населения страны. Конечно, не все это сознают, просто плавают, как рыбки в бассейне, в какой-то среде, но она и определяет образ жизни большинства населения.

Надо также понимать, что при наличии такой идеи много законов не нужно и в СССР, например, их было как минимум в сотни раз меньше. Но именно наличие общей идеи позволяло без судей и прокуроров понять, кто тут патриот, а кто нет. Но главное не это, а то, что любой чиновник в таких условиях вынужден действовать на благо страны, даже если это прямо не предусмотрено его должностной инструкцией или законом, поскольку он понимал, что бездействие во вред стране может быть легко пресечено окружающими. И наказание неотвратимо последует.

А теперь взял власть – гуляй всласть. Цель перестройки достигнута. К чему это неизбежно приведёт, мы видим на примере Пиндостана, под которым я понимаю не конкретную страну, а всю их цивилизацию. Но начну с того, что где-то до 80-х во всех этих странах, включая США, те или иные идеи в сознание масс внедрялись и весьма активно, например, Великая американская мечта, американский образ жизни. Но всё это было нужно исключительно как противовес СССР. Как только его не стало, то быстренько изобрели права меньшинств, мультикультурализм и т.д. Результат мы сегодня видим. О каком патриотизме может идти речь в этих странах, где все друг – друга ненавидят? А если выключить на пару часов свет, то они и перережут друг друга, что доказано на опыте. Произошла полная атомизация населения, как нации они уже перестали существовать. Идёт окончательное разрушение семьи. Но права личности – превыше всего. Надо полагать, им теперь хорошо. И вот глядя на них, мы уверенно идём тем же путём, потихоньку утрачиваем русскую ментальность и становимся европейской нацией, как украинцы. Ментально, разумеется. И не все сразу - кто уже европеец, а кто-то никак не перестроится.

Причина банальна – подавление Любви к Родине, невозможность её реализации. Да, вы можете проявлять величайшую Любовь к Отечеству и беззаветно трудится на его благо. Но результат вашего труда будет присвоен и вывезен в оффшор, поскольку сегодня цель любой экономической деятельности - прибыль, а она присваивается в частном порядке, вас туда не звали. Иначе говоря, от вашего труда страна не станет лучше или богаче, поскольку общественное благо никого не интересует вообще. Важен только личный доход. И тут нам объясняют, что патриотизм – это больше работать и больше зарабатывать. Кто больше заработал, тот и патриот. Понятно, что при таком подходе лучшие патриоты России – это Абрамович, Дерипаска и неутомимая труженица Настя Рыбка. Ладно, ещё Приходько. Но в чём же они проявили свою Любовь к Родине в изложенном выше смысле?

Ну хорошо, примем на минуту эту логику. Но вот вам город Струнино Владимирской области. Это где на прямой линии с президентом больницу закрывали. Там найти работу на 10 тыс. в месяц – за счастье. Так они, значит, не патриоты? И как они могут реализовать свою любовь к Родине? Может, они недостойны, не там родились? А сколько ещё таких городков в России? Какой-то странный патриотизм получается. Избирательный. Но он страну раскалывает и никакой Любви в нём нет, однако именно такой патриотизм навязывает народу российская элита. Этакий суррогат, как пивной напиток. Что, у вас от него рвотный рефлекс? Подавляйте, вы же патриоты!

Но и в такой ситуации Любовь к Отечеству может быть реализована. Например, в 1917 году российская элита свергла царя, развалила фронт, организовала экономический хаос. Оставалось нарезать страну на кусочки и уже приступили, но тут появился Ленин, который даже в таких условиях сумел страну собрать заново. Но он-то и предложил стране идею, в которой люди увидели для себя возможность реализации, в том числе – вчерашняя опора трона, офицеры императорской армии. А что могла предложить народу старая элита? Ничего, как и сегодня. И надо сказать, народ сделал правильный выбор. Большевики конечно попетляли, но в итоге вышли на путь строительства государства, в котором каждому была предоставлена возможность свою Любовь к Отечеству проявить на деле. И люди проявляли. Это – главная причина экономического взлёта СССР и его военных побед.

Этот пример я привёл чтобы показать разницу между государством и государственностью, т.е. конкретной культурой управления. И Любовь к стране просто обязывает каждого к работе по совершенствованию государственности , а не к демонстрации любви к начальству. Сказанное не означает, что не надо любить свой дом, город, быть патриотом предприятия или другого места работы. Но лозунг «Что хорошо для General Motors, хорошо для Америки» не может считаться патриотическим, поскольку очевидно, что на остальную Америку таким плевать. В силу сказанного Любовь к Отечеству требует формулирования идеи, на основе которой будут согласованы интересы всего населения и каждому будет предоставлена возможность творческого и свободного труда на своё и общее благо. Для простых людей важно то, что идея позволяет формулировать интересы, выявлять их конфликт и находить выход из них. Но главное, что при наличии идеи это можно делать в простой и общепонятной форме. Напомню: Любовь разрешает проблемы (конфликты интересов), не порождая новых.

Совсем не так с суррогатами патриотизма, однако тут надо подробнее. Я о двух механизмах власти: естественном и сучьем. Если есть сплачивающая общество идея, власть осуществляется через общественное согласие, что естественно. Во втором случае механизмом власти является захват (силой или обманом) и контроль ресурсов. Но в этом случае власть не способна сформулировать приемлемый для народа образ будущего, т.е. идею общего блага, и подсовывает ему погремушку, называемую патриотизмом. Сама же она любит не страну, а деньги, народ же презирает. Этот кастрированный (без Любви) или суррогатный патриотизм для элиты не более чем средство удержания власти. И тут совершенно прав Лев Толстой, написавший:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.

Не бывает патриотизма за чей-то счёт и народ у нас не настолько глуп, чтобы этого не понимать. Вот и статистика порадовала: по данным ВЦИОМ с 2014 года доля россиян, которые связывают патриотизм со стремлением к изменению положения дел в государстве, выросла на 5% и составила 39%. То есть людей, любящих Россию, становится больше. И их станет ещё больше, как только будет найдена идея, достойная нашей великой страны. Но не надо думать, что такая идея нужна элите. Понятно, что идея должна быть такой, чтобы за неё можно было отдать жизнь, поскольку без неё и жить незачем. Такая идея становится всепобеждающей «мягкой силой», которая была у СССР при жизни Сталина. Как пишет в своих мемуарах Судоплатов, зарубежная агентура работала на СССР бесплатно. Может ли сегодня невнятная идея «русского мира» вдохновить кого-то за рубежом на помощь России? Нет, только за деньги. Но мягкая сила проявлялась не только в этом, но и в том, что в парламентах Франции и Италии коммунисты занимали второе по численности место. Где прорусская партия в парламентах Европы? Вот в чём разница между наличием идеи и её отсутствием. И ещё. Есть ли у России сегодня союзники? На чём этот союз основан, на общности интересов или на получаемых из России дотациях?

В завершение надо сказать, что Любовь в человеческой душе убить нельзя. Проблема в том, что многие люди любить не научились, а потому и патриотами быть не могут. Они любят Родину также, как любят пиво. И их патриотизм без Любви – показной, как бы на продажу. На АШ таких полно. В недавней статье А. Хуршудов назвал их провластными пропагандистами с дефицитом мозгов. Это явление подтвердили и другие камрады в комментариях к той статье. Подобно бандарлогам, они скачут из темы в тему и визжат о своём патриотизме, порождая бесконечный срач. Но задайте им один вопрос: как они реализуют свою Любовь к стране? Какие проблемы страны они предлагают разрешить и как? Где они это написали? Конечно, внятных ответов вы не получите. Поскольку их показной патриотизм – форма истерии. Люди, любящие свою страну, о своём патриотизме не орут.

Почему я здесь это пишу? По той простой причине, что в комментариях к своим статьям я не раз получал благодарность от людей, которые мысли которых текут в общем со мной русле, но испытывают затруднения при их формулировании. Всегда рад помочь единомышленникам.

Второе. Вся эта буйнопомешанная масса суррогатных патриотов создаёт впечатление, что их большинство. На самом деле это не так, вменяемых людей на ресурсе существенно больше, но они незаметны на этом фоне. Я бы посоветовал им активнее выражать свою позицию, хотя бы знаками. С другой стороны, этих пропагандистов следует чмырить и троллить всеми доступными способами, поскольку они – просто фашисты. Почему? Не будем заморачиваться всевозможными исследованиями происхождения слова фашизм, важна его суть. Фашизм - это когда какой-то мелкий гадёныш возомнит себя элитой и на этом основании считает возможным грабить или даже убивать других ради собственного благополучия. И немецкий фашизм в это определение вполне вписывается, как и украинский. Разница лишь в том, как определяется группа «неполноценного» населения, подлежащего уничтожению во имя благополучия той или иной элиты. Когда эти гадёныши собираются в стаю, у них появляется вождь и приходит фашизм. Да, местные суррогатные патриоты пока никого не призывают убивать, но своё исключительное право на подлинный патриотизм активно декларируют. То есть это российская разновидность свидомости. Если их не останавливать, результат будет таким же.

А всем нормальным людям хочу сказать: у нас такая страна, какая есть, на другую не меняем. Наша задача - понять, как нам её обустроить и сделать лучшей в мире. А для этого нужно работать, в первую очередь - головой. И не ждите этого от правительства или Путина. Любовь к Родине обязывает брать ответственность за её судьбу.

Недавно С. Е. Кургинян совершенно правильно (с моей точки зрения) сравнил Путина с человеком, прилагающим огромные усилия чтобы вырваться из элитного террариума единомышленников (картинка наверху). Может, ему нужно помочь? Ведь и у народа проблемы такие же.

В “Бородине” с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. “Роковое” поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от потусторонних сил, над ним стоящих, как это имело место в юношеской лирике поэта, а от борьбы великого народа, отстаивающего свое право на свободу и национальную независимость. Лермонтовское ” Бородино ” говорит о том, что именно народ является носителем “славы и великих дел”. Лермонтов всеми

Помыслами души, всей своей страстной натурой в рядах тех, кто борется против поработителей России.

Для Лермонтова свобода народа, как это видно в “Бородине”, оказывается превыше всех страстей и переживаний исключительной личности. Индивидуальный протест героя при сопоставлении с судьбой целого парода теряет все свои привлекательные черты. Характерно, что в “Бородине” (и даже в “Поле Бородина”) просто нет Наполеона.

Образ романтического героя, каким представлял себе поэт Бонапарта, противоречил бы идее народной войны против французских захватчиков. Свой идеал цельной личности Лермонтов дает в образе простого русского солдата. В этом образе с исключительной силой сказался взгляд зрелого Лермонтова на природу героизма: выдающиеся подвиги совершают не исключительные личности, а простые люди из народа.

Энергичная борьба с французами способствовала сплочению русской нации, о чем Лермонтов образно сказал в “Бородине”. Наполеон, помимо собственной воли, оказался причиной роста патриотических чувств русского общества. Но в то же время Наполеон не был в состоянии, как это стремились показать официальные круги, сгладить коренные социальные противоречия между крестьянами и крепостниками.

Даже в период нашествия Наполеона правительство запрещало вооружать крестьян. Оно боялось, что крестьяне обратят оружие против помещиков.

Война против Наполеона углубила классовые противоречия в стране. Яростная волна народных бунтов в России через 15 лет после блистательной победы русских над Наполеоном со всей очевидностью показала, что Наполеон не стал, да и не мог стать причиной социального мира. И Лермонтов это хорошо понимал.

Славя отвагу, героизм и великую стойкость русского солдата в сражении при Бородине, Лермонтов тем самым критически оценивает деятельность Наполеона, которого ранее считал “мужем рока”. Лермонтов написал гневные стихи в защиту Наполеона, в котором он видел преемника революции. И Лермонтов же трактовал Наполеона как “трехнедельного удальца”, когда речь шла о посягновении французского императора на честь и независимость России.

Но дело не только в том, что Наполеон – чужеземец, посягнувший на Русскую землю. В “Бородине” двадцатитрехлетний поэт отказывается видеть в своем герое положительные начала, носителем которых Наполеон выступает в ранней лирике, и потому, что великий пример русского народа вел Лермонтова к мысли о том, что решающее слово в истории все же за народом.

Последние же стихи Лермонтова о Наполеоне были важны для поэта не столько для того, чтобы еще раз подчеркнуть историческое величие императора французов, а для того, чтобы заклеймить мелочность, самовлюбленность и продажность французского общества, черты, которые так ненавидел Лермонтов в николаевском обществе и против которых он боролся своим разящим стихом.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. 1. Значение темы в творчестве поэта. 2. Отвага русского солдата. 3. Чистота национального характера. Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. А. Н. Радищев Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова имеет огромное значение. Поэт с разных сторон подходит к такой родной и тонкой материи, которая становится очень близкой, но в то […]...
  2. 1. Противоречивое отношение поэта к родине. 2. Прославление поэтом героического прошлого России. 3. Воспевание красоты русской природы и интерес к жизни простого народа. Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни. В. Г. Белинский Творчество М. Ю. Лермонтова многогранно и широко. Помимо того, что писатель внес большой вклад в […]...
  3. Тема патриотизма в произведениях Русских писателей после Войны. После войны развитие темы патриотизма в русской лите­ратуре протекало как бы по двум руслам. Не считая произве­дений, посвященных войне, серьезная литература начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению Твардовского, […]...
  4. В стихотворении “Родина” Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит “страну рабов, страну господ”, т. е. Россию самодержавно-крепостническую. “Что любит поэт равнодушный и к воинской славе и величавому покою государства и даже к преданиям иноками летописцами? Вот что он […]...
  5. Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, – это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в его лирике утвердились […]...
  6. Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему? Поэт решал проблемы […]...
  7. М. Ю. Лермонтова творил в непростое время – в 30-е годы девятнадцатого века. В чем сложность этого периода в истории России и почему его называют “безвреме- нье”? Выступление декабристов на Сенат- ской площади закончилось их полным по- ражением. Чтобы укрепить свою власть в стране, самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло […]...
  8. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”: …я родину люблю И больше многих: среди ее полей […]...
  9. Москва, Москва/ Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и твор- чество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья “голубых мундиров” и жесто- чайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с […]...
  10. Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведение великих гениев русской литературы, таких как М. Ю. Лермонтов. Стихотворениями “Прощай, немытая Россия” и “Родина” Лермонтов выражает свое презрение к отсталой, “немытой”, далекой от цивилизации и демократии России. Это презрение выражает оскорбительный эпитет “немытая”. Перед ссылкой на Кавказ поэт высказывает свою ненависть […]...
  11. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и […]...
  12. Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией – непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это – закономерность. Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета […]...
  13. Есть удивительная страна, имя которой – Поэзия. Нигде нет таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному, ароматному. Стоит закрыть глаза – и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь “последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь “времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. Порой случайное, второстепенное, словно […]...
  14. В 1837 года М. Ю. Лермонтов создал свое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”, в котором отобразил гармоничный и целостный образ человека и природы. Здесь мы видим, что данный образ природы у поэта встречается очень редко. Чаще она изображалась в качестве определенного фона и отражала душевное состояние героя, его порыв и смятение, неудовлетворенность. Здесь экс лирический […]...
  15. ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА Не небесам чужой отчизны – Я песни родине слагал… Н. А. Некрасов Поэзия Н. А. Некрасова составила целую эпоху в развитии русской литературы. Она началась со второй половины 1850-х годов и продолжалась до Серебряного века. Но эпохой творчество поэта можно назвать не только по продолжительности, […]...
  16. М. Ю. Лермонтов – один из наиболее прогрессив­ных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим дея­телем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская пози­ция – враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к нацио­нальным традициям, к народу, к простым людям. […]...
  17. 1. Горькая судьба народа. 2. Образ родного дома. 3. Запустение родимого края. Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Дж. Б. Шоу Лирические произведения Н. А. Некрасова наполнены особой мелодикой, они позволяют нам заглянуть в душевный мир самого поэта. И мы видем, что одно […]...
  18. Прежде чем рассмотреть стихотворения, следует вспомнить о том, какие общественно-политические вопросы волновали прогрессивную часть русского общества в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Два исторических события (война 1812 года и восстание декабристов) показали, что без участия народа нельзя одержать победу над внешними врагами и совершить революцию в стране. Между тем, народ, представляющий собой огромную силу, по-прежнему […]...
  19. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в […]...
  20. Это тема народного преображения под знаменем восстания, ВТО тема обретения массами человеческого достоинства и революции. И это открылось гениальному взору юноши-поэта, который как поэт нашел удивительно смелый Шаг, соединив несоединимое. Так поруганная, “бессмысленная” толпа впервые становится гордой, обретает в Восстании разум свой и свое достоинство. Гордость, воспетая Лермонтовым, была глубоко демократическим чувством. Этому реальному открытию […]...
  21. КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой […]...
  22. Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонто­ва. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов про­должил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все “вечные” темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат – риотическую тему, в рамках которой разграничить тему рус­ской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лер­монтова […]...
  23. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”, – писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них – тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание. Любовь […]...
  24. К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, […]...
  25. Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. М. Ю. Лермонтов. “Смерть Поэта” В русской прогрессивной литературе XVIII века была популярна идея возмездия, связанная с верой в возможность совершенствования человеческой жиз­ни и истории. Недаром идея возмездия была ярко вы­ражена […]...
  26. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл “Родина” ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов […]...
  27. Литературные проблемы для него не были чужим, “господским” делом, он еще мальчиком списывал “в сорняках” Сковороду. Также Шевченко был органически связан с извечными традициями книжного украинского слова, которое началось как христианская литература Киевской Руси и его диалог с этой традицией был не менее напряженным, чем, скажем, диалог автора “Каина” с кальвинизмом. Восприятие Шевченко Байрона, который […]...
  28. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Пою мое отечество… В. Маяковский Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но […]...
  29. Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве […]...
  30. 1. Роман “Герой нашего времени”. 2. Судьба как движущая сила сюжета в “Песне про купца Калашникова”. 3. Судьба поэта в обществе. Тема судьбы как жизненного пути личности так или иначе звучит в произведениях подавляющего большинства писателей. Однако нередко в литературе встречается и несколько иное понимание судьбы, рока, предначертания, за пределы которого человек едва ли способен […]...
  31. КЛАССИКА А. А. БЛОК ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, […]...
  32. …Но ложимся в нее И становимся ею – Оттого и зовем так Свободно – свою… “Родная земля” 1961г На протяжении многих лет поэты обращаются к теме Родины, либо восхваляя ее красоту и силу, то, наоборот, относясь с критикой ко всем ее составляющим. Затрагиваю тему Родины в творчестве поэтов и писателей России, нельзя обойти стороной Анну […]...
  33. М. Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях. Еще в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической […]...
  34. А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником […]...
  35. Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лер- монтова. Его интересовали все виды искусст- ва: музыка, живопись, – но все же предпо- чтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она и есть его призвание, Лермонтов стал задумываться, а для чего нужна она людям, и нужна ли вообще, и какой должна быть на- […]...
  36. Наполеоновская тема в творчестве русских писателей XIX века. Вступление Наполеон Бонапарт – одна из самых крупных и примеча­тельных исторических фигур XIX века. О нем вели (и про­должают вести) жаркие споры историки, политики, философы В произведениях русских писателей фигура Наполеона полу­чила свое оригинальное освещение. II. Главная часть Русская литература первой половины XIX века обраща­лась к образу […]...
  37. В поэме “Измаил-Бей” Лермонтов писал: Еще не знаешь ты, кто я. Утешься! нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воде Обречена судьба моя. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сочинению о теме родины в поэзии Лермонтова и с них начать вступительное слово. Слово “родина” почти никогда не звучало у Лермонтова в отрыве […]...
  38. 1. Стихотворения, посвященные Кавказу. 2. Поэмы. 3. Кавказ в романе “Герой нашего времени”. Романтический образ Кавказа, описание природы и нравов его коренных жителей занимают значительное место как в поэзии, так и в прозе М. Ю. Лермонтова. И это неслучайно. С Кавказом связаны яркие впечатления детства писателя. В 1825 году Лермонтов побывал там с бабушкой. Позднее, […]...
  39. С. Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. “Искусство для меня не […]...
  40. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. […]...