Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)
Задание 3 . Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,
затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:
месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);
время года, в названии которого есть звук [М] (зима).
Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):
Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).
Задание 12. Знакомство со звуком [М"].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...
Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...
Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)
«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:
м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):
ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...
Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():
Миша, Марк, Марина, Мирон...
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)
Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь)
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой — спит,
Летом — ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма — дома я сама.
Му-му-му — молоко кому?
Мо-мо-мо — едим эскимо.
Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.
Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, -
А теперь все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Выполнять соответствующие движения.
Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем —
И опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд — смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звук и буква М»
Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.
2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.
Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.
Ход занятияI. Оргмомент.
Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.
А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.
II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И.
В: Они какие?
Гласные.
В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.
В: Сколько их? + Два.
В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.
Что это? (выставляется картина «Дом»)
Какой последний звук вы услышали в этом слове?
Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.
Какой это звук? (согласный)
А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).
Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).
А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).
В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).
Физкультурная минутка.
Звуко – буквенный анализ.
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
МАМА
В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова).
В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)
IV. Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?
- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..
Дети определяют место звука м
Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально
VI. Физкультминутка.
VII. Развития зрительного внимания и памяти.
Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.
Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.
Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.
Игрушки переставляются.
А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).
VIII. Развитие фонематических представлений.
Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?
Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].
IX. Восстановление деформированных предложений.
Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:
«Мама мыть Митя».
«Возле дома цвести мак».
«Дима мыть руки мыло».
Поможем Мите составить эти предложения правильно.
Нахождение буквы М в кассе букв
Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.
XI. Итог занятия.
С какими звуками сегодня познакомились?
Что еще нового узнали на занятии?
Что было трудным для вас на занятии?
Спасибо всем за работу.
Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву М по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Мышка
Морковь
Медведь
Муравей
МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?
Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.
Произнеси: МММ.
Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.
Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.
Кто больше?
- Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
- Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
- Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)
Задание: печатная буква М для дошкольников
- Рассмотри букву М. На что она похожа?
- Сложи из пальцев букву М.
- Напиши букву М в воздухе.
Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)
Загадки для детей на букву М
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)
Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)
Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Рогатый, а не бодается.
(Месяц)
Пословицы и поговорки на букву М
Мир строит, а война разрушает.
Кто сеет мир, пожнет счастье.
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
Москва - всем городам мать.
Мало хотеть, надо уметь.
Сказка про букву М
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…
Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…
Веселые стихи про букву М для детей
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)
Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)
Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)
Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)
Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)
Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)
Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)
Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)
То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)
Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)
Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.
2. Основная часть:
Игра «Что общего в словах?»
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).
Произнесём звуки [м],[м].
Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
Чем отличаются эти звуки?
Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно, смотри
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ
Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.
Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)
Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)
Знакомство с буквой м.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из 4 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).
3. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
Анализа и синтеза слова «мама»;
Находить заданный звук в словах,
Дифференцировать твердость и мягкость звука,
Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
Слуховую память, внимание, восприятие;
Умение концентрировать внимание;
Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
Речевое дыхание.
Определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
Умение работать в микрогруппах, группах;
Желание помогать друг другу;
Интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки
Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Оборудование:
Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
6 конвертов с одной частью от целой картины;
Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- «волшебные» бусины;
Мешочки с ароматом лимона и пихты;
Кассы букв;
Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
Корзинка для фишек;
Фишки для рефлексии;
Малиновое варенье.
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.
Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».
Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
III. Сообщение темы НОД.
Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:
Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «М» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?
Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «Мь» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?
V. Игра №2. «Поэты»
Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
МО ЭСКИМО
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ – топ – топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:
Пей чай с моя мёдом.
Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
IX. Аромотерапия.
Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.
Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
Б) Манипуляции с буквами.
Как кричала Маша? «Ам – ам».
Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.
Как кричал Крокодил? «Мама».
Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».
Сколько слогов в лове МАМА?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Бусинкой круги катаю,
Взад- вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).
От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!
Список литературы и адреса интернет-ресурсов:
1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская
«Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина
«33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
«Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина
«Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html