Ход занятия:

    “Кулачки мы вместе сложим,
    Нашим пальчикам поможем,
    Разогнуться и подняться
    И друг с другом повстречаться.
    Пальчик к пальчику сожмем,
    Разгибаем, загибаем, разгибаем
    Снова в кулачок сжимаем - заниматься начинаем”.

    II. Организационно-поисковый :

    -

    Дом ее на белой туче,

    Но ей страшен солнца лучик.

    Серебристая пушинка,

    Шестигранная.(снежинка)

    Проработав целый день,

    Намела гору метель.

    Что за горка? Как зовётся?

    Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

    Холодом дышал и вот

    Не вода в ручье, а … (лед)

    Свяжет бабушка их внучке

    Чтоб зимой не мерзли ручки

    Сохраняют тепло сестрички

    Шерстяные …. (рукавички)

    Мы его слепили ловка

    Глазки есть и нос морковка

    Чуть тепло-заплачет вмиг

    И растает … (снеговик)

    Зацепилась за карниз

    Головой свисает вниз

    Акробатка- крохотулька

    Зимний леденец … (сосулька)

    Всякая здесь птица

    В зимний холод угостится

    На сучке висит избушка

    Называется … (Кормушка)

    -

    -

    А на казахском как будет?

    Ыс айлары? (Желто?сан. ?антар. А?пан)

    )

    Какие бывают ветра?

    Какое солнце зимой?

    Как на казахском лед?

    Какие стоят деревья?

    Как на казахском снег?

    -

    -

    А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Ше?берге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима

    К слову снег:

    - Жарайсын,балалар!

    Физминутка

    Снег идет, снег идет

    Дворник улицу метет

    Веселей, веселей (хлопки)

    Нам помочь ему не лень.

    И за дело сейчас возьмемся

    Раз, два, три, четыре

    Наклоняться три, четыре

    И на месте поскакать

    На носок, потом на пятку

    - Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить - зима - это плохо, потому что …, а ваша - зима - это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

    - (Спрашиваю детей).

    -

    «Внимательные глазки»

    Упражнение «Волшебство».

    (спросить 2-3 человека)

    Итак, ребята.

    2. Потом о погоде и природе.

    3. Затем, что делают дети

    Примерные рассказы детей:

    1 ребенок:

    2 ребенок:

    3 ребенок:

    -

    -

    Что больше понравилось?

    Что было трудно?

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»» »

Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима»»

Білікті Образовательная область: Коммуникация

Тарау Раздел: Развитие речи

Воспитатель: Нурмухамбетова А.А

Цель:

учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

    развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;

    развивать связную речь;

    активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными

    учить называть родственные слова к существительным

    развивать память, внимание, логическое мышление;

    воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

I. Мотивационно-побудительный:

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними на казахском языке. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика “Кулачок”:

“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.

II. Организационно-поисковый :

- Присаживайтесь на стульчики. Ребята, из нашей группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)

Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.

Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...(снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся.(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные …. (рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)

- Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).

Ребята, посмотрите какой замечательный волшебный сундучок есть у меня.Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. (музыка волшебного сундучка)

Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

“Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.Снегурочка.”

Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме

Ребята, а как вы думаете какое настроение у Деда мороза сейчас? Конечно грустное? Давайте выберем подходящее и прикрепим, на какую ступеньку? На самую низкую.

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

Какое у нас сейчас время года? Отвечаем полными ответами.

Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

А на казахском как будет?

-Қыс айлары? (Желтоқсан. Қантар. Ақпан)

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки )

Какие бывают ветра?

Какое солнце зимой?

Что происходит зимой на реке?

Как на казахском лед?

Какие стоят деревья?

А что бывает только зимой? (Снег)

Как на казахском снег?

Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

- Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки под музыку)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Шеңберге турамыз и сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий) А еще есть такое слово «зимовье», оно означает…

К слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

- Жарайсын,балалар!

Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

Представим, что мы с вами на улице. Максим проведи, пожалуйста, физминутку.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

- Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру “Хорошо - Плохо”. Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть то же там для вас приготовлено. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)

- Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).

- А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “Зимний развлечения”).

Чтобы нам получше было видно, подойдем к телевизору.

«Внимательные глазки»

Давайте возьмем «подзорную трубу». А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

Упражнение «Волшебство».

А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине».

Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

Расскажите о своих чувствах. Даша ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

Итак, ребята.

1. Сначала вы расскажете о времени года.

2. Потом о погоде и природе.

3. Затем, что делают дети

4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.56. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

III. Рефлексивно-корригирующий :

- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?

Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

- Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

Что больше понравилось?

Что было трудно?

А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе. Составление рассказа

«Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Тема: Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи:

1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине.

Оборудование: сюжетная картина «Дети идут в школу»

Ход занятия:

Организационный момент.

В: Ребята, я хочу вам загадать интересную загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Как вы думаете, что это?

В: Найдите картину - отгадку на эту загадку. (Картины времен года развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети находят картину - отгадку, подходят к ней.) Правильно, это осень.

В: Как вы догадались, что это осень?

Д: Созрел урожай, птицы летят к югу, деревья раздеваются, деревья кроме елочек и сосен желтеют.

Основная часть.

В: Ребята, у нас с вами есть сундучок, где живут разные слова, в него мы соберем осенние слова. Если светит солнце, небо светлое, дует теплый ветерок, шуршат желтые листья, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Солнечная, ранняя, ясная, золотая.

В: Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?

Д: Хмурая, дождливая, поздняя, пасмурная

Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов мы положили в наш сундучок.

Воспитатель выставляет картину «Дети идут в школу» , предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:

В какое время года дети начинают учиться? (осенью)

Ребята, а кто изображён на картине?

(На картине нарисованы мальчик с девочкой) .

Как они одеты? Почему?

Почему вы так думаете? (дети несут букеты цветов)

Кто встречает детей в школе?

Какое настроение у детей?

Какие деревья нарисованы на картине?

Какое небо изобразил художник?

А как можно назвать картину?

Игра «Продолжи предложение»

В: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.

Школьные принадлежности носят в (портфеле)

В больнице лечат, а в школе … .(учат)

Дети в школе сидят за … (партой)

В школе урок начинается после (звонка)

После урока дети отдыхают на … (перемене)

Учитель пишет мелом на (доске)

В семье – дети, а в школе они - … .(ученики)

Хорошие и плохие отметки ставят в (дневник)

Физминутка:

Каждым утром перед школой

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать.

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

В: Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине? Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а потом расскажите о том, что вы видите на картине.

Не забудьте сказать:

Когда происходило действие? Какой был день?

Где всё происходило?

Что они там интересного видели?

Чем всё закончилось. Мальчику и девочке можно дать имена.

Рассказы детей (3 -4 ребёнка)

Примерный рассказ

Был ясный, солнечный, сентябрьский день. Миша встал очень рано, потому что боялся опоздать. Еще с вечера он приготовил портфель и тетрадки. Во дворе он увидел Катю с цветами, и они вместе пошли в школу. По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили нарядных и веселых ребят, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Мишей вернулись домой в хорошем настроении.

Упражнение «Отгадай – ка». Дети, сейчас я буду называть верные и неверные сведения о школе. Если в предложении все правильно, хлопните в ладоши. Если предложение не верно, исправьте его.

Учиться в школе очень легко.

В школе всегда много игрушек.

В школе учатся до старости.

Все дети не хотят ходить в школу.

Ученики в школе учатся ночью.

Ученики носят в портфеле кирпичи.

Дети пишут в тетради ручкой.

Самая лучшая отметка в школе – два балла.

Заключительная часть.

Анализ занятия:

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

В: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Еще хочу отметить ребят, у которых получился интересный рассказ.


Программное содержание:

— учить детей связно составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность;

— учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании;

— развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.

Наглядный материал : Картина «Лиса с лисятами».

Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.

Ход занятия

Дети входят в группу и прежде чем сесть на стул, каждый из них называет дикое животное.

Воспитатель: — Отгадайте загадку

— Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка, маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения. А теперь, все внимание на стенд.

На стенде картина «Лиса с лисятами»

Воспитатель обращается к детям:

— Посмотрите внимательно на эту картину и придумайте ей название.

(Из всех предложенных детьми вариантов выбирается наиболее подходящий.)

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.

Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)

— Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)

— Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)

Вдумайтесь, ребята, как много слов, могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А кто находится рядом с лисой?

Дети: — Лисята, детеныши лисы.

Воспитатель: — Верно, их еще называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.

А теперь игра «Придумай словечко»

— У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.

Воспитатель: — Назовите ласково детеныша лисы.

Дети: — Лисенок.

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру «Хитрая лиса»

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Воспитатель: — Все слова, которые вы сейчас вспомнили, вы можете использовать, когда будете составлять рассказ. Подумайте, как вы назовете его. Можно будет использовать те, которые вы дали в начале занятия.

Дети презентуют свои рассказы. После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок в изложении. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

Воспитатель: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.

Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе: «Рассказывание по картине « Скоро в школу».

Тема: Рассказывание по картине «Скоро в школу».

Задачи:

Закрепить представление о том, что дети подготовительной группы - будущие школьники.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Активизировать слова, относящиеся к теме: «Школа», «Школьные принадлежности».

Учить сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений;

Помочь детям правильно строить высказывания;

Материал. Презентация, портфель, школьные принадлежности: букварь, карандаш, тетрадь, ручка, линейка, ластик.

Ход занятия:

Вы самые старшие в детском саду, - начинает беседу педагог. – Как называется наша группа? Подготовительная к школе.

Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Отвечая на вопросы, обратите внимание на свою речь, отвечайте полным ответом. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… ».

Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику? (ответы детей)

Читать и писать вас обязательно научат в школе, - продолжает педагог. - А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Дети рассматривают ее.

Вопросы:

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики,

школьники, первоклассники.)

Что несут в руках дети? (Портфели. ) Воспитатель достает портфель.

А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен.

(Букварь)

Посмотрите на меня -

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я - в линейку, без сомнений.

Это - лёгкая загадка:

Каждый знает, я -. .

(Тетрадка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Ластик)

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают) .

В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

Воспитатель предлагает образец рассказа:

«Наступило долгожданное сентябрьское утро. За окном ясное безоблачное небо. Девочки и мальчики были готовы идти в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники и поставили праздничные букеты в вазы. Наташа боялась опоздать, и поэтому встала пораньше. На улице она встретилась со своими друзьями, и они вместе пошли знакомой дорогой в школу… »

Дети придумывают рассказ по картине.

Обращает внимание детей на картину и просит подумать, как ребята готовились, как собирались в школу.

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным. Затем дети обсуждают, чей рассказ получился интереснее, лучше.

Дидактическое упражнение:

Скажите предложение - Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете. Дети отвечают.

В заключении послушаем стихотворение про школу (рассказывает ребенок) :

Что такое школа?

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит "школа"!

Источники:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.

2. Иванова О. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду. Учебно-тематические планы, конспекты занятий, критерии оценки результатов. /О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 192с. :ил. - (Программа предшкольного образования) .

3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М: Издательство «Скриптоний 2003», 2014.-56

Составление описательного рассказа на тему «Зима» в подготовительной группе детского сада


Зинаида Аркадьевна Старцева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40» п. Майский Пермский край
Описание: конспект НОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ для проведения бесед на зимнюю тематику. Конспект можно использовать для работы полностью, или фрагментарно.
НОД речь и речевое общение
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи:
1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.
3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.
4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»,
просмотр слайдов по теме занятия,
рисование, аппликация на тему «Зима»
наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
экскурсия в зимний лес,
экспериментирование с водой, снегом и льдом,
чтение рассказов о зиме,
повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.


Материалы и оборудование:
выставка репродукций картин И. И. Шишкин "Зима", «Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;
выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
схемы составления рассказа (несколько вариантов);
магнитофон, аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;
блокнот и ручка для записей рассказов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.
Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится..
Воспитатель: верно, это произведение так и называется «Времена года - Зима – Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди.
О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть.
Белый снег, пушистый - «фонарики» - вращение кистями рук
В воздухе кружится
И на землю тихо - «фонарики»- медленно вращая кистями рук, опускаем вниз
Падает, ложится.
И под утро снегом - руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой - руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»
Принакрылся чудной
И заснул под нею - ладошки под щёку, глаза закрыть
Крепко, непробудно...

Стали дни короче - руки перед собой, ладони слегка разводим
Солнце светит мало - пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем верх, и быстро опускаем
Вот пришли морозы - энергично шагаем на месте
И зима настала - "добро пожаловать": руки вытягиваем вперёд открытыми ладонями вверх
(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать)
Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?
Ответы детей: зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, дни короткие хмурые, часто идёт снег...
Воспитатель: Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах?
Ответы детей: вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...
Воспитатель: Какими словами можно сказать о погоде зимой?
Ответы детей: холодная, морозная, снежная, вьюжная, метельная, ветреная, солнечная, пасмурная...
Воспитатель: Как живётся деревьям зимой?
Ответы детей: деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...


Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?
Ответы детей: птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются... Птиц надо подкармливать обязательно.
Воспитатель: Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод».
Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники, которые «угощали» птиц своими семенами, поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека. Вы молодцы, не забываете приносить для птичек семечки и крупу.

Воспитатель: достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой, смотрите-ка, снежинка, наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позволите мне начать? Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу.
Дети шепчут снежинке слова : холодный, блестящий, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный под лучами солнца...
Воспитатель: Ах, какие умницы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и «погулять по снегу». Представьте: снег только что выпал глубокий, мягкий пушистый, шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно? (ответы детей)
Воспитатель: Погода поменялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенным дорожкам, представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную морозную погоду?
Ответы детей: снег хрустит, скрипит, «поёт» песенку...


Воспитатель: Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она?
Ответы детей: снежная, морозная, холодная, вьюжная, красивая, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая, длинная, скучная...
Воспитатель: Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. Попробуем придумать интересные рассказы. Кому нужна помощь, возьмите подсказку (схему).

Кто хочет сам, составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали, говоря о снеге, о погоде, о зиме.
Посмотрите, что это у меня?
Ответы детей: блокнот, ручка.
В красивый блокнот красивой ручкой я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые.
Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова. Если рассказы длинные, выслушать 2-3 детей.

Воспитатель: дети, кто не успел рассказать о зиме, не огорчайтесь, я обязательно вас выслушаю и запишу все рассказы. Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Зима»
На улице зима – разводим руки в стороны
Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»
Одежда нам нужна значительно теплее - грозим указательным пальцем
Чьи варежки? - руки вперёд, поглаживаем
Мои! – руки к себе
Чья шапочка? – руки к голове
Моя! – руки к себе
Чей шарфик? - руки к шее
Мой! - руки к себе
Пойдём гулять скорей с тобой - находим пару и шагаем, "гуляем" по группе
Хорошо зимой гулять


В зимнем лесу тишина и покой
А нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: возвращаемся на свои места, нас ждёт следующая игра «Подскажи словечко» .
Вы назвали много разных слов о зиме, и о снеге. Послушайте и постарайтесь догадаться о чём я буду говорить: снежная, холодная, морозная, вьюжная…
Ответы детей: зима, погода.
Воспитатель: искристый, хрустящий, холодный…
Ответы детей: снег, иней.
Воспитатель: северный, ледяной, сильный…
Ответ детей: ветер.
Воспитатель: огромные, пушистые, мягкие …
Ответ детей: сугробы.
Воспитатель: толстый, прозрачный, холодный …
Ответ детей: лёд.
Воспитатель: отлично справились с заданиями. Для вас ещё одна знакомая игра «Живые слова». Кто может рассказать правила этой игры?
Ответы детей: детям даются слова, дети-слова встают по порядку, держа друг друга за руки.
Воспитатель: Кто хочет быть словом? Кто первым поднял руку, тот выбирает себе ещё двух товарищей для игры.


Воспитатель «раздаёт» детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом»
и предлагает построить предложение. Далее воспитатель предлагает малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют.
Воспитатель поднимает белую салфетку, под ней игрушки заяц и белка
Посмотрите-ка, лесные зверюшки здесь прячутся. Кто из вас знает скороговорку про этих животных?
Если дети затрудняются, воспитатель читает сама скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была».

Далее воспитатель вызывает нескольких детей (из числа тех, что были малоактивны на занятии) и предлагает произнести скороговорку медленно, в умеренном темпе, быстро.
Воспитатель: Лесные гости и снежинка останутся с нами, вы сможете поиграть с ними в свободное время. Впереди у нас оформление книги рассказов. Дети, вы доставили мне сегодня радость своими красивыми рассказами. Мне приятно было играть с вами в речевые игры.
Что было самым интересным сегодня для вас? Какое задание было самым трудным? (ответы детей)
Воспитатель: Кто считает, что сегодня справился со всеми заданиями, тот гладит себя по голове и говорит, мальчики: «Я молодец!», девочки: «Я умница-разумница!» Спасибо всем за работу на занятии.

Список литературы:
1. «Занятия по развитию речи в детском саду», под редакцией О. С. Ушаковой, . М., «Совершенство» 1998
2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., «Просвещение» 1988