В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей) , из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

  • с нарушением слуха (слабослышащие) ;
  • с нарушением зрения (слабовидящие) ;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма) ;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями) .

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, а также способствующая его социальной адаптации.

Для обеспечения полноценной психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приемы взаимодействия со своим ребенком. Рассмотрим их подробнее.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приемами:

  • Раскачивание ребенка (в гамаке, в покрывале, на качелях и т.д.) с проговариванием стихов, потешек и песенок;
  • Качание на гимнастическом мяче (лежа на спине, на животе, с упором на ноги, на руки, сидя) ;
  • Ходьба по различным поверхностям (по камушкам, по песку, по губкам, по каштанам, гороху, массажным коврикам и т.д.) ;
  • Лазанье, перелезание через папу, маму, эмоционально-заразительные ласкательные игры (накрывшись простыней, с прикосновениями и т.д.) ;
  • Развитие сенсорных ощущений руки (рисование на ладошке, отпечатками ладошки, ступни; лепка из соленого теста и пластилина) ;
  • Катание на велосипеде;
  • Игры с мячом (бросание мяча вверх, от себя, катание мяча друг другу, ловля мяча, удар по мячу ногой, при этом используя разную силу удара по мячу.) «Ударь как слон» , «Ударь как мышонок» );
  • Пальчиковые игры;
  • Массаж рук до локтя и ног до колена с использованием контраста (Суджоку и резиновый колючий мячик, зубная щетка, макияжная кисть и т.д.) .

Взаимодействуя с ребенком, говорите простыми короткими фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например: «Это тарелка. Будем кушать» (жест – рука ко рту) или «Это мыло. Будем мыть руки» (жест – рука трет руку) .

Одним из самых простых и эффективных приемов является подключение к играм ребенка (а именно: стараться поддержать его игру и включаться в нее) – повторять за ним то, что он делает, ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Также можно использовать элементы «Холдинг-терапии» . Например: Держите ребенка на коленях, подолгу рассказывайте ему истории из жизни, пропевайте песенки-потешки, при этом покачивая ребенка, похлопывая, поглаживая, стараясь установить контакт «глаза в глаза» .

Постепенно включайте все новые истории – короткие, доступные и очень эмоционально насыщенные, старайтесь заряжать своими эмоциями ребенка (вместе сопереживать главному герою, вместе переживать страх и преодолевать его и т.д.) .

Если возможно, предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях – пропылесосить, налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки) . Можно рекомендовать ввести в распорядок дня ребенка обязанность (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи) .

Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограниченный двумя-тремя предметами: «Ты будешь кушать йогурт или кашу? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. Поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том, что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи, где больно. Давай поглажу, пожалею» . Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели, что понравилось) .

Развивайте слуховое восприятие: слушайте бытовые шумы (ветер, дождь, скрип двери, телефон, шум транспорта, шум кипящей и журчащей воды) . Можно вместе с ребенком извлекать звуки с помощью предметов – постучать деревянной или металлической палочкой (ложкой) по различным предметам и объектам, находящимся в доме. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы все взрослые неукоснительно соблюдали эти требования. Разработайте собственную систему наказаний и поощрений. Старайтесь добиваться того, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку – поиграл – убрал на место) .

Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, позавтракали, поиграли, погуляли и т.д.) . Для того, чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте свое собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие) .

При обучении новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трехступенчатого урока:

1. Четко, медленно называем (даем потрогать, попробовать и т.д., т.е. вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию) .

Например: сначала ребенку показывают лимон: «Это лимон» .

2. Действуем с предметом (дай, спрячь, найди, положи и т.д.) .

Например: «Давай потрогаем лимон ручкой, щечкой, лобиком? Лимон гладкий? Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе» .

3. Задаем вопрос: «Что это?» (ребенок отвечает) .

В целом, работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько небольших задач, которые будут решаться постепенно: от одной переходя плавно к следующей.

Очень важно не забывать поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка с ОВЗ (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня) . В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

В Речевом центре обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи.

Целью работы с родителями таких детей является: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную здорового человека, умеющего быть счастливым.

Основные задачи работы:

1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы.

2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3. Формирование здорового образа жизни, как основополагающей системы воспитания ребенка с ОВЗ.

4. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, оздоровления, просвещения и др.

Воспитательная функция семьи заключается в следующем:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями можно разделить на два направления:

1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры, культуры здоровья;

2) с частью родителей в форме занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, здоровый образ жизни. сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в Центре. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференцииявляется то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

  • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель : знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

  • Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
  • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
  • Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

    изолированность родителей от родительской общественности,

    отсутствие контакта ребенка со сверстниками;

    страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

    отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;

    нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык . В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др.)

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа .

ИндивидуальнАя работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

    Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

    Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

    Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, БЕСЕДЫ . Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения

    Переписка с родителями педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или ЧЕРЕЗ электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

5. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель , целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

6. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

7. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные формы

1.Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.

2 . Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и класса.

3.Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся

для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,

формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5.Тематические консультации

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общеклассное занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

    Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

В заключение хочется напомнить восемь принципов и нклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Родителям, воспитывающих детей с ОВЗ

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Задумайтесь о том, что чувствуют родители, когда понимают, что их ребёнок не такой, как остальные дети.

Матери, у которых рождаются дети, имеющие специфические патологии развития, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, боязнь многих трудностей в процессе лечения этого ребёнка, его воспитания и социальной адаптации, приводит некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей.

Родителям «обычных» детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастного случая: неизлечимой болезни, пьяного водителя, взрыва петарды, который в одночасье может нарушить устоявшуюся жизнь. Например, певица Д. Гурцкая родилась слепой, а С. Л. Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский страдал эпилепсией.

На людей с ограниченными возможностями здоровья мы смотрим с удивлением, настороженностью, а иногда даже с брезгливостью. Чаще всего родители пытаются отгородить своего ребёнка от общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, думая, что общение с ним отрицательно скажется на развитии их чада. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя к нему внимание и заботу, нормально развивающиеся дети становятся добрее и терпимее к недостаткам других.

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:

  1. Преодолевайте страх и отчаяние.
  2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
  3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК)

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно.

Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.

Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков».

Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Каждый ребёнок имеет право на полноценно прожитое детство.

ДОБРО ПОРОЖДАЕТ ДОБРО.

ДЦП у детей

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание нервной системы, поражающее головной мозг. При этом наиболее страдают центры, отвечающие за произвольные движения, то есть происходит нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Поражение имеет непрогрессивную природу, что не ведет к дегенерации мозга. Оно является следствием одноразовой травмы головного мозга и не прогрессирует. Поражение происходит еще во время внутриутробного развития, при родах или в ранний постнатальный период. Признаки заболевания появляются, как правило, уже в первый год жизни ребенка.

Церебральный паралич всегда появляется в детстве. А все изменения и нарушения головного мозга, происходящие по разным причинам у взрослых, имеют совсем иной характер, течение и последствия.

Основные причины ДЦП у детей

Причин детского церебрального паралича может быть множество. На сегодняшний день существует более 400 предрасполагающих к этому заболеванию факторов.

В зависимости от различных участков мозга, подвергнувшихся повреждению, и соответственно от особенностей двигательных нарушений различают разные формы ДЦП:

  1. Спастический церебральный паралич, подразделяющийся на диплегию и гемиплегию;
  2. Дискинетический (экстрапирамидный) ДЦП, при котором выделяют атетоидную (гиперкинетическую) и атактичную формы;
  3. Смешанные формы.

Существуют различные методы диагностики ДЦП, в том числе еще в период беременности. В последнее время отмечается тенденция учащения случаев заболевания ДЦП: 1-3 случая на каждую тысячу новорожденных. Группу риска составляют недоношенные и дети с низким весом. Причем новые методы спасения и лечения таких младенцев приводят к увеличению заболеваемости их церебральным параличом.

К сожалению, восстановление нервной, мышечной и двигательной координации при детском церебральном параличе невозможно: дефекты мозга и аномально сформированные функциональные связи центральной нервной системы остаются практически вне терапии. Но все же существует лечение ДЦП, при котором действия направлены на помощь больному и облегчение состояния. Такой ребенок должен научиться приспосабливаться к жизни. И ведущая роль в адаптации ребенка с ДЦП принадлежит несомненно родителям.

Наберитесь терпения и никогда не опускайте руки! Многие детки счастливо проживают свои жизни с этим страшным диагнозом. Помогите им в этом!

Аутизм у детей

Жизнь под стеклянным колпаком

Существует мнение, что аутизм не психическое заболевание, а расстройство развития. Считается, что нельзя вылечить окончательно, но терапия на ранней стадии, поможет ребенку преодолеть некоторые ограничения. Персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» имеет мало общего с жизнью людей, страдающих аутизмом. Они обычно обращают на себя внимание своим необычным поведением.

Свой маленький мир - симптомы аутизма

Большая часть родителей заявляет, что в начале развития не замечали у детей каких-либо отклонений. Подозрение, что «что-то не так» обычно возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Ребенку очень трудно общаться с внешним миром. Он не говорит (или перестает говорить), не понимает обращенные к нему жесты, а иногда даже простые слова. Любое изменение в окружающей обстановке или в ежедневных ритуалах вызывает панику, потому что мир становится для него все менее понятным. Аутичные дети обычно привязываются к объектам и определенному порядку, поэтому они могут истерично реагировать на ремонт, изменение цвета стен в его комнате или отклонение от обычного маршрута в школу.

Одним из признаков аутизма , дающем о себе знать у многих больных, является выполнение стереотипных движений, таких как покачивание, размахивание руками. Попытки вмешаться в их поведение могут вызвать гнев. Ребенок не умеет наладить контакт с окружением, сторонится других детей. Он создает свой собственный мир, как будто живет под стеклянным колпаком. Остальные люди живут для него слишком быстро и непредсказуемо.

Причины аутизма - загадка природы

Хотя аутизм был описан более 60 лет назад, до сих пор не ясно, что является причиной проблемы. Существует гипотеза, что он может возникнуть вследствие минимального повреждения головного мозга в области мозжечка (нарушения иногда можно увидеть на томографии). Возможно, это связано с протеканием беременности. Говорится также о влиянии окружающей среды - гипотеза предполагает, что аутизму способствует отравление тяжелыми металлами. Некоторые исследователи полагают, что в развитии этого расстройства могут играть роль генетические факторы. Независимо от причин аутизма , ясно одно - родители должны внимательно наблюдать за ребенком и в случае «подозрительного» поведения как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Лечение аутизма - важно не упустить время

Ранняя диагностика и терапия приносит значительные улучшения у детей. Тяжесть симптомов аутизма может быть большей или меньшей. В последнем случае терапия дает очень хорошие результаты. К сожалению, не существует никаких конкретных тестов, которые могут однозначно определить страдает ли ребенок аутизмом. Единственный способ диагностики - внимательное наблюдение за малышом дома, на детской площадке, среди ровесников. Опытные терапевты, психологи и психиатры могут диагностировать и в какой-то мере помочь избавиться от сложностей, связанных с аутизмом . В таком случае применяется индивидуальная терапия к каждому маленькому пациенту. Не существует единого метода, лечения аутизма . Терапия призвана улучшить функционирование центральной нервной системы ребенка. Это кропотливая работа для родителей, педагогов, психологов, терапевтов, логопедов. Конечно, дети не должны быть изолированы от общества – общение в детском садике или школе очень важно. Исследования показывают, что более 30 % людей с аутизмом приобретают социальные навыки, которые позволяют им работать и вести довольно самостоятельную жизнь.

Аутизм - не игнорируйте проблему

Аутизм у детей может диагностировать только специалист (например, психолог или психиатр), но некоторые симптомы должны насторожить в первую очередь родителей. Вот они:

  • Задержка развития речи - ребенок не лепечет до 12 месячного возраста, не говорит первых слов до 18 месячного возраста.
  • Не пытается выразить свои потребности - ни словом, ни жестом, не отзывается на имя.
  • Не обращает внимания, когда кто-то показывает ему что-нибудь. Указывает только на то, что его интересуют, на такие объекты может смотреть часами.
  • Ребенок редко улыбается другим людям. Имеет неразвитую мимику.
  • Предпочитает одиночество. Игнорирует людей или неадекватно реагирует на них.
  • Не подражает поведению сверстников, не принимает участия в играх с другими детьми. Такие дети часто используют игрушки необычным способом.
  • Повторяет одни и те же движения – качает головой, бегает по кругу, принимает странные позы.
  • Порою производит впечатление глухого. Необычно реагирует на звуки.
  • Кроме того, стоит обеспокоиться, если ребенок утрачивает ранее приобретенные социальные и языковые навыки.

Советы для родителей детей с ОВЗ

5 (100%) 3 голосов