Предметом изучения географии материков и стран является природа земного шара в целом, материки и океаны, народы и страны.

Современная география как комплексная наука состоит из физической географии и экономической и социальной географии, т. е. из природоведческой и общественной частей. Физическая география изучает особенности природы материков, океанов, отдельных их районов, закономерности развития природы Земли в целом. Физическая география тесно связана с геологией - самостоятельной наукой, которая изучает состав, строение и историю развития земной коры и Земли.

Физическая география состоит из нескольких самостоятельных наук, изучающих отдельные компоненты природы. Так, например, геоморфология изучает рельеф рассматриваемой территории, климатология - особенности ее климата, гидрология - воды суши и Мирового океана, особенности их гидрологического режима и т. д.

Экономическая и социальная география объединяет ряд других географических наук: географию населения, географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, географию культуры народов и др. Экономическая и социальная география изучает население, его состав, виды его деятельности, хозяйство, глобальные процессы в мире, формирование мирового рынка и международного экономического сотрудничества, особенности материальной и духовной культуры народов разных материков и стран. Для оценки уровня экономического и социального развития стран используются специальные показатели.

Любое изучение географии прошлого является предметом изучения исторической географии, будь то изучение ландшафтов или культуры народов. Трудно представить современного человека без географических знаний о природе стран, культуре и хозяйстве народов, особенностях их деятельности в разных природных условиях. Изучением конкретных стран и районов Земли занимается географическое страноведение. Это отдельная самостоятельная ветвь географии, занимающаяся комплексным изучением материков, стран и крупных районов Земли. В древности географию понимали как «землеописание». Современное географическое страноведение использует комплекс географических знаний из области других, в том числе гуманитарных, наук: истории, языкознания. Знания истории развития разных народов, их культуры, религий, обычаев и традиций помогают современному человеку разобраться во многих общественных процессах, происходящих в мире.

Основным объектом изучения географического страноведения является конкретная страна - особое комплексное географическое понятие. С одной стороны, страна включает определенную природную и историческую территорию, особенности ее природы, историческое и культурное своеобразие народа или народов, населяющих ее, особенности их языка, нравов, обычаев, хозяйства, а с другой - территорию отдельного государства. В этом случае изучается территория страны, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Это суша в пределах государственных границ, ее внутренние воды (реки, озера, водохранилища, внутренние моря, подземные воды) и территориальные воды государства, включающие 12-мильную полосу Мирового океана, примыкающую к ее берегам. Для каждого государства большое значение имеет экономическая зона, которая включает морскую зону шириной 200 морских миль, в пределах которой государства разрабатывают природные ресурсы и заботятся о их рациональном использовании и охране. Таким образом, в страноведении изучается обозначенная границами определенная территория.

Материальная и духовная культура людей неотделима от природы, она отражает в себе природные особенности различных стран и материков. Географическую картину мира и географию мирового развития создают не только страны-гиганты. Много интересного и поучительного характерно для малых и средних стран мира.

Современная география использует многочисленные источники страноведческой информации, включая телевидение и Интернет. Чтобы не запутаться в большом объеме информации, придерживаются строгого порядка географической характеристики стран. Сначала определяют особенности географического положения страны, затем изучают природу, население и хозяйственную деятельность. Географическое положение - это положение географического объекта (территории) на поверхности Земли относительно других объектов, с которыми он взаимосвязан.

При оценке географического положения территории важно выявить характерные ее особенности, а также те черты, которые делают ее похожей на другие территории. Различают физико-географическое (положение относительно природных объектов) и экономико-географическое положение территории (относительно объектов, определяющих жизнь и деятельность человека). Географическое положение может благоприятствовать или затруднять развитие страны, облегчать или осложнять связи с другими странами. Географическое положение может меняться с развитием самой страны, ее окружения.

Общие географические закономерности природы Земли конкретизируются на примерах материков, океанов и стран. Особое внимание обращается как на природные процессы, так и на процессы развития населения и хозяйства. В современной географии комплексно рассматриваются основные закономерности развития природных условий, современного населения мира и его хозяйственной деятельности, экологические проблемы. При применении комплексного подхода учитываются географические, экономические, социальные и экологические взаимосвязи природы и общества.

Разнообразная страноведческая информация позволяет сравнивать, оценивать природные особенности разных территорий, их ресурсный потенциал, состояние хозяйства и населения. Знания о далеких странах, особенностях их развития помогают понять природу нашей страны, особенности развития хозяйства и использовать более эффективно ее ресурсы.

В настоящее время потребность в знаниях страноведческого характера резко возрастает. Все проблемы, с которыми столкнулось человечество (загрязнение окружающей природной среды, продовольственная, энергетическая и др.), касаются всех стран или большей их части. Расширяются мировые экономические связи, торговля, туризм. Все это требует специальных страноведческих знаний.

Республика Беларусь реализует программу создания социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому опыт развития экономики других стран, решения различных проблем, в том числе экологических, интересен для нашей страны. Это может оказать помощь, например, в разработке и реализации различных хозяйственных проектов и целевых программ по охране природы.

Географические особенности
природы и народов Земли
В какой из перечисленных стран числен
ность населения наибольшая?
1) США
2) Россия
3) Индия
4) Бразилия

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
Какой из перечисленных городов являет
ся столицей государства?
1) Нью-Йорк
2) Монреаль
3) Сидней
4) Вашингтон

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
На каком материке находится самая пол
новодная река мира?
1) Африка
2) Южная Америка
3) Евразия
4) Северная Америка

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
На каком материке находится самый высо
кий в мире водопад?
1) Африка
2) Северная Америка
3) Евразия
4) Южная Америка

Задание 1

Повторить – самое –самое по
материкам

Задания 2.

Задания 2.
Географическое положение России
Какие из перечисленных островов входят
в состав территории Российской Федера
ции?
1) архипелаг Шпицберген
2) архипелаг Северная Земля
3) Алеутские острова
4) Марианские острова

Задания 2.
Географическое положение России
С какой из перечисленных стран Россия
имеет сухопутную границу?
1) Молдавия
2) Венгрия
3) Белоруссия
4) Армения

Задания 2.
Географическое положение России
На каком из перечисленных полуостровов
находится крайняя северная материковая
точка России?
1) Кольский
2) Гыданский
3) Таймыр
4) Чукотский

Задания 2.
Географическое положение России
Повторить пограничные объекты:
Страны, граничащие с РФ по суше
Острова
Моря
Проливы
Крайние точки

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
Какая из перечисленных территорий Рос
сии находится в умеренном климатиче
ском поясе?
1) острова Новая Земля
2) полуостров Таймыр
3) Чукотский полуостров
4) остров Сахалин

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
В основании территории какого из пере
численных регионов лежит древняя плат
форма?
1) Воронежская область
2) Республика Дагестан
3) Челябинская область
4) Магаданская область

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
. Для почв какой природной зоны России
характерен наиболее мощный гумусовый
горизонт?
1) смешанные леса
2) степь
3) тайга
4) тундра

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
В каком из перечисленных регионов Рос
сии распространены чернозёмные
почвы?
1) Вологодская область
2) Пермский край
3) Ставропольский край
4) Республика Коми

Задания 3. ПОВТОРИТЬ
Субъекты РФ
Лучше повторять по изученным
регионам,
Например Северная Россия: Мурманская
обл., Архангельская обл. с Ненецким АЛ
(столица – г. Нарьян-Мар), республика
Коми (столица – Сыктывкар), республика
Карелия (столица Петрозаводск) и
Вологодская область)


Такие неблагоприятные климатические явления,
как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно
затрудняют хозяйственное использование терри
тории. Для какой из перечисленных территорий
России они наиболее характерны?
1) Кировская область
2) Камчатский край
3) Астраханская область
4) Республика Коми

Задания 4. Геоэкологические проблемы
Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяй
ственную деятельность человека: добычу полезных
ископаемых, строительство дорог и зданий. В каком
из перечисленных регионов России необходимо учи
тывать последствия оттаивания многолетней мерзло
ты?
1) Самарская область
2) Красноярский край
3) Ростовская область
4) Чувашская Республика

Задания 4. Геоэкологические проблемы
Снежные лавины - одно из наиболее гроз
ных и опасных природных явлений. В каком
из перечисленных регионов России снежные
лавины представляют наибольшую опас
ность?
1) Калининградская область
2) Республика Северная Осетия–Алания
3) Чувашская Республика
4) Архангельская область

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
Сель – грязевой или грязекаменный поток, отлича
ющийся разрушительной силой, внезапностью
возникновения. В каком из перечисленных регио
нов России сели представляют наибольшую опас
ность?
1) Вологодская область
2) Ямало-Ненецкий АО
3) Республика Дагестан
4) Воронежская область


размещение
Какой из перечисленных городов России
является крупным центром автомобиле
строения?
1) Архангельск
2) Тамбов
3) Череповец
4) Нижний Новгород

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение
Какие из перечисленных электростанций
являются тепловыми?
1) Курская и Тверская
2) Красноярская и Братская
3) Зейская и Усть-Илимская
4) Сургутская и Тюменская

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение
В каком из перечисленных городов рабо
тает крупный металлургический комби
нат?
1) Курск
2) Липецк
3) Самара
4) Уфа

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение

лесная промышленность является одной из
ведущих отраслей промышленности?
1) Архангельская область
2) Курская область
3) Республика Татарстан
4) Ставропольский край

Задания 5. ПОВТОРИТЬ
Факторы размещения с примерами
Фактор размещения – регион – крупные
предприятия (энергоёмкость – Южная
Сибирь – производство алюминия в гг.
Братске, Красноярске, …)
ВСЕ МЕТАЛЛУРГИЕСКИЕ КОМБИНАТЫ
ПОЛНОГО ЦИКЛА
ВСЕ КРУПНЫЕ ГЭС, ТЭС, АЭС и
альтернативные (в приложениях в конце
учебника есть таблица)


Группа туристов из Финляндии хочет своими глаза
ми увидеть необычную для них природу русских
степей. Какой из перечисленных заповедников
для этого им необходимо посетить?
1) Курильский
2) «Остров Врангеля»
3) Оренбургский
4) Костомукшский

Задания 6. Природные ресурсы, их использование и
охрана
Студенты естественно-географического факультета за
нимаются исследованием дельт рек, расположенных
в природной зоне полупустынь и пустынь. Какой из пе
речисленных заповедников им следует посетить для
проведения исследовательской работы?
1) Ростовский
2) Сихотэ-Алинский
3) Усть-Ленский
4) Астраханский

Задания 6.
. С целью сохранения природной среды жизни коренных на
родов компания «Газпром» предпринимает специальные
меры по рекультивации земель, нарушенных в результате бу
ровых работ в районах добычи газа. На территориях традици
онного проживания какого из перечисленных народов необ
ходимо предпринимать такие меры?
1) чукчи
2) карелы
3) ненцы
4) чуваши

Задания 6
К традиционным занятиям народов какого
из перечисленных регионов России относит
ся пастбищное овцеводство?
1) Республика Карелия
2) Республика Дагестан
3) Чукотский АО
4) Ненецкий АО

Задания 6. ПОВТОРИТЬ
Карта народов РФ
Малые народы РФ
Территории с традиционными занятиями
Европейский Север, Поволжье, Кавказ,
Сибирь и Дальний Восток

Задания 7 и 8. Разные территории Земли, их обеспе
ченности природными и человеческими ресурсами
В каком году из указанных ниже было зафик
сировано наименьшее число эмигрантов?
(по таблице)
1) 1994 г.
2) 1998 г.
3) 2002 г.
4) 2006 г.

Задания 7. В каком году наблюдалась наибольшая эмиграция?
1) 2007
2) 2008
3) 2009
4) 2010

Задание. 8. Определите по карте, в каком на
правлении от ямы находится родник

Задания 7. Повторить понятия
Естественный прирост
Миграционный прирост
Эмиграция
Имиграция


В каком из перечисленных регионов России
средняя плотность населения наибольшая?
1) Приморский край
2) Амурская область
3) Вологодская область
4) Краснодарский край

Задания 9. Особенности населения России
Какой из перечисленных городов является
наибольшим по численности населения?
1) Петрозаводск
2) Омск
3) Иваново
4) Иркутск

Какая из территорий, обозначенных буквами на карте Рос
сии, имеет наименьшую среднюю плотность населения?

Задания 9. Повторить
Основную зону расселения и
хозяйственного освоения, города и
субъекты федерации в ней
Зону Севера, города и субъекты
федерации в ней

Задания 10ю Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Архангельск
2) Омск
3) Магадан
4) Якутск

Задания 10. ПОВТОРИТЬ (и не перепутать!!!)
ПОНЯТИЯ
Циклон (НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ!!!)
Антициклон (А_В)
Атмосферный фронт:
Теплый
холодный

Задания 11. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карты

Задания 11. Разные территории
Земли: анализ карты
Карта погоды составлена на 14 марта. В каком из перечисленных городов, обозначенных на карте, на
следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха?
1) Воронеж 2) Екатеринбург 3) Омск 4) Томск

Задания 12. Природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем
Что является примером нерационального приро
допользования?
1) проведение снегозадержания в зимнее время
2) использование природного газа вместо угля на
ТЭС
3) создание системы оборотного водоснабжения
на промышленных предприятиях
4) осушение болот в верховьях малых рек

Задания
Негативное влияние на состояние окружаю
щей среды оказывает
1) создание терриконов в местах добычи
угля
2) рекультивация земель на месте карьеров
3) использование систем оборотного водо
снабжения
4) создание лесополос в зоне степей

Повторить понятия
Рациональное и нерациональное
природопользование
Рекультивация
Террикон
Оборотное водоснабжение
Комплексное использование
Мелиорация

Задания 13. Существенные признаки геогра
фических объектов и явлений
В каком из высказываний содержится информация о воспроизвод
стве населения?
1) В январе - октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение
числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и сниже
ние числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же перио
дом предыдущего года.
2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численно
сти населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского - 29%.
3) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном феде
ральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1
км2.
4) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибы
ло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

Задания 13
В каком из высказываний содержится информация о паводке на
реках?
1) Обильные осадки привели к подъёму воды в малых реках Амур
ской области. В Зейском районе резко прибыла вода в реке Уркан.
2) Зея отличается высокой водностью: средний годовой расход
воды её равен 1800 м3/сек, что соответствует модулю стока 7,7
л/сек · км2.
3) В нижнем течении Зея выходит на равнину, её долина расширяет
ся, а русло делится на многочисленные рукава.
4) Амурская область обладает значительными ресурсами поверх
ностных и подземных вод. Здесь много рек длиной свыше 10 км.

Повторить
Воспроизводство, ест. прирост, миграция
Режим реки: паводок, половодье, межень
Питание реки (дождевое, снеговое и тд)


геосферах – 2 балла
. Мощный оползень сошёл со склона в канун Рож
дества в окрестностях Рио-де-Жанейро. По инфор
мации спасательных бригад, оползень разрушил,
по меньшей мере, 25 жилых домов. К счастью,
жертв удалось избежать. Оползни, вызванные
проливными дождями, отмечены и в других райо
нах страны.
Объясните, почему проливные дожди могли стать
причиной оползней.

14. Географические явления и процессы в
геосферах - 2 балла
Южная часть Омской области находится в природной зоне
степей с чернозёмными почвами, а северная, где выпадает
больше атмосферных осадков, - в лесной зоне с дерновоподзолистыми почвами. Дерново-подзолистые почвы содер
жат меньше гумуса по сравнению с чернозёмными. Объясни
те, с чем это связано, указав две причины.
Омская область - важный сельскохозяйственный регион Си
бири. Здесь выращивают как зерновые (на долю области при
ходится более 15% валового сбора зерна, производимого в
Сибирском федеральном округе), так и технические (лён),
кормовые культуры, картофель и овощи. Специализация рас
тениеводства во многом определяется природными условия
ми.

Задания 15. Географические объекты и
явления
. Определите, какое атмосферное давле
ние будет наблюдаться на вершине горы
высотой 700 метров, если у её подножия
его значение составляет 760 мм и извест
но, что давление изменяется на 10 мм на
каждые 100 м. Ответ запишите в виде
числа.

Задания







до целого числа.

Задания 16. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карт

Задания 16. Разные территории Земли: анализ карт
Расположите перечисленные ниже города
в порядке увеличения в них численности
населения. Запишите в ответ получившую
ся последовательность букв.
А) Нижний Новгород
Б) Краснодар
В) Нарьян-Мар

Повторить

Города - милионники
Города с крупными металлургическими
заводами

За­да­ние 17 № 81. Опре­де­ли­те, какой город (сто­ли­ца го­су­дар­ства) имеет гео­гра­фи­че­ские ко­ор­ди­на­ты 33° ю.ш. 71° з.д.

Задание 17 № 81. Определите, какой город (столица
государства) имеет географические координаты 33°
ю.ш. 71° з.д.
Повторить:
Широта- северная и южная от 0 до 90 гр
Долгота – западная и восточная от 0 до 180
Примечание – восток СПРАВА (если стоять
лицом к северу или смотреть на карту)

Задания 18. Рас­сто­я­ние на карте (Взять хорошие линейки, измерять тщательно до 1 мм как записано в задании от середины знака до точки)

Задания 18. Расстояние на карте
(Взять хорошие линейки, измерять тщательно до 1 мм как
записано в задании от середины знака до точки)
Определите по карте рас
стояние на местности по
прямой от точки А до ко
лодца. Измерение прово
дите между точкой и цен
тром соответствующего
условного знака. Полу
ченный результат округ
лите до десятков мет
ров. Ответ запишите в
виде числа.

Каталог заданий. Задания 19. На­прав­ле­ние на карте

Каталог заданий. Задания 19. На
правление на карте
Определите по карте,
в каком направлении
от точки А находится
колодец.

Задания 20. Чте­ние карт раз­лич­но­го содержания – 2 балла

Задания 20. Чтение карт различно
го содержания – 2 балла
Фермер выбирает участок для закладки ново
го фруктового сада. Ему нужен участок, на кото
ром весной рано сходит снег, а летом почва
лучше всего прогревается солнцем. Он также
должен иметь расположение, удобное для вы
воза собранного урожая на консервный завод.
Определите, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвеча
ет указанным требованиям. Для обоснования
своего ответа приведите два довода.

Задания
Определите долю городского населения в
% от общей численности населения Севе
ро-Кавказского федерального округа,
если известно, что численность его насе
ления на 1 января 2013 г. составляла 9 542
640 человек, из которых горожан - 4 694
703 чел. Полученный результат округлите
до целого числа.

Задания 21. Чте­ние и ана­лиз карт

Задания 21. Чтение и анализ карт
На рисунках представлены варианты профи
ля рельефа местности, построенные на ос
нове карты по линии А – В разными учащи
мися. Какой из профилей построен верно?

Задания 22. Гео­гра­фи­че­ские объекты и явления

Задания 22. Географические
объекты и явления
Карты какого географического района России
необходимо выбрать, чтобы более детально
изучить регион, в котором расположен г. Соро
чинск Оренбургской области?
1) Северо-Запада
2) Центральной России
3) Урала
4) Европейского Юга

Задания 23. Раз­ные территории Земли, их обес­пе­чен­но­сти природными и че­ло­ве­че­ски­ми ресурсами (по тексту)

Задания 23. Разные территории Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами (по тексту)
. Укажите одну особенность природно-ре
сурсной базы Иркутской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение пред
приятия сырьём.
Какая особенность хозяйства г. Братска спо
собствовала выбору места для создания
энергоёмкого производства, о котором гово
рится в тексте?

Задания 24. Гео­гра­фи­че­ские явления и про­цес­сы в геосферах

Задания 24. Географические
явления и процессы в геосферах
Во время экскурсии учащиеся сделали схематиче
скую зарисовку залегания горных пород на обрыве
у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных
пород в порядке увеличения их возраста (от самого
молодого до самого древнего). Запишите в ответ по
лучившуюся последовательность букв.
А) кварцит
Б) известняк
В) песок

Про­ана­ли­зи­руй­те кли­ма­то­грам­му и опре­де­ли­те, какой бук­вой на карте обо­зна­чен пункт, ха­рак­те­ри­сти­ки кли­ма­та ко­то­

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, ха
рактеристики климата которого отражены в климатограмме.

Задания 25. Осо­бен­но­сти природы, населения, ос­нов­ных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и рай­о­нов России

Задания 25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов России
А) Приглашаем в край голубых озёр и рек, в край белых
ночей! Посетите памятники культуры Кижи и Валаам!
Б) Посетите города-курорты нашего региона, по своему
разнообразию и ценности минеральных вод и лечебной
грязи не имеющие аналогов в Европе!
1) Республика Карелия
2) Ставропольский край
3) Тюменская область
4) Самарская область
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соот
ветствующем буквам

Задания 26. Опре­де­ле­ние поясного времени

Задания 26. Определение поясного
времени
Расположите регионы России в той последо

ют Новый год. Запишите в ответ получившу
юся последовательность букв.
А) Смоленская область
Б) Республика Алтай
В) Пермский край

Ана­лиз информации о раз­ных территориях Земли

Анализ
информации
о разных
территориях
Земли

Задания 28. Вы­яв­ле­ние эмпирических зависимостей (по таблице)

Задания 28. Выявление
эмпирических зависимостей (по
таблице)
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выяв
ления зависимости между особенностями климата и географи
ческим положением пункта. У всех учащихся выводы получи
лись разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе
представленных данных?
1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем теплее в июле».
2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая ам
плитуда температур».
3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают
атмосферные осадки».
4) Александр: «Чем ближе к морю, тем реже выпадают атмо
сферные осадки».

Задания 29. Гео­гра­фи­че­ские следствия дви­же­ний Земли (к таблице)

Задания 29. Географические
следствия движений Земли (к
таблице)
В каком из перечисленных городов 22 декабря
Солнце позже всего по московскому времени
поднимется над горизонтом?
1) Шалон
2) Мюнхен
3) Кошице
4) Черновцы

Зад. 29

Расположите регионы России в той последо
вательности, в которой их жители встреча
ют Новый год. Запишите в таблицу получив
шуюся последовательность цифр.
1) Республика Дагестан
2) Тюменская область
3) Иркутская область

Зад. 30. Определение региона, города

Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её эко
номико-географического положения является наличие выхода к
Государственной границе Российской Федерации и выхода к
морю. На территории республики находится морской порт. Рес
публика специализируется на производстве пиломатериалов,
целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.
Ответ: Республика ___________________________.

География 7 класс

Тема урока: Главные особенности природы Земли

Дата проведения…………….

Цели:

Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».

Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.

Развивать память, пространственное мышление и логику.

Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания,полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду - я, а вы - юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден.Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина - 1медаль.

Платформа;
Климат;
Изотермы;
Водные массы;
Природный комплекс;
Широтная зональность;
Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому,чтобы нам немного по рассуждать для того,чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак«Объяснялки». Правильный ответ - 1 медаль.

1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?

2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?

3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце - вот что движет воды океана»?

4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?

5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить,почему оно является лишним.

1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

3. Река, море, залив, пролив, океан.

4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги.Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение - 6 мин.Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время - 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся.(Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в)политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое»встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

1. Самый большой океан Земли? (Тихий)

2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)

4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)

5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

7. Самое солёное море мира? (Красное)

8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)

10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение - 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути.Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа». 2002.

2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.

3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. - М.: Издательство «первое сентября», 2000. - 272 с.