Горбанева Светлана Валерьевна ,

учитель-логопед высшей категории,

МДОУ ДСКВ №22 г.Ейска МО Ейский район

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе с ОНР.

Тема: «Звуки С – С »

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С – С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости – мягкости.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование:

Куклы (девочка, мальчик), индивидуальные зеркала, картинки одежды, обуви, трафареты одежды, полоски цветной бумаги (красная, синяя, сиреневая, серая, салатовая), карандаши, листочки.

Ход занятия:

1. – Ребята, к нам в гости пришли сегодня куклы: мальчик и девочка. Они пришли за помощью. Все дело в том, что у всех детей есть имена, а у наших кукол нет имен.

– Давайте им поможем и назовем их. Наши друзья очень любят петь песенки. Особенно песенку «водички» (с – с – с; с’ – с’ – с’).

– Мы дадим им имена, чтобы слышались звуки (с) или (с’).

Придумывание имен со звуком (с), (с’).

Саша, Слава, Cоня, Cвета, Кристина;

Сима, Семен, Максим, Вася, Сережа.

2. – А теперь, дети, посмотрите на внешний вид, чего у них не хватает? (одежды, обуви).

– Скажите, а где можно купить одежду и обувь? (в магазине).

– Мы сейчас отправимся в центр города за покупками. Но добраться мы сможем только на таком транспорте, в названии которого встречаются звуки (с), (с’):

автобус самолет

троллейбус велосипед

– Садимся в автобус и поедем.

3. Артикуляционная гимнастика перед индивидуальными зеркалами.

– Вот наш автобус поехал по широкой дороге («Лопаточка»), а теперь по узкой («Иголочка»). Автобус повернул вправо-влево («Часики»), заехал на горку вверх и спустился вниз («Качели»).

– Но что это? Воздух выходит из шины? (ш-ш-ш). Но у нас есть два насоса – большой и маленький. Мы возьмем насос большой (с – с – с), а теперь маленький (с’ – с’ – с’).

4. Физминутка.

Мы подуем высоко: с – с – с.

(произнося звуки, дети встают на носочки, поднимают руки вверх).

Мы подуем низко: с – с – с

(приседают)

Мы подуем далеко: с – с – с

(выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув руки).

Мы подуем близко: с – с – с

(стоя прямо, руки подносят ко рту).

Стихотворение повторяют еще раз со звуком (с’).

5. – Вот мы и приехали в магазин, здесь продаются одежда и обувь. Надо купить одежду и обувь, в названии которой есть звук (с): сначала к схеме (звук С в начале слова).

свитер сапоги

сарафан сорочка

спортивный костюм

– А теперь к этой схеме (звук С в середине слова).

носки кроссовки

трусы босоножки

джинсы косынка

6. – Ребята, посмотрите на одежду наших друзей. Она разного цвета.

Д/игра «Какого цвета одежда?» (полоски цветной бумаги)

синяя красная

сиреневая салатовая

(в трафареты одежды вставляются полоски цветной бумаги).

– Что может быть синим? Салатовым? Серым? Красным? Сиреневым?

(сиреневый сарафан, красный свитер и т.д.)

7. – Давайте мы тоже сделаем для наших друзей подарки. Сошьем одежду. А поможет нам карандаш. Карандашом мы соединим точки (силуэт одежды) и раскрасим одежду слева – направо, не оставляя просветов.

8. Пальчиковая гимнастика «Иголочка».

Иголочка, иголка (вращательные движения кистями рук).

Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик, (погрозить пальцем)

Сшей мне сарафанчик. (хлопки)

– Возьмите карандаш такого цвета – как и точки на листочках.

(Работа детей).

9. – Что ты, Аня, подарить и кому?

(Я подарю Саше красный сарафан. Я подарю Васе синий свитер).

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Тема: Звук [З]. Конспект логопедического занятия.

Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау
Республика Башкортостан

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Цель: знакомство детей со звуком [з].
Задачи: учить определять местонахождение звука [з] в слове;
упражняться в выполнении звукового анализа двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами, типа «зубы», «забор»;
упражняться в проговаривании слов, фраз со звуком [з];
развивать фонематический слух (выделение слов со звуком [з] из текста).
Оборудование: наборы для составления схем, предметные картинки на звук [з], игрушки, звуковые сигнальные фонарики, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Знакомство с темой: отгадывание загадок, выделение звука[з] из слов.
Загадки
Белые цветочки -
Вечером расцветают,
Утром увядают. Что это?.

32 молотят
А один поворачивает. Что это?

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет соответствующие картинки.

Л: - Прослушайте отгадки и назовите одинаковый звук, который слышится в этих словах:
звезды
язык
зубы
Л:- Правильно, это звук [з]. Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [з], правильно и красиво проговаривать его в словах и предложениях.
Артикуляция звука [ з].
Л:- Посмотрите на меня и послушайте, как я буду произносить звук [з].
Показ и проговаривание звука [з] одним из детей.
Л:- А теперь вы, ребята, произнесите звук [з] и понаблюдайте, что делают губы, зубы, язык, какая воздушная струя, при его произнесении.
Дети: - Когда произносим звук [з]
- губы улыбаются
- зубы сжаты
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя прохладная.
Л:- Молодцы! Посмотрите друг на друга и убедитесь – правильно произносит сосед этот звук.
Фонетическая зарядка.
- Как звенят комары? (з-з-з)
Л:- Превращаемся в комаров и поем песенку – звеним и понаблюдаем, как выходит воздушная струя.
Дети: - Воздушная струя выходит не свободно, потому что ей мешают сжатые зубы.
Характеристика звука [з]:
Л:- Если воздушная струя выходит несвободно, значит звук [з] – какой?
Дети: - Значит звук [з] – согласный.
Л: - А еще какой?
Дети: - Звонкий (потому что горлышко дрожит),
- парный (есть парный глухой звук [с]),
- твердый.
Л:- Молодцы! Давайте сделаем вывод: звук [з] – согласный, звонкий, парный, твердый.
- Ребята, я буду произносить слоги, а вы послушайте:
ЗА, ЗО, ЗУ
(Голос за дверью повторяет).
Л:- Ой, вы слышите, кто-то меня передразнивает?
Дети: Да.
Приход Незнайки.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня вы будете знакомиться со звуком [з], и поэтому решил прийти к вам в гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы этот звук произносите. Этот звук мне очень нравится. Угадайте, почему?
Л: - Ребята, почему Незнайке нравится звук [з]?
Дети:- Потому что звук [з] слышится в его имени.
Л:- Незнайка, зачем же ты меня передразнивал, разве ты не знаешь, что это не хорошо?
Н: - Да я совсем не хотел Вас дразнить, просто мне очень нравится игра…
(забывает название игры). Пытается объяснить, дети помогают: «Эхо»
Л: - Ребята, а где можно услышать эхо? (ответы детей)
Игра «Эхо»
Незнайка тихо произносит слоги: за зо зу зы
Дети громко: аза озо узу ызы

Образование слогов.
Л:- Незнайка, ребята умеют образовывать слоги, послушай.
З-------А З-------О З-------У З-------Ы

Незнайка: - А вот я смогу назвать слова, где слышится звук [з].
Игра «Кто больше назовет слов со звуком [з]» - 2 команды.
Игра «Доскажи словечко»:
За -… забор, замок, завод…
Зо -… зонт, зонтик, Золушка, золото…
Зу-… зубы, зубр, зубной…
Зы-… зыбь, зычный (голос) – подсказка от Незнайки – словарная работа.
Проговаривание чистоговорок с элементами пальчиковой гимнастики.
За-за-за – вот идет коза
Зы-зы-зы – купили мы тазы
Зу-зу-зу – моем руки мы в тазу
За-за-за – закрывайте все глаза.
Л:- Закройте глаза, пусть они немного отдохнут. На доске появляются картинки.
Работа с предметными картинками. Определение места звука [з] в словах.
Л:- Ребята, назовите картинки.

зонт телевизор ваза розы зубы коза забор

Н:- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, про какую картинку можно спросить Кто это?
Д: - Про козу.
Н: - Почему? Л: - Угадайте, где спрятался звук [з] в слове коза – в начале, в середине или в конце слова?
Дети работают с фишками.
Н:- А я придумал предложение про козу.
У забора стоит коза.
Л:- Хорошее, красивое предложение. Назовите слова в предложении, где слышится звук [з]?
Д: - Коза, забор.
Л:- Молодцы, ребята, справились. Назовите картинки, в названии которых звук [з] слышится в начале слова; в середине.
Н:- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
- Чего не стало?
Д: - Не стало забора, березы…
Н: - А я умею сочинять стихи. Вот послушайте.
Зимний лес затих и замер,
Словно заколдован он.
Поскорей б весна настала,
Чтобы солнце засияло,
Чтобы ожил он.
Л: - Незнайка, неужели ты и в самом деле думаешь, что лес зимой замирает, засыпает?
Физминутка. Дети разубеждают Незнайку.
Л: - Вот видишь, Незнайка, зимний лес тоже полон самых различных звуков. Надо только прислушаться.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слов.
1. «Доскажи словечко» - У зайки Бубы, заболели … зубы
ЗУБЫ
______
__ __
.. ..
2. Прослушайте, запомните слово, где слышится звук [з]:
- Егор, Егор, где твой двор?
- А вот мой двор, голубой забор.
Д: - Забор
ЗАБОР
_______
__ __
.. ...
3. Отгадайте загадку: Свернешь – клин, развернешь – блин. Что это?
Д: - Зонт
Живой показ звукового анализа слова – зонт.
Л: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Дети садятся на ковер.

Проговаривание скороговорки со звуком [з].
Н: - А я умею быстро и скоро проговаривать скороговорки:
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – вначале медленно, индивидуально, затем хором с прихлопыванием.
Н: - Молодцы! Мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду.
С вами было очень интересно играть и заниматься.
Дети прощаются с Незнайкой и приглашают его на другие свои занятия.
Итог.
Л: - Наше занятие тоже подошло к концу. Вам понравилось играть с Незнайкой?
Сегодня вы были сообразительными, внимательными, умными.
Правильно произносили звук [з]. Молодцы!

Конспект занятия по коррекции нарушений звукопроизношения детей с системным недоразвитием речи.

Тема: «Звук [у] и буква У»

Цель: знакомство с гласным звуком [у], буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнение артикуляции и отработка четкого произношения звука [у];

    расширение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

    развитие речевой и ручной моторики;

    развитие фонематического анализа, умения выделять звук [у] в словах;

    развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки;

    закрепление связи звука и буквы у.

Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля;

    воспитание правильной осанки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, разрезная азбука, счетные палочки, карточки с заданием, карандаши, зеркала.

    Орг. Момент.

    Развитие ручной моторики. Игра «Пальчики здороваются»

Ребята, поиграем в игру. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с логопедом)

Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки…

Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы, пусть они тоже подвигаются.

    Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, под счет)

Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю

челюсть.

Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.

Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, «маятник» (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.

Вот и Язычок готов продолжать учиться.

    Знакомство с картиной «В лесу» и беседа по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке?

Волк.

Что делает волк? (Как подает голос?)

Воет.

Как воет волк?

У-у-у.

    Произнесение вместе с логопедом звука у.

- Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.

    Уточнение артикуляции звука [ у ] .

Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук [ у] перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

    В каком положении губы, когда мы произносим звук [у]? (Они растянуты или вытянуты трубочкой.)

    Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)

    Касается ли кончик языка зубов?

    Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

    Приложите ладонь к горлышку и скажите звук [ у]. Дрожит ли горлышко?

Дрожит.

    Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети повторяют.)

    Итак, как же мы произносим звук [ у]! Дети заканчивают предложения: губы - ... (трубочкой), кончик языка - ... (не касается зубов), горлышко- ... (дрожит).

Дети повторяют артикуляцию звука [ у].

    Игра «Тихо - громко».

Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо.

    Соотнесение с буквой.

Какой буквой обозначается звук [у]? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.

    Выкладывание буквы У из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

    Узнавание буквы У.

Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву У и обвести её в кружок!

    Обучение четкому произношению звука [ у] в словах.

Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится

беседа по картинке.

    Кто нарисован на картинке?

    Девочка.

    Что случилось с девочкой?

    Она заблудилась в лесу.

    Как кричит девочка?

    Ау-ау-ау.

    Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.

    Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)

А.

    Какой звук слышится после звука [ а] в слове ау?

У.

    Составим это слово под картинкой.

Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

    Физкультминутка.

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

    Закрепление произношения звука [ у] по картинкам.

Дети должны вспомнить, что какие звуки подает, и правильно произнести звук [ у]: самолет летит, пароход гудит, поезд сигналит, дудочка играет.

    Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука [ у].

Игра «Услышь звук у». Дети приседают, когда услышат звук [ у].

а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;

б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;

в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр, гусь, жук, дом, уж, сом, сук.

Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук [ у] в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук [ у], выставляются на доске.

    Подведение итогов занятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: Автоматизация звука [Р].

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнить представления ребёнка о звуке [Р].

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];

Развивать фонематический слух на звук [Р];

Развивать фонематическое восприятие;

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

3. Воспитательные:

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ход занятия.

1. Орг. момент . Объявление темы занятия.

Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).

Попросили Рака Рыбки
ПоигРать для них на скРипке.
ТРи недели, как умели,
Рак игРал, а Рыбки пели.

Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? Звук [Р].

Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р]. Характеристика звука (Р): гласный – согласный; звонкий – глухой; твердый – мягкий. (Согласный, звонкий, твердый)

2. Артикуляционная гимнастика .

Но сначала давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

3.Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши когда услышишь звук [Р])

а) на уровне ряда звуков:

Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

б) на уровне ряда слогов:

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

в) на уровне слов:

арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

4. Автоматизация звука в слогах. Игра «Кости».

В гости пришел пес Рекс. Как рычит пес? Р-р-р-р. - Р____________ (длительное произношение).

Молодец! А теперь соединим его с гласными звуками (звуковые дорожки)

Ра, ро, ру, ры.

Бросай кубик. Сколько точек выпадет на грани кубика, столько раз ты должен произнести данный слог.

Ра, ра, ра.

Бросай кубик ещё раз (логопед соединяет символы звуков [р] и [о]).

Затем ребёнок произносит слоги[ ру] и [ры], также бросая кубик.

5. Звуковой анализ слога «РА».

Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]? - [Р] согласный, звонкий,

твёрдый, обозначается синим цветом.

Какой второй звук? - [А] гласный, обозначается красным цветом.

(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)

Сколько всего звуков в слоге [РА]? (два).

6. Автоматизация звука в словах.

А теперь отгадай, что любит наш Рэкс. Это беленький цветок начинается на Р (ромашка), а теперь посчитай (1ромашка, 2 ромашки, 3 ромашки, 4 ромашки, 5 ромашек)

Это цветок с шипами начинается на Р (роза), а теперь посчитай.

Это животное живет в наших лесах Р (Рысь), а теперь посчитай.

Игра: «Угадай чего не стало»

Чего здесь НЕТ? (Здесь нет Ромашки, здесь нет Розы, здесь нет Рыси)

Игра «Отгадай слово»

А сейчас я буду называть слова, в которых звук Р потерялся, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.

Ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.

Игра «Один – много» (с мячом).

Рекс очень любит в мяч играть.

Рак – раки тигр -… рог -…

Рысь -… крот -… корова -…

Рыба -… краб -… ворона -…

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец).

Логопед называет слова со звуком [Р], а ребёнок указывает на часть слова, в зависимости от местоположения звука.

Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звук [Р].

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары.

Игра «Грамматический кубик».

Логопед даёт ребёнку кубики, на гранях которого нарисованы различные схемы заданий («Назови ласково», «Жадина», «Один-много» и т.д.).

Я выбираю тебе картинку, ты кидаешь кубик и выполняешь то задание, которое нарисовано на грани кубика.

Ромашка (ребёнок кидает кубик). Назови множественное число.

Ромашки.

Ручей (ребёнок кидает кубик). Придумай предложение.

Я видела быстрый ручеёк.

Рубашка (ребёнок кидает кубик). Раздели это слово на слоги.

Ру-баш-ка.Три слога.

Так проделывается со всеми картинками

7. Автоматизация звука в предложении.

Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга).

Игра «Изменяй предложения».

Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…

8. Автоматизация звука в тексте.

Повтори двустишия о животных.

«Ловко и красиво ввысь «Как громаден носорог,

Прыгает по веткам рысь». Впереди огромный рог».

«Хоть высокий жираф, «Вот прыжок у кенгуру -

Но склоняется до трав». Десять метров он в длину».

9. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).

Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.