Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей навыки звукового анализа;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • закреплять понятие «гласный звук»;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать память, мышление, внимание;

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

картинки, в названии которых есть этот гласный звук [И]: ива, снеговик, слива, индеец, индюк, кит, улитка, санки, пони, очки, коньки, игрушки; карандаши, карточки-схемы, герои путешествия – попугай Гоша, черепаха Тортилла, пираты, корабль с индейцами, сказка «Индеец Изумрудный Глаз»; золотые монетки в ларце.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы познакомиться со звуком и буквой И. А отправимся на далёкий остров, где живёт путешественник Робинзон.

Путешествие далекое, интересное, но опасное, так как на нашем пути могут встретиться неожиданности. Я думаю, что мы с ними обязательно справимся: ведь все вы у меня смелые, дружные, сообразительные и находчивые.

Вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

Наш корабль плывет к острову попугаев.

Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, можете ли вы определить на какой звук начинаются названия картинок?

Выставить картинки: ива, игрушки, индеец.

Логопед вывешивает на доску букву И.

Это звук [И]. Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом.

Мы снова отправляемся в путь. Перед нами – остров черепах.

Хозяйка острова мудрая черепаха Тортилла приготовила для путешественников необычное задание: «Доскажи словечко».

Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)

Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан … (иней)

И с этим заданием справились.

Пальчиковая гимнастика.

Глаза есть, но не мигает,
Крылья есть, но не летает,
Плавает под мостиком,
Хвостиком виляет,
Ночью тихо засыпает.

Нас ждет корабль с индейцами, которые учатся в школе и никак не могут справиться с заданием. Давайте поможем им. Найти в сказке слова в которых слышим звук [И].

«Индеец Изумрудный Глаз».

В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

- Тебя как зовут?- спросил Игорь.

- Ириной. А тебя?

- Индеец Изумрудный Глаз!-гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорёк подумал и сказал:

- Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ёй-ёй-ёй! — и бежать. А Иринка ему вслед:

- Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А ещё Изумрудный глаз!

Какие слова со звуком [И] встретились нам в рассказе? Ребятки, о чём этот рассказ? Правильно, этот рассказ о мальчике, который играл в индейца. Как зовут главных героев? О чём спорили Ирина и Игорь? Чего испугался Игорь?

Физкультминутка.

Ходит по двору индюк
(Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача.
(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал,
(Потопать ногами)
Крыльями захлопал.
(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар.
(Руки на поясе)
Или медный самовар.
(Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою.
(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою.
(Бег на месте)

Что это? Необитаемый остров?

Смотрите, на нашем корабле пираты. Если мы не дадим ответ на их задание, они нас не выпустят, могут даже потопить корабль. Быстрее, ребята, за работу.

* Подобрать к схемам слова-картинки. (гласный звук стоит в середине слова: кит, улитка, антилопа, слива; гласный звук стоит в начале слова: игла, ива, индюк; гласный звук стоит в конце: санки, коньки, пони)

– Ребята, к сожалению нам не удалось застать на острове Робинзона и увидеть как же выглядит наш звук. Но он оставил нам письмо. «Здравствуйте, ребята! Какие вы смелые, дружные, добрались до моего острова, и не побоялись опасностей. Очень хотел с вами увидеться, но мне пора на охоту. А ещё помогите мне решить задачу. Мой друг, ослик Иа готовится к встрече Нового года. Помогите ему сделать две гирлянды. Соедини правильно украшения на ёлке со схемами.» (рабочая тетрадь)

– Молодцы, ребята! Отправляемся домой на паровозике. Но для этого нам нужно вставить буквы в соответствующие фигурки по образцу. (рабочая тетрадь)

Итог занятия.

Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные. Робинзон в награду вам оставил ларец. Давайте посмотрим что в нём? Монетки, на каждой монетке цифра 5, это ваша заслуженная отметка за сегодняшнее занятие.

Всем детям вручаются медальки.

Пичугина Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МБДОУ №286 компенсирующего вида,
г. Казань

Программное содержание:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.

2 . Основная часть

Знакомство со звуком А.

В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.

В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.

В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога НОД.

В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


Мария Пухач
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

Конспект НОД по обучению грамоте

детей подготовительной группы

Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Информационно – коммуникационная технология

Технология развивающего обучения ;

Технология проблемного обучения ;

Технология интегрированного обучения ;

Игровая технология;

Объяснительно-иллюстративные технологии;

Личностно-ориентировочные технологии;

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное» , «Физическое развития»

Материалы, оборудование : компьютер и проектор, зеркала, листы с письменным заданием, карандаши, образы букв А .

Тема НОД : Звук [А] , буква А

Цели : расширять знания детей о звуке [А] ;

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Упражнять детей в выделении звука [А] в начале , середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие :

Закреплять правильное произношение звука А ;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Закреплять понятие “гласный” звук ;

Обогащать предметный словарь со звуком [А] ;

Познакомить детей с буквой А ;

Продолжать обучать навыкам слогового анализа слов;

Развивать пространственную ориентацию в помещении и на плоскости;

Развивать память, мышление на основе отработки операций анализа и синтеза, внимание на основе формирования способности к распределению;

Развивать кинестетические ощущения, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в процессе НОД; усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей;

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Ход НОД

Организационный этап

1. Орг. Момент

Дети заходят, садятся. Слайд-заставка

Здравствуйте дети! Сегодня у нас не просто урок, а урок-праздник!

Слайд-Незнайка

Посмотрите, как красиво украшен зал. Вам нравится? (да) Это наш друг Незнайка так постарался, чтобы вам было интереснее на нашем уроке! Вы любите учиться? (да) Чему вы уже научились на прошлых занятиях? (Мы научились делить предложения на слова, а слова на слоги. Мы научились определять, где находится звук в слове : в начале, середине или конце. Ещё мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные) Верно, вот как много всего вы уже знаете!

Слайд-Незнайка рассеянный

Ой, что это с Незнайкой? (он, наверное, просто ничего не знает) Наверное. Научим его всему, что умеем? (да) Ну тогда начнём наш урок, будем учить незнайку и учиться сами.

(звенит звонок)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Мы тихонечко сидим,

Смело, чётко говорим

2. Пальчиковая гимнастика

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. (Сжимаем и разжимаем пальчики) слайд 1

На поляне дом стоит (упражнение ДОМ) слайд 2

Ну а к дому путь закрыт (упражнение ВОРОТА ЗАКРЫТЫ) слайд 3

Мы ворота открываем (упражнение ВОРОТА ОТКРЫТЫ) слайд 4

Всех к нам в гости приглашаем!

3. Артикуляционная гимнастика

А еще, чтобы четко говорить, нужно с язычком дружить!

Хоботок слайд 5

Улыбка слайд 6

Бегемот слайд 7

Собачка слайд 8

Основная часть

4. Введение в тему

Молодцы, зарядку для язычка сделали!

Слайд 9 ПИСЬМО с изображением Незнайки на конверте

Ой, а что это такое? (Письмо)

Кажется это письмо от Незнайки. Просит вас отгадать какие-то сложные загадки. Хотите ему помочь? (да)

СЛАЙД 11 ВОПРОС

На столе стеклянный дом.

В нём живёт усатый сом,

Золотые рыбки

И серые улитки. (аквариум)

СЛАЙД 12 ОТВЕТ-КАРТИНКА

СЛАЙД 13 ВОПРОС

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

СЛАЙД 14 ОТВЕТ-КАРТИНКА

СЛАЙД 15 ВОПРОС

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

СЛАЙД 16 ответ-картинка

Ребята, может эти слова чем-то похожи? Аквариум, Автобус, Аист… (все эти слова начинаются с одного звука - звука «а» )

СЛАЙД 17 Незнайка вспоминает

5. Беседа о характеристиках звука [А]

Правильно, со звука «а» . Давайте красиво произнесем ААА, смотрите на себя в зеркала. (дети произносят звук А , рассматривая при этом в зеркало артикуляцию) Как мы произносим этот звук ? (мы широко открываем рот, а губы и язык нам не мешают) А пропеть мы его можем? (да) Давайте пропоем (поем ААА) Получилось? (да) Значит звук А какой ? (Звук А гласный , потому, что его можно пропеть) Правильно, значит как мы будем его обозначать? (Мы будем его обозначать красным цветом) Молодцы.

6. Знакомство с буквой А

Для каждого звука , ребята, есть своя буква . Вот так выглядит буква А . СЛАЙД 18 С ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ А

Посмотрите на неё внимательно. Давайте нарисуем большую букву А в воздухе , вот так. Запомнили, как она выглядит? (да)

А хотите посоревноваться, кто лучше всех запомнил? (хотим) Тогда выходите на волшебную поляну букв . (буквы А разного размера и вида (шрифт, заглав. /мал.) лежат на цветах)

СЛАЙД 19 НЕЗНАЙКА

Ребята, которые сидели справа, будут первой командой, а ребята, которые сидели слева – второй. А победителей получат приз от нашего Незнайки.

7. Мультфильм про букву А

Вот какой приз для вас подготовил Незнайка – он приглашает вас в свой кинотеатр! Хотите посмотреть, что он для вас приготовил? (хотим) Тогда пойдём.

СЛАЙД 20 Мультик от Мудрой Совы

Какие слова на звук А вам показала Мудрая Сова? Что они означают? (выясняется значение каждого слова, отдельно) А какие ещё слова вы знаете на звук А ? (ответы детей)

8. Физминутка (видео)

Молодцы, ребята. Вы всё внимательно слушали? (да) Хорошо занимались? (да) А что надо сделать после хорошего занятия? (размяться, сделать зарядку) Вот я для вас и приготовила интересную зарядку с вашими любимыми героями. Вставайте лицом к экрану, смотрите внимательно и выполняйте.

СЛАЙД 21 заставка

9. Работа «в тетради»

Понравилась зарядка с Крошем? (да) Отдохнули, готовы опять заниматься? (да) Тогда садитесь за парты. Перед вами листы с заданиями. Контур какой буквы вы видите вверху листа? (контур буквы А ) Как вы думаете, что с ним нужно сделать? (обвести и раскрасить букву красным цветом ) Правильно, начинайте.

В следующем задании нужно определить, где в названии картинки звук А – в начале , середине или конце? (каждому ребенку задается вопрос, что у него нарисовано и где в названии звук [А] , сколько в слове слогов)

Теперь раскрашивайте.

Заключительная часть

10. Итог занятия.

Слайд Незнайка веселый

Понравилось вам занятие? (да) Как вы думаете, многому мы научили Незнайку? (да) А кто расскажет, что мы узнали нового и чему смогли его научить? (Мы учились правильно произносить звук А , делали зарядку для языка, пальчиковую гимнастику и зарядку с Крошем. Мы рассказывали о звуке А и узнали , как выглядит буква А . Посмотрели мультфильм про букву А . Мы узнали несколько новых слов на звук А и сами придумывали слова на этот звук . Мы обводили и раскрашивали буквы А , находили место звука А в словах .) Правильно, вы все сегодня большие молодцы и хорошо со всем справились. Вон даже Незнайка повеселел.

А у меня осталось для вас последнее задание. Внизу вашего листа нарисовано лицо человечка. Чего в нём не хватает? (рта) Верно, если вам занятие понравилось – нарисуйте человечку улыбку, а если нет – наоборот, сделайте личико расстроенным. Закончили? (да)

(звенит звонок)

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.

До свидания ребята!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
Задачи:
Учить определять местонахождение звука А в словах.
Учить делить слова на слоги.
Познакомить с условным обозначением слога.
Развивать внимание и память.
Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
азбуки.

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Игровое упражнение «Настроение»

«Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа,
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
Обними своих друзей,
Вместе жить нам веселей»
2.Подготовительный этап:
Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
Вместе с детьми выясняет значение пословицы
Немного сведений из истории письменности.
Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!»
3.Основной этап:
Анализ звука А.
Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
(наборное полотно со всеми буквами)
Загадки
Где живут А Б В Г Д?
Тут живут А Б В Г Д.
Видишь, дома сидят,
Из окошек глядят.
Человечки чёрные,
Умные, учёные
Друг за другом стали в ряд,
Молча с нами говорят.
Тридцать три родных сестрицы-
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


Вводится термин «гласный звук»
Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
показывается во время произнесения слова.
Загадки
Его мы клёкот слышим
И летом, и весной.
И он над нашей крышей
Стоит, как часовой(Аист)


В осеннее небо глядится цветок
Сердцевиной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой(Астра)


Вот шершавый стебелёк,
В середине-уголёк,
Лепестки блестят, как лак, -
Распустился красный…(Мак)


В небе круглая лепёшка,
От неё струится свет.
Света может и немножко,
А на весь хватает свет (Луна)


Анализ буквы А.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко,
Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
Вот два столбика наискосок.
А меж ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Анализ маленькой буквы а
Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
Стоп! Сели.
Травушку покушали. (Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
Показ схемы слова ЛУ-НА
Два квадрата
Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
Дидактическая игра «Покажи букву»
У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
«Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
4.Итоговый этап:
Вопросы:
Что нового узнали?
С каким звуком познакомились?
Гласный это звук или согласный?
В чём отличие буквы от звука?
Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.

  • Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
  • Учить соотносить звук с символом.
  • Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
  • Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
  • Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

Игра «Узнай звук по артикуляции».

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II . Знакомство с новой темой:

1. Артикуляционная гимнастика .

1. Улыбка;

2. Трубочка;

3. Чередование улыбки и трубочки.

2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».

Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох.

Выдох медленный, плавный.

3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.

У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.

4. Повторение материала.

1. Звук [и] какой?

2. Почему гласный?

3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?

4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].

5. Какой буквой обозначаем звук [и].

6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?

Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?

Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.

Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.

Прочитайте слоги:

КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;

ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;

ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

На поляну, на лужок,

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

5. Игра «Прочитай слова»:

КИТ СИЛА ШИЛО;

КИСКА КИНО ЛИМОН;

6. Игра «Определи место звука».

Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.

7. Чтение слогов:

МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;

МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;

МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;

МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;

МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;

8. Работа с палочками.

Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?

9. Работа в тетрадях:

Напишите под диктовку слоги:

КИ НИ ТИ РИ СИ;

Прочитайте написанные слоги.

10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:

РИС КИНО СИЛА ШИЛО;

УСИКИ МАСКИ;

III . Итог.

С какой буквой познакомились сегодня на занятии?

Какие звуки обозначаются этой буквой?

Из каких элементов состоит эта буква?

Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].

Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
  3. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
  5. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.