Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Конспект урока обучения грамоте в 1 первом классе

на тему « Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л »

Подготовил учитель начальных классов

Дугина Валентина Михайловна

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ л ] , [ л’ ] , буквами Л, л, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Л , чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

Личностные результаты

Овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – осуществляют классификацию согласных звуков (звонкие и глухие).

Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [ л ] , [ л’ ] , твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Л, л; речевой этикет, многозначные слова, слого-звуковой анализ слова

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Картинки с изображением стула и велосипеда

Сценарий урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Звенит звонок веселый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы в школу,

Чтоб буквы изучать

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Как поют песенку?

Ля-ля-ля…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

[ л’ ] .

Будем знакомиться со звуками [л], [ л’ ] и буквой, обозначающей их на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л ] и [ л ’] (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

На доске – предметные картинки с изображением стула и руля.

Выполните слого-звуковой анализ слов стул и руль .

Выделите начальный звук
в словах, обозначающих изображенные предметы. Звуки
[л] и [л’] согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх

Рассматривают схемы-модели слов стул, руль ; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов.

На схеме определяется, что в слове руль мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука

Выполняют слого-звуковой анализ слов
с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [ л ] , [ л’ ] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки соглас-ные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Игра «Кто больше?»

Групповая. Словесный. Игра

Назовите предметы классной комнаты, где встречаются звуки [л] и [л’].

Называют окружающие предметы и игрушки,

Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах. Определяют твёрдость

Групповой. Устные ответы

Продолжение табл.

Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л], [л’].

Придумайте слова, оканчивающиеся на ль

где встречаются звуки
[л] и [л’].

Соль, моль, даль, пыль, быль, щель, цель, роль, мель и т. д.

и мягкость согласных в словах

3. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

Произнесите звук [л] мягко
в словах:
л у к (л ю к), га л ка (га ль ка), по л ка (по ль ка), е л ль ).

Произносят слова, звуки

Выделяют новые звуки из слов, слышат
и различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Игра

4. Работа с «лентой букв». Знакомство
со звонкими и глухими согласными (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Рассмотрите «ленту букв».

Буквы н и л обозначают звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; буквы к, т, с обозначают звуки, при произнесении которых нет голоса, а есть только шум; согласные звуки бывают глухие и звонкие

Работают с «лентой букв».

Слушают объяснение учителя

Наблюдают над произнесением звуков, которые они обозначают. Делают под руководством учителя вывод о делении звуков на звонкие и глухие. Классифицируют звуки по заданным критериям

Фронтальный. Наблюдение учителя

5. Знакомство с буквой Л

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Звуки [л ] и [ л ’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Л (эль).

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Выложите букву Л из счетных палочек

Находят букву Л на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Л

Находят букву Л
на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Лесник сажает деревья». Дерево растет (тянут руки вверх – напряжение), ураган сломал дерево (расслабление)

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

6. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 59)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

Прочитайте слоги. Как они образовались?

В слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и .

Прочитайте слова.

Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

Хором читают слоги.

Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.

Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

7. Работа с текстом (учебник, с. 59)

Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

Озаглавьте текст.

У кого куклы?

Что делала Оля?

Что сделали куклы?

Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Понимают смысл читаемого, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Соотносят текст с иллюстрацией

Продолжение табл.

8. Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Беседа

Рассмотрите картинку. К какому произведению К. Чуковского она подходит?

Кто изображен на картинке?

Как одним словом назвать персонажей, изображенные
на картинке?

Что делает слониха?

Чем заняты мартышки?

На кого упала луна?

Кто поет песню по нотам?

Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки
[л], [л’]

К. Чуковский «Тараканище».

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Называют животных, изображённых на иллюстрации, составляют о них предложения, обобщают персонажи. Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Устные ответы

9. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Чуковского «Тараканище».

Прочитайте слова, которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?

Знаете ли вы, что такое кубарем ? Посмотрите в словаре?

Найдите в тексте буквы Л.

В каких частях слова они находятся?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Находят буквы Л.

Буква Л стоит в начале и в середине слов

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Находят в тексте описание персонажа. Наблюдают над значением слов, определяют значение слова в контексте. Распознают букву Л в словах текста

Фронтальный. Выразительное чтение, устные ответы

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Назови слово» (учебник, с. 60)

Парная. Словесный. Игра

Кто больше придумает слов на выбранную букву? Называем только животных, рыб и птиц.

Называют животных, рыб и птиц на букву Л

Привлекают имеющиеся знания о животных, рыбах и птицах

Парный. Устные ответы, чтение

2. Работа с многозначными словами (учебник, с. 60)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение

Прочитайте предложения.

Объясните значение слова лук в разных предложениях

Читают предложения, отвечают на вопросы.

Лук – предмет стрельбы. Лук – овощ

Наблюдают над значением слов. Определяют значение слова в контексте

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 60)

Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Кого видите на картинке?

Как зовут мальчика?

Как зовут девочек?

Кого искал Алик?

Где стоит Алла?

А где Нина?

Читают слова и текст вслух.

Отвечают на вопросы учителя. Придумывают продолжение рассказа

Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного, продолжают рассказ по его началу

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, рассказ

4. Разгадывание ребусов и анаграмм (учебник, с. 61)

Парная. Словесный, практический. Разгадывание ребусов и анаграмм

Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибки.

Переставьте буквы в слове колос .

Разгадайте ребус

Соотносят рисунки
и схемы, находят ошибки. Разгадывают ребусы и анаграммы

Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга

Групповой. Устные ответы, анаграмма, ребус

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Чтение слов и текста
(учебник, с. 62)

Групповая, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Расскажите о своем дне рождения. Кого ты пригласил? Чем угощал гостей? Что тебе подарили?

Как следует вести себя в гостях?

Читают слова и текст вслух. Рассматривают картинку. Отвечают
на вопросы по тексту и иллюстрации.Составляют рассказ

Соотносят текст и иллюстрацию. Определяют основную мысль текста. Составляют небольшие рассказы повествовательного времени. Обсуждают вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывают случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания. Разыгрывают диалоги

Групповой. Игра, устные ответы

6. Имена детей (учебник, с. 62–63)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, рассказ

Прочитайте имена детей.
С какой буквы они пишутся?

Прочитайте текст про девочек. Озаглавьте его. Придумайте текст про мальчиков

С большой буквы.

Читают текст. Озаглавливают его. Составляют рассказ

Объясняют правописание заглавной буквы. Определяют основную мысль текста. Составляют рассказ, соблюдая логику изложения

Коллективный. Устные ответы, Рассказ

7. Дидактическая игра «Дополни предложения» (учебник, с. 63)

Групповая. Словесный, практический. Чтение, игра, беседа

Дополните предложения.

Cоставьте новые предложения.

Где живут лисы и лоси?

Читают предложения, дополняют недостающие слова. Отвечают на вопросы

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков и классификацию по заданным критериям

Групповой. Устные ответы

8. Дидактическое упражнение. Работа со слого-звуковой схемой (учебник, с. 63)

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение

Какое слово соответствует схеме? Придумайте свои слова к схеме

Рассматривают схему, подбирают слово
(лис)

Анализируют слого-звуковую схему, осуществляют подбор слов к ней

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [л],[л"], БУКВА Лл

Цели: познакомить со звуками [л], [л′], буквой Л л ; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник, картинки с изображением стула и велосипеда.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′].

Работа со словами стол и руль (велосипеда). (Предметные рисунки и схемы к данным словам – на доске.)

В ыделяются звуки [л] и [л′], устанавливается, что эти звуки согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л′] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.

На схеме определяется, что в слове руль , мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука.

  • Игра «Кто больше?»

– Назовите предметы классной комнаты, где встречаются звуки [л], [л′].

– Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л], [л′].

– Придумайте слова, оканчивающиеся на ль . (Соль, моль, даль, пыль, быль, щель, цель, роль, мель и т. д .)

  • Игра «Твердый – мягкий».

– Произнесите звук [л] мягко в словах: л у к (л ю к), га л ка (га ль ка), по л ка (по ль ка), е л (е ль ).

Учитель сообщает, что звуки [л] и [л′] на письме обозначаются буквой Л л (эл).

На доске вывешивается карточка с буквой Л л .

  1. Физкультминутка

2. – На что похожа буква Л ? (Ответы детей.)

3. Печатание буквы Л л в тетрадях.

4. Распознавание звуков [л], [л′].

Работа по учебнику: с. 59

По слоговой таблице осознается структура слогов-слияний. Слоги прочитываются. Отмечается, что в слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и .

Чтение предложений и ответы на вопросы:

– У кого куклы?

– Что делала Оля?

– Что сделали куклы?

  • Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 58-59.

Составление предложений по сюжетной картинке.

Вопросы:

– Кто изображен на картинке?

– Как одним словом назвать персонажи, изображенные на картинке?

– Что делает слониха?

– На кого упала луна?

– Кто поет песню по нотам?

– Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки [л], [л′].

  1. Физкультминутка

Чтение текста под картинкой, с. 58.

Вопросы:

– К какому произведению нарисована эта иллюстрация?

III. Итог урока.



Урок обучения грамоте на тему "Звук и буква Э э"
Цели урока:
Познакомить учащихся с новыми буквами и новым гласным звуком.
Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к чтению.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Доска.
Пластилин.
Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадки.
Слайд 2.
2. Повторение.
– Вы пришли сегодня на урок, чтобы узнать чего-нибудь новенького?! Проверим, что вы помните с прошлых уроков?
Что такое речь?
– Какая бывает речь? Слайд 3.
– Что значит письменная речь?
– Что значит устная речь?
– Из чего состоит наша речь?
Вывод: Наша речь состоит из предложений.
– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?
– Сколько слов в этом предложении?
– Кто составит схему предложения?!
– Из чего состоят предложения?
Вывод: Предложения состоят из слов.
– Это слова? Слайд 4.
Дополним слоги до слов.
Вывод: Слова состоят из слогов.
– А из чего же состоят слоги?
– Что такое буква?
– Что такое звук?
Слайд 5.
– Найди лишнее слово. (Пальцы.)
– Почему?
Откройте учебники и в таблице найдите букву ц. Слайд 6.
– Что мы знаем о букве ц?
– Дайте характеристику звука ц.
3. Проверка домашнего задания. Слайд 7.
Читаем текст правильно, выразительно.
4. Физминутка. Слайд 8.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
5. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой русского алфавита, звуком, который она обозначает.
6. Работа над новым материалом.
– Что это за дом? Кто в нем живет? Слайд 9.
Это – эскимосы. Они живут на севере.
Выделим первый звук в слове эскимос.
Сейчас мы поиграем с новым звуком э.
1) Слайд 10. Посмотри на картинку и найди предметы с нужным звуком.
2) Аукцион.
– Кто последний назовет слово, в котором есть звук э.
3) Знакомство с печатной и письменной буквой
Слайд 11.
– На что похожа буква э? Слайд 12.
4) Работа с пластилином. Слайд 13.
– Возьмите пластилин и слепите букву э.
5) Характеристика звука.
– В каком же домике будет жить наша буква? Где ее место в алфавите?
Слайд 14.
– Она смягчает согласные звуки? Проверим, а как? Что нужно сделать? Слайд 15.
Составить открытые слоги. Читаем.
Слайд 16–17.
Вывод: буква э не влияет на мягкость впереди стоящего согласного.
6) Задание на внимание. Слайд 18.
– Найди все слова с буквой э и подчеркни их красным карандашом, а синим все другие слова.
Выпиши все слова с новой буквой в тетрадь. Подчеркнуть букву э красным карандашом.
слчэхоьсбвэтажеркааопрехцзкугшлютиквроаскрипкажфжызхгъцхузукюябсмларкенкедятелэкранвнкеъезушкьчтморегевэ
хцзушкьсьмирплыжиолесаопрпэкипажшкгпроплыдыддлвядв7) Звукобуквенный анализ слова – экран. Слайд 19.
2-я часть. Слайд 20.
1. Сравнение печатной и письменной букв э. Слайд 21.
– Похожи ли элементы печатной и письменной букв э?
– Для чего нам нужно уметь писать заглавную, а еще и маленькую букву э?
2. Разминка для рук и пальчиков “Три пингвина”.
Слайд 22.
Жили-были три пингвина (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Хорошо и дружно жили (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Зашагали вперевалку (хлопки руками, наклоны туловища вправо влево)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Наловили много рыбы (вращение рук к себе)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
И еще поймать могли бы (вращение рук от себя)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Съели дружно все до крошки (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Кроме маленькой рыбешки (показ длины рыбы)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Дружно бросилися в драку (удар кулачков друг об друга, имитация драки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Учинив большую свалку (удар кулачков по парте)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Чтобы жить все время дружно (имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Уступать друг другу нужно(имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок. (по парте)
3. Работа в прописи. Слайд 23.
– Открываем прописи. Закрашиваем букву э.
Просмотр написания буквы. Проговаривание. Слайд 24.
Письмо детей в воздухе.
Слайд 25.
Письмо на доске. Работа над ошибками.
Слайд 26.
Самостоятельное письмо буквы э в прописи.
Самостоятельно закрасить схему эхо.
Составить предложение из слов.
4. Физминутка. Слайд 27.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Работа с учебником.
– Человек всегда хотел летать. Слайд 28.
Что же он придумал? Слайд 29–31.
– Рассмотрите страницы учебника и скажите, с чего началась история полетов, что существует для полетов в наши дни?
Чтение текстов.
6. Подведение итогов. Слайд 32.
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Что понравилось делать?
7. Домашнее задание. Слайд 33–35.Молодцы! Спасибо за урок!

1. Чтение слогов на с.66.

Прочитаем слоги на странице 66 в «Букваре».

Задание для девочек:

Прочитайте все строки слогов хором. А мальчики слушают.

Задание для мальчиков:

Прочитайте все столбики слогов хором.

Девочки слушают.

На волшебной ёлочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова. Давайте попробуем

Какие слова у вас получились?

2. Работа в тетради для печатания.

Следующее задание, которое вам нужно сделать: допечатать слова.

Какое первое слово?

Аналогично все слова: лампа, молоко, малина.

3.Работа в «Букваре». Чтение слов.

1-й столбик (Вслух по цепочке):

- Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м].

Какой звук: твёрдый или мягкий?

2-й столбик: Чтение слов громко - тихо .

Мыл (громко), мил (тихо) и т.д.

- Что интересного заметили?

- Что значит слово мил ? А как ещё можно сказать?

Кто такой мул?

(Показ изображения животного, объяснение значения слова)

3-й столбик:

Прочитайте слова.

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Поче-му?

4. Чтение текста «Гном» на с. 66.

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто на ней изображен?

Прочитайте заглавие.

Кто такой гном?

Чем гном отличается от всех волшебных человечков?

Прочитайте текст вслух. Читаем по предложениям.

1-е предложение.

Что мы узнали о гноме?

- Какое самое маленькое слово в предложе-нии? Это союз. Он соединяет слова мал и мил .

2-е предложение.

Прочитайте предложение.

Какие цветы растут у гнома?

Какой предлог встретился в этом предложении?

Прочитайте слово с предлогом.

3-е предложение.

- Прочитаем третье предложение.

Что есть у гнома?

Что такое гамак? (Объяснение значения слова)

Найдите в предложении предлог. Прочитайте слово с предлогом.

В каких словах в тексте встретились буквы м и л ?

3. Работа с текстом после чтения.

Какой же был гном?

Что мы сейчас с вами читали?

Почему вы так думаете?

Из чего состоит текст?

Сколько их в тексте?

Физкультминутка для глаз.

Смотря на свой нос закрываем глаза. Начинаем считать до 10, представляя, что нос увеличивается в длину.

Смотрим слева направо и сверху вниз.

Обведите глазами всю комнату

закрываем глаза ладонями так, что бы не проходил свет.

5. Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом для гнома, гном - дома!»

1. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте название стихотворения.

- Прочитайте, кто автор?

Знаком ли вам этот автор?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

Понятно ли по иллюстрации, из чего по-строен дом гнома?

- Может, из текста поймём?

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение стихотворения учителем с комментированием.

Дом гнома, гном - дома!

Стоит в лесу тесовый дом,

Дом гнома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом - это дом, у

которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.)

А в нём живёт весёлый гном,

Гном - дома! (Хозяин!)

Он кормит белок шишками, (Заботливый!)

За стол садитcя с мишками,

С пушистыми зайчишками

Да с мышками-норушками! (Гостеприимный.)

Он делится игрушками

С кукушками-болтушками,

С енотами и с дятлами,

С совой, обросшей патлами! (То есть длинными седыми волосами.)

(Запомнили, кто гости гнома?)

Он делится орешками

С косулями, с олешками, (То есть с оленями.)

С кротами кропотливыми, (А что они кропотливо -

то есть очень старательно - делают?)

С бобрятами смешливыми.

Последним зимним яблоком

Он поделился с маленьким,

Совсем озябшим зябликом! (Это птица такая.

Почему так много разных лесных друзей

у гнома? А если бы он жил в городе, кто

были бы его друзья?)

Но сказками-побасками,

Книжками-раскрасками,

Длинными былинами,

Шутками-малютками,

Сладкими загадками

Он делится с детишками,

С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с

ребятишками этим делится гном?)

Откройся, дом тесовый,

Пусть выйдет гном весёлый!

б) Проверка первичного восприятия.

- Захотелось подружиться с таким гномом?

- Какая картинка у вас встаёт перед глазами во время чтения? На-рисуйте словами. А какой представили сову?

- Какие слова Ю. Мориц находит для описания зверюшек?

- Как Ю. Мориц называет кротов? А что любят бобрята?

- Что удалось узнать о гноме?

Работа с текстом после чтения .

- Какие строчки можно подписать под картинками?

- Похожи ли гномы из двух текстов? Чем?