Тема: “Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемого ударением”.

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
  • Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные.
  • Закрепить алгоритм (план) проверки этой орфограммы.
  • Развивать устную и письменную речь, слованный запас учащихся.
  • Развивать умение находить и исправлять орфографические ошибки.
  • Развивать интерес к предмету, чувства языка.
  • Формировать навыки сотрудничества.
  • Воспитывать учебную активность.

Оборудование:

  • карточки на доске с символами орфограмм: а , и , е , о , я ; б-п , г-к , в-ф ; л , д , т , в ; сс , бб , нн .
  • картинка,
  • Буратино,
  • листы с конвертами у каждого ребенка на парте,
  • карточки текста с ошибками.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Учитель: Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес Вам задание, которое я повесила на доску.

Открывается доска. На доске карточки, на которых орфограммы, изучаемые в начальной школе.

– Определите, о каких орфограммах третьеклассники хотели вас спросить? (Об безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных.)

– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с данными орфограммами. Все карточки мы оставим на следующие уроки, а вот с этой сегодня поработаем. (Учитель вешает в центр доски карточку ) . Как вы думаете какая сегодня будет тема урока, чем мы будем заниматься? (Безударные гласные в словах, составлять план работы с орфограммой.)

III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках

Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих уроках о способах работы с данной орфограммой.

Задание 1. Когда Буратино учился в третьем классе, то в начале урока учитель продиктовал детям словарный диктант, вот как написал Буратино. Какие это слова?

На доске текст:

– Какой прием использовал Буратино при записи этих слов? В чем он ошибся? (Не выбрал букву для написания.)

– Почему ему было сложно это сделать? (Несоответсвие написания буквы, произносимому звуку.)

– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)

– Какие проверочные слова можно подобрать? (Грядки, цены, скалы стрелы.)

– Чем отличается проверочное слово от проверяемого? (Единственным числом, формой: множественное число, окончанием.)

– Назовите способ проверки, применяемый в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)

– Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, напишите проверочное слово. А Гусева Н. запишет у доски.

Вывод по заданию: записать на доске:

1. Прочитай слово.
2. Найди несоответствие.
3. Поставь ударение.
4. Подбери проверочное слово: измени форму слова.

Задание 2.

Учитель:

Объяснять слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

– Объясните, что означают слова записанные на доске:

Кашевар, маслодел, пешеход, мореплаватель, пчеловод, лесоруб, камнетёс

– Где здесь корни? (Дети называют корни.) В этих словах выделены соединительные гласные о-е . Поставьте ударение, назовите безударные гласные. (Учитель их подчеркивает.)

– Как выбрать какую гласную написать? (Подобрать однокоренное слово, где безударный гласный становится ударным, т.к. корни пишутся одинаково, написать ту же гласную в корне.)

– Устно подберите проверочные слова. (Каша, масло, пеший, море, пчелка, лес, камень.)

Задание 3. Подобрать к словам записанным на доске по два проверочных слова?

Учитель: А сейчас проведем небольшую эстафету: “Чей ряд быстрее?”. Посмотрите на слова. Выделите корень, назовите часть речи?

– Как вы думаете, зачем нужно два проверочных слоава? (Так как это слово с двумя безударными гласными в корне слова.)

Задание 4. Записать предложение с коментированием.

Учитель:

Горка, горочка, пригорки,
Помогите-ка Егорке!
Как ему писать слова:
"На горе растёт трава"?

– Прокоментируйте письмо этого предложения, выделяя орфограммы. Идиков Серёжа комментируют, остальные записывают в тетрадь.
Не вызвало ли у вас сомнение, когда вы записывали слово “растёт”. Назовите безударную гласную, выделите корень? (Безударная гласная – а .)

– А если я вам скажу, что существует слово рост , где ударный гласный [о], а корень – -рост- . Как тогда быть? (Написать ростёт.)

– А вот и неправильно. Вы ошиблись, потому, что не знаете: что существуют корни в которых гласные чередуются, орфограмма “безударный гласный в корне” объясняется подругому. Чередование безударных гласных в корнях: -гор- , -гар- , -лож- , -лаг- , -бир- , -бер- , выбудете изучать в 5-м классе. А теперь правило, по которому пишется слово: растёт . Исторически сложилось, что в корне -рос- пишется гласная [о], в корнях -раст- , -ранд- – пишется гласная [а]. Зная это объясните как пишутся слова, выделяя корень.

выр…с, выр…стает, выр…щенный.

– Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень, подчеркните безударную гласную.

IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова

Задание (текст на доске).

Пришла зима.
[Стаят сильные марозы. На диревьях лижат сниговые шапки. Мягкий белый кавёр пакрыл халодную землю. В лису звирьки спрятались в сваих норах.]

– Вам нужно отредактировать текст записанный на листочках у вас на партах. Исправьте ошибки, запомните в какой последовательности вы это выполняли, в конце этой работы мы составим план работы для 3-го класса.

Дети выполняют работу на листочках.

– С какой орфогмаммой вы столкнулись, исправляя ошибки?

– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка орфограммы имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе. Повторим.

Учитель читает с доски.

– Вспомните что мы делали в первом задании?

Алгоритм

  1. Прочитай слово, текст, найди несоответствие звука и буквы в слове.
  2. Объясни смысл слова, выдели корень и опставь ударение.
  3. Подбери проверочное слово: однокоренное слово или измени форму этого сллова.
  4. Напиши гласную букву, вспомни правописание, проверь по словарю.

Учитель вывешивает на доске алгоритм работы с орфограммой.

V. Итог урока

– Молодцы, хорошо сегодня поработали. Чем мы сегодня на уроке занимались? Что важного мы сегодня сделали на уроке? (Работали с безударными гласными, помогли 3-му классу и составили алгоритм работы с орфограммой.)

– Серёжа Идиков, продолжи за мной предложение: “Сегодня на уроке я…”

VI. Домашнее задание

– На листочках в конвертах написать письмо для ученика 3-го класса: алгоритм работы с безударной гласной в корне слова, чисто аккуратно, без ошибок.

Писклова Алла Дмитриевна

учитель начальных классов МБОУСОШ №10

Цели урока:

1. Образовательная

2. Воспитательная

3. Развивающая

4. Валеологическая

Оборудование:

Для учителя:

Презентация к уроку;

Карточки;

Аудиозапись: песенка «Облака»;

Картинки с изображение птиц, облаков, героев мультфильма «Облака» Ёжика и Медвежонка;

Интерактивный тренажёр;

Электронная физминутка для глаз;

Для учащихся:

Спец. листы, заменяющие тетрадь и учебник;

Карточки для работы в парах

Ромашки

Ход урока

1. Орг. момент.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

2. Чистописание.

Вдруг похолодало,

Солнышка не стало.

Заболело солнце,

Не глядит в оконце.

Как бы солнышку помочь,

Чтобы грусть прогнать нам прочь?

Звери будут помогать

Вам задания давать.

Ваши попутчики –

Жёлтые лучики.

Повнимательней смотри –

Не собьёшься ты с пути.

Будем всё мы выполнять.

Будем солнцу помогать.

А помогать нам будут герои мультфильма Ёжик и Медвежонок.

Работать вы будете в учебниках-тетрадях, которые лежат у вас на партах.

(Классная работа)

1). Первое задание – минутка чистописания. Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём.

Ливень, ливень льёт везде

Рады птенчики в гнезде. (Л)

Обратите внимание на образец написания буквы Л.

(лЛл лЛл …)

Определим количество слогов, звуков и букв в слове ливень и запишем его транскрипцию. Для определения количества слогов вспомним правило…

Дети (хором):

(Сколько в слове гласных – столько и слогов.)

Ливень – 2 сл., 6 б., 5 зв.

[ л " и в "э н " ]

3. Словарь

А птички – невелички

Принесли из словаря странички.

Исправьте ошибки в словах и запишите их правильно:

Пагода, рибята, горад, звизда.

(Погода, ребята, город, звезда)

Какое слово лишнее и почему? (Звезда. Потому, что все слова словарные, а оно нет.)

На какое правило орфограмма в этом слове? (безударная гласная в слове)

Тема нашего урока: «Закрепление по теме: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением ).

Стихотворение

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

4. Закрепление изученного (введение алгоритма)

Ребята, мы будем закреплять навык в подборе проверочных слов и выполнять упражнения в написании безударных гласных, проверяемых ударением.

1). - Давайте вспомним АЛГОРИТМ:

(Повесить на доску)

Читаю слово

Ставлю ударение

Выделяю корень

Подбираю проверочные слова

Пишу гласную

2). Упражнение № 1. (В пустые окошки вставь нужную букву, используя алгоритм проверки безударной гласной. Дети выходят к доске.)

В __да – (воды)

Гн__здо- (гнёзда)

Пч __ла- (пчёлы)

В __сна – (вёсны)

Кно - (окна)

5. Физминутка (Электронная для глаз «Ёжик и медвежонок»)

6. Закрепление изученного (продолжение)

3). - Посмотрите как хитро смотрит Медвежонок лёжа на облачке. Думаю, он придумал для нас какое-то «Хитрое задание».

Упражнение № 2.

(ПОД ДИКТОВКУ)

(Обратить внимание детей на лексическое значение слов)

Зап__вать в хоре – петь.

Зап__вать водой – пить.

Рыцарские м__чи – меч.

Резиновые м__чи - мяч.

4). - Следующее задание принесли нам бабочки.

ТРЕНАЖЁР

(Работа с интерактивной доской по теме безударные гласные.

Работа в группах.)

5). Для того чтобы проверить приобретённые знания проведём

САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

№ 3.

Пов__р, гр__бной, м__довый, д__брота, п__ляна, цв__тной, тр__ва, р__ка.

Проведем взаимопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах)

Кто не допустил ни одной ошибки?

У кого 1-2 ошибки?

У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

6. Домашнее задание

Творческое задание: записать 10 слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением на тему «Весна».

7. Итог урока

Чему научились на уроке?

Как проверить безударную гласную в корне?

Всё ли понравилось на уроке?

Кого бы вы похвалили?

Кому помогли?

ОЦЕНИВАНИЕ.

Испытания прошли

Всё осталось позади.

Вот и солнце засияло

Всем вокруг теплее стало.

- Ёжик и Медвежонок приготовили вам в подарок ромашки. Возьмите понравившуюся ромашку себе на память.

(На доске прикреплены ромашки. Дети выбирают понравившуюся.)

Спасибо за урок.

Скачать презентацию к уроку по русскому языку во 2 классе: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Закрепление».

Класс: 2В

Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного.

Планируемые результаты:

- личностные : формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные : умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах,формировать навык устной и письменной речи.

Этап урока

Содержание

Деятель

ность учителя

Деятель

ность обучаю

щихся

Формирование УУД

1.Орг. момент

(психологичес-

кий настрой)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни? А меня радует наше весеннее настроение.

Лучик солнца в ладони возьму

И к сердцу его приложу.

И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.

У каждого на парте лежит лучик успеха, который будет дополнять наше солнышко. После правильно выполненного задания мы будем закрашивать части лучика. Если возникали затруднения, то закрашивайте красным карандашом, а, если всё было ясно и понятно, то жёлтым. Если было всё понятно, но всё-таки что-то ещё вызывает затруднения, то оранжевым.

Задаёт вопросы.

Читает стихотворение.

Отвеча

ют на вопросы.

КУУД:

готовность к деятельности:слушать и вести

диалог;положительная эмоциональная направлен-

ность.

2.Этап самоопределения

Начнём урок с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать, какие буквы будем писать, давайте отгадаем загадку.

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

Поставьте ударение в этом слове.

На какой звук в слове падает ударение? К какой группе мы относим этот звук, когда ставим ударение? Мы его хорошо слышим? А какой звук мы слышим без ударения?

Запишите красиво строчную букву у

Какие буквы можно добавить к букве у,звуки которых мы слышим всегда чётко в любой позиции? Допишите их к нашей букве у.

А какие гласные мы слышим плохо, когда на них не падает ударение в словах?

Запишите эти буквы во вторую строчку: аоеияяиеоа

Поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и подчеркните.

Читает загадку,

задаёт вопросы

Луна

На [ а]

Ударный

да

без

ударения

[у ]

а о э и я е ю ы

э ы

а о е и я

нет

ПУУД:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение.Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД:

оценивать результаты деятельности.

Какое правило написания безударных гласных мы знаем?

Какие умения сегодня на уроке мы будем закреплять?

Задаёт вопросы.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Умение проверять безударные гласные в словах,

подбирать проверочные слова,а для этого надо уметь подби-

рать однокорен-

ные слова.

РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

КУУД:оформлять свои мысли в монологической речи.

3. Этап учебно – познавательной деятельности

а) в знакомой ситуации

(типовой)

Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово:

На берегу растёт с_сна,а рядом с нею сосны.

Горит красиваязв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са,а рядом с нею росы.

Запишите эти слова в тетрадь вместе с проверочными.

Поменяйтесь тетрадками и проверьте,как записал сосед,если он ошибся, то аккуратно исправьте.

Мы справились с первым заданием.

Давайте закрасим первую часть лучика. Карандашом какого цвета будете пользоваться?

Предлагает задание

Выполняют задание

сосна -сосны

звезда – звёзды

роса - росы

ПУУД:

классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи

РУУД: определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции.

б) в изменённой ситуации

(конструктивной)

а)Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня с мечом, поиграем». Коля прочитал записку и пообещал прийти.

Дима сказал ребятам, что Коля принесёт мяч, и они поиграют.

Встретились друзья. Смотрят, а Коля пришёл с деревянным мечом. Все расстроились, не получилась игра с мячом.

Ребята смогли понять друг друга?

Оказывается, гласная может изменить смысл слова. Какую ошибку совершил Дима в своей записке? А как надо было проверить слова? Запишите в тетрадь эти слова вместе с проверочными.

Какие бывают мячи поразмеру?

Как можно назвать маленького размера мяч? Запишите это слово в первую группу слов.

С мячом, мяч - мы говорим об одном и том же мяче?

А какие по размеру мяч, мячик?

Какая в этих словах одинаковая часть слова? Как она называется?

Как называются слова мяч, мячик?

Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными или родственными?

А слова с мячом - мяч можно назвать однокоренными?

Мы выполнили очень важное задание.

б) А теперь помогите Водяному. Внимательно прочитайте песенку:

Я водяной , я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться !

Водяной заблудился и потерял родственников.

Выпишите слова, родственные слову вода , обозначьте корень.

А какие ещё можно добавить слова в эту группу?

Молодцы! Водяной передаёт всем большое спасибо.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

С мячом – мяч

С мечом – меч

Большие и маленькие

мячик

большой и маленький

мяч- корень

слова

однокоренными

Слова,

которые имеют один и тот же корень и имеют близкое значение, называют однокоренными.

Нет, это одно и то же слово

В этих словах меняется только окончание.

Нет,в этих словах разный смысл.

Вода,водяной,водица,под-

водник,водичка.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность,осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

физминутка

в) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

4 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа находит картинку с безударной гласной, которая указана в конверте. Задание: подберите однокоренные слова к слову с безударной гласной.

Если у вас вызывает затруднение, воспользуйтесь словарём.

Молодцы, все справились замечательно!

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь составьте предложение,в котором слова заблудились.

Молодцы! Справились.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь дома подумайте и ответьте на вопрос: являются ли следующие слова однокоренными?

Летний (день), летательный (аппарат)

Подберите к ним родственные слова и запишите.

Как же надо выполнять это задание? Какие умения необходимы для успешного выполнения?

Для кого это задание покажется сложным, то выполните упр № 7, где надо будет собрать «семейки» однокоренных слов.

Задаёт вопросы, ставит проблему

с,играет,на,

котёнок,трав-

ке,цветочками.

Цветы – цвет,цветок,

цветочек.

Игрушки-игры,игрок,

играть.

Котёнок -котик,кот

кошечка.

Трава-травка,

травинка,

травушка.

Котёнок играет на травке с цветочками

Для того,чтобы выполнить это задание надо знать,что у

однокорен-

ных слов одинаковый корень и близкое лексическое значение.

РУУД:корректировать деятельность:вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи,не имеющие однозначного решения.

КУУД:анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

7.Рефлексия

Ребята,какие знания «унесёте» сегодня домой?

Какие задания показались простыми, а какие вызвали трудности?

Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали. Покажите ваши лучики. Давайте объединим наши все лучики в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний.

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД:мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.

«В мир букв и звуков» отправляется учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются 25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними их командир Кузина Г.В.

(видео )

Учитель.

Ребята, мы отправляемся в путешествие «В мир букв и звуков»

С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их.

(Каждая группа подбирает своё приветствие).

1станция «ВОСПОМИНАНИЙ»

(Слайд №1)

По дороге расскажите всё, чему научились.

Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)

— Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды.)

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать .

Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? (Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) Совершенно верно.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Чем отличатся звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать , А еще его сказать .

2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ» .

(Слайд 2)

Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).

— Посмотрите к окну нашего вагона приклеился воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.

Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя. (На шарике буквы б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, м)

Все буквы обозначают парные звуки, а буква «м» не имеет парного звука .

Артикуляционная минутка

(ресурс начальной школы)

3станция «ЗАГАДОЧНАЯ» .

(Слайд №3)

Учитель:

Эта станция предлагает новое испытание. Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении.

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. Р


Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну, а в мае на березе Ж

Жук ее узнать поможет.

С этой буквой – добрым утром-

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам Д

Даже под дождем идем.

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву … У

Буква эта знаменита – А

Стоит в начале алфавита.

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан. Б

Вот все буквы перед вами –

Каждый может их назвать.

А теперь нам надо с вами

В слово буквы все собрать.

Получилось слово « Дружба ».

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Физминутка

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик!

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

4 станция «ЗАЩИТИ БУКВУ» .

(Слайд №4)

— Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция

«ЗАЩИТИ БУКВУ ».

Работа по парам. Постановка проблемы.

(ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА)

Буквы « Д» и «Р»- 1 группа

Буквы «У» и «Ж»- 2 группа

Буквы «Б» и «А»- 3 группа

5 станция «ОЛИМПИК»

(Слайд №5)

Работа по группам. Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите кто к нам пришёл ?

(В вагон забегает Вини-Пух)

Я принес вам 3 задания-ребусы, похожие вы выполняли на уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик»

(русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения.

Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.

Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай !

Задание 1-ой исследовательской группе

Разгадать ребус №1

Задание 2-ой исследовательской группе.

Разгадать ребус №2

Задание 3-ой исследовательской группе.

Разгадать ребус №3

Конспект урока вокруг одного слова

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: обобщить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

Умение распознавать в словах безударные гласные звуки;

Умение проверять безударную гласную в корне слова (подбирать проверочные слова);

Умение разбирать слова по составу;

Умение подбирать к словам синонимы и антонимы, разбирать многозначность слов.

Личностные:

Умение понимать значимость процесса учения;

Умение трудолюбиво относиться к своим делам;

Умение вести себя вежливо, следуя правилам хорошего поведения.

Метапредметные:

Регулятивные:

Умение ставить цель учебной деятельности совместно с учителем и классом;

Умение планировать собственную деятельность;

Умение корректировать свою работу, исправлять ошибки.

Познавательные:

Умение работать с информацией, предложенной в различных вариантах;

Умение анализировать собственную деятельность;

Умение находить причинно - следственные связи;

Умение проводить аналогии.

Коммуникативные:

Умение формулировать высказывания в соответствии с заданным вопросом;

Умение работать в паре.

Оборудование: карточки с заданием для парной работы, плакат «Правила поведения на уроке», интерактивная доска, презентация, карточки с правилом.

Ход урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

На доске висит плакат: «Правила поведения на уроке» (с ошибками).

Учитель: Ребята, посмотрите на плакат, все вы с ним знакомы. Какие же правила мы с вами уже усвоили?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

Учитель: А что же тут не ясно?

Учащиеся: Здесь много орфографических ошибок.

Учитель: Давайте же их исправим.

Учащиеся:

Держи своё рабочее место в ч и стоте. Проверочное слово- ч и сто.

Нельзя кр и чать с места, надо поднять руку. Проверочное слово - кр и к.

Уважайте других и проявляйте д о броту. Проверочное слово - д о брый.

На уроке нельзя разг о варивать. Проверочное слово - г о вор.

Учитель: Молодцы ребята! Скажите, с какой орфограммой вы столкнулись?

Учащиеся: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Постановка цели и задачи урока.

Учитель: Как вы думаете, что нас ждет сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем закреплять наши знания по данной орфограмме.

Учитель: Давайте поставим основные задачи урока.

Варианты ответов учащихся.

Работа в тетрадях.

Чистописание элементов буквы Ее .

Запись предложения: А подруга егоза, улетела стрекоза.

Учитель: Давайте определим, что же это значит.

Варианты учащихся.

Учитель: Какое же слово вызвало у вас затруднение?

Учащиеся: Егоза.

Запись слова, постановка ударения, деление на слоге. Звуко - буквенный анализ.

Учитель: Как вы думаете, нам это исследование дало какие - то сведения об этом слове?

Учащиеся: Нет.

Карточки с заданием на пару.

Учитель: Перед вами предложения, вы должны списать их, вставить пропущенную орфограмму, подобрать проверочные слова.

Вася был ш_лун. На уроке Света, словно юла - в_рнунья. Игорь - т_хоня по характеру.

Учащиеся:

Шалун - проверочное слово шалость. Вертунья - проверочное слово вертится. Тихоня - проверочное слово - тихо.

Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?

Учащиеся: Эти слова обозначают характер людей.

Учитель: Верно, а какое слово здесь лишнее?

Учащиеся: тихоня. Потому - что остальные слова относятся к непослушным, подвижным людям.

Учитель: Вы правы. А как вы думаете, в предложении: А подруга егоза, улетела стрекоза, находите что - то общее?

Учащиеся: Да, егоза - подвижный человек, словно стрекоза быстро улетел.

Учитель: Давайте теперь дадим этому слову определение.

На экране определение слова: Егоза - слишком подвижный человек.

Учитель: А какие синонимы есть у этого слова?

Учащиеся: Непоседа, шалун, вертун.

Учитель: А антонимы?

Учащиеся: тихоня, спокойный человек.

Учитель: Совершенно верно. Как вы считаете, это современное слово?

Учащиеся: Нет, это слово уже вышло из словарного обихода современного человека.

Физминутка.

Закрепление изученного материала.

На экране предложение: Ребята отправились в поход на Егозу.

Учитель: Почему же это слово пишется с большой буквы?

Варианты ответов.

Учитель: Егоза, ребята, это не только относится к человеку, но еще и есть такая гора на Южном урале. Подберем проверочное слово - гора.

Учащиеся: Г о ра - г о ры, г о рный.

Учитель: А теперь запишем еще одно предложение.

На экране: Летом мы купались в тёплой воде Егозы.

Учитель: Опять написано с большой буквы, чтобы это могло значить?

Варианты ответов.

Учитель: Егоза - река в Челябинской области. Подберем проверочное слово - река.

Учащиеся: Р е ка - р е ки, р е чка.

На экране: Вокруг забора папа прикрепил егозу.

Учитель: А здесь как понять это слово?

Варианты ответов.

Учитель: Так же егозой называют вид проволоки, которая закручена спиралью. Давайте подберем однокоренные слова к слову - прикрепил.

Учащиеся: Прикрепил - открепил, закрепил, крепёж, скрепка, крепление.

Учитель: Молодцы. Что дало нам понять это задание?

Учащиеся: Что у этого слова много значений.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, что сегодня мы с вами узнали нового?

Варианты ответов.

Учитель: Достигли ли мы цели урока, выполнили все пункты?

Варианты ответов.

Учитель: Как вы думаете, для чего мы с вами работали сегодня с одним словом?

Варианты ответов.

Рефлексия.

На экране рисунок с изображением солнца.

Учитель: Посмотрите на это солнце, каждый его лучик - ваше достижение. Подумайте, где сегодня вы достигли цели. А где были ваши трудности. Давайте с вами выберем пути преодоления этих трудностей.

Варианты учащихся.

Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием у вас будет поработать со слово житник. Как вы думаете, что оно значит?

Варианты ответов.

Учитель: Вот вам это и предстоит выяснить дома.